• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Утром бабочка проснулась,

    Улыбнулась, потянулась!

    Раз - росой она умылась,

    Два - изящно покружилась,

    Три - нагнулась и присела,

    На четыре - улетела.

    Только в лес мы вошли, появились комары.

    Руки вверх, хлопок над головой,

    Прыгать мы уже умеем,

    Прыгать будем мы смелее.

    Раз-два, раз-два, позади уже вода.

    Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.

    Дышим ровно, глубоко...

    Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

    Мы лису обхитрим - на носочках пробежим.

    Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле.

    Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.

    И закончилась игра, за работу нам пора.

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.

    Кто-то зайку напугал,

    Зайка прыг - и убежал!

    На одной ноге постой-ка,

    Если ты солдатик стойкий.

    Ногу левую - к груди,

    Да смотри - не упади!

    А теперь постой на левой,

    Если ты солдатик смелый!

    Наш Мишутка потянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся.

    Лапы в стороны развел -

    Видно, меда не нашел.

    Мишка в улей влез, и вот

    Каплет с лапы сладкий мед.

    Мы капусту рубим, рубим,

    Мы морковку трем, трем,

    Мы капусту солим, солим,

    Мы капусту жмем, жмем.

    Раз - подняться, потянуться,

    Два - согнуться, разогнуться.

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать

    И на место тихо встать.

    Учитель предлагает учащимся тренинг-настрой в начале занятия. Слова произносятся негромко, но быстро.

    Громко прозвенел звонок

    Начинается урок.

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    После больших шумных перемен можно провести физкультминутку «Считалочка». Выполняется она, стоя у парты.

    Раз - подняться на носки и улыбнуться,

    Два - руки вверх и потянуться,

    Три - согнуться, разогнуться,

    Четыре - снова все начать,

    Пять - поглубже всем вздохнуть,

    Шесть - на пояс руки ставим,

    Семь - повороты туловища начинаем,

    Восемь - столько раз приседаем,

    Девять - потягиваемся и отдыхаем,

    Десять - урок наш продолжаем.

    Дети с удовольствием проводят физкультминутки сами, один ученик произносит слова, все остальные выполняют упражнения.

    ПРОГУЛКА

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке

    (подскоки на правой ноге),

    И по этой же дорожке

    Скачем мы на левой ножке.

    По тропинке побежим

    (бег на месте),

    До лужайки добежим

    (бег продолжается),

    На лужайке, на лужайке

    Мы попрыгаем, как зайки

    (прыжки на обеих ногах),

    Стоп (присели), немного отдохнем

    И домой пешком пойдем

    (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).

    Любая физкультминутка заканчивается игрой на внимание. Один из учащихся показывает упражнение или какое-нибудь движение, остальные повторяют. Игра проводится в полной тишине, темп постепенно увеличивается. Эти игры также настраивают ребят на продолжение урока.

    К речке быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе раз - это брасс,

    Одной, другой - это кроль,

    Вышли на берег -

    И отправились домой.

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел,

    Шевельнулся, встрепенулся,

    Взвился вверх и улетел.

    Мы считали и устали.

    Дружно все мы тихо встали,

    Ручками похлопали -

    Раз, два, три!

    Ножками потопали -

    Раз, два, три!

    Выше руки! Шире плечи!

    Раз, два, три - дыши ровней!

    Ручками похлопали -

    Раз, два, три!

    Ножками потопали -

    Раз, два, три!

    Стали мы учениками.

    Соблюдаем режим сами.

    Утром мы, когда проснулись,

    Улыбнулись, потянулись.

    Для здоровья, настроения

    Делаем мы упражнения:

    Руки вверх и руки вниз,

    На носочки поднялись,

    А потом мы умывались,

    Аккуратно одевались,

    Завтракали и, не торопясь,

    В школу шли, к знаниям стремясь.

    На первые две строчки дети хлопают в ладоши, а потом жестами показывают те действия, о которых говорится в рифмовке.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мамам надо помогать.

    Чтобы чистым был наш дом,

    Веником мы пол метем,

    Моем тряпкою полы.

    Всю посуду перемоем,

    Стол к обеду мы накроем,

    Будем нашу маму ждать

    А теперь без суеты

    И с улыбкою встречать.

    С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:

    1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены учащиеся до этого, какого их состояние.

    2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

    3. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

    Существуют теснейшие функциональные связи между механизмами произвольной и непроизвольной регуляции дыхания и работой многих жизненно важных систем организма человека.

    Развитие мелкой моторики.

    Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

      Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

    Вырос у нас чесночок, указательный

    Перец, томат, кабачок, средний

    Тыква, капуста, картошка, безымянный

    Лук и немножко горошка, мизинец

    Овощи мы собирали, сжимание и разжимание

    Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.

      Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

    На базар ходили мы, мизинцы

    Много груш там и хурмы, безымянные

    Есть лимоны, апельсины, средние

    Дыни, сливы, мандарины, указательные

    Но купили мы арбуз - большие

    Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются

      Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:

    Граблями сгребаем мы мусор с земли,

    Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

      «Слоненок» Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

      «Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

      «Семья» Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я.

    Вот и вся моя семья!

      На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

    Вышли пальчики гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять -.

    В домик спрятались опять.

    Веселая физминутка предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей. В процессе такой незатейливой веселой зарядки малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова.

    Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.

    Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой веселой зарядки малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова.

    Веселые физкультминутки

    Веселые физкультминутки — прекрасная возможность для детей с пользой размяться между занятиями, требующими усидчивости и внимания. В этом сборнике представлены физминутки как для самых маленьких, так и для учащихся 1 класса.

    Смотреть видео весёлой физминутки с анимированными героями:

    Физкультминутка Будем прыгать и скакать!

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
    Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
    Раз, два, три.
    Наклонился левый бок.
    Раз, два, три.
    А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
    И дотянемся до тучки.
    Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
    Разомнем мы ножки.
    Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
    Раз, два, три!
    Согнем левую ножку,
    Раз, два, три.
    Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
    И немного подержали.
    Головою покачали (Движения головой.)
    И все дружно вместе встали. (Встали.)

    Физкультминутка Бабочка

    Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
    Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

    Физкультминутка Гриша шел

    Гриша шел - шел — шел, (Шагаем на месте.)
    Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
    Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
    Два — грибок, (Наклоны вперед.)
    Три — грибок, (Наклоны вперед.)
    Положил их в кузовок.
    (Шагаем на месте. Читая текст, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

    Две птички

    Летели две птички,
    Собой невелички.
    Как они летели,
    Все люди глядели.
    Как они садились,
    Все люди дивились.
    (Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели. Дети повторяют слова вместе за педагогом.)

    Дождь!

    Дождь! Дождь! Надо нам
    Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
    Гром! Гром, как из пушек.
    Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
    Град! Град! Сыплет град,
    Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
    Только мой братишка в луже
    Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

    Долго, долго

    Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
    Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
    Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
    И опять лепить начнут.
    Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
    И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)

    Дует ветер с высоты

    Дует ветер с высоты.
    Гнутся травы и цветы.
    Вправо-влево, влево-вправо
    Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
    А теперь давайте вместе
    Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
    Выше! Веселей! Вот так.
    Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
    Вот и кончилась игра.
    Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

    Физкультминутка Еле, еле

    Еле, еле, еле, еле
    Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
    А потом кругом, кругом,
    Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.)
    Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.)
    Карусель остановите, (Шагаем на месте.)
    Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.)
    Вот и кончилась игра!
    34. Физкультминутка Есть в лесу
    Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
    Ели - елки — елочки. (Руки вверх - в стороны - вниз.)
    Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
    На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)
    Внизу на елочках - роса. (Руки - вниз, присели.)

    За дровами мы идём

    За дровами мы идём
    И пилу с собой несём. (Ходьба.)
    Вместе пилим мы бревно,
    Очень толстое оно.
    Чтобы печку протопить,
    Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
    Чтоб дрова полезли в печку,
    Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
    А теперь их соберём
    И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
    После тяжкого труда
    Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

    Лебеди

    Лебеди летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.)
    Прогнулись над водой,
    Качают головой.
    Прямо и гордо умеют держаться,
    Очень бесшумно на воду садятся. (Присели.)
    Белые лебеди,
    Лебеди летели
    И на воду сели.
    Сели, посидели,
    Снова полетели.

    Физкультминутка Лепестки

    Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
    Распустили лепестки.
    Вдруг повеял ветерок - (Легкий бег.)
    Закружился лепесток.
    Ветерок их оторвет
    И на землю вновь вернет. (Присели.)

    Мы ногами топ-топ

    Мы ногами топ-топ,
    Мы руками хлоп-хлоп!
    Мы глазами миг-миг,
    Мы плечами чик-чик.
    Раз - сюда, два - туда,
    Повернись вокруг себя.
    Раз - присели, два - привстали,
    Руки кверху все подняли.
    Сели - встали, сели - встали,
    Ванькой-встанькой словно стали.
    Руки к телу все прижали
    И подскоки делать стали,
    А потом пустились вскачь,
    Будто мой упругий мяч.
    Снова выстроились в ряд,
    Словно вышли на парад.
    Раз - два, раз — два
    Заниматься нам пора!

    Мы танцуем

    Мы танцуем Хлопай-топай (Шагаем на месте.)
    Утром, днем и вечером!
    Лучший танец - (Хлопаем в ладоши.)
    Хлопай-топай, (Топаем ногами.)
    Когда делать нечего… (Шагаем на месте.)
    Кем бы ни был ты - отличник, (Приседаем.)
    Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)
    Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)
    И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)

    На дворе у нас мороз

    На дворе у нас мороз.
    Чтобы носик не замёрз,
    Надо ножками потопать
    И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
    А теперь представим лето.
    Речка солнышком согрета.
    Мы плывём, плывём, плывём,
    Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
    Мы выходим из речушки
    Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

    Мы по лугу прогулялись

    Мы по лугу прогулялись
    И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
    Встанем, глубоко вздохнем.
    Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
    Чудеса у нас на свете:
    Стали карликами дети (Присели.)
    А потом все дружно встали,
    Великанами мы стали. (Встали.)
    Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
    Ногами топаем! (Топаем ногами.)
    Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

    Мишка ищет мёд

    По лесу медведь идёт,
    Этот мишка ищет мёд.
    Он голодный, невесёлый.
    Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
    То направо повернётся,
    То налево поглядит.
    Где здесь рой пчелиный вьётся?
    Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

    Кто живет у нас в квартире?

    Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
    Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
    Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
    Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
    Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
    Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)
    Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо.)
    Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

    Лесная лужайка

    Мы к лесной лужайке вышли,
    Поднимая ноги выше,
    Через кустики и кочки,
    Через ветви и пенёчки.
    Кто высоко так шагал -
    Не споткнулся, не упал. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)

    Мишка вылез из берлоги

    Мишка вылез из берлоги,
    Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
    Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх.)
    К нам опять пришла весна.
    Чтоб скорей набраться сил,
    Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
    Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
    Вот он по лесу идёт.
    Ищет мишка корешки
    И трухлявые пеньки.
    В них съедобные личинки -
    Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
    Наконец медведь наелся
    И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

    Физкультминутка Ёжик

    Ёжик топал по тропинке
    И грибочек нёс на спинке.
    Ёжик топал не спеша,
    Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
    А навстречу скачет зайка,
    Длинноухий попрыгайка.
    В огороде чьём-то ловко
    Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

    Физкультминутка Дети утром рано встали

    Дети утром рано встали,
    За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
    Приседали, приседали,
    Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
    На пеньке растут опята,
    Наклонитесь к ним, ребята,
    Наклоняйся, раз-два-три,
    И в лукошко набери! (Наклоны.)
    Вон на дереве орех.
    Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
    Если хочешь дотянуться,
    Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)
    Три часа в лесу бродили,
    Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
    Утомил всех долгий путь -
    Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
    Для начала мы с тобой
    Для начала мы с тобой
    Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
    Поднимаем руки вверх,
    Плавно опускаем вниз.
    Снова тянем их наверх.
    Ну, дружочек, не ленись!
    (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

    Для начала мы с тобой

    Для начала мы с тобой
    Крутим только головой. (Вращения головой.)
    Корпусом вращаем тоже.
    Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
    А теперь мы приседаем.
    Мы прекрасно понимаем -
    Нужно ноги укреплять,
    Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
    Напоследок потянулись
    Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
    От разминки раскраснелись
    И на место снова сели. (Дети садятся.)

    Едем, едем

    Едем, едем, долго едем,
    Очень длинен этот путь.
    Скоро до Москвы доедем,
    Там мы сможем отдохнуть.
    Вот поезд наш едет,
    Колеса стучат,
    А в поезде нашем
    Ребята сидят.
    Чу-чу-чу-чу-чу!
    Бежит паровоз.
    Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.)

    Зайка

    Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
    Зайка прыгнул на пенёк.
    В барабан он громко бьёт,
    В чехарду играть зовёт.
    Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
    Нужно лапочки погреть.
    Лапки вверх, лапки вниз,
    На носочки подтянись.
    Лапки ставим на бочок,
    На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
    А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

    Физкультминутка Игра

    На лужайке поутру
    Мы затеяли игру.
    Ты - Ромашка, я - вьюнок,
    Становитесь в наш венок. (Дети становятся в круг.)
    Раз, два, три, четыре,
    Раздвигайте круг пошире.
    А теперь мы - ручейки,
    Побежим вперегонки. (Бег по кругу.)
    Прямо к озеру спешим,
    Станет озеро большим.
    Раз, два, три, четыре,
    Раздвигайте круг пошире.
    Становитесь в круг опять,
    Будем в Солнышко играть.
    Мы - весёлые лучи.
    Мы - резвы и горячи.
    Раз, два, три, четыре,
    Раздвигайте круг пошире!

    Кот Антипка

    Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
    Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох.)
    В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
    В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
    Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
    В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
    В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
    В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
    В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
    В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
    В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
    Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

    Мы разминку начинаем

    Мы разминку начинаем,
    Руки шире раздвигаем,
    А потом их тянем вверх.

    Начинаем приседанья -
    Раз, два, три, четыре, пять.
    А теперь три раза нужно,
    Как лягушки, проскакать. (Приседания - 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
    Мы разминку завершаем,
    Руки шире раздвигаем,
    А потом их тянем вверх.
    Отдохнёт спина у всех. (Потягивания - руки в стороны и вверх.)

    Мы шагаем друг за другом

    Мы шагаем друг за другом
    Лесом и зелёным лугом.
    Крылья пёстрые мелькают,
    В поле бабочки летают.
    Раз, два, три, четыре,
    Полетели, закружились.
    (При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)

    Мы весёлые матрёшки

    Мы весёлые матрёшки -
    Ладушки, ладушки.
    На ногах у нас сапожки,
    Ладушки, ладушки.
    В сарафанах наших пёстрых,
    Ладушки, ладушки,
    Мы похожи, словно сестры,
    Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов ладушки, ладушки дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт раз-два-три кружатся, руки на поясе.)

    Физкультминутка Головой качает слон

    Раз, два, три - вперёд наклон,
    Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
    Головой качает слон -
    Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
    Головою три кивка
    Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)
    Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
    Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
    Головою три кивка. (Движения головой.)
    На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
    Пять — руками помахать, (Махи руками.)
    Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

    Физкультминутка Белки

    Белки прыгают по веткам.
    Прыг да скок, прыг да скок!
    Забираются нередко
    Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
    Будем в классики играть
    На одной ноге скакать.
    А теперь ещё немножко
    На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

    Две веселые лягушки
    Видим, скачут по опушке
    Две веселые лягушки,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Прыгай с пятки на носок.
    (Дети изображают в движении лягушек.)

    Физкультминутка Дети едут на машине

    Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего.)
    Смотрят на дорогу -
    Слева - постовой стоит, (Повороты туловища влево-вправо.)
    Справа - светофор горит.

    Заинька

    (Музыкальная физкультминутка. Эта физкультминутка может быть проведена под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова Заинька.)
    (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
    Заинька, повернись,
    Серенький, повернись,
    Вот так, эдак повернись.
    Заинька, топни ножкой,
    Серенький, топни ножкой,
    Вот так, эдак топни ножкой.
    Заинька, попляши,
    Серенький, попляши,
    Вот так, эдак попляши.

    Зайки

    Зайки серые сидят, (Присели.)
    Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
    Вот наши ушки,
    Вот наши ушки;
    Ушки на макушке.
    Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
    Хитрая сестричка.
    Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)
    Зайки — попрыгайки.
    По лесной полянке
    Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
    Вот такие зайки,
    Зайки-попрыгайки.

    Физкультминутка Аист

    (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
    - Аист, аист длинноногий,
    Покажи домой дорогу (аист отвечает)
    - Топай правою ногою,
    Топай левою ногою,
    Снова - правою ногою,
    Снова - левою ногою.
    После - правою ногою,
    После - левою ногою.
    И тогда придешь домой.
    А над морем - мы с тобою!
    Над волнами чайки кружат,
    Полетим за ними дружно.
    Брызги пены, шум прибоя,
    А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями)
    Мы теперь плывём по морю
    И резвимся на просторе.
    Веселее загребай
    И дельфинов догоняй (Дети делают плавательные движения руками.)

    (Выполняйте вместе с ребенком движения, читая стихотворение)
    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    Физкультминутка А в лесу растёт черника

    А в лесу растёт черника,
    Земляника, голубика.
    Чтобы ягоду сорвать,
    Надо глубже приседать (приседания)
    Нагулялся я в лесу.
    Корзинку с ягодой несу (ходьба на месте)

    (Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.)
    Подбородочек-малютка,
    Щечки, щечки,
    Носик, губки.
    А за губками — язык
    С соской он дружить привык.
    Глазки, глазки,
    Бровки, бровки,
    Лобик, лобик-умница —
    Мама не налюбуется.

    (Исходное положение – ноги на ширине плеч.)
    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнусь.
    (Выполняйте зарядку вместе с ребёнком, читая стихотворение)

    Качи

    (Поочередно касаемся головы, рук, ног)
    Ой, качи, качи, качи,
    В головах-то калачи,
    В ручках пряники,
    В ножках яблочки,
    По бокам конфеточки,
    Золотые веточки.

    (Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах тише, тише — присесть. На словах выше, выше — встать и вытянуть руки вверх)
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише.
    Деревцо все выше, выше.

    Мы поставили пластинку
    И выходим на разминку.
    Начинаем бег на месте, (Бег на месте)
    Финиш – метров через двести!
    Раз-два, раз-два,
    Хватит, прибежали,
    Потянулись, подышали. (потянуться, руки вверх и опустить их через стороны)

    Физминутка А часы идут, идут

    Тик-так, тик-так,
    В доме кто умеет так?
    Это маятник в часах,
    Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
    А в часах сидит кукушка,
    У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
    Прокукует птичка время,
    Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
    Стрелки движутся по кругу.
    Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
    Повернёмся мы с тобой
    Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
    А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
    Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
    А бывает, что спешат,
    Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
    Если их не заведут,
    То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

    Дружно встали

    Дружно встали.
    Раз! Два! Три!
    Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
    Оглядимся величаво,
    И налево надо тоже (Поворот влево.)
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо, и еще (Поворот вправо.)
    Через левое плечо. (Поворот влево.)

    Дружно встали на разминку

    Дружно встали на разминку
    И назад сгибаем спинку.
    Раз-два, раз-два, раз-два-три,
    Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
    Наклоняемся вперёд.
    Кто до пола достаёт?
    Эту сложную работу
    Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

    Как приятно в речке плавать!

    Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
    Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
    Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд.)
    Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх.)
    Чтобы плыть ещё скорей,
    Надо нам грести быстрей.
    Мы работаем руками.
    Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
    А теперь пора нам, братцы,
    На песочке поваляться.
    Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
    И на травке отдыхаем.

    Клён

    Ветер тихо клён качает,
    Вправо, влево наклоняет:
    Раз - наклон и два - наклон,
    Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

    Физкультминутка Листочки

    Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)
    Мы летели, мы летели
    И на землю тихо сели. (Присели.)
    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
    Закружились, полетели
    И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

    Мороз

    Я мороза не боюсь,
    С ним я крепко подружусь.
    Подойдёт ко мне Мороз,
    Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
    Значит, надо не зевать,
    Прыгать, бегать и играть. (Движения.)

    Загудел паровоз

    Загудел паровоз
    И вагончики повез.
    Чу-чу-чу, чу-чу-чу
    Далеко их укачу. (Дети встают и читают первую строчку. После слов Загудел паровоз говорят: Ту-ту, кладут руки на плечи впереди стоящему ученику. Так образовались паровозы, которые могут проехать по залу и вернуться на свои места. Воспитатель показывает поезда, принесенные детьми из дома.)

    Кузнечики

    Поднимайте плечики,
    Прыгайте, кузнечики,
    Прыг-скок, прыг-скок.
    Сели, травушку покушаем,
    Тишину послушаем.
    Тише, тише, высоко,
    Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

    А теперь на месте шаг

    А теперь на месте шаг.
    Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
    Плечи выше поднимаем,
    А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
    Руки перед грудью ставим
    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
    Десять раз подпрыгнуть нужно,
    Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
    Мы колени поднимаем -
    Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
    От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
    И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

    Бегут, бегут со двора

    Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
    Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
    Курка-гарабурка-таки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
    Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
    Гусь-водомусь-гаги-гаги, (Приседаем.)
    Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
    Свинка-толстоспинка-чахи-хряхи, (Топаем ногами.)
    Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
    Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
    Корова-комола-труки-муки, (Топаем ногами.)
    Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

    Совушка-сова

    Совушка-сова,
    Большая голова,
    На пеньке сидит,
    Головой вертит, (крутим головой в разные стороны)
    Во все стороны глядит,
    Да, ка-а-ак
    Полетит! (поднимаем руки вверх)

    (Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка)
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо,
    Оглядимся величаво.
    И налево надо тоже
    Поглядеть из под ладошек.
    И – направо! И еще
    Через левое плечо!

    А сейчас мы с вами, дети

    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
    А потом руки вниз. (ладони образуют купол ракеты)
    Раз, два, три, четыре -
    Вот летит ракета ввысь!

    Веселые физминутки для пробуждения

    Вот проснулись, потянулись,
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!
    Вот проснулись, потянулись,
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!
    Где игрушечки, погремушечки?
    Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

    Просыпалка

    (с самого рождения)
    — Мы проснулись, мы проснулись.
    (Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
    — Сладко, сладко потянулись.
    (Тянем ручки вверх)
    — Маме с папой улыбнулись.

    Просыпушки

    Солнышко, солнышко,
    загляни в окошко.
    Загляни в окошко,
    разбуди Сережку.
    Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
    чтобы мы узнали больше,
    чтоб игрушки не скучали,
    а с Сереженькой играли.

    Утренняя гимнастика

    Ручки-ручки — потягушки
    И ладошки — похлопушки.
    Ножки-ножки – топотушки,
    Побегушки, попрыгушки.
    С добрым утром, ручки,
    Ладошки и ножки,
    Щёчки-цветочки –
    Чмок!
    (Здесь нужно просто следовать тексту, причем каждую строчку повторять столько раз, сколько нужно)

    С поступлением в школу нагрузка на детский организм возрастает в разы. Ребенок вынужден подолгу сидеть за партой, обрабатывать колоссальный объем зрительной информации. Уроки физкультуры компенсируют недостаток движений только на 11%. В результате у детей появляются нарушения осанки, избыточный вес, повышенное артериальное давление, проблемы со зрением. Обеспечить активный отдых ребятишек прямо во время урока позволяют физкультминутки для начальной школы.

    Польза

    Эффективность урока во многом зависит от его структуры. Однообразные учебные действия утомляют младших школьников, снижают их заинтересованность, приводят к возникновению эмоционального дискомфорта. Физкультминутки на уроках в начальной школе:

    • переключают внимание детей на другой вид деятельности;
    • снижают статическую нагрузку на позвоночник;
    • дают отдых органам зрения;
    • улучшают кровообращение застойных участков;
    • активизируют дыхание;
    • "разгружают" мозг, так как вместо левого полушария активно работает правое, отвечающее за образное мышление;
    • поднимают настроение учащимся;
    • повышают их работоспособность и активность на занятии.

    Правила организации

    Физкультминутки в начальной школе обычно включают в себя 4-6 упражнений, которые выполняются стоя возле парты или сидя на стуле от 4 до 6 раз каждое. По времени это занимает не более 2-3 минут. Проводятся физкультминутки на каждом уроке. Исключения составляют практические занятия (физкультура, ритмика) и контрольные работы.

    В 1 классе разминки устраиваются дважды за урок. Целесообразно делать это на 15-й минуте, когда снижается концентрация внимания, и на 25-й минуте, совпадающей с заметным падением работоспособности. Во 2-4 классах физкультминутки проводятся один раз на 20-й минуте урока. Однако в отдельных случаях рекомендуется увеличить это количество до двух раз (в начале года, перед каникулами, на последнем уроке в конце недели).

    Используемые комплексы должны быть разнообразными. Следует менять их не реже, чем 1 раз в 2-3 недели.

    Современному учителю нетрудно найти новые варианты физкультминутки для начальной школы. Отзывы показывают, что многие педагоги используют в своей деятельности готовые интерактивные разминки, оформленные в виде слайдов с музыкой. Иногда их проводят анимированные персонажи.

    Как не ошибиться с выбором физкультминутки для детей? Ориентируйтесь на следующие требования:

    • Разминка должна вызывать у ребятишек положительные эмоции и носить игровой характер.
    • Состав упражнений зависит от действий, которые выполняли дети перед этим. Так, на уроках письма логично использовать пальчиковую гимнастику. После длительного сидения - упражнения для спины в сочетании с дыхательными.
    • Отлично, если разминка связана с изучаемым материалом.
    • Рекомендуется использовать в работе различные виды физкультминуток: спортивные, музыкальные, стихотворные и т. д.

    Физкультминутки для глаз в начальной школе

    До 90% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Нагрузка на глаза резко возрастает в младшем школьном возрасте, когда дети начинают много читать и писать. Поэтому так важно проводить специальную гимнастику для глаз после долгого письма, а также работы с учебниками.

    Вот небольшой список упражнений, которые могут применяться на уроке:

    • "Точка". На окно прикрепляется зеленая точка. Учитель предлагает детям смотреть то на нее, то вдаль. Затем просит глазами дорисовать лепестки, чтобы точка превратилась в цветок.
    • "Буратино". Дети должны закрыть глаза и представить, что их нос постепенно увеличивается. Одновременно с этим учитель считает до 8. Затем идет обратный счет, во время которого дети наблюдают за уменьшением носа до первоначальных размеров.

    Очень полезны движения глазами в различные стороны, рисование ими кругов, восьмерок, букв и геометрических фигур. Эти упражнения можно делать под стихотворные строки.

    Залетела муха в класс.

    Села на окно тот час.

    (Дети глазами следят за воображаемой мухой).

    Посидела, поглядела,

    И на нос твой прилетела.

    А потом на потолок,

    И к тебе на локоток.

    Вниз упала, поморгала,

    Вправо, влево полетала.

    А затем устала очень,

    Спать легла. Спокойной ночи! (Дети закрывают глаза, имитируют сон).

    Гимнастика для пальчиков

    Многие физкультминутки для начальной школы направлены на расслабление мышц руки. Это связано с тем, что дети только учатся писать и сильно давят на ручку. Чтобы избежать этого, учитель может использовать следующие упражнения:

    • "Цветок". Дети соединяют ладошки, изображая бутон. Очень медленно он раскрывается, ручки разводятся. Ветерок дует на пальчики-лепестки, они шевелятся. Затем наступает ночь, и цветок закрывается.
    • "Счет". Ребятишки зажимают руки в кулаки. Учитель называет числа от 0 до 10, дети должны вытянуть вперед столько же пальцев.

    Помимо этого, можно разжимать и сжимать кулаки, делать массаж пальцев, соединять их друг с другом поочередно. Часто используется стихотворное сопровождение. Например, такое:

    Пальчик с пальчиком дружили,

    И играть вдвоем ходили.

    (Дети зажимают и разжимают кулаки).

    Средние пошли гулять,

    (руки зажаты в кулак, движения по столу совершаются указанными пальцами)

    А большие - догонять.

    Безымянные - бегом,

    Указательный - пешком.

    Вот мизинцы прискакали,

    Но запнулись и упали (хлопок руками по столу).

    Физкультурно-спортивная гимнастика

    Это традиционная зарядка, которая выполняется под счет. Проводя подобные физкультминутки, учитель должен предлагать учащимся упражнения на разные группы мышц. Вот советы, которые помогут педагогу составить собственный комплекс:

    • Сначала дети выправляют осанку. Для этого надо потянуться вверх.
    • Второе упражнение - для шеи. Можно наклонять голову вперед и назад, поворачивать ее вправо и влево, дотягиваться ухом до плеча.
    • Затем идет одно упражнение для рук (всевозможные махи, вращения).
    • Упражнения для туловища включают в себя скручивания, наклоны. Их может быть 1-2.
    • Заканчивается комплекс упражнением для ног. Обычно это прыжки на двух или одной ногах, приседания, махи, марширование с высоким подниманием колен, бег на месте.

    Двигательно-речевые физкультминутки

    Все движения могут выполняться под забавную речевку. Физкультминуток в стихах для начальной школы великое множество. Вот несколько примеров:

    Мартышки

    Две мартышки потянулись,

    Оглянулись, улыбнулись,

    И давай руками хлопать,

    Рожи строить,

    Громко топать,

    Прыгать, танцевать, кружиться.

    Как же им остановиться?

    Котенок

    Рано утром встал котенок,

    Потянулся он спросонок.

    Вправо-влево посмотрел

    И умыться захотел.

    Моет лапки, моет ушки,

    Моет ножки, моет брюшко.

    Ой, чуть хвостик не забыл!

    (Дети заглядывают себе за спину).

    Долго он его ловил!

    (Класс кружится на месте).

    Музыкальные физкультминутки для начальной школы

    Очень эмоционально проходит разминка под популярные детские мелодии (1-2 куплета). Ребятишки могут выполнять произвольные движения или повторять их за учителем. Танцевальные физкультминутки для начальной школы могут включать в себя следующие упражнения:

    • Полуповороты влево и вправо, сопровождаемые ритмичными хлопками в ладоши.
    • Прыжки с поднятыми вверх руками.
    • Кружение на месте.
    • Хлопки руками по коленям.
    • Отвести ногу, приставить к ней вторую, слегка присесть. Повторить в другую сторону.
    • Три шага вперед, хлопок, три шага назад, хлопок.
    • Вращение кулаками перед грудью.
    • Поочередное поднятие рук перед собой и вверх, затем их опускание в такт мелодии.
    • Прыжки с разведением ног в стороны. Одновременно дети хлопают в ладоши. Затем возвращаются в исходное положение.
    • Одну руку завести за голову, другой делать махи в стороны. Затем руки поменять.
    • Шаги влево и вправо с подскоком.
    • Вращение бедрами.
    • Рисование перед собой круга сначала одной рукой, затем - другой.

    Физкультминутки на развитие межполушарных связей

    Современная образовательная система учит мыслить логически, оперировать терминами и фактами. При этом активно развивается левое полушарие головного мозга. Правое же, ответственное за творческие способности, бездействует. Исправить это можно при помощи следующих веселых физкультминуток для начальной школы:

    • Пусть дети закроют глаза. Нужно поочередно соединять большой палец с остальными, стараясь не сбиться. Делается это сразу обеими руками. Скорость постепенно увеличивается.
    • Двумя руками дети рисуют в воздухе одну и ту же букву или геометрическую фигуру. Если у них это легко получается, пробуем одновременно нарисовать разные фигуры.
    • Ладонь нужно горизонтально приставить к сжатому кулаку, а затем быстро поменять руки несколько раз.
    • Одной рукой дети отдают честь, другую вытягивают вперед, сжимают в кулак, большой палец выставляют вверх (жест "Все отлично"). Хлопнуть в ладоши, поменять руки. Упражнение выполняется сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее.
    • Правой рукой зажать нос, левой дотронуться до правого уха. После хлопка руки поменять, держась за нос левой рукой, а за левое ухо - правой. Постепенно добиться хорошей скорости выполнения.

    Тематические физкультминутки

    Учитель может связать разминку с изучаемым материалом. Тогда она превращается в дидактическую игру. При этом не нарушается логика урока, закрепляются необходимые знания. Правила подобной игры предельно просты: услышав слово, дети делают заранее оговоренное движение. Например, подпрыгивают, если в слове есть непроизносимая буква, и присаживаются, если ее нет.

    Такие интересные физкультминутки для начальной школы можно привязать к любому материалу, если проявить фантазию. Можно устно решать примеры: "Присядьте столько раз, сколько будет 1 + 3, кивните столько раз, сколько будет 9 - 6". Можно хлопать в ладоши, если названное растение встречается в степи, и мотать головой, если это неправда.

    Очень нравятся ребятишкам игры с мячом. Можно устроить развлечение "Правда или ложь". Учитель озвучивает утверждения (например: "3 х 4 = 13") , и кидает мяч одному из детей. Если он согласен с высказыванием, то ловит его, а другие дети хлопают в ладоши. Если ребенок считает, что высказывание ложное, он отбрасывает мяч. Его одноклассники топают ногами.

    Дыхательная гимнастика

    Она поможет активизировать детей на уроке, так как благодаря упражнениям в кровь поступит больше кислорода. Проводят разминку при открытой форточке перед основным комплексом. Вот несколько вариантов:

    • "Ветер". Дети изображают ветер, дуя то сильно, то слабо, то долго, то коротко.
    • "Воздушный шар". Носом набрать воздух, надувая одновременно щеки, как воздушный шар. Затем медленно сдувать их, выдыхая через нос.
    • "Насос". Дети приседают, делая вдох, и встают, выдыхая. Постепенно движения замедляются вместе с дыханием.

    Физкультминутки для начальной школы позволяют детскому организму восстановить силы. Пренебрежение ими ведет к проблемам со здоровьем, что недопустимо. Долг учителя - не только научить ребенка, но и создать все условия для хорошего самочувствия на уроках.

    МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа №1»

    Физминутки для учащихся начальной школы

    Филимонова А.А.

    учитель начальных классов

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ КОМПЛЕКСА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

    1.Чтоб красиво всем писать

    Надо пальцы нам размять.

    Кулачки все крепко сжали

    И немного подержали.

    Подержали и разжали.

    Мне ладошки показали.

    Делай быстро, детвора.

    За письмо теперь пора.

    2. Пальчики в замок сцепили,

    Вправо, влево покрутили.

    Кисти вниз, потом подняли.

    Так недолго помахали.

    Каждый пальчик на руке

    Помассировать в руке.

    Пальцы в кулачки сомкнули,

    Кисти рук слегка стряхнули.

    3.Трём ладони, милый друг,

    Закрывая пальцы рук.

    Вот ладошки встретились,

    А теперь разъехались.

    Закрываем в кулачки

    Друг за другом пальчики.

    4. Пальцы вместе, пальцы врозь

    Пальцы вытянули дружно,

    А теперь сцепить их нужно.

    Мяч в ладошки быстро взяли

    И в ладошках повращали.

    5. Встали прямо и прогнулись,

    А теперь легко согнулись.

    Головою вправо, влево,

    Чтобы шея не болела.

    Вверх ладони отвели.

    Крепко сжали в кулачки.

    Руки в стороны взметнули.

    7. Раз - подняться, подтянуться,
    Два - согнуться, разогнуться,
    Три - в ладоши три хлопка,
    головою три кивка.
    На четыре - ноги шире.
    Пять - руками помахать,
    Шесть – на место сесть опять.

    8. Руки вверх поднимем
    Раз - выше носа, выше глаз.
    Прямо руки вверх держать,
    Не качаться, не дрожать.
    Три - опустили руки вниз,

    Стой на месте не вертись.
    Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
    Повторяем, не ленись!
    Будем делать повороты,
    Выполняйте все с охотой.

    Раз - налево поворот,
    Два - теперь наоборот.

    Так, ничуть, не торопясь,
    Повторяем 8 раз.

    9.Утром дети в лес пошли
    (шаги с высоким подниманием ног)
    И в лесу грибы нашли
    (размеренное приседание),
    Наклонялись, собирали
    (наклоны вперёд),
    По дороге растеряли
    (ритмичное разведение рук в стороны).

    10. Мы, листики осенние, на веточках сидели.
    Дунул ветер - полетели.

    Полетели, полетели и на землю сели.
    Ветер снова набежал и листочки все поднял,
    Повертел их, покрутил и на землю опустил.

    11. Вышли уточки на луг:
    Кря, кря, кря.
    Полетел зеленый жук:
    Ж - ж - ж.
    Гуси шеи выгибали
    Клювом перья расправляли.
    Зашумел в пруду камыш:
    Ш - ш - ш
    И опять настала тишь.

    КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «ТАНЦУЙТЕ СИДЯ»
    Упражнение 1:
    Руки на пояс поставьте вначале
    Влево и вправо качайте плечами.
    Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.
    Упражнение 2:
    Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
    Если достали – все в полном порядке.
    Выполнить по три раза.
    А напоследок должны вы мяукнуть,
    Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!

    Мы можем весело шагать
    По тропе волшебной.
    На двух ногах
    И на одной скакать,
    Руками весело махать,
    Смотреть по сторонам кругом,
    С друзьями побежать бегом
    И отдохнуть потом .

    Упражнение 3:

    Великаны. (Дети вытягивают руки вверх)

    Гномы! (Все приседают).

    Великаны! (Все встают, а учитель приседает).

    Упражнение 4:

    Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

    А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

    Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

    Головами зашумели (Хлопки)

    Грянул гром, сосна упала, (Присели)

    Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

    Упражнение 5:

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит.

    Вот так, вот так,

    И ушами шевелит.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Надоело зайке спать,

    Надо зайке поскакать

    Вот так, вот так,

    Надо зайке поскакать.

    Упражнение 6:

    Вот помощники мои (Руки вперед).

    Их как хочешь поверни.

    Покрутили, повертели

    И работать захотели.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Все умеем мы писать,

    Отдыхать умеем тоже,

    Руки за спину положим,

    На носочках выше, выше,

    И спокойнее подышим.

    Упражнение 7:

    Пчелы в ульях сидят

    И в окошко глядят

    Порезвиться захотели,

    Друг за другом полетели.

    Упражнение 8:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы умеем отдыхать.

    Приподнялись, чуть присели

    И соседа не задели.

    А теперь придется встать,

    Упражнение 9:

    Мы по лесу идем,

    Листья сыплются дождем,

    Ветер поднимается,

    Листья опускаются.

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Никогда не отстаем,

    Руки кверху поднимаем,

    Приседаем и встаем.

    Упражнение 10:

    Мы шли, мы шли,

    Белый гриб нашли.

    Раз - грибок, два - грибок -

    Положили в кузовок.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Вот проверили осанку И

    Свели лопатки.

    Упражнение 11:

    Раз, два - стоит ракета (Руки вверх)

    Три, четыре - самолет (Руки в стороны),

    Раз, два - хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счет.

    Раз, два, три, четыре -

    И на месте походили.

    Упражнение 12:

    Тик-так, тик-так,

    Целый день вот так. (Руки на пояс, наклоны в сторону).

    Учитель: Руки подняли и помахали.

    Дети: Это деревья шумят.

    Учитель: В стороны руки и помахали.

    Дети: Это к нам птицы летят.

    Учитель: Быстро присели, руки сложили.

    Дети: В норке зверюшки сидят.

    Учитель: Встали и тихо за парты все сели.

    Дети: Дети учиться хотят.

    Упражнение 13:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли дети погулять.

    Разбежались по лугу

    Рвать лютики, ромашки,

    Розовые кашки!

    Упражнение 14:

    Дружно рвал весь первый класс,

    Вот какой букет у нас.

    Руки кверху поднимаем,

    А потом их опускаем,

    А потом их разведем

    И к себе скорей прижмем.

    Упражнение 15:

    Встали, дети, скажем тихо:

    «Раз, два, три, четыре, пять»

    Приподнялись, чуть присели

    И соседа не задели.

    А теперь придется встать,

    Тихо сесть, начать писать.

    Упражнение 16:

    На носочки поднялись,

    Ручки опустили,

    А теперь присели.

    Коленки обхватили.

    Снова встали - ноги вместе

    И уже сидим на месте

    Упражнение 17:

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда пустился вскачь?

    Желтый, красный, голубой -

    Не угнаться за тобой!

    Упражнение 18:

    Прилетели птички,

    Птички - невелички,

    Весело скакали,

    Зернышки клевали.

    Упражнение 19:

    Дружным кругом

    Друг за другом

    Мы идем за шагом шаг.

    Стой на месте!

    Ну-ка вместе сделаем

    Вот гак!

    ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

    Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

    Глазки видят всё вокруг,
    Обведу я ими круг.
    Глазком видеть всё дано-
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
    4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

    ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

    Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

    1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

    2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

    3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

    4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

    Мы ладошкой потрясём,
    Каждый пальчик разомнём.
    Раз, два, три, четыре, пять
    Мы начнём опять писать.

    Чтоб красиво написать
    Надо пальчики размять
    Раз, два, три, четыре, пять
    За письмо получим пять!

    В огороде рос подсолнух
    Вот такой, вот такой!
    В огороде рос подсолнух
    С ярко-жёлтой головой.
    Головою он вертел,
    Всё увидеть сам хотел.
    Что подсолнух видел там
    Он сейчас расскажет нам.

    А теперь все тихо встали…
    - А сейчас мы в лес пойдём…
    - А теперь все тихо встали,
    Дружно руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево
    Тихо сели, вновь за дело.
    Мы маленькие зайки
    Скакали на полянке.
    Прыгали, скакали,
    В школу прибежали.
    За парты тихо скок
    И продолжим наш урок.

    По дорожке шли, шли,
    Много камешков нашли.
    Присели, собрали
    И дальше пошли.