• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Основатель Лобанов-Ростовский, Алексей Яковлевич Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7810005000 № 7810005000 памятник архитектуры (федеральный) Состояние гостиница (строится) Сайт Официальный сайт Дом Лобанова-Ростовского на Викискладе

    Дом Лобанова-Ростовского (в обиходе дом со львами ) - памятник архитектуры, бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817-1820-х для князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана в стиле классицизма . Расположен в Санкт-Петербурге по адресу Адмиралтейский проспект , 12 , Вознесенский проспект , 1 или Исаакиевская площадь , 2 . Скульптуры на фасаде (в том числе, легендарные львы у парадного входа) выполнены Паоло Трискорни.

    Предыстория. Проект переустройства Исаакиевской площади

    До 1710-х годов пространство будущей Исаакиевской площади занимали гласис (пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости или замка) и эспланада (широкое пространство перед фортификационным сооружением) Адмиралтейской крепости . Впоследствии эти оборонительные элементы были устранены в связи с утратой адмиралтейством фортификационного значения, и их место заняла хаотичная застройка из частных домов: деревянных или мазанок . Санкт-Петербургский пожар 1736 года уничтожил большую часть деревянных строений города. На одной только Исаакиевской площади и в прилегающих районах, называвшихся тогда Морской слободой , огонь уничтожил примерно 100 домов - почти всю деревянную застройку на месте тогдашней площади . Северная часть площади так и осталась пустовать, приняв форму неровной трапеции .

    В начале XIX при поддержке российского императора Александра I , желавшего сделать Санкт-Петербург «краше всех посещенных столиц Европы» было решено возвести новый, четвёртый Исаакиевский собор на месте третьего, отличавшегося низким качеством постройки. Активные работы по проектированию и строительству храма начались ещё в 1813 году, однако по ряду причин, начало возведения пришлось отложить. В 1816 году был сформирован Комитет для строений и гидравлических работ (современники величали эту структуру «Комитетом красоты и архитектурной дисциплины»), которому в числе прочего было предписано заниматься «урегулированием улиц и площадей» . Фактически строительство колоссального сооружения началось только в 1818 году.

    Перерыв в активных разработках Исаакиевского собора был использован Монферраном и возглавляемым инженером А. А. Бетанкуром Комитетом красоты и архитектурной дисциплины для переосмысления планировки территории вокруг возводимого храма. Северная часть Исаакиевской площади (то есть наблюдаемая со стороны Сенатской и Медного всадника), по решению зодчих, становилась прямоугольной по форме. Это достигалось в том числе за счёт отсечения от северо-восточного угла площади треугольного участка, образуемого будущим Исаакиевским собором, Адмиралтейским и Вознесенским проспектами. Считается, что это планировочное решение исходило от самого Александра I .

    Строительство

    По легенде, проезжая по столице вместе с князем Александром Лобановым-Ростовским самодержец высказал недовольство неподобающим видом Исаакиевской площади - князь, якобы, в ответ ничего не сказал, однако через год продемонстрировал монарху возведённый по своей инициативе и на свои же средства особняк .

    В 1817 году участок земли в северо-восточном углу Исаакиевской площади в ок. 5400 м² был отдан супруге Александра Яковлевича, Клеопатре Ильиничне Лобановой-Ростовской, для сооружения особняка по проекту Огюста Монферрана. 10 августа 1817 года Санкт-Петербургской управой у городского землемера Кашкина были заказаны 2 экземпляра плана «на Всемилостивейше пожалованное Его Императорским величеством отставному полковнику Князю Лобанову-Ростовскому место на Исаакиевской площади». В документе отмечалось, что длина участка «по улице против Булевара» - то есть по Адмиралтейскому проспекту, расположенному перепендикулярно Конногвардейскому бульвару - составляла 44 сажени 2¾ аршина , 55 саженей «по улице против церкви (св. Исаакия)» и, наконец, 70½ сажени по Вознесенскому проспекту. На основе этих данных Кашкин рассчитал площадь пожалованного князю «места» - 1235¼ кв. сажени. 22 апреля 1818 года в заполнявшейся при Комитете для строений и гидровлических работ «Книге для записей планов и фасадов, выдаваемых обывателям 1 й Адмиралтейской части» (издание за 1816-1821 годы) была оставлена заметка о том, что А. Я. Лобанов Ростовский «желает по приложенным фасадам построить каменный дом» с припиской, гласящей, будто хозяин участка «обязался кончить оный [каменный дом], вывесть и покрыть непременно к ноябрю будущего 1819 года» .

    Первоначальные проекты дома не отличались монументальностью и содержали множество утончённых, изысканных, французских элементов - балконы , лепное оформление парадных групп, балюстрады и т. п. Изначальная задумка дома Лобанова-Ростовского во многом схожа с ранними проектами Михайловского дворца , возводившегося тогда же, но другим зодчим, Карлом Росси . Возможно, эта особенность связана с ролью Александра I в проектировании обоих сооружений, бывшего, по всей видимости, не только одним из заказчиков этих строений, но и непосредственно участвовавший в разработке эскизов и планов. Здания различались незначительно, зато решение боковых ризалитов и центрального входа и в принципе композиционная идея были почти идентичны. Тем не менее, зодчие добавили своим проектам монументальности, увеличив число колонн в портиках и усилив центральные сегменты фасада. В целом, Монферран отказался от изящных деталей и остановился на наиболее подходящем градостроительной роли строящегося дома варианте, выполненном в стиле ампир .

    Организацией и координацией финансовых и административных вопросов, связанных с возведением дома, занималась домовая контора четы Лобановых-Ростовских. Строительные работы - «рытье котлованов, битье свай и кладка фундаментов», которые заняли всего лишь один год, начались в 1818, хотя ещё в октябре 1817 контора объявила подряд на поставку 5 миллионов штук кирпича к весне 1818, и уже 15 апреля того же года на стройку были приглашены штукатурщики , анонсирован конкурс на поставку песка , а также «слудовой глины». Строительство началось с установки свай, поддерживающих фундаменты, которые были заложены на глубину 2,85 м (4 аршина) и изготовлены из бутовой плиты . Фундамент - традиционный для того времени, ленточный - до сих пор поддерживает здание, построенное на неудачном, болотистом грунте возле берега Невы . Опыт работы с неустойчивой почвой пригодился Огюсту Монферрану в возведении колоссального Исаакиевского собора .

    Балки, поддерживающие перекрытия, составляли в диаметре ок. 25 - 30 см (то есть 10 - 11 дюймов ) и изготавливались из «красной сосны». Сами перекрытия делали из дуба. Детали колонн (капители и базы) в вестибюле дома отливались из бронзы на заводе Берда. Двери сколачивали из досок, толщина которых достигала 7,5 см (3 дюймов) . Кровля сложена из чёрного железа, произведённого на Яковлевских заводах, а вот все (кроме парадной) лестничные перила с их специфичного вида меандром в верхнем поясе и 3 балкона по Вознесенскому проспекту отлили из чугуна .

    Уже в начале сентября 1819 года Лобановы-Ростовские стали сдавать комнаты в новой постройке:

    На Исаакиевской площади, в доме флигель-адъютанта князя Лобанова-Ростовского сверх предполагаемых для отдачи в будущем году, отдаются в наем 6 погребов, 4 магазина и квартира в бельэтаже с большою залою, удобною для заведения клуба или другого какого собрания, кои совершенно будут отделаны и сданы не позже 1 сентября 1820 года…

    - // «Санкт-Петербургские ведомости» .

    Впрочем, окончательно строительство дома завершилось лишь к 1820 году, когда закончились все отделочные работы внутри массивного здания .

    Последующая история

    Дом на Исаакиевской площади с самого начала задумывался четой Лобановых-Ростовских как доходный дом - жилое строение, приспособленной для сдачи квартир внаём. При этом, идею о таком использовании столь примечательного участка подала супруга князя, Клеопатра Ильинична. После сдачи сооружения она и ведала делами предпричтия. Семья князя, таким образом, поначалу там практически не жила.

    Летом 1821 г. в здание въехал художественный магазин братьев Леончини, в котором продавалось, к примеру, «весьма хорошее собрание всякого рода алебастровых ваз различной величины, ламп и других вещей» . Салон приехавших из Италии предпринимателей расположился на 1-м этаже. Тем не менее, особняк оказался мало известным среди потенциальных арендаторов, в связи с чем, уже осенью того же года была начата рекламная кампания, давшая, как оказалось впоследствии, свои плоды. Проведённая в 1824 году инвентаризация даёт подробную информацию об арендаторах княжеской семьи. В год сумма дохода от этого доходного дома достигала 100 000 рублей.

    • Полуподвальную угловую квартиру со стороны Вознесенского проспекта занимала литография - первая во всём Санкт-Петербурге.
    • На первом этаже располагались: апартаменты литографа Петерса (платил 1000 руб. в год), мучная и мелочная лавки (1200 руб.), провиантский департамент Военного министерства (6300 руб.), Комиссия строительства Исаакиевского собора (6850 руб.), портерная (в угловой со стороны Исаакиевской площади квартире; 1750 руб.); проживали сапожник (2500 руб.) и «перчаточник» (2300 руб.).
    • На бельэтаже (втором по счёту, наиболее престижном, этаже) сдавалась квартира с видом на Исаакиевскую площадь и «Вознесенскую улицу», а также «две залы в том же этаже, хорошо отделанные, удобные для концертов и маскарадов» . В общем и целом, помещения бельэтажа были заняты преимущественно Провиантским департаментом военного ведомства, а также (в меньшей степени) Косморамой (4000 руб.) гамбургского живописца Сура.
    • Третий этаж заполонили личные покои - управляющего (фр. l’intendant ) княгини Лобановой-Ростовской, закройщик Шпицбарт (2000 руб.), «мастера ольфрейной живописи» Мартушевича (1200 руб.), господина Орлова (за счёт Комиссии по строительству Исаакиевского собора) - и пансион госпожи Орсениус.
    • Часть помещений четвёртого этажа не была отделана, и никем не занималась; впрочем, именно тут располагались комнаты Лобановой-Ростовской, непосредственной хозяйки дома.

    В доме Лобанова-Ростовского регулярно проводились разного рода светские предприятия. В здании одно время действовала Косморама живописца Сура - особая экспозиция, способная создать эффект стереоскопического, проще говоря, объёмного восприятия показываемой картинки благодаря специальному оптическому оборудованию. Сур демонстрировал, как правило, виды немецких и некоторых европейских городов (Берлина , Гамбурга , Вены , Рима); в их числе был и Таганрог , печально известный тогда, как место смерти императора Александра I. Косморама пользовалась у современников большой популярностью: «Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства,» - писали свежие "Отечественные записки». Другая известная косморама Сура - панорама схватки армий Александра Македонского и Дария при реке Гранике - «и в ту минуту, когда персы бегут, преследуемые македонянами, мост под ними разрушается». Посещение данного представление стоило 2 руб. 50 коп. с человека .

    Для любителей французского языка Господин Сен-Мор и нынешним Великим постом продолжил свои литературные вечера. Он читает лучшие места из Корнеля, Расина, Мольера и других драматических писателей, а также из Буало, Вольтера, Делиля и проч. Подписка на 10 таковых вечеров стоит 75 руб. с персоны. Чтение происходит в новом доме княгини Лобановой-Ростовской.

    - // «Отечественные записки» .

    Другим предпринимателем, снимавшим помещения в доме, был Тозелли. Он выставил на обозрение в парадной анфиладе «Сценографию Иерусалима и святых мест, окрест его лежащих», по поводу которой обозреватель Свиньин заметил: «Зрелище сие весьма походит на театральную сцену, только несравненно еще живее» , имея в виду ухищрения, на которые шёл Тозелли, стараясь сделать представления более увлекательными. Так, по свидетельствам очевидцев, рисунок иерусалимского источника Силье сопровождался звуковым оформлением - журчанием воды. Плата за вход на «Сценографию...» Тозелли составляла 5 руб. с человека. В настоящее время Тозелли известен публике прежде всего как создатель акварельной панорамы Санкт-Петербурга с башни Кунсткамеры , сделанной примерно тогда же, когда строился дом Лобановых-Ростовских. Ныне эта акварель на хранении в Эрмитаже .

    Косморамой Сура и выставками, подобными «Сценографии...» Тозелли, культурная жизнь дома на тот момент не ограничивалась .

