• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Популяризация восточных боевых и прикладных искусств, чаще как оздоровительных гимнастик, привели к тому, что для западных стран и России стали привычны слова медитация, мантра, йога, у-шу, кунг-фу и цигун. Каждая из этих систем сочетается друг с другом, наделяя человека силой и здоровьем.

    С древних времён все системы совершенства на Востоке держались в строгом секрете, вплоть до второй половины XX в. К его концу сначала стали проникать боевые искусства, а на рубеже XXI ст. в жизнь западного мира начали входить медитации с йогой. И вот только недавно стали широко преподавать цигун. Что это за искусство, позволяющее достичь полного внутреннего спокойствия , здоровья, подвижность суставов и позвоночника на ранних этапах, а на продвинутых получить особые знания, наделяющие практикующего сверхвозможностями.

    Этимология

    Слово цигун состоялось из двух иероглифов «Ци» и «Гун». Звучащий в русской этимологии Ци по-китайски звучит Чи. Ци - энергия, дающая начало всему, находящаяся везде и во всём. Гун - деятельность, труд. Слово буквально переводится как работа с энергией . В глубоком значении цигун, это искусство обладания внутренней энергетикой, позволяющее использовать энергию извне, дающее крепость здоровья, долгожительство, избавление от недугов, а также имеющее боевой аспект.

    Цигун Википедия характеризует, как систему упражнений, соединяющих дыхание и медитацию в позициях и движении, созданных на базе даосских и буддийских практик, осуществляемых исключительно с физиотерапевтическим смыслом, но это скромненько сказано. Кроме оздоровительного эффекта, учение цигун открывает доступ в высочайшие области осознания, раскрывает подлинную суть и потенциал адепта.

    Направления цигуна

    Цигун вобрал в себя сразу несколько практик: медитацию, дыхание, предельную концентрацию, определённые позиции и перемещения. Это мощная и ёмкая система, применяемая в восточных школах и религиях , имеет пять основных направленностей, разделяясь, согласно области применения:

    1. Китайский медицинский;
    2. Даосский;
    3. Буддийский;
    4. Конфуцианский;
    5. Боевой цигун.

    Направлений пять, а школ не счесть. В некоторых восточных традициях практика цигун является прикладной, значительно продвигающей адепта в основных техниках. Выполняя комплекс или элемент из него, практикующий выполняет техники дыхания. В состоянии динамической медитации он соединяет определённые движения, всё тело в последовательности движений слаженно перетекает, перемещаясь из позиций вместе с дыханием, когда движение совпадает с вдохом, выдохом или задержкой. При этом чувствуя каждое движение, где-то натяжение, где-то на место что-то стало. Правильное выполнение комплекса приносит удовольствие от занятия.

    Китайский медицинский

    Китайский цигун тесно связан с традиционной восточной медициной, базирующий на принципах равновесия полюсов в организме и пяти природных элементов, символизирующих стадии жизни:

    • дерева - рождения;
    • огня - роста;
    • земли - расцвета;
    • металла - зрелости;
    • воды - смерти.

    Согласно их учению свободно двигающаяся энергия Ци (Прана) в теле, залог здоровья. Когда образуется её застой, тогда на том месте проявляется болезнь. Но, кроме жизненных стадий, на основе первоэлементов систематизировали все процессы и органы восприятия , чувства и переживания, части тела и органы в человеческом организме. Основываясь на этом, китайские мастера диагностируют заболевание и выбирают лечение.

    Даосский

    Цигун используемый последователями Дао, в дословном переводе означающее путь. Больше используется как медитация, в результате чего достигается долголетие и озарение, появляется непосредственная связь с природой. Даосы заметили, что увеличение Ци (праны) приводит к укреплению духа. Проходя первые три стадии, заключающиеся в преобразовании изначальной энергии в Ци, а затем поднятия её к макушке, для питания мозга, приводят к укреплению здоровья и достижению долголетия. Теперь даос может приступать к высочайшим задачам - просветлению.

    В даосском цигуне используют поэтапный метод следования к высшим материям, что заметно в техническом исполнении, где точно следуют очерёдности действий, выполняя их регулярно, продвигаясь шаг за шагом. Принципы школы заключаются в циркулировании энергии по каналам, с концентрацией на активных точках организма.

    Буддийский

    Буддийское направление нацелено на осознание, с целью достичь высший энергетический уровень, притом ускоренным методом, внимание обостряется на внезапные преобразования сознания .

    Конфуцианский

    Развитие внутренних резервов организма и потенциала человека, используя методы взращивания искренности, бесстрастия, сдержанность и внимание, охватывая им весь мир, быть к нему отрытым. Честь и совесть адепта, позволяют даже в ярости контролировать речь и поведение.

    Боевой

    Боевым назван согласно области применения. Все восточные школы боевого направления применяют цигун как прикладное искусство, особенно храмовые школы внутреннего стиля, где последователю требуется развитие внутренней силы. Впрочем, цигун весьма схож с выполняемыми катами боевой техники, присутствием в обеих системах позиций и перемещений, в полном сосредоточении, с дыханием и характерными чувствами в теле. Только практика цигуна наделена оздоровительными, повышающими энергетический потенциал эффектами, наделяющими силой.

    В результате укрепляется тело, становясь несокрушимым и твёрдым, словно сталь. Кроме физического эффекта, открываются каналы, повышающие качество восприятия и жизни, происходит психологическая подготовка состояния в бою.

    Во многих боевых школах цигун выполняется как энергетическая система, в разных вариантах исполнения, дающихся поэтапно, согласно прохождению предыдущих. Он укрепляет части тела, наделяет огромной физической силой, устойчивостью позиций. Упражнения, совмещённые с практикой дыхания, вводят адепта в состояние боевого транса, при котором отсутствует чувство боли, сила возрастает до невероятных размеров. Такой боец может противостоять сотне врагов, его тело становится неуязвимым.

