• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Становление и развитие организационных форм современного спорта

    Развитие спортивной деятельности как высшей формы физической культуры не проходило стремительно и гладко. Истографы отмечают целый ряд препятствий на пути развития спортивной деятельности. К ним относятся такие как: религиозные предрассудки; идеологические и политические препоны; невозможность занятий спортом женщин; двоякое отношение господствующих течений в педагогике к спорту; некачественная методика тренировок. Только к концу 60-х годов XIX века почти не было такой страны (кроме континента Африки), где не пустил бы корни какой-либо вид спорта. Все это подтвердило интерес к спортивной деятельности общества и привело к развитию организационных форм современной спортивной жизни. Стали образовываться спортивные секции в рамках общественных групп по интересам и дифферентации видов спорта. Позже многие из них переросли в самостоятельные спортивные общества, объединения. Особенно бурно этот процесс происходил в США, Англии, Германии, Италии, Австралии, Канаде, Скандинавии и Франции. Так как различные спортивные объединения функционировали в соответствии со своими собственными правилами, то согласно буржуазного образа жизни, более крупные и авторитетные стали эксплуатировать более мелких. Это привело к необходимости создания специальных спортивных союзов с общегосударственной компетенцией. Союзы занялись согласованием техники и единых правил соревнований в различных видах спорта. Примером первых союзов могут служить Атлетический союз любителей гимнастики и легкой атлетики (США, 1888), Национальный университетский атлетический союз (Англия, 1906), а также союзы во Франции и Австро-Венгрии. Появление организационной структуры позволило сформировать систему международных соревнований. С 1890-х годов стали проводиться официальные международные форумы по отдельным видам спорта. Первый чемпионат мира прошел в Санкт-Петербурге (1896) по фигурному катанию, первый чемпионат Европы состоялся в Гамбурге (1891) также по фигурному катанию. Чемпионаты континентов Южной Америки, Австралии, Азии начали проводиться с 1916 года. Международные соревнования явились основанием для образования международных специализированных спортивных объединений, т.е. федераций. Первая международная федерация гимнастики (ФИЖ) возникла в 1881 году.

    Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс. Фридрих Ян. Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.)- военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.



    Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен- хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен). и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

    Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стати появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

    Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

    1) порядковых упражнений.

    2) вольных упражнений:

    3) упражнений со снарядами - подвижными и неподвижными

    4) массовых упражнений:

    Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине XIX века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.

    Шведская гимнастическая система

    Шведская гимнастическая система создавалась по ини­циативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрнку Лингу (1776 - 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики - укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движении от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук. ног. брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

    Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил - каждое занятие - замкнутое единство. Оно начиналось с разминки Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

    Узко понимая физиологическую полезность физических упражнении, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

    Работу отца продолжил его сын Ламар Линг (1799 -1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 - 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Что­бы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды - швед­скую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принци­пиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

    Таким образом, шведская система содействовала созда­нию основ современной физической культуры за счет ло­кального развития отдельных групп мышц и охраны здоро­вья. Немецкая система - путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

    В период нового времени небольшие открытые спортивные площадки начинают строить поклонники немецкой, французской, шведской гимнастик. Площадки включают в себя «современные» лестницы, шесты, заборы, скамейки, перекладины, простейшие тренажеры и т.д. Если же говорить о крупных спортивных сооружениях, то они появляются специально для занятия фехтованием. Именно для фехтования начинают строиться сооружения в виде арены, которые в последствии становятся спортивными комплексами того времени (Николаенко А.В. 1976).

    Однако самые крупные спортивные сооружения, строятся благодаря Олимпийским играм современности. Анализ подготовки к Олимпийским играм показывает, что не все игры проходили на высоком материально-техническом уровне. Первые игры прошли в ужасных условиях. Например, пловцы соревновались в открытом море, где температура воды не превышала 14 гр. Олимпийский стадион едва удалось отремонтировать к началу первых состязаний. Инвентарь для соревнований по гимнастике был старым и не соответствовал требованиям даже того времени. Условий для проживания участников создано не было. На вторых играх специальные спортивные сооружения не строились. Пловцы отталкивались от незакрепленных бревен в мутной воде. Игры были придатком всемирной торговой выставки. Тоже самое происходило и на третьих Олимпийских играх.

    Рис. 6. Оборудование для занятий немецкой гимнастикой.

    Однако, несмотря на низкий уровень материального обеспечения, первые игры сыграли важную роль в строительстве сооружений и совершенствовании спортивного инвентаря. В последствии, после анализа проведения первых игр, организаторы пересмотрят свое отношение к материально-техническому сопровождению игр. Специально будут возводить грандиозные спортивные сооружения, появится спорт-индустрия, будут распространяться, и появляться новые виды спорта.

    Период нового времени характеризует принципиально новый взгляд на физические упражнения – массовый, всеобщий. Благодаря новым системам физического воспитания – «гимнастикам», обучение солдат и жителей городов стало проще и быстрее. Строились спортивные площадки, использовалось огромное количество нового инвентаря: лестницы, рукоходы, заборы, шесты, гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, брусья, гимнастический конь, перекладина и многое другое. Прогрессивные системы воспитания подрастающего поколения для различных социальных слоев населения также развивались.

    Рис. 7. Соревнования легкоатлетов на первых Олимпийских играх современности.

    Образование одновременно нескольких международных спортивных обществ по различным видам спорта подтолкнуло идею о всеобщих мировых соревнованиях. Гением Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры, что способствовало развитию материальной базы, нового отношения к физическому воспитанию. Совершенствовались спортивные сооружения, изобретался новый инвентарь.

    Сейчас с уверенностью можно сказать, что строительство спортивных сооружений ведется повсеместно. На производстве, в быту, учебе, обороне, при лечении не обойтись без спортивных сооружений. Поэтому направленность СС самая, что ни на есть разнообразная: милитаристическая, воспитательная, зрелищная, лечебная (оздоровительная), спортивная (состязательная), общественно-политическая.

    Немецкое гимнастическое (турнерское) движение

    Немецкое гимнастическое движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связао с именами Ф.Яна и Э.Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами - турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500человек

    Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однако были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

    Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

    Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

    Анализ методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак

    Движение рядом с дрессировщиком приучает собаку находиться возле дрессировщика при различных темпах движения, а во время остановки -- самостоятельно садиться...

    Влияние физических упражнений на здоровье человека

    Движение - это самый мощный стимулятор катаболических процессов в организме, которые в период покоя активизируют биосинтетические - анаболические процессы. Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека...

    Методика преподавания гимнастики

    Гимнастическое оборудование условно можно разделить на три категории: · Стандартное оборудование · Нестандартное оборудование · Оборудование...

    Олимпийское движение

    Ориентирование на местности

    Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдержать с помощью компаса нужное или заданное направление движения и точно выйти к намеченному пункту, т.е...

    Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде

    В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков...

    Специальная техническая подготовка юных спортсменов-ориентировщиков

    Технический прием «бег по направлению» предполагает умение выходить в заданную точку преимущественно за счет движения в заданном направлении, прибегая к чтению карты в качестве вспомогательного средства. В зависимости от размера, видимости...

    Чтобы экономно расходовать силы турист должен приучить себя к ровному, свободному шагу. По пересеченной местности следует идти со слегка согнутыми коленами, стараясь не до конца выпрямлять их во время толчка...

    Спортивный туризм в Красноярском крае на примере пеших маршрутов

    Болота, образовавшиеся в результате затопления или увлажнения низины, преодолевают перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку или пользуясь для опоры ног грунтом около комлей деревьев (кустарников). Для опоры применяются и альпенштоки...

    Транспортировка газов во время тренировки на выносливость

    Кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выталкивает кровь в аорту периодически. Это возможно потому, что объем выталкиваемой в аорту крови во время систолы сердца растягивает стенки аорты...

    Физическое воспитание студенческой молодежи

    В 1923 году спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов. С 1924 года стали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта...

    Под влиянием идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо в Германии в конце XVIII- началеXIXв. началось буржуазное движение -филантропизм (филантроп - человек, занимающийся благотворительной деятельностью). В рамках своей системы филантропы выделяли три главные группы упражнений: игры, упражнения для развития ловкости движений рук, собственно физические упражнения.

    По воздействию на учащихся игры различались так: на развитие сообразительности, на внимание, развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетической направленности.

    Развитие ручной ловкости отражало не обучение “труду”, как это понимается сейчас, а воспитание собственно трудовой деятельностью - в качестве столяра, токаря, садовника и переплетчика (эти профессии были почетными в то время).

    Собственно физические упражнения составляли основу системы . Они подразделялись на прыжки, бег, метания, борьбу, лазанья, равновесие, упражнения с отягощениями, упражнения на осанку, танцы, строевые упражнения, плавание, упражнения в пении, умственные упражнения. В свою очередь, указанные виды движений классифицировались на такие составляющие, которые приучали детей к тем обстоятельствам, с которыми они могли столкнуться в повседневной жизни. Например, практиковались прыжки вверх, спрыгивание с различной высоты, прыжки с различными предметами и снарядами (например, с шестом) и т.п.

    Значение деятельности филантропов заключается прежде всего в том, что благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направлений в гимнастике.

    Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм . Оно оформилось в началеXIXв. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIXв. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах.



    Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы , созданной филантропами . Однако были внесены некоторые дополнения : исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

    Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений.

    Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

    Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования . В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

    Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг . Он изучил древнюю физическую культуру Китая , Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида : военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную .

    Педагогическую гимнастику разработал Я. Линг (сын П. Линга). В 40-х гг. XIXв. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока , ввел гимнастические снаряды - гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др.

    Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12-18 частей . В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма.

    Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии. В Швеции того времени была организована подготовка преподавателей с высшим образованием по гимнастике. В 1813 г. в Стокгольме открылся Центральный гимнастический институт. Я. Линг разработал первый проект закрытого спортивного зала , по которому начали строить первые спортивные залы. Физическое воспитание в шведской школе проводилось и среди девочек .

    Шведская гимнастика органично дополняла немецкую . В практике физического воспитания эти две системы постепенно слились .

    В середине XIXв. начала создаваться сокольская система гимнастики . Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название “Сокол” - символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии М. Тырш . Будучи представителем буржуазной интеллигенции, он стремился к объединению и сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость, так как Чехия в то время находилась под владычеством Австрии.

    Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.

    В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы.

    Первая группа - упражнения без снарядов : ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

    Вторая группа - снарядовые упражнения : прыжки простые в длину, прыжки “атакой” в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, кольцах на месте и в каче, на ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, шаре, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями, пиками, цепами, киями, молотами, палицами, лопатами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном), упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча), упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

    Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

    Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

    Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастиках, а на красоту выполнения движений . Гимнастические упражнения стали соединять в комбинации, начали использовать музыкальное сопровождение , красивые костюмы, различное внешнее оформление. Урок делился на три части : подготовительную, основную и заключительную (так, как это делается в настоящее время ). Методика проведения занятий включала много интересного и нового, особенно при массовых гимнастических выступлениях, в которых участвовали до 15-20 тыс. человек.

    Со второй половины XIXв. начинают складываться современные взгляды на физическое воспитание и спорт. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половиныXIXв. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, которые существенно повлияли на физическое воспитание, были:

    1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

    2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

    3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

    Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени .

    Развитие физического воспитания во второй половине XIXв. шло не по пути противостояния гимнастики спорту , или наоборот, а, напротив, наметился поиск интегративных форм движений, рационального сближения этих двух направлений .

    Среди новых зарубежных систем физического воспитания прежде всего следует выделить метод, предложенный венгром Г. Демени (1850-1917), и метод “естественной гимнастики”, разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885 - 1941) с сотрудниками.

    Г. Демени, венгр по национальности, жил и работал во Франции . Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии , отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Таких же взглядов , как это будет отмечено ниже, придерживался и основоположник отечественной системы физического образования П. Ф. Лесгафт .

    Демени была разработана следующая система требований при выполнении физических упражнений:

    1. следует избегать статичных , неестественных положений . Скорость движений отдельных звеньев тела должна быть обратно пропорциональна их массе. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не “отрывистыми” и “угловатыми” (это положение во многом созвучно с китайской оздоровительной гимнастикой тайцзицюань);

    2. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой , мышцы-антагонисты, т. е. те, которые не участвуют в выполнении движений, должны быть расслаблены.

    Движения в спорте Демени подразделял на семь видов : ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей.

    Гимнастика предназначалась и для девушек , в ней акцент делался на ее эстетической стороне.