• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дорога в небо: все о прыжках с парашютом

    Если вы читаете эту статью, значит, небо притягивает вас. Или вы решили испытать себя, прыгнув с парашютом. Наверняка у вас возникло множество вопросов, касающихся того, как это сделать. Мы постараемся ответить на большинство их них.

    Для начала разберемся, что такое парашют. Это приспособление для торможения объекта посредством использования атмосферного сопротивления. Слово парашют (parachute) придумали французы. На греческом языке «para» означает «против», а «chute» переводится с французского как «падать».

    На сегодня парашюты применяются для безопасного спуска на землю людей, пакетов с грузами, космических объектов, а также для уменьшения пробега самолета при посадке и т. д. Чтобы вам были понятны все термины, касающиеся данной темы, ознакомьтесь с кратким словариком, представленным ниже.

    Краткий словарик парашютиста

    Аэродром – участок земли со зданиями и оборудованием, которое обеспечивает взлет авиатранспорта (вертолетов, планеров, самолетов), их посадку, размещение и техническое обслуживание. Не является синонимом аэропорта, поскольку данные объекты выполняют разные функции.

    БП – беспорядочное падение, имеющее место после отделения парашютиста от ЛА (летательного аппарата).

    Веревка – на слэнге парашютистов означает либо вытяжной фал, который стягивает с парашюта чехол, либо прыжок на стягивание чехла в принудительном порядке.

    Вертолет Ми-8 – один из видов ЛА.

    Вертушка – вышеуказанный вертолет.

    Выпускающий – особа, ответственная за точное выполнение определенного порядка при покидании парашютистами ЛА.

    Высота отделения – число, которое показывает парашютный высотомер во время отделения.

    Высотомер парашютный – приспособление, с помощью которого парашютист измеряет высоту в процессе набора высоты самолетом, при снижении/спуске и во время свободного падения.

    Вытяжное кольцо – то самое кольцо, которое парашютист вытягивает из подвесной системы, чтобы парашют раскрылся.

    Галс – участок пути купола, измеряемый от поворота до следующего поворота при снижении (не путать со скручиванием).

    Глиссада – так называется траектория полета транспортного авиасредства, выполняющего снижение.

    Грудная перемычка – составляющая подвесной системы, которая служит для закрепления грудного отдела парашютиста.

    Дрог – маленький парашют, применяемый для стабилизации падения при тандем-прыжке. Также может выполнять функцию парашюта вытяжного.

    Дуб – ласкательное слэнговое название парашюта Д-1-5У, используемое спортсменами.

    Задержка – время (в секундах) свободного падения. Отсчитывается от момента отделения до раскрытия (или попытки выполнить это) какого-либо из имеющихся парашютов.

    Запаска – запасной парашют, используется при ненормальной работе или отказе основного парашюта.

    Затяжка – капроновая ленточка с заостренными краями, используется для зачековки клапанов на ранце. Другое название – тявочка.

    Инструктор – официальная должность аэроклуба.

    Инструктор-общественник – должность аэроклуба, внедренная на внештатной основе. Занимается обучением людей, которые впервые прыгают с парашютом.

    Колдун – слэнговое название ветрового конуса.

    Комплекс – в дисциплинах парашютного спорта так называют определенную последовательность фигур, выполняемых в свободном падении.

    Конус ветровой – приспособление, представляющее собой сужающийся рукав из яркой материи, установленный на шесте с помощью шарниров. Служит для определения направления и силы ветра у земли. Альтернативные названия – колдун, ветроуказатель.

    Крыло – вид парашюта, купол которого состоит из 2-х нервюр и оболочек. Аэродинамические характеристики крыла и профиль такого парашюта сходны с аналогичными параметрами самолета. Он отличается хорошей маневренностью и значительной горизонтальной скоростью.

    Купол – деталь парашюта, имеющая форму крыла или полусферы. Круглый купол предназначен для замедления снижения, крыловидный – для планирования. Данная деталь выполняется из силовых лент и ткани. Исключение представляет УТ-15, полностью изготовленный из широких силовых лент. К вытяжному парашюту и камере купол крепится стреньгой, к подвесной системе – при помощи строп.

    Матчасть – совокупность инструментов, оборудования и техники, применяемых при прыжках с парашютом.

    Медуза – слэнговое название парашюта вытяжного.

    Медуза жесткая – вытяжной парашют с пружинным каркасом. Используется на запасных парашютах, а также на основных моделях, которые вводятся в действие посредством релиза или кольца.

    Медуза мягкая – текстильная система без пружины и каркаса. Применяется в качестве вытяжного парашюта. Крепится стреньгой к основному парашюту. Имеет коллапсирующую разновидность – вытяжной парашют, который используется на скоростных куполах. После выполнения функции он стягивается по оси, чтобы снизить сопротивление.

    Мешок – слэнговое название купола, реже – всей системы в собранном виде.

    Миллион-на-миллион – ласковое название голубого безоблачного неба.

    Мясо – спортсмен-парашютист средних размеров, прошедший спецподготовку. Он прыгает с нейтральным куполом после пристрелки, чтобы уточнить точку выброски.

    Наземная подготовка – тренировка навыков и физических способностей парашютиста, выполняемая на земле, а также изучение им теории, разработка плана будущего прыжка.

    Наполнение парашюта – данным термином называется наполнение купола потоком воздуха, вследствие чего он принимает нормальную форму для парашютирования.

    Нейтральный купол – это купол, который не имеет собственной скорости в горизонтальном направлении.

    Особые случаи – нештатные ситуации, которые случаются в воздухе, и самый интересный раздел в инструктаже.

    Отделение – процесс покидания ЛА согласно инструкциям выпускающего.

    Одноразник – лицо, делающее или сделавшее прыжок с парашютом, который будет для него первым и последним.

    Отделение на мотор – так называется правильное отделение от летающего аппарата вперед лицом, параллельно движению авиасредства.

    Открываться – самостоятельно (произвольно) раскрывать основной парашют посредством выдергивания вытяжного кольца.

    Отцепка – под данным термином подразумевают: а) отсоединение парашютиста и подвесной системы от свободных концов парашюта (основного); б) достаточное (хоть и не всегда необходимое) использование запаски, например, при полном или частичном отказе парашюта основного.

    Парашют вытяжной – малогабаритный парашют, служащий для вытягивания парашюта с чехлом (если последний имеется), расчековки и последующего выхода из газырей (резиновых сот) строп, а также для стягивания чехла. Вытяжной парашют обеспечивает раскрытие парашюта основного.

    Парашют стабилизирующий – малогабаритный парашют, служащий для предотвращения беспорядочного падения. После отделения он сразу раскрывается, фиксируя парашютиста в вертикальном положении и замедляя его вращение. Также выполняет функции парашюта вытяжного, хотя и не является его аналогом. Если стабилизация откажет, основной парашют тоже не раскроется, и необходимо срочно задействовать запасной.

    Парашютирование – так называется процесс снижения с момента раскрытия парашюта (основного или запасного) и вплоть до приземления.

    Парашютист – живой объект, совершающий прыжок с парашютом.

    Перворазник – парашютист, прыгающий с парашютом первый раз. Не тождественно одноразнику.

    Перекаты – приспособления на свободных концах парашюта модели Д-6, которые позволяют сделать его не нейтральным. Также перекатами называются действия парашютиста, который приземляется с повышенной вертикальной/горизонтальной скоростью. Они заключаются в принятии скругленной формы и последующем качении через плечо вплоть до остановки.

    Переносная сумка – устройство для удобного перемещения использованного парашюта. Изготавливается из авизента или сходных материалов.

    Пилотирование – это процедура управления крылообразным куполом.

    ПМУ – аббревиатура расшифровывается как «простые метеоусловия».

    Подвесная система – приспособление из пряжек и силовых лент, соединенных в определенном порядке. Выполняет функцию надежной фиксации в себе парашютиста

    Подушка отцепки – приспособление (обычно красного цвета) на подвесной системе, оснащенное 2-мя тросиками, которые соединяют подвесную систему на КЗУ-замках и свободные концы парашюта основного.

    Приземление – завершение свободного падения или парашютирования вследствие столкновения прыгуна с поверхностью нашей планеты или любыми объектами (деревья, здания и др.), расположенными на ней. Приводнение – приземление на воду.

    Принудительная расчековка ранца – метод раскрытия парашюта, который предполагает, что пристегнутый тросом в ЛА фал после отделения от авиасредства расчековывает ранец парашюта основного, освобождая при этом вытяжной пружинный парашют. Затем процесс раскрытия осуществляется аналогично раскрытию ручному.

    Принудительное стягивание/раскрытие чехла – метод раскрытия парашюта. Пристегнутый тросом в ЛА фал после отделения сперва расчековывает ранец, дальше вытягивает оттуда камеру/чехол со стропами и куполом. Стропы высвобождаются из сот, вытягиваясь на всю свою длину, а фал стягивает с купола камеру/чехол. Купол наполняется воздухом.

    Пристрелка – приспособление, использующееся для определения оптимальной точки выброски, всегда «прыгает» первым.

