• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Один из самых необычных стадионов Москвы который по задумке авторов должен был стать главным стадионом СССР. Сегодня речь пойдет о стадионе ФОП «Измайлово» проектное название — Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина.

    Мысль построить в Измайлове главный стадион Страны Советов возникла в первой половине 1930-х годов. Иосиф Сталин, следя за подготовкой Германии к Олимпийским играм 1936 года, решил создать аналогичное Олимпийскому стадиону сооружение. Стадион должен был принимать не только массовые спортивные мероприятия но и военные парады. Динамо, главная московская спортивная арена предвоенной Москвы, с его 30-40 тысячами зрителей на эту роль не годилась.

    Идея суперстадиона в Измайлове начала стремительно воплощаться в жизнь. Проектированием его занималась целая бригада архитекторов - под руководством профессора Николая Колли и архитектора С. Андриевского работали сотрудники 6-й проектной мастерской Моссовета.

    Проект стадиона 1930е годы.


    Арена стадиона была огорожена трибунами только с трех сторон. С одной стороны должен быть открывался вид на Измайловский парк культуры и отдыха. Через него могли въезжать на стадион танковые колонны. Вместимость стадиона должна была быть 120 тысяч мест. Но при желании и вместимость стадиона могла расширятся до 200 тысяч человек. Таким образом стадион мог стать крупнейшим спортивным сооружением в мире на тот момент.

    Официальной же целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР, крупнейшему спортивному форуму предвоенной СССР.

    Проект стадиона. Угловая башня.


    Вместе со стадионом была построена и станция метро "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (ныне Партизанская). Проектировалась изначально с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на спортивные мероприятия. Дополнительный третий рельсовый путь на этой станции предназначался для тысяч посетителей огромного стадиона. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону.

    Проект станции метро. 1930е года.


    Строительство стадиона в 1936 году и продолжалось до 1939. И было приостановлено в связи с началом Советско-финской войны. Потом началась Великая Отечественная и о строительстве стадиона забыли на многие года. К тому моменту успели построить только одну трибуну на 10 тысяч зрителей.

    В 1960-е годы к проекту стадиона попытались вернуться, но не нашли средств. К тому в Москве уже был тогда «стотысячник» - Центральный стадион имени Ленина в Лужниках, построенный в 1956 году.

    Вид на стадион 60е года.


    Фрагмент фасада. 60е года.


    Позже поле перед единственной трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий Института физкультуры, построенного неподалеку. А подземные сооружения использовали под склады. Также стадион являлся домашнем полем для Спортакадемклуба.

    Съемки фильма Они шли на Восток. 1962 год.

    Соревнование по мотокроссу 1972 год.


    Реконструкция приуроченная к Олимпиаде 80. 1978 год.



    Фестиваль Миру-мир! 1986 год.


    Нынешние состояние стадиона.

    Вид сверху. Вокруг развалины черкизовского рынка.

    После ликвидации черкизовского рынка планировалась новая реконструкция. Даже был представлен новый макет. Но как говориться, а воз и поныне там.

    Проект новой реконструкций стадиона.

    Спасибо за внимание. Если вам понравился этот пост то поставьте пожалуйста лайк.

    Если вы знаете еще стадионы с интересной судьбой то пишите в комментарии.


    История стадиона:

    Сталинец (1935-1966)

    В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) стадион в нашем городе, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.

    Стадион "Сталинец" на карте Москвы 1940 года (и проектируемый стадион им.Сталина):

    Стадион "Сталинец" на немецких аэрофотоснимках Москвы времен ВОВ:

    На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).

    Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!

    "Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших команд России.


    "Локомотив" (1966-2000)

    На месте снесенного "Сталинца" с насыпными трибунами и монументальными колоннами возник красивый современный стадион, вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

    Торжественное открытие приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").

    На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. На "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная.

    Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать. Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически.

    Скан с газеты "Локо" о реконструкции стадиона:

    Но реконструкция себя не оправдала и решили возводить новую арену.

    Главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при котором команда получила в Баковке суперсовременную дачу и затеяла строительство стадиона, аналогов которому в России нет.

    Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000. Потом его закрыли окончательно. К началу Лиги Чемпионов 2001/02 стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. Реконструированный стадион "Локомотив" открыли в июле 2002 года.

    Открытие стадиона

    Первый матч на обновленном стадионе "Локомотив" состоялся 5 июля 2002 года. "Локомотив" принимал элистинский "Уралан".

    Перед официальным открытием стадион осветила церковь.

    Официально стадион введен в эксплуатацию 3-го августа. Торжественная церемония открытия спортивной арены состоялась перед началом матча 18 тура Чемпионата России по футболу "Локомотив" - "Торпедо".

    Сразу же после открытия стадион "Локомотив" стал домашней ареной не только для клуба, но и для сборной команды России. Первый матч на новом стадионе на уровне сборных состоялся в сентябре 2002 года: в рамках отборочного турнира к ЧЕ-2004 сборная России с блеском переиграла ирландцев со счетом 4:2.

    Настоящее стадиона "ЛОКОМОТИВ"


    Стадион "Локомотив" расположен на территории спортивного комплекса "Локомотив" площадью 25 га.

    Стадион удовлетворяет требованиям ФИФА и УЕФА и позволяет проводить международные матчи любого уровня. Является домашней ареной для ФК "Локомотив" и для сборной России.

    Трибуны

    Стадион представляет собой шестиэтажное сооружение с двумя ярусами трибун. Между верхним и нижним ярусом располагается этаж лож.

    Трибуны разделены на 22 сектора, каждый из которых имеет свой вход. Публика максимально приближена к игровому полю: на стадионе нет привычных легкоатлетических дорожек, но вокруг поля предусмотрен ров безопасности, антивандальные стекла.




    Вместимость - 30000 зрителей (нижний ярус - 15500; верхний - 14500):
    - места для зрителей - 28810;
    - места для представителей прессы - 156;
    - VIP-ложи - 974 открытых места.
    - кроме того, на стадионе имеется порядка 60 закрытых коммерческих VIP-лож вместимостью от 10 до 24 человек.

    Схема территории стадиона: fclm.ru/ru/club/scheme_area

    Название - Центральный стадион "Локомотив"
    Прежнее название - "Сталинец"
    Архитектор - Дмитрий Буш
    Первый матч - "Локомотив" - "Уралан" 05.07.2002
    Размеры поля - 104х68 метра
    Вместимость - 28 800 человек
    Травяной покров - Desso DLW (Голландия)
    Гостевой сектор - 2345 человек
    VIP ложи - 60 коммерческих (от 10 до 20 мест)
    Количество ТВ позиций - до 15

    October 1st, 2017

    Как то мы давно давно с вами с большим количеством грандиозных проектов, в том числе и . Но в этих обсуждениях мы упустили еще один грандиозный проект, который уже начали было строить.

    Это стадион имени Сталина, он планировался как самое грандиозное спортивное сооружение в мире.

    Танки на поле

    Стадион собирались построить на живописном участке в северной части Измайловского парка, расположенного в тогда еще Сталинском районе Москвы, прямо за окружной железной дорогой. Тогда это была самая окраина столицы, даже почти пригород. Планировалось возвести огромные трибуны с балконами, верхними и нижними ярусами и башенками. Но лишь с трех сторон. Четвертая сторона, обращенная к парку и расположенному рядом полигону, оставалась бы открытой, чтобы оттуда на стадион беспрепятственно могли входить колонны солдат и военная техника.

    Планировалось, что сооружение сможет вместить 120 тысяч зрителей, а при необходимости, даже до двухсот тысяч. Парадный вход на стадион должны были украсить высокие колоннады, арки и статуи Сталина, его соратников, а также рабочих, крестьян и физкультурников.

    Так и видятся переполненные трибуны, пестрящие флагами и транспарантами. Взоры зрителей устремлены на правительственную ложу. Когда там появляется Отец народов, весь стадион в едином порыве встает и аплодирует. Восторженные возгласы, слившиеся в единый гул, разносятся на много километров окрест. Гремят военные марши. На стадион въезжают краснозвездные танки и бронемашины. Вслед за ними мчатся мотоциклисты, гарцуют кавалеристы. В небе гудят истребители и бомбардировщики…



    Масштаб во всем

    Стадион был лишь частью огромного проекта. Вокруг него собирались возвести еще несколько десятков сооружений, в частности, велодром, воднолыжную базу на берегу пруда, тренировочные залы, спортплощадки, общежития для спортсменов. Он был призван стать не только спортивной ареной, но и местом для демонстраций, парадов, массовых праздников.

    Неподалеку от арены решили построить станцию метро «Стадион имени Сталина». Поскольку в дни мероприятий сюда должны были стекаться несметные толпы людей, планировалось создать огромный наземный вестибюль с двенадцатью эскалаторами и проложить три пути для электропоездов, чтобы люди быстрее могли заполнять стадион.

    Дополнительная платформа должна была открываться только в дни праздников и попеременно работать на вход и выход пассажиров.


    Работать над проектом поручили группе архитекторов 6-й проектной мастерской Моссовета, которой руководил профессор Николай Джеймсович Колли. В состав творческого коллектива вошли С. Андриевский, Н. Селиванов, В. Сергеев, В. Вольфензон, Т. Макарычев и В. Калинин.

    Строительство началось в 1932 году. Сначала планировали возвести арену ко Всемирной спартакиаде Красного спортивного интернационала — своеобразного пролетарского противовеса буржуазным Олимпийским играм, — которую Советский Союз намеревался провести в 1935 году. Но соревнования так и не состоялись, что, наверное, и к лучшему — строители не выдержали бы такие сумасшедшие темпы. Проект был слишком сложным и амбициозным даже для великих энтузиастов того времени.

    Сталин и футбол

    Зачем вообще понадобился этот стадион? До Великой Отечественной войны Советский Союз не имел национальной сборной ни по одному виду спорта, кроме футбола. Да и эта команда собиралась от случая к случаю, поскольку визиты спортсменов из-за рубежа можно было пересчитать по пальцам. Самые памятные — вояжи сборной Турции и команды Басконии.

    Возможно, такое пренебрежение было связано с тем, что сам Сталин был далек от физкультуры и спорта. Он не увлекался ни борьбой, ни плаванием, разве что бильярд любил. Еще в молодости играл в городки. А вот к футболу был совершенно равнодушен.


    Но популярность футбола все равно росла. Впервые вождю показали эту игру летом 1936 года. Во время демонстрации прямо на брусчатке Красной площади, напротив мавзолея Ленина и Кремлевской стены с захоронениями известных коммунистов, постелили специально сшитый войлочный газон, поставили ворота.

    Играли в том показательном матче представители общества «Спартак» — первый состав выиграл у второго 4:3. Игра (хотя это, по сути, был спектакль) Сталину понравилась. Но больше на футбольных матчах он не появлялся. Лишь посещал спортивные праздники во время Дня физкультурника на стадионе «Динамо».

    Впрочем, очевидно, что спортивная мотивация при строительстве нового стадиона уступало идеологической. Руководство страны при каждом удобном случае демонстрировало непоколебимую мощь СССР — будь то в военной сфере или в мирной жизни. Вот и осуществление мегапроекта в Измайлове должно было потрясти весь мир.

    Некоторые историки утверждают, что на Сталина произвел впечатление большой спортивный комплекс в Берлине, созданный в 1936 году по проекту архитектора Вернера Марха. И он, мол, решил перещеголять Гитлера. Берлинский центр действительно был мощным, в него входил Олимпийский стадион («Олимпиаштадион») на 86 тысяч мест, ледовый дворец, манеж для верховой езды, плавательный бассейн и открытый театр. Однако идея строительства арены в Германии возникла позже, чем в СССР. Да и возводить ее немцы начали лишь в 1933 году, когда в Измайлове уже кипела работа.

    Шотландец, ученик Алексея Щусева


    В 1935 году Николай Колли выступил в журнале «Архитектура СССР», где подробно анализировал собственный проект:

    _«Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Он должен быть поставлен в условия хорошей видимости, в хорошие условия в отношении направления стран света, ветра и пр. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой.Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».

    Архитектор рассказал, что творческая группа исследовала опыт строительства спортивных сооружений разных эпох — от древнегреческой Олимпии и римского Колизея до последних европейских и американских арен. Но основой проекта все же стали новые задачи, поставленные перед архитекторами руководством страны.



