• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

    Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком -- на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

    В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

    Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3-4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

    В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

    Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

    Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.

    В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.

    В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.

    Главная цель внеклассной работы - организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

    Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

    Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно-кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т.д.). Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.

    К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.

    Организация внеклассной работы

    Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. Для достижения, какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

    Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Секция физкультуры и спорта

    Вот что говорит заслуженный учитель физкультуры о секции, которую они создали: «Ежегодно учащиеся нашей секции занимают призовые места в чемпионатах по волейболу, баскетболу, легкой атлетике и четырехборью районного и городского масштаба».

    Основная задача, которую учителя физической культуры ставят перед собой - это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют, здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах.

    В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

    Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я - спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.

    Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших классов, которую проводят инструкторы - старшеклассники. На динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.

    Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. В этом году на 6 % повысилось количество детей, занимающихся в основной группе.

    Руководство внеклассной работой в школе

    Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:

    • * самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
    • * несет ответственность за безопасность занимающихся;
    • * проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
    • * назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);
    • * принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;
    • * несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.

    В права и обязанности руководства школы входит:

    • * создание условий для беспрепятственной работы секции;
    • * несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами;
    • * по необходимости прекратить работу секции.

    Планирование внеклассной работы

    Планирование внеклассной работы - одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально-волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» -- гласит первая заповедь тренера - воспитателя.

    Планирование - это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование, лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То, что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно - предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

    Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.

    Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.

    Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:

    • 1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;
    • 2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития, и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
    • 3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления -- перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;
    • 4. принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

    Контроль внеклассной работы

    Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.

    Процесс воспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям - все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика.

    В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.

    Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности. Основные аспекты педагогического контроля:

    • * контроль направляющих начал и параметров воздействий;
    • * контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);
    • * контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;
    • * педагогический самоконтроль;
    • * контроль внешне-средовых факторов;
    • * контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;
    • * контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;
    • * контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.

    Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет таков:

    • 1. главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно, навыки (если дети старше 10 лет; если младше - то навыки не берутся в расчет); а также согласие врача на занятия в секциях;
    • 2. контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
    • 3. проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;
    • 4. контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;
    • 5. важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале;
    • 6. проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.

    Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.

    Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:

    • 1. ориентировочная;
    • 2. исполнительная;
    • 3. контрольно-корректировочная.

    Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняется исполнительная часть. А контрольно-корректировочная - осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результату действия, коррекция направлена на ориентировочную часть.

    Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочной основой действия.

    спортивная внеклассная работа физическая культура

    Виды планирования:

    1. Перспективное.
    2. Текущее.
    3. Оперативное.

    Перспективный план составляется на несколько лет

    Текущее или тематическое планирование составляется на одну конкретную четверть.

    Оперативное планирование предполагает разработку поурочных планов на каждое занятие

    Требования к планированию:

    1. Целевая направленность. При составлении плана необходимо обозначить цель и конкретные задачи. Цель должна быть реальной, поэтому учитель при планировании исходит из возможностей школы: наличия спортивной базы и инвентаря.
    2. Всесторонность планирования поставленных задач цель надо конкретизировать определёнными задачами, установить для них точные сроки выполнения.
    3. Необходимость учитывания основных закономерностей физического воспитания: последовательность формирования физических качеств, умений, навыков; учитывание половых особенностей детей, их возрастных и психических возможностей.
    4. Контроль планирования. План должен быть конкретным и выполнимым. Поставленные задачи, избранные методы и дозировка нагрузок должны соответствовать подготовленности учеников и условиям занятий.

    Основные документы планирования: основными документами планирования учебного процесса по ф-ре являются:

    1. Учебный план по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов (Приложение 1 ).
    2. Государственная программа по физическому воспитанию
    3. План-график учебного процесса на год. (Приложение 2 )
    4. Тематический план на учебную четверть. (Приложение 3 )
    5. План-конспект урока.

    Учебный план и программа по физическому воспитанию - государственные документы.

    План – график на учебный год составляет учитель, исходя из возможностей школы.

    Тематический план на учебную четверть составляется на основании годового плана – графика и содержит последовательное изложение содержания каждого урока.

    Тематическое планирование включает:

    1. Цель и задачи для определённого класса.
    2. Основные теоретические сведения.
    3. Основные средства, которыми решаются поставленные задачи.
    4. Зачётные требования, учебные нормативы, контрольные упражнения и сроки проверок.

    При распределении учебного материала по урокам необходимо:

    1. Идти от простого к сложному
    2. Учитывать взаимосвязь упражнений различных разделов.
    3. Подбирать упражнения, оказывающие всестороннее действие на развитие учеников.
    4. Давать знания о технике изучаемого материала, о влиянии данного упражнения на организм, о правилах безопасности при его выполнении.
    5. Давать в конце каждого урока закрепляющий материал в виде спортивных игр, эстафет, подвижных игр.
    6. Давать в обязательном порядке домашнее задание, соответствующее материалу, пройденному на уроке, с целью его закрепления и совершенствования, с последующей проверкой выполнения.

    План – конспект урока – это самый подробный план. Качество урока будет определяться чёткой постановкой задач.

    В плане конспекте урока также указываются:

    1. Средства и методы решения поставленных задач.
    2. Необходимый спортивный инвентарь для конкретного урока.
    3. Методы организации работы с учениками.
    4. Учебные нормативы.
    5. Домашнее задание.

    Планы разрабатываются непосредственно самим учителем на основании учебного плана и государственной программы по физическому воспитанию учащихся 1–11-х классов. Годовой план – график и тематический план на учебную четверть проверяются администрацией школы до начала учебного года и заверяются школьной печатью.

    Организация внеклассной работы по физической культуре

    Введение

    Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной школы; физической подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется много­образие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

    Сущность и система физического воспитания школьников

    Физическое воспитание есть целенаправленная, четко органи­зованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее по­коление в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармо­ничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном един­стве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эсте­тическим воспитанием. В комплексной программе физического вос­питания учащихся I -XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: ук­репление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систе­матических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Оте­чества; приобретение минимума знаний в области гигиены, меди­цины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятель­ности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнасти­ческих и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают пре­одолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления нар­котиков, токсических средств и курения табака.

    Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических пере­грузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к раз­решению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.

    Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в от­дыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлет­ворения своих честолюбивых притязаний, - с другой. Они поощ­ряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участ­ник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершив­шихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключитель­ности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.

    Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспи­тания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспи­тания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной де­ятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосу­дистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.

    Деятельность, отношения и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей.

    Внеклассная работа по физической культуре

    Во внеклассной работе по физическому воспитанию ста­вятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учеб­ной программы по физической культуре, а также воспитание опре­деленных организационных навыков у детей и привычки к систе­матическим занятиям физической культурой и спортом.

    Для организации и проведения внеклассной работы по физи­ческой культуре и спорту в восьмилетних и средних школах созда­ется коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физиче­ской культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком - на одного из учителей на­чальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

    В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

    Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3-4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и пра­вил поведения в походе. В походе дети приобретают первона­чальные навыки по туризму (ориентирование на местности, орга­низация места отдыха, приготовление пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

    В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных клас­сах могут составлять упражнения из учебной программы, подвиж­ные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

    Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной про­граммы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвя­щаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торже­ственное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжествен­ном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

    Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.

    В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.

    В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.

    Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

    Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями,вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

    Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.

    К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.

    Организация внеклассной работы

    Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. Для достижения какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

    Во многих школах много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные "Зимние Олимпийские игры", праздник "Добро пожаловать, олимпиада", праздник "Спорт пришел в сказку" и др.

    "Веселые старты"

    В этом спортивном празднике участвуют все учащиеся школы. Дети придумывают названия своих команд, на празднике присутствуют приглашенные гости, работает судейская коллегия из учителей школы, после соревнований награждение победителей.

    Дети участвуют в следующих состязаниях:

    1. "Быстроногие" - по 7 человек

    2. "Быстроногие с кеглей" - по 7 человек

    3. "Возьми булаву" - по 3 человека

    4. "Пятнашки с хвостиками" - 14 человек

    5. "Светофор"

    6. "Грибы и ягоды" - по 6 человек

    7. Эстафета с обручем - по 10 человек

    8. Загадки

    9. Передача мяча - по 10 - 15 человек

    10. Эстафета с шарами - по 4 человека

    11. Подтягивание

    Школьные "Зимние Олимпийские игры"

    В этом спортивном празднике участвуют все учащиеся школы по очереди по возрастным группам: 1-4 классы, 5-6 классы, 7-9 классы.

    Дети 1-4 классов участвуют в следующих состязаниях:

    1. Гонки на санях

    2. Игра "Не наступи на снежный ком"

    3. "Самый меткий"

    4. Круговая эстафета с загадками

    5. Эстафета "зверей"

    Дети 5-6 классов участвуют в следующих состязаниях:

    1. Биатлон - круговая эстафета

    2. Круговая эстафета на 1 лыжне

    3. Финские гонки

    4. Эстафета "Воротца"

    5. "Накаты"

    Дети 7-9 классов участвуют в следующих состязаниях:

    1. Круговая эстафета на 1 лыжне

    2. Биатлон - круговая эстафета

    3. "Накаты"

    4. Охота за флажками

    Праздник "Добро пожаловать, Олимпиада"

    Театрализованный спортивный праздник с героями Зевс и его свита, знакомством учащихся с олимпийской символикой, с духом чесных состязаний спортсменов в игровой форме.

    Праздник "Спорт пришел в сказку"

    В этом спортивном празднике участвуют учащиеся 3 -9 классов школы. Проводятся соревнования с мячами, скакалками, обручами. Дети разгадывают загадки на спортивную тему, заполняют кроссворды и узнают следующее состязание, в котором будут участвовать. Это театрализованный праздник, в котором участвует добрая фея из сказки.

    Секция физкультуры и спорта

    Вот что говорит заслуженный учитель физкультуры о секции, которую они создали:

    "Ежегодно учащиеся нашей секции занимают призовые места в чемпионатах по валейболу, баскетболу, легкой атлетике и четырехборью районного и городского масштаба.

    В межшкольном оздоровительном лагере дети посещают бассейн.

    Каждый год в День здоровья старшеклассники ходят в туристические походы.

    Основная задача, которую учителя физической культуры Терехова Н.К., Медведева С.И. ставят перед собой – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах. В МОУ СОШ 85 327 учащиеся занимаются в различных спортивных секциях, 3 секции (ОФП, волейбола, баскетбола) функционируют в школе – руководитель Терехова Н.К,33 школьника, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе посещают занятия в центре здоровья.

    В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

    Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я – спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение. Соревнования проводились в два этапа, сначала по параллелям начальных классов, затем финальные соревнования, в которых приняли участие 6 семей по 2 от каждой параллели.

    Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших классов, которую проводят инструкторы – старшеклассники. На динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.

    Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей. В этом году на 6 % повысилось количество детей, занимающихся в основной группе.

    Руководство внеклассной работой в школе

    Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:

    Самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;

    Несет ответственность за безопасность занимающихся;

    Проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);

    Назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией школы);

    Принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо соревновании;

    Несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.

    В права и обязанности руководства школы входит:

    Создание условий для беспрепятственной работы секции;

    Несение ответственности за создание и функционирование секции перед муниципальными органами;

    По необходимости прекратить работу секции.

    Педагог дополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя необходимую методику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю по 1-2 часа. Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства и подготовка профессиональных спортсменов.

    Планирование внеклассной работы

    Планирование внеклассной работы – одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера – воспитателя.

    Планирование – это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании, как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно – предпосылочные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

    Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.

    Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.

    Перечислим специфические принципы физического воспитания и их характеристику:

    1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;

    2. принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

    3. принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;

    4. принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

    Контроль внеклассной работы

    Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий.

    Процесс воспитания школьников (не только физического, а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям – все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика.

    В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.

    Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности. Основные аспекты педагогического контроля:

    Контроль направляющих начал и параметров воздействий;

    Контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам);

    Контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач;

    Педагогический самоконтроль;

    Контроль внешне-средовых факторов;

    Контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых;

    Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания;

    Контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых.

    Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет таков:

    1. главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно, навыки игры в футбол (если дети старше 10 лет; если младше – то навыки не берутся в расчет); а также согласие врача на занятия футболом. В отличие от других видов спорта такие показатели, как развитие каких-либо двигательных качеств, антропометрические данные и др. имеют второстепенное значение;

    2. контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;

    3. проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;

    4. контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок;

    5. важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале;

    6. проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.

    Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков.

    Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей:

    1. ориентировочная;

    2. исполнительная;

    3. контрольно-корректировочная.

    Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняется исполнительная часть. А контрольно-корректировочная – осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результату действия, коррекция направлена на ориентировочную часть.

    Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочной основой действия.

    Заключение

    Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

    В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

    Список источников

    Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: "Просвещение". 1968 – 215 с., ил.

    Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 – 174 с., ил.

    Веселая З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.

    Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г. – 112 с., ил.

    Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в школьном возрасте / Пособие для учителя. М.: "Просвещение". 1981 – 230 с., ил.

    Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987 – 190 с., ил.

    Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978 – 130 с., ил.

    Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 1976 – 102 с., ил.

    Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201 с., ил.

    Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968 – 130 с., ил.

    Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с., ил.

    Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: "ФиС". 1983 – 120 с.

    Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986 – 175 с., ил.

    Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 – 202 с., ил.

    Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 14 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.

    Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движения. М.: "Просвещение". 1983 – 104 с., ил.

    Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 – 86 с., ил.

    Осокина Т.И. Физическая культура в школе. М.: "Просвещение". 1978 – 170 с., ил.

    Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с., ил.

    Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971 – 107 с., ил.

    Внеклассная работа по физической культуре-

    как фактор формирования интереса у обучающихся.

    Хилько Александр Сергеевич,
    руководитель физического воспитания
    Красноярский колледж отраслевых технологий

    и предпринимательства

    Роль физической культуры в жизни общества с развитием цивилизации существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации - гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хорошей физической формы.

    Интерес к физической культуре- одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к обучающемуся мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям студента, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у студента вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.

    Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.

    Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать студенту соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его.

    К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не умеет правильно поддерживать себя в хорошей физической форме, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Основной причиной является недостаток соответствующих знаний и заинтересованности. Поэтому ещё в школьном возрасте необходимо сформировать интерес у ребенка к занятиям физическими упражнениями.

    Одна из серьёзных проблем современного образования - ослабление интереса обучающихся к физической культуре и спорту. Задача педагогов изменить подобное отношение к предмету, сформировать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

    В настоящей работе представлены подходы к формированию интереса у студентов к физической культуре за счёт использования возможностей внеклассной работы.

    1. Методы, используемые в формировании интереса.

    Для формирования интереса у обучающихся к предмету физическая культура существует два пути: урочная форма работы и внеклассная форма работы.

    Для формирования интереса у обучающихся к физической культуре и спорту используются различные методы: словесный, наглядный, практический, которые в свою очередь делятся на группы методов. Все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Методы использования слова, наглядности и самих движений неразрывно связаны между собой в силу единства физической и духовной сферы человечества и объективной логике процесса обучения и воспитания. С физиологической точки зрения это органическая взаимосвязь объясняется единством первой и второй сигнальных систем восприятия действительности, а с философской - единством чувственной, рациональной ступени познания и практической деятельности.

    Отсюда ясно, что в процессе физического воспитания нельзя ограничиваться какой-либо одной группой методов. Хотя основополагающую роль в этом процессе играют специфические методы. Успех дела зависит от того, насколько рационально они сочетаются со всеми другими способами педагогического воздействия.

    2. Внеклассная работа по физическому воспитанию

    "Можно привить вкус к, безделью, хулиганским выходкам, пьянству и низменным наслаждениям, а можно воспитать любовь к отдыху умному, красивому, развивающему человеческие силы.

    Одной из важнейших задач воспитания является задача научить детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно помогал и лучше трудиться, и лучше учиться - словом, по-настоящему жить.

    Внеклассная работа по физическому воспитанию представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых колледжом во внеурочное время.

    Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами физическою воспитания подрастающего поколении. Они регламентируются рядом инструктивно-методическихи нормативных документов Министерство Образования РФ с учетом места внеклассной роботы среди других форм физического воспитания школьников, её оздоровительных и образовательно-воспитательных возможностей,

    В течение ряда лет проводится робота по выявлению подходов к формированию у учащихся интереса к физической культуре и спорту через внеклассную работу.

    Основные задачи этой роботы заключаются в том, чтобы:

    1. Выявить возможности внеклассной роботы в повышении эффективности и процесса формирования интереса у учащихся к физической культуре

    2. Предложить подходы по формированию интереса к физической культуре у современных студентов.

    Для этого было необходимо:

    – привлечь всех заинтересованных учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

    – пропагандировать здоровый образ жизни среди всех учащихся колледжа.

    Для того чтобы решить поставленные задачи, в лицее ведется работа по следующим направлениям:

    1. Организация занятий в спортивных секциях и кружках;

    2. Физкультурно-оздоровительное направление

    3. Спортивно-массовые мероприятия;

    4. Патриотическое направление;

    5. Работа с родителями;

    6. Пропаганда спорта в начальной школе с помощью учащихся старшей классов.

    В процессе работы используются методы:

    · наглядный, который включает в себя: показ упражнения и действия; демонстрация с помощью наглядных пособий, технических средств обучения и т.п.

    · словесный - рассказы, описание, объяснения, беседы, разбор, указания, команды и т.п.

    · практический - игровой, соревновательный, тренировочный и т.п.

    1. Организация занятий в спортивных секциях и кружках.

    Занятия в спортивных секциях и кружках ведутся по следующим направлениям;

    Спортивные секции от СДЮШОР и клубов;

    Лицейские кружки по видам спорта;

    Кружки по подготовке команд к выступлениям в различных соревнованиях;

    Группы для работы с отстающими детьми,

    Для привлечения детей к занятиям в спортивных секциях и клубах, которые располагаются на территории колледжа. В ходе них дети могут стать непосредственными участниками.

    Секции по видам спота работают по двум направлениям;

    – Подготовка команд к районным соревнованиям,

    – Поддержания интереса у детей к различным видам спортивной деятельности.

    Секции подготовки команд для выступления в различных соревнованиях не входящие в спартакиаду района. А именно:

    – Занятия с командами для подготовки к военно-патриотической игре «Патриот».

    – Занятия с командами для подготовки к участию в зимних и летних туристических слётах.

    Группы для работы с отстающими детьми. Целью этих групп является помощь учащимся в освоении физических упражнений, которые не были усвоены во время учебного процесса по тем или иным причинам.

    2. Физкультурно-оздоровительное направление.

    Работа идёт по нескольким направлениям:

    Дни здоровья.

    Занятия в группах продленного дня.

    Физкультурные минутки, паузы, игры на переменах.

    Спортивные праздники.

    Занятия в бассейнах.

    Работая в тесном контакте с учителями начальной школе, мы разработали различные комплексы по физкульт-минуткам, картотеку подвижных игр для использования их на переменах. Для детей занимающихся в группах продлённого дня выделено время для занятия в спортивном зале.

    Дни здоровья в Колледже проводятся в виде однодневных походов загород. Ребята вместе с классными руководителями сами выбирают маршрут следования.

    Регулярно в колледже проводятся спортивные праздники такие как: «Осенний марафон», включающий в себя различные виды командных и личных соревнований, проводящиеся на улице; «А ну-ка.Юноши» посвящённый дню Защитника Отечества.

    3. Спортивно-массовые мероприятия: общешкольные соревнования, районные и городские соревнования; муниципальные соревнования.

    В колледже проводятся спортивные соревнования по различным вида спорта:

    Первенство колледжа по мини-футболу.

    Первенство колледжа по волейболу.

    Первенство колледжа по баскетболу.

    Первенство колледжа по лыжам.

    Главная задача этих соревнований проверить подготовленность классов и личные физические качества учащихся с цель отбора для дальнейшего выступления в районных, городских и муниципальных соревнованиях. А так же для воспитания коллективизма и уважительного отношения друг к другу.

    Большое значение в формировании интереса у учащихся к физической культуре и спорту имеют соревнования, проводимые администрацией Октябрьского района, и краевые соревнования, входящие в программу по работе с детьми, подростками, молодёжью. Главной задачей этой программы является привлечение к занятиям спортом детей, подростков, пропаганда здорового образа жизни, формирования навыков организации свободного времени детей и подростков.

    Для выявления достойного представителя лицея на этих соревнованиях проводятся внутри-колледжные соревнования. Также проходят соревнования по волейболу, футболу, баскетболу. Самым популярным и ответственным для учащихся был и остаётся участие в ежегодных зимних и летних туристических слётах.

    4. Патриотическое направление.

    Обновлённое российское общество, ориентированное на удовлетворение потребностей людей, заинтересовано в раскрытии способностей и развитии личности каждого его члена. Это возможно на основе крепкого, мощного государства, пользующегося уважением мировой общественности. Постановлением правительства РФ разработана федеральная целевая программа "Молодежь России", в которой отмечается, что становление новой Российской государственности требует пристального внимания к патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи через приобщение к истории, культуре, традициям страны, народа, их славным именам и подвигам, воспитание чувства гордости за Родину, готовности к защите Отечества.

    Проводимые на общероссийском уровне исследования показывают, что лишь каждый третий молодой россиянин гордится историей своей страны, победой народа в Великой Отечественной войне. Крайне незначителен процент тех, кто испытывает гордость за российские вооруженные силы, считает предметом гордости место России в мировом сообществе.

    А поэтому не случайна тенденция к усилению внимания к проблеме военно-патриотического воспитания, к решению которой непосредственное отношение имеет система образования, каждое образовательное учреждение (школа, лицей и др.). Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение её в мир не только материальной, но и духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет предмет "физическая культура".

    Устойчивое представление о том, что физическая культура в учреждениях образования – дело простое, не требующее особых усилий, затрат, к сожалению, сохраняется во многих учебных заведениях. В поиске этих представлений, в повышении статуса этого предмета в образовательной системе в школе и в каждом учебном заведении ведущая роль принадлежит учителю физической культуры. Именно его инициатива, творческий подход к своему делу может сыграть решающую роль в преодолении сложившихся стереотипов. И государство тоже сделало шаг в этом направлении, имеется в виду увеличение объёма учебной нагрузки по физической культуре до 3 часов в неделю. Конечно, остается сложнейшая проблема совершенствования материально-технической базы, но и в этом вопросе инициатива учителя способна продвинуть её решение.

    Опыт работы учителем физической культуры позволяет сделать вывод о том, что содержание предмета "физическая культура" имеет высокий развивающе-воспитательный потенциал, который может быть усилен выбором целесообразных методических подходов.

    Идей организации учебного процесса по физической культуре стала идея воспитания гражданина, патриота, способного строить свою судьбу и ответственного за судьбу своей страны, готового в нужный момент стать на её защиту. Процесс воспитания не может быть эффективным, если в него не вовлечен сам учащийся как творец своей личности и своей судьбы. Причастность и неравнодушие ко всему, что происходит вокруг - необходимое условие самовоспитания.

    Главной целью стало создание педагогических условий, способствующих включению учащихся в процесс самовоспитания и саморазвития как активных "субъектов деятельности".

    Основными принципами построения учебно-воспитательного процесса стали:

    Принцип демократизации и гуманизации обучения, построение его на основе - сотрудничества, содружества, сотворчества;

    Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий "дойти" до каждого, помочь каждому ученику почувствовать себя личностью, обрести уверенность в себе;

    Пинцип "трудной цели", заставляющей педагога работать "в зоне ближайшего развития" учащихся, выбирать оптимальную меру трудности, стимулирующей умственное и нравственное развитие;

    Принцип единства учебной и внеучебной деятельности, именно это обеспечивает возможность целостного, эффективного воздействия на личность, создание условий для складывания определенного "образа жизни";

    Принцип единства интересов личности и коллектива, реализация которого позволяет создать коллектив единомышленников, являющийся действенным средством воспитания.

    На реализацию этих принципов и направлена вся работа по физическому воспитанию.

    Основной задачей физического воспитания остается физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Здоровье каждого человека - высшая ценность, как для самого человека, так и для общества. И здесь можно опереться на известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух". Особое внимание обращается на методически нравственное построение занятия, оптимальный подбор упражнений для каждого структурного компонента занятия в соответствии с его задачам и с учетом дифференцированного подхода, позволяющего каждому учащемуся двигаться к выполнению нормативов своими темпами. Одновременно с выполнением программы ведется работа по обучению основам совершенствования и самоконтроля. Учащиеся приобретают умение контролировать свое физическое и психическое состояние, самостоятельно разработать комплексы физических упражнений, самостоятельно отрабатывать навыки по выполнению.

    Прикладная физическая подготовка, проводимая на уроках, включает общеизвестные упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости. Во внеклассной работе для ребят задача усложняется, и кроме общефизической подготовки они знакомятся с полосой препятствий. Преодоление полосы препятствий относится к числу наиболее эффективных прикладных навыков в процессе физической подготовки. Занятия на полосе препятствий требуют от занимающихся проявления разнообразных двигательных действий: бег с максимальной скоростью, преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, проходов в лабиринте, передвижение по узкой опоре, метание гранаты на заданное расстояние и в цель и др. Для успешного преодоления отдельных элементов единой полосы препятствий в занятие необходимо включать избирательно-направленные упражнения, развивающие у учащихся качества, необходимые для её преодоления.

    В программу работы входит также: строевая подготовка, стрелковая подготовка, атлетическая гимнастика, патриотическое воспитание. Многие упражнения прикладного характера «рождаются» именно на занятиях. Совершенствуются детали, с подготовленными ребятами отрабатывается методика выполнения, и только потом они используются на уроке в том или ином варианте.

    Уроки и внеклассная работа - неразрывны. Это как две стороны одной медали. Необходимы занятия с учащимися во вне учебное время, чтобы у них была возможность заняться нужным, полезным делом, отвлечь их от «соблазнов» улицы. Уроки и военно-патриотическая работа - это целенаправленное движение в одном направлении.

    Формы организации военно-патриотической воспитания:

    Встречи и общение с ветеранами войны и участниками военных действий;

    Знакомство с реальной жизнью воинских частей;

    Участие в соревнованиях, где учащиеся представляют свой лицей, район;

    Совместный просмотр художественных и документальных отечественных фильмов военной тематики, их осмысление и обсуждение;

    Участие в организации и проведении различных мероприятий.

    Критерием оценки воспитательной и образовательной работы можно считать убеждение А.С. Макаренко: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали".

    Гениальность педагога Макаренко в том и заключается, что он, как никто другой, понял: воспитание - это не совокупность условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения, воспроизводимые самими воспитанниками в первую очередь потому, что сами они в таких отношениях нуждаются. Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя - немаловажные факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной, ничем не заменимой основой его эффективности являются - только - отношения, в которых проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации, целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие отношения, и будет средством воспитания.

    5. Работа с родителями.

    Важным фактором развития интереса у ребят к занятиям физической культурой и спортом является работа с родителями обучающихся.

    Работа заключается в следующем:

    Подключение родителей к организации и проведению спортивных мероприятий, праздников..

    Руководство кружками,

    Помощь в организации подготовки команды к туристическим слётам (приобретение туристического оборудования, формы, подготовка к конкурсам художественной самодеятельности).

    Литература.

    1. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1998.-496 с.

    Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.,