• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Таких книг в открытом доступе еще не было! Это – первая серия, посвященная не только боевому применению, но и профессиональной подготовке русского Спецназа, не имеющей равных в мире. Лучший самоучитель по созданию бойцов особого назначения. Первое общедоступное пособие по базовой подготовке элитных подразделений.

    Общефизическая и психологическая подготовка, огневая подготовка, снайперская подготовка, рукопашный бой, водолазная подготовка, воздушно-десантная подготовка, выживание, горная подготовка, инженерная подготовка, маскировка, тактико-специальная подготовка, связь и управление, топография и ориентирование, экстремальная медицина – в этой книге вы найдете комплексную информацию обо всех аспектах тренировки Спецназа. Но это не сухое узкоспециальное издание, неинтересное рядовому читателю, – это руководство к действию, которое может пригодиться каждому!

    Психофизические упражнения – это вид упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями. На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время, затраченное на прохождение доски, оказывалось намного больше. Высота давит на психику, и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

    Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты. Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть им.

    Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса, что он сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение. Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель – убедить, что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

    Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо – и бездонная бездна, кажется, магнитом тянет вниз, в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы. А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

    Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т. п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника» и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков, – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т. п.). Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды), располагая на них минные поля, мины-ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

    При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.


    Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

    – упражнения на «тропе разведчика»;

    – «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;

    – упражнения горной подготовки;

    – упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;

    – переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;

    – преодоление электризованного проволочного забора под напряжением;

    – действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;

    – «борьба с танками» – «обкатка танками»;

    – скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;

    – упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;

    – переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;

    – плавание в обмундировании и с оружием;

    – ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;

    – ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;

    – рукопашный бой с двумя-тремя противниками;

    – сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2–3 рубежах и с ориентированием по карте и компасу;

    – ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык– ножом;

    – уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;

    – выдерживание ударов тупыми предметами;

    – сопротивление болевым и удушающим приемам;

    – адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;

    – специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову, и, задержав дыхание, выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;

    – посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;

    – метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;

    – преодоление маршрута 25–35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.

    (Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.)

    Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

    «…Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам. Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая собака. Психологически очень тяжело «грохнуть» ни за что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику. Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Ветеран вспоминает, как в марте 1984 г. мы полетели на один из наших первых «облетов». После столкновения с противником он решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.


    Тренировка китайского спецназа

    Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

    Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения».

    Основой психофизической подготовки в спецназе должна стать рукопашная подготовка. Совершенствуя уже ранее приобретенные (до поступления на службу) навыки защиты и нападения без применения оружия (спецсредств) или с использованием холодного оружия (подручных предметов), бойцы гораздо эффективнее смогут развивать психофизические способности. Эти способности позволяют сохранить жизнь и силы в экстремальных условиях, а также эффективно действовать в любых ситуациях, в том числе и в условиях современного реального боя. Фундаментом рукопашной подготовки у нас, в России, должно стать боевое самбо (в некоторых версиях оно называется рукопашным боем), нацеленное на минимум ограничений. При таком обучении боец не только будет уверенно чувствовать себя в поединке, но и будет шлифовать специальную психическую подготовку, позволяющую, в том числе, обходиться без травм…

    В элитных спецподразделениях возрастает роль психотехник, использование которых позволит развить и закреплять повышенные способности, помогающие более эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Наряду с традиционными методами, использующими элементы индийской йоги, дзенских техник, рукопашной подготовки (при определенном подходе ее можно рассматривать как форму динамической медитации) и т. п., будут применяться новейшие разработки. Например, такие как нейролингвистическое программирование, остановка внутреннего монолога, дистантное координатное манипулирование…

    Психофизическая тренировка – это комплекс таких упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

    На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания:

    Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

    Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

    Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть ею. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это – врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса – сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

    Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты . Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

    Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Такая вот психофизическая тренировка.

    Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему , ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

    Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

    Маршруты РДГ (Р азведывательно-Д иверсионной Г руппы — примечание сайт ) следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины – ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

    При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

    Примерный набор некоторых упражнений, из которых состоит психофизическая тренировка:

    • упражнения на ;
    • «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
    • упражнения горной подготовки;
    • упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
    • переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
    • преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;
    • действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
    • «борьба с » – «обкатка танками»;
    • скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;
    • упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;
    • переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
    • плавание в обмундировании и с оружием;
    • ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
    • ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
    • рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
    • сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х – 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
    • ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык-ножом;
    • уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ;
    • выдерживание ударов тупыми предметами;
    • сопротивление болевым и удушающим приемам;
    • адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;
    • специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
    • посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
    • метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
    • преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту. Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.

    Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

    « …Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

    Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

    Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов».

    После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Максудяна вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

    Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

    Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения ».

    Фото со страницы «Система Кадочникова. Международный союз русского боевого искусства» в социальной сети «ВКонтакте»
    Навыки, которые развивает у военнослужащих Алексей Кадочников (на снимке справа), оказываются грозным оружием.

    Парапсихология - наука, позволяющая использовать резервы психики человека для ясновидения, передачи мысли и некоторых других скрытых функций, - применяется в боевых условиях еще со времен древности. Этой наукой владели египетские и вавилонские жрецы, которые управляли государством, и избранные воины. На протяжении веков уникальные знания передавались лишь избранным.

    В начале ХХ века современные спецслужбы проявили к этой науке столь большой интерес, что создавали специальные институты по применению парапсихологии в боевых условиях с целью достижения преимущества над противником. В Германии в 30 - 40 годы существовал институт «Аненербе» (в переводе с немецкого - «Наследие предков»), а в СССР в это время успешно работала лаборатория НКВД Глеба Бокия. Спецслужбы США стали активно заниматься применением парапсихологии в 40-е годы. И все это неудивительно, ибо эта важная наука, сочетающая в себе использование медицины и психологии, дает возможность победить противника в бою бесконтактным методом.

    Российский спецназ использовал боевые методики парапсихологии во время войны с террором в Чечне. Воинскую часть, которая осуществляла специальные боевые операции, возглавлял генерал-лейтенант Алексей САВИН, согласившийся ответить на вопросы внештатного корреспондента «НВО» Тимура АХМЕТОВА.

    - Алексей Юрьевич, вы возглавляли в/ч 10003, которая занималась разработкой нетрадиционных методов психофизического воздействия. Насколько они, по-вашему, применимы в условиях современных боевых действий?

    Защите мы уделяли больше внимания. Необходимо было изобрести нечто универсальное, способное обеспечить защиту и солдата, и офицера, и высшего руководящего звена вооруженных сил. Этому были посвящены наши исследования в первую очередь. В них принимали участие и научные центры, и военные госпитали, НИИ, институты Академии медицинских наук, также институт психологии. Удалось разработать систему, которой мы гордимся. Что касается воздействия на человека, нас больше интересовали возможности снятия информации о деятельности человека: вскрытие замысла противника, состав сил и средств, привлекаемых для тех или иных действий. Дистанционное воздействие - это дистанционный неконтактный бой, чем владеет Кадочников и его ученики. И когда они отработали свои методики, мы стали офицеров пропускать через центр Кадочникова. Я скажу, что для спецназа это очень важно в ситуациях, где они не бегут толпой, ведь тогда тяжело применить эти техники энергетического воздействия, а когда действуют в одиночку или мелкими группами, эти вещи эффективны. Мы считаем, что они нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании для подготовки воинов спецназа.

    - В своих интервью вы говорите о метаконтакте - технологии, которая позволяет достоверно получать информацию. Эта методика позволяет оценить реальность угрозы и своевременно задействовать техники защиты охраняемых лиц. А возможно ли целенаправленное введение в заблуждение при метаконтакте в целях дезинформации или эта технология стопроцентно гарантирует точность информации?

    Мы старались, чтобы достоверность была практически абсолютная. Если наши курсанты выполняли какие-то задания с достоверностью ниже 90%, им ставился незачет. На войне нельзя ошибаться. Нам удалось создать методику подготовки людей, у которых проявлялись какие-то таланты на этом поприще, и готовить практически идеальных воинов-разведчиков.

    - Можно ли с помощью метаконтакта влиять на принятие решений и может ли натренированная охрана защитить от такого влияния?

    Защиты от такого влияния нет. Мы разрабатывали систему воздействия, чтобы защиты не было. Мы хорошо изучили то, чем владеют наши противники, и создали систему, от которой защиты не может быть. Что касается влияния на принятие решений, это возможно, но мы не успели это сделать. Отдельные эксперименты были, мы вышли на хорошую повторяемость в опытах. Но ввести в массы для обучения спецподразделений мы не успели.

    - Что касается современных локальных войн, по вашему мнению, помогает ли владение технологией метаконтакта в условиях боевых действий, например при обнаружении засад?

    Да, помогает. Если люди хорошо натренированы, прошли подготовку соответствующую, не только засады можно обнаруживать, но и замыслы противника: бандитские или террористические группировки и их штабы, схроны, склады, тайники можно открывать и обнаруживать. С этого мы начинали нашу работу в начале 90-х годов и весьма эффективно осуществляли.

    - Как вы считаете, необходимо ли принять эту технологию на вооружение подразделениям спецназа? Поможет ли она им эффективно выполнять боевую задачу? Имеет ли смысл включать в каждую разведгруппу штатного парапсихолога или всю группу следует готовить по этой методике?

    В принципе есть смысл готовить группы и большие группы. За один раз - 30 человек. Если готовить их в течение полутора-двух месяцев, то можно вывести их на хороший уровень. Ведь в спецназе немного людей. В среднем можно готовить 200 человек в год, которые станут профессионалами. Мы им дадим совокупность методов, в том числе и вскрытие замыслов, и обнаружение замаскированных объектов; они будут понимать, откуда угрозы, кто из своей среды может выпустить информацию. Если они, бойцы спецназа, возьмут в плен противника, то они до деталей будут знать, что это за человек, какие слабые, какие сильные стороны у него. Если будет поставлена задача вербовки, то это здорово облегчит им задачу. Они будут иметь возможность в течение часа исследовать человека. Люди будут вооружены эффективной технологией, результативность их работы будет высокой, и потерь будет мало.

    - Может ли натренированный по этой технологии специалист остановить дикое животное, готовое напасть на него, и убедить его отказаться от атаки?

    Мы, работая с дельфинами, сделали возможным такой телепатический контакт, где можно мысленно давать определенные команды. Наверное, если животное в нормальном состоянии, то можно давать установки, чтобы животное не напало. Нас на это навели работы Дурова, который давал мысленные указания, и это все выполнялось. В этом вопросе нам оказала помощь Наталья Петровна Бехтерева. Чтобы остановить животное, нужен хорошо подготовленный оператор, знающий психологию животных.

    - Может ли такой специалист с помощью технологии остановить танк или БТР?

    Таких специалистов нужно учить воздействовать на технику, сбивать компьютерные программы, сжигать кристаллы в генераторах. Это воздействие возможно.

    - В процессе решения и выполнения разведывательных задач подслушать разговор или нарушить теле- или радиопередачи или коммуникации?

    Можно специально подготовить людей, которые будут сбивать программы. Подслушать разговор - таких экспериментов не проводилось, но проводились эксперименты прочитать документ, лежащий в сейфе, даже если он на иностранном языке, которым мы не владеем.

    - После Второй мировой войны и на нынешний момент ведется война с терроризмом по всему миру. Насколько, по вашему мнению, эта технология эффективна в противодействии терроризму?

    Она очень эффективна, и это понимают американцы, и мы понимаем. В 1993 - 1994 годах приезжали американцы и предложили объединить усилия в борьбе с терроризмом и в борьбе с распространением наркотиков. Мы посидели вместе и поняли, что это возможно. У них есть свои приемы. Для нас работа по пресечению наркотрафика была в новинку. Задача была интересной и важной. Мы не знали, что распространение наркотиков имеет такое значение в России. И наше, и американское руководство не пошло на сотрудничество. Мы в 1993 году успешно работали с МВД, тогда была проведена целая серия операций по Москве и Московской области. В течение месяца было раскрыто более 100 преступлений и поймано более 100 преступников, не считая оружия и наркотиков. Милиция не собирала такого урожая за несколько лет, а с помощью наших специалистов получила за один месяц такой результат.

    - Есть ученые, которые разделяют понятия «антитеррор» и «контртерроризм». Антитеррор - это жесткие силовые методики. Контртерроризм - это широкий спектр несиловых методик, направленных на противодействие терроризму, в том числе убеждение, влияние на террористов, уничтожение терроризма в зародыше через отказ от намерений. Насколько возможно эту технологию применять в антитерроре как в силовом воздействии и в контртерроризме?

    Кадр из фильма « Безумный спецназ ». 2009

    Нас привлекали к подобным мероприятиям. Можно четко определять лиц, входящих в террористическую сеть. Мы с этого начинали деятельность по профилактике террора. Конечно же, велась разъяснительная работа, фильмы, пресса должны работать в этом направлении. Мы можем выявлять потенциальных кандидатов в террористические группировки. Есть люди озлобленные или ищущие острых ощущений, они есть у противной стороны, и конечно, их пытаются завербовать для проведения террористических акций. Мы можем вычислить хозяев и вербовщиков лучше, чем любой другой отдел. Что касается контртерроризма: можно наносить удары по средствам связи, осуществлять сбой компьютеров или радиотелефонов.

    - Позволяют ли парапсихологические техники овладеть сверхвозможностями для выполнения особых боевых задач? Например, длительное время не употреблять пищу и воду и при этом сохранять бодрость, не спать днями напролет. Есть информация, что этой методикой владели японские монахи-ямабуси и монахи Шаолиня.

    Их техники недостаточно совершенны. Наша техника Кадочникова более приспособлена к современным условиям. Что касается выживаемости, здесь должно быть сочетание методов метаконтакта и традиционных методов. Специалист, обученный нашей методике, может, несколько суток обходясь без сна, сохранять бодрость, поддерживать боевое состояние длительное время без еды и воды или будучи на водяной диете - так чтобы вода заменяла пищу. У нас это направление разрабатывал институт авиационной и космической медицины. Технологии, которые они разрабатывали, применимы и для спецназа. Они эффективно обучали летчиков выживанию в экстремальных условиях.

    - Имеет ли воин спецназа, владеющий бесконтактными методами, преимущество перед противником при физическом или огневом контакте?

    Если это не групповой бой, то имеет. В групповом бою - нет. Ведь в бесконтактном бою нужны паузы. В небольших группах во время единоборства есть шанс применить технику.

    - Известно, что специалисты, владеющие технологией метаконтакта, могут осуществлять парапсихологический или, можно сказать, невербальный допрос. Насколько, по-вашему, он эффективен?

    Достоверность допроса практически стопроцентная. От него невозможно скрыться.

    - Стоит ли обучать технологии противодействия такому допросу бойцов спецназа на случай попадания в плен или даже высших лиц страны или руководителей коммерческих структур или сотрудников их охраны для сохранения государственной или коммерческой тайны, которая может быть раскрыта конкурирующими парапсихологами?

    Имеет смысл, конечно же. Мы создали уникальную методику, однако западные спецслужбы не стоят на месте и совершенствуются. Поэтому мы должны быть готовы к тому, что они потревожат наши интересы. Необходимо обучать людей этой методике.

    - Быстрое и эффективное овладение знаниями необходимо бойцам спецназа. Парапсихологические технологии, в том числе метаконтакт, могут использоваться для создания атмосферы, благоприятной обучению, которая позволяет овладеть максимальным количеством знаний в течение короткого времени?

    Обучение происходит не только в виде практических заданий. Идет очень большая наработка философских знаний. Миропонимание людей изменяется, люди становятся духовно сильнее, чище морально, и мотивация становится сильнее. Мотив становится общественным и государственным. Это и способствует успеху в освоении знаний.

    - А могут ли эти методики помочь в освоении иностранных языков?

    Безусловно, могут. Мы взаимодействовали с Военным институтом иностранных языков и много почерпнули в педагогическом плане. Первое задание, которое мы даем после месяца обучения, это умение получать информацию на любом языке мира, неважно документ или книжка. Наш оператор должен дать основное содержание документа или то, что в книге написано. Что значит изучение языка - это грамматика и знание слов. Грамматика быстро усваивается добросовестными студентами или курсантами, затем заучивается несколько тысяч слов. Методика позволяет дать основной контекст, а дальше человек начинает переводить, зная, о чем речь, и ему легче дается перевод и троекратно сокращается перевод условных текстов.

    - Можно ли использовать эти технологии для лечения в боевых условиях? Например, остановить кровь?

    Кровь вряд ли удастся остановить, а вот перевести раненого в более легкое состояние можно. Понизить уровень боли. Если произошел сбой системы - например контузия у человека, еще никто не знает, что поражено особенно тяжело, - то наш метод единственно эффективен для решения проблемы. Человеку дается энергоинформационная подпитка.

    - Джордж Клуни в фильме «Безумный спецназ» разгоняет тучи с помощью энергии сознания. Неужели, владея технологией метаконтакта, человек может влиять на погодные условия?

    Эти эксперименты успехом не закончились.

    - Американцы заявляли, что следят с помощью парапсихологов за советскими атомными подводными лодками. Не получается ли, что группа спецназа при заброске в тыл противника беззащитна и за ней можно следить парапсихологам?

    Они делают это, но достоверность информации не очень высокая.

    - Эффективно ли парапсихологическое оружие в войнах шестого поколения? Ведь американцы проводили испытание ракет с высокочастотными излучателями волн, воздействующими на психику. Есть ли шанс уберечь войска от этого воздействия в бою?

    Психотронное оружие - это психотропные средства, это воздействие генераторов и люди, которые воздействуют на людей. Техника помогает зафиксировать работу сенсоров. От этих приборов есть излучение, значит, можно его поймать и поставить ему помеху. Можно использовать пеленгаторы для создания помех.

    - Проводились эксперименты по использованию генератора Деева против танкового батальона. Насколько эффективен генератор в бою и каким образом он действует?

    Генератор Деева эффективно воздействовал на топливо, оно становилось густым, и машины останавливались.

    Вместо послесловия

    Спецназ - это элита армии и спецслужб. На него возлагаются самые ответственные и опасные поручения, которые не могут выполнить другие войска или воинские части. От качества его подготовки зависит успешность выполнения боевой задачи. Использование парапсихологических техник позволяет спецназу максимально качественно выполнить боевую задачу. Будем надеяться, что наш спецназ будет подготовлен по самым лучшим методикам и технологиям, поскольку защищать такую территорию должен самый лучший спецназ в мире.

    Наука не стоит на месте, она постоянно развивается и совершенствуется на благо человечества. Парапсихология и ее боевые техники становятся более эффективными и успешными, их оттачивают и дорабатывают в лабораториях наших спецслужб для защиты Родины. Эта наука настоящего и будущего, весьма необходимая в мирное время и на войне, ибо она позволяет сберегать жизни своих сограждан. Не зря ученые различных стран стараются изобрести самую совершенную методику по применению парапсихологии. Главное, чтобы эти ученые и профессионалы спецслужб, которые их используют, помнили, что они служат общей идее защиты нашей земной цивилизации и мира на планете, чтобы создание новых методик способствовало не новым войнам и катастрофам, а только лишь защите, безопасности и стабильности по поддержанию мира.

    Справка «НВО»

    Алексей Юрьевич Савин - генерал-лейтенант запаса, доктор технических и философских наук, командовал секретной воинской частью № 10003 (специального назначения), начальник управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ с 1989 по 2005 год.

    Воинская часть под его командованием принимала участие в боевых действиях в Чечне совместно со спецназом. Оперативники части были включены в отряды спецназа, а также действовали в качестве независимой группы специального назначения. Подразделение взаимодействовало также с подразделениями милиции по обнаружению бандитских складов с боеприпасами.

    Алексей Юрьевич награжден правительственными орденами и медалями, в том числе орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета, академик Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии наук, Итальянской академии экономических и социальных наук.

    С 1989 года Алексей Юрьевич Савин являлся руководителем программы разработки нового специального вооружения и военной техники, методов и средств нетрадиционных видов боевой подготовки и обучения, управления психофизическими ресурсами человека.

    Психофизические упражнения - это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

    На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

    Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот.

    Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

    Страх - это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Сол-дат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх - драгоценность, если боец умеет владеть ею.

    Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это - врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса - сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное - постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

    Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

    Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая - дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил - не пустые слова.

    Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство - он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

    Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков - типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

    Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины - ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

    При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз - закономерностью, а внезапное изменение ситуации - обычным делом.

    Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

    Упражнения на «тропе разведчика»;

    - «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;

    Упражнения горной подготовки;

    Упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;

    Переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;

    Преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;

    Действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;

    - «борьба с танками» - «обкатка танками»;

    Скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;

    Упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;

    Переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;

    Плавание в обмундировании и с оружием;

    Ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;

    Ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;

    Рукопашный бой с двумя-тремя противниками;

    Сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х - 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;

    Ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык-ножом;

    Уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;

    Выдерживание ударов тупыми предметами;

    Сопротивление болевым и удушающим приемам;

    Адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;

    Специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;

    Посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;

    Метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;

    Преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.

    (Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).

    Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

    « …Мы изготавливали чучело - манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки.

    Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

    Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

    Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов».

    После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

    Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

    Армия не создает людей с сильной волей и мужским характером, она лишь способна развить эти качества, когда они есть. А задача командира - отобрать людей с такими задатками для последующего воспитания данных свойств человеческой личности.

    Чтобы отобрать наиболее устойчивых в психологическом плане солдат, необходимо в период подготовки молодого пополнения, как можно чаще ставить их в условия, приближенные к экстремальным, и искусственно создавать нештатные ситуации. По своему опыту могу сказать, что это может быть и подъем среди ночи с последующим отрытием окопов полного профиля, и отработка скрытого и бесшумного передвижения ночью в непогоду (утром, само собой, все должны быть чистыми и опрятными). Хорошо срабатывает проверка жаждой, когда после изнурительного марша под палящим солнцем подразделение прибывает к источнику воды и получает команду наполнить фляги, но не пить. После этого бойцам сообщают, что вода отравлена, и подается команда вылить воду - и марш возобновляется. Это не большее издевательство, чем вступительный экзамен в институт. Как в институт не берут нерадивых и тупых, так и в спецподразделение не отбирают людей, не имеющих внутреннего стержня. А внутренний резерв воли срабатывает (или не срабатывает) лишь в экстремальных ситуациях. И если на пределе своих моральных и физических сил человек способен осознавать команды и выполнять их, то из него выйдет толк. С этим человеком можно и нужно работать дальше.

    Зачастую крепкие физически, наглые парни, желающие показаться крутыми в подразделении, на поверку оказываются обычными слизняками, а ребята, ничем особенным не выделяющиеся, могут быть подобны кремню.

    Будь готов - всегда готов!

    При воспитании психологической устойчивости главные усилия офицера (инструктора) должны быть направлены на то, чтобы любую неадекватную ситуацию для обучаемого сделать привычной. Лучше всего, если экстраординарные ситуации возникают периодически на фоне учебных тактических или иных задач.

    Вот как, например, решали эти задачи в моем родном Рязанском ВДУ.

    В конце первого курса командир нашей 9-й роты капитан Селуков - большой специалист своего дела и не меньший выдумщик - проводил с нами, первокурсниками, ночные занятия по ориентированию. Но как! Тема: “Ориентирование и движение на местности без карты”. Заранее составленные карточки азимутов вручались обучаемым непосредственно перед началом движения. Разрыв между курсантами составлял две-три минуты, выполнение задания было ограничено жесткими временными рамками. Но главное не в этом. Имелся условный противник, в задачу которого входило помешать выполнить задание и по возможности захватить обучаемого в плен. Роль противника возлагалась на взвод курсантов 3-го курса, они же помогали ротному готовить занятие. Но помимо этого, на этапах нас ждали различные сюрпризы, которые надо было быстро и грамотно преодолевать.

    Исходной точкой маршрута были ворота автопарка училища, от которых, преодолев около 200 метров, надо было выдвинуться к ориентиру “железобетонная труба”. Этот этап курсанты преодолевали беспрепятственно. Следующий ориентир - “высокое дерево” - располагался в 600 - 700 метрах. Возле дерева горел костер, людей видно не было, но у костра лежала командирская сумка. Курсант в этой ситуации должен был действовать быстро и правильно. В частности, если он выбегал прямо к костру, то получал штрафное очко, так как должен был либо вообще не подходить к костру и продолжить выполнять задачу, оставаясь незамеченным, либо проверить близлежащие кусты и лишь убедившись, что там никого нет, приблизиться к сумке. Если курсант просто поднимал сумку, то получал еще одно штрафное очко, так как сумка могла быть заминирована. И правильнее было бы, привязав к ней веревку и предварительно укрывшись, стащить ее с места, а уж после этого проверять ее содержимое.

    Следующим ориентиром был “куст на берегу реки Трубеж”. Находился он буквально в 30 метрах от костра. Хитрость этого этапа была в том, что, отходя от поляны, освещенной костром, человек попадал в темноту и сразу не мог хорошо видеть. Вот тут-то обучаемый и налетал (если не успевал увернуться) на ведро, подвешенное над тропой на высоте около 150 - 160 см.

    На этом сюрпризы не заканчивались. Делая еще пару шагов в темноте, курсант рисковал провалиться в яму, прикрытую куском фанеры. После этих несчастий надо было перебраться через реку Трубеж по отмели на другой берег. И вот когда курсант уже “парил” над водой, почти в упор в него из куста на берегу раздавалась автоматная очередь (разумеется, холостыми). Ощущение непередаваемое! Немногие удачно приземлялись на тот скользкий берег и не усаживались задницей в воду.

    От куста, не ослабляя внимания, надо было подняться по травянистому склону на длинный бугор к ориентиру “береза”. На тропе были натянуты две растяжки, имитирующие мины натяжного действия. Даже если учесть, что это были просто веревки, натянутые над тропой, а не мины, то возможность пропахать носом тропу никого не прельщала,

    От “березы” к ориентиру “широкий куст” путь лежал по гребню бугра, и обучаемый, если только он не предпринимал мер предосторожности и не шел по “тактическому гребню”, был хорошо виден на фоне ночного неба. На этом участке работала “группа захвата” 3-го курса, и плохо маскирующийся или слабо бегающий рисковал попасть в их цепкие руки. От куста последнее колено вело на пункт сбора, но проходило оно через дорогу, охраняемую парным патрулем условного противника, который отнюдь не дремал. Учитывая, что все это проводилось ночью, в ограниченное время, под воздействием “противника”, надо признать, что моральное давление на обучаемых было довольно сильным. Поэтому даже среди нас, курсантов, заканчивающих 1-й курс, нашлись люди, которые, спасаясь от преследования, потерялись и не вышли на пункт сбора вовремя, не говоря уже о том, что лишь один правильно “взял” сумку, хотя о том, как это делается, знал каждый. Повторяя подобные занятия и модулируя каждый раз новую ситуацию, можно добиться того, что обучаемые будут действовать четко и уверенно в любой обстановке.

    Настоящая полоса препятствий

    Другой вариант полосы препятствий с элементами психологического воздействия был создан мной и моими офицерами во время службы в Старокрымской бригаде спецназа. Запасной район нашего батальона находился у подошвы горы Агармыш и являл собой идеальное место для создания такой полосы. Здесь был небольшой горный участок, а по оврагу тек неглубокий ручей, на берегах которого росли деревья и густой кустарник.

    Полоса начиналась спуском с горы, которая в основании имела скальный отвес высотой около 3-4 метров, при помощи горной веревки “по-спортивному”. Общая высота горы была 10-12 метров. Далее разведчику предстояло переправиться через ручей по двум горным веревкам, натянутым между деревьями одна над другой. Перебравшись. обучаемый должен был преодолеть 25 метров по камням, торчащим из ручья. При выполнении этого этапа по ходу движения разведчика бросали зажженный взрывпакет. Задача солдата состояла в том, чтобы, увидев взрывпакет, не замедлить, а ускорить бег и оставить взрыв за спиной. Свернув направо, обучаемый выбирался на пологий берег и кидал “гранату” в блиндаж, находящийся в 15 метрах от него, после чего поднимался по скользкому склону длиной около 4 метров и высотой 1,5 метра. Чтобы склон был всегда скользким, его поливали водой. Сразу за склоном следовал участок колючей проволоки, натянутой над землей на высоте 40 сантиметров и длиной 10 метров. Во время проползания под проволокой над головой разведчика стреляли холостыми патронами. Далее разведчику предстояло преодолеть “очаг пожара”, который создавался поджогом автопокрышек и бензина, а также задымлением дымовыми шашками, При преодолении этого участка обычно подрывали взрывпакет, а когда позволяли средства - имитатор газового нападения. В этом случае участок преодолевался в противогазе. После “пожара” путь разведчику преграждал участок колючей проволоки, который преодолевали проползая под нижним рядом на спине. В 50 метрах от “колючки” находился участок насыпи с железнодорожным полотном, который необходимо было заминировать макетом тротиловой шашки либо взрывпакетом.

    От железки обучаемый двигался сквозь заросли кустарника к оврагу, через который был натянут провисающий канат на высоте 3-4 метра и длиной 10-15 метров. Разведчик перебирался через препятствие, цепляясь за канат руками и ногами. Приблизительно на середине под ним в ручье взрывался взрывпакет, поднимая столб брызг, а из кустов на противоположном берегу звучала автоматная очередь. Многие, особенно в начале тренировок, от неожиданности срывались в ручей, после чего, вернувшись в исходное положение, повторяли упражнение. Выбравшись на берег, разведчик вновь продирался сквозь заросли кустарника, в которых его могла поджидать сигнальная мина, и выходил на берег ручья, который он опять преодолевал, но уже по качающемуся бревну. Достигнув берега, разведчик оказывался перед обрывом высотой 5-7 метров и имеющим угол наклона около 75 градусов. На высоте около двух с небольшим метров находился конец веревки, привязанный к дереву, растущему на обрыве. Изловчившись, разведчик цеплялся за конец веревки и взбирался на обрыв, после чего залезал на дерево. Общая высота над обрывом составляла чуть более десяти метров. С дерева вниз уходила веревка. Длина веревки составляла 50 метров. Разведчик цеплял за нее горный карабин и как на “каретке” спускался вниз. Разведчики моего батальона, которым периодически приходилось преодолевать эту полосу, даже те, кто служил первые полгода, укладывались максимум в 4.30-5 минут. Когда эту же полосу бежали парни из других подразделений, лишь 30% из них попадали гранатой в блиндаж, срывались с канатов и падали 50-60%, и даже самые тренированные не смогли преодолеть полосу быстрее, чем за 5 минут 15 секунд.

    Местность позволяла развить полосу и создать из нее нечто вроде теста по одиночной подготовке разведчика. В частности, я планировал включить в полосу преодоление зараженного участка в средствах защиты с выполнением нормативов по одеванию и сниманию общевойскового защитного комплекта, после чего разведчик получал карточку азимутов и выполнял соответствующий норматив. На конечной точке ему предстояло организовать наблюдательный пункт. С наблюдательного пункта необходимо было обнаружить несколько целей, нанести их на карту и определить их координаты, после чего связаться с командиром и передать ему полученные разведданные.

    Далее разведчику предстояло выйти на пункт сбора. Если кто-то думает, что это самая простая задача, то он заблуждается. В боевом приказе на любые действия обязательно указываются основной и запасной пункты сбора и время их работы для того, чтобы группа могла собраться после выполнения задачи. Во всех учебниках и наставлениях указывается, что разведчик на ПС должен выходить по “улитке”, проверяя, нет ли хвоста. Вариант, которому мы обучали своих подчиненных, был придуман фронтовыми разведчиками Великой Отечественной именно в целях повышения живучести. После налета или засады командир отходит с подгруппой, выполнявшей основную задачу (захвата или уничтожения), то есть первым. Определяя пункт сбора, командир должен указать через какой ориентир выходить на него. Например, “ПС - поваленное дерево, выходить со стороны одинокой сосны”. Прибывая на пункт первым, командир оставляет двух разведчиков с задачей: первый находится вблизи ориентира, обозначающего ПС, и, замаскировавшись, осуществляет прием подходящих подгрупп и одиночных разведчиков, указывает им ориентир и направление движения, куда убыл командир. Второй, замаскировавшись на участке “поваленное дерево - одинокая сосна”, осуществляет “контроль следа” - то есть следит, чтобы не было хвоста или преследования. В случае обнаружения преследования он установленным сигналом оповещает об этом разведчиков на ПС, и они уходят к основным силам группы. Хитрость этого способа заключается в том, что от того ориентира, который указывает командир после своего ухода, может быть еще два-три или более колен, в зависимости от осторожности командира. Тот, кто придумал этот способ, воевал со второго дня войны и дожил до ее конца.

    По завершению этапа “Ведение разведки наблюдением” разведчики должны были собраться по трое и осуществить выход на ПС указанным выше способом, встретить следующую тройку и оставить ее на своем месте. На этом испытание заканчивалось.

    Особые испытания

    Безусловно, возможна масса вариантов развития этой или подобной полосы.В частности, я хотел применить свой грузинский опыт: Из старой формы мы изготавливали чучело-манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого мы обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику можно позаимствовать у бродячей собаки. Вот этот-то “труп” и предстояло обыскивать разведчикам.

    Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело “грохнуть” ни за что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет сломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

    Многие солдаты не способны даже видеть сцену убийства. Я вспоминаю, как еще в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых облетов. После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого духа. При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся моя группа. Когда на него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

    Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый может съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос при отработке выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая лягушек и змей.

    Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарища и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров либо попадают в исправительно-трудовые учреждени