    Николай Джеймсович (в быту Яковлевич) Колли, в чьих жилах текла шотландская кровь, был учеником знаменитого Алексея Щусева. Он участвовал в разработке проекта поселка «Сокол» близ одноименной станции метро, создал чертежи зданий кооператива «Новая Москва» на Ленинградском проспекте, Института советской кооперативной торговли на улице Панфилова.

    Кроме того, Колли помогал знаменитому Ле Корбюзье во время возведения здания Центросоюза на улице Кирова (ныне Мясницкой). По сути, именно он руководил всеми работами, воплощая идеи французского гения, который в Москву на этапе строительства не приезжал. Кроме того, Колли участвовал в строительстве двух мостов в Москве, станций метро «Кировская» — ныне «Чистые пруды», «Парк культуры», «Смоленская», «Павелецкая-кольцевая». А прямо перед началом работы над стадионом он был занят в строительстве ДнепроГЭС.

    После войны Николай Джеймсович занимался восстановлением Риги, Минска, Калинина - ныне Тверь.

    Кстати, стадион в Измайлове — не единственный спортивный объект, над которым работал Колли. Он также проектировал стадионы в Сталинграде и Минске.

    То ли финны виноваты, то ли воровство

    Строительство стадиона продолжалось до 1939 года, но потом его остановили. К тому времени — а прошло уже семь лет — строителям удалось доделать только земляные работы и поднять лишь одну трибуну на 10 тысяч зрителей и закончить подземные сооружения. Правда, они были впечатляющие — один подземный бункер Сталина чего стоил! Он был восстановлен в 1990-х годах и сегодня открыт для посещения. Кстати, в подземелье висит картина, на которой Сталин изображен за бильярдным столом вместе с маршалом Георгием Жуковым.

    Почему же была заморожена стройка, достоверно не известно. Общепринятое мнение, что из-за финской войны. Но мы также знаем о неутешительных выводах, сделанных чекистом и, к слову, профессиональным строителем Нафталием Френкелем, которому было поручено контролировать ситуацию в Измайлове. Трудовая дисциплина на стройке была поставлена из рук вон плохо: из 813 человек, принятых на работу только в 1935 году, было уволено 779, из них 353 — за прогулы. И главное — из 20-ти с половиной миллионов рублей, выделенных на возведение спортивного комплекса, по прямому назначению было использовано меньше половины — около 10 миллионов!


    Однако никаких последствий для строителей и архитекторов отчет чекиста не имел. Никого не наказали, не посадили, хотя обличительная бумага была передана председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову.

    Может, «наверху» потеряли интерес к стадиону? Или поняли, что Москве просто не осилить два дорогостоящих мегапроекта? Ведь в то время на месте снесенного Храма Христа Спасителя шло строительство Дворца Советов. Это здание с гигантской фигурой Ленина на вершине должно было взметнуться на высоту около полукилометра. Кстати, этому проекту тоже не суждено было осуществиться, хотя строительство Дворца Советов законсервировали чуть позже — перед самой войной.

    Следов того суперздания не осталось — на месте его котлована в 1960 году построили плавательный бассейн «Москва», а через тридцать лет физкультурный комплекс ликвидировали и восстановили Храм Христа Спасителя. В 1996 году патриарх Алексий Второй провел в нем первую литургию.

    А вот стадион имени Сталина до сих пор напоминает о себе. Рядом с небольшим спортивным комплексом «Измайлово», что прямо за институтом физкультуры на Сиреневом бульваре, стоят остатки бетонных блоков трибун. Теперь уже как памятник несостоявшемуся проекту Колли и его соратников. До недавнего времени его скрывал печально знаменитый «Черкизон», но теперь он постепенно приобретает нормальный облик.



    Сохранилось также большое здание станции метро «Стадион имени Сталина». Москвичи долгие годы знали его как павильон станции «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Правда, двенадцать эскалаторов и дополнительный путь, задуманные советскими архитекторами для стадиона, оказались явно ни к чему.

    «Сталинец» и его наследники

    И все же стадион в честь вождя в Москве был построен. Пусть не такой огромный и помпезный, но достаточно вместительный, с внушительной колоннадой. Речь идет о 30-ти тысячном стадионе «Сталинец» в Черкизове, построенном в 1935 году буквально в паре километров от грандиозной измайловской стройки. Сооружение принадлежало профсоюзу рабочих электропромышленности.



