• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

    Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

    Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ход урока.

    1. Аналитическая беседа.

    Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

    Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

    (В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти…» «А ты – болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю… почему – нельзя?». Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.)

    - В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

    (Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется … все сотрется, да!»).

    Кто из персонажей противопоставлен остальным?

    (Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота … люди! Я – рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу … Вот, погоди … умрет жена …» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)

    Какая сцена является завязкой конфликта?

    (Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают … так-то». И еще: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы Наташа…» - и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)

    Каким образом Лука действует на ночлежников?

    (Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше – о-ой!...». Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)

    Что мы знаем о Луке?

    (О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…».)

    Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?

    (В каждом из них Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Натальей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, покой – лежи себе!». Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.)

    Врал ли ночлежникам Лука?

    (На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – золотая сторона, а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь … значит – была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

    Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

    (Ночлежники сперва недоверчиво относятся к его словам: «Зачем ты все врешь?». Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И … чего тебе правда больно нужна … подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя …». Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…».)

    На какие группы можно разделить героев пьесы?

    «верующие» «неверующие»

    Анна верит в Бога. Клещ уже ни во что не верит.

    Татарин – в Аллаха. Бубнов не верил никогда и ничему.

    Настя – в роковую любовь.

    Барон – в свое прошлое, возможно, придуманное.

    В чем сакральный смысл имени «Лука»?

    (У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (черт).)

    (Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

    Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

    Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

    (Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)

    В чем причина быстрого угасания веры?

    (Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

    Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

    (Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

    Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

    1. Обсуждение вопросов Д.З.

    Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше – истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».

    Что понимают под правдой герои пьесы?

    (Это слово многозначное. См. словарь.

    Можно выделить два уровня «правды».

    Д.З.

    Подготовиться к сочинению по творчеству М.Горького.


    «Лука и обитатели ночлежки. Споры о путях достижения идеала в пьесе М. Горького «На дне»

    Учитель: Потапушкина

    Ирина Григорьевна

    Г. Бийск 2007 г.

    Цели: 1) в ходе наблюдения над судьбами героев показать причины трагических судеб героев, столкновение разных мнений о правде;

    2) формирование навыка аналитического чтения, умения обобщать и систематизировать.

    Ход урока:

    Постановка задачи.

    Какой конфликт преобладает в пьесе?

    На первый взгляд, социальный, так как положение героев в обществе очевидно – они оказались изгоями, к таким людям двойственное отношение: с одной стороны, они вызывают отвращение, с другой стороны, им нельзя не сочувствовать. Но явного противоречия, например, между обитателями ночлежки и остальными персонажами пьесы не наблюдается. В диалогах и монологах героев на казалось бы совершенно бытовые и приземленные темы мы видим скрытое (или явное) стремление к идеалу, стремление постичь смысл жизни.

    Не случайно ключевым словом пьесы является слово «правда» как философская категория. У героев разное представление о правде. Мы должны выяснить, какая «правда» - правда, или, может быть, все герои по-своему правы?

    Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.

    Герои-обитатели ночлежки

    О чем рассказывают Луке

    Отношение Луки к герою

    Как сложилась судьба героя после ухода Луки

    Почему именно так сложилась судьба?(внешние обстоятельства или внутренние причины )

    Анна

    Рассказывает о своей трудной жизни, о страданиях

    Действие 2

    «Не помню – когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь…За что?»

    Жалеет, проявляет милосердие

    «Эх ты, детынька! Устала? Ничего!»

    Жестокость мужа, равнодушие окружающих. нет физических сил сопротивляться судьбе

    Актер

    Ищет сочувствия, внимания, поддержки в осуществлении его мечты:

    «Идем, старик…я тебе продекламирую куплеты…»

    «Искать город, лечиться… Понимаешь – есть лечебница для организмов для пьяниц Превосходная лечебница Мрамор Мраморный пол! Я ее найду, вылечусь и …снова буду… Я на пути к возрожденью…как сказал…король…Лир!»

    Внимателен, снисходительно относится к слабостям других, верит в человека

    «Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!» Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…и даже рады, когда он лечиться желает!»

    «Человек - все может…лишь бы захотел…»

    Задавился

    «веры нет» - иллюзия заменила собой реальность: «Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»

    Пепел

    Исповедуется перед Лукой, мечтает исправиться, ищет поддержки, жалости Действие 2, Разговор Луки с Пеплом:

    Лука. А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места…и т. д

    Действие 3

    «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти…Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Я знаю… вижу!… Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут…только это мне не помогает! Это…не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить…иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…чтобы самому себя можно мне было уважать…»

    «Вот – я вор…Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто, никогда не догадался назвать меня…»

    «Ты…пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует…Как в трясине тону…за что ни схватишься…все – гнилое…все – не держит»

    Терпим к чужим грехам, жалеет, дает советы, вселяет веру

    «А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места»

    «А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»

    «А ты мне – поверь…Спасибо скажешь…И чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

    «Во что веришь, то и есть»

    Попадает в тюрьму

    Становится жертвой интриги

    Настя

    Ищет поддержки, понимания

    Действие 3. Настя рассказывает придуманную ею историю любви, сердится на Барона, который уличает ее в обмане

    «Разве…разве вы можете понимать…любовь? Настоящую любовь? А у меня была она…настоящая!»

    «Дедушка! Ей-богу…было это! Все быцло! Студент он…француз был…Гастошей звали…с черной бородкой…в лаковых сапогах ходил…разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил…так любил!»

    Сочувствие, понимание, одобрение, разделяет ее веру в возможность счастливой любви

    «Я – знаю…Я верю! Твоя правда, а не ихняя…Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!

    Остается в ночлежке, становится озлобленной, пытается сопротивляться пошлости и цинизму окружающих

    Действие 4

    Спор Насти с Бароном, она не верит его рассказам:

    «Понял, каково человеку, когда ему не верят?»

    Появляется чувство собственного достоинства, научилась защищать себя, но способ защиты – недоверие, грубость. Циничность

    «…Всех бы вас…в каторгу…смести бы вас, как сор…куда-нибудь в яму!»

    «Попробуй! Тронь!»

    Клещ

    Отчаянье

    Действие 3

    «Какая – правда? Где – правда? Вот - правда! Работы нет…силы нет! Вот – правда! Пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол! На…что мне она – правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду?»

    «…не всегда правдой душу вылечишь…»

    Остается в ночлежке,

    терпимее стал относиться к людям

    Действие1- «Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…» -

    Действие 4 « Ничего…Везде – люди… Сначала – не видишь этого…потом – поглядишь, окажется, все люди…ничего!»

    Бессилен против жизненных обстоятельств

    Барон

    Исповедуется, рассказывает о своей судьбе

    Действие 1

    «Я…бывало…проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью…кофе! – со сливками…да!»

    Проявляет внимание

    Остается в ночлежке,

    начинает размышлять о смысле жизни, о будущем

    «А… ведь зачем-нибудь я родился…а?»

    «нет характера»

    Бубнов

    Недоверчив, с сомнением относится ко всему, что проповедует Лука, но сам

    исповедуется, рассказывает о прошлом

    Действие 3

    «Было так: жена у меня с мастером связалась…»

    «Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается…»

    Проявляет внимание,

    снисходителен к слабостям людей

    «Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»

    Остается в ночлежке,

    Ведет привычный образ жизни

    Нет желания сопротивляться, лень

    «… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю!…

    Сатин

    Исповедуется, рассказывает о прошлом

    «Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…а после тюрьмы – нет ходу!»

    «Я не люблю, когда меня расспрашивают…»

    Проявляет внимание

    «Легко ты жизнь переносишь!»

    Остается в ночлежке,

    с одной стороны, становится добрее, начинает размышлять о смысле жизни, с другой стороны, проявляет равнодушие

    Действие 4

    Монологи Сатина:

    «Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда!…и т. д»

    «Человек – свободен…он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…и т. д»

    «Испортил песню, дурак»

    Покорность обстоятельствам

    Выводы по каждому разделу

    Почему к Луке все тянутся, говорят о самом сокровенном?

    Любой человек жаждет быть услышанным, понятым, холодное равнодушие окружающих очень страшно

    Кому Лука нужнее?

    Тем, кто верит в свою мечту, у кого появляется надежда, под влиянием Луки она укрепляется.

    Но эти люди оказываются более ранимыми, слабыми перед жизненными обстоятельствами, перед препятствиями.

    Учащиеся на основании таблицы делают вывод о том, что всех героев можно условно разделить на «сильных» и «слабых»

    Сравните отношение Луки к разным группам ночлежников. В чем отличие?

    Жалость, снисхождение нужны больше «слабым», и они получают это.

    «Сильные» нуждаются только во внимании, жалость для них унизительна.

    А в чем заключается их сила?

    Многие учащихся утверждают, что их сила – в равнодушии, в умении отстраниться от проблем.

    Сам Лука верит в то, во что он призывает верить?

    «И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…»

    «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет…Во что веришь, то и есть…»

    «Ты бы не мешал ей…пускай плачет-забавляется…Она ведь для собственного удовольствия слезы льет…чем тебе это вредно?»

    «Человека приласкать – никогда не вредно…»

    « Она, правда-то, не всегда по недугу человека…не всегда правдой душу вылечишь…»

    Почему он такой добрый?

    Действие 3 –притча

    - «не всегда правдой душу вылечишь» - значит, Лука лечит души людей ложью? Так какая правда нужнее: утешительная ложь Луки или правда факта Бубнова?

    Жестокой, убийственной, голой, ббесбесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте

    Каковы итоги пьесы?

    Страшные, на сцене в 4 действии – обстановка 1 акта: все то же раздражение, брань, пьянка

    Так что же, все проповеди Луки впустую?

    Вера Луки в человека оказалась бессильной против жестокой реальности. Утешительная ложь не избавляет человека от страданий, не изменяет жизнь

    Обещал ли Лука героям вывести их со дна жизни?

    Нет, он просто поддержал их робкую веру в то, что выход есть

    Способен ли сам Лука к практическим действиям?

    Не вмешался в драку, не остановил Пепла, его оружие – не пистолеты и кулаки, а слово. Лука – идеолог пассивного сознания

    Так кто же является виновным в том, что так безрадостно сложилась судьба героев? Например, почему повесился Актер?

    Используем текст притчи.

    Праведная земля – это поиски путей лучшей жизни. Лука считает, что нельзя лишать человека надежды, даже если она иллюзорна. Автор же уверяет нас, что ложная надежда может привести человека к гибели . Самоубийство Актера – акт отчаянья и неверия в собственные силы.

    Вера самих людей оказалась слишком непрочной (каждый сделал первый шаг навстречу мечте), но с исчезновением Луки, то есть поддержки внешней, она угасла. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании сделать хоть что-то немногое из того, чтобы противостоять безжалостным социальным обстоятельствам. Это одна из черт русского национального характера: неудовлетворенность реальностью, критическое к ней отношение и в то же время неготовность что-то реально изменить.

    бесчеловечной правде обстоятельств жизни противостоит светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. Под влиянием этой веры, например, Актер и Пепел делают первые шаги к своей мечте.

    «Надо жить иначе» - говорит Васька Пепел.

    пассивного сознания

    И Лука объясняет неудачи героев внешними обстоятельствами, но не склонен винить самих героев.

    Подведение итога беседы

    Лука дал импульс для возникновения новой жизненной позиции.

    Обращаемся к монологам Сатина из Действия 4

    Что утверждает Сатин?

    Верит в необходимость высокой мечты, но вместо жалости должно быть уважение, жалость унижает человека. Назначение сильного – не утешать, а искоренять зло, приносящее страдания. Сильному не нужна опора, и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Чтобы стать сильным, нужно измениться внутренне так, чтобы человек нуждался больше в правде, чем в утешительной лжи.

    Идеал человека будет недостижим, если человек будет верить в свою зависимость от среды, в то, что от него ничего не зависит, и недостижим, если будет только верить в мечту, находясь в бездействии. Нашим героям недостает воли, действия, силы характера.

    1. «Правда» Луки.
    2. Трактовка образа Луки.
    3. Роль Луки в жизни обитателей «дна».

    Социально-философская драма «На дне» была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве «Знание» в 1903. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого.

    Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит фразе: «Правда — бог свободного человека». Лука не приемлет жестокой и злой «правды». Для него истиной является та «правда», в которую верит человек.

    Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая «правда», обнажающая обитателям «дна» всю убогость их существования... Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному. Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика.

    Лука не пытается кого-то в чем-то убедить: Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: «Во что веришь, то и есть». С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным. Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.

    Критики не могли придти к однозначным выводам относительно образа Луки. Некоторые считали, что Лука — это положительный герой, ведь он помогает людям найти в себе что-то хорошее. Другие считали Луку отрицательным персонажем, ведь после его ухода из ночлежки обитателям «дна» пришлось еще тяжелее, потому что они были вынуждены распрощаться с иллюзиями. Отношение самого Горького к Луке было весьма противоречивым. В 1910 году писатель говорил о герое пьесы: «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он им и говорит разные слова — для утешения».

    Обитатели ночлежки относятся к Луке как к сказочнику. Они и не обольщаются относительно слов старика. Например, Пепел говорит: «Врешь ты хорошо... Сказки говоришь приятно! Ври! Ничего...». Значит, слова Луки все-таки находят отклик в душах измученных людей.

    Анну Лука утешает разговорами о покое, который наступит после смерти. Для умирающей женщины эти слова могут значить гораздо больше, чем рассуждения «рабочего человека», ее мужа Клеща о том, что после ее смерти он сможет устроить свою жизнь. Значит, в данном случае роль Луки, безусловно, положительная. Актеру, страдающему от пьянства, Лука говорит о специальных лечебницах, где могут вылечить алкоголиков. Эта надежда могла бы придать силы. И нельзя вменять Луке в вину, что утратив надежду, Актер решает покончить жизнь самоубийством. Надежда на лучшую долю могла бы сделать человека сильнее, если бы у него изначально было хоть немного больше сил и желания вырваться из замкнутого круга.

    Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Пусть слова старика могут вызвать сомнение. Но с другой стороны, попытка вселить уверенность в завтрашнем дне лучше намерения втоптать человека в грязь, лишить его последней мечты.

    Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.

    Образ Луки — это олицетворение гуманности и человеколюбия. Парадоксально, но он сам — такой же обитатель «дна», как и другие. Но он не утратил человеческих качеств, находит в себе доброту и сострадание для окружающих. Остальные давно уже не находят в себе хоть каплю сочувствия к тем, кто рядом. Как же удалось Луке сохранить в себе доброту? Возможно, причина этого в том, что он, в отличие от окружающих, не перестает любить и уважать людей вокруг. Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что. Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей «дна». И не его вина в отсутствии результата. Можно упрекнуть Луку в том, что после его ухода жизнь обитателей ночлежки стала еще более тяжелой. Им пришлось расстаться с иллюзиями, вновь они оказались лицом к лицу с реалиями жизни. Но с другой стороны, упреки в адрес старца выглядят необоснованными. Беда обитателей «дна» в том, что они бездействуют, покоряются обстоятельствам, не пытаются сделать хоть что-нибудь для изменения своей судьбы. Лука мог бы стать для Актера путеводной звездой. Но тому проще верить Сатину. Не Лука, а Сатин и Барон стали причиной самоубийства Актера. Ведь именно они убедили несчастного в том, что нет больниц для алкоголиков. С другой стороны, разве в лечебницах было дело? Разве не мог Актер поверить в свое будущее и делать попытки что-то изменить в жизни? Лука пытался повлиять на него, говорил Сатину: «А ты — почто его с толку сбиваешь?» Остальные с безразличием относятся к словам, как своим, так и чужим.

    Лука покидает ночлежку, потому что он не может изменить ход вещей. Не в его власти помочь людям покинуть «дно», стать полноправными членами общества. Лука понимает, что его помощь обездоленным не может быть чем-то материальным, ощутимым. Роль утешителя не может быть постоянной, иначе она обесценится. Попытки вселить надежду, ободрить должны напоминать вспышку света в непроглядной темноте. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет. Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это не случайно; Горький в произведении поставил сложнейшие вопросы, ответить на которые каждый может по-своему.

    Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не умеет, –
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой!

    Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

    Вопрос

    Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?

    Ответ

    «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

    Вопрос

    Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

    Ответ

    О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.

    У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.

    Вопрос

    Каким образом Лука действует на ночлежников?

    Ответ

    Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.

    Вопрос

    Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

    Ответ

    Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

    Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

    Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.

    Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

    Вопрос

    Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

    Ответ

    Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»

    Вопрос

    В чем видит смысл жизни Лука?

    Ответ

    По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!

    Вопрос

    В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

    Ответ

    Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».

    В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:

    «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

    Вопрос

    Как Сатин относится к работе?

    Ответ

    Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

    Вопрос

    Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?

    Вопрос

    В чем смысл имени Лука?

    Ответ

    С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».

    Вопрос

    В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

    Ответ

    Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

    И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).

    Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

    Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.

    Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.

    Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.

    Итоги

    Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

    Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

    Литература

    Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

    Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

    Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

    Пьеса Горького «На дне» в начале XX произвела огромное впечатление на публику. Без прикрас был выставлен мир людей, опустившихся до последней степени убожества на самое «дно» жизни, в мир шулеров, проституток и убийц воров разных мастей. Максим Горький пьесу «На дне» пропитал протестом против социальных устоев капиталистического общества и призывом к спокойной, равноправной и справедливой жизни.

    Приступая к теме «Лука: характеристика» («На дне»), необходимо отметить, что люди, живущие в самой дешевой ночлежке, напоминающей темный и грязный подвал, стали уродливыми жертвами жестоких и несправедливых порядков общества, когда человек, выброшенный из нормальной жизни, начинает жить во волчьим законам и превращается в бесправное и жалкое существо.

    Лука: характеристика

    «На дне» - пьеса, собравшая несколько различных характеров. Один из жителей ночлежки - старик Лука, который стал самым неоднозначным и противоречивым героем пьесы. Именно с ним связан главный философский вопрос этого произведения: «Что лучше - сострадание и «ложь возвышенная и утешительная» или истина?». Нужно ли проникаться настолько состраданием, чтобы потом использовать ложь как спасительный инструмент?

    «Люди» и «человеки»

    Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» - напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом.

    Пьеса «На дне». Лука

    Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить.

    В пьесе «На дне» Лука ко всем ласков, добр и милосерден. Про себя он особо ничего не рассказывает, только шутит, что его «мяли много, оттого он и мягок». У него нет плохих и хороших людей, в каждом он находит что-то хорошее и светлое, и каждого утешает и наставляет. Проститутке Насте он говорит о том, что если ты веришь, что была у тебя настоящая любовь, значит, она была.

    Лука в пьесе «На дне» вору Пеплу и Наташе советует уехать в Сибирь на вольную жизнь, где им будет намного легче начать все заново.

    Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме.

    Ложь во спасение или горькая, но, правда?

    Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове.

    То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места.

    В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания.