• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.z:\user\Local Settings\Temp\_tc22\rubin01\refer.htm - s66 Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

    Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из первых была подмечена выдающимся русским физиологом И.М.Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений – все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени».z:\user\Local Settings\Temp\_tc22\rubin01\refer.htm - s67



    Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

    Кожная чувствительность

    Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции:
    1) боли,
    2) тепла,
    3) холода и
    4) прикосновения (и давления).
    Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами, и особой афферентной системой.

    Боль

    Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.

    Болевая чувствительность распределена на поверхности кожи и во внутренних органах неравномерно. Имеются участки мало чувствительные к боли и другие – значительно более чувствительные. В среднем, по данным М.Фрея, на 1 см 2 приходится 100 болевых точек; на всей поверхности кожи, таким образом, должно иметься около 900 тысяч болевых точек – больше, чем точек какого-либо другого вида чувствительности.

    Экспериментальные исследования дают основание считать, что распределение болевых точек является динамическим, подвижным и что болевые ощущения – результат определенной, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя.

    Согласно теории Фрея, болевая чувствительность имеет самостоятельный не только периферический, но и центральный нервный аппарат. А.Гольдшейдер и А.Пьерон это отрицают. Гольдшейдер признает единство рецепторов и периферических нервных путей для болевой и тактильной чувствительности, считая, что характер ощущения зависит от характера раздражения. Гуморальные факторы повышают болевую чувствительность. Влияние этих гуморальных факторов, а также и вегетативных, вскрывают исследования Л.А.Орбели. Поданным его исследований, боль – это сложное состояние организма, обусловленное взаимодействием многообразных нервных и гуморальных факторов.

    Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

    Психологически для боли наиболее характерен аффективный характер ощущений. Недаром говорят об ощущении боли и о чувстве боли. Ощущение боли, как правило, связано с чувством неудовольствия или страдания.

    Боль, далее, относительно плохо, неточно локализуется, она часто носит иррадиирующий, размытый характер. Хорошо известно, как часто, например, при зубной боли и при болезненности внутренних органов пациенты допускают ошибки в локализации источника болевых ощущений.

    В психологическом плане одни трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают ее лишь как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. Боль является несомненно аффективной реакцией, но связана с интенсивным раздражением лишь определенных сенсорных аппаратов. Есть, таким образом, основание говорить о специфическом ощущении боли, не растворяя его в аффективно-чувственном тоне неприятного; боль вместе с тем – это яркое проявление единства сенсорной и аффективной чувствительности. Болевое ощущение может заключать в единстве с аффективным и познавательный момент. Если при ожоге проявляется лишь аффективный момент острой болевой чувствительности, то при уколе, когда болевой характер ощущения связан с осязательными моментами, в болевом ощущении, в единстве с аффективной реакцией выступает и момент чувственного познания – дифференциации и локализации болевого раздражения.

    Вследствие относительно размытого, нечетко очерченного характера болевого ощущения (в силу которого Г.Хэд относил болевую чувствительность к низшей, протопатической) оно оказывается очень подвижным и поддающимся воздействию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры, – представлений, направленности мыслей и т.д. Так, преувеличенное представление о силе ожидающего человека болевого раздражения способно заметно повысить болевую чувствительность. Об этом свидетельствуют наблюдения как в житейских, так и в экспериментальных ситуациях.z:\user\Local Settings\Temp\_tc22\rubin01\refer.htm - s69 Это воздействие представлений явно зависит от личностных особенностей: у людей боязливых, нетерпеливых, невыносливых оно будет особенно велико.

