• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Йога - это целостное и многогранное учение о познании себя и окружающего мира, имеющее тысячелетнюю историю. В древности она была крайне закрытой системой, поскольку техники и практики были очень сильными и давали реальное могущество.

    Это наука очень конкретная, в ней много конкретных упражнений и методик, позволяющих реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть заложенные в каждом человеке колоссальные физические и ментальные способности, поддерживать себя в прекрасной физической форме.

    Занимаясь йогой, человек выходит из «серых будней» в новый, совершенно фантастический и волшебный мир, становится все более открытым, искренним, добрым, начинает жить более яркой, насыщенной, полноценной жизнью.

    Учение не только помогает улучшить физическое здоровье, обрести сильное, стройное, выносливое тело, но и позволяет полностью реализовать себя во всех сферах жизни - в работе и учебе, в карьере и бизнесе, в семейных и межличностных отношениях, в профессиональном и личностном развитии и многих других областях человеческой деятельности.

    Это внекармический подарок Вселенной, оставленный нам учителями и учительницами древности, которые уже достигли всех целей, о которых только можно мечтать. Они оставили нам знания йоги, чтобы помочь нам как можно быстрее изменить свою жизнь к лучшему, подняться на новый духовный уровень.

    Является ли йогой любая система самопознания?

    Нет, не является. Йогой можно назвать лишь ту систему самопознания, которая строго придерживается первого принципа йоги, или принципа доброты, и второго принципа, или принципа здравого смысла.

    Первый принцип говорит нам, что мы «не должны причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости; если же нет возможности не причинять вреда, то мы должны поступать так, как велит наш долг». Этот принцип является краеугольным камнем любой системы самопознания, без соблюдения его невозможно подняться на новый духовный уровень.

    Второй принцип, или принцип логики, говорит нам, что «мы не должны растрачивать свое время и силы по мелочам. Мы должны сперва очень четко осознать свои цели, будь эти цели в работе, учебе, йоге или любой другой сфере деятельности, а затем направлять все свои усилия только на достижение этих целей.

    Поэтому прежде чем вовлечься в очередную деятельность, мы должны спросить себя, а ведет ли она нас к цели, и если нет, мы должны безжалостно ее отбросить, какой бы заманчивой она нам не казалась».

    Соблюдая первый и второй принципы, мы рано или поздно интуитивно «нащупываем» свой жизненный путь, который называется дхармой,или предназначением, а, идя по нему, мы быстрее достигаем всех намеченных целей и при этом лучше осознаем свой долг.

    В чем главный секрет? Как понять, какие упражнения являются упражнениями йоги?

    Фундамент всей йоги, основной секрет любого упражнения йоги состоит в гармонии, в правильном сочетании того, где надо себя заставить и того, где можно себе позволить.

    Если вы будете только себе позволять, прогресс будет идти медленно, потому что занятия йогой требуют от человека воли, решимости, усилия; напротив, если вы будете слишком форсировать процесс и постоянно «держать себя в узде», не расслабляясь ни на секунду, это тоже замедлит вашу практику. Аскетизм в йоге совершенно необходим, но он должен гармонично сочетаться с расслаблением и получением наслаждения от практики.

    В йоге самое главное не то, ЧТО вы делаете, а то, КАК вы выполняете то или иное упражнение. Вы можете скрутиться в три узла и принять самую сложную асану, которая будет выглядеть один-в-один как на картинке, но не будет при этом йогой, а можете принять самую простую позу и получить от нее колоссальный эффект.

    Другими словами, мы должны избегать крайностей, соблюдать принцип здравого смысла и очень внимательно прислушиваться к своему телу, к своим ощущениям, эмоциям, чувствам. Любое физическое или ментальное упражнение может как быть, так и не быть упражнением йоги, важен элемент внутренней гармонии и радости от его выполнения.

    Как определить, что человек действительно преуспевает в йоге?

    Главный критерий успеха только один - это привычка заниматься йогой.Безусловно, и гибкость, и стройность, и ощущение гармонии, и умение сосредотачиваться также являются показателями прогресса в йоге, однако все они вторичны и второстепенны.

    Если у Вас выработалась привычка заниматься йогой каждый день - каким бы видом йоги вы не занимались, - то успех Вам гарантирован, теперь это только вопрос времени, когда придут те или иные результаты от практики. Если же такой привычки нет, вы можете очень быстро получить какой-то эффект и также быстро его потерять.

    Кроме того, следует помнить, что йогой можно назвать только ту систему самопознания, которая строго придерживается первого и второго принципов - принципов доброты и здравого смысла.

    Если человек злой, жестокий, причиняет вред окружающим и не хочет при этом меняться, вряд ли он сможет овладеть практиками йоги на действительно серьезном уровне.

    Кто может заниматься йогой, кому она подходит?

    Строго говоря, йогой может заниматься любой человек. Даже если в силу тех или иных причин вы не можете заниматься физическими йогами (возраст, проблемы со здоровьем и т.д.), вы можете практиковать другие виды йоги - медитацию, йогу сновидений, йогу визуализации, раджа-йогу и др.

    Учение очень многогранное, кому-то больше подходят практики, связанные с волевыми усилиями и аскетизмом, кому-то - с методами энергии и упованием на Абсолют. Любой человек может почерпнуть для себя что-то полезное из широкого арсенала практических методов йоги.

    Но, каким бы видом йоги вы не занимались, если вы будете заниматься им честно, целенаправленно, регулярно, если у вас выработается привычка заниматься, вы сможете получить поистине прекрасный результат.

    Как понять, что упражнение выполняется правильно?

    Не существует в принципе никаких внешних приборов или методов диагностики, чтобы определить, правильно ли выполняется то или иное упражнение в йоге. Ни один внешний наблюдатель не сможет этого сделать, определить это может только сам практикующий.

    Вместе с тем йога дает некие ориентиры, как это сделать - при выполнении каждого упражнения в йоге вы должны чувствовать гармонию и состояние радости. Если вы выполняете упражнение, и хочется продолжать его делать, значит, вы выполняете его правильно. Вы можете чувствовать радость от преодоления себя, выполняя позу с усилием, применяя волю, или, наоборот, радость от переживания приятных ощущений в теле, когда поза становится комфортной, но и в том и в другом случае должны быть положительные эмоции.

    Если же вы чувствуете боль, дискомфорт, желание выйти из позы, но применяете насилие над своим телом, то вы делаете что угодно, но только не йогу. В йоге считается, что насилие над телом абсолютно не эффективно и не приводит ни к каким долгосрочным результатам. Как сказано в древнем трактате по йоге, «боль и йога - несовместимы, если есть боль - нет йоги, если есть йога - нет боли».

    Это основной секрет йоги, это то, что отличает ее от физкультуры и спорта. Именно благодаря методу гармонии вы начинаете лучше ощущать себя, переходите от внешнего мира к внутреннему, начинаете духовно расти. Именно этот метод позволяет Вам получить все полезные эффекты от йоги - развить и отточить свои интеллектуальные способности, научиться планировать и достигать поставленных целей, гармонично выстроить отношения с окружающими и многое-многое другое.

    Что конкретно дает йога?

    Если кратко структурировать все многообразие получаемых от йоги эффектов, можно ответить на этот вопрос так:

    1. Физическое здоровье, хороший энергетический тонус, прилив энергии и жизненных сил.
    2. Красивое, выносливое, стройное физическое тело.
    3. Психическое здоровье, избавление от стрессов, спокойствие, уравновешенность, внутреннюю гармонию и свободу, ощущение радости и счастья.
    4. Реальные положительные изменения в жизни - более интересная и высокооплачиваемая работа, насыщенная, интересная жизнь, выстраивание более гармоничных отношений с окружающими, высвобождение временного ресурса, достижение всех поставленных целей,
    5. Духовное развитие - человек становится более открытым, добрым, искренним, начинает лучше понимать себя и Вселенную, становится опорой для других людей.

    Какие существуют виды йоги?

    Видов йоги существует очень много, столько же, сколько существует проявлений жизнедеятельности человека. Как правило, к основным, классическим видам йоги относят хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяму, медитацию. Эти йоги позволяют перестроить свое физическое тело, сделать его более совершенным, выносливым, сильным, помогают обрести ясность сознания, отточить свой разум и интеллектуальные способности.

    Эти йоги являются фундаментом для более сложных, экзотических йог, таких как тантра-йога, йога влюбленности, ньяса-йога, бхакти-йога, джнана-йога, раджа-йога, йога сновидений, йога визуализации и многих других. В нашей школе йоги в рамках Открытого Йога Университета изучается около двадцати видов йог - более подробную информацию об этих видах вы можете найти на сайте openyoga.ru.

    Как долго надо заниматься, чтобы получить результат?

    Никто в мире не сможет назвать Вам четкие сроки, даты и цифры - все зависит от вашей конкретной ситуации, от привычки заниматься, от того, какие цели вы перед собой ставите. Бывает, человек только начинает заниматься йогой, и прогресс идет очень быстро, а потом вдруг «упирается в стену».

    В этом случае все зависит только от вас, от вашей воли и целеустремленности, от того, сумеете ли вы реализовать для себя метод гармонии. Но в любом случае, если занятия йогой стали для Вас привычкой, все положительные результаты придут, теперь это только вопрос времени.

    Где и когда возникла йога? Где можно найти самые древние первоисточники?

    История йоги насчитывает тысячелетия, сейчас не представляется возможным с точностью определить, где и когда возникло это учение. Считается, что в древности йога была распространена среди самых разных народов и стран, отголоски этого учения мы находим в мифах и легендах Европы, России, Скандинавских стран, Ближнего Востока, Египта, Индии.

    Затем но неизвестным для нас причинам этот ореол значительно сузился, но по прежнему охватывал достаточно широкое географическое пространство - территорию таких стран, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан, страны средней Азии, современной Индии, Непала, Бутана и Тибета, страны юго-восточной Азии. Сейчас этот ореол сузился еще больше, до территории современной Индии, Непала, Тибета и других близлежащих стран.

    Что касается имен учителей и основателей йоги, назвать их не представляется возможным, поскольку в древности было не принято привлекать внимание к своей личности, это считалось нескромным. Мы знаем только имена менее поздних последователей йоги, таксик как Патанджали, Вьяса и других.

    Поскольку знания йоги в древности передавались из уст в уста, от учителя к ученику, письменные тексты и трактаты по йоге появились уже в сравнительно позднее время. Многие тексты по йоге утеряны, а из тех, что сохранились, многие не переведены не только на русский, но даже ни на один европейский язык.

    Одним из самых древних текстов по йоге, который не вызывает сомнений у специалистов-востоковедов, считается трактат «Йога сутра Патанджали». Однако в этом тексте Патанджали скорее приводит системное изложение разных подходов в йоге, обобщая их в стройную последовательность из восьми ступеней, но не излагает всю теорию и практику йоги.

    На сегодняшний день можно говорить о том, что истинные знания сохранились в первую очередь в тех школах йоги, которые поддерживали традицию передачи знания от учителя к ученику на протяжении многих поколений.

    Может ли йога быть опасной?

    Йога - предельно безопасная система самопознания. Как показывает многовековая история, йога умеет себя защитить, сделать так, чтобы могущественные знания и техники не попали в руки человека злого, жестокого, который может причинить вред себе и окружающим. Так хитро устроена наша Вселенная, что даже если знание йоги попадет в руки такого человека, он не сможет им воспользоваться. В йоге есть классические методы и так называемые быстрые методы.

    Классические методы практически полностью безопасны, изучать их может любой, но и практиковать их для получения результата надо долго, это требует решимости, мужества, воли. Быстрые методы позволяют достичь цели очень быстро, они поистине способны творить чудеса, но содержат в себе много подводных камней и могут быть опасны для практикующего.

    Однако обычно человек неподготовленный не может ими воспользоваться и навредить себе, потому что никто из учителей йоги не будет учить такого человека быстрым методам, а, столкнувшись с ними самостоятельно, он просто не сможет их распознать.

    Вместе с тем йога еще и еще раз призывает практикующего быть предельно внимательным к своему телу, помнить про принцип гармонии, не допускать никаких болевых ощущений. Соблюдая метод гармонии и строго выполняя все рекомендации своего учителя, вы никогда не сможете себе навредить. Это касается как классической хатха-йоги, так и всех других видов йоги.

    Является ли йога открытым или закрытым учением?

    В древности йога была крайне закрытым учением - непосвященных даже близко не подпускали к тайным практикам и техникам йоги. Считалось, что неподготовленный человек в любом случае не сможет ими воспользоваться, но будет вызывать негативные ассоциативные связи у других людей, которые будут отождествлять этого человека с йогой.

    Однако за последние 150-200 лет ситуация кардинально изменилась. Такое ощущение, что некоторыми учителями и учительницами йоги было принято решение: все, время настало, человечество уже готово воспринять эту науку, сейчас пора полностью обнародовать знания йоги, донести их до как можно большего числа людей.

    Самое интересное, что исторически это совпало с научно-технической революцией, словно учителя йоги ждали момента, когда можно будет очень быстро распространить знания йоги с помощью современных средств цивилизации. На настоящий момент получено благословение учителей йоги на открытое распространение знаний йоги - безусловно, в тех школах, которые являются открытыми, поскольку даже в наше время существует много закрытых школ.

    В нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что знания йоги принадлежат всему человечеству, более того, история цивилизации будет во многом будет зависеть от того, сумеют ли люди воспринять это древнее знание и заложенные в нем духовные ценности.

    Является ли йога религией?

    Нет, не является. Йога крайне уважительно относится ко всем религиям, не выделяя ни одну из них, однако сама не является религией - это система самопознания. Заниматься йогой может человек, придерживающийся любых религиозных взглядов, а также атеист.

    В йоге считается, что религия - это личное дело каждого. Йога не противоречит и прекрасно дополняет религию, однако полностью дистанцируется от любых религиозных споров и диспутов.

    Как соотносятся между собой йога и наука?

    Йога крайне уважительно относится к науке, однако сама не является наукой. Различие между наукой и йогой состоит в точке отсчета: наука пытается познать мир, выбрав внешнюю точку отсчета, в йоге же точка отсчета - это «Я» каждого человека. Кроме того, йога свято соблюдает первый принцип, в йоге считается, что лучше не иметь никакого знания, чем иметь знание, полученное за счет страдания живых существ.

    В науке же принципы нравственности и гуманизма не всегда так жестко соблюдаются.Однако в йоге, как и в науке, также призывается оттачивать свой разум, везде, где это возможно, соблюдать принцип логики и здравого смысла, в корне пресекать любую нелогичность и мракобесие. Знания йоги никогда не противоречат обычной логике. Йога прекрасно дополняет науку.

    Какие болезни можно вылечить с помощью йоги?

    Йога не занимается лечением ни физических, ни психических заболеваний - для этого есть медицина. Йога не подменяет собой медицину, если у вас есть проблемы со здоровьем и вы не знаете, можно ли вам заниматься йогой, обратитесь в первую очередь к своему врачу. Йога рассчитана на «практически здоровых» людей, в остальных же случаях надо подходить к занятиям йоги крайне осторожно.