    7 ноября 1824 во время разрушительного наводнения Исаакиевская площадь была затоплена так, что из воды были видны только одни здания. Это отразилось в городском фольклоре и искусстве. Так, в первой трети XIX века в столице ходила байка о неком Яковлеве, который, будто бы, накануне катастрофического наводнения гулял по городу. Когда же стихийное бедствие началось, и вода начала прибывать, Яковлев направился домой, однако, добравшись до располагающегося на площади дома Лобанова-Ростовского, понял, что пройти дальше просто невозможно. В результате Яковлев взобрался на одну из скульптур львов, «смотревших» на затопленный город «с подъятой лапой, как живые» . Яковлев спасся, так как на льве «просидел все время наводнения» . В конце концов, легенда нашла отражение в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник » :

    …На площади Петровой,
    Где дом в углу вознесся новый,
    Где над возвышенным крыльцом
    С подъятой лапой, как живые,
    Стоят два льва сторожевые,
    На звере мраморном верхом,
    Без шляпы, руки сжав крестом,
    Сидел недвижный, страшно бледный,
    Евгений…

    Хозяин дома, известный библиофил и коллекционер А. Я. Лобанов-Ростовский, прожив в нём несколько лет, решил разыграть его в лотерею. Для этого был выпущен миллион лотерейных рублёвых билетов; на один из них должен был пасть выигрыш - дом князя. Но Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку, за которую Лобанову-Ростовскому была назначена пожизненная пенсия.

    C 1824 до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России . После Октября он взят под охрану государства. Некоторое время там располагался Физико-математический лицей № 239 .

    Современность

    В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента , которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда . Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».

    Поскольку дом Лобанова-Ростовского включён в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия, вопросы его реконструкции вызвали бурную полемику как в архитектурной среде, так и в прессе.

    «Это грубейшее нарушение действующего законодательства в сфере охраны исторического наследия. Дом Лобанова-Ростовского - федеральный памятник в самом центре объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, где ни о каких реконструкциях не могло быть и речи - такое здание может только реставрироваться», - заявил Александр Марголис.

    Инвесторы снесли исторический флигель во дворе (2007 год), спроектированный, как и всё здание, архитектором Огюстом Монферраном. Флигель во дворе здания также проектировался Монферраном; первый этаж был построен в 1817-1820 годах, надстроен архитектором Э. Х. Анертом. , повреждены и утрачены интерьеры главного здания, изменены очертания кровли . Этому активно противостояла городская общественность, в том числе и профессионалы, такие как архитектор-реставратор Д. А. Бутырин .

    Ещё одно нарушение - строительство мансарды, которая оказалась выше оригинальной кровли на 18 сантиметров. Изначально она предполагалась ещё выше - 80-сантиметровой, но под давлением общественности «Тристар инвестмент холдингс» решил пойти на понижение. Тем не менее и сейчас надстройка отчётлива видна.

    «Это нарушает традиционный облик памятника. И вообще такого рода мансарды для памятника высокого классицизма не характерны, а следовательно, не допустимы. Против мансарды единогласно высказались члены совета по сохранению культурного наследия, но, несмотря на это, эта мансарда была сделана», - говорит Михаил Мильчик.

    Фасад после реконструкции, сентябрь 2011 года

    Главный архитектор проекта - руководитель собственной мастерской Евгений Герасимов. Реставрацией охранных зон занимался Рафаэль Даянов. Дизайном помещений занимались калифорнийская компания Cheryl Rowley и японская студия Spin Design Studio.

    Главный вопрос, который волновал общественность: как новые функции здания согласуются с его исторической «оболочкой», что будет сохранено и отреставрировано, а чем придётся пожертвовать. В случае с домом Лобанова понятие «первоначальные интерьеры» достаточно условно. Уже в 1829 году, когда в дом въехало Военное министерство, оно начало перепланировать его для своих нужд. Возможно, даже оформление парадной лестницы с широким скульптурным фризом, на котором изображены воинские доспехи, было сделано для министерства, а не для 1-го владельца - тоже, впрочем, бравого генерала, отличившегося в кампании против Наполеона. Для министерских служащих были устроены просторные кабинеты, которые в советское время служили классами средней школы, а затем в них располагался Проектный институт № 1. В итоге охранная зона нового отеля включает парадный вестибюль со стороны Адмиралтейского проспекта, двухмаршевую парадную лестницу с камином на площадке 2-го этажа, анфиладу 2-го этажа и ещё одну комнату, историческую ценность которой установили уже в процессе реставрации.

