Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно
МЕЖДУНАРОДНАЯ СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ВСЕРОССИЙСКАЯ ФЕД ЕРАЦИЯ СПОРТА ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
В последние 20 лет значительно расширились рамки спортивной деятельности, предлагаемые для людей с умственной отсталостью. В дополнение к государственной системе специального физического образования сложился опыт спортивных организаций, предлагающих людям с умственной отсталостью широкий спектр возможностей участия в физкультурной и спортивной жизни. В мире наиболее известны две международные организации: International Sports Federation for Persons with Intellectual Disability - INAS-FID (Международная спортивная федерация для людей с нарушением интеллекта) и Special Olympics International - SOI (Международная Специальная Олимпиада), распространившие свою деятельность во многих странах.
INAS-FID предлагает лицам с умственной отсталостью тренироваться и участвовать в соревнованиях, используя модель спортивных соревнований для здоровых спортсменов. Философия этой международной организации, созданной в 1986 г., заключается в том, чтобы привлечь лиц с умственной отсталостью к спорту, начиная с местных оздоровительных мероприятий и заканчивая соревнованиями международного уровня среди сильнейших спортсменов, предоставив им право выбора в соответствии с их индивидуальными способностями. В настоящее время организация объединяет 87 стран. Первым президентом организации был Джоз Ниебум из Нидерландов.
INAS-FID является членом Международного Паралимпийского комитета (International Paralympics Committee - IPC) и других международных спортивных организаций инвалидов. Она установила взаимоотношения с большинством международных спортивных руководящих органов. INAS-FID проводит свои чемпионаты мира по отдельным видам спорта; ее члены принимают участие в Паралимпийских играх. Руководящий орган (исполком) находится в настоящее время в Европе. Признавая право лиц с умственной отсталостью участвовать в спортивных соревнованиях на всех уровнях и осознавая важность спорта в развитии личности и интеграции умственно отсталых людей в обществе, INAS-FID ставит перед собой следующие задачи:
- - содействие расширению возможностей умственно отсталых лиц во всех частях мира участвовать в международном спортивном движении;
- - организация и сотрудничество в проведении семинаров и конференций по вопросам спорта для лиц с умственной отсталостью, включая образовательные программы;
- - распространение информации, касающейся различных уровней соревновательного спорта, тренировочной деятельности и рекреации для лиц с умственной отсталостью;
- - содействие распространению идеи интеграции лиц с умственной отсталостью в общество.
Все соревнования INAS-FID проводятся в соответствии с существующими международными правилами для конкретных видов спорта. В настоящее время INAS-FID регистрирует мировые рекорды.
В 1992 г. спортсмены с нарушением интеллекта впервые приняли участие в соревнованиях Паралимпийских игр, которые прошли в Мадриде, в отличие от остальных видов программы, которые проводились в то же время в Барселоне. Соревнования проводились по легкой атлетике, плаванию и настольному теннису, на сегодняшний день они также входят в паралимпийскую программу спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН).
Общественная спортивная организация Российская ассоциация (РА) - «Олимп» создавалась в 1993 г. с целью объединения двух направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта среди лиц с умственной отсталостью: «Специальная Олимпиада» и INAS-FID. Первым президентом РА «Олимп» была избрана Наталья Алексеевна Сладкова, которую затем сменил Дмитрий Николаевич Рюмкин.
В связи с тем, что развитие программы Специальной Олимпиады в России достигло достаточно высокого уровня для того, чтобы организация стала независимой, в 1999 г. это направление выделилось из РА «Олимп» в самостоятельную общественную общероссийскую благотворительную организацию помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России».
Затем официальным представителем INAS-FID в России стал Общероссийский спортивный союз общественных объединений «Федерация ментальных инвалидов России “Олимп”». Президентом является 1фажданинов Александр Викторович.
В 2001 г. МПК приостановил участие ментальных спортсменов в Паралимпийских играх из-за скандала, произошедшего в Сиднее. Чемпионами игр стали баскетболисты из Испании. Как оказалось, из 12 членов сборной команды 10 спортсменов были практически здоровы. После чего Паралимпийский комитет Испании в полном составе ушел в отставку.
Международный паралимпийский комитет потребовал от INAS-FID разработать надежные критерии допуска спортсменов для участия в соревнованиях.
