• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В зале и гостиной нет никого, кроме Любови Андреевны, которая сидит, сжалась вся и горько плачет. Тихо играет музыка. Быстро входят Аня и Трофимов . Аня подходит к матери и становится перед ней на колени. Трофимов остается у входа в залу.

    Аня. Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..

    Занавес

    Действие четвертое

    Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса Вари и Ани. Лопахин стоит, ждет. Я ш а держит поднос со стаканчиками, налитыми шампанским. В передней Епиходов увязывает ящик. За сценой в глубине гул. Это пришли прощаться мужики. Голос Гаева: «Спасибо, братцы, спасибо вам».

    Яша. Простой народ прощаться пришел. Я такого мнения, Ермолай Алексеич: народ добрый, но мало понимает.

    Гул стихает. Входят через переднюю Любовь Андреевна и Гаев ; она не плачет, но бледна, лицо ее дрожит, она не может говорить.

    Гаев. Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!

    Любовь Андреевна. Я не смогла! Я не смогла!

    Оба уходят.

    Лопахин (в дверь, им вслед) . Пожалуйте, покорнейше прошу! По стаканчику на прощанье. Из города не догадался привезть, а на станции нашел только одну бутылку. Пожалуйте!

    Пауза.

    Что ж, господа! Не желаете? (Отходит от двери.) Знал бы - не покупал. Ну, и я пить не стану.

    Яша осторожно ставит поднос на стул.

    Выпей, Яша, хоть ты.

    Яша. С отъезжающими! Счастливо оставаться! (Пьет.) Это шампанское не настоящее, могу вас уверить.

    Лопахин. Восемь рублей бутылка.

    Пауза.

    Холодно здесь чертовски.

    Яша. Не топили сегодня, все равно уезжаем. (Смеется.)

    Лопахин. Что ты?

    Яша. От удовольствия.

    Лопахин. На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь.

    Трофимов в пальто входит со двора.

    Трофимов. Мне кажется, ехать уже пора. Лошади поданы. Черт его знает, где мои калоши. Пропали. (В дверь.) Аня, нет моих калош! Не нашел!

    Лопахин. А мне в Харьков надо. Поеду с вами в одном поезде. В Харькове проживу всю зиму. Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие.

    Трофимов. Сейчас уедем, и вы опять приметесь за свой полезный труд.

    Лопахин. Выпей-ка стаканчик.

    Трофимов. Не стану.

    Лопахин. Значит, в Москву теперь?

    Трофимов. Да, провожу их в город, а завтра в Москву.

    Лопахин. Да… Что ж, профессора не читают лекций, небось всё ждут, когда приедешь!

    Трофимов. Не твое дело.

    Лопахин. Сколько лет, как ты в университете учишься?

    Трофимов. Придумай что-нибудь поновее. Это старо и плоско. (Ищет калоши.) Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…

    Лопахин (обнимает его) . Прощай, голубчик. Спасибо за все. Ежели нужно, возьми у меня денег на дорогу.

    Трофимов. Для чего мне? Не нужно.

    Лопахин. Ведь у вас нет!

    Трофимов. Есть. Благодарю вас. Я за перевод получил. Вот они тут, в кармане. (Тревожно.) А калош моих нет!

    Варя (из другой комнаты) . Возьмите вашу гадость! (Выбрасывает на сцену пару резиновых калош.)

    Трофимов. Что же вы сердитесь, Варя? Гм… Да это не мои калоши!

    Лопахин. Я весной посеял маку тысячу десятин, и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу. Зачем же нос драть? Я мужик… попросту.

    Трофимов. Твой отец был мужик, мой - аптекарь, и из этого не следует решительно ничего.

    Лопахин вынимает бумажник.

    Оставь, оставь… Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

    Лопахин. Дойдешь?

    Трофимов. Дойду.

    Пауза.

    Дойду, или укажу другим путь, как дойти.

    Слышно, как вдали стучат топором по дереву.

    Лопахин. Ну, прощай, голубчик. Пора ехать. Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего. Ну, все равно, циркуляция дела не в этом. Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…

    Дверь в бильярдную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: «Семь и восемнадцать!» У Гаева меняется выражение, он уже не плачет.

    Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс.)

    Пищик . Что на торгах? Рассказывайте же!

    Любовь Андреевна . Продан вишневый сад?

    Лопахин . Продан.

    Любовь Андреевна . Кто купил?

    Лопахин . Я купил.

    Пауза.

    Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

    Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну, да все равно.

    Слышно, как настраивается оркестр.

    Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!

    Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет.

    (С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь.

    Пищик (берет его под руку, вполголоса) . Она плачет. Пойдем в залу, пусть она одна… Пойдем… (Берет его под руку и уводит в зал.)

    Лопахин . Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить! (Уходит с Пищиком.)

    В зале и гостиной нет никого, кроме Любови Андреевны, которая сидит, сжалась вся и горько плачет. Тихо играет музыка. Быстро входят Аня и Трофимов, Аня подходит к матери и становится перед ней на колени, Трофимов остается у входа в залу.

    Аня . Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..

    З а н а в е с.

    ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

    Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса Вари и Ани. Лопахин стоит, ждет. Яша держит поднос со стаканчиками, налитыми шампанским. В передней Епиходов увязывает ящик. За сценой в глубине гул. Это пришли прощаться мужики. Голос Гаева: «Спасибо, братцы, спасибо вам».

    Яша . Простой народ прощаться пришел. Я такого мнения, Ермолай Алексеич: народ добрый, но мало понимает.

    Гул стихает. Входят через переднюю Любовь Андреевна и Гаев; она не плачет, но бледна, лицо ее дрожит, она не может говорить.

    Гаев . Ты отдала им свой кошелек, Люба. Так нельзя! Так нельзя!

    Любовь Андреевна . Я не смогла! Я не смогла!

    Оба уходят.

    Лопахин (в дверь, им вслед) . Пожалуйте, покорнейше прошу! По стаканчику на прощанье. Из города не догадался привезть, а на станции нашел только одну бутылку. Пожалуйте!

    Пауза.

    Что ж, господа! Не желаете? (Отходит от двери.) Знал бы - не покупал. Ну, и я пить не стану.

    Яша осторожно ставит поднос на стул.

    Выпей, Яша, хоть ты.

    Яша . С отъезжающими! Счастливо оставаться? (Пьет.) Это шампанское не настоящее, могу вас уверить.

    Лопахин . Восемь рублей бутылка.

    Пауза.

    Холодно здесь чертовски.

    Яша . Не топили сегодня, все равно уезжаем. (Смеется.)

    Лопахин . Что ты?

    Яша . От удовольствия.

    Лопахин . На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хорошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь.

    Трофимов в пальто входит со двора.

    Трофимов . Мне кажется, ехать уже пора. Лошади поданы. Черт его знает, где мои калоши. Пропали. (В дверь.) Аня, нет моих калош! Не нашел!

    Лопахин . Мне в Харьков надо. Поеду с вами в одном поезде. В Харькове проживу всю зиму. Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие.

    Трофимов . Сейчас уедем, и вы опять приметесь за свой полезный труд.

    Лопахин . Выпей-ка стаканчик.

    Трофимов . Не стану.

    Лопахин . Значит, в Москву теперь?

    Трофимов . Да, провожу их в город, а завтра в Москву.

    Лопахин . Да… Что ж, профессора не читают лекций, небось все ждут, когда приедешь!

    Трофимов . Не твое дело.

    Лопахин . Сколько лет, как ты в университете учишься?

    Трофимов . Придумай что-нибудь поновее. Это старо и плоско. (Ищет калоши.) Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…

    Лопахин (обнимает его) . Прощай, голубчик. Спасибо за все. Ежели нужно, возьми у меня денег на дорогу.

    "ВЫ ПОРАЗИЛИ МЕНЯ В САМОЕ СЕРДЦЕ”, - СКАЗАЛ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН МАРИИ АКСЕНОВОЙ ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В КРЕМЛЕ 7 МАРТА 2001 ГОДА НА ВСТРЕЧЕ С НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫМИ ДЕЛОВЫМИ ЖЕНЩИНАМИ РОССИИ. ОНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОРАЖАЕТ - РАЗМАХОМ ЗАДУМАННОГО И МГНОВЕННОЙ ТОЧНОСТЬЮ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ В ЖИЗНЬ! ШУТКА ЛИ, СКАЗАТЬ СЕБЕ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ: “Я СОЗДАМ МНОГОТОМНУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, КОТОРАЯ ОКАЖЕТ ВЛИЯНИЕ НА УМЫ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ!.. А В ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ПОНЯТЬ, ЧТО ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!

    - В высоту Вам бы прыгать - уж очень высокие планки ставите?

    В высоту не прыгала. Чего не было, того не было. А в шашки могу обыграть. Хотите?

    - Прямо так сразу и обыграть? Хочу!

    Но, прежде, позвольте представиться в неожиданном качестве. Мария Аксенова - кандидат в мастера спорта по русским шашкам, неоднократная чемпионка Москвы.

    - Сдаюсь.

    То-то! Шашки, как ничто другое, развивают способность логически мыслить. Шахматы можно сравнить с военным сражением - идет игра на уничтожение. Шашки - с бизнесом. Тонкий расчет и точно сделанные ходы.

    Народ любовью бредит,
    А я играю в шашки.
    Народ выходит замуж,
    А я читаю книжки.
    Народ детей рожает,
    А я грызу науку -
    Ну, если не науку,
    То ручку я грызу.

    - Еще и стихи пишете?

    Случается. Помните гениального Евгения Леонова в роли короля, всю вину сваливавшего на предков? Наверно, в моих стихах “виноват” мой прадед, поэт Серебряного века Петр Евдошенко. А страсть к книжкам и шашкам - от прабабушки, Екатерины Евдошенко. Я ее такой и помню, всегда с книжкой в яблоневом саду.

    - Осознание значимости своих “корней“ так важно для Вас?

    Это пришло ко мне только сейчас. В советское время знать свои “корни”, особенно аристократические, не следовало. Сегодня я начинаю понимать, все, что сделали предки, - мой багаж. Скажем, любовь к астрономии, биологии, точным наукам у меня от мамы. Стремление к самообразованию и исследованию нового - от отца. Он 23 года работал врачом скорой помощи. Изобретал свои лекарства. Потом уехал в деревню, завел пасеку, освоил биорезонансную терапию, бесплатно лечил деревенскую округу. При этом всегда стремился во всем докопаться до истины. Я - такая же неугомонная. Помню, на первом курсе нам поставили задачу рассчитать векторы в пятимерном пространстве. Все сидят - трудятся, а мне прямо нехорошо. Думаю, как же так? Почему никого не волнует главное - что такое это пятимерное пространство, как объять необъятное? В голове крутились булгаковские строчки: “Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, до черт знает каких пределов!” С тех пор так и живу, ощущая себя в пятимерном пространстве.

    Я часть Вселенной, порожденье
    И форма времени-пространства,
    Я часть извечного движенья:
    Жизнь, смерть - фрагменты постоянства.
    Сомнений, счастья канет время,
    Сознанье, преломившись в призме,
    Покинет оболочки бремя...
    А смерти нет, есть формы жизни.

    - Ваши стихи изданы?

    Да, но не моим издательством. Это было бы неаристократично.

    - А что значит быть аристократом в Вашем понимании?

    На мой взгляд, аристократ - тот, кем нельзя притвориться. Кто понимает, высоко поднятая голова и высоко задранный нос - не одно и то же. Говорят, хорошие манеры трудно сохранить в бедности. Аристократ и в бедности сохраняет достоинства. Я опять-таки вспоминаю свою прабабушку. Мы могли есть очень простую пищу, но стол при этом всегда был сервирован изысканно. И разговоры велись, если так можно выразиться, красивые - о поэзии, живописи, музыке. Не припомню, чтобы когда-нибудь судачили о соседях или осуждали знакомых. Зато с удовольствием играли в интеллектуальные игры. Чувство прекрасного, способность увидеть это среди произведений искусства, модных течений, нравов, массы вещей, врожденное чутье на красоту - и есть определяющий признак аристократизма.

    - Скажите, что-то из уроков воспитания Вы сегодня применяете на практике?

    Стараюсь. Прежде всего, это умение держать дистанцию, не допускать в отношении себя фамильярности и развязности, в том числе и со стороны своих детей.

    Интеллектуальные игры, красивые разговоры... Вы подтверждаете расхожее мнение о том, что жизнь аристократа - это жизнь в праздности?

    Вы, в свою очередь, подтверждаете заблуждение, заключающееся в том, что работа мысли и души, невидимая глазу, есть праздность? Праздными считали поэтов, писателей, композиторов. Да, духовные ценности руками не потрогаешь. Но разве без них может существовать Человечество?

    - Ощущаете себя аристократкой?

    Помните известный анекдот? - “Что нужно, чтобы назвать себя джентльменом?” -”Это очень просто. Нужно окончить три колледжа”. - “Как? Сразу?” - “Нет, один - Вы, другой - Ваш отец, а третий - дед”. Я - выпускница МГУ в третьем поколении.

    - Можно быть образованным человеком и не быть при этом аристократом?

