• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сегодня довольно сложно отыскать заядлого велосипедиста, который бы не интересовался данными о скорости передвижения на собственном байке, накатанным километражем и т.п. Получать эту и другую полезную информацию позволяет спидометр на велосипед. Давайте рассмотрим основные типы, достоинства и характеристики приспособлений данной категории.

    Механический спидометр для велосипеда

    Ради объективности стоит отметить, что в настоящее время подобные устройства практически не используются, поскольку являются морально устаревшими. Конструктивно такие приспособления состоят из троса, приводного колеса и циферблата. Для адекватного расчета данных о скорости колесико должно находиться в постоянном контакте с покрышкой колеса.

    Спидометр на велосипед механического характера преобразовывает импульсы от вращения колеса в энергию, которая приводит в движение стрелку циферблата. Последняя перемещается под напором цилиндра, который выталкивается силой притяжения специального магнитного диска.

    Электронный велоспидометр

    В последние годы популярностью пользуются электронные приспособления для вычисления параметров движения двухколесного транспорта. Разделяют такие устройства на:

    1. Проводные: на спицу переднего колеса помещается магнитный элемент, на вилке крепится геркон, который служит средством для передачи данных на спидометр посредством проводной связи. Расчеты производятся на основе формул, которые изначально внесены в базу данных электронного устройства.
    2. Беспроводные: функционируют по тому же принципу, что и проводные системы. Единственное различие заключается в передаче данных посредством радиоканалов. Чаще всего беспроводной спидометр на велосипед становится выбором путешественников, экстремалов и спортсменов-профессионалов, которым приходится передвигаться в довольно сложных условиях.

    Характеристики

    Какие измерения должен производить хороший современный велоспидометр? Внимания заслуживают следующие пункты:

    1. Определение текущей скорости. Возможность расчета этого параметра присутствует во всех велосипедных спидометрах. Получение указанных данных дает возможность придерживаться определенного темпа езды.
    2. Расчет средней скорости позволяет определиться с оптимальным темпом езды по той или иной трассе.
    3. Максимальная скорость помогает сравнивать скорость движения на спуске и при перемещении по ровной местности.
    4. Километраж. Слежение за данным параметром позволяет рассчитывать собственные силы для преодоления нужной дистанции.
    5. Каденс определяет количество вращений педалей в течение минуты. Это дает возможность определиться с выбором оптимальной передачи для наиболее эффективной езды.
    6. Одометр вычисляет общий километраж, накатанный на велосипеде. Получение данных позволяет своевременно менять покрышки и не допустить их полный износ.
    7. Секундомер помогает осуществлять скоростные заезды на время, которые способствуют тренировке сердечно-сосудистой системы.
    8. Альтиметр полезен при установке спидометра на горный велосипед, поскольку дает возможность фиксировать рекорд высотных подъемов на двухколесном транспорте.
    9. Часы позволяют следить за временем в пути и планировать график поездки.

    Как установить спидометр на велосипед?

    Определившись с необходимыми параметрами устройства для расчета нужных показателей при передвижении на двухколесном транспорте, можно переходить непосредственно к его монтажу. Давайте рассмотрим по пунктам, как устанавливать спидометр на велосипед:

    1. Для начала на вынос руля монтируется крепежная подставка, куда в последующем будет крепиться приспособление.
    2. Геркон велоспидометра устанавливается на штанине вилки специальными стяжками.
    3. На спицу колеса монтируется магнитный элемент. Закреплять его следует максимально прочно на расстоянии не более 2-3 мм от снимающего показатели геркона.
    4. В завершение выполняется проверка надежности всех креплений.
    5. Спидометр на велосипед проходит отладку.

    Перед эксплуатацией требуется предварительная настройка параметров работы вычислительного приспособления. Для этого в базу данных вносятся значения диаметра колес, их окружности.

    Какие возможности спидометра могут быть полезны конкретному пользователю?

    Велоспидометр стоит подбирать, исходя из способа езды и личных задач. Оптимальным вариантом при наличии горного байка станет прочная модель, которая уведомляет о средней и текущей скорости передвижения, преодоленной дистанции.

    Велосипедистам, которые проходят подготовку к шоссейным состязаниям, стоит обратить внимание на более продвинутые приспособления с высокоточным секундомером, счетчиком калорий.

    Что касается путешественников, то для них подойдет многофункциональный велосипедный спидометр, оснащенный навигатором, что позволит определиться с выбором оптимальных маршрутов.