На Паралимпийских играх 2008 г. в Пекине было принято решение возобновить участие ментальных спортсменов в Паралимпийских играх. В 2012 г. в Лондоне они вновь соревновались в легкой атлетике, плавании и настольном теннисе.
Наиболее активно в данном движении развивается плавание. По инициативе РА «Олимп» несколько лет подряд в Москве проводились международные соревнования по плаванию на Кубок Олимпийского чемпиона, депутата Государственной Думы, члена Международного Олимпийского Комитета Александра Попова, показывая пример действительной интеграции инвалидов. В соревнованиях участвовали представители всех спортивных движений - четыре нозологические группы. Проведение соревнований на самом высоком уровне обеспечивал оргкомитет, состоящий из профессионалов: АВ. Гражданинова, В.Ю. Дубинина, А.В. Шеина, В.Ю. Моргунова. Финансировалось мероприятие за счет средств Москомспорта и спонсоров.
В 2012 г. была создана Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями», входящая в состав Международной спортивной организации лиц с нарушениями интеллекта (INAS) и Паралимпийского комитета России. Президентом был избран один из инициаторов развития адаптивного спорта в России доктор педагогических наук, профессор Сергей Петрович Евсеев.
По-прежнему на международном уровне успешно соревнуются российские пловцы. Они побеждают на соревнованиях самого высокого уровня, устанавливая мировые рекорды.
Организация благополучно развивается, увеличивая количество спортсменов, региональных отделений и спортивных дисциплин .
- ВФСЛиИН - о Федерации спорта ЛИН. URL: http://www.isf-id.iu/federaciya.html / (дата обращения: 26 апреля 2017 с).
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ
ТЕМА № 5
5.1.Характеристика Международного спортивного движения
5.2.Структура современного Олимпийского движения
5.3.Характеристика Международного Олимпийского комитета (МОК)
5.4.Характеристика Национального Олимпийского комитета (НОК)
Международное спортивное движение - это общественное объединение спортсменов и различных спортивных организаций, основанное на общности интересов, целей и принципов деятельности по развитию спорта. Основными составляющими МСД являются
1) Олимпийское движение во главе с Международным
Олимпийским комитетом (МОК);
2) Национальные Олимпийские комитеты (НОЮ, имеющие
свою систему; национальные федерации по видам спорта;
3) Международные спортивные федерации по видам
спорта (МСФ), объединения инвалидов, профессиональные
спортивные объединения.
В развитии МСД участвуют и неспортивные организации: ЮНЕСКО, всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), международная социологическая ассоциация, всемирная организация труда и др.
Единого централизованного руководства МСД не имеет. Его единство определяется общими нравственным, правовыми и вещественными признаками основной деятельности В МСД принимают участие спортивные организации более двухсот государств. Основными организационными звеньями МСД являются временные и постоянные международные спортивные объединения (МСО). Временные МСО функционируют непродолжительный срок (оргкомитеты, комиссии, конференции, конгрессы, симпозиумы и др.). Всего в мире свыше 500 международных спортивных организаций, наиболее крупными из которых являются МОК, Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация НОК (АНОК). Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАИФС), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ) и др. Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Международная ассоциация психология (ИССП) и др. Некоторые МСО создаются по профессиональному признаку - Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК)/ Международная ассоциация спортивной прессы (ЛИПС), а также по специфическим признакам. Например, Международный спортивный комитет глухих (КИСС) и др.
Основными организационными звеньями МСД являются временные и постоянные международные спортивные объединения (МСО).
Временные МСО функционируют непродолжительный срок (оргкомитеты, комиссии, конференции, конгрессы, симпозиумы).
К постоянным МСО относятся те, которые действуют постоянно - МСО по физическому воспитанию и спорту, международные федерации (лиги, союзы) по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные организации др.
Общие признаки , которым должны отвечать МСО: согласование целей, деятельности, стабильная форма международного сотрудничества национальных спортивных организаций, наличие избранных демократическим путем руководящих органов, соблюдение общих правил и принципов, среди которых главные:
- борьба с политикой, расовой и религиозной дискриминацией в спорте;
- признание суверенитета и равноправия национальных спортивных организации;
- сохранение прогрессивных спортивных традиций;
- невмешательство во внутреннюю жизнь суверенных государств;
- демократические основы управления деятельностью МСО; приверженность общечеловеческим нравственным и духовным ценностям.
В настоящее время общее количество МСС, признанных спортивными организациями не менее 25 стран, превышает 500 и в своей совокупности они объединяют более 650 млн. спортсменов.