    Президентский люкс площадью 250 м² планировали расположить окнами на Адмиралтейство, прямо надо львами, над аркадой 1-го этажа. Апартаменты включают две спальни, обеденный зал на 14 персон, кабинет, зону отдыха и террасу с видом на сад. Всего в отеле запланировано 183 номера: 157 стандартных, 26 класса люкс. В подземной части здания предусмотрен просторный бальный зал. Для деловых встреч - 6 конференц-залов на 1-м этаже и бар «Библиотека» с видом на Дворцовую площадь. В 4-этажном флигеле во внутреннем дворе разместится спа-комплекс, а в атриуме - кафе-ресторан «Зимний сад», всегда открытые и для гостей отеля, и для горожан. Подобный спектр услуг и первоклассный набор номеров позволят отелю Four Seasons Saint Petersburg принимать лидеров «Большой восьмёрки». Заявленная дата открытия - весна 2012 года.

    Впоследствии архитектурный критик Михаил Златоносов («Город 812») назвал проект реконструкции дома одинм из худших образцов архитектуры в городе в 2010 году :

    Архитектурные особенности

    Дом был построен в 1817-1820 годах по проекту архитектора

    сейчас напишу, сами напросились

    В Санкт-Петербурге завершается скандальная реконструкция Дома со львами на Адмиралтейском проспекте, 12. Весной 2012 года с трехлетней задержкой откроется гостиница Four Seasons, сейчас начался процесс передачи помещений отелю. Эксперты единодушны во мнении: это пример того, как нельзя поступать с памятниками архитектуры.

    Официально работы именуются «приспособлением здания для современного использования», хотя специалисты называют их грубой реконструкцией. Питерские градозащитники особо подчеркивали, что девелоперы без особых заслонов со стороны Росохранкультуры вершили судьбу одного из самых знаменитых зданий города, упомянутого даже в весной пушкинской поэмы «Медный всадник».

    Собственник дома Лобанова-Ростовского, он же Дом со львами, — управление делами президента РФ. Целевым назначением в 2008 году ведомство передало памятник ЗАО «Тристар инвестмент холдингс» под реконструкцию. Участники рынка уверены, что проект был отдан именно этой компании, так как она близка к Андрею Якунину, сыну президента РЖД и друга Путина Владимира Якунина. Сегодня Андрей Якунин занимает пост председателя совета директоров «Тристар инвестмент холдингс».

    Александр Марголис, сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников, считает, что реконструкция Дома со львами — едва ли не самое громкое преступление по отношению к истории Петербурга.

    «Это грубейшее нарушение действующего законодательства в сфере охраны исторического наследия. Дом Лобанова-Ростовского — федеральный памятник в самом центре объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, где ни о каких реконструкциях не могло быть и речи — такое здание может только реставрироваться», — заявил корреспонденту «Карповки» сегодня Александр Марголис.

    Он напомнил, что инвесторы снесли исторический флигель во дворе, спроектированный, как и все здание, архитектором Огюстом Монферраном. Это недопустимо, поскольку является «прямым и однозначным нарушением», считает наш собеседник. Господин Марголис обратил внимание, что незначительные штрафные санкции, которые применялись к застройщику, «абсолютно несоизмеримы» с вредом от реконструкции.

    «Это яркий пример того, как нельзя поступать с памятниками архитектуры, тем более такого ранга», — заявил сегодня корреспонденту «Карповки» член совета по сохранению культурного наследия замдиректора института «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. Сейчас отельеры возносят строителей за качественную реставрацию, в том числе парадной лестницы, но не стоит верить им на слово. В здании, обратил внимание господин Мильчик, были выделены несколько зон, в которых шла реставрация по проекту архитектора Рафаэля Даянова; значительную же часть отдали под реконструкцию.

    Еще одно нарушение — строительство мансарды, которая оказалась выше оригинальной кровли на 18 сантиметров. Изначально она предполагалась еще выше — 80-сантиметровой, но под давлением общественности «Тристар инвестмент холдингс» решил пойти на понижение. Тем не менее и сейчас надстройка отчетливо видна.

    «Это нарушает традиционный облик памятника. И вообще такого рода мансарды для памятника высокого классицизма не характерны, а следовательно, не допустимы. Против мансарды единогласно высказались члены совета по сохранению культурного наследия, но, несмотря на это, эта мансарда была сделана», — говорит Михаил Мильчик.

    Правда, у организаторов реконструкции иной взгляд на ситуацию. «Это выдающийся, уникальный проект, и именно так к нему относятся и девелопер, и финансовый партнер, и собственник», — отметил основатель сети Four Seasons Hotels & Resorts Исадор Шарп. По словам управляющего делами президента Владимира Кожина, «воссоздание Дома со львами — это отличный пример успешной реализации проекта, когда инвесторы, девелопер и их партнеры придают правильное и необходимое значение сохранению культурного наследия и исторического облика города».

    Главный архитектор проекта — руководитель собственной мастерской Евгений Герасимов. Дизайном помещений занимались калифорнийская компания Cheryl Rowley и японская студия Spin Design Studio. Сам отель Four Seasons будет рассчитан на 183 номера. Общая площадь гостиницы составляет 24,3 тыс. кв. метров.

    Добавим, по некоторым данным, это не единственный проект Андрея Якунина в Петербурге. С его именем связывают реконструкцию Никольского рынка на Садовой улице, 62. Собственник здания — ЗАО «Никольские ряды», как ожидается, планирует разместить там преимущественно гостиничные и офисные помещения, причем также по проекту Евгения Герасимова.

    Правда, в том случае девелоперы согласились с мнение общественности, резко протестовавшей против главного элемента — стеклянного купола над двором, и отказались от него. Однако пока «Никольские ряды» по-прежнему настаивают на застройке внутреннего пространства рынка, что также недопустимо, считают эксперты.

    Дмитрий Ратников
    Фото Дениса Панова

    Адрес объекта:
    г. Санкт-Петербург,
    Адмиралтейский просп., 12, Исаакиевская пл., 2, Вознесенский просп., 1.

    Сроки проведения обмерных работ на объекте:
    январь 2004 г.

    Работы, проводимые на объекте:
    Фотограмметрическая съемка лицевых фасадов.
    Обмеры фасадов фотограмметрическим способом.

    Историческая справка:

    Дом Лобанова-Ростовского (многим знаком, как Дом со львами) - является памятником архитектуры (федеральный), внесен в список объектов культурного наследия РФ за № 7810005000.

    История "Дома со львами" тесно связана со строительством главного кафедрального Исаакиевского собора по проекту архитектора Монферрана в 1817 - 1858 гг. Летом 1817 года императором Александром I был утверждён составленный Огюстом Монферраном проект нового Исаакиевского собора. Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что заказал у него проект для собственного дома на соседнем участке.

    10 августа 1817 года Санкт-Петербургской управой у городского землемера Кашкина были заказаны 2 экземпляра плана «на Всемилостивейше пожалованное Его Императорским величеством отставному полковнику Князю Лобанову-Ростовскому место на Исаакиевской площади».

    Строительные работы «рытье котлованов, битье свай и кладка фундаментов» начались в 1818 году . И уже в начале сентября1819 года в газетах Петербурга появились объявления о сдаче в аренду помещений «Дома со львами». Однако, окончательно строительство дома завершилось лишь к 1820 году, когда закончились все отделочные работы внутри массивного здания.

    Александр Яковлевич с супругой в «Доме со львами» не жили, а использовали здание как доходный дом. Здесь устраивались балы и маскарады, в которых участвовал император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. В доме Лобанова-Ростовского работали магазин художественных изделий, мучная лавка и портерная. Здесь экспонировались панорама и косморама, а также "сценография Иерусалима", устроенная Анжело Тозелли. Часть здания арендовала Комиссия по построению Исаакиевского собора.

    С точки зрения композиции дом Лобанова-Ростовского является памятником передовой строительной техники первой четверти XIX века. Монферран блестяще справился с планировочным решением здания. Здание в плане имеет треугольный вид. Два фасада, обращенные к Адмиралтейству и Исаакиевскому собору, получили торжественное оформление в стилистике высокого классицизма, в то время как «проезжий» фасад со стороны Вознесенского проспекта выглядит нейтрально.

    Главный фасад украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны портика Монферран поднял на выдвинутую вперёд аркаду, что позволило создать крытый проезд к входным дверям.

    Львы, стоящие по сторонам подъезда, высечены из белого каррарского мрамора скульптором П. Трискорни. Прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции.

    Фасады «Дома со львами» перекликаются с оформлением других зданий в центре Петербурга. Вместе они образуют колоссальную единую композиционную систему - от здания Генерального штаба до Исаакиевской площади.