    Но стадион «Сталинец» существовал и в послевоенные годы продолжил принимать матчи первенства страны. Постепенно он устарел и обветшал. Его решили снести, чтобы построить другой, более современный и уж конечно, с другим названием. Так на месте «Сталинца» в 1966 году возник стадион «Локомотив». Он простоял до конца века, а 2002 году на его месте был построен нынешний «Локомотив» — комфортабельный и современный.

    История же стадиона "Измайлово", между тем, прелюбопытнейшая. Когда-то он назывался "Сталинец": по приказу вождя его начали возводить для Олимпийских игр 1936 года. Строили по большей части заключенные. Но Гитлер и тут переиграл Иосифа Виссарионовича - Олимпийские игры состоялись тогда в Берлине. Автор проекта "Сталинца" (известный архитектор Колли) был расстрелян, вместе с ним - на всякий случай - расстреляли десяток инженеров, участвовавших в строительстве, а само строительство было законсервировано.
    К московской Олимпиаде 1980 года стадион был все-таки частично завершен. После Игр его отдали Институту физкультуры - с тем, что бы там тренировались новые поколения спортсменов.












    СТАДИОН им.СТАЛИНА
    В трущобах Черкизовского рынка находится стадион «ФОП Измайлово». Сейчас там свои домашние матчи проводит команда Спортакадем клуб, выступающая в третьей лиге (или ЛФК – следующий после второй лиги турнир). Стадион располагается примерно посередине между метро Черкизовская и Партизанская и с одной стороны окружен среднеазиатскими отстойниками, а с другой – развалинами рынка. Ничто здесь даже не намекает на то, что 75 лет назад в этом месте задумывалась одна из самых масштабных московских строек советской эпохи.
    В Измайлово и его окрестностях по генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года планировали перенести столичную активность, район назывался тогда Сталинским, а Центральный Стадион Советского Союза (ЦССС) или Стадион имени Сталина должен был стать его центром. Станция метро Семеновская также называлась тогда Сталинской, а не Партизанская, на схемах метро 40-х годов носит название Стадион имени Сталина. Судя по фотографиям того времени и макетам станции метро «Стадион имени Сталина», спортивный комплекс задумывался в стиле «модных» тогда фашистких архитектурных тенденций – в Берлине к олимпиаде 36-го года строился Олимпиаштадион, крупнейший на тот момент стадион в Европе. Естественно, в Советском Союзе должен быть построен стадион, превосходивший Гитлеровский. Самый большой московский стадион 30-х годов Динамо вмещал 30-40 тысяч зрителей, Москва развивалась в Измайловском направлении, там и было решено построить суперстадион, на котором помимо спортивных мероприятий можно было бы проводить еще и военные парады.

    В журнале «Архитектура СССР» в 1935 году главный архитектор проекта говорит: «Нужно было создать такую демонстрационную площадку, которая давала бы возможность проведения больших спортивных праздников, больших фестивалей, давала бы возможность проезда конницы, артиллерии, танков и т.д. С другой стороны, зритель должен быть поставлен в совершенно иные условия, чем в западноевропейских стадионах и римских амфитеатрах. Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой. Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».
    Планировалось построить стадион, рассчитанный на 120 тысяч «нумерованных» мест, который при желании мог бы вместить до 200 тысяч человек, что сделало бы его крупнейшим спортивным сооружением в мире.
    Арена стадиона была огорожена трибунами только с трех сторон, а к востоку он открывался в окружающее парковое и городское пространство. Через него-то и могли въезжать на стадион танковые колонны. На трибунах, как в театре, предусматривалось три яруса зрительских мест: нижний партер на 36800 человек, верхний партер на 22000 человек и балконы на 70200 человек.
    Строительство началось в 36-м году и приостановилось в 39-м в связи с Финской кампанией, потом началась Великая Отечественная Война, и стало не до стадиона. Успели построить только одну трибуну на 10 тысяч зрителей (сейчас это пластиковые сиденья на нижнем ярусе, верхний же, на который можно при желании загнать тысяч 30 болельщиков, без сидений, что гораздо удобнее) и кучу подземных сооружений, среди которых бункер Сталина, подземная стоянка для танкового полка и секретная ветка метро, засыпанная сейчас землей. Существует легенда даже о 17-километровом автомобильном тоннеле, соединяющем объект с Кремлем.
    Станция Партизанская (бывшая Измайловская) проектировалась изначально с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. Загадочный дополнительный третий рельсовый путь на этой станции как раз и предназначался для тысяч посетителей огромного стадиона. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону. Вероятнее всего, стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Метро строилось, а вот со стадионом не получилось, и что странно, после войны тоже. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Оформление станции было изменено, по сравнению с первоначальным проектом, и посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной Войны.
    В 1960-е к проекту измайловского стадиона хотели вернуться, но не нашли денежных средств, к тому же в Лужниках уже был «стотысячник». Поле перед одинокой трибуной отдали Институту Физкультуры, а подземные сооружения использовали под склады.
    На месте стадиона «Измайлово» и Черкизовского рынка собираются построить легкоатлетический комплекс мирового класса что, конечно, не может не радовать.

    Здесь все еще можно видеть, что главный архитектор проекта был чертовски прав в далеком 35-м году. Обстановка, способствующая единению зрителя с окружающей природой!

    Станция "Измайловский парк" мелкого заложения и строилась открытым способом. Павильоны расположены на Измайловском шоссе, вблизи Народного проспекта и Измайловского парка. В облицовке стен использован белый мрамор, а в художественном оформлении станции присутствуют темы партизанского движения в Великую Отечественную войну.
    На станции "Измайловский парк" построено 3 пути и 2 платформы. Ранее станция носила название "Стадион народов" (или "Стадион Сталина"). В 40-е годы прошлого века планировалось, что рядом со станцией будет построен грандиозный стадион им. Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. На станции предполагались 2 выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов.
    Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Строительство стадиона было заморожено и возобновлено лишь перед Олимпиадой-80 в очень скромных масштабах. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Теперь это стадион "СКИФ", расположенный рядом с ГЦОЛИФКом (Государственным центральным ордена Ленина институтом физической культуры). Кстати, прилегающий парк с лодочной станцией, колесами обозрения, летними эстрадами, кафе, тоже носил имя Сталина.

    "Сталинец" (1935-1966)

    В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) стадион в нашем городе, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.

    На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).
    Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!

    "Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших команд России.

    "Локомотив" (1966-2000)

    Торжественное открытие приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").
    Как-то уж повелось, что матчи в дни юбилеев и других торжеств именинникам не удаются. И "Локомотив" испортил праздник, проиграв лидеру первенства киевскому "Динамо" - 0:3. И это несмотря на то, что в его атаке сложился талантливо подобранный Константином Бесковым молодежный дуэт Владимир Козлов - Михаил Гершкович. Но Бескова к тому времени уже уволили, и команда прозябала на предпоследнем, 18-м месте.

    На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. На "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная.

    Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать. Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически. По крайней мере ведер или тазов для сбора стекающей с потолков подтрибунных помещений воды, как на "Динамо", там не заводили. Но громадье планов подразумевает и соответствующую им инфраструктуру.
    Вообще создавалось впечатление, что одним из главных критериев при назначении руководителей Министерства путей сообщения, начиная с Бориса Павловича Бещева, была любовь к футболу. Случалось, конечно, что на этот пост каким-то образом проникали и равнодушные к "Локо", но тогда главным футбольным закоперщиком становился начальник Московской железной дороги, и дело "Локомотива" жило, хотя до поры до времени и не побеждало.
    Юрий Семин, Валерий Филатов, Владимир Эштреков, Владимир Коротков в разное время поиграли за "Локомотив", а объединившись в его руководстве, не только при "попустительстве", но и при деятельном участии тогдашнего начальника МЖД Ивана Паристого затеяли полную реконструкцию клуба, с рельсов узкоколейки перевели на современные магистрали сначала российского, а затем и международного футбола. А главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при котором команда получила в Баковке суперсовременную дачу и затеяла строительство стадиона, аналогов которому в России нет.
    Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000. Потом его закрыли окончательно. К началу Лиги Чемпионов 2001/02 стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. Реконструированный стадион "Локомотив" открыли в 5 июля 2002 года.

    Использованы материалы газет "Вечерняя Москва" и "Спорт-Экспресс"