    В жизни приходится часто наблюдать, как у человека, сосредоточенного на своих болевых ощущениях, они, чудовищно разрастаясь, становятся совершенно нестерпимыми, и наряду с этим – как человек, жалующийся на мучительнейшие боли, включившись в интересный и важный для него разговор, занявшись увлекающим его делом, забывает о боли, почти переставая ее чувствовать. Болевая чувствительность, очевидно, тоже поддается корковой регуляции. В силу этого высшие сознательные процессы могут как бы то «гиперэстезировать», то «анестезировать» болевую чувствительность человека. Люди, переносившие мучения инквизиции и всяческие пытки во имя своих убеждений, были прежде всего мужественными людьми, которые, и испытывая величайшую боль, находили в себе силу не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь другим, более для них существенным и глубоким, мотивам; но при этом сами эти мотивы, возможно, делали их менее чувствительными к болевым раздражениям.


    Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и С закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.
    Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из первых была подмечена выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени:
    «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени» .
    Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

    Еще по теме КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ:

    1. 4.8. Управление соматическими и кинестетическими средами
    2. II. ОЩУЩЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОЩУЩЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

    Кинестетические, или, говоря иначе, двигательные, пропри-оцептивные, ощущения возникают при движении тела человека или отдельных его частей (рук, ног, головы). При движении изменяется степень напряжения мышц скелетной мускулатуры, степень натяжения связок и сухожилий. Это вызывает возбуж­дение специальных чувствительных клеток-проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов. Возбуждение рецепторов передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов с возбуждениями зри­тельного и тактильного анализаторов, а у лиц, имеющих сохран­ный слух, - и с возбуждениями слухового анализатора. Благо­даря этому ощущения от собственных движений человека соот­носятся с ощущениями от воздействий внешнего мира.

    По сравнению со зрительными, слуховыми и другими ощуще­ниями, вызванными воздействиями окружающего мира, проприо-цептивные ощущения, по выражению И. М. Сеченова, до чрезвы


    чайной степени неопределенны и слабы. В раннем возрасте дети еще не способны отдавать себе отчет в возникающих у них ощу­щениях, вызванных движениями собственного тела.

    Кинестетические ощущения дифференцируются на основе устанавливающихся связей со зрением, тактильной чувствитель­ностью и слухом (если он сохранен). Кинестетическая чувстви­тельность в союзе с тактильной развивается при осязании пред­метов. Зрительное восприятие способствует дифференциации кинестетических ощущений тем, что в процессе деятельности ре­бенок постоянно фиксирует свои движущиеся руки, ноги, тело. Зрительные восприятия своих движений он соотносит с кинесте­тическими ощущениями, возникающими при этих движениях. У слышащих детей устанавливаются связи между ощущениями от движений и слуховыми ощущениями звуков, появляющихся при этих движениях, например при манипулировании со звуча­щими предметами, при бросании предметов или резком прикос­новении к ним.

    В дошкольном возрасте кинестетические ощущения начинают приобретать самостоятельное значение как средство познания. Благодаря кинестетическим ощущениям без опоры на зрение дети начинают различать направление своих движений, особен­но рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений. По­степенно дети приобретают способность, пользуясь кинестети­ческими ощущениями, распознавать некоторые свойства пред­метов.

    Наиболее рано дети научаются определять вес предметов по степени мышечного усилия при их поднимании. Позднее фор­мируется умение узнавать величину, форму и упругость пред­метов. Это умение обнаруживается, когда ребенок распознает указанные свойства предметов, ощупывая предметы палкой или карандашом.


    Возможности использования проприоцептивной чувствитель­ности как познавательного «средства еще более увеличиваются у детей в школьном возрасте. Постепенно совершенствуются умения распознавать сложные фигуры и формы предметов по­средством кинестетических восприятий (Т. В. Розанова, 1962). Все большее осознание детьми кинестетических ощущений увели­чивает их роль в выработке точных и дифференцированных дви­жений при овладении бытовыми, спортивными и трудовыми на­выками (исследования А. Ц. Пуни, 1955; П. А. Рудика, 1958, и др.).

    При потере слуха возрастает значение кинестетической чув­ствительности, так как она в известных пределах может заме­нить слух. Однако сама по себе потеря слуха создает более слож­ные условия для развития кинестетической чувствительности, чем это имеет место у детей с сохранным слухом. Как указывалось, связь кинестетических ощущений со слуховыми способствует


    выделению, осознанию и дифференцированию кинестетических ощущений. Слуховой контроль помогает выработке четких, плав­ных и размеренных движений. Например, когда человек ставит какой-либо предмет на стол и делает это недостаточно плавно и размеренно, раздается резкий стук. Напротив, еле слышный звук или его отсутствие свидетельствуют о правильности совершен­ного движения. Звуки, возникающие в результате движения, ха­рактеризуют само движение. Ориентируясь на них, человек кор­ригирует правильность своих движений, все более приспосабли­вая их к свойствам тех предметов, с которыми он действует. Вместе с тем выделяется и закрепляется комплекс двигательных ощущений, возникающих при данном движении,-ощущения определенного мышечного усилия, размаха и скорости движения. В дальнейшем правильное выполнение движения становится воз­можным при опоре на кинестетические ощущения.

    Глухие дети лишены слухового контроля за качеством своих движений. У них даже в школьном возрасте выполнение обычных бытовых действий может включить в себя движения, сопровож­дающиеся звуками, неприятными для окружающих. Часто они производят излишний шум, когда переставляют или передвигают предметы, топают при ходьбе, стучат крышками парт, резко уда­ряют ложками по тарелке и т. д. Выработка размеренных, плав­ных движений сопряжена у них с трудностями.

    Не меньшие сложности возникают у глухих детей при зада­че овладеть ритмическими движениями, составляющими основу многих двигательных навыков. Овладение ритмом движений у людей с нормальным слухом в значительной степени происходит с помощью слухового аппарата. Затем при постепенной отработке навыков слуховой анализ ритма движений заменяется кинесте­тическим.

    Таким образом, при выработке плавных, размеренных и рит­мических движений у людей с нормальным слухом сначала боль­шую роль играет слуховой контроль, потом он постепенно заме­няется кинестетическим.

    У глухих детей компенсация отсутствующего слухового конт­роля должна совершаться за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий. Но что­бы этого достигнуть, необходимо специально заботиться о раз­витии у глухих детей кинестетического контроля за качеством своих движений.

    Есть основания думать, что кинестетический контроль у глу­хих детей не всегда достаточно развивается, и это является одной из причин замедленности движений у глухих детей, доказанной рядом исследований (Ж. И. Шиф, 1957; А. П. Гозова, 1961; А. О. Костянян, 1963). Кроме этого, не овладев умением контро­лировать свои движения на основе кинестетических ощущений и восприятий, глухие дети очень затрудняются при отработке чет­ких, плавных и размеренных движений.


    Для развития кинестетического контроля очень важно, что­бы дети научились произвольно в большей или меньшей степени напрягать свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести уме­ния регулировать степень мышечного напряжения. Дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышеч­ного усилия.

    Формирование кинестетического контроля необходимо при овладении различными двигательными навыками (бытовыми, физической культуры, трудовыми). Только зрительное восприя­тие новых, например трудовых, движений учителя и своих соб­ственных движений не может обеспечить правильного их выпол­нения. Необходимо осознать, «прочувствовать» их еще и кине­стетически. Как показывают исследования (П. А. Рудик, 1958), часто наблюдаются случаи, когда движение учителя, восприни­маемое зрительно, ассоциируется с собственными привычными движениями, сходными с воспринимаемыми. В результате полу­чается так, что учащийся повторяет не то движение, которое бы­ло ему показано, а то, к которому он привык.

    Поэтому часто оказывается необходимым вызвать у учащего­ся правильное движение, что достигается активным вмешатель­ством учителя. Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до опреде­ленного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем очень важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил бы те кинестетические ощущения, которые он испытывал при его выполнении. Образовавшееся кинестетиче­ское представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем точность его воспроизведения.

    В связи с тем что для развития кинестетических ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершае­мых движений, выраженное в словесной речи, нужно учить детей анализировать свои движения и обозначать их словесно.

    Так, например, на уроках физкультуры дети должны при­учиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро, медленно. расслабить мышцы рук, напрячь мышцы ног, и многие другие, подобные этим. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движе­ния выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям.

    Значение кинестетического контроля очень велико при овла­дении произносительными навыками устной речи (см. главу «Устная речь»). Особую роль он выполняет при компенсации поврежденного вестибулярного анализатора у глухих, о чем го­ворилось в предшествующей главе.

    Двигательные нарушения у детей с интеллектуальными нарушениями являются составной частью основного дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Так, моторная недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координированных движений определяется недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, а если конкретно, то недоразвитием двигательно-кинестетического анализатора.
    Кинестетические ощущения (от греч. kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. Данный вид ощущений возникает в результате раздражения проприорецепторов (от лат. proprius - собственный и capio - брать, принимать) - специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках; именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.
    Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И. М. Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
    Кинестетические ощущения тесно связаны с работой вкусовых, болевых, температурных, зрительных рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др.
    Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская). Двигательный анализатор дает возможность «измерить» предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Он также служит механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве. Использование при этом зрительного контроля приводит к точности движений и их оценке, адекватности степени мышечных напряжений.
    Итак, кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.
    Данный вид ощущений неясно различается сознанием, выступая, по характеристике И. М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства», но при специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц кинестетическая чувствительность становится заметна и используется как сознательный контроль за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью).
    Дети с интеллектуальной недостаточностью, имеющие двигательные нарушения, не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений, испытывают затруднения при выполнении противоположных движений. Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении сложных движений, когда требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, т. е. сенсомоторная координация.
    Как показывают исследования, кинестетический контроль становится устойчивым лишь к 7 годам, к тому же он преимущественно направлен не на процесс движения, а на его результат. В дошкольный период происходит наиболее существенное совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений, благодаря чему ребенок успешно овладевает некоторыми координированными симметричными движениями (в частности, движениями верхних конечностей), но перекрестные движения у него еще продолжают вызывать значительные затруднения.
    А. В. Запорожец подчеркивал важность осознанного формирования двигательного действия. К 5-8 годам в норме дети могут выполнять достаточно сложные моторные действия на основе предварительной речевой инструкции. Значит, процесс обучения осознанному выполнению движений должен предусматривать четкую, доступную, поэлементную словесную инструкцию и демонстрацию действия.
    Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляются в процессе более длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих проприоцептивных (внутренних) ощущений. Для этого необходимо проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию движений верхних и нижних конечностей, других частей тела. Это способствует улучшению адаптации в пространстве и его более уверенному освоению, повышению работоспособности ребенка, статической и динамической выносливости.
    Кинестетическая (от греч. kinema - движение) чувствительность не может быть отделена от кинетического фактора развития детей.
    Кинетика - совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения, изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм и др.), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). «Кине» - мельчайшая единица движения, как бы буква движения тела, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты или другие движения тела сообщения.
    Двигательное действие - понятие психологическое, по механизму возникновения всегда произвольно, преднамеренно (т. е. сознательно управляется), а следовательно, мотивированно - формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия, действия по перемещению тела, действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия. В данной работе более подробно мы остановимся на действиях по перемещению тела и поддержанию позы.
    Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной и имеет приспособительный характер. В процессе воспитания эта способность приобретает способы реагирования, характерные для человека, принятые в данном обществе. По движениям можно определить состояние внутреннего мира человека, его настроение, эмоциональный фон.
    В целостной структуре развития человека с давних пор двигательному анализатору отводится особая роль. Познание мира ребенком начинается именно с двигательных действий: малыш берет предметы, сосет их, грызет, манипулирует ими, зрительно обследует с помощью движения глаз. Позже добавляется речедвигательный компонент моторики, т. е. называние предмета.
    Движение служит в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств, явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребенку более быстро и точно реагировать на все воздействия и более правильно воспринимать их. Поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития.
    Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних (проприоцептивных) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном выполнении движения. Значит, разучивание двигательных действий должно носить характер сознательных попыток воспроизвести его программу. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности, точности, нужной скорости.
    Коррекционные занятия по развитию кинестетического и кинетического восприятия нацелены на осмысленное выполнение детьми упражнений, их словесное опосредование и анализ, на осуществление самостоятельной регуляции темпа, ритма, координации движений и др., т. е. на формирование у них способов контроля и самоконтроля за движениями.
    Дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии длительно контролировать свои движения ни со стороны внешнего результата, которого нужно достичь, ни со стороны самого двигательного процесса.
    Отметим, что способность ребенка к произвольным действиям проявляется в следующем:
    - оценке партнера и организации адекватных ответных действий;
    - программе своей деятельности и осуществлении ее регуляции;
    - корректировке своей деятельности по ходу выполнения.
    Развитие сложных двигательных умений первоначально формируется как двигательный образ каждого отдельного движения. В свободном поведении эти образы выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями.
    Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:
    - зрительном - восприятие выполнения движений другими людьми;
    - словесном (понятийном) - называние (вербализация) этих движений (команда себе или другим) или понимание команды других людей;
    - двигательном - самостоятельное выполнение движений.
    Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, тогда они обеспечивают быструю реакцию ребенка при восприятии на любом уровне. Успешность восприятия движений способствует двигательной активности ребенка, более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеют регулярность повторений и закреплений движения и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.
    Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:
    - формирование представлений о схеме собственного тела;
    - знакомство с разным качеством движений (быстрые - медленные, мягкие - жесткие, тяжелые - легкие, сильные - слабые и др.);
    - обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное и др.);
    - овладение выразительными движениями и формирование положительного образа своего тела в движении;
    - овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
    - работа с ритмом;
    - работа с воображаемыми предметами;
    - овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.
    Использование всех возможных форм организации детей (индивидуальные, парные, групповые упражнения и игры, связанные с двигательной активностью) способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.
    Приведем примеры игр на движение: игры-подражания (имитации), игры с ограничениями движений, игры - движения по звуковому сигналу, игры с мнимыми предметами и др., которые позволяют сформировать у детей связь между движениями и смыслом ситуации, учат понимать язык движений, говорить на нем и управлять своими движениями в соответствии с ситуацией.
    Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.
    Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
    Игры на восприятие предметов в движении : игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
    Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.
    Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.
    Игры на восприятие команды в движении
    «Стоп-сигнал» - остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения.
    «Противоположное действие» - на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде.
    «Запретный номер» - педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.
    Сохранение позы требует от детей с интеллектуальной недостаточностью специальной внутренней активности. Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения: присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.; более сложные движения: прыжки, действия с предметами - переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.
    «Сделай по рисунку и замри»
    Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу.
    Варианты:
    - показ поз другим ребенком, взрослым.
    Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться , снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
    Приведем примеры игр:
    «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку);
    «Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол);
    «Качели» (имитация качания на качелях);
    «Подвески» (кукла-марионетка);
    «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.);
    «Холодно - жарко» (холодно - сжались, напряглись; жарко - расслабились);
    «Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.);
    «Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.);
    «Шалтай-болтай» - выполнение движений с одновременным произнесением слов. Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции.
    Упражнения на смену положения туловища (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.) помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.
    Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений .
    «Пешеходы идут»
    Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
    «Выразительные движения»
    - поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз;
    - брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку;
    - нести в руках легкий пакет;
    - показать движениями, что на улице жарко и др.
    «Зоопарк»
    Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как будто в клетке).
    Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способами коммуникации детям помогут следующие упражнения:
    - дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;
    - на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);
    - мимические и пантомимические упражнения.
    «Иностранец»
    В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свой класс, школьные принадлежности, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов.
    «Через стекло»
    Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.
    Игры на восприятие роли в движении:
    «Иголка и нитка» - один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.
    Ситуации в движении:
    «Назойливая муха» - упражнение на мимику: воображаемая муха летает - следим, села на нос - сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д.
    Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.
    Проблема, обозначенная нами в данной работе, к сожалению, недостаточно полно разработана в отечественной психологической науке. Но практика показывает, что коррекционно-образовательный процесс, построенный на взаимосвязи двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей, более всего отвечает естественному развитию ребенка.

    Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. Взаимодействие: тактильные зрительные Собираемая информация: отражение положения частей тела отражение – анализ пассивных движений особенно при статическом напряжении мышц анализ и синтез активных движений. Ощущения движения отдельных частей тела кинестетические ощущения вызываются...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    1. Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела

    Кинестетические ощущения – это ощущения позы, движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. (корковые центры – в предцентральной извилине) Импульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепторов вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Любое выполняемое движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Выпадение кинестезии ведет к более или менее значительному расстройству координации движений, которое может отчасти корректироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны, зрительно-двигательные координации играют существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

    Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро - к проприорецепторам.

    Кинестетические ощущения тесно связаны с образом телесного «Я», имеют огромное значение для осознания своего телесного бытия.

    Кинестезические ощущения (от греч. kineo - двигаюсь и aisthesis - ощущение) - ощущения, дающие информацию о движении - и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышц.

    Рецепторы: в мышечной ткани находятся окончания Руффини, в сухожилиях – аппараты Гольджи, в капсулах мышц.

    Функции: общественно-трудовое развитие, формирование способов взаимодействия с внешним миром.

    Раздражитель: возбуждение и сокращение мышцы.

    Разряд: контактные.

    Взаимодействие: тактильные,зрительные

    Собираемая информация: отражение положения частей тела, отражение – анализ пассивных движений, особенно при статическом напряжении мышц, анализ и синтез активных движений.

    Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.

    Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов . Импульсы , поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах , вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений.

    Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

    Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков . Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

    1. Целостность образа восприятия и законы Гештальта.

    Целостностью восприятия называется свойство восприятия, заключающее в том, что всякий объект воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого не могут быть наблюдаемы. Впервые целостность была изучена в рамках гештальтпсихологии. Эмпирически были выявлены два основных аспекта: влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главная эмпирическая сущность открытого гештальтизмом феномена целостности относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры над её отдельными элементами. Это доминирование проявляется по-разному:

    1. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимаются по-разному (двойственные изображения - старуха и девушка)
    2. Если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа останется неизменной (мелодии в разных регистрах)
    3. Сохранение интегральной структуры при выпадении её частей (штриховые изображения)

    Общий смысл этих форм доминирования заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в свободе и детерминируются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Также в гештальтпсихологии было накоплено множество фактов, воплощающих второй аспект: зависимость способов группировки от характеристик самих элементов. Были выделены несколько факторов …:

    1. Фактор общности: при прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
    2. Фактор замкнутости: объединяются элементы, в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность
    3. Фактор хорошей формы: объединяются элементы, образующие в целом особый класс так называемых хороших форм, то есть тел и фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т. д.
    4. Фактор коллективного движения: элементы, совершающие совместное перемещение
    5. Фактор однородности: элементы с общими модельными или пространственными характеристиками (одной формы, одного цвета)

    Таким образом, в обоих аспектах феномена целостности – доминирование целостной структуры перцепта над его отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое – проявляется одна и та же тенденция уменьшения количества степеней свободы отдельных элементов, то есть уменьшение их независимости, что приводит к сокращению поступающей информации.

    Целостность восприятия – (англ. wholeness of perception) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

    Если предметность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой.

    Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта –

    1) влияние целого на восприятие частей;

    2) факторы объединения частей в целое.

    Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования.

    Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.

    Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной.

    Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

    1. Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
    2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
    3. Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.
    4. Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
    5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.

    Законы гештальта.

    Гештальт – (нем. gestalt – форма, структура) – основное понятие в гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которая обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.

    Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:

    1) тяготение частей к образованию симметричного целого;

    2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

    3) прегнантность - тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    3571. Вестибулярные ощущения и их роль в ориентировке тела в пространстве 10.58 KB
    Вестибулярные ощущения отражают изменение положения тела относительно плоскости Земли а также перемену ускорения. Статикодинамические ощущения вестибулярные ощущения равновесия – это ощущения которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецептор: вестибулярный аппарат волосковые клетки Функции: отражает информацию о состоянии тела в пространстве его позы его пассивных и активных движений равно как и движений отдельных частей тела...
    9776. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ТЕЛА У ЮНОШЕЙ С ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ 159.18 KB
    Гомосексуальность как альтернативный или атипичный вариант направленности сексуального влечения представляет собой не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.
    3452. Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека 10.77 KB
    Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко: оболочки 1фиброзная – защитная и формообразующая функции: роговица – передняя часть прозрачная; выпуклая сферичная – оптическая функция и защитная склера – белочная оболочка – соединительнотканная оболочка белесого цвета защитная функция и место прикрепления мышц. Содержимое глазного яблока: 4водянистая влага – заполняет переднюю и заднюю камеру; оптическая среда и участвует в питании роговицы и хрусталика глаукома 5хрусталик – обеспечивает...
    3584. Дистантные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира 10.12 KB
    К дистантным ощущениям относят зрение слух и обоняние. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света то есть по воззрениям современной физики электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн которые порождаются звучащим телом и представляют собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.
    9525. Механика абсолютно твёрдого тела. Вращательное движение абсолютно твёрдого тела 282.51 KB
    Вращательное движение абсолютно твёрдого тела. Центр масс абсолютно твёрдого тела центр инерции движение центра масс теорема о движении центра масс. Кинетическая энергия вращающегося тела.
    20283. Развитие концепций лидерства при построении креативных команд 3.57 MB
    Теоретические аспекты лидерства при построении команд в сфере творческих индустрий. Лидерство в системе менеджмента творческих индустрий. Креативные команды как форма организации деятельности творческих людей. Погорелова Е.5 Креативность как компетенция творческих людей в культурных индустриях...
    10638. Расстройства ощущения и восприятия 38.67 KB
    Экстероцептивные рецепторы зрительные слуховые обонятельные тактильные вкусовые дают человеку сведения об окружающем мире Интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений. Гипестезия – ослабление ощущений при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые яркий свет как тусклый сильный звук как слабый резкий запах как слабоощутимый и т. Гиперестезия – усиление ощущений при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления.
    12192. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФРАКТАЛОВ НА БАЗЕ R-ФУНКЦИИ 65.38 KB
    В нашей республике уделяется огромное внимание для эффективного использования информационных технологий в научной и производственной деятельности. Количество различных масштабов длины в естественных формах можно считать бесконечным для каких угодно практических задач. Программное обеспечение может быть использовано в текстильной промышленности при рисовании узоров для штамповки на ковры ткани и т. В 1988 году известные американские специалисты в теории динамических...
    3658. Абсолютные и различительные пороги ощущения 10.21 KB
    Известно что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб что не вызовет никакого ощущения. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения человек не понимает качество стимула. Выражается величиной раздражителя превышение которой дает ответную реакцию организма прежде всего в форме осознания ощущения.
    19118. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия 26.63 KB
    Классификация нарушений ощущений и восприятия характеристика их проявлений причины возникновения и возможные последствия. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия. Восприятия характеризуется активностью пристрастностью и мотивацией. Особенным отличием восприятия является то что даже при наличии только частичной сенсорной информации в восприятии формируется целостный предметный образ.