• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Тройка - Перов. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5



    Самая узнаваема, трагичная, эмоциональная и овеянная легендами работа великого художника вот уже более полутора веков захватывает публику, заставляя ее сопереживать и сочувствовать героям работы.

    По пустынно и зловеще мрачной улице, заметаемой ледяной метелью, трое детей везут огромный чан с водой, покрытый рогожей. Вода, выплескиваясь из чана, мгновенно замерзает, превращаясь в сосульки. Так автор обозначает зимнюю стужу, что делает работу еще драматичней.

    Три детские фигуры, разные, но одинаково изможденные запряжены в повозку подобно тройке лошадей. Прямо к зрителю обращено лицо единственной в упряжке девочки. Распахнувшийся тулупчик открывает старую, застиранную юбку. Глаза полузакрыты, на лице напряжение и невыразимая мука. Волосу ее треплет холодный ветер, а тяжелые и не по возрасту большие ботинки еще больше подчеркивают хрупкость девчоночьей фигурки.

    Крайний слева мальчик, судя по всему самый младший из троицы. Тяжелый труд, кажется, практически полностью лишил его сил. Рука безвольно висит, напряжение читается во всем теле, а тонкая бледная детская шея и взгляд, полный отчаяния и безысходности, довершает трагическую картину.

    Как известно, мастер долгое время не мог найти себе модель для центральной фигуры "тройки". Это самый старший из детей, изображенных на картине. По сюжету работы именно центральная фигура несет на себе главную часть драматургии работы. Как старший в упряжке, мальчик пытается играть роль лидера. Он, превозмогая боль и холод, не показывает своей усталости. Весь устремленный вперед, он самим своим видом дает силы ослабевшим товарищам.

    Недетские глаза троицы страдальцев, их одежда с чужого плеча, непосильный труд - мастер призывает зрителя ужаснуться положением детей, призывает к милосердию.

    Особое внимание стоит обратить на окружающий пейзаж. Пустынная улица, монастырская стена (это легко определить по части ворот с образом над ними), две человеческие фигуры - кутающийся в шубу от холода мужчина, подталкивающий сзади бочку с водой человек. Автор не показывает нам лиц взрослых людей. Они словно и не присутствуют в картине, становятся только частью пейзажа.

    Совсем невесел пес, бегущий рядом. Оскалившись на холод, тьму и сумерки, он сопровождает своих хозяев, перенося все лишения и трудности вместе с ними.

    Серое, мрачное небо оживляют несколько летящих птиц, также страдающих от морозов.

    Серый, грязный снег под ногами, разбросанный хворост, обледеневшие сани. Все перечисленное усиливает впечатление от картины, наполняя ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности.

    Работа стала мощным и громким обличением, протестом против использования детского труда, безжалостного отношения к детям.


    Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

    Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


    По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

    Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


    Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

    По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

    До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

    И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

    Отбор рысаков для тройной упряжи

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

    Украшение русской тройки

    Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


    Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

    Тройки со звоном поддужных колокольчиков

    С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


    В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


    Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

    https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

    Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

    Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

    В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

    Тройка на разгоне (1905)

    Николай Васильевич Гоголь - отрывок из поэмы в прозе "Мёртвые души" - Русь - птица-тройка
    Фрагмент кинофильма "Мёртвые души" (1969)

    С лёгкой руки Николая Васильевича Гоголя Россия-Русь стала ассоциироваться с русской тройкой. Тройка разноаллюрных лошадей, поставленных в ряд, - это исключительно русская придумка, потому и названа русской. Тройку рисовали многие знаменитые и малоизвестные художники, о ней слагали стихи и пели песни. Русская тройка стала художественным образом России, времени и судьбы - судьбы самой России и судеб русских людей, которые были неразрывно связаны с Россией.

    Среди великого множества троек, несущихся по дорогам России, изображённых разными художниками, самые замечательные, на мой взгляд, тройки Николая Семёновича Самокиша - художника-баталиста, руководителя класса батальной живописи Петербургской академии художеств, а после революции создателя своей художественной школы в Симферополе и её преподавателя.
    Николай Семёнович был военным корреспондентом и в Первую мировую, и в гражданскую на стороне Красной Армии - рисовал сцены войны, отражал в своих работах великую эпоху.
    В 1937-1941 годах преподавал в Харьковском художественном институте.
    Умер в январе 1944 года в оккупированном гитлеровцами Симферополе, не дожив трёх месяцев до его освобождения Красной Армией.

    Тройка (1890-е годы)
    Самокиш Николай Семёнович (1860-1944)

    "Любовь и разлука" - песня из музыки к кинофильму "Нас венчали не в церкви"
    Исаак Шварц на стихи Булата Окуджавы
    Поёт Елена Камбурова

    Тройка - это старинная русская запряжка лошадей, которая была придумана для быстрой езды на длинные расстояния, что было немаловажно для необъятных просторов России. Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Центральная лошадь (коренник) должна идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные (лошади по бокам коренника) должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.

    Для сравнения: самый первый официальный рекорд для рельсового транспорта был зарегистрирован в 1829 году в Англии и является рекордом скорости. 6 октября того года на железной дороге Манчестер - Ливерпуль при большом стечении народа состоялись гонки, вошедшие в историю как "Рейнхильские состязания" (Rainhill Trials).
    Победителем этих соревнований стал паровоз Стефенсона "Ракета", который 8 октября 1829 года развил скорость 24 миль/ч (38,6 км/ч), по другим данным - 30 миль/ч (48 км/ч), что на то время являлось рекордом для сухопутного транспорта.

    Первые упоминания в газетах и в литературе о русской тройке, в качестве конной упряжки, появилась примерно в XVIII-м веке. Ранее в России в упряжку ставили либо одну лошадь, либо несколько, запрягая их гуськом - цугом.

    В начале XVIII-го века сначала появилась парная упряжка "на отлет", а затем и троечная запряжка в ряд. Поначалу такая тройка была довольно редким явлением, но со временем приобрела широкую популярность, на ней, в частности, стали возить нарочную почту. К слову, российская почта одна из самых старых в Европе.

    Из истории российской почты

    К XV-XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40-100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

    На гоголевский вопрос "кто тебя выдумал", вполне можно ответить: Пётр Первый. Царь издал Указ "О тройках". Повозка или сани, запряженные тремя лошадьми, должны были заниматься исключительно доставкой почты. К примеру, путь от Екатеринбурга до Перми, с учетом качества российских дорог, занимал не меньше восьми дней. Тройка проходила это расстояние вдвое быстрее. Этому способствовали бубенцы, их можно было вешать только на шею почтовых лошадей, - заслышав звон, экипажу все должны были уступать дорогу. За эти переливы бубенчиков тройку окрестили "ямской гармонью" - каждый ямщик имел личный набор колокольчиков и индивидуальную манеру развешивать их на сбруе. Поэтому каждая тройка вызванивала свою собственную мелодию. Ее было слышно за несколько километров, и на ближайшей ямской станции к прибытию почтового экипажа успевали приготовить сменных лошадей. Так что неудивительно, что русская почта вплоть до середины XIX века оставалась самой быстрой в Европе.

    Про нее даже исторический анекдот сложили. Однажды, мол, матушка Екатерина спросила у одного из ямщиков, может ли он довезти за 36 часов австрийского императора из Петербурга в Москву. На что ямщик ответил: довезти-то, довезу, да только останется ли он жив…
    Ну, что ж, в каждой шутке есть доля правды - упряжка могла пройти до 120 километров в день.

    Уже во второй половине XVIII-го века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость и скорость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам.

    По поводу дорог ещё Александр Сергеевич Пушкин писал: "Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам".

    Теперь у нас дороги плохи,
    Мосты забытые гниют,
    На станциях клопы да блохи
    Заснуть минуты не дают;

    А.С.Пушкин

    Нужно сказать, что и сегодня с поправкой дорог всё так же, как и прежде.)))

    В последней трети XVIII-го века - начале XIX-го на тройке стали перевозить не только почту и грузы, но и пассажиров. Она получила официальный статус почтового, курьерского и пассажирского перевозчика. Запрягалась тройка в телегу, кибитку, тарантас и сани, изредка в возок, но никогда не использовалась для запряжки в карету.

    В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела огромную популярность - с ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Не только русским, но и иностранцам русская тройка пришлась по душе - они признавали, что нет более лихой и быстрой езды.

    С появлением в начале XIX века в России железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Тройка сохранялась в основном в сельской местности.

    Начиная с двадцатого века русская тройка стала экзотическим транспортом. С тех пор она используется для развлечения: для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

    Это очень интересная открытка - на ней изображён русский фельдъегерь времён Отечественной войны 1812 года, отстреливающийся от догоняющих его французов. Везёт фельдъегеря, конечно же, тройка.
    Открытка сделана с картины польского художника Яна Хелминского (Шелминского). Картина эта в 1911 году выставлялась на Парижском художественном салоне.

    Ян Хелминский родился в русской Польше, но, видимо, как и многие поляки был воспитан в антирусском духе, о чём свидетельствует лживый сюжет его картины. Известно, что поляки сражались в войсках Наполеона против России в 1812 году, поэтому художнику очень хотелось, чтобы русские потерпели поражение, хотя бы в таком небольшом военном эпизоде, как тот, что изображён на картине. Ведь, исходя из того, что мы можем видеть, художник не оставил русскому фельдъегерю шансов на спасение: либо он будет убит французами, либо попадёт в плен.

    Но, как пишет о картине "Погоня за курьером" в своей статье "Нас не догонишь: Фельдегерская служба в России" Александр Бураков в журнале "Родина" (N 12 за 2001 год):

    "На основании архивных материалов нам доподлинно известно, что за время всей кампании 1812 года ни один из офицеров фельдъегерского корпуса в плен к французам не попал и тем более не был убит. Правда, два фельдъегеря пропали в 1812 году без вести, но нам известны их имена. Один из них, подпоручик Фаф, отстал от армии по болезни и, скорее всего, умер в местечке Чашники, не выполняя какого-либо задания. Другой, прапорщик Рааз, исчез в Черном море, по дороге из Константинополя. Скорее всего, везший его корабль погиб во время шторма.

    Несомненно, как с русской, так и с французской стороны предпринимались попытки перехвата курьеров противоборствующих армий. Действительно, в плен к французам попадали русские курьеры, но это были либо простые курьеры с обычной корреспонденцией, либо адъютанты, служившие посыльными при своих командирах. Такие случаи носили, как правило, единичный характер.

    Офицеры фельдъегерского корпуса также подвергались опасностям. Но высокий профессионализм, чувство долга, хорошее знание российских дорог (французские курьеры не имели точных карт, поэтому часто попадали в плен), умение ориентироваться в любой сложившейся обстановке позволяли им на протяжении всей кампании 1812 года оставаться недосягаемыми.

    Хотелось бы еще отметить следующее: эпизод погони изображен на картине Хелминского на фоне зимнего пейзажа российской глубинки, что позволяет с уверенностью говорить о последних неделях, а может быть, и днях пребывания наполеоновской армии в России. По мемуарам и историческим публикациям известно, что первый снег на направлении к западной границе Российской империи выпал 3 ноября, когда французы находились в районе Вязьмы. Сильные морозы, доходившие до –30°, начались при подходе французской армии к Неману. А сопровождавший отступавшую армию Наполеона голод лишь усугубил и без того критическое состояние Великой армии. Известно, что неблагоприятные климатические условия в России на протяжении всей кампании приводили к падежу лошадей, который на последнем этапе войны принял катастрофические масштабы. Лишившись лошадей, кавалеристы превращались в пехотинцев, которым приходилось питаться мясом своих же павших лошадей. В итоге, кавалерия Наполеона после Березины практически потеряла боеспособность.

    Отсюда вопрос: могли ли отряды деморализованной, отступающей французской армии, оказавшейся в суровых климатических условиях, к тому же загнанной в узкий коридор, пускаться в рискованную погоню за фельдъегерями?

    Разумеется, нет!"

    Художник Адольф-Константин Баумгартнер-Стойлов, болгарин по происхождению, учился в Петербургской академии художеств. Он любил рисовать лошадей и жанровые сцены с ними, поэтому он не мог не увлечься поэзией стремительных русских троек, которые неоднократно можно встретить на его картинах.
    Где-то встретила такой комментарий по поводу живописи Константина Стойлова: "Да у него просто какая-то волкобоязнь!". Не думаю, что у художника была такая фобия, просто таковы были реалии того времени.

    Кстати, картины, с изображёнными на них лошадьми, пользуются высоким спросом на различных художественных аукционах. Картины Баумгартнера-Стойлова здесь не исключение.

    Тройка
    Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

    Вот мчится тройка удалая
    Алексей Верстовский на слова Фёдора Глинки
    Поёт Сергей Лемешев

    Замечательный романс Алексея Верстовского! И слова Фёдора Глинки тоже хороши, но почему "колокольчик - дар Валдая"?

    Ямщицкие колокольчики часто называли валдайскими. Колокольчики в Валдае начали отливать во второй половине XVIII века, и выбор места был далеко не случайным. Дело в том, что Валдай находился на середине самой важной российской дороги - Московско-Петербургского тракта, где необходимость в ямщицких колокольчиках была особенно велика. Валдай издревле обладал традициями кузнечного мастерства, поэтому он стал центром производства колокольчиков - специализированные мастерские и заводы появились здесь в начале ХIХ века. Разработав особую технологию литья, отличную от способа литья церковных колоколов, валдайские мастера сделали ямщицкий колокольчик уникальным, исконно русским явлением.

    Валдайский колокольчик отличается классической формой, которая оставалась неизменной на протяжении многих лет. Соотношения высоты и диаметра колокольчика являются равновеликими, а создаваемое ими впечатление устойчивости усиливается практически полным отсутствием декора. Обязательная черта валдайского колокольчика - надпись, которая проставлялась на "юбке" изделия - по его нижнему краю.
    Исследователи считают, что форма валдайского колокольчика была выбрана по принципу антропоморфизма (антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий), а моделью для нее послужила женщина в традиционном русском сарафане. Валдайские колокольчики легко узнаваемы по петлям для подвески языка, форме самого языка и обязательным проточкам по тулову изделия.

    Настоящие валдайские колокольчики стоили очень дорого, но пользовались огромным спросом благодаря качеству и красоте звучания. Немало способствовала популярности валдайских колокольчиков и легенда о Новгородском колоколе. Согласно легенде, именно в Валдае был разбит знаменитый Новгородский вечевой колокол, осколки которого и послужили материалом для изготовления первых колокольчиков.

    Ямская тройка на зимней дороге (1860-е годы)

    Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998) - "Тройка" из музыки к кинофильму "Метель"
    по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина
    Исполняет ансамбль "Русский тембр"

    Музыкальная картинка "Тройка" из музыки к кинофильму "Метель" написана замечательным русским советским композитором Георгием Свиридовым. Вся музыка Георгия Васильевича, а не только музыка к этому кинофильму, и по форме и по содержанию глубоко русская - в ней слышны мотивы народных напевов, в них, как в зеркале, отражается русская душа композитора.
    Неслучайной мне представляется встреча двух гениев - Пушкина и Свиридова в экранизации повести Александра Сергеевича. Лично мне трудно себе представить, чтобы кто-то другой написал музыку к этой повести.

    И у Александра Сергеевича Пушкина, конечно же, в его произведениях встречаются тройки, как необходимый атрибут любого путешествующего человека.

    Зато зимы порой холодной
    Езда приятна и легка.
    Как стих без мысли в песне модной,
    Дорога зимняя гладка.
    Автомедоны наши бойки,
    Неутомимы наши тройки,
    И версты, теша праздный взор,
    В глазах мелькают, как забор.

    ("Евгений Онегин" - Глава седьмая)

    Примечание. Автомедон - искусный оруженосец и возница Ахиллеса, а потом сына его, Пирра. Это имя сделалось нарицательным для тех, кто ловко правит лошадьми.

    Николай Егорович Сверчков - художник-баталист, анималист и жанровый художник. Он замечательно изображал батальные сцены, сцены охоты и простые бытовые сцены, где непременно присутствуют лошади и другие животные. Сколько троек и просто лошадей скачет на его картинах, висящих на стенах музеев и в частных собраниях.
    Одна из его картин, находившихся на парижской выставке 1863 года, "Возвращение с медвежьей охоты", была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины ("Ярмарка" и "Станция", проданные также в Париже), он был награждён кавалерским знаком ордена Почетного легиона. Сверчков неоднократно писал картины по заказу российского императора Александра II.

    Тройка
    Сверчков Николай Егорович (1817-1898)

    Что ты жадно глядишь на дорогу - русский романс
    Музыка народная на стихи Николая Алексеевича Некрасова
    Поёт Людмила Зыкина

    У меня этот романс всегда вызывал ассоциацию с повестью Александра Сергеевича Пушкина "Станционный смотритель".

    Тройки
    Шелоумов Афанасий Иванович (1892-1983)

    Запрягу я тройку борзых - русская народная песня
    Исполняет Хор Красной Армии имени Александрова

    Хороша песня - такой молодецкий задор в ней, недаром исполняет её хор имени Александрова. И слова в песне замечательные, особенно эти:

    "Пока кудри в кольца вьются, будем девушек любить!"

    Но нетолерантные какие-то слова - что-то наши предки не очень заботились о том, что носителям нетрадиционной сексуальной ориентации этими словами они могут причинить моральные страдания.)))

    Хороши и тройки Афанасия Ивановича Шелоумова, художника милостью божьей, ученика Николая Семёновича Самокиша. В картинах Шелоумова чувствуется влияние его учителя. Непростой и неоднозначной была судьба художника - в 1914 году он пошел добровольцем на фронт. В гражданскую войну служил в 1-м Добровольческом корпусе генерала Кутепова.

    В 1920 году с частями Белой армии эвакуировался в Галлиполи (Турция). Из Турции попал в Королевство СХС (Югославию).
    В 1941 году вступил в Русский корпус (в составе Вермахта), воевал на Балканах. С частями корпуса попал в Германию.
    С 1945 года жил в Германии, недалеко от Мюнхена, где и умер в 1983 году.

    Картины Шелоумова по понятным причинам были малоизвестны в СССР, многие из них находятся в частных коллекциях знаменитых зарубежных коллекционеров. В 2006 году несколько работ художника поступили в фонды Центрального музея вооруженных сил в Москве от Американо-русского культурно-просветительного и благотворительного общества "Родина".

    Конечно же, такую благодатную тему, как несущиеся по столбовым и просёлочным дорогам тройки, не могли не отразить в своих произведениях мастера русских народных промыслов.

    Сказочные тройки скачут на изделиях лаковой миниатюры Мстеры, Холуя, Палеха, но особенно много троек на изделиях федоскинских мастеров. Причём в большинстве случаев это не сказочные кони, везущие сказочных персонажей, а обыденные, взятые из жизни и того времени, в котором творит мастер федоскинской миниатюрной живописи.

    В сюжетах федоскинских мастеров часто встречаются и миниатюрные копии картин известных художников станковой живописи. Так здесь присутствует копия с одной из картин Николая Егоровича Сверчкова - с детьми, которые везут хворост.

    "Ноябрь. На тройке" - из фортепианного цикла "Времена года"
    Чайковский Пётр Ильич

    Эпиграф к фортепианной пьесе "Ноябрь. На тройке"
    (Все музыкальные пьесы фортепианного цикла "Времена года" имеют свои эпиграфы.)

    "Не гляди же с тоской на дорогу,
    И за тройкой вослед не спеши,
    И тоскливую в сердце тревогу
    Поскорей навсегда затуши."

    Н.А.Некрасов

    Пётр Ильич Чайковский, как и любой русский человек, любил русскую тройку. И, хотя эпиграфом к этой фортепианной пьесе издатель Чайковского Николай Матвеевич Бернард взял слова из стихотворения Некрасова, которые стали текстом народного романса, мне всё же жанровая сцена, изображённая на федоскинской шкатулке, кажется более подходящей для иллюстрации ноябрьской музыкальной картинки - она вся такая умиротворённая, дышит зимой, которая ещё не пришла, но уже стоит на пороге, так же, как и музыка Чайковского - легкая и ясная, перемежающаяся весёлым стуком копыт летящей тройки. Мне кажется, что и эпиграф должен был бы быть с таким же настроением, как и сюжет федоскинской шкатулки. В стихотворении же Некрасова этого умиротворения нет - там бьётся нерв и присутствуют какая-то неопределённость и недосказанность.

    Федоскинская роспись - шкатулка

    Тройка мчится, тройка скачет
    Павел Булахов на слова Петра Вяземского
    Поёт Дмитрий Хворостовский

    Федоскинская роспись - шкатулка

    Птица-тройка
    Композитор Виктор Темнов
    Поёт Людмила Зыкина

    Эту песню, стилизованную под русскую народную, Виктор Темнов написал специально для Людмилы Георгиевны Зыкиной.

    Мастера Жостова тоже любят рисовать русские тройки на своих подносах.

    Скачут тройки и на подстаканниках с чеканкой. Подстаканники с одинаковыми сюжетами делали из разных металлов: из серебра, мельхиора и из нержавеющей стали.

    Подстаканники из нержавейки раньше можно было встретить в поездах - чай там подавался исключительно в стаканах с такими подстаканниками.

    А эти ажурные сверкающие лошадки выполнены в технике русской скани - летят они по хрустальным ледяным дорожкам.


    Три белых коня
    Евгений Крылатов на слова Леонида Дербенёва
    Поют Лариса Долина и ВИА "Надежда"

    Другие времена - другие песни. Тройка белых лошадей олицетворяет собой три месяца снежной русской зимы.

    Елена Березина - Цыганская рапсодия
    Елена Анатольевна Березина, родилась в Казани в 1962-ом году, - российская художница. Окончила Харьковский художественно-промышленный институт в 1986 году. Член Союза художников России с 1998-го года.

    Ехали на тройке с бубенцами
    Борис Фомин на слова Константина Подревского
    Поёт Олег Гребёнкин

    Русским цыганам тройка тоже пришлась по сердцу. Это и немудрено - "ведь цыган без лошади, как без крыльев птица" (с).

    Тройка в живописи

    Интересное видео, его скорей можно было бы назвать "Русская тройка в картинах польских художников". Здесь присутствуют картины, как и очень известных польских художников, таких, как:

    Альфред Ян Максимилиан Веруш-Ковальский (Alfred Kowalski-Wierusz) - (1849-1915),

    Ян Хелминский (Jan Chełmiński) - (1851-1825),

    Юзеф Мариан Хелмоньский (Józef Marian Chełmoński) - (1849-1914),

    Юзеф Брандт (Józef Brandt) - (1841-1915),

    Владислав Хмелиньский (Władysław Chmieliński) - (1911-1979),

    Зыгмунт Айдукевич (Zygmunt Ajdukiewicz) - (1861-1917),

    Адам Сеткович (Adam Setkowicz) - (1876-1945),

    так и менее известных, во всяком случае в России. Правда, в этот ряд не вписываются картина венгерского художника Яноша Виски и картина очень хорошего современного российского художника Юрия Сергеева.

    Видео сопровождает музыка в исполнении русского фольклорного ансамбля "Балалайка". Звучит мелодия известной песни "Вот мчится тройка почтовая". Стихотворение, которое стало текстом песни, было опубликовано в 1901 году. Ниже стихотворение приведено полностью - последнее четверостишие в песню не вошло.

    Вот мчится тройка почтовая
    По Волге-матушке зимой,
    Ямщик, уныло напевая,
    Качает буйной головой.

    О чём задумался, детина, -
    Седок приветливо спросил,
    Какая на сердце кручина,
    Скажи тебя кто огорчил.


    Уж скоро год, как я люблю,
    Меня журит, а я терплю.


    Вот мчится тройка почтовая
    По Волге-матушке зимой,
    Ямщик, уныло напевая,
    Качает буйной головой.

    О чём задумался, детина, -
    Седок приветливо спросил,
    Какая на сердце кручина,
    Скажи тебя кто огорчил.

    Ах, милый барин, добрый барин,
    Уж скоро год, как я люблю,
    Да нехристь, староста татарин
    Меня журит, а я терплю.

    Ах, милый барин, скоро святки,
    А ей не быть уже моей,
    Богатый выбрал да постылый,
    Ей не видать весёлых дней.

    Ямщик умолк и кнут ременный
    С голицей за пояс заткнул,
    Родные, стой, неугомонны, -
    Сказал, сам горестно вздохнул.

    Вот мчится тройка почтовая
    По Волге-матушке зимой,
    Ямщик, уныло напевая,
    Качает буйной головой.
    Ямщик, уныло напевая,
    Качает буйной головой.

    По мне лошадушки взгрустнутся,
    Расставшись, борзые, со мной,
    А мне уж больше не промчаться
    По Волге-матушке зимой!"



    Русская тройка - лазерный рисунок внутри стекла

    I cannot forecast to you the action of Russia. It is a riddle, wrapped in a mystery, inside an enigma.

    Я не могу предсказать действий России. Россия - это загадка, окутанная тайной, заключённая в головоломке.
    Уинстон Черчилль - радиовыступление по BBC 1 октября 1939 года

    Русь-тройка - художественное стекло

    Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не дает ответа.
    Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и,
    косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

    Николай Васильевич Гоголь

    Музыкальная композиция Веры Городовской "Русская тройка"
    Оркестр русских народных инструментов "Пенза"
    Дирижёр - С.Сидоров

    Морозная зима. Хозяин отправил своих мастеровых за водой. Совсем подростки, слабые, плохо одетые, тащат они тяжелую бочку. В названии не только и даже не столько горькая ирония — уж настоящая-то тройка лошадей вмиг довезла бы бочку, — сколько рассказ о том, как хозяин относится к подмастерьям — как к ломовым лошадям, которых нужно гнать, пока пена не пойдет.

    Кстати, полное название картины — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Конечно, ничему их хозяин не учил. На зиму крестьяне — от мала до велика — отправлялись в города на заработки. Детей брали в мастерские, лавки, магазины и держали на побегушках, заставляя делать работу, которая по уровню тяжести больше подходила взрослым. И вот таких-то детей и называли мастеровыми и учениками.

    Нагнетают атмосферу и те цвета, которые выбрал художник: мрачные, приглушенные, серые. Улица, на которой в этот час уже нет никого, проходит мимо монастыря, чьи высокие крепкие стены давят и нависают. Тут невольно вспоминается другая троица — ветхозаветная.

    «Троица» Рублева. (Pinterest)

    Контекст

    Об истории создания картины Перов даже написал рассказ «Тетушка Марья». Дело было вот как. Художник долго не мог найти натурщика для мальчика в центре. Как-то весной бродил он недалеко от Тверской заставы и увидел фабричных и мастеровых, которые после Пасхи возвращались из своих деревень в город на работу. В этой разномастной толпе и разглядел Перов своего мальчика. Подросток шел вместе с матерью из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру. По пути они хотели переночевать в Москве.

    «Я сразу высказал ей, что мальчик мне очень нравится и мне бы хотелось написать с него портрет… Старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала. Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.

    Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения, ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают. Я по возможности старался уверить ее, что это неправда, что это просто сказки, и в доказательство своих слов привел то, что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты, а св. евангелист Лука был сам живописец, что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты, но они не чахнут и не умирают от этого».


    Крестьянские дети. 1860-е. (Pinterest)


    Поколебавшись, женщина согласилась, и Перов сразу же принялся за работу. Пока художник писал, тетушка Марья рассказывала о житье-бытье. Мужа и детей похоронила, остался у нее только сын Вася, и любила она его безмерно. Волей-неволей вспомнишь «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (поэма, к слову, была написана позднее картины):

    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Заброшены, потеряны
    У Бога самого!..

    Через 4 года после того, как картина была закончена, представлена публике и куплена Третьяковым для своей коллекции, вновь встретился Перов с тетушкой Марьей. «…она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер. Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжелой болезни и страдальческой кончине, о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости. Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля Божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник. Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила», — писал Перов.

    Художник отвел Марью к Третьякову — показать картину. Женщина проревела несколько часов, стоя на коленях перед полотном, как перед иконой. Перов написал для крестьянки портрет Васеньки, который та повесила к образам.

    Судьба художника

    За недолгую жизнь — Василий Григорьевич скончался от чахотки, когда ему не было и 50 лет, — художник успел совершить своего рода революцию. Он принес в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе.

    Сам Перов, хотя и был незаконнорождённым сыном губернского прокурора, жил скромно. Прав на имя и титул отца он не имел. Фамилию Перов получил как прозвище от дьяка, у которого брал первые уроки грамоты: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».

    Вася решил стать художником довольно рано. Дело было вот как. У барона была солидная псарня, а в кабинете на самом видном месте висел портрет родителя вместе с любимым псом. После смерти собаки барон пригласил художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершее животное и изобразить на его месте новое. Маленький Василий был так впечатлен произошедшим на картине волшебством, что упросил художника оставить ему кисти и краски.


    Автопортрет, 1851. (Pinterest)


    В арзамасской школе живописи, куда его вскоре отправили учиться, Василий задержался недолго. У подростка не сложились отношения с однокашниками — после очередного обидного прозвища Перов запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой.

    Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Денег на жизнь не было, Перов даже думал бросить учебу. Но помог преподаватель Е. Я. Васильев, который поселил молодое дарование у себя и отечески заботился о нём.

    Перова волновали народные типажи. Порой он брал сюжеты у Некрасова или Тургенева, но в основном, конечно, из жизни. Даже в Европе, куда он отправился в начале 1860-х в качестве пансионера Академии художеств, художник писал людей улиц: торговцев, шарманщиков, нищих, зевак, музыкантов. Из Европы он вернулся раньше времени и жил в Москве до конца дней своих.