    Безусловно, бывают ситуации, когда с помощью йоги человек излечивался от болезней, которые официальная медицина признала неизлечимыми. Поскольку йога - учение очень сильное, бывает, что она поднимает с постели человека, на котором медики, что, называется, поставили крест, но, еще раз, - никаких гарантий.

    Как йога относится к наркотикам?

    Крайне отрицательно! Йога считает, что принципиально невозможно достигнуть никаких высот самопознания с помощи химии - будь это галлюциногены, психотропные вещества или любые другие наркотики. Основой духовной самотрансформации является только воля человека и честная, целенаправленная работа над собой, «ускорить» этот процесс с помощью химии невозможно.

    Принимая наркотики, человек не только наносит страшный вред своему организму, но и резко деградирует в духовном плане, поэтому йога резко отрицательно относится к любым наркотическим веществам. В XXвеке на западе существовал целый бум, огромный всплеск интереса к наркотикам и галлюциногенам, последователи этих течений были убеждены, что они открывают «новые горизонты сознания».

    В йоге это считается страшным мифом, одной из опасных ловушек на пути духовной эволюции человечества.

    Существует ли сертификация? Как понять, что инструктор профессионально преподает йогу?

    Сам менталитет стран Востока не предполагает, что кто-то возьмет на себя смелость сертифицировать учителей йоги, там нет и не может быть единого центра сертификации. В Индии существует множество разных школ йоги, методы этих школ могут иногда кардинально различаться. Кроме того, на Востоке существует предельная свобода в выборе человеком метода самопознания, метода духовного развития, у них эта свобода соблюдается даже больше, чем у нас «Декларация Прав Человека».

    Вместе с тем в некоторых школах Индии и на западе существуют практика сертификации преподавателей йоги, которые закончили обучение в этой школе. Однако сама традиция йоги предполагает, что никакой сертификат не может вам гарантировать, что перед вами действительно учитель йоги или профессиональный преподаватель.

    Безусловно, с позиции логики, если вы доверяете какой-либо школе йоги, вероятно, есть смысл доверять и преподавателю, имеющему сертификат этой школы. Но - никаких гарантий, поскольку в йоге в первую очередь важна личность самого преподавателя.

    Поэтому выбор только за вами - если, занимаясь йогой под руководством инструктора, вы чувствуете к нему доверие и ощущаете внутреннюю гармонию от выполнения упражнений, есть смысл продолжать заниматься. Если же инструктор обладает сертификатами всех школ йоги, всеми мыслимыми и немыслимыми посвящениями, но лично вы не чувствуете к нему доверия - возможно, вам следует найти другого инструктора.

    В чем главная цель йоги?

    Главная цель - достижение высочайшего и запредельного состояния счастья, осознания своего высшего «Я», обретение полной свободы от любой обусловленности, любой зависимости. Это состояние называется самадхи. Тантра

    Чтобы узнать, что такое Хатха-йога, необходимо перевести это определение с санскрита. Так, «хатха» означает «усилие и необходимость», где первый слог символизирует солнце, а второй – луну.

    Это говорит о том, что главной задачей занятий является установление баланса тела для восстановления .

    Что такое Хатха-йога, чем она отличается от йоги?

    Каждый определяет для себя сам, зачем она нужна. Хатха-йога является подготовительным этапом, предусматривающим достижение высокого уровня духовного развития.

    Поскольку она может развиваться в различных сферах , то целесообразность выполнения упражнений обуславливает преследование разных целей, что формирует основные отличия . Так, с помощью занятий Хатха-йогой желание духовно расти достигается через физическое развитие тела.

    История направления

    Изначально йога является понятием из индийской культуры. Об этом свидетельствуют печати, относящиеся к 3300-1700 годам до н. э., которые были найдены на территории Индии у реки Инд. На них изображены медитирующие в разных позах фигуры людей.

    Существуют легенды, описывающие, как данное учение было передано людям Шивой. Принято считать, что такие практики передаются от учителя к ученику в строгом соответствии с правилами . Это позволяет сохранить их традиции в первозданном виде.
    Современные ученые связывают возникновение Хатха-йоги с Горакшанатхом, который основал в X-XI веках новую традицию. Он систематизировал работу тела с сознанием и дополнил их тантрическими элементами.

    Знаете ли вы? Для достижения гармонии между человеком и его домашним питомцем в 2002 году была разработана специальная методика йоги. Сьюзи Тейтельман впервые начала практиковать такие упражнения. Таким образом, собаки, например, могли научиться новым командам.

    По описанию его практик было издано несколько трудов, среди них «Горакша-штака», «Горакша-паддхати», «Джняна-амрита» и другие.

    Самостоятельное ли это направление?

    Хата-йога как система преобразования физических и духовных проявлений человека считается самостоятельным направлением. Как и другие виды , она является универсальной для работы с телом и сознанием. Такая йога подразумевает достижение равновесия лунной и солнечной энергий.

    Взаимосвязь Хатха-йоги и Раджа-йоги

    Для установления взаимосвязи между разными видами йоги рассмотрим понятие «Раджа-йога». Оно являет собой обобщенное название исследований психики и достижения самопознания. Такая техника раскрывает возможности разума и помогает достичь баланса тела и ума.
    Это позволяет контролировать субъективное восприятие, мысли и чувства, а также придает мышлению свободу.

    Знаете ли вы? Знаменитое издание в США «Yoga Journal» опубликовал статистику, свидетельствующую о том, что на территории этой страны около 15,8 млн людей занимается , в Великобритании их число составляет 460 тыс. человек.

    Согласно учениям Хатха-йоги, в процессе выполнения упражнений человек наделяется идеальным здоровьем и увеличивает продолжительность своей за счет новых способностей.

    Взаимосвязь этих видов йоги заключается в том, что они несут посыл, заключающийся в единении здорового тела и свободной души. Инструментарием для достижения такого эффекта является правильное дыхание.

    Зачем заниматься Хатха-йогой

    Многие люди занимаются йогой для того, чтобы в первую очередь улучшить состояние своего здоровья. Наряду с этим в современных условиях развития общества актуальным является избавление от и нервных расстройств.
    Некоторые занимаются Хатха-йогой в целях и сохранения молодости.

    Отличие Хатха-йоги от гимнастики и других систем здорового образа жизни

    Кроме того, регулярные занятия Хатха-йогой помогут снять боль, а с помощью дыхательной гимнастики нормализуется действие соответствующих органов. В этой связи в организм поступает равномерное количество кислорода, который насыщает , придавая телу гибкость и улучшая кровообращение.

    Вред и противопоказания

    Перед тем как приступать к выполнению упражнений, не лишней будет консультация врача, поскольку существует ряд , наличие которых обуславливает прекращение занятий.

    Важно! Для эффективного похудения необходимо ежедневно выпивать не менее 2 л воды.

    Необходимо выполнять упражнения на голодный желудок, выпив перед этим стакан холодной воды. Не лишним будет устраивать себе , основанные на употреблении молока и .
    Занимаясь Хатха-йогой, можно быстро похудеть. Однако не следует забывать, что это не просто упражнение и правильное дыхание, но и такой способ перезагрузить мозговую деятельность.

    Стоит ли заниматься детям

    Отличительной чертой данного вида йоги является укрепление мышц за счет постепенных нагрузок и баланса скручиваний. Для растущего организма развитие гибкости является актуальным вопросом, поэтому регулярная умеренная нагрузка будет способствовать растягиванию мышц спины и бедер.

    Кроме того, Хатха-йога представляет для детей возможность расслабиться и потренировать технику концентрации при помощи дыхательных процедур. Такое действие приведет ребенка к ощущениям, что он находится в защищенности и покое. Комплекс упражнений позволит чувствовать свое тело и изучить его новые возможности.

    В некоторых странах Хатха-йога была введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в том числе подводников и летчиков. Многие спортсмены зачастую успешно используют методы йоги на своих тренировках.
    В целом, чтобы занятия приносили максимальное количество удовольствия, следует обзавестись специальной атрибутикой и надеть соответствующую одежду. Практика показала, что количество появления болезней снижается, когда человек начинает заниматься йогой и вести здоровый образ жизни.

    Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

    1. Родина йоги - Индия

    Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

    2. Основы йоги изложены в Ведах

    Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

    3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

    Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

    4. Йога имела практическое применение в жизни

    Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

    Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

    5. Йога - в первую очередь духовная практика

    На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

    6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

    В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

    7. В Европе йога появилась в 19-м веке

    Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

    Инструкция

    Йога – это учение, включающее в себя совокупность психических и физических упражнений, которые направлены на работу очищения души и тела. Это добровольная связь, когда человек вступает в отношения с самим собой, работая над своим телом, сознанием и дыханием. Это также один из духовных путей освобождения от привязанности к мирской суете нашего мира, плотской жизни и воссоединение с Единым. Изначальной целью йоги является совершенствование своего тела. Асана – неподвижная поза, находясь в которой, человек достигает отрешенности, независимости от собственного тела, но эта отрешенность основана на душевной уравновешенности и устойчивости.

    Выполняя асаны, человек обретает физическое, психическое и душевное здоровье и силу. Он стремиться научиться управлять эмоциями, контролировать мысли, а также человек учится самообладанию и умению держать себя в равновесии. Это необходимо для преодоления жизненных трудностей, приводит к спокойствию и удовлетворенностью судьбой, что может улучшить и повысить качество жизни. И после контроля ума человек переходит к работе над сознанием. Он пытается достичь состояния покоя, почувствовать себя целостным вместе с природой.

    В современных фитнес-клубах предлагают на выбор различные виды йоги на любой вкус.

    Хатха-йога. Большинство современных видов йоги являются одной из разновидностей хатха-йоги. Здесь все позы, асаны направлены на расслабление, человек учится управлять дыханием и медитации. Во время медитации принято произносить (молитвы). Цель хатха-йоги достичь общего душевного покоя и равновесия между духом, телом и окружающим миром.

    Аштанга-йога – динамичный, быстрый вариант йоги, напоминающий упражнения по аэробике. Серия поз йоги повторяется всегда в одном и том же порядке и в определенном ритме дыхания. Этот вид йоги предполагает наличие хорошей физической подготовки.

    Йогалатес – представляет собой совокупность элементов медитации, асан, которые развивают гибкость, растяжек пилатес с системой силовых упражнений. Занятия этим видом йоги подходит для людей с любым уровнем физической подготовки и способствует приведению тела в хороший мышечный тонус.

    Видео по теме

    Йога помогает беременным женщинам подготовиться психологически и физически к родам. Существуют упражнения, которые укрепляют нервную систему, расшалившуюся гормональным сбоем, разгружают позвоночник, улучшают кровообращение и поднимают настроение и общее самочувствие будущей мамы.

    Инструкция

    Йога для беременных - набор упражнений, которые направлены не только на растяжку тела, но и на очищение организма, правильное дыхание и расслабление всего тела. Беременные женщины, занимающиеся регулярно йогой, имеют отличное физическое здоровье и излучают радость и оптимизм. Смысл асан, специальных йоговских поз, не в том, чтобы завязаться в три узла и сидеть слушать спокойную музыку, а нахождение комфорта и удобства в любой непривычной ситуации, укрепления духовности и здоровья. Будущим мамам йога дает избавление от разных видов боли и уменьшает болевой порог во время . Также будущие мамы избегают послеродовой депрессии.

    Во время занятий йогой все асаны выполняются плавно и медленно. Упражнения направлены на мягкую работу с суставами и позвоночником. Специальные позы укрепляют мышцы и улучшают кровообращение тех тканей и органов, которые будут участвовать в родовом акте. Особенное внимание уделяется дыхательным упражнениям. Они снабжают кислородом ребенка и мать, а во время родов облегчают боль при схватках. Также при помощи этих упражнений можно избежать слабую родовую деятельность и гипоксию у новорожденного. Существуют разработанные для беременных техники очищения, помогающие не набирать лишний вес и уменьшить или полностью избавиться от токсикоза.

    Специальные медитации помогают установить контакт с малышом. Они учат «слышать», понимать и чувствовать настроение и желание ребенка. Упражнения для релаксации приводят к гармонии матери и малыша. После йоги беременная ощущает расслабление на эмоциональном, физическом и психическом уровнях. Даже перевернутые позы, при их правильном выполнении, будут благотворно влиять на организм.

    Йога подходит всем женщинам, при нормальном и хорошем протекании беременности. Некоторые преподаватели рекомендуют начинать занятия со второго триместра беременности. Однако, и в первые ее месяцы йога может спасти женщину от токсикоза. Поэтому перед началом курса следует проконсультироваться с лечащим врачом и тренером, указав на все нюансы и особенности организма. Например, у которой были случаи выкидыша, противопоказаны стоячие позы и т.д. Также йога не подходит будущим мамам, у которых инфекционные заболевания опорно-двигательного аппарата, позвоночные и черепно-мозговые травмы, хронические болезни сердечно-сосудистой системы.

    Видео по теме

    Источники:

    • Йога и беременность в 2019
    • Йога для беременных в 2019
    • Йога для беременных женщин в 2019

    Кундалини-йога завоевала большую популярность на Западе. Данный вид йоги содержит медитацию, пение, визуализацию. Кундалини-йога формируется на криях, то есть на упражнениях, которые должны выполняться в строгой последовательности, созданной Гуру.

    Главная цель кундалини-йоги – пробуждение сил Кундалини, которые находится в человеческом организме. Данную энергию ассоциируют с идеей змеи, дремлющей в чакре Свадхистана. В результате энергия этой змеи должна проснуться, а ее сила постепенно дойти до коронной чакры.


    В переводе с сиксхого языка "кундалини" означает не "змея", а "локон возлюбленной". Отсюда и происходит путаница. Говорят, что те, кто достигнет потока кундалини, тот сможет пробудиться. Важно понять, какие возможности преподносит кундалини йога. В процессе занятий, человек может ощутить чувства релаксации, гармонии, счастья, энергия потихоньку пробуждается, организм, словно просыпается и оживает. Конечно, сразу этого достичь невозможно, нужно заниматься регулярно, тогда и результат будет.


    Перед началом занятий необходимо убедиться, что здоровье позволяет практиковать данный вид йоги. Тем, кто употребляет алкоголь или наркотические вещества, заниматься кундалини йогой нежелательно и даже опасно. Следует помнить, что все приемы йоги передавались лишь высококвалифицированными учителями, и их знания были известны только элите. Широкая публика не знала о кундалини-йоге до тех пор, пока Йоги Бхажан не привезли ее на Запад и там не раскрыли ее секрет. В настоящее время, когда практически любую информацию можно найти в интернете, человек берет на себя всю ответственность, чтобы заниматься данным видом йоги. Главное правило, которое относится к кундалине-йоге – уважение к данным занятиям и серьезное отношение. Если занятия будут проводиться в первый раз, желательно найти хорошего учителя, который сможет показать правильный путь к чакрам и энергии. В этом случае ожидать ощущения счастья, благополучия и комфорта можно с первых занятий.


    Важен и тот аспект, что большинство человеческих потребностей, таких как здоровье, счастье, любовь, не всегда можно скорректировать при помощи различный крий. Каждый крий в кундалини йоге воздействует на конкретный параметр в жизни человека. Можно найти хорошие онлайн - уроки кундалини-йоги в интернете и заниматься дома самостоятельно. Однако именно хороший учитель сможет помочь не только обрести и укрепить здоровье, научиться медитировать, погружаться в расслабленное состояние, но и понять баланс гармонии между телом и душой на много лет вперед, что очень важно человеку, который погружен в городскую суету и не постоянно крутится как белка в .

    Видео по теме

    Йога набирает популярность среди людей западного общества. Но все ли интересующиеся ей знают, что же это такое, «йога»? В этом вопросе существует множество мифов и заблуждений. Зачастую йогой называют обычную гимнастику, а йогом называют человека, который гнется каким то невообразимым способом, долго сидит в неподвижной позе или напевает себе что-то неразборчивое. Какое отношение все эти представления имеют к истинному описанию древнего учения?

    Первое, с чего надо начать йоги, так это то, что йога это система самопознания. И самопознание это происходит в том числе и через работу с физическим телом (мы видим людей в разнообразных асанах), также через работу с дыханием (пранайяма), голосом (мантра) и абсолютно через все проявления человека. Йога универсальна. Йога подходит всем!


    Все мы с вами развиваемся на протяжении жизни, на протяжении множества наших жизней. Не все это, правда, осознают. Но всему своему время, рано или поздно тяга к самопознанию и развитию в человеке становиться все более осознанной. И тут на помощь и приходит йога! А отдельные ее виды, такие как работа с нашими проявлениями (физическим телом, мыслями, чувствами), являются всего лишь вариантами того, что мы можем выбрать для себя в поиске пути духовного развития.


    Мы определились, что йога, в первую очередь, это система самопознания. Какие еще важные критерии существуют? Какую бы систему люди не называли йогой, но по праву ей может считаться только то учение, которое придерживается первого и второго принципов йоги.


    О чем речь, спросят те, кто только начал свое знакомство с йогой. Если вкратце, то первый принцип это принцип доброты и не причинения вреда ни одному живому существу, а второй это принцип логики и здравого смысла. Если в системе нет упоминания об этих принципах или о них известно, но они не выполняются, то такая система, априори, йогой считаться не может. Это основные критерии, по которым мы можем определить принадлежность то или иного учения к древнейшему знанию.


    Видео по теме

    Совет 5: Что такое Раджа-йога и какое место она занимает в системе?

    Раджа йогу называют йогой Управления, йогой Президента. Раджа йога это практическая система применения воли. Вся система йоги едина, но в этом учении есть разные методики, работающие с различными проявлениями человека. Такое умение, как управлять собой, управлять окружающим миром, также является нашим проявлением.

    Раджа йога помогает сосуществовать с внешним миром, эта йога является управленческой. Занимаясь раджа-йогой, мы раскрываем в себе тот скрытый потенциал, о котором даже не догадывались.


    Среди множества других видов йоги, раджа йога занимает высокое положение. Существует мнение, что заниматься этой йогой следует не раньше, чем человек ознакомиться с другими йогами, такими, как пранайяма йога, крия йога, хатха йога.


    Эти йоги как бы создают фундамент для Раджа йоги. Это объясняется тем, что Раджа йога изучает более трудные для восприятия проявления. Это трудно уловимые, ментальные процессы, которые протекают внутри человека, в его голове, в его сознании. Все эти процессы имеют своей основой Волю.


    В разных системах йоги дается разная классификация дисциплин, входящих в нее. В «Йога сутрах Патанджали» описывается восьмеричная система ступеней йоги, Аштанга, «восемь». Раджа йога в этой системе занимает четыре последних ступени, которые идут после пранайям.


    Есть другие системы йоги, которые описывают другой инструментарий, которым пользуется Раджа йога. Но, тем не менее, везде это направление занимает высокое положение.


    Учение Раджа йоги строится на неких базовых принципах и опирается на аксиоматику Раджа йоги. Раджа йога говорит нам о некоторых сверхлогичных вещах. Но так как подходим мы к этим вещам путем логики, с помощью понятных нашему разуму упражнений, то никакого нарушения логики не наблюдается.


    Видео по теме

    Что на самом деле нам дает йога? Очень интересный ответ дается на этот вопрос. Нам с вами йога не дает абсолютно ничего! Йога в нас самих раскрывает то, что уже заложено внутри. Осталось разобраться, что именно может раскрыть в нас йога.

    Древнее учение йоги говорит нам о том, что огромные силы спрятаны в нас же самих. Получается, что практика многих видов йоги «всего лишь» раскрывает наш потенциал. А потенциал по - истине огромный! И, с этой точки зрения, можно долго перечислять, чем же нам помогает йога.


    Физическое здоровье


    Первое, с чего можно начать перечисление списка благ, это физическое здоровье. Хатха йогу даже называют панацеей от множества болезней. Йога, действительно, может стать нашим лекарством.


    Хатха йога может снять многие проблемы, касающиеся здоровья человека. Тело человека крепнет при регулярной практике, уходит слабость, болезни отступают или их течение проходит куда более мягко.


    Положительный эффект от занятий очевиден. Но, при всем при этом, мы помним, что йога никогда не стремиться заменить собой медицину. Поэтому, если у нас имеется какое-либо заболевание, то первый, к кому следует обратиться, должен быть врач. Не следует заблуждаться, что йога может заменить медицину. У йоги совсем другие цели.


    Конечно, известно много случаев, когда медицина оказывалась бессильной, в то время, как эффект от йоги был очень сильным и избавлял человека от его заболевания. Но неправильного понимания быть не должно. Йога ставит своей целью самопознание, а лечит медицина.


    Конечно, физическое тело при занятиях йогой укрепляется, но только в том необходимом количестве, чтобы тело не мешало процессу самопознания. В общем, так или иначе, йога способствует укреплению физического здоровья.


    Психическое здоровье


    Следующее, что дает йога, это психическое здоровье. Психика укрепляется через воздействие на физическое тело. Процесс идет от грубого к тонкому. А ведь психика современного человека часто расшатана.


    Если мы будем наблюдать за собой, то, как правило, сможем увидеть, что частенько мы ведем себя просто не адекватно. На самом деле, уже одно то, что вы приблизились к пониманию своего состояния, уже хороший результат.


    Чтобы что-то изменить в лучшую сторону, нужно понять, с чем необходимо работать. К болезненному состоянию нашу психику приводят ритм жизни, стрессы, а также условия окружающей среды. Мы, занимаясь йогой, через тело воздействуем на психику. Как говорит нам известная поговорка, «в здоровом теле здоровый дух».


    Интеллектуальные способности


    Что же еще нам дает йога? Занимаясь хатха йогой, мы, как это ни странно звучит, развиваем свои интеллектуальные способности. Тоже интересная ситуация. Мы то с вами занимаемся упражнениями на уровне физического тела, а эффект получаем на уровне интеллекта.


    В нашем понимании образ спортсмена и образ интеллектуала редко сходятся в одном лице. Либо уж « », либо профессор философии. В общественном сознании это разные вещи. И вот с этим йога не согласна.


    В йоге считается, что если человек много времени отдает физической подготовке, при этом забывая про необходимость развиваться интеллектуально или, наоборот, полностью погружен в развитие умственных навыков, а тело от малоподвижного образа жизни при том терпит болезни, то здесь наблюдается явный перекос.


    Это такие болезненные отклонения от «золотой середины», от гармонии, от которых следует избавляться. Идеалом йоги можно считать крепкого человека физически, у которого достаточно хорошо развит и интеллект.


    Интересно, что человек, который занимается Хатха йогой, постепенно добивается усиления своих интеллектуальных способностей. То, как это происходит абсолютно не очевидно, механизм этот скрыт. Но, как бы это ни было удивительно, это факт. Об этом мы можем узнать из источников древности, а также быть свидетелем этого, наблюдая современных практиков йоги.


    Творческие способности


    Что еще раскрывает в нас йога? Здесь мы можем говорить о «развитии», если так можно выразиться, творческих способностей.


    С точки зрения йоги, здесь все прозаично и банально. Просто когда мы «не в форме», у нас имеется нехватка жизненных сил, мы не можем поддерживать работу нашей нервной системы на таком уровне, чтобы она была восприимчива и, как сейчас говорят, креативна.


    Речь о простой нехватке энергии. Когда мы занимаемся йогой, все наши системы находятся в хорошем состоянии и у нас появляется переизбыток праны, наличие свободных жизненных сил. А если такой избыток есть, то человек проявляет творческие порывы.


    Сверхспособности


    Также, перечисляя все то, что дает нам йога, нельзя не сказать о раскрытии сверхспособностей человека. Ведь в каждом человеке есть такие способности, которые даже сложно представить.


    Что это могут быть за способности? Например, чтение мыслей или умение физические недуги прикосновением. Раскрываются такие способности аналогично творческим, то есть с переизбытком жизненных сил.


    В йоге считается, что эти способности уже заложены в нас, но мы этого пока не осознаем, не умеем пользоваться ими. Человек, действительно, способен на многое.

    ЙОГА

    Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает «связь, соединение», понимаемое шире как «связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар «йога- связь» и «религия-связь» приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
    Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она «тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"». В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
    Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения - нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
    В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой. Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
    1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
    2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
    3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
    Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
    Этические
    1) яма;
    2) нияма;
    Физиологические
    3) асана;
    4) пранаяма;
    Психологические
    5) пратьяхара;
    6) дхарана;
    7) дхьяна;
    8) самадхи.
    Яма - это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
    Нияма - свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
    Следующие две ступени - асана и пранаяма - составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия - Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей - ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
    Асаны - это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан - противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
    Пранаяма - управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
    Пратьяхара - это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
    Дхарана - концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана - это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
    Дхьяна - медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
    Самадхи - озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания - такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
    Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера - садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана - поза полного расслабления (поза трупа).
    Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны - простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной - в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения - приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
    В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения - «энергетический». Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии». Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде - законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания - «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице», человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
    Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями - более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны - энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане - около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
    Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
    Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.


    Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ЙОГА" в других словарях:

      - (санскр., букв. соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного… … Философская энциклопедия

      Падмасадана, хатха йога, хатха, кундалини Словарь русских синонимов. йога сущ., кол во синонимов: 13 бхакти йога (1) … Словарь синонимов