Высшим органом каждого МСО является собрание представителей национальных спортивных организаций (конгресс, съезд, конференция). На таких собраниях избираются руководящие органы МСО, президент, исполнительные комитеты и комиссии, утверждаются планы работы, отчеты о проведенных мероприятиях, материальных затратах, принимаются правила соревнований, директивные документы, осуществляется прием новых членов МСО и т.д.
В современном мире насчитывается свыше двухсот международных спортивных объединений. Все они относятся к не правительственным (общественным) организациям. Их членами являются спортивные федерации (союзы, лиги), иногда международные спортивные объединения по роду спортивной деятельности и отдельные лица.
Международные спортивные объединения могут быть классифицированы следующим образом.
а) международные спортивные объединения на уровне всемирных, объединяющих спортсменов молодых независимых и капиталистических развивающихся стран всех континентов. Среди них есть организации имеющие комплексный характер. К ним относятся Международный Олимпийский комитет, Генеральная ассамблея национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАМФС), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международный спортивный комитет глухонемых (КИСС). и др.
К обладающим ограниченными функциями относятся международные спортивные федерации по отдельным видам спорта, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Международная ассоциация психологии (ИССП), и др.
б) международные спортивные объединения регионального масштаба. Имеющие комплексный характер относятся: Постоянная консультативная конференция национальных олимпийских комитетов Европы (ПАК НОК Европы), Панамо-американская спортивная организация (ПАСС), Федерация азиатских игр (АГФ) и др.
К обладающим ограниченными функциями – Европейская ассоциация легкой атлетики (ЕАА), Европейская лига плавания (ЛЕН), Европейская конференция стрелкового спорта (ЕСК) и др.;
в) Международные спортивные объединения капиталистических стран; Международный союз военного спорта (СИЗМ); Международная католическая федерация физического воспитания и спорта и др.
Современное Международное спортивное движение (МСД) представляет собой сложное общественное явление. Его развитие происходит в условиях мирового существования противоборствующих социально-экономических политических систем, рыночного общества и капиталистической системы. Оно объединяет людей разных мировоззрений, политических взглядов, религиозных вероисповеданий, разного имущественного положения и расового происхождения. В настоящее время международное спортивное движение объединяет сотни миллионов любителей спорта, более чем из 200 стран мира, всех пяти континентов.
Международному спортивному движению престольное внимание уделяет ООН и его специализированные учреждения (ЮНЕСКО) и др.
Под эгидой ЮНЕСКО создан Межправительственный комитет по физическому воспитанию и спорту. В его задачи входит – распространение рекомендаций ЮНЕСКО, сотрудничество с неправительственными спортивными организациями, содействие подготовке и переподготовке кадров, научным исследованиям, обмену информацией в области физического воспитания с спорта. Важнейшую роль в международном спортивном движении играют многочисленные спортивные объединения (МСО).
Социальные функции спорта.
Соревновательно-эталонная
Эвристически-достиженческая
К социально-общественным
Оздоровительно-рекреативная
Эмоционально-зрелищная
Коммуникативная функция.
Экономическая функция.
Техническая подготовка.
Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике необходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональным и эффективным способом выполнения упражнения. Под совершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и целесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных результатов. При этом следует всегда учитывать индивидуальные особенности спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.
Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, но и умение проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная техника базируется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобы овладеть современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким, выносливым.
Одним из основных условий успешного овладения эффективной техникой является сознательное отношение спортсмена к тренировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать движения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осознать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной.
Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно. Совершенствование техники продолжается на протяжении всей спортивной деятельности. Даже когда ученик показывает результат самого высокого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании отдельных элементов техники, об устранении технических ошибок.
Тактическая подготовка.
Спортивная тактика - искусство ведения борьбы с противником, ее главная задача - наиболее целесообразное использование физических и психических возможностей легкоатлета для победы над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.
Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наибольшую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длинные дистанции, а наименьшую - там, где соревнования происходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффективнее использовать свою спортивную технику, физическую и морально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. В целом тактическое мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение.
Задачи тактической подготовки заключаются в следующем:
Изучение общих положений тактики;
Знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики;
Изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;
Знание тактического опыта сильнейших спортсменов;
Практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»);
Определение сил противников, знание их тактической, физической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внешних условий.
На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабатывает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее.
Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определенным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на предусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое Другое.
Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную
тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое мастерство.
В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка. Задачи теоретической подготовки включают в себя следующие вопросы:
Общие понятия о системе физического воспитания и о теории спорта;
Знание перспектив развития физической культуры и спорта в стране и мире;
Знание теории и практики легкоатлетического спорта;
Знание вопросов психологической подготовки спортсмена;
Знание вопросов гигиенического режима спортсмена, врачебного контроля и самоконтроля;
Знание вопросов профилактики травматизма в специализированном виде легкой атлетики.
Физическая подготовка.
Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационной способности, исправление дефектов телосложения (главным образом из общеподготовительных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набив-
Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из упражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.
С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество упражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые больше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности.
Психологическая подготовка.
Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей психологической подготовки решаются в условиях соревновательной деятельности.
Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая [в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на [развитие у спортсмена таких психических качеств, которые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством. К ним относятся:
Создание правильной и стойкой системы мотивов, побуждающих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях;
Создание четких представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений;
Формирование качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной устойчивости и перенесению максимальных нагрузок;
Развитие специфических процессов, необходимых для овладения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориентировка в пространстве, способности к самоконтролю над различными элементами движения и т.д.);
Развитие умения управлять собой, своими чувствами и переживаниями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, сознательно затормаживать неблагоприятные психические состояния, возникающие в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
Овладение умением легко и свободно осуществлять максимальные усилия без нарушения координации и динамики движений.
Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка
Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе соревнований включает:
Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий и уменьшение напряженности; нормализацию психического состояния после квалификационных выступлений; устранение эмоций
В процессе психологической подготовки можно вы-I Делить два относительно самостоятельных и одновременно тесно
взаимосвязанных направления: 1) воспитание моральных и волевых качеств; 2) совершенствование специфических психических возможностей.
Важнейшими задачами волевой подготовки спортсмена являются: 1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
10. Нагрузка. Характеристика параметров нагрузок .
– это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем).
и переменной . Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меняется по ходу выполнения упражнения.Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.
Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм человека.
Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.
Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнений (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.
и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха :Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится на период недовостановленного состояния организма. Такой интервал отдыха применяется при развитии разных видов выносливости. Вместе с тем следует учитывать, что неадекватные индивидуальным возможностям нагрузки в этом режиме могут привести к истощению организма.
Относительно полный (ординарный) – интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.
Полный интервал – при котором оперативная работоспособность волнообразно возвращается к исходной.
Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).
Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.
Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью.
Пассивный отдых – относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.
Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.
Эффекты воздействия физических упражнений . Двигательная деятельность сопровождается целым рядом процессов и явлений в организме и психике человека, которые можно обобщенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эффект .
Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функциональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигательной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).
По прекращении двигательной деятельности ее эффект не исчезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех процессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.
При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, суперкомпенсаторную и редукционную фазы (рис. 2.1.).
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
Рис. 2.1. Динамика оперативной работоспособности во время
нагрузки и в период отдыха (схема).
1 – фаза врабатывания;
2 – фаза устойчивой оперативной работоспособности;
3 – фаза снижения оперативной работоспособности (утомления);
4 – фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления);
5 – фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации);
6 – редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня.
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.
В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений -кумулятивный эффект . Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).
Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.
В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)
А – повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности.
Б – повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности.
В – повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации).
Г – повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности.
Первый вариант используется при двух – трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
Социальные функции спорта.
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Функция социальной интеграции и социализации личности . Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Основные направления спортивного движения.
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Спортивное движение | |||||||||||||||||
Общедоступный (массовый) спорт | Спорт высших достижений | ||||||||||||||||
Школьно-студенческий спорт | Достиженческий спорт | ||||||||||||||||
Профессионально-прикладной спорт | Профессиональный спорт | ||||||||||||||||
Физкультурно-кондиционный спорт | Профессионально-коммерческий спорт | ||||||||||||||||
Оздоровительно-рекреативный спорт | Достиженческо- коммерческий спорт | Зрелищно- коммерческий спорт | |||||||||||||||
Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
В конце XIX в. начинает развиваться международное спортивное движение (МСД), которое сопровождалось созданием международных спортивных объединений (МСО). Международное спортивное движение является сегодня составной и неотъемлемой часты современной общественной жизни и межгосударственных отношений.
Развитие спортивного движения в мире шло и продолжает иди по двум направлениям: по пути создания национальных спортивных организаций (НСО) и образования МСО. С одной стороны существование МСО не имело бы смысла без НСО, а с другой деятельность последних носила бы (как это и было в то время, когда МСО еще не существовали) локальный характер и не использовала бы всех возможностей спорта как фактора, способствующего установлению тесных контактов между различными странами.
Закономерно, что НСО как составная часть общественной жизни соответствующих государств выступают выразителями господствующих в их странах политических и идеологических взглядов. В этой связи становится очевидным, что для существования и развития МСД на современном этапе необходимо наличие общеприемлемых принципов. Такими объединяющими принципами являются интересы развития спорта, борьба с политической и расовой дискриминацией, признание суверенитета и равноправия НСО, невмешательство в их деятельность, демократические основы opганизации и деятельности МСО, участие в борьбе за достижение всеобщего мира и взаимопонимания.
МСО сыграли большую роль в унификации спортивной техники, оборудования и правил проведения соревнований в большинстве видов спорта.
Первые международные спортивные объединения появились в конце XIX - начале XX в. (международные федерации гимнастики, гребли, конькобежного спорта, МОК и др.). К первой половине XX в. их насчитывалось около 100, а к нашему времени - свыше 200.
Развитие физической культуры и спорта во всем мире, возросшая их роль в социальной жизни людей, необходимость координации деятельности в этой области определили потребность в создании многочисленных МСО.
МСО - это всемирные и региональные неправительственные международные организации в области физической культуры физического воспитания и спорта. Членами МСО могут быть национальные, а в ряде случаев и международные спортивные организации, и отдельные учреждения и лица.
Различают МСО универсальные и специальные общего характера, деятельность которых не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся, например, МОК , Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС) , Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК) , Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ), Международная олимпийская академия (АИД) и др.
МСО по видам спорта - это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу 90-х гг. насчитывалось более 100. МСО по отраслям знаний и деятельности, имеющим непосредственное отношение к физической культуре и спорту. Например, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная" организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация спортсооружений и сооружений для досуга (ИАКС), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП) , Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.
Существуют МСО, объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности: профессиональной - Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ) , Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной - Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.
В задачи МСО входят содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, практическая помощь в работе, контроль за выполнением этими организациями принятых уставов; изучение и распространение международного опыта в своей области деятельности; создание материально-финансовых условий для развития физической культуры и спорта; совершенствование и единое толкование официальных международных положений, касающихся определенного вида спорта; планирование и организация международных соревнований, конгрессов, симпозиумов и т. п.; регистрация и утверждение рекордов мира, континентов и т. п.
Спортивные организации России участвуют в деятельности практически всех МСО. Исключение составляют МСО по видам спорта, не культивируемым в нашей стране (тобогган, боулинг, крикет и др.).
Особо следует подчеркнуть, что в преддверии 100-летия современного олимпийского движения НСО России активно включились в пропаганду, изучение и вовлечение в него широких слоев населения нашей страны, особенно учащейся молодежи.
Известно, что Международная олимпийская академия (АИД) как специализированное учреждение по изучению и пропаганде идей олимпийского движения основана в 1961 г. в Олимпии (Греция). АИД ежегодно организует двухнедельные сессии, в программе которых лекции и семинары по философским, идеологическим, общетеоретическим, историческим, педагогическим, методическим и другим проблемам олимпийского движения. НОК различных стран направляют известных ученых, тренеров, преподавателей, студентов и аспирантов для участия в сессиях АИД. С 1978 г. АИД проводит конкурсы на лучшие научно-исследовательские работы по проблемам олимпийского движения.
Наша страна участвует в работе Международной олимпийской академии и ее сессий с 1973 г., но Советская олимпийская академия (СОА) была создана по рекомендации Международного олимпийского комитета лишь в 1987 г.
В настоящее время в России образованы и работают 9 региональных олимпийских академий (Смоленская олимпийская академия, Олимпийская академия Поволжья, Уральская олимпийская академия и др.). Координирует их деятельность Центральная олимпийская академия (ЦОА), президентом которой является ректор РГАФК. Эти академии начиная с 1990 г. проводят ежегодные Всероссийские научно-практические конференции «Олимпийское движение и социальные процессы». ЦОА ежегодно устраивает сессии-конкурсы по олимпийской тематике среди студентов и молодых ученых, на которых лучшие доклады отбираются для представления на Международной сессии в Олимпии.
Значительную работу по развитию в мире научно-методических основ физического воспитания и спорта проводит СИЕПС. Эта международная организация с целью содействия развитию физического воспитания и спорта, их пропаганды организует семинары, конференции, симпозиумы, конгрессы. Следует заметить, что первоначальные соображения о том, что СИЕПС будет международным объединением исключительно в области массовой физической культуры, не были претворены в жизнь, поскольку оно сейчас функционирует как подчиненная МОК организация, входящая в ЮНЕСКО.
В настоящее время СИЕПС занимается и проблемами физического воспитания различных групп населения, и вопросами спорта высших достижений. Так, например, в период Олимтшады-80 в Тбилиси проводился всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе», участниками которого были 900 ученых, в том числе 400 из-за рубежа - представители 50 стран мира. Научные конгрессы стали традиционной частью всех олимпийских игр. В 1975 г. была проведена II Европейская конференция по спорту под девизом «Спорт в жизни людей и народов», а в 1976 г. состоялась I Международная конференция министров спорта и руководящих работников, ответственных за развитие физической культуры и спорта и воспитание молодежи. Она обсудила такие проблемы, как воспитание молодежи посредством спорта, пути и средства укрепления международного сотрудничества, сохранение и приумножение духовного и физического потенциала людей. Различные формы международного сотрудничества в области физической культуры и спорта под эгидой СИЕПС проводятся практически ежегодно.
В современном МСД определились формы относительно стройного организационного построения с довольно четко выраженными целями и задачами, практикой работы: МСД по отдельным видам спорта, международное олимпийское движение, международное рабочее спортивное движение, международное студенческое спортивное движение, МСД по массовой и оздоровительной физической культуре и спорту, деятельность международных спортивных объединений по различным направлениям международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.
Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе Массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения . Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития.Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими yупражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для «его резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и худо-5кественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение прибрело немалое значение и в качестве одного из факторов соци-^ьной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в груп- Пь1 , организации, союзы, клубы на основе общности интересов и Стельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воз. действия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям (рис. 26):
1. общедоступный спорт (массовый);
2. спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя (см. рис. 26): школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, про- фессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений. Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений (см. рис. 26):
1. супердостиженческий (любительский) спорт;
2. профессиональный спорт;
3. профессионально-коммерческий спорт:
Достиженческо-коммерческий спорт;
Зрелищно-коммерческий спорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт
в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этил соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальней" шем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от та называемого супердостиженческого любительского заключается том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по закона спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.
Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.
Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача - успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:
Начальной подготовки - 70,6%; I - начальной и углубленной специализации - 27,1%;
Спортивного совершенствования - 1,7%;
Высшего спортивного мастерства - 0,45%.
Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.
Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс.становятся высококвалифицированными спортсменами. , Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.
17.3. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки
Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются (рис. 27): 1) система отбора и спортивной ориентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды.
Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее.
Система отбора и спортивной ориентации - это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофунк-циональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства - врожденной и приобретенного, биологического и социального (В.Н.Платонов, 1987).
Система отбора и спортивной ориентации подробно рассматривается в отдельной главе (глава 22).
Система соревнований (см. рис. 27). Спортивные соревнования являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также использую как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.
С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей в каждом виде спорта образуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность на мировом, национальном региональном и местном уровнях.
Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса; выступает в качестве необходимого инструмента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; способствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.
Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования - чемпионаты России, регионов и т.д.
Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.
Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.
В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.
Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27).
Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов.
Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факто- торов результативности подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного
обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютерной техникой.
Эта система выполняет следующие функции:
Выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование;
Разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;
Совершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;
Разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности;
Разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки;
Ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;
Обеспечивает специалистов по спорту информацией.
В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.
Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля, педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.
Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.
Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать у с. ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.
В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.
В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800-1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.
Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных - горнолыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борьбы, тяжелую атлетику и нецелесообразно - баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.
На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой -значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.
Управление и организационная структура . Система управления совершенствованием спортсмена - это совокупность управляв мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни управления непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфически задачи, соподчиненность и скоординированность которых определяет системность управления. Комплексность проявляется также в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты - биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др.
В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и достижение целей.
Под организационной структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдельных ее компонентов, потоки информации между ними.
Механизм управления - это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.
Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения организационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей.