• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

    В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

    Данный вид фольклора исследователи обычно называют его потешным, включая в него сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, иногда молчанки и голосянки.

    Небылицы – перевертыши для детей

    Африканский крокодил
    В море Белое уплыл,
    Стал он жить на дне морском,
    Там себе построил дом!

    Две заботливые ламы -
    Лама-папа, лама-мама,
    Бросив деток поутру,
    К мышке спрятались в нору!

    К нам опять весна пришла
    С санками, коньками!
    Ель из леса принесла
    Свечи с огоньками!

    Лошадь ехала с рогами,
    Плыл козел по мостовой,
    Семимильными шагами
    Червячок шел с бородой!

    Посмотрите, посмотрите!
    Едет Ваня на корыте!
    А за ним ребятки
    На дырявой кадке!
    А за ними ёж с котом
    Погоняют всех кнутом!

    Рассказать вам интерес?
    Слон на дерево залез,
    Свил гнездо из веточек,
    Баюкает деточек!

    Повар готовил обед,
    А тут отключили свет.
    Повар леща берет
    И опускает в компот.
    Бросает в котел поленья,
    В печку кладет варенье.
    Мешает суп кочережкой,
    Угли бьет поварешкой.
    Сахар сыплет в бульон,
    И очень доволен он.
    То-то был винегрет,
    Когда починили свет.

    Тимошка на ложке
    Ехал по дорожке,
    Встретил Егора,
    Подвез до забора!
    Спасибо Тимошке,
    Хорош мотор у ложки!

    Что за гуси пробежали,
    Уши и хвосты поджали?
    Кто же гонится за ними?
    Может, кони на машине?
    Нет! Бегут они от страха,
    Что догонит черепаха!

    Небылицы перевертыши для детей 2 класса

    Есть сладкое слово - ракета,
    Есть быстрое слово - конфета.
    Есть кислое слово - вагон,
    Есть слово с окошком - лимон.
    Есть слово колючее - дождик,
    Есть слово промокшее - ежик.
    Есть слово упрямое - ель,
    Есть слово зеленое - цель.
    Есть книжное слово - синица,
    Есть слово лесное - страница.
    Есть слово веселое - снег,
    Есть слово пушистое - смех.
    Стоп! Стоп! Извините, ребята.
    Машинка моя виновата.
    Ошибка в стихах не пустяк,
    Надо печатать вот так:

    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает в снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей
    «Га-га-га!» - пел соловей.
    Быстро дайте мне ответ -
    Это правда или нет?


    С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
    Иван, как бревно, провалился в болото,
    А пудель в реке утонул, как топор.
    Иван Топорышкин пошел на охоту,
    С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
    Иван провалился бревном на болото,
    А пудель в реке перепрыгнул забор.
    Иван Топорышкин пошел на охоту,
    С ним пудель в реке провалился в забор.
    Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
    А пудель вприпрыжку попал на топор.

    Светофор на солнце тает,
    Пастушок на кошку лает,
    Снеговик в углу мяучит,
    Самосвал уроки учит,
    Шахматист горит без дыма,
    Паучок поймал налима,
    Рыболов залез на сноп,
    Рыжий кот наморщил лоб.
    Ученик привёз песок,
    Фокстерьер дудит в рожок…
    Поскорее нужно нам
    Всё расставить по местам!

    Огурцы играют в прятки,
    Малыши растут на грядке,
    Мушкетеры спят в овраге,
    Поросята точат шпаги,
    Раки в цирк бегут ватагой,
    Дети дремлют под корягой,
    Волки плавают по дну,
    Щуки воют на луну.
    Это что за ералаш?
    Заточите карандаш!
    Я приказываю вам
    Все расставить по местам!

    Небылицы перевертыши для детей подготовительной группы

    Злая кошка громко лает,
    Дом хозяйский охраняет:
    Стой, тебя она не пустит!
    Не послушаешь - укусит!

    Ёжик крыльями махал
    И как бабочка порхал.
    Заяц, сидя на заборе,
    Громко-громко хохотал!

    Снег идет! Жара такая!
    Птицы с юга прилетают!
    Все вокруг белым-бело -
    Лето красное пришло!

    Жили-были
    Жили-были
    Дед да баба
    С маленькою внучкой,
    Кошку рыжую свою
    Называли Жучкой.
    А хохлаткою они
    Звали жеребёнка,
    А ещё была у них
    курица Бурёнка.
    А ещё у них была
    Собачонка Мурка,
    А ещё -два козла:
    Сивка да Бурка!

    Собака садится играть на гармошке,
    Ныряют в аквариум рыжие кошки,
    Носки начинают вязать канарейки,
    Цветы малышей поливают из лейки.

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко квакают котята.
    Проползла змеёю луковица
    Получилась перепутаница

    Дело было в январе
    Первого апреля.
    Жарко было во дворе
    Мы окоченели.
    По железному мосту
    Сделанном из досок,
    Шел высокий человек
    Низенького роста.
    Был кудрявый без волос,
    Тоненький как бочка.
    Не было детей у него
    Только сын да дочка

    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на кобылке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Съехали с гор,
    Развели костёр,
    Кушают кашку,
    Слушают сказку

    Народные небылицы перевертыши

    Послушайте, ребята,
    Нескладишу буду петь:
    Летит бык на ераплане,
    Мужик пашет на свинье,
    Сидит ворона на згороде,
    Сини ягоды клюет,
    Лежит корова на канаве,
    Опоясавши конем.

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    А из-под собаки
    Лают ворота:
    «Караул, деревня,
    Мужики горят!
    Бабы сарафаном
    Заливать хотят».

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выхватил телегу
    Он из-под кнута
    И давай дубасить
    Ею ворота.
    Крыши испугались,
    Сели на ворон,
    Лошадь погоняет
    Мужика кнутом.

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выбегла дубина
    С мальчиком в руках,
    А за ним тулупчик
    С бабой на плечах.
    Кнут схватил собаку
    Парить мужика,
    А мужик со страху –
    Бац под ворота.
    Деревня закричала:
    «Мужики горят!
    Сарафаны с бабами
    На пожар спешат».

    У нас лошади в галошах,
    А коровы в сапогах.
    У нас пашут на телегах,
    А боронят на санях.

    Тимошка в лукошке
    Поехал по дорожке.
    Собачка на лычке погумкивает,
    Медведь на цепи порывается.
    Агафон на печи обувается.
    Агафонова жена при дороге жила,
    Калачи пекла.
    Уж как эти калачи
    Во весь день горячи.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладушечку спою:
    Сидит корова на заборе,
    Клюкву-ягоду берет,
    Сидит заяц на березе,
    Листья мерит на аршин,
    На иголочку сбирает,
    Чтобы не было морщин.

    Косил Сенька, косил я,
    Накосили стога два,
    На печи сено сушили,
    На полатях ворошили,
    На полу стога метали,
    Огороды городили,
    Чтобы мыши не ходили;
    Тараканы проточили –
    Всю скотину пропустили.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Куры съели петуха, –
    Говорят собаки.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Сено косят на печи
    Молотками раки.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    На заборе чепуха
    Жарила варенье,
    Куры съели петуха
    В одно воскресенье.

    Черт намазал себе нос,
    Напомадил руки
    И из погреба принес
    Жареные брюки.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Счас как режиком заножу
    Будешь дрыгами ногать!

    Чеса заголовалась.

    Заплетык языкается.

    Боже, боже,
    Дай мне коже,
    Я сошью себе сапоже.
    Без сапоже
    Мне негоже –
    Може ноже обмороже.

    Покупал баран баранки
    На базаре спозаранок
    Накупил баран баранок:
    Для барашков, для овечек
    ДЕСЯТЬ маковых колечек,
    ДЕВЯТЬ сушек,
    ВОСЕМЬ плюшек,
    СЕМЬ лепешек,
    ШЕСТЬ ватрушек,
    ПЯТЬ коржей,
    ЧЕТЫРЕ пышки,
    ТРИ пирожных,
    ДВЕ коврижки
    И ОДИН калач купил –
    Про себя не позабыл!
    А для женушки – подсолнушки.

    По синю морю корабль бежит,
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за веревку ведет,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы верёвку сорвать.

    Пошёл я на лыко гору драть.
    Вижу: на утках озеро плавает.
    Я срубил три палки:
    Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
    Бросил еловую – не добросил,
    Бросил берёзовую – перебросил.
    Бросил рябиновую – угодил.
    Озеро вспорхнуло, улетело,
    А утки остались.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Едет барыня пешком
    В ситцевой карете.

    Сидит заяц на сосне –
    Он себе там гнездо свил.
    И кому какое дело,
    Что у зайцев крыльев нет?