    Так можно назвать эту конструкцию, потому что одновременно с индикацией скорости движения она подсчитывает и пройденное расстояние, как это делают спидометры мотоциклов и автомобилей. Схема спидометра показана на рисунке.

    Датчиком в нем является выключатель SА1, обозначенный на схеме несколько необычно. Это обозначение принадлежит геркону — герметизированному контакту. Геркон представляет собой запаянную стеклянную колбу, внутри которой размещены два контакта — концы их находятся друг над другом на небольшом расстоянии. В исходном состоянии контакты разомкнуты. Но стоит приблизить к геркону постоянный магнит так, чтобы контакты оказались в его поле (рис. б), как концы контактов намагнитятся, притянутся друг к другу и замкнутся. При удалении магнита контакты вновь размыкаются (рис. а).

    Установив геркон на передней вилке велосипеда и прикрепив магнит к спицам колеса (рис. в), получим датчик скорости. При вращении колеса магнит будет проходить вблизи геркона и магнитным полем замыкать его контакты. За каждый оборот колеса контакты замкнутся один раз. Чем больше скорость вращения колеса, а значит, скорость движения велосипеда, тем чаще будут замыкаться контакты геркона. Остается подсчитать число замыканий в единицу времени и определить скорость. А зная длину окружности колеса, нетрудно определить и пройденный путь. Но делать эти подсчеты будет электроника. Итак, вернемся к схеме устройства. Контакты датчика SА1 подключены к зажимам ХТ1 и ХТ2. Периодически замыкаясь, контакты соединяют левый по схеме вывод конденсатора С1 с общим проводом (плюс питания). При этом каждый раз конденсатор, заряжающийся в перерывах между замыканиями через резисторы R1 и R2, разряжается через резистор R2 и контакты. В итоге в момент размыкания контактов на резисторе R2 появляется импульс напряжения отрицательной полярности. Через диод VD2 он подается на специальное формирующее устройство, собранное на транзисторах VT1, VТ2. Это ждущий мультивибратор, нужен он вот для чего.

    Длительность замыкания контактов геркона и длительность пауз между замыканиями непостоянна и зависит от скорости вращения колеса. Так же непостоянна будет и длительность импульсов, выделяющихся на резисторе R2. «Обрабатывать» такие импульсы сложно, поэтому и поставлен формирователь импульсов — ждущий мультивибратор. Независимо от колебаний длительности и амплитуды входных импульсов выходные будут строго постоянны. Длительность их зависит от емкости конденсатора С2, амплитуда — от напряжения питания, подаваемого на ждущий мультивибратор. Частота же следования импульсов определяется частотой замыкания контактов геркона.

    Выходные импульсы мультивибратора, снимаемые с резистора R8, поступают далее на каскад, выполненный на транзисторе VТЗ,— это эмиттерный повторитель. Амплитуда импульсов на эмиттере транзистора практически равна амплитуде импульсов на базе. При каждом импульсе через резистор R9 и стрелочный индикатор РА1 протекает ток, и стрелка индикатора отклоняется. Чем чаще следуют импульсы, тем больше средний ток через индикатор, тем больше угол отклонения стрелки, свидетельствующий об увеличении скорости движения велосипеда.

    Но ведь в промежутках между импульсами стрелка может возвращаться на нулевую отметку шкалы, иначе говоря, стрелка может колебаться, затрудняя отсчет показаний. Чтобы этого не происходило, параллельно индикатору поставлен оксидный (раньше называли электролитический) конденсатор СЗ. Он заряжается во время каждого импульса и в паузах между импульсами сохраняет напряжение. Стрелка индикатора не успевает возвращаться на нуль, и колебания ее едва заметны (если, конечно, стабильна скорость движения велосипеда). Предельная скорость, которую может измерить спидометр, зависит от тока полного отклонения стрелки индикатора и сопротивления резистора R9 (поэтому он и обозначен знаком подбора параметра — «звездочкой»).
    Теперь об определении пройденного расстояния. Как вы уже знаете, оно зависит от длины окружности колеса велосипеда и числа его оборотов, то есть числа импульсов, поступивших с датчика. Эти импульсы и нужно подсчитать. Делается это с помощью каскада на транзисторе VТ4.
    На базу транзистора поступают импульсы с эмиттерного повторителя через резистор R10 (он ограничивает ток базы и подбирается в зависимости от коэффициента передачи используемого транзистора). При каждом импульсе транзистор VТ4 открывается и подключает электромеханический счетчик В1 к источнику питания GВ1 (естественно, когда питание включено выключателем SА2). Сколько импульсов поступит, на столько единиц изменятся показания счетчика. Остается умножить это значение на длину окружности колеса — и получится цифра пройденного расстояния.
    Хорошо, если счетчик имеет кнопку сброса показаний, тогда достаточно делать это перед каждым этапом и по прохождении этапа заносить показания в блокнот. Если же кнопки сброса нет, придется записывать показания счетчика перед каждым этапом и по ним определять протяженность того или иного отрезка пути.

    Питается спидометр от источника напряжением 9 В. Поскольку оно со временем падает (источник истощается), для питания самого спидометра применен простейший стабилизатор напряжения, состоящий из стабилитрона VD1 и резистора R11. Напряжение на стабилитроне будет около 5,6 В даже при изменении питающего напряжения на 1,5—2 В.

    Какие детали понадобятся для этого прибора? Геркон желательно взять с возможно большей чувствительностью и небольших габаритов, например, КЭМ-1А. Магнит тоже должен быть небольшой, но достаточно сильный, чтобы он мог замыкать контакты геркона на расстоянии не ближе 10 мм. Устанавливая эти детали, помните, что при вращении колеса центр магнита должен проходить точно напротив контактов (как правило, они расположены посередине колбы).

    А как быть, если геркона нет? Выход простой — воспользоваться любыми электрическими контактами, способными замыкаться при вращении колеса. Это может быть, например, микровыключатель кнопочный, на кнопку которого будет надавливать установленная на колесе металлическая пластина. Подойдет и такой вариант — на вилке прикрепите пружинящую пластину, изолировав ее от корпуса велосипеда, а на спицах установите такую же пластину, надежно соединенную с корпусом. При вращении колеса пластины будут касаться друг друга один раз за оборот и замыкать цепь конденсатора С1 прибора. Все резисторы — МЛТ-0,25, за исключением R11 — он МЛТ-0,5. Оксидные конденсаторы — К50-6, но подойдут К50-3 или другие, на номинальное напряжение не ниже указанного на схеме. Вместо диода Д9Б можно использовать любой другой диод из серии Д9 (либо из устаревшей серии Д2). Диод Д226Д (он защищает транзистор VТ4 от экстратоков, возникающих из-за индуктивной нагрузки — обмотки счетчика) можно заменить любым другим из серий Д226 или Д7.

    Транзисторы VT1, VТ2 — любые из серий МП39—МП42. Транзистор VТЗ должен быть обязательно кремниевый, структуры p-n-p с возможно меньшим обратным током коллектора. Поэтому вместо КТ361А наиболее подходит КТ347А, но в крайнем случае допустимо поставить МП115. При последней замене через стрелочный индикатор может протекать начальный ток, вызывающий заметное отклонение стрелки. Снизить его можно только подбором транзистора с меньшим обратным током коллектора. Если же такой возможности нет, придется учитывать это отклонение на малых скоростях движения и вносить поправку в показания спидометра.

    Транзистор VТ4 желательно применить серий МП25, МП26 — они допускают больший ток коллектора. В крайнем случае подойдет МП42Б.
    Стрелочный индикатор — любого типа, с током полного отклонения стрелки от 100 мкА до 1 мА и рассчитанный на работу в условиях вибрации и в горизонтальном положении. Электромеханический счетчик — МЭС54, паспорт РС2.720.002 или РС2.720.004 (он более экономичен). Подойдут и другие счетчики небольших габаритов, работающие при напряжении 2—4 В и потребляющие возможно меньший ток.

    Источником питания могут быть две батареи 3336 или шесть элементов 373, соединенные последовательно — все зависит от габаритов корпуса, который удастся подобрать для конструкции. Налаживание прибора начинают с проверки напряжения на стабилитроне. Оно должно быть около 5,6 В. Если оно намного меньше, нужно измерить ток через стабилитрон и установить его подбором резистора R11 примерно равным 3—4 мА.
    Затем проверяют спидометр. Периодически замыкая входные зажимы пинцетом, убеждаются в отклонении стрелки индикатора. Подключив к зажимам кнопочный выключатель, нажимают на его кнопку с частотой примерно три раза в секунду, что соответствует скорости движения велосипеда около 20 км/ч. Подбором резистора R9 добиваются отклонения стрелки индикатора на конечную отметку шкалы. Более точно нужное сопротивление резистора можно установить во время контрольных гонок на дистанции известной протяженности.

    Можно поступить и так. Установив датчик на заднее колесо и перевернув велосипед вверх колесами, вращают педали с постоянной скоростью, равной примерно 20 км/ч. Впаяв вместо постоянного резистора R9 переменный сопротивлением 22 кОм, устанавливают им стрелку индикатора на конечную отметку шкалы. Измеряют получившиееся сопротивление и впаивают в устройство резистор с таким сопротивлением.
    В последнюю очередь подбором резистора R10 устанавливают ток через счетчик, несколько превышающий его ток срабатывания (с учетом возможного снижения напряжения питания до 7 В).

    Также для замера пробега можно использовать любой ненужный микрокалькулятор. Для этого нужно аккуратно подпаять провод от геркона к кнопке (=) и замерить длину окружности колеса. Например, длина окружности 1метр 75см. Вводим в калькуляторе 1.75 и нажимаем (+) теперь можно ехать, на калькуляторе будет отображаться пробег в метрах.

    После покупки нового велосипеда решил я его оснастить велокомпьютером, но китайские поделки покупать не стал по трём причинам:
    1. Высокая цена
    2. Отвратительное качество сборки
    3. Ну, я же радиолюбитель!

    И поэтому я поступил как настоящий радиолюбитель – собрал желаемый прибор самостоятельно.

    В данной статье я расскажу вам, как самому собрать велокомпьютер на микроконтроллере. Данный велокомпьютер выполнен на микроконтроллере Attiny2313, в качестве дисплея использован однострочный ЖК индикатор на контроллере HD44780. Прибор умеет отображать текущую скорость, общее и промежуточное расстояния (отображаются в метрах). Общее расстояние, в отличии от промежуточного сохраняется в энергонезависимой памяти EEPROM. Схема велокомпьютера очень проста и не содержит дорогостоящих компонентов:

    Дисплей подключён к микроконтроллеру по распространенному 4-х битному интерфейсу. Кнопки S1,S2,S3 (подтянуты десяти килоомными резисторами к плюсу питания) управляют прибором. Подстроечный резистор R6 регулирует контрастность дисплея. Светодиод HL1 индицирует подачу питания. В качестве динамика Ls1 можно использовать пьезоизлучатель. Транзистор VT1 – можно ставить любой биполярный n-p-n структуры, например КТ315 (я применил BC546B). Микроконтроллер Attiny2313 можно использовать с любыми буквенными индексами.

    Зачем нужен внешний кварц микроконтроллеру, у которого есть свой тактовый генератор?
    Наверное, у каждого из вас появился такой вопрос, и я на него постараюсь ответить. Без кварца работа устройства будет крайне не стабильна (неточность измерения, крякозяблики на дисплее и т.п.) потому, что встроенный тактовый генератор в микроконтроллере имеет большую “плавающую точку” и его частота постоянно колеблется. Если у вас нет такого кварца, не расстраивайтесь! Просто измените программу под тот кварц, который у вас есть. Впишите, в строчку $ crystal= частоту своего кварца и всё будет ОК. Но на “худой конец”, если у вас нет никакого кварца, используйте встроенный тактовый генератор (пример установки фьюз-битов внизу), конечно работать будет не совсем точно и стабильно.

    После того как я нарисовал схему и подумал каким будет велокомпьютер, сел на свой любимый велик и поехал по городу – покупать радио детали по следующему списку:

    1. Микроконтроллер Attiny2313 1шт.
    2. Кнопки тактовые (без фиксации) 3шт.
    3. Резисторы номиналом 10 кОм 5шт.
    4. Резисторы номиналом 1 кОм 2шт.
    5. Резистор номиналом 100 Ом 1шт.
    6. Панелька под микроконтроллер DIP-20 1шт.
    7. Транзистор биполярный BC546B 1шт.
    8. Пьезоизлучатель 1шт.
    9. Кварц 4 МГц 1шт.
    10. Светодиод (синего свечения) 1щт.
    11. Построечный резистор номиналом 10 кОм 1шт.
    12. ЖК индикатор (дисплей) на контроллере HD44780 1*16 1шт.
    13. Керамические конденсаторы 18 пФ 2шт.
    14. Керамический конденсатор 0.1 мкФ 1шт.
    15. Электролитический конденсатор 100 мкФ 1шт.
    16. Штекер 2.5 1шт.
    17. Гнездо для штекера 2.5 1шт.
    18. Гнездо MiniUSB 1шт.
    19. Пластмассовый корпус 85x60x35мм 1шт.
    20. Крепёж на руль велосипеда 1шт.
    21. Кнопка с фиксацией 1шт.
    22. Геркон 1шт.

    Корпус, который я купил для велокомпьютера:

    Макетная плата, термоусадка, АКБ и метр провода у меня были.
    Приехавши домой сразу взялся за сборку велокомпьютера. Первым делом взялся за корпус. В корпусе надо сделать прямоугольную дыру размером 15x60мм.

    Возможно, вы спросите, а как ты делал такую дыру? Да очень просто! Сначала размечаем карандашом, где будем делать дырку, потом сверлилкой сверлим по контуру отверстия когда весь контур высверлили выламываем кусок пластмассы и обрабатываем всё напильником. Вот что получилось у меня:

    Кстати, все остальные отверстия я делал по ходу сборки. Изнутри корпуса на дыру приклеил кусочек органического стекла, чтобы пыль и влага не попадали на дисплей.

    Вид сзади (без крышки):

    У меня прибор питается от аккумулятора телефона Nokia на 3.7v. Зарядка осуществляется через MiniUSB порт, подключённый прямо к аккумулятору. Возможно, вы скажете, это же не правильно! И будете правы, для этого дела есть специальные микросхемы но я таковой микрухи не нашёл и пришлось довольствоваться тем что было. Но как-никак зарядка идёт, и за два часа заряда мой аккумулятор заряжается полностью. В рабочем режиме с включенной подсветкой дисплея велокомпьютер потребляет ~30мА.

    Установка велокомпьютера на велосипед

    Чтобы считать, расстояние и скорость велоспидометру нужен, так сказать “орган восприятия”. Геркон - это и есть этот “орган”, устанавливается он на раме велосипеда рядом с колесом, на спицах колеса устанавливается магнит. Чтобы когда колесо делало полный оборот, магнит “проходил” напротив геркона и “замыкал” его, тем самым формируя импульс который нужен велокомпьютеру для расчёта расстояния и скорости. На схеме указано, где подключать геркон к прибору. Я геркон припаял на небольшой кусочек макетной платы, припаял к нему провода и усадил на него термоусадку. И закрепил это всё на раме велосипеда с помощью пластмассовых стяжек.

    Пример установки магнита на спицы колеса:

    Велокомпьютер я закрепил посредине руля велосипеда:

    Описание устройства

    При включении устройства на дисплее появляется приветствие и информация о версии и авторе, потом в левой части дисплея отображается промежуточное расстояние, а в правой скорость (главный экран).

    Кнопка S1 – при нажатии сохраняется общее расстояние в энергонезависимой памяти EEPROM, в течение секунды на дисплее отображается надпись “All:” а после её общее расстояние и надпись “Save”, звучит звуковой сигнал, после чего велокомпьютер возвращается к подсчёту расстояния и скорости (главный экран).

    Да, да! Вы не ошиблись (смотря на фотографию выше), за несколько дней я проехал 191км! Потому что сегодня (21.08.2012), до школы осталось 11 и дабы проводить лето решил сделать “небольшую” покатушку за город.

    Кнопка S2 - при нажатии обнуляется промежуточное расстояние, на дисплее отображается сообщение “Total clear!”, звучит звуковой сигнал, после чего велокомпьютер возвращается к подсчёту расстояния и скорости (главный экран).

    Кнопка S3 - при нажатии в течение секунды на дисплее отображается надпись “All:” а после её общее расстояние и звучит звуковой сигнал, после чего велокомпьютер возвращается к подсчёту расстояния и скорости (главный экран).

    Настройка велокомпьютера

    Чтобы велокомпьютер отображал правильное расстояние, и скорость он должен знать, какое расстояние проезжает велосипед за один оборот колеса (иначе прибор будет просто неправильно считать расстояние и скорость), это расстояние хранится в константе Coleso (у меня по умолчанию 2.08 метра). Для настройки велокомпьютера, измерьте длину колеса своего велосипеда в сантиметрах полученное значение переведите в метры и впишите его в константу Coleso , перекомпилируйте программу с новыми значениями и прошейте ею велокомпьютер.

    Если кто это сделать не в состоянии, присылайте мне на e-mail длину своего колеса, сделаю прошивку под ваш велосипед.

    Прошивка МК велокомпьютера

    Прошивка для велокомпьютера находится в файлах к статье и называется t2313veloC.HEX, прошивку писал в среде (исходник прилагается).

    В файлах к статье есть проект данного девайса в симуляторе . Но предупреждаю, что в симуляторе прибор работает очень медленно! В протеусе разве что светодиодами мигать можно (без глюков).

    Видео работы велоспидометра:

    Заключение

    В заключении хотелось бы сказать, что велокомпьютер вышел отличный и не дорогой, затраты составили 113400 бел/руб. Для примера: самый дешёвый китайский велокомпьютер стоит не менее 200000 бел/руб, который я видел. Да и вообще своё – это сделанное для себя, качественно и с любовью, а не китайское г…но, которое на следующий день после покупки сломается. Сборка своего велокомпьютера мне доставила удовольствие, а его эксплуатация доставляет мне ещё большее удовольствие.

    И смотрите больше на дорогу чем на велокомпьютер, всяко бывает… И удачи вам на дороге и в электронике!

    Ниже вы можете скачать исходники, прошивку, проект в Proteus

    Список радиоэлементов

    Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
    МК AVR 8-бит

    ATtiny2313

    1 В блокнот
    VT1 Биполярный транзистор

    BC546B

    1 В блокнот
    С1 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
    С2, С3 Конденсатор 18 пФ 2 В блокнот
    С4 Электролитический конденсатор 100 мкФ 1 В блокнот
    R1-R5 Резистор

    10 кОм

    5 В блокнот
    R6 Переменный резистор 10 кОм 1 В блокнот
    R7, R8 Резистор

    Велоспидометр представляет собой устройство, устанавливаемое на велосипед для измерения скорости, пройденного пути, и управления яркостью фары. Схема состоит из распространённого микроконтроллера ATtiny2313, стандарного индикатора и нескольких дискретных элементов.

    Основные параметры устройства

    Напряжение питания: 4,5…5,5 В
    Потребляемый ток: меньше 10 мА (без подсветки индикатора)

    Измеряемые параметры

    Скорость.
    Полный путь.
    Промежуточный путь.
    Диапазон измеряемых скоростей: 3 км/ч…60 км/ч
    Точность измерения скорости: 1 км/ч
    Дисплей: 16×2 с HD44780-совместимым контроллером

    Инструкция по эксплуатации

    Основной режим

    В основном режиме работы на экране отображается текущая скорость и пройденое растояние (полное и промежуточное). В зависимости от количества строк изменяется расположение параметров на индикаторе. Если индикатор двухстрочный, скорость показана в первой строке, а оба растояния во второй.

    Если однострочный, скорость показана в начале строки, а за ней идет счетчик растояния, причем поочередно показываются полное и промежуточное значение растрояния.

    Полное пройденое растояние сохраняется в энергонизависимой памяти микроконтроллера в момент остановки. В отличии от полного, промежуточный счетчик не сохраняется и при отключении питания будет потерян.

    Кнопками + и — плавно регулируется яркость фары. Для регулировки исползуется ШИМ, поэтому дополнительных потерь мощности не происходит, в отличии от более простых схем.

    Настройка

    Для сброса промежуточного счетчика пройденого пути нажмите кнопку «CLEAR».

    Настройка длины колеса

    При нажатой кнопке CLEAR кнопки +, — изменяют калибровочный коэффициент для подбора длины колеса. По умолчанию длина колеса примерно 2 метра.

    Так как пройденый путь получается умножением скорости на время (интегрированием скорости по времени), то для контроля правильности коэффициента скорости можно сравнить показания счетчика пройденого пути после поездки на точно известное растояние. Если показания верные, то и скорость показывается правильно.

    Сброс настройек

    Для сброса коэффициента в значение по умолчанию и обнуления счетчика пройденого пути, одноверменно нажмите все три кнопки. Чтобы случайно не произошло сброса, можно сделать кнопки + и — на одном переключателе.

    Скачать прошивку для работы спидометра для велосипеда

    Частенько каждый из катающихся на велосипеде интересуется ─ до какой скорости он может разогнать свою машину. Для обычного водителя велосипеда нужно знать скорость движения ради любопытства. А спортсмену необходимо замечать пройденное расстояние, среднюю скорость, количество потраченных калорий, чтобы узнать об изменениях, происходящих в своем организме. По записанным с велосипедного спидометра результатам наблюдения можно судить об улучшении своих физических возможностей. Далее, можно более планомерно увеличивать нагрузку на мышцы. Таким образом, человек запомнив свои предыдущие показатели, стремиться их улучшить в дальнейшем. Велосипедный спидометр в профессиональных руках, так сказать, стимулирует велогонщика стать ещё сильнее и быстрее.

    Но большинство любителей помотаться, поставив спидометр на велосипед, через какое-то время просто забывают о нём. Такая игрушка становиться не интересной для людей, которые не стремятся устанавливать для себя новые рекорды скорости или расстояния. Обычно, люди ради любопытства покупают самый дешёвый велоспидометр. И часто бывает так, что установив простенький прибор кое-как, да и забыв настроить его, нерадивый велосипедист при эксплуатации замечает, что показания скорости на дисплее запаздывают или вовсе не соответствуют действительности. Любой велоспидометр в неумелых руках зачастую через год использования выходит из строя и зависает на руле мертвым грузом.

    Спидометров для велосипеда производится много, поэтому в продаже имеется большой выбор по внешнему виду, размерам и функциональным возможностям. Естественно, цена на непохожие друг на друга устройства значительно различается.

    Механический спидометр

    Объективности ради следует отметить, что существуют механические спидометры для велосипеда. Конструктивно этот прибор состоит из приводного колёсика, троса и показывающего устройства.

    Колёсико должно иметь чистый контакт с покрышкой колеса для правильности снятия данных о скорости. Но и сильно придавливать его к резине не стоит, так как при этом велосипед будет подтормаживаться в движении.

    Чтобы трос не порвался от перетирания, он должен быть натянут, а не закручен в петли.
    Принцип работы показывающего устройства состоит в том, что оно преобразовывает передаваемое от привода вращение колеса в отклонение стрелки. Внутри устройства имеется магнитный диск, который при вращении намагничивающим притяжением бесконтактно толкает цилиндр вместе со стрелкой.

    Механический спидометр для велосипеда Veglia Classic французского производства

    Плюсы:

    • Не нужны батарейки;
    • Не страшны электромагнитные помехи;
    • Плавная работа.

    Минусы:

    • Необходимо периодически смазывать;
    • Грязь на покрышке мешает их правильной работе;
    • Немного подтормаживают вращение колеса;
    • Нет возможности сохранения данных;
    • Не работают, если колеса изогнуты восьмеркой.

    Механический спидометр можно поставить на шоссейник, поскольку на велосипедах этого типа чаще всего ездят по асфальтированным дорогам, где нет грязи.

    Электронный велокомпьютер

    Спидометр на велосипеде, прежде всего, нужен для измерения скорости движения. Однако современные электронные модели имеют такой большой набор функций, что их принято называть велокомпьютерами. Даже самые дешевые из них имеют множество функций ─ текущая скорость, средняя скорость, дистанция, общий пробег, время в пути, часы. Более дорогие велокомпьютеры имеют ещё большее количество информационных функций, а также настроек. Наиболее известные производители качественных спидометров для велосипеда ─ BBB, Cateye, Sigma, VDO.


    Качественный электронный спидометр от голландского производителя ВВВ

    Принцип работы электронного спидометра заключается в подсчитывании количества сигналов от датчика за фиксированный промежуток времени.

    В качестве датчика чаще всего применяется герметичный контакт в корпусе. Этот геркон фиксируют на одном из перьев передней вилки, ну а если позволяет длина проводов, то и возле заднего колеса. Срабатывать датчик заставляет постоянный магнит, закрепляемый на одной из спиц колеса.

    Микроконтроллер устройства запоминает время между двумя включениями датчика, поскольку для вычисления скорости движения необходимо выполнить расчёт по формуле S=C*(F*0.036)/T, в которой: S ─ искомая скорость; С ─ длина окружности колеса; F ─ тактовая частота работы процессора; T ─ время между срабатываниями датчика.

    Для индикации значений применяются семисегментные жидкокристаллические индикаторы, так как у них малый ток потребления. А для подсветки используется отдельно установленный светодиод.

    Длину окружности колеса (C) задаёт сам хозяин велосипеда, так как она нестандартна. Чтобы правильно настроить велокомпьютер, необходимо как можно точнее указать её значение. Поэтому рекомендуется лично замерять периметр покрышки, обмотав колесо гибкой линейкой по кругу. Также можно нанести краской поперечную риску на покрышку колеса и прокатить велосипед вперёд по прямой, а затем измерить расстояние между двумя следами, оставленными на чистой ровной поверхности.