    Несмотря на доходы, приносимые арендаторами, спустя 9 лет после окончания строительства дома чета Лобановых-Ростовских оказалась в долгах. 1 июля 1824 году 1-й и 2-й этаж особняка были сданы Военному министерству в аренду.

    В 1828 году А. Я. Лобанов-Ростовский решил разыграть здание в лотерею, но император Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку. В результате князь получил не только желанную сумму, но и пожизненную пенсию. В «Доме со львами» было окончательно решено на условиях аренды разместить Военное ведомство в силу постоянного роста потребностей последнего.

    В 1829 году под нужды государственного учреждения была предпринята перестройка здания под руководством архитектора Э. Х. Анерта. Львиная часть изменений пришлась на интерьеры. При этом нетронутыми остались лишь главный подъезд (с Адмиралтейского проспекта) и парадная лестница.

    С 1824 до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России.


    После Октябрьской революции здание было взято под охрану государства.

    В советскую эпоху дом сменил множество хозяев. После Октябрьской революции здесь размещались Военно-политическая академия имени Толмачева, затем – Аэромузей и общежитие Восточного института им. А. С. Енукидзе. В 1930-40-х годах в доме одновременно ютились жилые квартиры, общежития Восточного института и Госотделстроя, мастерские Электромеханического завода (радиомастерская, кузница, кладовые, конюшня, гараж, контора) и общеобразовательная школа №239.

    Во время ВОВ здание не раз страдало от артобстрелов и налетов вражеской авиации, у знаменитых фигур беломраморных львов были отбиты хвосты.

    После войны в «доме со львами» открылся Государственный проектный институт №1. Институт снова изменил планировку дома.

    Реставрация «дома со львами» должна была начаться еще в 1949 году. Но из-за отсутствия денег дело затянулось на без малого двадцать лет. После 1960-х , когда дом Лобанова-Ростовского был включен постановлением СМ РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. в Список памятников истории и культуры республиканского значения, реставрационные работы проводились здесь несколько раз.

    В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».

    В 2004 году началась реставрация фасада здания и внутренних помещений.

    В 2013 году в «Доме со львами» открылся элитный отель.

    Участок дома №12 по Адмиралтейскому проспекту пустовал весь XVIII век. Летом 1817 года императором Александром I был утверждён составленный Огюстом Монферраном проект нового Исаакиевского собора . Князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский был так впечатлён работой французского архитектора, что заказал у него проект для собственного дома на соседнем участке. Эта было сделано по случаю женитьбы князя на одной из самых богатых невест России графине Клеопатре Ильиничне Безбородко. Свадьба состоялась в 1818 году. Строительство дома А. Я. Лобанова-Ростовского велось с поздней осени 1817 года до сентября 1819 года. Это здание стало первой работой Монферрана в Петербурге.

    Дом А. Я. Лобанова-Ростовского имеет необычную треугольную форму в плане. Его главный фасад выходит на Адмиралтейский проспект, он украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колонны портика Монферран поднял на выдвинутую вперёд аркаду, что позволило создать крытый проезд к входным дверям. Отсюда на верхний этаж ведёт парадная лестница, декорированная пилястрами коринфского ордера.

    Парадные залы дома А. Я. Лобанова-Ростовского по традиции расположились на втором этаже. Монферран предлагал здесь устроить большие залы, в том числе домашний театр. Но Клеопатра Ильинична пожелала иметь в своём доме более скромные помещения.

    Александр Яковлевич с супругой здесь не жили. Они использовали здание как доходный дом. Здесь устраивались балы и маскарады, в которых участвовал император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. В доме Лобанова-Ростовского работали магазин художественных изделий, мучная лавка и портерная. Здесь экспонировались панорама и косморама, а также "сценография Иерусалима", устроенная Анжело Тозелли. Часть здания арендовала Комиссия по построению Исаакиевского собора.

    Дом Лобанова-Ростовского стал знаменит благодаря поэме А. С. Пушкина "Медный всадник":

    Где над возвышенным крыльцом
    С подъятой лапой, как живые,
    Стоят два льва сторожевые.

    На звере мраморном верхом,
    Без шляпы, руки сжав крестом,
    Сидел недвижный, страшно бледный
    Евгений...

    Князь, равно как и его жена, вёл чрезвычайно расточительный образ жизни. Из-за проигрыша в карты большого имения Клеопатры Ильиничны в Подольской губернии супруги развелись. В 1828 году Александр Яковлевич уехал в Париж, где арендовал у короля Карла X замок Фонтебло. Перед отъездом из Петербурга он решил продать свой дом на Адмиралтейском проспекте, содержание которого обходилось весьма дорого. Покупателя долго не находилось. Тогда князь решил провести лотерею, призом в которой стало это здание. Он выпустил миллион билетов по одному рублю, но император Николай I не позволил провести лотерею. Часть дома пришлось вновь сдать внаём Комиссии по построению Исаакиевского собора, а также Медицинскому департаменту Военного министерства.

    Осенью 1827 года на основании утверждённого императором решения Государственного Совета была создана "посредническая комиссия для уплаты долгов полковницей княгиней Лобановой-Ростовской". Действовала эта комиссия более года. Ей были распроданы многочисленные княжеские имения, 13 000 крепостных крестьян. Летом 1828 года был продан дом на Адмиралтейском проспекте. Его оценили в 1 000 000 рублей.

    Новым владельцем этого здания стало Военное министерство, для которого к концу 1829 года были переделаны помещения. Здесь разместились канцелярия Военного министерства, Военный совет, Генерал-аудиториат, Военно-походная канцелярия, Медицинский и Провиантский департаменты.

    После 1917 года здание было переоборудовано под школу. Сначала работавшая здесь школа называлась 14-й фабрично-заводской десятилеткой Октябрьского района, а затем школой №397.

    До недавнего времени в доме А. Я. Лобанова-Ростовского работали два банка и Проектный институт. В 2004 году началась реставрация его фасада и внутренних помещений. В 2013 году здесь открылся элитный отель.

    Сведения о постройках на улице Мясницкая, 43 можно найти в архивных документах, датированных еще 1701 годом.

    В середине восемнадцатого века участок с каменными палатами находился в собственности А.Д. Татищева, главного полицмейстера Москвы. К концу века владение перекупает граф А.Д. Панин, видный военный и государственный чиновник екатерининской эпохи.

    Фото 1. Улица Мясницкая, дом 43 в городе Москве

    Следующий владелец - князь А.И. Лобанов-Ростовский, получивший усадьбу в наследство от графа Панина.

    Нынешний особняк, по некоторым источникам, построили еще при графе Панине в 1790 году, а затем значительно преобразовали уже при новом владельце - Лобанове-Ростовском.

    Упоминается архитектор Ф. Кампорезе, как автор проекта - то ли первоначального строительства, то ли реконструкции.


    Фото 2. Городская усадьба Панина и Лобанова-Ростовского на Мясницкой

    Между тем, в особняке на Мясницкой, 43, строение 1 были устроены два парадных зала, которые из-за своих значительных размеров увеличили протяженность фасадной части строения. Эту несоразмерность архитектор скрыл при помощи возведения трех портиков - по центру появился колонный коринфский, а по бокам выстроили пилястровые ионические.


    Колонны центрального коринфского портика поддерживают массивный аттик, который разорван полукруглым встроенным окном мезонина. Таким образом создается иллюзия триумфальной арки, правда, скульптурно незавершенной.

    Интересно, что сам особняк не просто расположен в глубине устроенного двора, а находится еще и ниже самого уровня Мясницкой улицы.


    Из истории дома по Мясницкой, 43

    С середины 20-х годов девятнадцатого столетия в особняке проживал архивист А.Ф. Малиновский, служивший в коллегии министерства иностранных дел. Его дом часто посещал поэт А.С. Пушкин в 1830 году.

    В 1825 году в этих стенах была открыта «Рисовальная школа», ставшая начальным этапом создания известного Строгановского училища.


    В 1836 году участок выкупили датские подданные братья Бутенопы - Иоганн и Николай. Владения были приспособлены ими под производственные цели.

    Братья Бутенопы, помимо выпуска сельхозмашин, занимались и производством часов-курантов. Именно они установили свои часовые механизмы на и на московского Кремля () в 1851 году, сохранившиеся до настоящего времени.


    Фото 6. Реальное училище К.П. Воскресенского на Мясницкой, 43, корп. 2

    После 1861 года дела у братьев Бутеноп пошли неважно и в 1874 году они переуступили владения по Мясницкой, 43 семье прибалтийских немцев Липгарт - братьям Эмилю и Герману.

    Часть строений для фабрики построил архитектор Александр Мейснер.