    Слетались все птицы:
    Чечетки-сестрицы,
    Кукушка-подружка;
    Воробушек-шурин
    Глазки прищурил;
    Ворона-невеста
    Села на место.
    Только нет жениха.
    Не позвать ли петуха?

    Старый заяц сено косит,
    А лиса сгребает.
    Муха сено к возу носит,
    А комар кидает.
    Довезли до сеновала –
    С воза муха закричала:
    «На чердак я не пойду,
    Я оттуда упаду,
    Ноженьку сломаю,
    Буду я хромая».

    Стуки-стуки, глянь в ворота:
    Верно, в гости едет кто-то:
    Едет целая семья,
    Впереди идет свинья.
    Гусли гусь настроил,
    А петух с трубою.
    Кот и песик удивились –
    Даже помирились.

    Танцевала репка с маком,
    А петрушка с пастернаком,
    Кукуруза с чесноком,
    Наша Таня с казаком.
    А морковка не хотела
    Танцевать, танцевать,
    Потому что не умела
    Танцевать, танцевать.

    Туру, туру, пастушок,
    Калиновый подожок.
    Где ты лето летовал,
    Где ты зиму зимовал?
    - У царя в Москве,
    В золотой губе.
    - Чего царь делает?-
    - Туру ноту пишет,
    На девицу дышит.
    - Девица, девица,
    Сходи за водицей.
    - Я волка боюся.
    - Волки на работе,
    Сова на болоте.
    - Сованька, Сованька,
    Лохматеньки ножки,
    Бегли по дорожке.
    Поповы ребята
    Горох молотили,
    Цепы переломали,
    В овин покидали,
    В курочку пополи.
    Как из курочки перо
    Покатилось
    Под Иваново село.

    Тень-тень, потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень.
    Похвалялися весь день:
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялись ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь!

    Тимошка в лукошке
    Поехал по дорожке.
    Собачка на лычке погумкивает,
    Медведь на цепи порывается,
    Агафон на печи обувается.

    Трах-тах, тарарах,
    Едет мышка на ежах.
    - Подожди колючий ёж,
    Больше ехать невтерпёж,
    Очень колешься ты, ёж!

    У нашего луня,
    У милого друга,
    Сорок кадушек
    Солёных лягушек,
    Сорок амбаров
    Сухих тараканов,
    Пятьдесят
    Поросят –
    Только ножки висят.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    «Куры съели петуха», –
    Говорят собаки.

    Шла изба по мостику
    И махнула хвостиком,
    Зацепилась за перила,
    Прямо в речку угодила.
    В речке шум, в речке звон!
    Кто не верит - выйди вон!

    Шли бараны по дороге,
    Промочили в луже ноги.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Стали ноги вытирать,
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Сено косят на печи
    Молотками раки.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    На заборе чепуха
    Жарила варенье,
    Куры съели петуха
    В одно воскресенье.

    Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.

    Злой кабан сидел на ветке
    И чирикал со своей соседкой
    Как вчера он у болота
    Встретил синего бегемота
    Тот взобрался на сосну
    И хотел поймать лису

    Злой кабан сидел на ветке
    Грыз орехи и конфетки
    Лимонадом запивал
    Вдруг охотника он увидал
    Кабан крыльями взмазнул
    И на марс перепорхнул

    Ложка прыгнула в тарелку
    А тарелка побежала
    И упала с самовара
    В самоваре был чаек
    Он разлился на полок

    У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

    Храмцов Сережа

    Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

    Парфенов Илья

    Жуйков Андрей

    Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

    Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

    Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

    Кривоногова Кристина

    Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
    У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
    Мы с ним ходим на прогулку,
    Мы с ним ходим на обед.
    Любит он с вареньем булку
    Заедать мешком конфет.
    Жернакова Тамара

    Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

    Ашканова Эдда

    Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

    Чепасов Егор

    Новый трюк! Смертельный номер!
    Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
    Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
    И вдобавок на носу двухметрового удава…
    Волк держал как колбасу…
    Все кричали: Браво! Браво!
    Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…
    И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
    Волк качнулся – и удава
    Проглотил как колбасу.
    Рот открыв от удивленья,
    Волка слопал крокодил.
    Но и сам через мгновенье
    Льву в желудок угодил.
    Зашатался лев - и прямо
    Рухнул в пасть гиппопотаму.

    Харитонов Даня

    Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
    Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
    И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.

    Степаненко Надя

    Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

    Григорук Кирилл

    На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

    Иванова Лиза

    Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!

    Перевозкина Даша

    Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

    Гуляева Настя

    Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

    Воробьев Саша

    У нас во дворе

    Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

    Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

    Пехтерева Настя

    Пошел зайка в магазин
    Он купил там лимузин
    И катает он в лесу
    Волка, белку и лису!

    Что случилось? Не пойму:
    Тут лиса кричит му-му,
    А вороны гавкают,
    Поросята крякают,
    Мухи по полю гуляют,
    Кони по небу летают.
    Ой!
    Карандаш сломался вдруг!
    Разъяснилось все вокруг.

    Плыли по реке
    Тигры в друшлаке,
    А за ними слон
    На коне верхом.

    Сейчас теплое лето
    Все люди в шубы одеты,
    На снегу цветут цветы,
    Греются на травке
    Тюлени и моржи

    Сидит ежик на сосне
    Новая рубашка
    На голове сапожок
    На ноге фуражка

    Я стоял на остановке, ждал тролейбус.
    Вдруг телега подъезжает, а в телеге два ежа.
    "Два ежа, два ежа, нас везите не спеша!"
    Подъезжаем к светофору-света нет!!!
    Сигнал дает полосатый бегемот.
    Едем дальше: вдруг по зебре
    Пробегает пятилапый крокамот
    А по улице шагает мохноногий кашалот.

    Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

    В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:

    • стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
    • "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе

    Что такое небылица?
    Это значит: Волк и Львица
    Привезли своих ребят
    На машине в детский сад.
    А потом – умчались в горы
    На работу в Детский город,
    Где в «Салоне Доброты»
    Дарят Белочкам цветы.

    Волк работал пастухом
    На «Дошкольной ферме».
    Ездил с огненным кнутом
    На корове вредной.
    Пас детишек-непосед
    На конфетном поле.
    Им рассказывал секрет,
    Как учиться в школе.
    А ребята-сорванцы
    В поле рвали огурцы,
    Угощали пастуха
    И смеялись: «Ха-ха-ха!»

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из под собаки
    Лают ворота.
    Он схватил дубинку
    Разрубил топор,
    И по нашей кошке
    Пробежал забор.
    Крыши испугались,
    Сели на ворон,
    Лошадь погоняет
    Мужика кнутом.

    Дело было в январе
    Первого апреля.
    Жарко было во дворе
    Мы окоченели.
    По железному мосту
    Сделанном из досок,
    Шел высокий человек
    Низенького роста.
    Был кудрявый без волос,
    Тоненький как бочка.
    Не было детей у него
    Только сын да дочка

    Между небом и землёй
    Поросёнок рылся
    И нечаяно хвостом
    К небу прицепился.

    Заяц гонится за львом
    И рычит ужасно.
    Крот под елкой строит дом
    Из рябины красной.

    Была репа важная,
    Дивилась старуха каждая:
    Одним днём
    Не обойдёшь кругом.
    Всей деревней ели
    Целую неделю.
    Одну корку наложили,
    Так телегу обломили!

    По синю морю корабль бежит,
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы верёвку сорвать.

    Встаю я под вечер,
    А утром ложусь.
    Гогочет петух,
    Кукарекает гусь.
    Я платье для куклы
    Стираю метлой
    И в печке дрова
    Зажигаю пилой.
    Вливаю три супа
    В кастрюлю с яйцом.
    Песенка с крышкой,
    Кастрюля с концом.

    Говорят: ты жив, здоров?
    - Нет, лежу в больнице.
    - Говорят: ты сыт по горло?
    - Нет, я сильно есть хочу,
    Хоть корову проглочу!

    По реке плывет корова,
    Обогнала пароход.
    На рогах стоит ворона
    И соломинкой гребет.

    Едет на лисе
    Курица верхом,
    Бежит кочан капустный
    С зайцем кувырком.
    Ловит щука в море
    Сетью рыбака,
    Плавает корова
    В крынке молока.
    Зернышко пшеницы
    Воробья клюет,
    А червяк ворону
    В коробочке несет.

    Из-за тучи, из тумана
    Мужик скачет на баране.
    А за ним на комариках
    Дети скачут в валенках,
    А жена на блошке
    Скачет по дорожке

    Как у вас поживают?
    - На босу ногу топор надевают,
    Сапогом траву косят,
    В решете воду носят.
    Наши сани едут сами.
    А лошади наши - с усами,
    Бегают в подполье за мышами.

    Лошадка травку ела, ела,
    И ей травка надоела.
    В магазин пришла Лошадка
    И купила шоколадку.

    Чудо, чудо, чудеса:
    На пеньке стоит лиса,
    Палочкою машет,
    Два медведя пляшут.
    Вот какие чудеса –
    Два медведя пляшут.
    Зайцы взялись за бока,
    Заплясали трепака,
    Прилетели утки,
    Заиграли в дудки.
    Вот какие чудеса –
    Заиграли в дудки.
    И берёзки в пляс пошли,
    Хороводы повели.
    Солнце засияло,
    Всем теплее стало.
    Вот какие чудеса –
    Всем теплее стало!

    Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"

    Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

    Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы.

    Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

    Небылицы в развитии

    Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

    Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

    1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
    2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
    3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

    Необычное и смешное применение предметов

    Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

    1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
    2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
    3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
    4. Кастрюлей рыбу ловить;
    5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

    Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

    Небылицы в стихах

    Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

    1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
    2. Докажи, почему такого не бывает.

    Путаница-перепутаница 1

    Тёплая весна сейчас.
    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает в снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей
    "Га-га-га" - пел соловей
    Быстро дайте мне ответ,
    Это правда, или нет? (Л. Станичев)

    Лесная небылица

    Как-то летом на опушке
    Куковали три лягушки.
    К ним зайчонок прибежал,
    Клюв открыл и замычал.
    Пролетал над ними лось.
    (Лосю что-то не спалось.)
    Крикнул громко лось с небес:
    - Тише, братцы, это лес!

    Путаница-перепутаница 2

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко крякают котята.
    Проползла змеёю луковица.
    Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

    Удивительная грядка

    У меня на грядке -
    Крокодил растёт!!!
    А в Москва-реке
    Огурец живёт!
    Осенью на грядке
    Крокодил поспел!
    Огурец в Москва-реке
    Всех лягушек съел!
    Я боюсь, ребятки,
    Что на этот год
    Вырастет на грядке
    Страшный бегемот.
    А в Москва-реке
    Клюнет на крючок -
    Как вам это нравится?-
    Страшный кабачок!
    Ох! Когда ж на грядке
    Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

    Я не зря себя хвалю...

    Я не зря себя хвалю,
    Всем и всюду говорю,
    Что любое предложенье.
    Прямо сразу повторю.
    Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    А старушка в это время
    Мыла кактус на окне.
    Ехал кактус на коне,
    Вел старушку на ремне,
    А собачка в это время
    Мыла Ваню на окне.
    Знаю я, что говорю,
    Говорил, что повторю,
    Вот и вышло без ошибок,
    А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

    Жили-были...

    Жили-были
    Дед да баба
    С маленькою внучкой,
    Кошку рыжую свою
    Называли Жучкой.
    А хохлаткою они
    Звали жеребёнка,
    А ещё была у них
    Курица Бурёнка.
    А ещё у них была
    Собачонка Мурка,
    А ещё - два козла:
    Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

    Перепутаница 3

    Погляди-ка, у зайчонка
    Мёду - полных два бочёнка,
    А морковки нету!

    А у рыженькой у белки
    Три морковки на тарелке,
    А орешков нету!

    А орешки - у бычка,
    Два дубовых сундучка,
    А травки-то нету!

    А у Пети-петушка
    Травки целых три мешка!
    А зёрнышек нету!

    У мохнатых медвежат
    В миске зёрнышки лежат,
    А медку-то нету!

    А у Журы-журавля
    Три тарелки киселя,
    А лягушек нету!

    А у Маши в кружке
    Квакают лягушки.
    Лягушонок скачет -
    Что же это значит?

    Это значит,
    Что всё тут перепутано.
    А теперь попробуй сам
    Всё расставить по местам! (В. Данько)

    Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

    Рассказы - небылицы

    Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

    1. Найди небылицы.
    2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

    Небылица про Машу и маму.

    Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

    Небылица про зайца.

    Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

    Огромная небылица.

    Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

    Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

    Говорит крокодилище:

    Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

    Небылица про умного Ваню

    Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

    Чем рыбу ловить будешь?

    Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

    Много ли рыбы наловит Ваня?

    Небылицы, придуманные детьми

    Цель: придумывание небылиц самими детьми

    После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

    Небылица про картошку с глазами.

    Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

    Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

    Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

    Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

    Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

    Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.