    Зная ранее приведённый принцип работы велокомпьютера, многие электромастера собирают своими руками устройства, которые к тому же успешно работают. В самоделках используются различные микроконтроллеры, например, такие как PIC16F830, ATTiny2313A, ATMEGA8, но для каждого из них нужно собрать ещё дополнительно программатор.

    Конечно же, сделать самостоятельно что-то сложное всегда приятно и похвально, но позволительно только действительно разбирающимся людям. В интернете выложено слишком много или простых схем с ошибками, либо сложных - на базе дорогостоящих дисплеев и микроконтроллеров с кучей бесполезных функций.
    А если подсчитать во сколько обойдётся создание самоделки, да ещё с учетом сборки программатора, постройки корпуса, плюс потраченное время, то оказывается, что в любом случае дешевле было бы купить готовый велокомпьютер стоимостью всего лишь в 9 долларов.


    Недорогой велокомпьютер в полной комплектации

    В основном у большинства велокомпьютеров максимально отображаемая скорость ограничена до 99,9 км/ч, но есть модели, которые покажут скорость свыше 100 км/ч. Возможно, подобный экземпляр с тремя числами на дисплее пригодится рискованным велогонщикам, которые отважатся разогнаться до столь высокой скорости, пристроившись сзади за фурой, в так называемый воздушный мешок.


    Велокомпьютер Sigma 506, отображающий скорость свыше 100 км/ч

    Уже давно собираются электронные спидометры размером с наручные часы. А некоторые из них одеваются прямо на руку и имеют встроенный датчик измерения пульса, то есть работают как тонометр. Но размер велокомпьютера ничего не говорит о его надёжности и функционале.

    Первое на что следует обращать внимание при покупке, это корпус электронного прибора, ведь спидометр на велосипеде находится под открытым небом. Вода, дорожная пыль и прямой солнечный свет негативно сказываются на работе плохо защищенной электроники. Зачастую от дождя защищены даже самые дешевые велокомпьютеры, но в остальном они уступают более дорогим аналогам.

    Типы велокомпьютеров по месту установки:

    1. Наручные.
    2. На руль.
    3. На вынос руля.
    4. С универсальным креплением.

    Закрепляемый на выносе руля спидометр, позволяет сохранить место на руле для других аксессуаров.

    Основные требования к велосипедным спидометрам:

    1. Большой дисплей, желательно с подсветкой.
    2. Устойчивость к погодным условиям (прямой солнечный свет, дождь, снег, низкие температуры).
    3. Устойчивость к вибрации, и ударам.
    4. Надежность всех устанавливаемых компонентов (крепежная площадка велокомпьютера, геркон, магнит, подкладки, стяжки).

    Беспроводной велокомпьютер

    Беспроводные устройства имеют такие же функции, как и спидометры с проводами, но сигнал от их датчика передается через радиоканал. Для беспроводного датчика необходима отдельная батарейка, ведь он должен работать как радиопередатчик. Обычно двух элементов питания в датчике и в самом устройстве хватает до полугода. На велокомпьютерах с проводами одна батарейка в любом случае прослужит дольше одного года.


    Беспроводной велокомпьютер Sunding SD-548C

    Чаще всего беспроводной велокомпьютер устанавливают на свой велосипед путешественники или экстремалы. Это можно объяснить тем, что в условиях, в которых они катаются, провод может быть случайно поврежден. Беспроводное устройство стоит в два раза выше, чем спидометр с проводами.

    Плюсы всех электронных спидометров:

    • Отображают значения с точностью до десятых долей;
    • Сохраняют данные в памяти;
    • Не нуждаются в смазке.

    Минусы:

    • Необходимо время от времени менять батарейки;
    • Подвержены электромагнитным помехам, таким как от работы катушки зажигания, сотового телефона, линии электропередач;
    • Показания на экране обновляются с небольшим запаздыванием.

    Закрепление велокомпьютера

    1. Закрепить датчик на пере вилки или на раме с помощью электромонтажной стяжки.
    2. Плотно намотать провод вокруг пера вилки и тормозного троса.
    3. Установить крепёжную площадку на руль или вынос.
    4. Зафиксировать магнит на спице, но не стоит затягивать сильно винт, поскольку можно легко сломать корпус магнитика. Зазор между магнитом и датчиком в зоне срабатывания не должен превышать 2–3 мм.
    5. Вставить велокомпьютер в контактную площадку и проверить его работу.

    Более подробно ознакомиться с установкой велоспидометра можно, просмотрев следующее видео, где в качестве примера приведено устройство марки Sigma.