    Прыжок затяжной – так называется прыжок, при котором раскрытие ранца парашюта задерживается. Некоторое время парашютист парит в свободном падении.

    Разник – единое общее название перво- и одноразников.

    Ранец – сумка из ткани, в которую укладываются парашюты (вытяжной, запасной, основной), свободные концы системы подвесной и страхующие приборы.

    Раскрытие по прибору – процесс расчековки ранца и заполнение парашюта воздухом вследствие включения прибора для страховки.

    Раскрытие принудительное – процесс раскрытия парашюта с помощью специальных приспособлений, которые действуют независимо от воли и/или желания прыгающего с парашютом.

    Раскрытие ручное – процесс раскрытия парашюта вследствие того, что парашютист посредством вытяжного кольца или вручную запускает в действие парашют вытяжной.

    Рыжая – слэнговое название чекующего шнура. Это жесткая стропа, которая используется для того, чтобы предотвратить раскрытие парашюта запасного прибором страхования в случае, если основной парашют функционирует нормально.

    Сайпрес – работающий от батареек электронно-пиротехнический прибор страховки, предназначенный для раскрытия запасного парашюта посредством петарды. Альтернативные названия – сникерс, кипрус.

    Сальто

    Скоростной купол – вид купола, имеющий в заполненном воздухом состоянии повышенную горизонтальную (свыше 10 м/с) или вертикальную (свыше 6 м/с) скорость.

    СМУ – аббревиатура расшифровывается как «сложные метеоусловия».

    Спираль – упражнение из комплекса акробатических фигур, выполняемых индивидуально в свободном падении. Заключается в 360-градусном развороте тела в вертикальной плоскости.

    Спортсмен-парашютист – профессиональный парашютист, который выполняет прыжки согласно спортивной программе. Его целью является достижение высоких (в спортивном плане) результатов, установление рекордов, участие в мировых/региональных состязаниях.

    Способ раскрытия парашюта – комплекс действий, предпринимаемых парашютистом (а также специализированным оборудованием, которое у него есть) с целью введения в действие парашюта. Существует много способов раскрыть парашют. Их делят на такие базовые категории: ручное раскрытие, расчековка ранца принудительная, стягивание чехла принудительное. Есть еще одна неофициальная группа – раскрытие по прибору страхования.

    Стабилизация – положение разника в процессе падения с раскрытым парашютом стабилизирующим.

    Страхующий прибор – полуавтоматическое устройство, которое предназначается для раскрытия парашютного ранца или запуска других устройств на заданной высоте либо в определенный момент времени.

    Стреньга – веревка повышенной прочности, которая связывает парашют вытяжной с камерой (при ее наличии) и куполом.

    Стропа – тоже веревка. Она соединяет свободные концы системы подвесной с куполом парашюта.

    Тандем – вид парашютных прыжков, предусматривающий прыжок инструктора и пассажира с одним парашютом. Также данным термином называют парашютную крылообразную крупногабаритную систему, подвеска которой рассчитана на двух человек (инструктора и новичка).

    Тормозной парашют – парашют, который предназначен для торможения парашютиста/устройства до скорости, подходящей для запуска парашюта основного, тормозного аналога следующего уровня либо других систем торможения.

    Точка выброски – место на земле, над которым парашютисты отделяются от ЛА.

    Точность приземления – интересная дисциплина парашютного спорта. Цель – достичь минимального расстояния между заданной мишенью размером 3 см и точкой, в которой парашютист прикоснулся к площадке при приземлении.

    Укладка – комплекс последовательных действий по правильной упаковке парашюта перед прыжком. Выполняется укладчиком согласно строгому алгоритму действий.

    Укладочная – место (отдельная комната), где выполняют укладку парашютов.

    Укладчик – человек, укладывающий парашюты для спортсменов, разников или других парашютистов, не умеющих выполнять данную процедуру.

    Фал – то же самое, что и веревка.

    Штопор – ускоренное снижение парашютиста по спиральной траектории вокруг собственной оси. Возникает вследствие потери управления.

    Противопоказания к прыжкам с парашютом

    Серьезных медицинских противопоказаний для первого прыжка с парашютом не существует. Нежелательно делать это людям, страдающим заболеваниями суставов/костей, психическими расстройствами и сердечнососудистыми болезнями.

    Люди с плохим зрением могут прыгать в очках, которые нужно закрепить резинкой. На приземлении следует быть очень внимательным, чтобы не повредить очки и, как следствие, глаза или лицо их осколками.

    Могут возникнуть некоторые проблемы, если ваш вес превышает 120 кг. Во-первых, при большой массе рвутся купола. Во-вторых, можно получить травмы ног и/или позвоночника при приземлении.

    Чего не следует делать перед прыжком

    Пить для храбрости. Касается не только алкоголя, но и любых лекарств. На высоте давление атмосферы ниже, поэтому действие спиртного и медикаментозных препаратов усиливается, что приводит к негативным последствиям.
    Прыгать с насморком и простудой. Это может привести к повреждению барабанных перепонок и носовых пазух.
    Курить возле ангаров, заправщиков и самолетов. Это правило вызвано элементарными требованиями пожарной безопасности.
    Подходить к летательным аппаратам без команды выпускающего, а также со стороны винта.
    Оставлять животных или детей, которых вы захватили с собой на аэродром, без присмотра.
    Задерживаться на активной взлетной полосе после приземления или пересекать ее.

    Следует соблюдать все правила и требования, существующие на аэродроме. Это – залог вашей безопасности.

    Как выполнить первый прыжок?

    Первый в своей жизни прыжок можно совершить 3-мя базовыми способами: самостоятельно, на выносе или в тандеме. Остановимся на последнем способе. Он заключается в прыжке новичка с тандем-мастером (инструктором) на одном парашюте. Вы будете прочно пристегнуты к инструктору лентами подвесной системы и карабинами.

    Осуществляется такой прыжок довольно просто. Нужно приехать на аэродром и сказать, что вы желаете прыгнуть в тандеме. Вас направляют к тандем-мастеру, который проводит инструктаж, одевает в спецодежду, подгоняет под вас подвесную систему.

    После оплаты прыжка вы садитесь в установленное время в самолет, он набирает высоту, и в точке выброса вы с инструктором прыгаете. Высота составляет 4 км над землей. Вас удерживает только дрог – небольшой парашют, стабилизирующий ваше положение вниз животом.

    Вам ничего не нужно делать. Просто расслабьтесь и наслаждайтесь полетом. Все действия по доставке вас на поверхность планеты целым выполнит инструктор. На высоте 1,3-1,5 км раскрывается парашют типа крыло. Если ваше состояние будет адекватным, инструктор позволит вам немного поуправлять парашютом в процессе снижающегося полета. Также можно нанять видеооператора, который снимет весь вас прыжок.

    …”Настало утро, и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных, волнах спокойного моря. В миле от берега с рыболовного судна забросили сети с приманкой, весть об этом мгновенно донеслась до Стаи, ожидавшей завтрака, и вот уже тысяча чаек слетелась к судну, чтобы хитростью или силой добыть крохи пищи. Еще один хлопотливый день вступил в свои права.

    Но вдали от рыболовного судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Взлетев на сто футов в небо, Джонатан опустил перепончатые лапы, приподнял клюв, вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом положении. Вытянутые вперед крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижимым. Он прищурил глаза, и весь обратился в одно-единственное желание: вот он задержал дыхание и чуть... чуть-чуть... на один дюйм... увеличил изгиб крыльев. Перья взъерошились, он совсем потерял скорость и упал.

    Чайки, как вы знаете, не раздумывают во время полета и никогда не останавливаются. Остановиться в воздухе - для чайки бесчестье, для чайки это - позор.

    Но Джонатан Ливингстон, который, не стыдясь, вновь выгибал и напрягал дрожащие крылья - все медленнее, медленнее и опять неудача, - был не какой-нибудь заурядной птицей.

    Большинство чаек не стремится узнать о полете ничего, кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для большинства чаек главное - еда, а не полет. Для этой же чайки главное было не в еде, а в полете. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать. Подобный образ мыслей, как выяснилось, не сулил ему большой популярности.” (Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

    Как научиться парашютному спорту?

    Если вы решили всерьез заняться парашютным спортом, готовьтесь к тому, что все выходные будете проводить на аэродроме. В свое хобби придется вложить немало денег. Также могут возникнуть сложности с окружающими, которые часто не понимают подобных экстремальных пристрастий.

    Но самое главное – у вас начнется принципиально другая жизнь, в которой каждая мысль будет посвящена небу. Оно станет сниться вам. Вы будете мечтать о небе, как о высшей цели, и расстраиваться, если по каким-либо причинам придется отложить запланированный взлет. Это можно назвать адреналиновой наркоманией.

    Если вы готовы всецело посвятить себя небу, думать о нем столько же, сколько о родных либо друзьях (или даже больше), по сути, жить им, тогда добро пожаловать на путь человека-птицы. Следует отметить, что вы не прогадаете. Наоборот, взамен всех «земных» потерь и неурядиц небо подарит вам то, о чем многие даже не мечтают.

