• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Петанк — это один из наиболее распространенных подвидов игры в «буль» (от французского «boules» — шары). Игроки двух команд по очереди кидают металлические шары таким образом, чтобы именно их шар оказался ближе других к маленькому деревянному шарику (его называют кошонет — от французского cochonnet — поросенок). Бросают шары всё время из одной и той же точки — небольшой стартовой площадки. Само название «петанк» получилось от словосочетания «Pied Tanque» (что в переводе на русский — «ноги вместе») — ноги игрока, бросающего шар, не должны отрываться от земли или заступать за линию стартового круга (диаметр 35-50см) до тех пор, пока шар не коснется земли. Сполным и кратким сводом правил игры в петанк вы можете ознакомиться на сайте Российской Федерации Петанка .

    История: петанк

    Одни из первых упоминаний об играх, отдаленно напоминающих петанк, можно найти в источниках о Древнем Риме и Греции. В 6 веке до н.э. греки соревновались в дальности бросания камней, римляне играли на точность, бросая камень как можно ближе к какому-либо объекту. С падением Римской Империи на долгие века подобные игры были забыты. В 13-14 веке в Европе появляется игра «глобурум» (globurum), чаще известная как «boules». Как и многие другие виды спорта, игру «boules» потсигла участь стать запрещенной властями — она стала настолько популярной в некоторых европейских странах, что правители вводили запрет на игру (кто-то запрещал играть солдатам, другие — в общественных местах).

    Лишь в 19 веке, во Франции и Великобритании снова стали популярны игры «boules» и «bowls» (или «lawn bowling»). Известна так же разновидность игры «boules» с юго-востока Франции под названием «jeu provençal» (провансальская игра).

    Принято считать, что сам петанк в его современном виде изобрел Жуль Ленуар (Jules Lenoir) в 1907 году в небольшом городе Ла-Сьота (кстати, это ещё и родина кинематографа, здесь в 1895 году снялипервую в мире короткометражку братья Люмьер). Ленуар любил играть в шары (та самая игра les boules), однако, страдая от ревматизма не мог соблюдать правил: перед броском шара было необходимо сделать три шага. Так, играя в кругу друзей, Ленуар внёс небольшие поправки в правила игры: он бросал шар, сидя на стуле (отсюда и появилось название петанк, «pied tanque» — ноги вместе), а площадку игры уменьшили ровно в два раза. Такие изменения многим пришлись по вкусу и уже в 1910 году в Ла-Сьоте состоялись первые соревнования по петанку.

    В 1958 году в Марселе была создана Международная Федерация Петанка , а уже год спустя были проведены первые международные соревнования.

    Турниры, чемпионаты, соревнования

    Международная Федерация Петанка многие годы выступает с предложением о включении петанка в программу Олимпийских летних игр, однако ни по сей день, ни в 2012 году (следующие летние Олимпийские игры в Лондоне) петанк олимпийским видом спорта так и не станет. Несмотря на это, любителей петанка можно найти по всему миру, сегодня он распространен более чем в 50 странах.

    Наиболее заметными международными соревнованиями в мире петанка являются Чемпионат Мира и Чемпионат Европы, в России — Чемпионат России и Кубок мэра Петергофа.

    Шары: сталь по дереву

    За многовековую историю петанка и подобных ему игр — менялись не только правила и область распространения, изменяли свой вид и снаряды (шары). В Древней Греции бросали обыкновенные камни, причём изначально использовали плоские камни, лишь позже их стали заменять шарообразными. В средние века в Европе использовали деревянные шары, наполненные гвоздями.

    Лишь в 1927 году Jean Blanc вместе со своим другом Louis Tarchier запатентовали первый стальной шар для игры в петанк, изготовленный из двух кованых полушарий. С тех самых пор в петанк играют именно металлическими шарами, изменились лишь стандарты и используемые технологии.

    Производство современных шаров для петанка — сложный технологический процесс. Уже отлитые и визуально готовые шары обрабатывают термически (при температурах свыше 850°С), после чего их закаливают: шары из углеродистой стали — в солевом растворе, из нержавеющей стали — в масляной ванне. Закалка придаёт шарам особую твёрдость и упругость, так достигается минимальный отскок при столкновении с землей или другим шаром. После закалки шары проходят стадию отпускания — их повторно нагревают до 300-400°С, а затем медленно охлаждают. Далее шары полируют и многократно измеряют и взвешивают. Контроль за качеством шаров для игры в петанк — обязательное требование Международной Федерации Петанка.

    Стоит так же не забывать малый по размеру, но не значению в игре — деревянный шарик, кошонет. Изготавливается он из различных сортов дерева, наиболее престижные марки изготавливаются из самшита .

    Стандарты шаров для петанка

    На сегодня, во Франции существуют несколько изготовителей шаров для петанка, использование которых одобрено Международной Федерацией Петанка: Obut, Boule Unic, Integrale, La Boule Bleue, La Boule Noire, Okaro, Boules JB, L’Artisanale, Boule V.M.S.

    Шары для петанка должны соответствовать следующим стандартам:

    — на них должен быть выгравирован вес и компания-производитель;

    — диаметр от 70,5 до 80 мм;

    — вес от 650 до 800 г;

    — шар не должен быть наполнен песком или иным материалом в качестве утяжелителя.

    Кошонет должен быть изготовлен из древесины и иметь диаметр от 25 до 35 мм.

    Стальные шары подразделяют на 4 категории:

    — мягкие

    — полумягкие

    — полутвердые

    — твердые

    Шары различной твердости используются на разных игровых покрытиях и при особых типах бросков (твердые лучше катятся, хуже отскакивают, однако лучше передают энергию броска в нужную точку).

    Любопытно

    Петанк имеет множество разновидностей с минимальными различиями — в их числе популярная игра Бочче (баче).

    В конце 18 века произошёл курьез — во время игры в шары погибло 38 человек, всему причиной оказались шары. Игроки использовали вместо них пушечные ядра.

    Цены в России

    Обычно продаются комплекты по 3, 4 и 6 шаров. Если речь идёт о профессиональных шарах — комплект можно найти от 4500 до 7000р за набор. Если же вы ищете набор для любителя, смело покупайте наборы от 1500 до 3000р.

    Теплыми летними деньками хочется больше времени проводить на улице. Всей семьей, с друзьями, родственниками. Как сделать досуг интересным и веселым, полезным и приятным одновременно? Предлагаем освоить нехитрые правила популярной европейской игры петанк.

    Эта игра не знает ограничений по возрасту и физической подготовке, полезна для здоровья, объединяет и заряжает позитивом. Для того чтобы в нее играть, не требуется дорогостоящего инвентаря и экипировки. «Петанить» можно в городском сквере, парке и на даче, в доме отдыха и на школьном дворе. Правила игры элементарны, не способных к ней людей не существует, а азарт в процессе возникает такой, что сложно остановиться. Если вы никогда не играли в петанк, то в наступающем сезоне обязательно должны попробовать!

    Гольф + керлинг + бильярд

    В петанке сочетаются сразу несколько, казалось бы, не совместимых друг с другом игр. В нем есть размеренность гольфа, точность керлинга, виртуозность бильярда, тактика и стратегия интеллектуальных игр и, конечно же, карточный азарт. Игра заключается в том, что игроки двух команд на открытой площадке размером 15 на 4 метра по очереди бросают металлические шары, стараясь, чтобы «мяч» остановился как можно ближе к маленькому деревянному шару – кошонету. Подсчет очков в игре зависит от конечного расположения всех шаров на поле.

    Петанк – отличная возможность быть на свежем воздухе и двигаться, а не лежать или сидеть. Поэтому игра подойдет для тех членов вашей семьи, которые не готовы к слишком интенсивной физической активности, а вот против умеренной возражать не станут. За игрой в петанк, как за партией в «дурака», способны объединиться все члены семьи, но в отличие от карт ваши близкие будут дышать свежим воздухом и пусть не очень живо, но двигаться. А самые активные наутро даже почувствуют, где у них мышцы, которые они накануне задействовали, перемещаясь от шара к шару и наклоняясь, чтобы их поднимать. Петанк – игра, где одновременно и, что немаловажно, на равных могут играть бабушки, папы и внуки, при этом взрослые не утомятся от того, что все время вынуждены «поддаваться», а вторые не потеряют интерес, если у мамы с папой явно лучше получается. Петанк развивает разные группы мышц, глазомер, тактическое мышление, умение следовать определенной стратегии, навыки командной игры.

    История игры

    Еще в античные времена древние греки и римляне играли в то, что напоминает современный петанк. В Греции для игры использовали сферические камни, а в Риме – деревянные шары.

    Игра приобрела такую популярность, что в XIV веке Чарльз IV ввел на нее запрет под предлогом того, что она слишком отвлекала придворных от государственных дел, а также была чрезмерно азартной.

    Петанк запрещали, а потом разрешали снова неоднократно, число же поклонников игры только возрастало. Среди самых знаменитых игроков папа Юлий II, Франсуа Рабле, Анри-Мари Ампер и другие. Известны слова Франсуа Рабле об этой игре: «Ни ревматизм, ни какая другая болезнь не могут помешать кому-либо играть в петанк. Он подходит для любого возраста, как для молодых, так и для старых».

    К нашему времени у игры появилось множество разновидностей в разных странах, наиболее популярные Lawn Bowling (Боулинг на газоне) в Англии, Bocce (Бочче) – в Италии и непосредственно Petanque (Петанк) во Франции.

    Современный петанк – провансальский национальный вид спорта. Он стал особенно популярен после проведенного в 1907 году в столице Прованса – Марселе первого турнира по игре. А в 2007-м к столетию петанка вышла одноименная компьютерная игра. Во Франции игра – это спорт номер три после тенниса и футбола. В Европе эта игра тоже распространена: во многих парках, скверах и садах можно встретить горожан, увлеченно бросающих металлические шары. Но любовь к данной игре французов безгранична. В каждой семье имеются свои шары, и даже в крошечных городках с числом жителей, едва превышающим 1000 человек, в обязательном порядке есть специально оборудованная площадка для игры в петанк. А уж состязания любителей в мастерстве проходят практически еженедельно. Играют в петанк и на территории частных домов, во время вечеринок, на семейных праздниках и просто по воскресеньям.

    На самом деле специально оборудованные площадки для петанка, конечно, очень удобны, но для любителей вовсе не обязательны: можно играть и на песке, и на грунте, и на короткой траве. Процесс обучения игре тоже не займет много времени: достаточно один раз попробовать – и вы уже в игре. А через 10 минут вы поймаете себя на том, что очень увлеклись процессоми играете с большим азартом. .

    10 простых правил

    1. Петанк – это командная игра. В каждой команде может быть от 1 до 3 человек. В игре используется не более 12 шаров. Если команды состоят из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав входят по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами. Но если желающих принять участие в игре набралось слишком много, вы смело можете выдать каждому и по одному «мячу» – а почему нет? Ведь, напомним, петанк – одна из самых демократичных игр в мире. Шары в наборах имеют свои отличительные знаки – насечки, поэтому не так сложно запомнить «свои», чтобы не перепутать их с шарами других участников.

    2. Жребий определяет первенство броска. Затем победивший выбрасывает кошонет – деревянный шарик небольшого диаметра, входящий в набор для игры в петанк. Слово (от фр. сochonnet) переводится как «поросенок». Дети обычно бывают в восторге, когда узнают перевод, а многие именно так и продолжают называть кошонет – поросенком. В других странах маленький деревянный шарик может носить имя «джек», что, впрочем, смысла не меняет.

    3. Если играть по строгим правилам профессионалов, принимающих участие в серьезных соревнованиях, то кидать как кошонет, так и шары нужно из круга диаметром 30 см. Но для любителей достаточно обозначить линию. Кинуть «поросенка» нужно примерно на расстояние 6–10 метров от черты, за которую игрокам нельзя заступать. Если кошонет улетел слишком далеко или, напротив, оказался слишком близко – его перебрасывают. Снова кинуть кошонет нужно и в том случае, если он оказался ближе чем 50 см от любого препятствия.

    4. Затем любой игрок начинающей команды бросает свой первый шар, стараясь, чтобы он оказался как можно ближе к кошонету. Не заступая за черту!

    5. После этого игрок второй команды становится на исходную позицию и тоже кидает свой шар, стараясь попасть максимально близко к кошонету или же выбить шар оппонента (то есть сделать так, чтобы «мяч» соперника откатился подальше от цели).

    6. Следующий бросок делает та команда, чей шар оказался дальше от кошонета. Игроки ее должны продолжать бросать свои шары до тех пор, пока один из «мячей» не станет ближе к кошонету, чем шар противника. Как только это удалось – ход переходит к другой команде.

    7. Дальше процесс игры происходит так: шары всегда бросает та команда, чей наиближайший к поросенку шар дальше. Если у одной из команд не осталось шаров для броска, то другая бросает свои, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. Ситуация, когда команде пришлось «сбросить» все свои шары, стараясь переиграть ближайший «мяч» соперников, не редкость. Азарт же возникает еще и потому, что вы можете выбить (пододвинуть) как шар соперника, так и сам кошонет и тем самым в корне изменить положение шаров на поле. Раунд считается законченным, когда обе команды бросили все свои «мячи». За каждый раунд команда-победительница получает очки.

    8. Подсчет очков в раунде. Определяется шар, максимально близко расположенный к кошонету. Это автоматически выделяет команду победителя в данном раунде. А вот сколько очков будет у нее выиграно, зависит от положения остальных шаров на поле. Если следующим после шарапобедителя максимально близко к «поросенку» лежит шар игроков другой команды, то команда победитель получит только 1 очко. Если следующий «мяч» – той же команды, то 2 очка, если три ближайших к кошонету шара принадлежат одной команде – она получит сразу 3 очка! Вторая команда при любом раскладе шаров не получает ничего. Очки в раунде зарабатывает только та команда, чей шар – наиближайший к кошонету. Это важный момент, с которым у новичков возникает путаница. Даже если два других ближайших к «поросенку» шара принадлежат второй команде, она двух очков не получает!

    9. Итак, количество выигранных одной из команд очков определено. Играем следующий раунд, в нем, как и во всех других, кошонет бросает выигравшая в предыдущем тайме команда. Обычно каждый раунд начинается с противоположной стороны поля – команды переходят на другую сторону площадки и там вычерчивают круг для бросков или определяют линию, за которую нельзя переступать. Игра ведется до 13 очков. Кстати, правило каждый раз переходить на другую сторону – отличный способ не заскучать, а также равномерно загореть. Ведь, согласитесь, плохо, когда солнце все время светит в лицо или спину.

    10. Позаботьтесь о том, чтобы площадка во время игры оставалась достаточно ровной. Шару не должно ничего мешать катиться. На профессиональных площадках с этой целью используют различные приспособления для выравнивания. Однако по самым экстремальным провансальским правилам играть можно и на неровной поверхности, что, по мнению провансальцев, только добавляет интереса к игре.

    Боча, бочче, он же петанк

    Читатели, отдыхавшие в отелях Турции, наверняка слышали, как неунывающие аниматоры созывают желающих поиграть в загадочную для отечественного туриста игру, выкрикивая смешное для россиянина слово: «Боча, боча!» После чего видели европейцев, увлеченно бросающих шары и с очень серьезным видом делающих замеры на площадке, которую время от времени разравнивают при помощи специальных граблей. Так вот отельная «боча», которую турки, по всей видимости, позаимствовали у итальянцев, называющих эту игру «бочче», это тот же петанк. Кстати, как только наш отечественный турист, понаблюдав и вникнув в правила, вступает в игру, опытные иностранцы как-то скисают, поскольку начинают проигрывать. В чем тут дело – до конца неясно: то ли в извечном везении новичков, то ли в знаменитой русской смекалке, то ли наши люди от природы обладают большей меткостью.

    В бочу-петанк сегодня играет практически весь мир. Уже более 50 стран входят в состав Международной федерации петанка: это Франция, Германия, Италия, США, Канада. Россия, кстати, тоже. Ежегодно проводятся профессиональные международные соревнования, в том числе чемпионаты мира.

    Ну а раз россиянам так хорошо удается играть в бочу на заморских курортах, то пора большему количеству наших спортсменов выходить на международный уровень и готовить юных спортсменов в парково-дачных условиях.

    Установка или выбивание?

    В петанке существуют два вида бросков шара. Первый носит название pointing или «установка», его применяют, когда стараются разместить шар как можно ближе к кошонету.

    Второй тип броска называется shooting, то есть «выбивание». В этом случае цель игрока – своим броском выбить шары противника, что открывает возможность получить очки различными способами:

    1. Вы выбиваете (т.е., сбив, отбрасываете дальше от цели) шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из «мячей» вашей команды.

    2. Вы просто «расчищаете» территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить шары как можно ближе к «поросенку».

    3. Выбивая шар противника, вы ставите «мяч» на его место. Такой виртуозный трюк носит название carreau (каро). .

    От слов к делу: где найти площадку?

    Несмотря на то что петанк в России стремительно набирает популярность, клубов для игры в него пока что не очень много. Однако если вы купили набор для петанка, а отправиться в парк или выехать с друзьями за город не получилось, поиграть в шары и найти интересных соперников можно в петанк-клубах сети кафе «Бадди» – в Лужниках или на Болотной площади. Там есть открытая летняя площадка в сквере, ближе к фонтану. Также «побросать шары» можно в районе метро «Братиславская», где на улице Перерва тоже есть открытая летняя площадка.

    Но самое замечательное место для игры в петанк, с точки зрения «Первоклассных родителей», это парк культуры и отдыха им. Горького. Там, при кафе Les Boules (Шары) сразу 6 отличных дорожек для игры в петанк, а весь инвентарь можно взять в аренду (300 рублей за набор шаров для всей компании в час). Днем здесь бывают и соревнования, в том числе и среди детей, семей. А по вечерам зажигаются фонарики, играет музыка, и гости – из тех, что не заняты игрой, – танцуют. В общем, атмосфера очень душевная.

    Если никуда ехать нет желания, а попробовать поиграть в петанк хочется, то можно просто внимательнее осмотреться вокруг и вспомнить рельеф близлежащих парков-скверов или даже дворовых территорий. Поверьте – поиск подходящей площадки не составит большого труда, так как в петанк можно сыграть практически на любой ровной, без ям и наклонов, грунтовой поверхности. Размеры площадки должны быть 3–4 метра в ширину и не менее 12 (в идеале 15) метров в длину. Асфальт или деревянный настил – плохой выбор, так как по ним шары слишком быстро и далеко катятся. Впрочем, при желании можно сыграть на любом поле, а некоторым игрокам даже больше нравится играть на сложной поверхности, в таких случаях игра может стать по-своему интересной.

    Экипируемся?

    Комплект для игры в петанк обойдется вам в сумму примерно 700 рублей (стандартный набор из 8 шаров и кошонета). Есть, конечно, наборы подороже, в удобной упаковке, а также подарочные комплекты. Одним словом, купить все для игры в петанк несложно (как в спортивных магазинах, так и в Интернете), а выбор достаточно большой. Как правило, в набор входят 6 или 8 стальных шаров с проточенными на поверхности окружностями, которые служат для идентификации шаров в игре, маленький деревянный мячик-цель (кошонет) и какое-либо приспособление для измерения расстояния между шарами (не всегда).

    При выборе шара можно руководствоваться личным предпочтением, однако ориентируйтесь на то, что вес каждого должен быть примерно 600 граммов.

    А одежда? Одежда подойдет любая, главное, чтобы она не мешала вам двигаться, не сковывала движений. Например та, в которой вы обычно гуляете в парке. За игрой в петанк вы не вспотеете, ваше дыхание будет спокойным. Кидая шары, вы можете продолжать спокойно общаться… Да что там, вы даже можете с легкостью совместить эту игру с пикником!

    Текст: Татьяна Никитина

    по материалам сайта первоклассные родители

    Официальные правила игры в Петанк (Petanque) действуют для всех национальных федераций/ассоциаций, являющихся членами Международной Федерации Петанка и Провансальской игры.
    Эти правила были утверждены Международным Конгрессом МФП в Дакаре (Сенегал) 14.11.2008

    Общие правила
    Статья 1 - Состав команд
    Петанк - вид спорта, в котором: 3 игрока играют против трех (триплеты).
    Также допустимы следующие варианты:
    - 2 игрока играют против двух (дуплеты),
    - 1 игрок играет против одного (тет-а-тет)
    В триплетах каждый из игроков использует по 2 шара.
    В дуплетах и играх тет-а-тет - по 3 шара.
    Другие варианты недопустимы.
    Статья 2 - Характеристики разрешенных шаров
    В петанк играют шарами, разрешенными МФП и имеющими следующие характеристики:
    (1) Шары должны быть металлические.
    (2) Диаметр шара должен быть не менее 7,05 см и не более 8,00 см.
    (3) Шары должны весить не менее 650 и не более 800 гр. Марка изготовителя и вес шара должны быть выгравированы и четко видны в любой момент.
    В соревнованиях юниоров (до 11 лет) допустимо использование шаров весом 600 гр и диаметром 65 мм при условии, что они изготовлены лицензированным производителем.
    (4) Шары не должны быть заполнены песком или свинцом. Нельзя никаким образом изменять шары. Категорически запрещено закаливать шары с целью изменения твердости.
    Однако допускается нанесение на шары в соответствии со спецификацией производителя имени и фамилии (либо инициалов) игрока, а также различных логотипов, инициалов и акронимов.
    Статья 2a - Наказания за нестандартные шары
    Любой игрок, нарушивший условие (4), немедленно дисквалифицируется вместе со всей командой.
    Если шар не является подделкой, но имеет заводской брак, либо изношен, не проходит официальную проверку или не соответствует требованиям (1), (2) или (3), игрок должен его заменить. При желании можно заменить весь комплект.
    Все претензии команд, касающиеся этих трех пунктов, должны быть поданы до начала игры. Поэтому игроки должны быть уверены, что их шары и шары противников соответствуют вышеизложенным требованиям.
    Претензии, касающиеся пункта (4), могут быть поданы в любое время на протяжении всей игры, но в перерыве между раундами. Если претензия по поводу шаров противника подается после третьего раунда или позже и оказывается необоснованной, к счету команды или игрока противника добавляется 3 очка.
    Судья или жюри могут в любое время потребовать проверки шаров любого игрока (игроков).
    Статья 3 - Разрешенные кошонеты
    Кошонет должен быть сделан из дерева или синтетического материала с маркировкой производителя и соответствовать стандартам МФП. Диаметр кошонета должен быть 30 мм (погрешность: +/- 1 мм).
    Кошонет может быть окрашен в любой цвет, но он не должен притягиваться магнитом.
    Статья 4 - Лицензии
    Перед началом соревнования каждый игрок должен предоставить свою лицензию. Он также обязан предоставлять ее по просьбе судьи или противника, только если она не находится у Судейской Коллегии.
    ИГРА
    Статья 5 - Характеристика площадки и продолжительность игры
    Играть в петанк можно на любой площадке. Однако организационный комитет или судья могут попросить команды играть на определенной (размеченной) площадке. В этом случае размеры площадки должны быть:
    для Национальных Первенств и Международных Соревнований - 15 м х 4 м;
    для любых других соревнований Федерации могут разрешить иные размеры, но не менее 12 м х 3 м.
    Когда две игровые площадки имеют общую границу и торцевые части площадки соприкасаются, то линия касания является аутом для обеих площадок.
    Когда территория игровой площадки ограждена, ограждение должно находиться на расстоянии не менее одного метра от внешней линии игровой площадки.
    Игра продолжается до 13 очков. На квалификационных соревнованиях и в групповых турнирах допускается игра до 11 очков.
    В некоторых соревнованиях может быть ограничено время игры.
    Статья 6 - Начало игры - Характеристики круга
    Команды должны бросить жребий, чтобы решить, какая из команд будет выбирать площадку и бросать кошонет.
    Если площадка была определена организаторами, кошонет бросают на этой площадке. Команды, участвующие в игре, не имеют право перемещаться на другую площадку без разрешения судьи.
    Любой игрок команды, выигравшей жеребьевку, выбирает стартовую позицию и очерчивает круг либо кладет круг-шаблон такого размера, чтобы любой игрок мог встать в него обеими ногами. При этом диаметр круга должен быть не менее 35 см и не более 50 см. Круг-шаблон должен сохранять форму и иметь внутренний диаметр 50 см (погрешность: +/- 2 мм).
    Решение использовать круги-шаблоны принимается организационным комитетом, который и обеспечивает ими участников.
    Круг должен находиться на расстоянии не менее 1 метра от любых предметов, и, при игре на неограниченной площадке, не менее 2-х метров от ближайшего игрового круга.
    Команда, которая собирается бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные рядом с используемым кругом.
    Внутренняя площадка круга может быть полностью очищена от гравия/гальки и т.п. в течение раунда, но по окончании раунда все должно быть возвращено на место.
    Круг не является аутом.
    Ноги игрока во время броска должны полностью находиться внутри круга, не должны касаться очерченной линии и отрываться от земли по тех пор, пока шар не коснется земли. Никакие части тела игрока не должны касаться земли за пределами круга.
    В качестве исключения игроки с парализованной нижней конечностью имеют право поставить только одну ногу в круг.
    Игрок, бросающий шар из инвалидной коляски, должен поставить коляску таким образом, чтобы хотя бы одно колесо (со стороны бросающей руки) не выходило за пределы круга.
    Бросок кошонета одним из членов команды не подразумевает, что именно он должен бросить первый шар.
    Статья 7 - Допустимая дистанция для броска кошонета
    Брошенный кошонет считается в игре, если бросок соответствует следующим условиям:
    (1) Расстояние от кошонета до внутреннего края круга составляет:
    4 м - 8 м - для детей (до 12 лет);
    5 м - 9 м - для детей (12-14 лет);
    6 м - 10 м - для юниоров (15-17 лет) и взрослых (старше 17 лет).
    (2) Круг расположен на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия.
    (3) Кошонет находится на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия и от границы самой площадки.
    (4) Игрок видит кошонет, не выходя из круга и находясь в прямом положении с максимально расставленными ногами внутри круга. В спорных ситуациях судья решает, виден ли кошонет. Апелляции к решению судьи в данном вопросе недопустимы.
    В следующем раунде кошонет должен быть брошен из круга, расположенного на месте нахождения кошонета в момент окончания предыдущего раунда, за исключением следующих случаев:
    круг будет находиться на расстоянии менее одного метра от любого препятствия.
    кошонет нельзя бросить на любую разрешенную дистанцию.
    В первом случае игрок должен начертить или разместить круг таким образом, что бы он находился на требуемом расстоянии от препятствия.
    Во втором случае игрок отступает по направлению к кругу предыдущего раунда до тех пор, пока новая позиция не будет удовлетворять условиям правил броска кошонета. Это правило применяется только в случае, если кошонет нельзя бросить на максимальное расстояние в каком-нибудь другом направлении.
    Если после трех последовательных бросков кошонета одной и той же командой его положение все еще не соответствует требованиям, бросок переходит к другой команде, у которой также имеется три попытки и возможность передвинуть стартовый круг в соответствии с правилами, описанными в предыдущей Статье. После этого круг нельзя больше передвинуть, даже если бросок повторно переходит к первой команде.
    На эти три броска отводится максимум 1 минута.
    Команда, потерявшая право броска кошонета после первых трех попыток, тем не менее бросает шар первой.
    Статья 8 - Требования к брошенному кошонету
    Если брошенный кошонет остановлен судьей, игроком, зрителем, животным или другим движущимся объектом, он считается вне игры и должен быть брошен еще раз. Этот бросок не считается одной из трех попыток, данных команде.
    После броска кошонета и первого шара оппонент имеет право обжаловать позицию кошонета. Если возражение принято, шар и кошонет бросаются еще раз.
    Кошонет перебрасывается только в случае обоюдного согласия команд либо в случае принятия такого решения судьей. Команда теряет право броска кошонета, если продолжает играть после принятия такого решения.
    Если же оппонент уже бросил шар, то кошонет считается в игре, и дальнейшие возражения не принимаются.
    Статья 9 - Выход кошонета из игры
    Кошонет считается находящимся в ауте в следующих случаях:
    (1) Когда кошонет перемещается за пределы площадки (даже если потом возвращается обратно). Кошонет, находящийся на границе площадки, остается в игре. Он выходит из игры только в случае полного пересечения границы площадки, т.е. когда кошонет полностью находится за пределами площадки при вертикальном рассмотрении. Если кошонет свободно плавает в воде (луже), он выходит из игры.
    (2) Когда кошонет находится на площадке, но не виден из круга, согласно Статье 7. При этом кошонет, скрытый за другим шаром, считается в игре. Для выяснения положения кошонета судья может временно передвинуть шар.
    (3) Когда кошонет перемещается на расстояние более 20 м (для взрослых и юниоров) или более 15 м (для детей), либо менее 3 м от игрового круга.
    (4) При игре на размеченной игровой площадке - когда кошонет пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, или когда он пересекает торцевую линию дорожки.
    (4a) В играх с ограничением по времени на размеченной площадке - когда кошонет пересекает линию, очерчивающую обозначенную дорожку.
    (5) Когда кошонет не найден в течение 5 минут после броска.
    (6) Когда между кошонетом и игровым кругом находится неигровая зона.
    Статья 10 - Устранение препятствий
    Игрокам категорически запрещено убирать, перемещать или затирать любые препятствия в пределах игровой площадки.
    При этом игрок, готовящийся к броску, может трижды опробовать место желаемого приземления своим шаром (не стучать, а слегка дотрагиваться, чтоб определить плотность).
    Перед броском игрок либо член его команды может заровнять один какой-либо след, оставшийся после одного из брошенных ранее шаров.
    За несоблюдение вышеописанных правил игрок будет подвергаться наказаниям, описанным в Статье 34 «Дисциплина».
    Статья 10а - Замена шаров или кошонета
    Игрокам запрещено менять кошонет либо шары во время игры, за исключением следующих случаев:
    (1) Если кошонет либо шар не найдены в течение 5 минут после броска.
    (2) Если кошонет либо шар разбит, в этом случае их позиции фиксируются по наибольшему осколку. Если еще остались несыгранные шары, вышеупомянутый кошонет или шар сразу же (после необходимых измерений) заменяют на другой такого же или близкого диаметра. В следующем раунде игрок может поменять свой комплект шаров на новый.
    Кошонет
    Статья 11 - Кошонет спрятанный и перемещенный
    Если в ходе игры кошонет оказывается закрыт листвой, бумагой и т.п., эти объекты удаляются.
    Если кошонет переместился, например, под действием ветра или наклона площадки, то его возвращают на место только в случае, если его позиция была маркирована.
    Это же правило применяется, если кошонет случайно смещен судьей, игроком, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом, либо шаром или кошонетом с другой игровой площадки.
    Во избежание разногласий игроки должны помечать (маркировать) положение кошонета. Претензии по отношению к шару или кошонету, чьи положения не были помечены, не принимаются.
    Если кошонет был перемещен игровым шаром, он остается в игре на новом месте.
    Статья 12 - Перемещение кошонета на другую площадку
    Если во время раунда кошонет перемещается на площадку, на которой проходит другая игра, кошонет считается в игре, если не нарушаются условия Статьи 9. Это условие справедливо как для размеченных, так и для неразмеченных площадок.
    Игроки, использующие этот кошонет, для продолжения своей игры должны дождаться окончания игры, проходящей на чужой территории.
    В этом случае игроки должны проявить терпение и учтивость.
    В следующем раунде кошонет бросают на своей площадке из круга, который чертят, соблюдая условия Статьи 7.
    Статья 13 - Правила, действующие при выбивании кошонета в аут
    Если во время игры кошонет выходит в аут, то существует три варианта:
    (1) Если у обеих команд остаются шары, объявляется ничья.
    (2) Если шары остались только у одной команды, то ей засчитывается столько очков, сколько шаров у нее осталось на руках.
    (3) Если ни у одной команды не осталось шаров, объявляется ничья
    Статья 14 - Положение кошонета после постороннего вмешательства
    (1) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен зрителем или арбитром, то он остается на новой позиции.
    (2) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен игроком, находящимся на игровой площадке, то его оппонент имеет право:
    (а) оставить кошонет на новой позиции;
    (б) вернуть его на первоначальную позицию;
    (в) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции (1) до места, где он остановился (2) (после точки 2), на расстоянии не более 20 м от круга (15 м для детей) в зоне видимости (может быть принято решение что кошонет в ауте и следует начать новый гейм).

    Пункты (б) и (в) действуют только в случае, когда кошонет был маркирован. В противном случае кошонет остается на том месте, где остановился.
    Если кошонет был сбит и пересек границу площадки, а затем вернулся на нее, он объявляется вне игры и вступает в силу Статья 13.
    ШАРЫ
    Статья 15 - Бросок первого и последующих шаров
    Игрок команды, выигравшей жеребьевку или предыдущий раунд, бросает первый шар следующего раунда.
    После этого шар бросает игрок команды, не получившей очко в последнем раунде (проигравшей).
    Игрокам запрещено рисовать или использовать любые другие предметы для обозначения линии броска либо точки приземления шара. Во время броска своего последнего шара игрок не может держать во второй руке какой-либо шар.
    Шары бросаются только по одному.
    Разыгранный шар нельзя бросить повторно. Исключение составляет случай, когда шар был остановлен или отклонен от курса (между игровым кругом и кошонетом) шаром или кошонетом с другой площадки, животным или любым другим движущимся объектом (футбольным мячом, т.п.), а также в случае, описанном во втором абзаце Статьи 8.
    Запрещено смачивать шар или кошонет.
    Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. Наказания за нарушение данного правила описаны в Статье 34.
    Если первый брошенный шар оказывается вне игры, игру продолжает оппонент, при условии, что на игровой площадке больше нет шаров.
    Если после шута или пойнта на игровой площадке не осталось шаров, то вступает в силу Статья 28.
    Статья 16 - Поведение зрителей и игроков во время игры
    Во время броска шара зрители и другие игроки должны соблюдать тишину.
    Оппоненты не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут стоять между кругом и кошонетом.
    Оппоненты должны находиться за кошонетом или за игроком (за кругом), сбоку от направления броска и на расстоянии не менее 2-х метров (от кошонета или круга).
    Игроки, не соблюдающие эти правила, удаляются с соревнования, если после предупреждения судьи продолжают нарушать данные правила.
    Статья 17 - Тренировочные броски и пересекший границу площадки шар
    Игрокам не разрешается делать пробные броски во время игры. Игроки, нарушившие данное правило, попадают под действие Статьи 34.
    Во время игры шар, пересекающий границу площадки, считается находящимся в игре, за исключением случаев описанных в Статье 18.
    Статья 18 - Шары вне игры
    Любой шар, полностью выходящий за рамки игровой площадки, считается вне игры.
    Шар, расположенный на границе площадки, находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения границы, т.е. когда шар полностью находится за пределами площадки при вертикальном рассмотрении. То же правило касается и случаев, когда, при игре на размеченной игровой площадке, шар пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, и когда он пересекает торцевую линию дорожки.
    В играх с ограничением по времени на размеченной площадке шар выходит из игры, если он пересекает линию, очерчивающую обозначенную игровую площадку.
    Если шар возвращается на игровую площадку из-за наклона площадки или в результате столкновения с другим объектом, он остается вне игры и немедленно удаляется с площадки. Любой объект, который был смещен этим шаром, возвращается на свою позицию.
    Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с площадки, в противном случае, как только следующий шар будет брошен командой противника, он остаётся в игре.
    Статья 19 - Остановленный шар
    Любой шар, остановленный или смещенный зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.
    Любой брошенный шар, остановленный или случайно смещенный игроком той же команды, выбывает из игры.
    Любой шар, остановленный или случайно смещенный игроком-оппонентом, по решению игрока, бросившего шар, будет либо брошен заново, либо останется на месте.
    Если выбитый шар был остановлен или случайно смещен игроком, (любой команды), то оппонент имеет право:
    (1) оставить его на том месте, на котором он остановился.
    (2) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции до места, где он остановился, дальше места его остановки, но в пределах площадки и только в случае, если первоначальная позиция была зафиксирована.
    (3) любой игрок, намеренно остановивший шар, должен быть дисквалифицирован вместе со своей командой.
    Статья 20 - Время на бросок
    С момента броска кошонета у каждого игрока есть 1 минута для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента окончания измерений.
    Это правило распространяется и на бросок кошонета - у игрока есть 1 минута на три попытки.
    Все игроки, не соблюдающие эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34.
    Статья 21 - Перемещение шаров
    Если шар сдвинут, например, под действием ветра или наклона площадки, он должен быть возвращен на свою первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом.
    Во избежание разногласий игроки должны помечать положение шаров.
    Претензии относительно не помеченных шаров не рассматриваются. Если команды не могут договориться и разногласия остаются, то окончательное решение остается за судьей
    Если шар был перемещен другим игровым шаром, он остается в игре на новой позиции.
    Статья 22 - Игра чужими шарами
    Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен, после проведения замеров.
    В случае повторения этой ситуации в течение игры бросок аннулируют, и все, что шар сместил, возвращается на свои места.
    Статья 23 - Шар, брошенный не из обозначенного круга
    Любой шар, брошенный не из того круга, из которого был брошен кошонет, считается вне игры, и все, что он сместил, возвращается (если было помечено) на прежнее место.
    Однако оппонент может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар как действительный. В этом случае брошенный шар и все, что он сместил, остается на новой позиции.
    НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ
    Статья 24 - Временное смещение шаров
    Для проведения измерений разрешено временное смещение шаров и любых предметов, расположенных между кошонетом и шарами, после маркировки их положения.
    После проведения измерений все объекты возвращаются на свое место. Если объект нельзя передвинуть, то измерения производятся с помощью специальных измерительных инструментов.
    Статья 25 - Проведение измерений
    Измерения производятся игроком, бросившим последний шар, или одним из членов его команды. После этого оппоненты имеют право произвести свои измерения. На какой бы позиции ни находился шар, в любое время на протяжении раунда судья может быть призван для вынесения решения, и оно будет окончательным.
    Измерения должны производиться соответствующим оборудованием, которое должна иметь каждая команда.
    Запрещено проводить измерения с помощью ступней. Игроки, которые не соблюдают эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34 «Дисциплина».
    Статья 26 - Удаленные шары
    Игрокам запрещено удалять игровые шары с площадки до завершения раунда.
    Все шары, удаленные с площадки до достижения соглашения о числе набранных очков, считаются попавшими в аут. В этом случае никакие претензии не принимаются.
    Статья 27 - Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений
    Если во время измерений один из игроков сдвигает измеряемые шары или кошонет, то считается, что его шар находится дальше шара противника.
    Во время завершающих раунд измерений, до достижения соглашении о числе набранных очков, один из игроков сдвинет кошонет, его оппонент может оспорить несколько очков.
    Если во время измерений судья сдвигает или перемещает кошонет или шар, он должен принять объективное решение.
    Статья 28 - Равноудаленные шары
    Если два ближайших шара, принадлежащие командам-оппонентам, равноудалены от кошонета, то возможны три случая:
    (1) когда у команд больше нет шаров, объявляется ничья. Кошонет бросает команда, бросавшая его в предыдущем раунде.
    (2) когда у одной из команд остались шары, она разыгрывает их и получает столько очков, сколько ее шаров окажется ближе к кошонету по сравнению с шарами противника.
    (3) когда у обеих команд есть шары, первой бросает команда, бросавшая последний шар. Затем очередь переходит к команде противника и так далее поочередно, пока одна из команд не получит очко. Если шары останутся только у одной команды, то действуют правила, описанные выше.
    Если после окончания игры все шары находятся в ауте, то объявляется ничья.
    Статья 29 - Удаление мусора для проведения измерений
    Любой мусор, приклеившийся к шару или кошонету, должен быть удален до проведения измерений.
    Статья 30 - Претензии игроков
    Чтобы претензия игрока была рассмотрена, ее необходимо предъявить судье. Претензии, предъявленные после окончания игры, к рассмотрению не принимаются.
    Каждая команда ответственна за проверку команды-оппонента (лицензии, правомерность участия, площадка, шары, и т.д.).
    ДИСЦИПЛИНА
    Статья 31 - Штрафы за отсутствие команды или игрока
    Во время жеребьевки и объявления результатов жеребьевки игроки должны находиться у стола Судейской коллегии. Через 15 минут после оглашения этих результатов (после команды к началу игры), команда, отсутствующая на площадке, штрафуется на 1 очко, которое присуждается оппонентам. В играх, ограниченных по времени, это время составляет 5 минут.
    После этого штраф увеличивается на 1 очко за каждые 5 минут отсутствия.
    Те же штрафы применяются и во время турнира, после каждой жеребьевки, а также в случае повторного начала игры или перерыва (по любым причинам).
    Команда, не прибывшая на площадку в течение 1 часа с начала игры, снимается с соревнований.
    Команда может начать игру без недостающих игроков, но не может использовать шары этих игроков.
    Без разрешения судьи игрок не имеет права отсутствовать на игре или покидать игровую площадку. При нарушении данного правила вступают в силу условия, описанные в статье 31 и 32.
    Статья 32 - Опоздание команды или игрока
    После того, как игра началась, прибывший игрок не может принимать участия в этом раунде, но может присоединиться в начале следующего раунда.
    Если игрок опаздывает более, чем на 1 час, он не допускается к участию в этой игре.
    Если команда опоздавшего игрока одерживает победу, то он имеет право принять участие в последующих играх, если он был изначально внесен в список команды.
    Если соревнования проходят в группах, опоздавший игрок может принять участие в следующей игре, каким бы ни был результат первой игры.
    Раунд считается начатым, когда кошонет введен в игру в соответствии с правилами.
    Статья 33 - Замена игроков
    Замена игрока в дуплетах или одного из двух игроков в триплетах разрешается только до официального объявления о начале соревнований (до свистка, выстрела, устного объявления и т.д.) и при условии, что игрок не был предварительно зарегистрирован в другой команде в этих же соревнованиях.
    Статья 34 - Наказания
    Игрок, виновный в нарушении правил, подвергается одному из следующих наказаний:
    (1) Предупреждение.
    (2) Изъятие игрового шара.
    (3) Изъятие двух игровых шаров.
    (4) Снятие игрока с игры.
    (5) Снятие команды с соревнования.
    (6) Снятие обеих команд с соревнования.
    Статья 35 - Неблагоприятные погодные условия
    При неблагоприятных погодных условиях игра продолжается до окончания раунда либо до тех пор, пока судья, совместно с жюри, не решит прекратить или отменить ее в случае форс-мажора.
    Статья 36 - Новый круг соревнований
    Если после объявления начала нового круга соревнований некоторые игры не завершились, судья может посоветоваться с оргкомитетом и принять решение, необходимое для нормального продолжения соревнований.
    Статья 37 - Отсутствие спортивного духа
    Команды, демонстрирующие отсутствие спортивного духа или неуважение к оппонентам, публике, оргкомитету и судье, дисквалифицируются. Это может привести к обнулению результатов игры, а также к наказаниям, описанным в статье 38.
    Статья 38 - Нарушение правил поведения игроками
    Игрок, виновный в нарушении правил или в демонстрации агрессии по отношению к члену оргкомитета, судье, другому игроку или зрителю, подлежит наказанию в зависимости от серьезности вины:
    (1) Снятие с соревнования.
    (2) Изъятие лицензии.
    (3) Конфискация наград и призов.
    Штраф, наложенный на игрока, может быть наложен и на его команду.
    Первое наказание налагает судья. Второе наказание - жюри.
    Третье налагается Оргкомитетом, который в течение 48 часов высылает сообщение о своем решении в Организационный Комитет Федерации.
    Во всех случаях председатель Комитета Федерации принимает окончательное решение.
    Все игроки должны быть одеты соответствующе. Игроки, не соблюдающие эти правила, будут дисквалифицированы после предупреждения судьи.
    Статья 39 - Обязанности судей
    Обязанностью судьи является руководство ходом соревнования и гарантия соблюдения правил игры и регламента соревнований. Судьям разрешено дисквалифицировать любого игрока или команду, отказывающуюся выполнять его решения.
    О всех зрителях, имеющих действующую или временно приостановленную лицензию, которые своим поведение мешают игре, судья может сообщить представителю Федерации. Этот представитель, в свою очередь, вызывает виновников в Дисциплинарный Комитет, который принимает решение о мере наказания.
    Статья 40 - Состав жюри соревнования и их обязанности
    Все случаи, не описанные в правилах, рассматриваются судьей, который может направить их в жюри. Состав жюри - от 3 до 5 человек. Решения жюри не подлежит обжалованию. Если у жюри мнения разошлись, то решение принимается Председателем жюри.

    Информация с официального сайта Российской Федерации Петанка www.petanque.ru

    В наборе для игры Петанк шесть тяжелых металлических шаров и маленький легкий шар - кошонет (в переводе с французского - "поросеночек"). Цель игры точным броском положить свой шар рядом с кошонетом.

    В Петанк играют две команды, каждая команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см.

    Игрок первой команды бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом, ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.

    После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его, как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга. После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар оппонента.

    Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.


    Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда - победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд. Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков.

    Статья 1 – Состав команд

    Петанк - вид спорта, в котором: 3 игрока играют против трех (триплеты).

    Также допустимы следующие варианты:

    2 игрока играют против двух (дуплеты),

    1 игрок играет против одного (тет-а-тет)

    В триплетах каждый из игроков использует по 2 шара.

    В дуплетах и играх тет-а-тет - по 3 шара.

    Другие варианты недопустимы.

    Статья 2 – Характеристики разрешенных шаров

    В петанк играют шарами, разрешенными МФП и имеющими следующие характеристики:

    (1) Шары должны быть металлические.

    (2) Диаметр шара должен быть не менее 7,05 см и не более 8,00 см.

    (3) Шары должны весить не менее 650 и не более 800 гр. Марка изготовителя и вес шара должны быть выгравированы и четко видны в любой момент.

    В соревнованиях юниоров (до 11 лет) допустимо использование шаров весом 600 гр и диаметром 65 мм при условии, что они изготовлены лицензированным производителем.

    (4) Шары не должны быть заполнены песком или свинцом. Нельзя никаким образом изменять шары. Категорически запрещено закаливать шары с целью изменения твердости.

    Однако допускается нанесение на шары в соответствии со спецификацией производителя имени и фамилии (либо инициалов) игрока, а также различных логотипов, инициалов и акронимов.

    Статья 2a – Наказания за нестандартные шары

    Любой игрок, нарушивший условие (4), немедленно дисквалифицируется вместе со всей командой.

    Если шар не является подделкой, но имеет заводской брак, либо изношен, не проходит официальную проверку или не соответствует требованиям (1), (2) или (3), игрок должен его заменить. При желании можно заменить весь комплект.

    Все претензии команд, касающиеся этих трех пунктов, должны быть поданы до начала игры. Поэтому игроки должны быть уверены, что их шары и шары противников соответствуют вышеизложенным требованиям.

    Претензии, касающиеся пункта (4), могут быть поданы в любое время на протяжении всей игры, но в перерыве между геймами. Если претензия по поводу шаров противника подается после третьего гейма или позже и оказывается необоснованной, к счету команды или игрока противника добавляется 3 очка.

    Судья или жюри могут в любое время потребовать проверки шаров любого игрока (игроков).

    Статья 3 – Разрешенные кошонеты

    Кошонет должен быть сделан из дерева или синтетического материала с маркировкой производителя и соответствовать стандартам МФП. Диаметр кошонета должен быть 30 мм (погрешность: +/- 1 мм).

    Кошонет может быть окрашен в любой цвет, но он не должен притягиваться магнитом.

    Статья 4 – Лицензии

    Перед началом соревнования каждый игрок должен предоставить свою лицензию. Он также обязан предоставлять ее по просьбе судьи или противника, только если она не находится у Судейской Коллегии.

    ИГРА

    Статья 5 – Площадка и дорожки

    Играть в петанк можно на любой дорожке. Площадка для игры состоит из произвольного числа дорожек, обозначенных линиями (веревками), размеры которых не должны препятствовать нормальному течению игры. Линии (веревки), обозначающие дорожки, не являются линиями аута, за исключением тех, которые служат внешними границами площадки.

    По решению организационного комитета или судьи могут попросить команды играть на размеченной площадке. В этом случае последние, для Национальных Первенств и Международных Соревнований, должны иметь минимальный размер: 15 м в длину х 4 м в ширину. В других соревнований Федерации могут разрешить отклонения от этих минимальных размеров, но не менее 12 м х 3 м.

    Когда территория дорожки ограждена, ограждение должно находиться на расстоянии не менее одного метра от внешней границы площадки.

    Игра продолжается до 13 очков. На квалификационных соревнованиях и в групповых турнирах допускается игра до 11 очков.

    Некоторые соревнования могут проводиться с ограничением времени. В этих случаях они всегда проводятся на размеченных площадках, все границы которых являются линиями аута.

    Статья 6 – Начало игры – Характеристики круга

    Команды должны бросить жребий, чтобы решить, какая из команд будет выбирать дорожку и бросать кошонет.

    Если дорожка была определена организаторами, кошонет бросают на этой дорожке. Команды, участвующие в игре, не имеют право перемещаться на другую дорожку без разрешения судьи.

    Любой игрок команды, выигравшей жеребьевку, выбирает стартовую позицию и очерчивает круг либо кладет круг-шаблон такого размера, чтобы любой игрок мог встать в него обеими ногами. При этом диаметр круга должен быть не менее 35 см и не более 50 см. Круг-шаблон должен сохранять форму и иметь внутренний диаметр 50 см (погрешность: +/- 2 мм).

    Решение использовать круги-шаблоны принимается организационным комитетом, который и обеспечивает ими участников.

    Круг должен находиться на расстоянии не менее 1 метра от любых предметов, и, при игре на неразмеченных дорожках, не менее 2-х метров от ближайшего игрового круга.

    Команда, которая собирается бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные рядом с используемым кругом.

    Зона внутри круга может быть полностью очищена от гравия/гальки и т.п. в течение гейма, но по окончании гейма все должно быть возвращено на место.

    Круг не является аутом.

    Ноги игрока во время броска должны полностью находиться внутри круга, не должны касаться очерченной линии и отрываться от земли по тех пор, пока шар не коснется земли. Никакие части тела игрока не должны касаться земли за пределами круга.

    В качестве исключения инвалиды с повреждением нижней конечности имеют право поставить только одну ногу в круг.

    Игрок, бросающий шар из инвалидной коляски, должен поставить коляску таким образом, чтобы хотя бы одно колесо (со стороны бросающей руки) не выходило за пределы круга.

    Бросок кошонета одним из членов команды не подразумевает, что именно он должен бросить первый шар.

    Статья 7 – Допустимая дистанция для броска кошонета

    Брошенный кошонет считается в игре, если бросок соответствует следующим условиям:

    (1) Расстояние от кошонета до внутреннего края круга составляет:

    6 м - 10 м - для юниоров (15-17 лет) и взрослых (старше 17 лет).

    Для соревнований более молодых игроков может быть предписаны более короткие дистанции.

    (2) Круг расположен на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия.

    (3) Кошонет находится на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия и от ближайшей линии аута.

    (4) Игрок видит кошонет, не выходя из круга и находясь в прямом положении с максимально расставленными ногами внутри круга. В спорных ситуациях судья решает, виден ли кошонет. Апелляции к решению судьи в данном вопросе недопустимы.

    В следующем гейме кошонет должен быть брошен из круга, расположенного на месте нахождения кошонета в момент окончания предыдущего гейма, за исключением следующих случаев:

    круг будет находиться на расстоянии менее одного метра от любого препятствия.

    кошонет нельзя бросить на любую разрешенную дистанцию.

    В первом случае игрок должен начертить или разместить круг таким образом, что бы он находился на требуемом расстоянии от препятствия.

    Во втором случае игрок отходит назад по линии игры предыдущего гейма до тех пор, пока новая позиция не будет удовлетворять условиям правил броска кошонета. Это правило применяется только в случае, если кошонет нельзя бросить на максимальное расстояние в каком-нибудь другом направлении.

    Если после трех последовательных бросков кошонета одной и той же командой его положение все еще не соответствует требованиям, бросок переходит к другой команде, у которой также имеется три попытки и возможность передвинуть стартовый круг в соответствии с правилами, описанными в предыдущей Статье. После этого круг нельзя больше передвинуть, даже если бросок повторно переходит к первой команде.

    На эти три броска отводится максимум 1 минута.

    Команда, потерявшая право броска кошонета после первых трех попыток, тем не менее бросает шар первой.

    Статья 8 – Требования к брошенному кошонету

    Если брошенный кошонет остановлен судьей, игроком, зрителем, животным или другим движущимся объектом, он считается вне игры и должен быть брошен еще раз. Этот бросок не считается одной из трех попыток, данных команде.

    После броска кошонета и первого шара оппонент имеет право обжаловать позицию кошонета. Если возражение принято, шар и кошонет бросаются еще раз.

    Кошонет перебрасывается только в случае обоюдного согласия команд либо в случае принятия такого решения судьей. Команда теряет право броска кошонета, если продолжает играть после принятия такого решения.

    Если же оппонент уже бросил шар, то кошонет считается в игре, и дальнейшие возражения не принимаются.

    Статья 9 – Выход кошонета из игры

    Кошонет считается находящимся в ауте в следующих случаях:

    (1) Когда кошонет выходит за линию аута (даже если потом возвращается обратно). Кошонет, находящийся на линии аута, остается в игре. Он выходит из игры только в случае полного пересечения линии, т.е. когда кошонет полностью находится в ауте при вертикальном рассмотрении. Если кошонет свободно плавает в воде (луже), он считается находящимся в ауте.

    (2) Когда кошонет находится на дорожке, но не виден из круга, согласно Статье 7. При этом кошонет, скрытый за другим шаром, считается в игре. Для выяснения положения кошонета судья может временно передвинуть шар.

    (3) Когда кошонет перемещается на расстояние более 20 м (для взрослых и юниоров) или более 15 м (для более молодых игроков), либо менее 3 м от игрового круга.

    (4) При игре на размеченной дорожке – когда кошонет пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, или когда он пересекает торцевую линию дорожки.

    (5) Когда кошонет не найден в течение 5 минут после броска.

    (6) Когда между кошонетом и игровым кругом находится неигровая зона.

    (7) Когда в играх с ограничением времени кошонет покидает дорожку.

    Статья 10 – Устранение препятствий

    При этом игрок, готовящийся к броску кошонета, может трижды опробовать место желаемого приземления своим шаром (не стучать, а слегка дотрагиваться, чтоб определить плотность).

    Перед броском игрок либо член его команды может заровнять один какой-либо след, оставшийся после одного из брошенных ранее шаров.

    За несоблюдение вышеописанных правил игрок будет подвергаться наказаниям, описанным в Статье 34 «Дисциплина».

    Статья 10а – Замена шаров или кошонета

    Игрокам запрещено менять кошонет либо шары во время игры, за исключением следующих случаев:

    (1) Если кошонет либо шар не найдены в течение 5 минут после броска.

    (2) Если кошонет либо шар разбит, в этом случае их позиции фиксируются по наибольшему осколку. Если еще остались несыгранные шары, вышеупомянутый кошонет или шар сразу же (после необходимых измерений) заменяют на другой такого же или близкого диаметра. В следующем гейме игрок может поменять свой комплект шаров на новый.

    КОШОНЕТ

    Статья 11 – Кошонет спрятанный и перемещенный

    Если в ходе игры кошонет оказывается закрыт листвой, бумагой и т.п., эти объекты удаляются.

    Если кошонет переместился, например, под действием ветра или наклона площадки, или смещен судьей, игроком, зрителем, случайно вышедшим на площадку, шаром или кошонетом с другой дорожки, животным или любым другим подвижным объектом, то его возвращают на исходную позицию, если она была маркирована.

    Во избежание разногласий игроки должны помечать (маркировать) положение кошонета. Претензии по отношению к шару или кошонету, чьи положения не были помечены, не принимаются.

    Если кошонет был перемещен игровым шаром, он остается в игре на новом месте.

    Статья 12 – Перемещение кошонета на другую дорожку

    Если во время гейма кошонет перемещается на дорожку, на которой проходит другая игра, кошонет считается в игре, если не нарушаются условия Статьи 9. Это условие справедливо как для размеченных, так и для неразмеченных дорожек.

    Игроки, использующие этот кошонет, для продолжения своей игры должны дождаться окончания игры, проходящей на чужой территории.

    В этом случае игроки должны проявить терпение и учтивость.

    В следующем гейме кошонет бросают на своей дорожке из круга, который чертят, соблюдая условия Статьи 7.

    Статья 13 – Правила, действующие при выбивании кошонета в аут

    Если во время игры кошонет выходит в аут, то существует три варианта:

    (1) Если у обеих команд остаются шары, объявляется ничья.

    (2) Если шары остались только у одной команды, то ей засчитывается столько очков, сколько шаров у нее осталось на руках.

    (3) Если ни у одной команды не осталось шаров, объявляется ничья

    Статья 14 – Положение кошонета после постороннего вмешательства

    (1) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен зрителем или арбитром, то он остается на новой позиции.

    (2) Если выбитый кошонет был остановлен или смещен игроком, находящимся на дорожке, то его оппонент имеет право:

    (а) оставить кошонет на новой позиции;

    (б) вернуть его на первоначальную позицию;

    (в) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции (1) до места, где он остановился (2) (после точки 2), на расстоянии не более 20 м от круга (15 м для более молодых игроков) в зоне видимости (может быть принято решение что кошонет в ауте и следует начать новый гейм).

    Пункты (б) и (в) действуют только в случае, когда кошонет был маркирован. В противном случае кошонет остается на том месте, где остановился.

    Если кошонет был сбит и пересек границу дорожки, а затем вернулся на нее, он объявляется вне игры и вступает в силу Статья 13.

    ШАРЫ

    Статья 15 – Бросок первого и последующих шаров

    Игрок команды, выигравшей жеребьевку или предыдущий гейм, бросает первый шар следующего гейма.

    После этого шар бросает игрок команды, не получившей очко в последнем гейме (проигравшей).

    Игрокам запрещено рисовать или использовать любые другие предметы для обозначения линии броска либо точки приземления шара. Во время броска своего последнего шара игрок не может держать во второй руке какой-либо шар.

    Шары бросаются только по одному.

    Разыгранный шар нельзя бросить повторно. Исключение составляет случай, когда шар был остановлен или отклонен от курса (между игровым кругом и кошонетом) шаром или кошонетом с другой дорожки, животным или любым другим движущимся объектом (футбольным мячом, т.п.), а также в случае, описанном во втором абзаце Статьи 8.

    Запрещено смачивать шар или кошонет.

    Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. Наказания за нарушение данного правила описаны в Статье 34.

    Если первый брошенный шар оказывается вне игры, игру продолжает оппонент, при условии, что на дорожке больше нет шаров.

    Если после шута или пойнта на дорожке не осталось шаров, то вступает в силу Статья 28.

    Статья 16 – Поведение зрителей и игроков во время игры

    Во время броска шара зрители и другие игроки должны соблюдать тишину.

    Оппоненты не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут стоять между кругом и кошонетом.

    Оппоненты должны находиться за кошонетом или за игроком (за кругом), сбоку от направления броска и на расстоянии не менее 2-х метров (от кошонета или круга).

    Игроки, не соблюдающие эти правила, удаляются с соревнования, если после предупреждения судьи продолжают нарушать данные правила.

    Статья 17 – Тренировочные броски и шар, пересекший границу дорожки

    Игрокам не разрешается делать пробные броски во время игры. Игроки, нарушившие данное правило, попадают под действие Статьи 34.

    Во время игры шар, пересекающий границу дорожки, считается находящимся в игре, за исключением случаев описанных в Статье 18.

    Статья 18 – Шары вне игры

    Любой шар, полностью пересекший линию аута, считается вне игры.

    Шар, расположенный на линии аута, находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения линии, т.е. когда шар полностью находится в ауте при вертикальном рассмотрении. То же правило касается и случаев, когда, при игре на размеченной дорожке, шар пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, и когда он пересекает торцевую линию дорожки.

    В играх с ограничением по времени на размеченной дорожке шар выходит из игры, если он пересекает линию, очерчивающую дорожку.

    Если шар возвращается на дорожку из-за наклона площадки или в результате столкновения с другим объектом, он остается вне игры и немедленно удаляется с дорожки. Любой объект, который был смещен этим шаром, возвращается на свою позицию.

    Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с дорожки, в противном случае, как только следующий шар будет брошен командой противника, он остаётся в игре.

    Статья 19 – Остановленный шар

    Любой шар, остановленный или смещенный зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.

    Любой брошенный шар, остановленный или случайно смещенный игроком той же команды, выбывает из игры.

    Любой шар, остановленный или случайно смещенный игроком-оппонентом, по решению игрока, бросившего шар, будет либо брошен заново, либо останется на месте.

    Если выбитый шар был остановлен или случайно смещен игроком, (любой команды), то оппонент имеет право:

    (1) оставить его на том месте, на котором он остановился.

    (2) расположить его в любой точке на прямой от первоначальной позиции до места, где он остановился, дальше места его остановки, но в пределах площадки и только в случае, если первоначальная позиция была зафиксирована.

    Любой игрок, намеренно остановивший шар, должен быть дисквалифицирован вместе со своей командой.

    Статья 20 – Время на бросок

    С момента броска кошонета у каждого игрока есть 1 минута для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента окончания измерений.

    Это правило распространяется и на бросок кошонета - у игрока есть 1 минута на три попытки.

    Все игроки, не соблюдающие эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34.

    Статья 21 – Перемещение шаров

    Если шар сдвинут, например, под действием ветра или наклона площадки, он должен быть возвращен на свою первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом.

    Во избежание разногласий игроки должны помечать положение шаров.

    Претензии относительно не помеченных шаров не рассматриваются. Если команды не могут договориться и разногласия остаются, то окончательное решение остается за судьей

    Если шар был перемещен другим игровым шаром, он остается в игре на новой позиции.

    Статья 22 – Игра чужими шарами

    Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен, после проведения замеров.

    В случае повторения этой ситуации в течение игры бросок аннулируют, и все, что шар сместил, возвращается на свои места.

    Статья 23 – Шар, брошенный с нарушением правил

    Любой шар, брошенный с нарушением правил, считается вне игры, и все, что он сместил, возвращается (если было помечено) на прежнее место.

    Однако оппонент может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар как действительный. В этом случае брошенный шар и все, что он сместил, остается на новой позиции.

    НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

    Статья 24 – Временное смещение шаров

    Для проведения измерений разрешено временное смещение шаров и любых предметов, расположенных между кошонетом и шарами, после маркировки их положения.

    После проведения измерений все объекты возвращаются на свое место. Если объект нельзя передвинуть, то измерения производятся с помощью специальных измерительных инструментов.

    Статья 25 – Проведение измерений

    Измерения производятся игроком, бросившим последний шар, или одним из членов его команды. После этого оппоненты имеют право произвести свои измерения. На какой бы позиции ни находился шар, в любое время на протяжении гейма судья может быть призван для вынесения решения, и оно будет окончательным.

    Измерения должны производиться соответствующим оборудованием, которое должна иметь каждая команда.

    Запрещено проводить измерения с помощью ступней. Игроки, которые не соблюдают эти правила, подвергаются наказаниям, указанным в Статье 34 «Дисциплина».

    Статья 26 – Удаленные шары

    Игрокам запрещено удалять игровые шары с площадки до завершения гейма.

    Все шары, удаленные с площадки до достижения соглашения о числе набранных очков, считаются попавшими в аут. В этом случае никакие претензии не принимаются.

    Статья 27 – Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений

    Если во время измерений один из игроков сдвигает измеряемые шары или кошонет, то считается, что его шар находится дальше шара противника.

    Во время завершающих гейм измерений, до достижения соглашении о числе набранных очков, один из игроков сдвинет кошонет, его оппонент может оспорить несколько очков.

    Если во время измерений судья сдвигает или перемещает кошонет или шар, он должен принять объективное решение.

    Статья 28 – Равноудаленные шары

    Если два ближайших шара, принадлежащие командам-оппонентам, равноудалены от кошонета, то возможны три случая:

    (1) когда у команд больше нет шаров, объявляется ничья. Кошонет бросает команда, бросавшая его в предыдущем гейме.

    (2) когда у одной из команд остались шары, она разыгрывает их и получает столько очков, сколько ее шаров окажется ближе к кошонету по сравнению с шарами противника.

    (3) когда у обеих команд есть шары, первой бросает команда, бросавшая последний шар. Затем очередь переходит к команде противника и так далее поочередно, пока одна из команд не получит очко. Если шары останутся только у одной команды, то действуют правила, описанные выше.

    Если после окончания игры все шары находятся в ауте, то объявляется ничья.

    Статья 29 – Удаление мусора для проведения измерений

    Любой мусор, приклеившийся к шару или кошонету, должен быть удален до проведения измерений.

    ДИСЦИПЛИНА

    Статья 30 – Претензии игроков

    Чтобы претензия игрока была рассмотрена, ее необходимо предъявить судье. Претензии, предъявленные после окончания игры, к рассмотрению не принимаются.

    Каждая команда ответственна за проверку команды-оппонента (лицензии, правомерность участия, дорожка, шары, и т.д.).

    Статья 31 – Штрафы за отсутствие команды или игрока

    Во время жеребьевки и объявления результатов жеребьевки игроки должны находиться у стола Судейской коллегии. Через 15 минут после оглашения этих результатов (после команды к началу игры), команда, отсутствующая на площадке, штрафуется на 1 очко, которое присуждается оппонентам. В играх, ограниченных по времени, это время составляет 5 минут.

    После этого штраф увеличивается на 1 очко за каждые 5 минут отсутствия.

    Те же штрафы применяются и во время турнира, после каждой жеребьевки, а также в случае повторного начала игры или перерыва (по любым причинам).

    Команда, не прибывшая на площадку в течение 1 часа с начала игры, снимается с соревнований.

    Команда может начать игру без недостающих игроков, но не может использовать шары этих игроков.

    Без разрешения судьи игрок не имеет права отсутствовать на игре или покидать игровую площадку. В играх с ограничением времени игрок, желающий покинуть площадку, должен предварительно бросить все свои шары в текущем гейме. Если разрешение не было получено, вступают в силу условия, описанные в статье 31 и 32.

    Статья 32 – Опоздание команды или игрока

    После того, как игра началась, прибывший игрок не может принимать участия в этом гейме, но может присоединиться в начале следующего гейма.

    Если игрок опаздывает более, чем на 1 час, он не допускается к участию в этой игре.

    Если команда опоздавшего игрока одерживает победу, то он имеет право принять участие в последующих играх, если он был изначально внесен в список команды.

    Если соревнования проходят в группах, опоздавший игрок может принять участие в следующей игре, каким бы ни был результат первой игры.

    Гейм считается начатым, когда кошонет введен в игру в соответствии с правилами.

    Статья 33 – Замена игроков

    Замена игрока в дуплетах или одного из двух игроков в триплетах разрешается только до официального объявления о начале соревнований (до свистка, выстрела, устного объявления и т.д.) и при условии, что игрок не был предварительно зарегистрирован в другой команде в этих же соревнованиях.

    Статья 34 – Наказания

    Игрок, виновный в нарушении правил, подвергается одному из следующих наказаний:

    (1) Предупреждение.

    (2) Изъятие игрового шара.

    (3) Изъятие двух игровых шаров.

    (4) Снятие игрока с игры.

    (5) Снятие команды с соревнования.

    (6) Снятие обеих команд с соревнования.

    Статья 35 – Неблагоприятные погодные условия

    При неблагоприятных погодных условиях игра продолжается до окончания гейма либо до тех пор, пока судья, совместно с жюри, не решит прекратить или отменить ее в случае форс-мажора.

    Статья 36 – Новый круг соревнований

    Если после объявления начала нового круга соревнований некоторые игры не завершились, судья может посоветоваться с оргкомитетом и принять решение, необходимое для нормального продолжения соревнований.

    Статья 37 – Отсутствие спортивного духа

    Команды, демонстрирующие отсутствие спортивного духа или неуважение к оппонентам, публике, оргкомитету и судье, дисквалифицируются. Это может привести к обнулению результатов игры, а также к наказаниям, описанным в статье 38.

    Статья 38 – Нарушение правил поведения игроками

    Игрок, виновный в нарушении правил или в демонстрации агрессии по отношению к члену оргкомитета, судье, другому игроку или зрителю, подлежит наказанию в зависимости от серьезности вины:

    (1) Снятие с соревнования.

    (2) Изъятие лицензии.

    (3) Конфискация наград и призов.

    Штраф, наложенный на игрока, может быть наложен и на его команду.

    Первое наказание налагает судья. Второе наказание - жюри.

    Третье налагается Оргкомитетом, который в течение 48 часов высылает сообщение о своем решении в Организационный Комитет Федерации.

    Во всех случаях председатель Комитета Федерации принимает окончательное решение.

    Все игроки должны быть одеты соответствующе. Игроки, не соблюдающие эти правила, будут дисквалифицированы после предупреждения судьи.

    Статья 39 – Обязанности судей

    Обязанностью судьи является руководство ходом соревнования и гарантия соблюдения правил игры и регламента соревнований. Судьям разрешено дисквалифицировать любого игрока или команду, отказывающуюся выполнять его решения.

    О всех зрителях, имеющих действующую или временно приостановленную лицензию, которые своим поведение мешают игре, судья может сообщить представителю Федерации. Этот представитель, в свою очередь, вызывает виновников в Дисциплинарный Комитет, который принимает решение о мере наказания.

    Статья 40 – Состав жюри соревнования и их обязанности

    Все случаи, не описанные в правилах, рассматриваются судьей, который может направить их в жюри. Состав жюри - от 3 до 5 человек. Решения жюри не подлежит обжалованию. Если у жюри мнения разошлись, то решение принимается Председателем жюри.