    Цигун для начинающих

    Многим людям, с западным складом ума, цигун может показаться сложнейшим в практическом исполнении и психологической нагрузке искусством, но это не совсем так. Это действительно с виду физически сложно выполнимая и глубокая система, связанная с космологическими и физиологическими принципами, которая на высших этапах приводит к запредельным, для обывателя, состояниям сознания. Но она построена на принципе: от простого к сложному.

    Начиная с простейших упражнений, в зависимости от возраста и физических возможностей вновь поступившего, система усложняется, дополняясь характерными чувствами в теле и ощущениями движения, когда всё тело работает слаженно и свободно, согласуясь с дыханием . В результате наступает иное восприятие мира, ведущее к каждодневным открытиям на своём пути, постоянно расширяя сознание до вершин совершенства, которому нет предела.

    Не всем стать мастером боевых искусств или цигуна, каждый может оздоровить себя, повысив качество жизни, за счёт духовного развития, оздоровительными комплексами, разработанными на основе древних знаний. Начать заниматься может любой человек, в любом возрасте. Если есть физические ограничения, то для этого есть определённые практики, статические упражнения, например, наделяющие особым состоянием, помогающие излечивать недуги.

    Первые шаги в практике цигун

    Для первого шага необходимо верить, что всё получится, какой бы сложной ни казалась практика цигун. Для начинающих разработан специальный комплекс из простых, в выполнении позиций и перемещений. Больше преобладают медитации и дыхательные системы. В роликах и на фотографиях люди видят не самых начинающих. Демонстрируют всегда достижения, поэтому на показательных выступлениях и в рекламных роликах технические достижения и красоту движения демонстрируют продвинутые ученики или мастера.

    С виду простой комплекс для начинающих, прекрасно подходящий для людей с отвратительной физической формой и людей преклонного возраста, в действительности довольно результативный комплекс, с первых занятий наделяющий жизненной силой, подвижностью, ясным сознанием. Физические данные не имеют значения, по причине простоты в исполнении, даже для тех, кто никогда не увлекался физическими упражнениями и спортом.

    Для начала занятий необходимо следующее:

    • вера в себя, что всё получится;
    • осознанность и добровольное желание заниматься;
    • отсутствие стремления изучить всё сразу, только постепенно и своевременно;
    • наличие систематического подхода к занятиям.

    Прежде всего необходимо верить, что начиная постигать простые упражнения, через время получится освоить более сложные. Кроме физических упражнений, практика подразумевает тонкую работу с внутренним миром. Для этого необходима практика в полном осознании. Новички часто стараются выучить быстро как можно больше упражнений, что ведёт к упущению тонкостей и сосредоточения на главных элементах.

    Не нужно стремиться к количеству заученных форм, лучше во время практики точно выполнять физические действия, концентрируясь на чувствах и внутренних переживаниях. Лучше сделать одно-два упражнения качественно, уделяя каждому движению всего себя, без остатка, чем выполнять весь комплекс поверхностно, без соблюдения предписаний из учения.

    Если человек решил заниматься, то следует заниматься систематически, в одно и то же время, без перерывов, а потом рывков с большими нагрузками. Не проявлять жалости к себе и не лениться, посещать занятия или практиковать дома в отведённое время, не пропуская занятия . Заниматься лучше под присмотром инструктора 2-3 раза в неделю, а в остальные дни практиковать самостоятельно, используя обучающее видео. Самостоятельные занятия самоорганизуют и воспитывают внутреннюю дисциплину.

    Площади для практики достаточно в пределах шага в разные стороны и времени 15 мин, после разучивания комплекса. Регулярные занятия позволяют освоить комплекс полностью и правильно выполнять каждое упражнение. В результате, организм на клеточном уровне оздоравливается, мышцы становятся эластичными, появляется свобода в движениях, укрепляется позвоночник, нормализуется кровообращение. Кроме физического здоровья, комплекс положительно воздействует на духовное состояние, наделяя безмятежным спокойствием.

    Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

    Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун" и `нэйгун". `Цигун" в переводе с китайского означает `работа с ци", то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун" - это `внутренняя наработка", то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости" - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести" - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю", и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

    Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

    Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела".

    Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

    Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в xvii веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце xix века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

    При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

    Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

    Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

    Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

    В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль "каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

    Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория, описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что стоит за нею.

    В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю, рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

    Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство. Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться, демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения. Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров, и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он не помнил ничего.

    Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

    Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете нарваться на прямой в челюсть.

    Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я присутствовал.

    Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком `ц!" содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел" по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении - у него свело все мышцы.

    Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300 вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других регионов.

    И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую "от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей появляться даже если тело неподвижно.

    Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые "три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями". Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

    Те, кто помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то, что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго, воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с продвинутыми учениками...

    Анатолий Криводедов, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России, рассказывает о стиле ушу Ицюань, его особенностях, методах и применении в бою.

    Что за стиль Ицюань? Ицюань это система самообороны или цигун?

    Особенностью внутреннего стиля Ушу Ицюань является как раз это сочетание. Базовые методы стиля: Чжан Чжуан (столбовая практика) , Шили (тестирование движением) , Моцабу (шаг трения) и Фали (выведение силы) являются по своей сути классическими методами Цигун (в более старом варианте названия Нэйгун - внутренней работы).

    Для чего это нужно, и что это даст тому, кто изучает боевые искусства?

    Те кто занимается боевыми искусствами могут:

    1) Уточнить внутреннюю составляющую техник своего стиля;

    2) Улучшить свою концентрацию;

    3) Научиться взрывным ударам в том числе с минимальной дистанции;

    4) Исследовать новые возможности своих действий в клинче.

    5) Восстановиться после травм;

    6) Ускорить восстановление после нагрузок;

    7) Поддерживать хорошую форму в зрелом возрасте.

    Ну и если посмотреть шире и глубже, то Ицюань новую дает возможность познать себя.