    Вы сможете увидеть неописуемые красоты, которые невозможно рассмотреть, глядя на землю с иллюминатора самолета. Научитесь чувствовать собственное тело в воздухе, управлять полетом так, словно у вас появились крылья. Поверьте, после этого мир станет для вас намного прекраснее, чем сейчас.

    Но не забывайте, что небо пускает к себе далеко не всех. И не все способны дойти до него. Практика показывает, что из 100 студентов до завершения занятий остается пару десятков человек. Остальные оказываются от своей затеи и уходят в обычную «земную» жизнь. Таким образом, чтобы стать парашютистом, нужно иметь желание, терпение и финансовые возможности.

    С чего начинается путь в небо?

    Для начала вам необходимо пройти врачебно-летную комиссию (ВЛК). Процесс не настолько страшный, как кажется на первый взгляд. Если появятся какие-либо проблемы, обратитесь к своему инструктору, он вам окажет посильную помощь.

    Стоимость ВЛК варьируется в диапазоне 500-1,5 тыс. рублей. Комиссию нужно проходить раз в 1-2 года. Кроме заключения от докторов, вам понадобятся фотографии на документы. Следующий этап – обучение и получение лицензии.

    Нормативы на получение российской лицензии спортсмена

    Категория «А». Необходимо иметь минимум 20 прыжков, из которых не меньше 15-и осуществлены посредством ручного раскрытия парашюта. Общее время свободного падения должно составлять не менее 3-х минут. Также необходимо уметь управлять положением собственного тела в свободном падении, выполнять 180-градусные развороты в любую сторону, 3 раза продемонстрировать 20-метровую точность приземления и совершить минимум 3 прыжка в компании с опытным спортсменом.

    Обладатель сертификата «А» имеет право осуществлять прыжки одиночные и на точность приземления, работать в небе с группой численностью до 4-х человек при условии, что хотя бы половина членов коллектива имеет лицензию «Д» или «С».

    Категория «В». Необходимо иметь минимум 50 прыжков, из которых не меньше 40 осуществлены посредством ручного раскрытия парашюта, а минимум 5 из ручных раскрытий выполнены с задержкой свыше 30 с. Общее время свободного падения должно составлять не менее 5-и минут. Также необходимо уметь выполнять индивидуальные акробатические фигуры, работать в двойке, 3 раза продемонстрировать 10-метровую точность приземления и в 2-х прыжках показать результат от 4-х очков и выше.

    Обладатель сертификата «В» имеет право осуществлять прыжки одиночные затяжные и фристайл, с лыжей и видеокамерой, работать в группе численностью до 8-х человек при условии, что хотя бы 2 члена коллектива имеют лицензию «Д» или «С», участвовать в соревнованиях по видам прыжков, которые он уже освоил.

    Категория «С». Необходимо иметь минимум 100 прыжков, из которых не меньше 80 осуществлены посредством ручного раскрытия парашюта, а минимум 10 из ручных раскрытий выполнены с задержкой свыше 40 с. Общее время свободного падения должно составлять не менее 20-и минут. Также необходимо уметь выполнять индивидуальные акробатические фигуры, работать в четверке, 10 раз продемонстрировать 5-метровую точность приземления, в 2-х прыжках показать минимум 2 фигуры и еще в 2-х прыжках – результат от 14-и секунд и выше.

    классическая индивидуальная акробатика: среднестатистический результат 2-х прыжков – свыше 11 с. Три прыжка сделать на точность, получив средний результат минимум 15 см;
    групповая (команда из 4-х человек) акробатика: в 2-х прыжках показать минимум 5 фигур, если речь идет о скайсерфинге. В случае фристайла нужно выполнить половину фигур (или больше) обязательной программы состязаний. Видеооператору необходимо снять вышеперечисленные команды или спортсменов, продемонстрировавших зачетные результаты.

    Обладатель сертификата «С» имеет право:

    осуществлять прыжки одиночные затяжные, акробатические, на точность, скайсерфинг, фристайл, фрифлаинг, с видеокамерой, ночью и на воду, участвовать в показательных представлениях;
    работать в группе численностью до 8-х человек при условии, что хотя бы 2 члена коллектива имеют лицензию «Д»;
    участвовать в соревнованиях по видам прыжков, которые он уже освоил.

    Категория «Д». Необходимо иметь минимум 500 прыжков, из которых не меньше 100 осуществлены в режиме контролируемого свободного падения продолжительностью свыше 45 с, выполнить 2 ночных прыжка или с приводнением. Общее время свободного падения должно составлять не менее 40-и минут. 25 раз продемонстрировать 2-метровую точность приземления.

    Нужно выполнить следующие нормативы в одной из дисциплин парашютного спорта (на выбор):

    классическая индивидуальная акробатика: среднестатистический результат 2-х последовательных прыжков – не выше 10 с;
    групповая (команда из 4-8 человек) акробатика: в 2-х прыжках показать минимум 7 фигур. В акробатике купольной, выполняемой в группе из 4-х человек, нужно показать среднестатистический результат 2-х прыжков значением от 4-х очков и выше. Иметь 2 успешных прыжка с выстраиванием восьмикупольной фигуры, или построением 8 куполов на скорость, или продемонстрировать 2 фигуры из программы мирового чемпионата, или в команде численностью 4 чел. выполнить 3 перестроения из комплекса фигур мирового чемпионата.

    Обладатель сертификата «Д» имеет право осуществлять любые прыжки под собственную личную ответственность.

    Как быстро обучиться свободному падению?

    Методика AFF (оригинальное название – Accelerated FreeFall, переводится как «ускоренное обучение свободному падению) была разработана в 1980 г. К. Колеманом. Она предназначена для индивидуального интенсивного обучения студентов, желающих заниматься парашютным спортом серьезно. В программе обучения используется специальное снаряжение, применяемое на сегодняшний день в данном виде спорта, а также лучшие методики скоростной подготовки.

    При подготовке AFF студент подвергается существенной психологической нагрузке. Правда, другие методики обучения тоже имеют подобный недостаток. У студента будет время, чтобы он смог преодолеть указанную нагрузку и на практике отработать задания. В процессе этого его поддерживают и страхуют инструктора.

    Обучение согласно методике AFF проходит эффективнее, чем по классической программе, требуется меньшее количество прыжков, риск на всех стадиях минимален. Данный курс делится на 8 уроков (уровней), разделенных на 3 этапа:

    1. Первые навыки . На трех уровнях этого этапа студент учит теоретически и приобретает на практике базовые навыки свободного падения, а именно: контролировать высоту, умение стабильно выполнять отделение от ЛА и свободное падение, открывать и безопасно управлять парашютом. Данные навыки студент получает в ходе интенсивных тренировок на земле и под прямым контролем инструктора при прыжке.

    2. Маневрирование . Делится на 4 уровня, предназначенных для выработки умений и навыков маневрирования в ходе свободного падения. Ученик успешно делает энергичные подходы, 360-градусные повороты, задние и передние сальто. Также он учится передвигаться в процессе свободного падения, осуществлять разбежку при прохождении всех указанных уровней, уверенно управлять парашютом, приземляться в заданный район. На втором этапе изучаются меры безопасности и комплекс действий в особых случаях, прививается умение ориентироваться в воздушном пространстве при одиночных и групповых прыжках.

    Переход к освоению следующего уровня осуществляется только после основательного и полноценного усвоения предыдущего, а также успешного выполнения поставленных в нем целей, и от числа сделанных прыжков не зависит. Проходя седьмой уровень ускоренного обучения, студент должен показать умения и знания начинающего парашютиста, а именно:

    полная индивидуальная подготовка парашютного снаряжения;
    знание правил, как вести себя на борту авиасредства;
    навыки свободного падения, достойные уровня выпускника;
    умение выполнить приземление в заданном районе.

    После седьмого уровня студент приобретает статус начинающего парашютиста.

    3. Лицензирование. Пройдя 7 уровней AFF, парашютисту необходимо завершить «Прогрессирующую программу», включающую в себя 8 прыжков. На данном этапе обучающийся закрепляет базовые навыки маневрирования, выполняет прыжки в команде с инструктором, практикуется в прыжках с низкой высоты, делает прыжок при самостоятельной укладке своего парашюта. Завершив программу, студент получает сертификат категории «А» и звание парашютиста-любителя.

    Преимущества ускоренной программы обучения очевидны:

    малый срок подготовки;
    большая безопасность;
    прыжки на высоте 3-4 км;
    возможность изучить и оценить свои ошибки в ходе прыжка, просматривая видеосъемку полета.

    При обучении используется студенческий крылообразный парашют, компьютерный страхующий прибор Cypres, вертолет Ми-8 или самолеты Л-410, Ан-28.

    К недостаткам методики относится довольно высокая стоимость – около 50 000 рублей. Впрочем, при изучении прыжков по классической программе на оплату курса, питание и проживание вы потратите немногим меньше. Какую методику выбрать – решать вам.

