• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Татарская порода лошадей

    На сегодняшний день животных данной породы осталось очень мало, можно сказать такие скакуны это уже живая история.

    Особенности:

    Животные больше табунные, поэтому как в зимнее время, так и в летнее они могут искать и добывать еду себе сами. От обычной лошади татарская порода лошадей отличается своей проходимостью. Данная порода без проблем может преодолеть расстояние в триста километров.

    На данный момент лошадей татарской породы в Татарстане можно сосчитать на пальцах рук. Впервые татарскую породу заметили китайцы в Средней Азии и назвали они их небесными конями. Так в исторических хрониках Китая можно встретить татарских скакунов под названием «небесная лошадь». Именно Чин Гиз Хан узнал и первым понял их существенное преимущество перед другими конями. Именно на такой породе он и покорял мир.

    В 1930-х годах была коллективизация, поэтому данный подвид был уничтожен. Практически все были пущены на мясо. В Татарстан они же попали из Европы.

    Характеристика породы:

    Подвид данных животных характеризуется низким ростом, в холке достигают 135см. Внешне татарская лошадь невзрачная, маленькая, на вид со слабым корпусом. Но на самом деле порода очень крепкая, конечности достаточно сильные. Данная лошадь очень выносливая, отлично подходят для хождения под седлом, слушают и подчиняются руке своего наездника, очень любят людей, маленьких деток. Татарские лошади всегда готовы работать.

    Если вы завели данное животное следует следить за ее развитием с самого детства или с того момента как она у вас появилась. Обратить внимание следует на правильное формирование и развитие мускулатуры и скелета, это очень важно, потому как с возрастом суставы у лошади будут страдать. Также внимания требуют и копыта коня, они могут воспаляться. Также кожа коней требует надлежащего ухода, потому как лошади подвержены экземам, если следить за ними не должным образом. У данной породы наблюдаются проблемы связанные с сердцем, суставами, возможны даже обмороки.

    История татарских коней

    Пару тысяч лет назад татары воевали с китайскими войсками, были адские войны и тогда еще китайские ученые очень четко описали лошадей противников. За это время лошадь такой породы практически не изменилась, более того она была распространена по территории всей Евразии.

    Отличие татарской от других пород заключается в следующем:

    Внешность лошадей заметно отличается от других пород, самое первое что заметно – это масть породы. Кобылы были золотистого окраса, с белым хвостом и гривой, жеребцы же были темно-золотого окраса.
    Продуктивность очень отличается от других племен.
    Ранее их сравнивали с горными баранами, все из-за их внешних характеристик.
    Очень выносливы. Преодолевают сильные морозы и высокую жару, они не нуждаются в теплых фермах.
    Лошади отличаются своим быстрым ходом, к тому же они могут постоянно идти на протяжении 8 часов. Ни одна лошадь того времени и теперешнего не может выстоять на такие длинные дистанции. При этом за день они преодолевают около 200км. И так из дня в день.
    Еще одно преимущество вида перед другими то, что они рождаются иноходцами.
    В зимние времена порода может сама найти себе еду подобно лосям. Они разрывают снег в поисках травы или другого корма. После того как поели, гребутся на другом месте. Также жеребцы породы отличные охранники стада, им не страшны даже волки. Лошади будто не имеют страха и поговаривают, что были случаи, когда татарская лошадь вступала в схватку с медведем. Кони абсолютно не прихотливы к пище, а значит, очень надежны в далекие поездки.

    1Раньше на таких конях ходили на битвы и там они себя проявляли как герои. Они помогали наезднику путем топтания противника или кусали врага.

    Если не углубляться слишком в историю, а остановится на периоде ближе к нашему времени, то крестьяне очень любили татарских коней и покупали их себе, поскольку они кушали мало корма. Для работы они были как раз самое то.

    Во время Великой Отечественной войны татарских коней в большом количестве забрали на войну из Татарстана. После войны данная порода не имела спроса, поскольку появилась техника, машины, а породой перестали заниматься и разводить. К тому же в Татарстане в то время запретили ездить на лошадях. 1960 год потянул за собой полное исчезновение породы из земель Татарстана, также и погибло название «татарская лошадь». К счастью некоторые края сумели сохранить племя в малом количестве, но название их начали переделывать, к примеру, в Алтае – алтайские кони, в Башкирии – башкирские и т.д.

    На сегодняшнее время татарских коней пытаются возродить и вернуть их славу и историю. Ведь в татарской истории данные кони отыгрывают огромную роль, без таких лошадей у нации не было бы истории. Возрождения татарам пока дается очень сложно и довольно дорого.

    В Уфе убеждены, что соседи присвоили очередной этнический бренд башкир

    Как только в Татарстане заявили о регистрации татарской породы лошадей, некоторые общественники в Башкирии разразились негодованием. Мол, татары и здесь обскакали - в очередной раз присвоили чужой бренд, а именно «башкирскую лошадь». Это не первая битва регионов за этнические символы, чего только стоят баталии вокруг «курая» и «Кыш Бабая». Впрочем, в данном случае профессионалы стремятся успокоить спорящих. Хотя в Татарстане еще недавно не было ни одной татарской лошади и часть животных завезли из Башкортостана, татарская порода все же существует и отличается от башкирской, уверяют коневоды. Подробнее - в материале «Реального времени».

    Полцарства за татарского коня

    Татарская лошадь - теперь не просто выражение, а официально зарегистрированная порода. Новостью о регистрации поделились в Минсельхозе РТ, попутно рассказав, как республика с 2005 года занимается разведением этих животных.

    Лошади татарской породы разводятся для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса, - заявил замминистра Назип Хазипов на брифинге на прошлой неделе, - 4 декабря 2018 года мы получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности.

    По его словам, татарские лошади очень выносливые: зимой даже под снегом найдут корм, за день пройдут 100-120 км. Впрочем, хотя название и обязывает, еще не так давно в Татарстане нельзя было отыскать ни одного коня этой породы. Фермеры купили животных у коннозаводчиков Башкирии и Челябинской области. Сейчас татарских лошадей выращивают в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском и Сабинском районах - всего около 300 голов.

    «Лошади татарской породы разводятся для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», - заявил замминистра Назип Хазипов. Фото agro.tatarstan.ru

    «Мы у них - полслогана, они у нас - целую лошадь!»

    Новость о появлении татарской породы лошадей соседи из Башкирии восприняли неоднозначно. Разгорелись споры: вправе ли татары присваивать себе лошадь из Башкирии? Да и в России среди лошадиных пород гораздо более известна башкирская.

    Кто-то по этому поводу шутил, как глава совета директоров «Башинформа» Ростислав Мурзагулов: «Кажется, вызов принят!? Мы у них - полслогана, они у нас - целую лошадь!» - написал он у себя на странице в Facebook, подразумевая недавнее послание Курултаю Радия Хабирова, где тот перефразировал известный татарский девиз «Мы можем».

    «Так зебры и слоны татарские появятся», «Раз татары взяли, уже не отдадут!», «Требую права на «кыстыбый», «учпочмак» и «вакбеляш», - отвечали в тон Мурзагулову пользователи. Не собираются ли в Башкортостане узаконить и свою породу лошадей?

    - Я на башкирской лошади лет с трех катаюсь у себя в деревне. Мы как-то не думали о том, что ее надо регистрировать. Мой пост в Facebook - это, конечно, шутка. Если Татарстан развивает коневодство, мы за соседей только рады. Но нам почему-то всегда казалось, что эта порода башкирская. Все-таки башкиры были кочевниками, а татары - оседлой нацией. Но я еще раз подчеркну, мое сообщение - исключительно дружеская предновогодняя шутка, не воспринимайте всерьез. Я считаю, самый мощный спор у нас должен идти по пчелам, но там очень легкая разгадка: если пчела жужжит: «быз», то это башкирская, а если «быж», то татарская, - рассмеялся Мурзагулов в беседе с «Реальным временем».

    «Я сейчас скажу, что опять не понравится татарам»

    Но в Башкирии были и те, кто реагировал на новость о татарской породе с нескрываемым недовольством: «В прошлом году зарегистрировали товарный знак «Кыш Бабай», в этом году лошадь присвоили, хотя никогда кочевниками не были. Доколе? Считаю необходимым инициировать судебный процесс по лишению правового статуса охраняемых товарных знаков».

    Напомним, жаркие баталии за этнические бренды между Татарстаном и Башкирией идут давно. Например, в 2015 году разгорелся скандал, когда башкиры пытались открыть у себя резиденцию Кыш Бабая, на что татарстанские власти отреагировали очень жестко - чиновники заявили, что у этого бренда уже есть правообладатель в нашей республике. Этим летом спор возник из-за патента на курай. Башкиры зарегистрировали инструмент как свой территориальный бренд, что в свою очередь возмутило татарстанцев, которые напомнили, что этот тип флейты используется и татарами. Теперь и регистрация татарской породы лошадей у многих башкир вызвала недоумение, если не сказать больше.

    Председатель РОО «Башкорт» Фаиль Алсынов посетовал, что два народа давно раздирают конфликты за национальные бренды: «То говорят, что курай - татарский национальный инструмент, то Кыш Бабай. Потом начали говорить, что Салават Юлаев - татарский национальный герой, теперь вот лошади». По мнению собеседника издания, этот спор выгоден политическим силам, которые хотят, чтобы у татар с башкирами сохранялось непонимание.

    - Из Башкортостана забрали башкирских лошадей и назвали татарской породой. Поэтому я сейчас скажу, что опять не понравится татарам. Если посмотреть историю, и восстания, где наш народ участвовал, везде упоминаются башкирские лошади. Поэтому татары некрасиво поступили - нельзя говорить, что это татарская порода. Нам это, конечно, неприятно, - признался Алсынов.

    «Татары на лошадях завоевали полмира!»

    Депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин славится не только своими резонансными высказываниями, но и необычным хобби - народный избранник увлекается коневодством. У себя в Нурлатском районе он даже конный завод основал. Предприятие носит его имя и считается единственным в республике заводом по разведению чистокровных лошадей.

    Татары на лошадях завоевали полмира! Это татарские лошади. Но их называют по-другому - монгольской породой. Они некрупные, и по спине идет темная полоса. Ну, наверное, и башкиры могут претендовать на свою породу, а что такого? У них испокон веков своя башкирская порода - некрупная, прежде всего молочная - для кумыса. А наших лошадей можно использовать, чтобы кататься или для работы в сельском хозяйстве. Породы-то разные бывают: и башкирские, и татарские. Правильно встать под солнцем - на всех места хватит, так и напишите, - пошутил Фатих Саубанович в разговоре с корреспондентом нашего издания.

    Оказалось, что в Татарстан так называемых татарских лошадей привезли от башкирского фермера Хасана Идиятуллина. Глава КФХ рассказал, как его отец занимался разведением этой породы:

    Когда в моем детстве одна саврасая на Сабантуе пришла к финишу первой, оставив остальных позади чуть ли не на полкилометра, я спросил: откуда эта лошадь? Мне сказали, что ее порода известна со времен Тохтамыша. Она стрелой шла на скачках, и тогда я заразился страстью к ней. Потомки этой лошади оказались у меня в руках. Отец берег их до последнего, а потом я начал ими заниматься. Поэтому тут не может быть споров, что это не татарская, а башкирская лошадь. Если у кого есть претензии, пусть идут ко мне. Что они понимают в башкирской лошади?! - посетовал коневод.

    В Татарстан так называемых татарских лошадей привезли от башкирского фермера Хасана Идиятуллина. Фото tatar-congress.org

    В его хозяйстве есть и та, и другая породы. Именно у Идиятуллина выкупил татарских лошадок и татарстанский коневод из Алькеевского района Фанис Бакиров: «Башкирская порода совсем не похожа на татарскую. Кто в этом понимает, сразу видит. Наша пониже ростом и формами отличается. У башкирских полоса есть, у наших нет. И копыта у них побольше, а у татарских - как по одному стандарту, словно туфельки у девушек. Мы же где только не искали нашу породу, в Татарстане ее не было. Это очень выносливые лошади, у меня загон в лесу, они стоят прямо среди кустарников и чувствуют себя там даже лучше, чем в крытом помещении». По словам фермера, татарская лошадь весьма миниатюрная, ростом может быть не выше 140-147 см. Впервые вопрос о ее разведении встал в год празднования тысячелетия Казани. Первый президент Татарстана тогда посетовал, что у нас не осталось своей породы.

    Когда сказали, что у татар лошадей нет, Минтимер Шарипович призвал: давайте наших лошадей найдем. Тогда в Татарстане я не нашел ни одной этой лошади. Ездил за ними в Башкирию. Их же и специалисты из Москвы проверяли, смотрели, говорили: вот это татарские лошади, а это нет, - рассказывает Бакиров.

    «Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы»

    Краевед и исследователь татарских сел в Мордовии Ирек Биккинин считает, что оба народа вправе иметь свою породу лошадей:

    - Как мы знаем, есть русские породы лошадей, есть туркменские, арабские, английские, - заявил он «Реальному времени». - Пусть будут и татарские, и башкирские, и прочие породы. Лошадь занимала очень важное место в жизни мишарей. Особенно это прослеживалось до полного включения в московско-российскую систему и некоторое время после, пока мишари имели статус служилых татар.

    По его словам, в былые времена жизнь татар-мишарей была связана с лошадью. Ни один праздник не обходился без лошадиных скачек. Также лошадь - это незаменимый помощник в сельском хозяйстве, транспорт, важный элемент обороноспособности. Из конского волоса делали арканы, защитные приспособления для воинов. Кожа использовалась для обуви и сбруи. Шерсть шла на войлок. Благодаря кумысу, изготавливаемому из кобыльего молока, люди спасались от многих болезней. Также в народной медицине до сих пор применяется конский жир. И немаловажный фактор - ценное конское мясо, в котором практически нет холестерина.

    Уфимский этнополитолог Ильдар Габдрафиков считает, что в данном споре последнее слово за специалистами-зоотехниками, впрочем, речь лишь о региональных брендах: «В прошлые годы спорили по брендированию Кыш Бабая, хотя это общий символ. Здесь из той же серии. У нас, например, есть башкирская пчела, хотя ее и не у нас вывели. Раньше мед называли уфимским, а сейчас башкирским. Думаю, есть лошади, характерные и для одного, и для другого народов. Татары в более глубокой древности были кочевниками, а башкиры - вплоть до XIX века».

    Василя Ширшова, Тимур Рахматуллин

    « В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Р. Миниханову., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы, с тем условием, что он на нем проедет круг на празднике Сабантуй, и чтобы татарские кони, как татарский бренд, будет представлен на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газете «Звезда Поволжья» и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. По запросу Министерства сельского хозяйства Московский институт по коневодству в Рязани подтвердил, что это действительно жеребец татарской породы.

    В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012 2015 годы и на период до 2020 года». На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом к правительству Татарстана (в Госсовет и к президенту) с предложением включить в эту программу также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана поддержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих газетах, сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получил ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с Верховным Советом Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана о том, что для мясомолочной продукции есть много других пород тяжеловозных лошадей и для этого не надо заниматься селекцией татарских пород. А Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан целесообразно возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия.

    Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере от границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что на нашем языке – татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), современной Монголии и Южной Сибири была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось их расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР), в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии, далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называл Татарской степью. В течение многих тысячелетий татары (тюрки)-кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.


    Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары-кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так: «Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади». Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой боевой техники, к появления людей, способных приучить лошадь и подчинить своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного. И эти качества Запад и Восток оценил на себе. Татарское слово «ир-ат» переводится на русский как мужчина-конь. Видимо, было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и знойную жару, в дождь и ветер – такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

    2–3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2–3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени прежде всего необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладали темно-буланой мастью, точнее, светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади отличаются высокой плодовитостью. Грудь у них широкая, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135–145 см. По европейским стандартам, кони должны быть высотой 160–175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40–45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе иноходцы (юргалар), быстроходные и способны на протяжении 7–8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных. В день могут пробегать до 150–200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

    Зимой жеребцы как лоси разгребает из-под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают кушать. Жеребец поев с ними, переходит на другое место и начинает вновь копать снег. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

    В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР), Северном Китае вдоль Китайской стены.

    Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру) владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина, это «был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой Китайской стены». Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее, чжурчженьским государям. И Чингиз-хан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингиз-хана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках вошедших в ближайшее окружение он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингиз-хана подарил ему сотни тысяч татарских коней. Бату-хан в 1236 году, сидя на татарских (онгутских) лошадях, возглавил западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч с семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большую часть татар-онгутов расселили в Прикамье, Приуралье. Другая часть татар-онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. Впоследствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой Китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику, которая похожа с музыкой китайцев и монголов. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем и гербом города Казани. Татары-онгуты в Поволжье и Западном Казахстане разводили в большом количестве и татарских коней.

    До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего, весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади. том III. М. Госиздат сельхозлитература. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько километров. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

    Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма: в день 1–2 килограмма овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая, поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать их в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5 – 6 килограмма овса и много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высоких европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках для тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называли - татарскими конями.

    В 30 годы XX века, в период коллективизации, татарских коней под предлогом, что для колхозов нужны сильные лошади, пустили под нож. В советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились до сегодняшних дней.

    В период Великой Отечественной войны из Татарстана много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, а в колхозы поступают трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И, что интересно, в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60-м годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название татарские кони. Уничтожение татарских коней, видимо, было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывна, связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет неполноценной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60-х годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

    В 2010 – 2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах «Звезда Поволжья», «Ватаным Татарстан», и т.д в сайтах Татар Уян, на Казахском сайте Алтын Орда и т.д. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане – по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

    В 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане Программе по развитию коневодства и конного спорта на 2013 – 2015 гг., на которую должны потратить 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и др. коням, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане необходимо закупать их в Туве, на Алтае, в Казахстане. Численность таких коней в Татарстане должна быть доведена до 5 тыс. голов. Тогда они вернут свое историческое название – «Татарские кони». И как на Алтае, в Туве, Казахстане, Киргизии можно в Татарстане проводить конные скачки – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было неплохо, если бы они участвовали бы на открытии Универсиады в 2013 году.

    К сожалению, у нас в республике у управляющей верхушки в почете арабские и английские лошади. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить коней, которые могли жить на жарких арабских землях. Им удалось вывести такую породу, которую назвали арабской. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30–35 градусов жары разжижают кровь, кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1–7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. То же самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднения есть с их продажей. Недостатком этих лошадей после 5 лет скачек является то, что не знают, куда их потом девать. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

    Дело в том, что татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, а это означает, что в татарах еще жил дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. Еще в начале XX века в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению, из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней, хотя татарские кони сделали историю для татар. Татар выбили из седла и они стали обозниками. Телеги татары могут делать, а как делать седла забыли. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции. Мне самому пришлось ехать в Башкирию, чтобы купить там седла. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость татарские кони.

    Безертинов Рафаэль.

    Журнал «Түгәрәк уен» № 3. Казань. 2012 г.

    Лошадь домашняя Лошадь домашняя (Equus caballus) Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

    ЛОШАДЬ - жен. лошадка, дочка, душка; лошаденка, ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. По употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная). Он… … Толковый словарь Даля

    ЛОШАДЬ - ЛОШАДЬ, лошади, мн. лошади, лошадей, твор. лошадьми, жен. (тюрк., ср. казах. alasa). 1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. Рабочая лошадь. Верховая лошадь. Пара лошадей. Беговая лошадь. Кавалерийская лошадь. Строевая лошадь.… … Толковый словарь Ушакова

    лошадь - (верховая, выезженная, вьючная, доброезжая, упряжная), конь (битюк, рысак, скакун, коренник (коренная), пристяжная; жеребец, жеребенок, кляча, кобыла, мерин, пони, иноходец), буцефал, пегас, россинант; одер. Подобранная пара или тройка лошадей… … Словарь синонимов

    лошадь - ЛОШАДЬ, конь, рысак, скакун, ирон. росинант, трад. поэт. сивка бурка, устар. буцефал, разг. лошаденка, разг., пренебр. кляча, разг. коняшка, разг. одер, разг. саврас и разг. савраска, разг. сивка и разг. сивко, разг. сниж. коняга и разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Лошадь - ЛОШАДЬ. Родиною Л. принято считать Азію (Иранъ), но новѣйшія научн. данныя дѣлаютъ несомнѣннымъ, что и въ Европѣ, до переселенія въ нее народовъ изъ Азіи, существовала своя Л. Въ какую эпоху произошло прирученіе Л., неизвѣстно; но это животное мы … Военная энциклопедия

    Лошадь - (Equus caballus; евр. сус, параш, рэкэш; греч. гиппос). Находки, сделанные при раскопках Ура, показывают, что Л. была известна в Месопотамии как упряжное животное уже в середине III тысячел. до Р.Х. Свидет вом существования митаннийско… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЛОШАДЬ - ЛОШАДЬ, и, мн. и, ей, ям, дьми и дями, ях, жен. Крупное непарнокопытное животное сем. лошадиных. Домашняя л. Дикая л. Верховая л. Пара лошадей. Запрягать лошадей. Седлать л. Ехать на лошадях. Работать как л. (много и тяжело). Ну и л. эта баба (о… … Толковый словарь Ожегова

    лошадь - лошади, мн. лошади, лошадей, твор. лошадьми, ж. [тюрк., ср. казах. – alasa]. 1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. 2. только мн. Конный экипаж (разг.). Лошади поданы. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    лошадь - ЛОШАДЬ, и, ж. 1. Большая некрасивая женщина. 2. только мн., и, ей. Лошадиные силы У тебя сколько лошадей? (о мощности мотора) … Словарь русского арго

    лошадь - О быстроте, характере бега; о силе, физическом состоянии, о норове лошади. Быстроногая, быстрая, выносливая, горячая, двужильная (разг.), доброезжая (устар.), загнанная, заморенная (разг.), запаленная, застоялая, изнуренная, капризная, крепкая,… … Словарь эпитетов

    Книги

    • Лошадь , Уильямс У.. В эволюции лошадей сплетаются воедино естественная история и история человечества. Кони в течение тысячелетий сопутствовали нам в труде, отдыхе и войне, и мы как биологический вид извлекли…