• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    © Фото ИА «Росбалт», Илья Давлятчин

    2 января, пока страна вовсю гуляла на новогодних каникулах, в соцсети «ВКонтакте» появился тревожный пост. Заголовок «Судят за йогу» не мог не привлечь внимание публики, хотя речь идет о событиях, произошедших еще в октябре 2016 года. Тогда петербургский программист Дмитрий Угай был приглашен на фестиваль «Ведалайф» в лофт-проект «Этажи» на Лиговском проспекте, чтобы провести лекцию о видах йоги.

    «Я обладаю достойными знаниями в индийской философии и могу прочитать лекцию длиною в час. При этом я объяснил организаторам, что лекция будет носить чисто светский характер и я буду пользоваться исключительно академическими источниками», — вспоминает Угай.

    Стоит отметить, что, хотя мужчина и не известен широкой публике, в интернете есть несколько видеороликов, где он читает лекции под именем Шрипад Бхакти Ашрай Данди Махарадж. Ролики сняты в Ижевске, Лахте, Москве. Последняя видеозапись была опубликована на YouTube 9 ноября минувшего года. Ролик под названием «Лекция — «Виды Йоги»» длится около 38 минут. Угай рассказывает про асаны (позы в йоге), задается вопросом о том, был ли йогом сам Иисус.

    «В целом, йога — это путь, которым шли многие миллионы людей. Многие миллионы людей и в прошлом, и миллионы людей, которые идут ей и в настоящем, и в будущем также будут идти. Йога — это вечный путь. Вечный путь, который, скажем, и ведет нас, или открывает нам двери вечности», — рассказывал Угай.

    На 33 минуте к лектору подошел молодой человек в темном. Далее произошел такой диалог.

    — Надо лекцию в течение пяти минут закончить?

    — В течение пяти минут? — уточнил Угай.

    — Да, обязательно, — кивнул мужчина.

    Эту просьбу йог выполнил. Но затем, по его словам, произошло неожиданное.

    «Ко мне подошли несколько полицейских: один в форме, другой — в штатском. Как выяснилось позже, всего их было шестеро или семеро: остальные пошли на другие мероприятия фестиваля, проверяли документы, искали организаторов, нервничали, что их снимают — официальных представителей закона на публичном мероприятии. Меня довольно грубо попросили пройти с ними», — сообщил Угай в соцсетях.

    По словам инструктора по йоге, далее полицейские доставили его в 76 отдел полиции, где якобы убеждали подписать заранее составленные показания. Среди правоохранителей Угаю запомнился Арсен Магомедов — мол, он единственный предъявил удостоверение. Данные Магомедова можно найти на сайте ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Он действительно является участковым уполномоченным 76 отдела, имеет звание лейтенанта полиции.

    Позднее Угая отпустили, предъявив обвинение в нарушении части 4 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). То есть в нарушении той самой части, которую принято называть «законом Яровой».

    С июля 2016 года КоАП был дополнен пунктом об осуществлении миссионерской деятельности с нарушением закона. Нарушение закона влечет наложение штрафа: на граждан от 5 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 1 млн рублей. Одновременно был дополнен закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» — благодаря депутату Ирине Яровой и сенатору Виктору Озерову там появилось определение «миссионерской деятельности» и ряд запретов на ее осуществление. Некоторые пункты уже подвергались критике со стороны правозащитников, что, правда, не помешало Госдуме прошлого созыва утвердить «закон Яровой».

    Как стало известно «Росбалту», сотрудники полиции пришли в «Этажи» не просто так. С заявлением в правоохранительные органы обратился житель Петербурга Наиль Насибулин. Он, в частности, сообщил о том, что организатором лекции являлось НП «Культурный Центр Шри Чайтанья Сарасвати».

    «Данная организация является религиозной и проповедует Сознание Кришны. Предполагаю, что будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения «Сознание Кришны» с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр (молитв). Прошу принять меры по недопущению нарушения действующего законодательства, в случае выявления нарушений привлечь виновных к ответственности», — написал в обращении Наиль Насибулин.

    Опасения заявителя можно понять — в свое время его жена и сестра ушли в секту. А со временем открыли свою школу для детей. «Росбалт» нашел автора обращения. Тот в беседе с корреспондентом сообщил, что лично не знаком с Угаем. «Против него лично как человека я ничего не имею», — сказал Наиль Насибулин.

    Рассматривать дело Угая предстояло мировой судье Жанне Кустанович. Такого количества прессы и сочувствующих всех мастей 207 судебный участок не видел никогда.

    — Уважаемые, не толпимся, проходим по коридору! — настоятельно требовал пристав.