    Как давно вы занимаетесь Ицюань и что послужило причиной заниматься именно этим стилем?

    Внутренними стилями Ушу и Цигун я пробовал заниматься еще в конце 90-х годов прошлого века. После выхода книг мастера Кёкусинкай Хацуо Роямы (2003-2005) я обратил внимание на стиль Тайкикен (производный японский стиль от китайского стиля Ицюань). В 2005 году у меня состоялась первая поездка в Китай где я начал исследовать основы стиля у китайских мастеров. Причины? Их две. Мне изначально был интересен внутренний подход в боевых искусствах. Вторая, этот внутренний стиль уже начал исследоваться в Кёкусинкай со времен Масутацу Оямы.

    С какой целью Ицюань изучается в Кёкусинкай?

    Ицюань иногда называют мостом между внутренними и внешними стилями боевых искусств. Стиль формировался достаточно революционно. И можно найти много общего у основателя Ицюань - Ван Сянчжая, его последователя в Японии и основателя Тайкикен Кенъити Саваи и Масутацу Оямы создателя Кёкусинкай.

    Вы говорите, что есть много общего у Кёкусинкай и Ицюань. В чем заключается это сходство?

    Сходство было в пересмотре карате или ушу с точки зрения эффективности.

    Второе, в Кёкусинкай внимание во многом направлено на высшие базовые принципы и поиск истины. «Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». В Ицюань мы во всех методах взращиваем по сути одно и тоже - осознанную силу (мудрую силу). И каждодневная работа над шлифовкой этой силы позволяет со слов моего наставника в Китае избежать многих соблазнов жизни.

    Третье, Ояма сделал акцент в Кёкусинкай на круговые техники, присущие больше китайскому Ушу. Он сам и не скрывал это.

    И как я уже говорил, Масутацу на этапе формирования стиля плотно общался с Кенъичи Саваи (Тайкикен), который учился в Китае у основателя Ицюань мастера Ван Сянчжая. Если точнее в основном Саваи тренировал отец моего мастера - Яо Цзунсунь.

    В чем заключается пересмотр (переформатирование) в Ицюань и Кёкусинкай?

    Пересмотр заключается открытой критике неэффективных подходов (с их точки зрения) в других стилях на тот исторический момент. В предложении новых другого пути. И в отстаивании своих позиций практическим путем (проверка спаррингом).

    Какие подходы, с их точки зрения, эффективны, а какие нет?

    В Ушу на тот момент с подачи правящей элиты приветствовались формальные комплексы Таолу в ущерб всем остальным традиционным методам. Красивые, полезные и безопасные для верхушки (да, можно вспомнить «Боксёрское восстание»). Плюс позже Культурная революция активно уничтожала всё традиционное, включая настоящих мастеров Ушу. И дело не только в рукопашном умении, а наверное больше в том, что идеалы традиционного Ушу не вписывались в новую государственную идеологию.

    И на этом историческом фоне основатель Ицюань Ван Сянчжай предложил возврат к истокам и отбрасыванию всего неэффективного.

    Разве в то время в ушу спаррингов не было?

    Надо всё время учитывать исторический контекст. В то время был явный перекос в сторону таолу и внешней красивости. В Ушу ранее были традиционные методы проверки эффективности тренировок в том числе и спарринги, но со временем эти методы были кастрированы в спортивные поединки с большими ограничениями.

    То есть таолу, по их мнению, не эффективный метод?

    Конкретно в той исторической ситуации с таолу был явный перебор. Чтобы этот метод был эффективный нужно в первую очередь отрабатывать предыдущие базовые методы. Потерялась суть Ушу как боевого искусства.

    В ситуации с Кёкусинкай дело обстояло примерно также. Каратэ, как боевое искусство начало превращаться в спортивные поединки без контакта.

    Что касается формальных комплексов ката, то Ояма постоянно подчёркивал важность ката. Но и в этом методе подготовки был сделан пересмотр с точки зрения эффективности техник. А любимая форма Масутацу – ката Тэнсё вообще имеет прочные китайские корни и выполняется по сути как метод Шили в Ицюань. Кроме того основатель Кёкусинкай поручил своему ближайшему ученику Стиву Арнейлу систематизировать и сохранить систему ката в Кёкусинкай.

    Занимаясь на Летних Школах с Ханши Стивом Арнейлом я не один раз обращал внимание на то, что ката в его трактовке были по своей сути аналогом первых четырёх базовых методов Ицюань. В частности Чжан Чжуан (столбы), Шили (медленные движения), Фали (выведение силы) и Моцабу (шаг трения). Интересен также и тот факт, что, готовясь к тесту в 100 поединков, Стив Арнейл выполнял очень много ката в разных режимах.

    Ещё я обратил бы внимание на Чемпиона Мира по Кёкусинкай Хадзимэ Казуми , который использовал в своей подготовке методы Ицюань. Мне повезло с ним общаться на совместных тренировках лично и видел насколько он проработан с точки зрения методов Ицюань. Отмечу также учителя Казуми мастера Хиросигэ Цуёси который воспитал целую плеяду Чемпионов Мира. Сейчас он возглавил своё направление Кёкусинкай. И конечно глава ещё одного ответвления Кёкусин - Канчо Хацуо Рояма. Он до сих пор практикует японскую версию Ицюань и поддерживает за счёт этого отличную форму. Добавлю, что в его организации предусмотрена даже должность советника по Ицюань которую занимает китайский мастер Сунь Ли.

    На фото: Хадзимэ Казуми

    Получается, что в Ицюань нет таолу?

    Да, таолу действительно нет. Этим стиль отличается от подавляющего большинства направлений Ушу. Но есть Цзянь У - свободная импровизация техник. Часто эту импровизацию называют «Танец здоровья», иногда это похоже на бой с тенью. То есть когда вы прочно освоили базовые техники (Кихон), то вы можете совершенствоваться в свободных авторских таолу (ката). Точно также, как и в Кёкусинкай при сдаче экзамена на 3-й дан необходимо представить авторскую форму - ката.

    У какого мастера вы занимались?

    Первый мастер - Ван Юнсянь, второй - Яо Ченгуан и третий у которого я занимаюсь и в настоящее время - Яо Ченжун.

    С чем была связана смена мастеров?

    Первого мастера мне нашел переводчик который живёт в Китае. Я с ним занимался в Пекине в 2005 году. Второй мастер Яо Ченгуан приехал с семинаром в Москву примерно через год после моей первой стажировки в Китае. И я участвовал в нескольких семинарах с ним. Когда я собрался на вторую стажировку в Китай в 2008 году мне порекомендовали обратить внимание на брата мастера Яо Ченгуана. И я приехал к мастеру Яо Ченжуну на интенсивное обучение (три тренировки каждый день в течение двух недель). Мне понравился подход мастера к обучению и его необычная «умная сила». Далее я уже ездил на стажировки только к нему, став через некоторое время его официальным (внутренним учеником).

    Вы можете немного рассказать о каждом мастере у которых вы занимались?

    Мастер Ван Юнсянь выглядел очень эмоциональным и жизнерадостным. Он придал моему интересу к Ицюань очень хороший импульс за что я ему очень благодарен.

    Второй мастер дал возможность подойти к обучению более системно, благодаря переводчику польскому мастеру Анджею Калишу. Я также благодарен этим мастерам за знания.

    А с третьим мастером мы уже занимались в Китае не только системно и очень плотно. Зачастую мои стажировки продолжались месяц по три тренировки в день без выходных. Яо Ченжун указал мне на очень важные детали, которые были упущены на предыдущих этапах. Он делился своими знаниями очень искренне и детально. В общем «звёзды на небе» сошлись на нём.

    На фото: Яо Ченжун

    С чего начинается обучение в Ицюань?

    С первого метода - Чжан Чжуан (столбовая практика). Это ключевой метод, который можно считать визитной карточкой стиля. В то же время столбы всегда считались важнейшим методом во всех направлениях Ушу и Цигун.

    Как правило, при описании какого нибудь стиля, говоря о визитной карточке, обычно используются описания тактики или техники. В случае с Ицюань, получается все иначе, ключевым методом является столбовая практика. Что она дает бойцу или что развивает?

    Визитку можно обозначить внешне и внутренне. Скажем внешняя визитка Кёкусинкай может выглядеть так: один боец выполняет высокий удар Маваси-гери дзёдан, а второй бьёт лоукик под опорную ногу. А внутренней визиткой стиля может стать к примеру ката Сантин с набивкой или спортивный поединок. В Ицюань внешне - столб, а внутренне - работа в этом столбе.

    Дело в том, что тактика Ицюань упакована в столбе Ицюань как универсальный принцип, первопричина. Хотя конечно для зрителя можно всё распаковать и показать в виде каких-то техник. Ну можно ещё показать запасную визитку - Туйшоу (толкающие руки). Этот метод очень проработан в стиле и от него может выстраиваться тактика.

    О каких универсальных принципах идет речь?

    Самый универсальный принцип заключён в самом названии стиля. Где и «И» - сознание, «Цюань» форма. То есть в первую очередь тренируется сознание (мысль, намерение), которое управляет формой (движением, техникой).

    Кроме того столбовая практика это наиболее простой и эффективный метод формирования целостного тела. Если ещё точнее, то правильнее будет сказать ум-тело.

    Сознание управляет формой, но ведь форму перед этим надо как-то узнать. Что идет сначала, а что потом?

    Безусловно форму надо узнать. Речь не о том, что она не важна, а о том чтобы ведущим инструментом познания формы использовать сознание. При этом форме, особенно на первом этапе, придается особое внимание.

    Что подразумевается под формой - это форма движения, форма тела, физическая форма? Какой форме придается особое внимание на первом этапе?

    В данном контексте форма включает в себя структуру выстраивания тела и его движения на основе этой структуры.

    Именно для этого и предназначено столбовое стояние? Точнее столбы и столбовое стояние

    Точнее будет сказать, что столбы это один из ключевых методов. Так как в Ицюань есть ещё 5 основных методов, которые взаимно подпитывают друг друга. О них было сказано в самом начале, но здесь можно и повториться, так как эти вещи важны.

    Что же тогда развивает столб?

    В столбе мы с помощью сознания объединяем тело, и при внешней неподвижности запускаем внутреннее движение. В итоге приходим к состоянию: там где мысль, там и сила.

    За счет чего формируется тело во время стояния столбом? Какие группы мышц задействованы, что именно тренируется?

    Сначала принимается определённая позиция тела и успокаивается ум. Сконцентрированный ум это наш инструмент на следующих этапах. Это первый базовый принцип. Затем помощью сознания мы выстраиваем положение тела таким образом, чтобы как можно больше мышц было расслаблено. То есть будут задействованы в первую очередь глубокие (скелетные) мышцы. Если точнее такое состояние мышц и ума называется Фансун. Мышцы расслаблены, а ум активен. Если ещё углубиться, то в мышцах сохраняется тонус-натяжение который позволяет мгновенно включиться в движение. Это второй принцип. И третий базовый принцип - естественное дыхание. Которое во многом определяются предыдущими действиями.

    Тот кто решил заниматься столбовой практикой, с чего ему следует начинать?

    Лучше всего ему найти мастера, так как без наставника он забредет не туда. Это как в Зону без Сталкера. Может повезет, а может нет.

    Раньше я пробовал заниматься по описанию в книгах Роямы, но после первой стажировки в Китае с мастером понял, что шёл не туда куда надо.

    Сейчас для таких вот энтузиастов, которые пока не добрались до мастера я сделал видеокурс «Школа Ицюань», чтобы максимально избежать взаимодействия с граблями.

    Это временно может направить в нужное русло неутолимое желание начать практику прямо сейчас.

    В текстовом виде очень сложно передать множество нюансов начала практики и видео в этом смысле лучшие костыли Ицюань.

    Это как заболел зуб и с чего начать. Конечно к стоматологу! Но можно на ютубе найти какой нибудь временный болеутоляющий способ, а можно и самому плоскогубцами попробовать :)

    Человек без опыта в боевых искусствах может начать заниматься стоянием в столбе и вообще Ицюань?

    Да, может! Человек всё может!

    Часто можно встретить непонимание людей в вопросе, как столбовое стояние может помочь в боевом искусстве. Связано это с тем, что в большинстве случаях стояние столбом позиционируется как единственная методика. В итоге многие думают, что кроме этого на тренировках больше ничего не происходит.

    Но если попытаться разобраться в деталях, то получается, что с помощью столба человек учится формировать структуру, которая будет универсальной для многих направлений боевых искусств при выполнении ударов, бросков и других действий. В дополнение к этому он учится отключать лишние напряжения в теле, что в свою очередь производит оптимизацию расхода энергии при выполнении приемов. То есть освобожденная энергия из лишних напряжений в теле, переключается на нужную работу. Другие методы Ицюань дополняют тренировку таких возможностей.

    Так ли это?

    Да, последующие методы реализуют оптимизированную в столбах структуру тела (железо) и оптимизированный ум (процессор). То есть столб можно рассмотреть как перепрошивку. А постоянную практику в столбе как внесение обновлений. Наверное даже не перепрошивку, а возвращению к заводским настройкам - к своему естественному состоянию.

    Оптимальное состояние ума и тела это хорошая база для применения в качестве самозащиты. Конечно, сами по себе навыки взаимодействия с партнёром не появятся и поэтому подключаются следующие методы и специальные методики. Можно сказать так, что для здоровья можно остановиться на базовых методах Ицюань. Если мы пойдём в изучении стиля дальше, то на выстроенной базе мы делаем прикладную надстройку. То есть надо с самого начала определиться с целями. Всё это выглядит логично и понятно. В чём заключается сложность? В непривычных для многих ключах Ицюань, когда мы используем в качестве инструментов своё сознание, мыслеобразы.

    Получается, что мыслеобразы в практике Ицюань одно из главных составляющих?

    Мыслеобразы - один из важнейших инструментов в Ицюань. Искусство мастера в точном использовании этого инструмента для конкретного ученика.

    Образ минует интеллектуальную работу мозга, которую мы успокаиваем с началом работы в столбе. Плюс мыслеобраз, как правило носит целостный характер в отличии от дуальности интеллекта.

    Но если заглянуть вглубь, то мы используем что-то вроде диалектики. Это Маодунь - некоторая противоречивая разнонаправленная сила. Иероглифами она описывается взаимодействием копья и щита. В связи с тем, что в тренировках мы с первых шагов активно используем своё сознание для обучения требуется опытный наставник и индивидуальный подход.

    А есть в Ицюань какие нибудь методики направленные на развитие физических качеств бойца, например работа с отягощениями, набивка?

    Все это можно использовать дополнительно, но в меру. Фишка Ицюань в первую очередь в максимальном использовании основных методов.

    При этом если идёт подготовка к спортивным поединкам, то естественно добавляются все необходимые для этого методики тренировки, включая бег, работу на мешке, лапах и так далее.

    На фото: Яо Ченжун показывает работу на мешке в Ицюань

    Так что же тогда Ицюань, целостное боевое искусство или хорошо проработанная методика для боевых искусств для достижения определенных задач?

    Ицюань приобретает разную форму в зависимости от целей занимающегося. В Ицюань есть и Цигун, и самозащита, и самопознание. По большому счёту тем же боксом можно заниматься для здоровья в качестве кардио нагрузок (в фитнес клубах сейчас модная тема), а можно и как искусством – рисовать на лице оппонента картины разыми красками.

    Но в исходном варианте (в заводских настройках) это стиль Ушу - то есть стиль китайского традиционного боевого искусства которым при желании можно заниматься до глубокой старости для здоровья.

    Все равно складывается впечатление, что Ицюань это столб и вспомогательные к нему методы Шили, Моцабу, Фали. То есть, это первичное по отношению к саньшоу, туйшоу и другим методам стиля.

    Да, это впечатление нормально. Сейчас поясню. Я знаю, что у моего наставника есть относительно небольшая группа хорошо подготовленных бойцов. Между собой и моим переводчиком мы назвали её «спецназ». И я как-то завёл такой разговор со своим наставником, что может быть для развития стиля в России подготовить ускоренно подобную ударную группу чтобы продемонстрировать желающим боевые возможности стиля. И тогда все встанут в столбы животворящие. Но мастер Яо Ченжун сказал так, «Зачем? Ты потихоньку тренируй всех желающих, давая в первую очередь оздоровительные базовые методы шаг за шагом. И вот когда какой-нибудь «ботаник» (это мой термин) в итоге станет сильнее и здоровее своих таких же друзей «ботаников», то это и будет лучший результат». И сейчас я понимаю эти слова своего мастера.

    При этом я знаю как подготовить бойца хорошего уровня, опираясь на методы Ицюань. Но тут дело в том, что к внутренней работе над собой приходят в зрелом возрасте, когда спорт уходит на второй план, открывая новые горизонты. Но эти горизонты не все готовы видеть из-за привычных шор. А молодым удобнее использовать кажущиеся безграничными силы своего здоровья. Тут в современном мире много других эффективных методов и без Ицюань.

    Добавлю, что уже давно использую Ицюань в качестве своеобразного апгрейда для мастеров Кёкусинкай. И чем выше уровень мастера, тем быстрее он видит, какие обновления и приложения он может получить от практики. Но к «перепрошивке» готовы не все. Это серьёзный вызов который повлияет на всё в вашей жизни.

    Ицюань это конечно же не только столб. Каждый метод сам по себе очень интересен и является целыми миром. Но все эти миры взаимосвязаны и могут быть компактно сжаты в столб, как в чёрную дыру сжимается время и пространство.

    А ещё Ицюань это ещё ряд интересных побочных эффектов. Например из своего опыта и опыта своих учеников могу подтвердить новые открывающиеся возможности видения. Можно видеть не только физические границы живого объекта, но и его поле. Те ученики которые занимаются профессионально массажем отмечают новые возможности именно со взаимодействием с этими полями. Подобные методики, кстати, уже не первое десятилетие используются в клиниках Пекина, где Ицюань признан национальным достоянием.

    Я бы ещё особо подчеркнул универсальность тех навыков, которые вы получаете от практики Ицюань. Благодаря этим навыкам я переосмыслил изнутри Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо, а мои ученики нашли новые интересные прикладные аспекты в тайском боксе.

    Те кто занимаются в первую очередь для здоровья открывают в себе новые способности, связанные с мгновенным реагированием в бытовых ситуациях. И все чувствуют наполнение жизненной силой.

    Ну и конечно если прикладывать статью с этим интервью к больным местам, то швы рассасываются :)

    Для тех кто интересуются более простыми материями в Китае (я говорю про зал своего наставника) есть общая группа. В ней примерно 30 минут уделяется базовой подготовке (столбы. Шили, Моцабу, Фали) и примерно 1-1,5 часа уделяется парной работе (Туйшоу, Саньшоу, работа на мешках и так далее)

    Соответственно в мини-группе и индивидуально мастер уже даёт материал исходя из конкретного человека, его целей и задач.

    Поэтому нет какой-то единой универсальной программы для всех, когда мы начинаем изучать приёмы и так далее. Во внутренних стилях нет массовки. Это где-то минус и где-то плюс.

    Есть цель спортивные соревнования - бойцу подбирается своя программа. Но Ицюань, не замкнут на спорт, хотя его представители участвуют в соревнованиях.

    Что именно вы переосмыслили Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо?

    Отличный вопрос!

    Серьёзная внутренняя проработка естественно сказалась на понимании Кёкусинкай и Иай- дзюцу. Например, любая стойка из статической превратилось в живую, со скрытыми внутри пружинами и усилиями. Любое движение стало очень удобным для тела и объёмным. Открылись новые возможности по вариантам применения техник. Поединок иногда можно видеть как в замедленной съёмке.

    Что именно становится понятно? Обладает ли позиция потенциальной силой или нет. Будет ли техника целостной, а значит более сильной или сила будет ломаться в теле. Пустой удар или наполненный.

    Ещё становится яснее как выстроить свои личные тренировки чтобы достигать целей, не получая травм. И есть методы для восстановления себя после самых разных повреждений.

    Скорость боевого мышления и реакция становятся острее.

    О каких прикладных аспектах, которые нашли ваши ученики, идет речь?

    Спектр применения Ицюань широкий. Например, есть столбы сидя. Соответственно можно на этой основе выстраивать самозащиту начинающуюся из этого положения.

    Затем есть работа с шестом. В отличии от Кобудо она внешне простая, но очень эффективная как автомат Калашникова.

    Уже исходя из принципов Ицюань я тестировал работу с короткой палкой, ножом, тактическими ручками и так далее.

    Когда характеризуют некоторые стили, то часто используют в описании технику стиля, например удары ногами в тхэквондо, инерционные броски в айкидо и т.д. Вот если в таком ключе, то какие техники будут визитной карточкой Ицюань?

    В Ицюань у разных мастеров можно увидеть авторское понимание ключевых техник. Поэтому я выскажу своё мнение по официальной прямой линии, по которой обучаюсь сам. У мастера Яо Ченжуна я вижу хорошо поставленный вход на среднюю-ближнюю дистанцию и серия коротких ударов (в основном руками) с одновременным контролем противника. Зачастую вместо ударов может быть опрокидывающий толчок.

    О каких именно ключевых техниках идет речь? Понятно, что это какая-то база стиля, но что в нее входит?

    Ицюань это традиционный стиль Ушу. А в Ушу самое главное хороший удар. Базовые методы готовят к умению ударить и защититься любой частью тела. При этом сохраняются ключевые принципы.

    Что за ключевые принципы? Это какие-то малозаметные нюансы выполнения техники или что-то другое?

    Один из ключевых принципов заложен уже в самом названии стиля где ведущая роль отводится тренировке сознания (намерения, импульса мысли).

    То есть развивается умение с первых секунд захватывать контроль ситуации своим намерением, в определенном контексте - волей. Этот же принцип используется и на физическом уровне, когда мы учимся выходить на мгновенный контроль с помощью метода Туйшоу . Далее ключевым принципом может подключаться метод Фали - выброса усилий. А каким будет Фали - толчок, удар кулаком, ладонью, ногой, это уже по ситуации, по предпочтениям конкретного человека.

    Первый принцип в какой-то мере можно сопоставить с японским понятием состояния Заншин.

    То есть любой стиль со своей техникой впишется в Ицюань и может использовать ключевые принципы и методики стиля?

    Я бы сказал, что любой стиль можно улучшить с помощью методов Ицюань. В Китае, например, стиль использовался для подготовки боксёров, стрелков, баскетболистов и других спортсменов. У меня, кстати, тоже есть ученик профессиональный стрелок из пистолета. Он отмечает явную пользу.

    Чем туйшоу Ицюань отличается от туйшоу других стилей ушу, например тайцзи цюань?

    Отличие в том, что в Ицюань Туйшоу рассматривается как промежуточный метод для перехода к ударной технике. И этот переход реально отрабатывают. Плюс чаще идут различные заломы, подсечки, и прочие борцовские штучки. В Тайцзи зачастую Туйшоу рассматривается как конечный продукт безопасного поединка для проверки качества техники.

    Тайцзишники часто критикуют Ицюань Туйшоу за то, что в нем на их взгляд все слишком жестко. На самом деле это более выраженное усилие на центр противника, которые и составляет основу боевого применения.

    Воздействие на ближней дистанции происходит ударной техникой: 4 базовых удара кулаком (прямой, боковой, снизу и сверху). Эти техники близки к боксу.

    Это также удары открытой ладонью, ребром ладони, локтями, головой, коленями, стопой, плечом.

    И также точки с разным проникающим наполнением.

    В линии моих мастеров, как правило используется ударная техника. В других линиях можно увидеть другие варианты.

    Ицюань на мой взгляд может заточить неплохой анти-греплинг. Это я немного сам проверял с Кудо и БЖЖ.

    Какая основная тактика бойца Ицюань?

    Притвориться большим деревом :)

    Тактика бойца Ицюань может быть такой. С помощью перемещений и ложных действий выйти на удобную позицию для удара и выброса силы (Фали). В идеале ударная техника сочетается с контролем противника и его центра тяжести.

    Основное направление атаки - центральная линия. И примерно 70 % ударов направлено в голову.

    Как правило боец Ицюань стремится перехватить инициативу и атаковать с разрушение защиты. Часто используется встречная атака с одновременной защитой.

    Удары ногами используются обычно не выше пояса на средней дистанции в сочетании с действиями рук. И в боевом варианте они направлены на тазобедренные и коленные суставы. Также используется болезненный отвлекающий низкий прямой удар в нижнюю часть голени. На ближней дистанции зачастую используются удары в пах в сочетании с ударами головой. На сближении используются хлёсткие удары по глазам и удары основание ладони в подбородок. По корпусу чаще используются удары открытой ладонью, чем кулаки.

    Как происходит обучение Ицюань?

    Обучение в Китае проходит в общих группах, мини-группах и индивидуально. На стажировке я участвую во всех трёх тренировках в один день. В России я использую такой же подход. У меня есть небольшие группы и индивидуальные ученики. Ко мне также приезжают ученики из других городов на стажировку. Два раза в год я провожу углублённых Школы в Крыму и Карелии, плюс ознакомительные семинары в разных городах.

    Как правило тренировка начинаются со столба. И их может быть 2-3. Затем переходят к методу Шили, Моцабу. После этого может добавляться Фали и парная работа.

    На каком этапе своего обучения, ученик начинает изучать сами приемы?

    Знакомство может быть прямо с первого занятия. Весь вопрос в целях занимающегося. Обычно Яо Ченжун в конце первой тренировки сам аккуратно работает в паре с новичком. Чтобы он мог оценить что он может получить в прикладном плане.

    А так, в процессе все изучают удары с первых занятий вместе со столбами и другими базовыми методами.

    В Ицюань, как и в других внутренних стилях нет понятия «приёмы», особенно в нашем понимании. Есть понятие Юн - применение.

    Что это означает. Нет фиксации на конкретной серии действий. При том, что такие действия можно наблюдать.

    В связи с этим применение (Юн) может встречаться уже с первых тренировок в основном в качестве демонстрации. При этом новичку предлагается повторить показанную технику либо серию техник. Как правило это не получается. Тогда и поясняется, что надо практиковать базовые методы, в идеале ты должен включать свои мозги и разобраться какие именно детали в базовых техниках имеют пробелы.

    Опишите свою тренировку или свой тренировочный день.

    5.30-6.00 - Подъём. Дзадзен, чай и утренние дела.

    7.00 - Тренировка в парке (в любую погоду) с группой Ицюань (Цигун). Для всех желающих (бесплатно)

    8.00 - Своя тренировка там же в парке до 9.00

    10.00 - Индивидуальные тренировки в домашнем зале (не каждый день)

    14.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

    17.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

    18.00-21.00 - Две группы по Кёкусинкай (вт. чт.)

    20.45-22.00 - Группа Ицюань (пн. ср.)

    17.00 - сборники Кёкусинкай (сб.).

    11.00 - Кобудо, Кёкусинкай (воскр.).

    Ну и в свободное время между этими тренировками самостоятельная практика.

    На фото: Анатолий Криводедов практикует столбовую работу Ицюань

    Что вы делаете в рамках обычной своей тренировки?

    Ицюань: обычно столб 10-40 минут. Затем различные варианты из Шили, Моцабу, Фали и других основных и вспомогательных методов Ицюань. Зачастую Ицюань я практикую через технику Кёкусинкай. На улице по погоде, больше движения в холодную погоду.

    В завершении, какой совет вы бы дали изучающим боевые искусства?

    Я бы предложил занимающимся задать себе вопрос о цели своих тренировок. О стратегической цели, а не о тактических целях таких как победа на соревновании или аттестация на очередной пояс. Чем выше будут ваши цели, тем дальше вы продвинетесь на Пути.

    Видео «Оздоровительные столбы»

    Видео «Боевые столбы»

    Видео «Основные Шили»

    Видео «Перемещения в Ицюань - Моцабу»

    Видео «Фуань фали - выведение силы в Ицюань»

    Видео «Подводящие упражнения Хадзимэ Казуми»

    Школа Ицюань. Видеокурс >>>

    Смотреть видео

    Первые 6 упражнений нацелены на: 1. Раскрепощение верхней части тела 2. Проработку навыка генерировать движения от стоп и поясницы 3. Улучшение подвижности суставов. По материалам мастер-класса Шихана Хадзимэ Казуми в Нижнем Новгороде 20 августа 2014 г. Семинар о подводящих упражнениях Шихана Казуми.x

    В Шаолиньском монас­тыре (годы династии Лян, 502-557 гг.). Практикуя придуманный Да Мо цигун Изменения мышц и сухожилий, шаолиньские монахи обнаружили, что этим они не только улучшили свое здоровье, но и значительно повысили эффективность приемов ведения боя. С той поры во многих стилях боевых искусств были созданы комплексы цигун для повышения эффективности боя. Кроме того, заметим, что многие стили вообще были созданы на основе теории цигун. Мастера боевых искусств играли очень важную роль в мире китайского цигун.

    Первое применение теории цигун в боевых искусствах было связано с увеличе­нием силы и эффективности работы мышц. Сама теория была проста. использовался для направления к мышцам, чтобы наполнить их энергией и заставить более эффективно выполнять работу. Обычно человек использует свои мышцы менее чем на сорок процентов. Следовательно, если ему удастся научиться концентрироваться ( ) , применяя свой сильный И для направления ци к мышцам, человек сможет поднять энергетику мускулатуры на гораздо более высокий уровень, тем самым улучшив собственную эффективность ведения боя.

    По мере того как теория применения становилась все более понят­ной, приемы ведения боя получали возможность дальнейшего совершенствования. Знатоки боевых искусств научились атаковать определенные области тела против­ника (такие, как жизненно важные акупунктурные полости (см. )) , тем самым нарушая движение ци ( ) в организме врага и создавая энергетический дисбаланс, который приводил к серьезным повреждениям и даже смерти. Чтобы добиться этого, занима­ющийся должен был понимать пути (см. ) и время движения ци () в организме; нужно было также уметь наносить удары в конкретные точки, выполняя их аккуратно и на необходимую глубину проникновения. Техники нанесения ударов по акупунктур­ным точкам (полостям) называются дянь сюэ («удары по полостям») или дянь май («удары по каналам»).

    Большинство техник боевого цигун способствуют улучшению здоровья занима­ющегося ( ) . Но есть и некоторые другие виды этого искусства, которые, помогая развить определенный боевой навык, при этом вредят здоровью бойца () . Примером этому может служить система «Ладонь Железного Песка»: хотя методы тренировки позво­ляли развить в себе поразительную разрушительную силу, сами упражнения могли изуродовать руки, а также повлиять на движение ци в верхних конечностях и внут­ренних органах.

    Начиная с шестого века на основе теории цигун было создано множество боевых стилей; условно их можно разделить на «внешние» и «внутренние».

    Во внешних стилях основной упор делается на накопление ци в конечностях и координации энергетического взаимодействия с физическими боевыми приемами. Эти стили следуют теории -цигун (цигун Внешнего Эликсира). В вайдань-цигун для генерирования ци в конечностях используются, как правило, особые упражнения: для повышения плотности ци ( )
    во время выполнения упражнений применяется кон­центрация разума. Это значительно усиливает мускульную силу, а следовательно, и эффективность проведения боевых приемов. Цигун также можно использовать, чтобы научиться выдерживать различные удары. В этом случае ци направляется к кожным покровам и мышцам, наполняя их собой и позволяя безо всяких поврежде­ний выдерживать удар. Этот тренинг обычно называют «Железной Рубашкой» (те бу шань) или «Покровом Золотого Колокола» (цзин чжун чжао). Стили боевых ис­кусств, использующие в своих тренировках вайдань-цигун, обычно называют внеш­ними (вай-гун) или жесткими (ин-гун). Типичным примером стиля, в котором исполь­зуется боевой вайдань-цигун, является шаолиньское гунфу.

    Но хотя вайдань-цигун может помочь бойцу увеличить его силу, этот метод трени­ровок имеет и определенные недостатки. Поскольку данная система в основном акцентируется на тренировке внешних мышц, она способна привести к их переразвитию. В результате возникает проблема «рассеивания энергии» (саньгун), когда занимающийся начинает быстро дряхлеть. Чтобы поправить положение, боец внеш­него стиля, достигший высокого уровня мастерства в занятиях внешним цигун, переходит к занятиям внутренним цигун, направленным на ликвидацию проблемы рассеяния энергии. Вот почему говорят: «Шаолиньское гунфу - от внешнего к внутреннему».

    Внутренний боевой цигун основан на теории (Внутреннего Эликсира). В этом комплексе ци производится не в конечностях, а в туловище, а затем направляется к конечностям для увеличения силы. Чтобы направить ци к конечностям, техника выполнения должна быть мягкой при минимальном использовании мышц.

    Теория и практика боевого нэйдань-цигун гораздо сложнее, чем в вайдань-цигун. Несколько внутренних стилей боевых искусств были созданы в горах Удан и Эмэй. Особой популярностью пользуются тайцзи-цюань, багуа-чжан, люхэбафа-цюань и синьи- цюань () . Однако нужно понимать, что даже во внутренних стилях боевых искус­ств, обычно называемых мягкими стилями, в некоторых случаях требуется приме­нение мышечной силы. Вот почему ушуист, практикующий внутренний боевой стиль, достигнув определенной степени совершенства во внутреннем цигун, должен овладеть более жесткими внешними техниками. По этому поводу в Китае говорят: «Внутренние стили идут от мягкого к жесткому».

    В последние пятьдесят лет мастера тайцзи-цигун и тайцзи-цюаня разработали новую систему, направленную в основном на поддержание здоровья. Она называется уцзи-цигун, что переводится как «цигун Беспредельности». Уцзи («Беспредель­ность») - это состояние нейтральности, предшествующее Тайцзи - состоянию вза­имно дополняющих друг друга противоположностей. Если у вас в голове роятся мысли и чувства, значит, присутствуют ; но если вы успокоите разум, то сможете вернуться к пустоте Уцзи. Когда вы достигаете этого состояния, ваш разум сосредоточен и ясен, тело расслаблено ( ) , а ци вашего тела может двигаться естественно и плавно, самостоятельно восстанавливая равновесие. Уцзи-цигун приобрел боль­шую популярность во многих регионах Китая, особенно в Шанхае и Кантоне.

    Хотя цигун широко изучается ушуистами, основ­ной упор тренировок изначально делался на улучшении боевых характеристик, а не укреплении здоровья. Хорошее здоровье считалось побочным продуктом таких тре­нировок. Лишь в двадцатом веке оздоровительный аспект боевого цигун начал постепенно привлекать к себе внимание. Это особенно касается внутренних стилей боевых искусств.