    Разумеется. Самое важное, я полагаю, чувствовать себя свободным во всех смыслах слова. В суждениях, образе мысли, не зависимым от внешних обстоятельств. Вспомните дуэли - привилегию аристократов! Они выражали стремление самим распоряжаться правом на суд справедливости, не передавая его государству. Всегда и во всем брать ответственность на себя - за семью, за дело, которому служишь, за людей, работающих под твоим руководством. В какой-то мере за судьбу своей страны.

    Давайте еще немного поговорим о достоинствах и недостатках аристократов. Мне кажется, у людей с “родословной” должен быть некий собственный “кодекс чести”?

    Признаться, никогда об этом не задумывалась. Хотя... Не знаю, можно ли назвать это кодексом, но принципы имеются. Я всегда готова дать объяснения своим поступкам, но не приношу извинения, если делаю то, что считаю правильным.

    - Не отрекаться от себя?

    Именно. Для меня всегда очень важно действовать! Слово “жизнь” в моем восприятии - глагол. Действовать! Издавать книги, писать стихи, кормить людей. Кстати, занимаюсь и ресторанным бизнесом. Личностный рост чрезвычайно важен. Между прочим, именно в журнале “Персона” я когда-то прочитала интервью с Кшиштофом Занусси. И слова “художник стоит столько, сколько стоит его последняя работа”, врезались мне в память. Не останавливаться на достигнутом, идти вперед, доказывать свою состоятельность каждый день, прежде всего, себе. Никогда не жалела о том, что сделано, хотя некоторые мои занятия друзей удивляют. Например, преподаю китайскую гимнастику “Ци Гун”. Людям помогает. Мама не поощряет мое увлечение подводным плаванием - нервничает. А для меня - это покорение еще одного пространства. И опять-таки возможность прийти на помощь. Похвастаюсь, я имею звание “дайвера-спасателя”.

    - Вы прямо как героиня гриновского романа “Бегущая по волнам”?

    Хорошо, что вспомнили, - люблю этого писателя. Кстати, порой вздыхаю о Несбывшемся. С большой буквы, как у Александра Грина. Так много еще хочется успеть. Открыть гончарную мастерскую, ювелирную фабрику, создать строительную компанию...

    - Планы, что и говорить, наполеоновские. Не много ли для одного человека?

    Отнюдь. Я глубоко интересовалась психологией бизнеса и жизненного успеха. Могу напомнить Вам закон Паркинсона: “Работа растягивается, как резина, чтобы заполнить время для ее выполнения”. То же самое гениально и с юмором было сказано Марком Захаровым в фильме “Формула любви”: “Можно ли починить карету за день? - Можно! - А за два? - Трудно, но можно и за два! - А за неделю? - Ну, и за- дачи, барин, ставите!” Если одно и то же дело можно сделать за день и за месяц, то лучше за день. Мне нравится создавать ценности! И духовные, и материальные. Меня не устраивает бизнес, основанный на перепродаже. Я не делаю ничего, что имеет одну лишь задачу - заработать деньги.

    Что ж, я хорошо отношусь к деньгам. Они важный и полезный инструмент, необходимый обществу. Никто бы не помнил милосердного самаритянина, если бы у него были только благие намерения. У него были еще и деньги. Однако всегда стоит главная задача -мессианская. Так, например, было с “Энциклопедией для детей”. Шел 1992 год... Перестройка... Я - студентка пятого курса. Впереди диплом, аспирантура и, скорее всего, бесславная работа в НИИ до пенсии. Но чувствовала, что природа замыслила меня для чего-то большего. Тогда сожгла все мосты. Захлопнула за собой дверь в аспирантуру для того, чтобы открыть окно в будущее. И мы с однокурсником решили создать издательство, благо принятый летом 1990-го года Закон “О печати” позволял это сделать. В 1992-ом появилась еще одна возможность - брать кредиты. Так и поступили. Не имея никакого начального капитала, отправились в банк за деньгами.

    - И Вам их дали?

    Представьте себе, да. Известно, что банкиры умеют читать по глазам. В наших глазах была видна серьезность намерений. Мы решили издавать энциклопедическую серию для детей. Задачу поставили - из области невероятного. Новая энциклопедия должна была стать столь же авторитетной, как Большая советская, - образовательным проектом национального масштаба. Но при этом правдиво, ярко и глубоко отображать мир. Без давления идеологии повлиять на мировоззрение целого поколения. А в “сверхзадачу” входило намерение не только дать детям знания, но и сформировать стремление самостоятельно знания добывать. Вспомните, в школе фраза “ученые доказали” всегда была истиной в последней инстанции. А после этих слов только и должна начинаться дискуссия. То, что сегодня кажется незыблемым, завтра будет дополнено и пересмотрено. Главная идея энциклопедии - показать Человека и его знания о мире как процесс, открытый будущему. Какие, как правило, возникают ассоциации со словом “энциклопедия”? - Точная сухая информация. Но разве такой может быть энциклопедия для детей? Нет, она должна вмещать бесконечные вопросы и совместные поиски ответов. Быть восторгом открытия, а также честной и непредвзятой. Вместе с тем огромное значение, конечно, мы придавали иллюстрациям. Они сказочно прекрасны, при этом исторически достоверны. Первый том “Энциклопедии для детей” - “Всемирная история” - вышел в июне 1993 года. Готовили его студенты. Мы быстро поняли, для детей нужно делать все, как для взрослых, только лучше! И стали привлекать к сотрудничеству выдающихся людей - элиту научного мира. Нашими авторами были Виталий Гинзбург, Сергей Капица, Кир Булычев. Сегодня в “Энциклопедии для детей. Аванта+” - 45 томов. Она признана самым авторитетным и известным энциклопедическим изданием. Мессианская - просветительская - задача выполнена.

    - Что важнее - получить признание сегодня или знать, что о Вас будут помнить завтра?

    И то и другое. Но сегодняшний процесс я держу под контролем. А остаться в памяти потомков - возможно, и есть пятое измерение. Преодоление пространства и времени.

    "Персона", апрель 2007, текст Марина Скалкина, фото Сергей Петрухин

    Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

    Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

    В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

    Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».

    Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».

    Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «...грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

    Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

    При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»

    «Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.

    Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь... Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

    Стихотворение Брюсова «Творчество», датированное 1 марта 1895 года, — манифест раннего символизма. Оно было рассчитано на эпатаж и вызвало скандал: автора обвиняли в бессмыслице. На самом деле, напротив, оно построено чрезвычайно рационально.

    Мы видим, что образы последней строфы варьируют образы первой строфы с очень существенной разницей: в первой строфе говорится «Тень несозданных созданий», в последней строфе — «Тайны созданных созданий». Сопоставив это с заглавием, мы можем прийти к выводу, что в стихотворении представлен процесс творчества: автор описывает, как создает это самое стихотворение.

    Тень несозданных созданий
    Колыхается во сне,
    Словно лопасти латаний
    На эмалевой стене.

    Загадочное слово «латания» — это пальма, а эмалевая стена — это стена печки. Лирический герой находится в полусне в комнате, где топится печь, и видит пальмовые листья-лопасти, отражающиеся в изразцах.

    Фиолетовые руки
    На эмалевой стене
    Полусонно чертят звуки
    В звонко-звучной тишине.

    Тени пальм начинают напоминать ему руки: мир двоится на реальный и тот, который полусонный поэт создает своим воображением. Звонко-звучная тишина — оксюморон, отсылающий к расхожему выражению «звенящая тишина».

    И прозрачные киоски
    В звонко-звучной тишине,
    Вырастают, словно блестки,
    При лазоревой луне.

    Киоски — это беседки; конечно, из комнаты герой никаких киосков видеть не может, а значит, он расширяет мир стихотворения. Этот воображаемый мир становится воинственно-захватывающим, он побеждает мир реальный.

    Всходит месяц обнаженный
    При лазоревой луне…
    Звуки реют полусонно,
    Звуки ластятся ко мне.

    За эту строфу над Брюсовым издевались пародисты, предлагая посадить его в сумасшедший дом или предполагая, что поэт пьян. Однако на самом деле месяц при луне — это всего лишь отражение луны в эмали. В строфе очень важно слово «ластятся»: воображаемый мир стихотворения — это мир, в котором поэт является демиургом и все ему подчиняется.

    Тайны созданных созданий
    С лаской ластятся ко мне,
    И трепещет тень латаний
    На эмалевой стене.

    Последняя строфа — торжествующая: поэт-демиург досоздал свой мир. Стихотворение полно фонетических и синтаксических повторов, что делает его еще больше похожим на заклинание. 

    Конспект

    «Замечали ли вы, что последняя чеховская пьеса решительно отличается от всех предыдущих? Как построены „Иванов“, „Чайка“, „Три сестры“, „Дядя Ваня“? Говоря схематически, они построены все одинаково: приезд, выстрел и отъезд. И ничего не меняется, все возвращается к началу».

    Лев Соболев

    Больше всего на это похоже окончание третьего, предпоследнего действия «Вишневого сада», когда Аня говорит: «Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..» Третье действие кончается в августе, а четвертое начинается в октябре.

    «Что такое четвертое действие? Четвертое действие „Вишневого сада“ говорит о том, что возвращения назад, как в „Трех сестрах“, как в „Дяде Ване“, как в „Чайке“, возвращения назад нет и быть не может. Надо ехать. И Гаев, банковский служака, как он говорит о себе с удовольствием, произносит: „До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…“ Да, расстаться с садом тяжело Раневской, Гаеву, Фирсу. Но они расстаются с ним, жизнь кончается».

    Лев Соболев

    Гибель сада становится для Чехова символом гибели старой культуры: он трезво понимает, что вернуться назад нельзя, и смерть старого Фирса в этом смысле очень показательна.

    «Мне кажется, что в начале XX века в творчестве Чехова наступил новый период. Это касается и прозы, и драматургии. И в прозе, и в драматургии XIX века Чехов заканчивал тем, чем начинал, его рассказы и пьесы были закрыты, замкнуты. В поздней прозе — например, в „Даме с собачкой“, „Невесте“ — совсем другие финалы. И проза, и драматургия открыты, впереди жизнь, неизвестная, таинственная и, может быть, прекрасная. Все в руках человека. Как бы этот период в творчестве Чехова пошел, как бы Чехов развивался, мы, к сожалению, никогда не узнаем».

    Лев Соболев

    Конспект

    «Аристократка» — рассказ тридцатилетнего Зощенко, необычайно популярного в 1920-е годы. Однако его репутация у критики была сложной, двойственной. Официальная советская критика была недовольна его персонажами, его языком, его приземленно-бытовыми сюжетами, объявляя его рупором мещанства, полного пережитков темного буржуазного или мелкобуржуазного прошлого. Защищавшая его просвещенно-либеральная, академическая критика объясняла, что он, напротив, сочувствующий делу партии сатирик-попутчик, разоблачающий вредные родимые пятна прошлого в осмеиваемых им мещанах.

    «Лишь во времена перестройки в СССР была, наконец, полностью издана его психоаналитическая повесть из собственной жизни „Перед восходом солнца“, бросающая новый свет на картину его творчества в целом. Вдруг оказалось, что автобиографический герой этой повести во многом похож на тех мещан, которых автор осмеивал в своих знаменитых комических рассказах. Только там зощенковский персонаж дан в отстраненно-комическом ключе, а тут в трагифарсово-сочувственном, он серьезно озабочен проблемами своей личности.
    Но тогда верны и неверны обе принятые трактовки. Зощенко, действительно, в каком-то смысле мещанин, человек вообще, который и смешон, и жалок, но которому автор сочувствует, и мы с ним вместе. Но которого он также и видит в критическом свете».

    Александр Жолковский

    В «Перед восходом солнца» Зощенко сосредоточился на выявлении своих основных, еще детских травм, из которых и выводил свои будущие фобии — страх грома, выстрела, страх воды, страх еды, боязнь за свои территориальные границы и границы своего тела, боязнь женщин как источников кормления и как сексуальных объектов, свой эдипов страх, ненависть к отцовским фигурам начальства.

    Что же мы видим в «Аристократке» в свете инвариантов Зощенко, выявленных им самим в «Перед восходом солнца»? Налицо страх женщины, тем более аристократки с золотым кастрирующим зубом, любительницы театра. Впрочем, о какой пьесе идет речь, мы так и не узнаем — это еще один инвариант, неспособность ответить на культурный вызов. У него также проблемы с едой (герою она вообще не достается), проблемы с личными границами (герой вынужден символически раздеваться при публике, когда выворачивает карманы). Наконец, у него конфликт с мелким начальством в лице буфетчика, восходящий к эдиповому страху перед отцом. И не в последнюю очередь это конфликт с социумом, в частности с языком — одним из наиболее властных институтов человеческого общежития. Говоря неграмотное и идиотское «Ложи взад», герой демонстрирует полный провал социальной интеграции.

    Между «Аристократкой» и «Перед восходом солнца» можно найти несколько буквальных параллелей, доказывающих правомочность сопоставления.

    «Все творчество Зощенко пронизано единой темой недоверия, страха, боязни вторжения и прикосновения чужих враждебных сил. Зощенко вырос в многодетной и не совсем благополучной семье и как бы с детства был запрограммирован стать антипоэтом коммунальной квартиры. Не только в буквальном, но и в высоком, символическом, экзистенциальном смысле. Угрожающий социум, недоверие к нему, безуспешные попытки его контролировать, полный провал взаимодействия — таков типовой архисюжет Зощенко».

    Александр Жолковский

    Конспект

    Художественная литература издавна использовалась в целях пропаганды, однако само представление о том, что какие-то идеи можно пропагандировать через тексты, ассоциируется у нас с XX веком, и прежде всего — с советской властью; цари вообще не очень любили объяснять что-то народу.

    Стихотворение Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» написано в 1929 году. Все помнят его рефрен — «Через четыре года здесь будет город-сад» — и концовку: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». Создатели города-сада — это строители металлургического завода в сибирском городе Кузнецке (впоследствии — Новокузнецк).

    Стихотворение написано по конкретному поводу: в Кузнецк приехало начальство и «распушило в пух и прах» за отставание от графика. Почему они не успевали, понятно: условия работы ужасные, как пишет Маяковский, «вода и под, и над».

    Любопытно, что эта конкретность и злободневность у Маяковского накладывается на использование одного понятия из урбанистики того времени — понятия города-сада. Его ввел англичанин Эбенизер Говард, который в 1902 году опубликовал книгу «Города-сады завтрашнего дня». В этой утопической книге Говард предлагал совместить достоинства городской жизни с прелестями сельской, чтобы человек жил в гармонии с природой. Город должен был стать конгломератом микрорайонов, перемежаемых лесопарками; несколько таких городов были построены в Америке и в Англии.

    Идея была воспринята и в России. Правление Казанской железной дороги намеревалось построить города-сады для своих служащих, для чего последним надо было скинуться. Те отнеслись к этому скептически, и была организована серия лекций о том, почему это правильно. Осенью 1913 года об этом писала газета «Утро России» (и не только она). Это время — период бури и натиска в истории русского футуризма: поэты устраивают скандальные выступления, о них много пишут газеты, а те за газетами следят. Вполне логично, что в той же газете Маяковскому и могло попасться понятие города-сада. 

    Конспект

    Стихотворение Николая Заболоцкого «Прохожий» написано подчеркнуто простым слогом, однако понимает его мало кто.

    Исполнен душевной тревоги,
    В треухе, с солдатским мешком,
    По шпалам железной дороги
    Шагает он ночью пешком.

    Предельно простые слова, но возникает миллион вопросов. Кто такой «он»? Почему этот «он» шагает по шпалам железной дороги в ночном пейзаже? Почему на этом неназванном человеке треух? Почему у него солдатский мешок? Если бы на дворе был 1945-й, было бы понятно: человек возвращается с фронта. Но стихотворение написано в 1948 году. Может быть, это зэк? Мы знаем, что Заболоцкий, вернувшись из ссылки, а до этого — из заключения, весьма настороженно следил за своей собственной судьбой, все время ожидая нового ареста. Но все это — наши догадки.

    Герой оказывается в предельно конкретном пейзаже — переделкинском — и идет в сторону кладбища.

    Тут летчик у края аллеи
    Покоится в ворохе лент,
    И мертвый пропеллер, белея,
    Венчает его монумент.

    Однако почему он движется именно к этой могиле, мы не знаем. Сравнение «сосны, склоняясь к погосту, стоят словно скопища душ» вдруг начинает разворачиваться из метафоры в некоторую метафизическую реальность, и некто пришедший на эту могилу вдруг ощущает себя причастным к вечной жизни. Казалось бы, вечный покой — это образ, указывающий на тему смерти. Но в мире стихотворений Заболоцкого это образ, указывающий скорее на вечную жизнь.

    «Некий человек, возможно зэк, точно, что прошедший войну, прежде чем оказаться в местах не столь отдаленных, движется пешком к кладбищу и идет к какой-то определенной могиле. Возможно, это тот, с кем он воевал вместе, тот, кто погиб, оставив его в этой жизни. Для чего оставив в этой жизни? Для страданий. Тот, кто погиб, от страданий избавлен и уже причастен к миру вечности, в котором нет тревог, оставшихся на долю выжившего.
    И Заболоцкий начинает педалировать тему смерти не как страдания, а как избавления от страданий, смерти не как прекращения жизни, а смерти как выхода в вечность. Это не тот покой, который лишает нас возможности дышать, чувствовать, переживать, а тот покой, который нас делает навсегда причастными к этим переживаниям».

    Александр Архангельский

    По указанию на последнюю электричку можно догадаться, что время — около полуночи, когда один день уступает место другому. По указанию на треух и шуршание почек — что дело происходит весной, когда начинается возрождение новой жизни.

    «И победа над тревогой, над той жизнью, которая ужаснее смерти, уже совершена, о чем говорит последняя строфа:

    А тело бредет по дороге,
    Шагая сквозь тысячи бед,
    И горе его, и тревоги
    Бегут, как собаки, вослед.

    Лотман назвал это состояние „временем с признаками точности“. И пространство здесь с признаками точности. И жизнь с признаками точности. Не подчинившаяся этой точности и ускользнувшая туда, где находится „невидимый юноша-летчик“ и куда на мгновение, но на длящееся, долгое мгновение, попадает душа лирического героя этого стихотворения».

    Александр Архангельский

    Конспект

    Судьбы произведений Стругацких столь же таинственны, сколь и судьбы их героев. Например, вопиюще антисоветская «Улитка на склоне» была, в общем, доступна читателям, а «Пикник на обочине», в котором нет ни единой советской реалии, еле-еле продрался через цензуру и очень долго не переиздавался. Это лишний раз доказывает, что советская цензура обладала сверхъестественным нюхом и раньше самих Стругацких угадала, о чем же на самом деле «Пикник». История Рэдрика Шухарта, его семьи и друзей — это предсказание Стругацких о советском проекте, которое стало сбываться спустя 30 лет.

    «О чем, собственно говоря, „Пикник на обочине“? Это реинкарнация старого рассказа Стругацких „Забытый эксперимент“. Есть некая искусственно огороженная зона, там происходит некий чудовищный научный эксперимент, и результат этого эксперимента — животные-мутанты: иногда с белой пленкой вместо глаз, иногда с перепонками между лап, иногда состоящие из двух тел. Они кидаются на эту решетку изнутри и умоляют их выпустить.
    Это первая догадка о природе советского эксперимента. Поставлен великий эксперимент, в нем появились страшные мутанты. Теперь этих мутантов прячут от всего мира. А может быть, эти мутанты понимают больше, чем здоровые, может быть, они лучше, чем здоровые. Но они навеки ограждены этой страшной сеткой.
    И самые важные, ключевые слова в повести говорит Рэдрик Шухарт уже в первой части, когда в баре наливают ему на два пальца очищенной. Он витийствует перед корреспондентами и говорит: да, у нас Зона, у нас грязно, у нас страшно, но через нашу Зону повевает ветер из будущего.
    Итак, советский проект страшен, но из советского проекта сквозит будущее, потому что по большому счету все остальные модели мира обречены. А насчет этой мы еще ничего не знаем».

    Дмитрий Быков

    Зона забытого эксперимента очень точно транслирует всю советскую реальность. Это грязное, захламленное место, где вперемешку валяются следы великих побед, великих завоеваний, грандиозных неосуществленных замыслов. В Зоне находится кладбище, а главные герои советского проекта — мертвые. В книге есть страшная сцена обретения мертвецами плоти — но ведь такой страной оживших мертвецов был и Советский Союз и точно такие же фантомы былых великих идей расхаживали по нему и пытались как-то напомнить о великом прошлом. Одно из жутких изобретений Зоны — «ведьмин студень», который проникает в кожу и плоть, и нога остается ногой уже без кости. И это тоже советское изобретение, потому что бескостные жители — это огромное большинство тех, кто побывал в советском опыте.

    В Зоне есть и главная обманка — Золотой Шар, исполняющий желания. Это вечная мечта о том, что грандиозная социальная перетасовка в России принесет всем счастье. Герой книги просит Шар именно о коммунизме: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» Но за это счастье надо платить чужой жизнью, ведь к Золотому Шару ведет «мясорубка» — невидимый агрегат, который выкручивает человека в воздухе, как белье, и только какие-то черные капли проливаются на землю.

    «Сегодня метафора Стругацких еще очевидней, еще страшней. Мы все ходим в нашу советскую зону за хабаром — за сюжетами, за старыми песнями о главном, за патриотическими концепциями. Зона, которой давно уже нет, продолжает поставлять нам идеи нашего космического доминирования, цементирующие нацию представления о великой победе и так далее. Главным источником идентичности — этого самого дорогого на сегодня хабара — становится советская зона, и Стругацкие предугадали это безупречно. Впрочем, эта зона тоже со своими обманками, и за нее приходится платить — тем, что у сталкеров растут мутировавшие дети».

    Дмитрий Быков