    — А кто здесь из журналистов? — уточнила секретарь судьи.

    — Проще сказать, кого здесь нет, — ответили в толпе.

    Часть корреспондентов едва протиснулась в помещение. Остальные остались в коридоре. Если Угаю требовалось внимание прессы, то он его получил сполна.

    В ходе самого заседания стало известно, что Дмитрий Угай, по данным полиции, осуществлял миссионерскую деятельность от имени «Шри Чайтанья Сарасват Матх». Однако, разрешения от организации на это якобы не имел.

    — Ваше отношение к протоколу? — уточнила судья у ответчика, когда все, наконец, успокоились.

    — Своей вины не признаю, считаю, что она не доказана, и заявления о том, что принадлежу к данной организации, ложные.

    Масла в огонь подлил и представитель Угая — Сергей Латышевский, заявивший в суде, что расписался в протоколе об административном правонарушении за своего доверителя, однако не указал этого факта. Так это или нет, сможет поведать участковый Арсен Магомедов — суд вызвал его в качестве свидетеля на следующее заседание, которое состоится 18 января.

    Напомним, в августе 2016 года мировой суд 181 участка Санкт-Петербурга оштрафовал архиепископа неканонической Украинской реформаторской православной церкви (УРПЦ) Сергея Журавлева за нарушение статьи из «закона Яровой». По данным полиции, Журавлев «осуществлял миссионерскую деятельность в нарушение закона «О противодействии терроризму» в помещении организации на улице Боровой. Сам он утверждал, что всего лишь проводил семинар по истории христианства для пациентов реабилитационного центра. Суд оштрафовал его на 5 тыс. рублей.

    Тем временем петиция с требованием отменить «закон Яровой» на днях набрала в интернете больше 100 тыс. подписей.

    Илья Давлятчин

    17:53 — REGNUM Суд в Петербурге не нашел признаков незаконной миссионерской деятельности в поступках лектора йоги, передает корреспондент ИА REGNUM . Мировой суд 18 января постановил прекратить дело в отношении Дмитрия Угая за отсутствием состава административного правонарушения.

    Напомним, Угая задержали в октябре 2016 года в лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте, когда он читал лекцию о пользе йоги. Полицейские доставили его в 76 отдел и предъявили обвинение в правонарушении по части 4 статьи 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). За это правонарушение, согласно поправкам, внесенным в КоАП по инициативе депутата Госдумы Ирины Яровой, может грозить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 120 часов.

    На заседании суда свидетели поделились впечатлениями о той лекции: двое заявили, что она носила не религиозный, а чисто культурологический характер, еще одна женщина сообщила, что Дмитрий Угай рассказывал о «философском религиозном учении восточного характера». «Он сказал, что без изучения духовности йога ничего не дает, это не просто физические упражнения, а духовные практики», — заметила свидетельница.

    Адвокаты призвали отнестись критически к подобным показаниям, отметив, что никто из свидетелей не имеет профильного образования и вряд ли разбирается в основах какого бы то ни было восточного учения. Кроме того, автор заявления в полицию Наиль Насибулин не смог вспомнить, упоминались ли в лекции слово «вайшнавизм» (его адептов также называют кришнаитами), название какой-либо религиозной организации. Другие свидетели показали, что такие слова и данные об организациях в лекции Угая не звучали.

    Дмитрий Угай сообщил, что, по его мнению, у Насибулина есть основания оговорить его. «Никаких лже-доносов на Угая я не писал», — ответил ему свидетель. Он сказал, что организаторы обязаны «открыто заявлять о религиозной направленности своих мероприятий». В свою очередь, Угай подчеркнул, что выступал лектором как частное лицо и не является представителем какой-либо религиозной организации, что необходимо для миссионерской деятельности.

    Защита настаивала, что Угай не мог нарушить требования к миссионерской деятельности, так как не осуществлял ее, не упоминал религиозных объединений и не распространял информацию о собственном вероучении. «Ни разу в лекции слово «вайшнавизм» не употреблялось, это видно из стенограммы лекции», — подчеркнула сторона защиты. В противном случае надо было бы наказывать всех преподавателей теологии, религиоведов, учителей на уроках православной культуры, полагают адвокаты.

    Адвокат Анатолий Пчелинцев прочел выдержки из постановления советского суда от 1973 года, согласно которому женские сборные по футболу, практики йоги и другие зарубежные спортивные мероприятия не способствуют правильному духовному развитию советского человека. «Нас что, хотят вернуть туда же, в 1973 год?» — обратился он к суду, зал среагировал бурными аплодисментами.

    «Спасибо йогам, что внимание к «закону Яровой» было привлечено в таком массовом характере. Йогу как метод оздоровления используют миллионы наших сограждан. Попытка придать ей религиозный характер поставила бы под запрет ее как таковую в России. Судья сегодня олицетворяла не саму себя, а всё судебное сообщество. И то, что было вынесено такое справедливое решение — это великое дело», — отметил адвокат Пчелинцев, комментируя оправдательный вердикт суда.

    Отметим, что в конце августа 2016 года проповедник неканонической украинской религиозной структуры был задержан сотрудниками полиции в Санкт-Петербурге. По решению мирового суда, его могут привлечь к ответственности согласно норме закона, появившейся в рамках так называемого «пакета Яровой», сообщали СМИ. В отношении задержанного был составлен протокол об административном правонарушении по статье 5.26 КоАП РФ (Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

    Добавим, что 22 августа 2016 года петербургская полиция приняла решение о депортации из РФ украинского проповедника Павла Дученко, выступавшего с антиконституционными призывами и добровольно не покинувшего страну по решению миграционной службы.

    История вопроса

    Правосудие осуществляется только специальным государственным органом – судом. Судебная система, - это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

    Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть представляет собой одну из трёх независимых ветвей власти.

    Высшим судебным органом является Верховный суд, который рассматривает дела в кассационном и апелляционном порядке, а в некоторых случаях и как суд первой инстанции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (в том числе военных), обобщает судебную практику и даёт разъяснения по правоприменительным вопросам.

    Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Как правило, дела рассматриваются районными судами, вышестоящие суды рассматривают дела в кассационном и апелляционном порядке. Для некоторых категорий гражданских и уголовных дел в России в 2002 годы булл учреждён институт мировых судей.

    Дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, рассматривают военные суды. Экономические споры между субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и госорганами рассматривают арбитражные суды.

    Дела о соответствии Конституции РФ нормативных и правоприменительных актов государственных органов и органов местного самоуправления рассматривают Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов федерации.

    Осенью 2016 года петербургского программиста Дмитрия Угая задержали во время чтения лекции о йоге. По заявлению петербуржца, родственники которого состоят в секте, против него возбудили дело по статье о миссионерской деятельности, которая входит в «пакет Яровой». Лектор утверждает, что миссионерством не занимается, а в протоколе и вовсе указаны не его объяснения.

    «Бумага» рассказывает главное из истории о том, как мужчину судят за выступление на фестивале здорового образа жизни.

    Фото: Дмитрий Угай. Скриншот с YouTube

    Петербургского программиста задержали за лекцию о йоге в октябре 2016 года

    22 октября петербургский программист и преподаватель йоги Дмитрий Угай выступал на фестивале «Ведалайф» в «Этажах». Он читал лекцию о видах йоги. Спустя 40 минут после начала выступления в помещение вошли несколько сотрудников правоохранительных органов и попросили проехать с ними в участок.

    Угая отвезли в 76-й отдел полиции, где объяснили, что его могут судить за незаконное занятие миссионерской деятельностью. Как стало известно позднее, полицейские пришли в «Этажи» по заявлению петербуржца.

    Д ело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

    Дело Дмитрия Угая, питерского «йога», которого судят согласно «закону Яровой», разразилось внезапным скандалом в Сети. Общественность недоумевает, как это так, «простого йога» взяли и посадили? За что?

    На самом деле, чтобы массам было понятно, о чем речь и почему «простой йог» - не совсем простой, нужно разбираться с тем, что себе представляют защитники Угая. Представляют они себе, видимо, мальчиков и девочек в шортах и трико, которые задирают ноги выше головы и вообще тренируют правильное дыхание. То есть спортивную йогу.

    Так вот, спортивная йога к этой истории не имеет вообще никакого отношения. Нет там ни спортивных костюмов, ни ног, задранных за голову, ни спортивных же сертификатов, ни гарантий физической безопасности, да и польза для здоровья откровенно сомнительна.

    Дело в том, что йогин Угай, как и его коллеги по некоторым вполне религиозным организациям, учил тем методикам, которые не про физическое здоровье, а про «настройку ума». То есть в первую очередь это пение мантр в позе лотоса, сосредоточение на мистических и сакральных образах и прочая неоиндуистская атрибутика. Еще раз подчеркну: не индуистская, а именно неоиндуистская.

    Поскольку в рамках классического индуизма неиндусам йогой заниматься бессмысленно. Надо для начала переродиться в соответствующей касте в рамках череды перерождений, чтобы в этих практиках были смысл и польза, опять же сугубо религиозные.

    А вот в неоиндуизме - тут все проще. Уверовал, вступил в общину - и пожалуйста, ты уже «вайшнав», или «преданный». Это в первую очередь касается Международного общества сознания Кришны, к которому Угай то ли имел, то ли и сейчас имеет отношение.

    Как минимум на своих лекциях он говорил о том, что главный религиозный текст кришнаитов, «Бхагавад-Гита как она есть» - это очень важная, нужная и полезная книга. Да и буквально с первой минуты лекции Угай говорит, что «асаны (физические упражнения) - это не главное в йоге».

    Тут стоит сказать о том, что такое пресловутое Международное общество сознания Кришны. Это действительно международная религиозная организация, представленная в Индии достаточно скромно. Все больше в США, Европе и России. У нас эти милые люди появились еще в конце восьмидесятых.

    Некоторые российские религиоведы дают МОСК вот такую характеристику: «Тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа».

    Еще есть весьма познавательная книга «Обезьяна на палке» журналистов Джона Хьюбнера и Линдсей Грусон, которая в подробностях повествует, почему данный культ тоталитарен и что же в практиках кришнаитов нехорошего. Ну, там, торговля наркотиками, педофилия и прочее из «стандартного набора» тоталитарных сект.

    Понятное дело, представители МОСК все это опровергают и говорят, что они добропорядочная, традиционная религиозная организация, которой уже много сотен, а то и тысяч лет. Ну ладно, давайте поверим, хотя вот Хорошевский суд города Москвы еще в 1997 году не поверил .

    Но ни один кришнаит не будет отрицать того, что МОСК - именно религиозная структура, ведь так? И ни один кришнаит не откажется от того, что «Бхагавад-Гита как она есть» - это именно доктринальный, сакральный текст, правильно?

    Так вот, в итоге получается, что некий йогин, как минимум в прошлом имевший отношение к международной религиозной организации, проповедовал для масс важность, ценность и полезность главной сакральной книги данной религиозной организации. А еще учил, что асаны, то есть то, что большинство в России и считает йогой, - в йоге совсем не главное.

    А главное - это как раз мантры, медитация и следование заветам «Бхагавад-Гиты». Не очень похоже на гимнастические упражнения, не правда ли? Скорее все же напоминает миссионерскую деятельность.

    Понятно, что и сам Угай, и организаторы фестиваля, где он и выступал с «лекцией», заявляют о сугубо светском характере и самой лекции, и данного мероприятия вообще. Но тут опять нюанс: по некоторым данным, организаторы фестиваля - это в том числе представители такой опять же религиозной организации, как «Шри Чайтанья Сарасват Матх», также охарактеризованной как «индуистский культ».

    #{author}В общем, религиозная организация проводит фестиваль, где идут лекции на религиозные темы от представителей религиозных течений, но все это «сугубо светское мероприятие». Есть мнение, что кто-то в этой истории говорит неправду.

    Вообще же это очень распространенная практика в среде разного рода тоталитарных культов: маркировать свои религиозные собрания как фестивали, семинары и лекции сугубо светского, просветительского характера. Что не отменяет ни их религиозной, ни их миссионерской сути.

    Похоже, что наши правоохранительные органы научились идентифицировать подобного рода акции и давать им адекватную правовую оценку. Что и выливается в задержания, возбуждения дел и судебные процессы.

    В целом же нужно сказать, что на сегодняшний день в Петербурге очень много представителей самых разных «новых религиозных организаций». Чего стоит рейд по явочным квартирам «Аум Синрикё» в прошлом году!

    Хочется надеяться, что к проблеме тоталитарных культов государство все же подошло системно, и дело Угая - это только один из первых примеров адекватной религиозной государственной политики.

    В Петербурге идет суд по так называемому закону Яровой: 44-летнему веб-программисту Дмитрию Угаю вменяют статью 5.26 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) - осуществление миссионерской деятельности. Сотрудники полиции посчитали миссионерством лекцию о йоге, которую Дмитрий читал в октябре на фестивале Vedalife в лофт-проекте «Этажи». 9 января суд решил заседание на следующий четверг: понадобилось вызвать оперуполномоченного Арсена Магомедова, который составлял протокол об административном правонарушении.

    Максимум, что грозит Дмитрию Угаю, - 50 тысяч рублей штрафа. Однако дело о йоге является принципиально важным. The Village рассказывает, почему.

    Суд

    Во дворе дома 26 на 4-й Советской улице к трем часам дня выстроилась внушительная очередь. Журналисты едва ли не всех городских изданий, кришнаиты, экспаты из Индии, активисты (различаю в толпе известного завсегдатая протестных митингов Степаныча и молодого священника Александра Хмелева, за отмену 148-й статьи УК РФ) - не менее сотни человек. Кажется, ни один из пяти местных судебных участков никогда не видел такого ажиотажа.

    Очередь движется медленно: на входе у всех дотошно исследуют содержимое сумок. «Да они специально, чтобы мы в зал не попали!» - возмущаются в толпе. Узкая лестница ведет в узкий коридор, оттуда - в небольшой зал. Все не помещаются, в зале плотно, как на «Василеостровской» в час пик.

    Начинается заседание. Дмитрий Угай вину не признает. Подробно пересказывает историю своего задержания. Судью Жанну Кустанович больше всего интересует протокол об административном правонарушении, то ли составленный, то ли не составленный участковым уполномоченным 76-го отдела Арсеном Магомедовым.

    Как сотрудник полиции объяснил отсутствие протокола?

    Я спрашивал неоднократно, за что меня задерживают. Сотрудник сказал, что отпустит меня после того, как я подпишу определенные бумаги.

    Какие бумаги?

    Я просил меня с ними ознакомить. Сотрудник сказал, что ознакамливать меня с ними он не будет.

    Выясняется, что пресловутый протокол за Угая подписал его адвокат Сергей Латышевский - причем его доверитель об этом не знал. Юрист поясняет: хотел, чтобы полиция предоставила хоть что-то; это, мол, был единственный способ. Суд заходит в тупик: нужны свидетельства участкового Магомедова. Заседание переносят на 18 января, 15:00.

    Я ожидал, что дело будет закрыто, что моя невиновность будет доказана, - расстроенно сообщает журналистам Дмитрий Угай на выходе из зала суда. - Посмотрим, что будет.

    Лекция

    40-минутная лекция Дмитрия Угая, состоявшаяся 22 октября на фестивале Vedalife в лофт-проекте «Этажи», выложена в интернет: вот запись на YouTube, а вот расшифровка .

    «А вот, например, Иисус Христос - он йог или нет, как по-вашему? Он не в каком-то смысле, а он в самом прямом смысле йог», - говорит Угай. Минут через 20 к нему подходит молодой человек и просит завершить лекцию. Позже выяснится, что это сотрудник полиции в штатском.

    В начале января Угай подробно рассказал , что с ним происходило в полицейском участке, а также до и после. Как сотрудники отказывались представиться, и только после угрозы звонка в прокуратуру один из них показал удостоверение на имя Магомедова Арсена Магомедовича. Как случайно оказавшийся на лекции юрист Сергей Латышевский (теперь он представляет интересы Угая) требовал составить протокол. Как Дмитрия отвезли в отделение на Лиговском и «убеждали подписать заранее составленные показания».

    «В дежурной части среди сотрудников был один человек довольно интеллигентного вида. Не помню, в форме или нет. Этот человек спрашивал, каковы мои религиозные убеждения, как я отношусь к православию, есть ли у меня духовное имя, живу ли я дома или в храме. Было совершенно непонятно, какое отношение все это имеет к делу. Я отвечал ему, что верю в Кришну, но в данном случае это ни при чем: это мое глубоко личное дело - верить в Кришну, Будду, Ктулху или Макаронного Монстра», - позже вспоминал Угай.

    Дмитрия отпустили, так и не выдав копию протокола. Позже он узнал, что судья вернула его дело «ввиду многочисленных процессуальных нарушений и отсутствия состава правонарушения». Через два месяца появился новый - исправленный - протокол. Его судья приняла.

    «Существо административного правонарушения: гражданин Угай Д. В. 22 октября 2016 года в 17:55 по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, 74, в помещении лофт-проекта «Этажи», принадлежащем на правах собственности ОАО «Смольнинский хлебозавод», осуществлял миссионерскую деятельность от имени «Шри Чайтанья Сарасват Матх» - культурного центра международной вайшнавской миссии (Угай отрицает, что читал лекцию о йоге от имени какой-либо организации. - Прим. ред.) , - выражавшуюся в публичном распространении информации о вероучении вайшнавизма (одном из направлений индуизма) словесно среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения».

    Из протокола об административном правонарушении

    Свидетели

    Причиной полицейского интереса к лекции Дмитрия Угая стала жалоба 33-летнего петербуржца Наиля Насибулина. «Росбалт» пишет , что «в свое время его жена и сестра ушли в секту» - к адептам Ноосферного образования, как он рассказывал телеканалу «Мир 24» еще в апреле.

    В своем заявлении житель Петербурга написал следующее: «Предполагаю, что будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения «Сознание Кришны» с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр (молитв)». Фамилия Угая в тексте не фигурирует.