    Следует отметить, что начав заниматься по классической программе, вы в любой момент можете сдать соответствующий тест, чтобы перейти на AFF. Тест необходим для того, чтобы инструктора оценили, насколько вы подготовлены, и определили, с какого уровня вам лучше всего начинать обучение.

    К затратам на курсы нужно прибавить и расходы на покупку/аренду необходимого обмундирования: групповой комбинезон, высотник, стропорез, шлем, очки и другие мелочи. Покупать парашют не нужно.

    Что делать после обучения?

    “Вот он какой, рай, - подумал Джонатан и улыбнулся своей мысли. Не очень-то почтительно приниматься разглядывать рай в ту самую минуту, когда влетаешь в него. Поднявшись выше облаков, заслонивших Землю, он заметил, что его тело начало светиться так же, как и у тех двух птиц, летевших рядом с ним. Конечно, за этими золотыми глазами скрывался все тот же молодой Джонатан Ливингстон, но внешняя оболочка его изменилась. Тело осталось вроде бы таким же, как у чайки, но летало оно намного лучше прежнего.” (Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

    По завершению обучения парашютному спорту вы становитесь начинающим парашютистом, имея статус любителя. Пришло время прыгать, набираясь опыта. Можно просто совершать прыжки, наслаждаясь самим процессом, или постепенно учиться более сложным фигурам, совершенствовать имеющиеся навыки, приобретать новые.

    Если второй вариант вам нравится больше, выберите оптимальное для себя направление парашютного спорта и развивайтесь. Обмундирование покупается в соответствии со сделанным вами выбором.

    Вряд ли вы с первого раза найдете именно то, что нужно, и соберете идеальный комплект, да еще и за приемлемую сумму. Следует помнить, что откровенное барахло покупать не стоит, ведь от качества обмундирования зависит ваша жизнь. Недостающие вещи можно временно брать в аренду. Подобную услугу предоставляют все солидные аэродромы.

    “Подъем до тысячи футов. Вначале предельно разогнаться по прямой, потом, продолжая работать крыльями, нырнуть круто вниз. Затем, и это повторялось каждый раз, его левое крыло выгибалось на взмахе, и он начинал быстро вращаться влево. Чтобы выровняться, он выгибал правое крыло, и тут же начиналось неудержимое беспорядочное вращение вправо. Как он ни старался, все шло кувырком. Он пробовал десять раз подряд, но едва разогнавшись до семидесяти миль в час, он превращался в неуправляемый ворох перьев и раз за разом врезался в море. И вот, наконец, вымокнув до костей, он придумал. Главное - неподвижно держать крылья на высокой скорости, разогнаться до пятидесяти миль в час, а затем держать их неподвижно. Поднявшись на две тысячи футов, он сделал еще одну попытку: разогнался до пятидесяти миль в час и нырнул вниз, вытянув клюв и неподвижно раскинув крылья. Это потребовало огромного напряжения сил, но все получилось, как надо. За десять секунд он разогнался до девяноста миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скорости полета чайки!” (Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

    Какими бывают скайдайверы?

    Чтобы вы разобрались, какое направление вам ближе, приведем классификацию скайдайверов согласно М. Чоповскому:

    Студенты АФФ . Их можно узнать по ошарашенному взгляду и наличию страха: а вдруг не раскроется парашют? И правда, иногда такое случается…
    Инструкторы АФФ – парашютисты, прошедшие спецобучение. Они не могут прыгать без своих студентов. Правда, иногда их теряют… Ничего страшного, студентов у нас много!
    Инструктор статиклайна – именно его можно увидеть в вертолете стоящим в позе рыбака, подсекающего рыбу. Отличается неподдельным азартом во взгляде, отправляет студентов в свободный полет.
    Купольщики – смертельно боятся высоты, поэтому прыгают с 2,5 км, а не с 3,5. Порой закручиваются своими куполами, думая, что снизу это выглядит прикольно.
    Групповики – прыгают всегда вместе. Возможно, боятся делать это в одиночку? По отдельности чем-то похожи на утопающих.
    Фрифлайлеры – боятся смотреть на землю, поэтому стоят на голове. Открывают парашют, когда уже иглы елок колют глаза.
    Скайсерферы – прыгают с лыжей всегда, поскольку это создает впечатление, что они продолжают стоять на грунте. Без лыжи превращаются в обычных скайдайверов.
    Точнисты. На подъем до 3,5 км им денег не хватает, зато на текилу и пиво всегда достаточно средств. К тому же, они ужасно боятся высоты свыше 1,2 км. Порой больно приземляются на копчик, радостно крича при этом «Попал!». Самая развитая часть тела – пятки.
    Операторы воздушные – они ничему не учатся и не научатся, ведь главная их цель – поснимать. Часто норовят совершить халявный прыжок. Порой почему-то бьются своей камерой о колесо. Некоторые считают воздушных операторов одной из разновидностей вуайеристов.
    Юбиляторы – особая «каста», представители которой без бутылки шампанского на борт не поднимаются. Иногда заливают шампанским (или другими сходными напитками) камеру воздушным операторам. Почему-то последних это не радует…
    Формация – то, куда стремятся влезть все вышеупомянутые личности, поэтому ничего у них и не получается. Обожают романтические встречи, в том числе на разбежке. Замечено, что прыжки в формациях превосходно развивают фантазию и смекалку: тот, кто туда не прошел, находит очень креативные объяснения, лишь бы товарищам не проставляться.
    Бэйсеры – скайдайверы опустившиеся. После обильного употребления пива залезать на высоту им уже не хочется, поэтому прыгают со всего, что подворачивается под руку. Отличаются быстрой сменой настроения, способны простаивать на крыше часами, меланхолично кидая бумажки вниз, затем резко хватают свой ранец – и прыжок.
    Выпускающий – нудный тип, который ко всем пристает с советами: включи сайпрас, застегни грудную, надень парашют…
    Начальник аэроклуба – особь сродни директору цирка. Однако подпускать его к манифесту не рекомендуется.
    Ползающие-по-земле – водятся на каждой дропзоне, пристают к скайдайверам с расспросами, не страшно ли было прыгать, что делать, если парашют не раскроется, можно ли выпить 100 г перед прыжком.

    Посмеялись? Теперь поговорим о классификации парашютного спорта серьезно.

    Классический парашютизм. Представляет собой двоеборье. В первом упражнении необходимо показать точность приземления под куполом в определенную 3-5 сантиметровую цель, во втором выполняется набор фигур в свободном падении. Также устраиваются соревнования по времени выполнения указанного комплекса. Данное направление достаточно консервативное, не менялось много лет. Требует от спортсмена стабильности результатов и отточенности мастерства. Классический парашютизм хорошо развит в странах постсоветского пространства.
    Групповая акробатика. Состязание заключается в числе показанных фигур за конкретный промежуток времени. Соревнуются команды численностью 8, 4, 2 и 16 человек. Официальное состязание действительно выполняется в режиме скоростного построения некоторой формации. Но можно просто совершить прыжок в компании друзей и выстроить вместе с ними какую-либо фигуру. Это тоже будет групповой акробатикой. Кстати, данное направление – самое массовое в парашютном спорте.
    Купольная акробатика – создание формаций из куполов. Соревнуются команды из 8 или 4 спортсменов. Как и в групповой акробатике, здесь тоже можно не только участвовать в каких-либо рекордных формациях, но и просто заниматься «для души». Следует отметить, что данное направление достаточно опасное, но зрелищное. Чтобы им заниматься, понадобятся специальные парашюты и достаточный опыт.
    Фрифлай. Тренироваться можно в одиночку, но на состязаниях данное направление является командным видом. В группу входит оператор и 2 спортсмена. Базовые элементы выполняются в положении сидя или головой вниз. Направление отличается существенной скоростью падения, вследствие чего нужно соблюдать некоторые требования при выборе парашютного снаряжения и обмундирования.
    Фристайл. Данное направление парашютизма появилось сравнительно недавно. Заключается в демонстрации спортсменом разноплановых фигур, выполняемых в свободном падении. Второе название дисциплины – воздушный балет. Оценивается сложность элементов, красота и мастерство оператора, который все это снимает. Фристайл похож на фрифлай, поэтому скорость полета и требования к снаряжению те же. В России данным направлением занимаются преимущественно девушки.
    Скайсерфинг – состязаются в том, что и спортсмены-фристайлисты, но прыжок выполняется с лыжей. Необходим опыт по фрифлаю/фристайлу. Учитывайте, что одна лыжа стоит около $1200.
    Свуп – спортсмены состязаются по длине пролета под крылом над землей или водой. Направление требует наличия скоростных спецпарашютов и серьезного опыта.
    Видеооператор – тот, который снимает все вышеописанное. Чтобы стать таковым, нужно знать основы снимаемого направления, иметь опыт и соответствующее оборудование.
    BASE – прыжки с различных неподвижных объектов, в том числе с низкой высоты (30-1000 м). Запасной парашют не используется, поскольку времени на его использование не будет. Требуется хорошая подготовка и специальное снаряжение.

    “Да вот же она, разгадка! Каким же я был дураком! Малюсенькое крыло! Мне надо сложить крылья и лететь на одних кончиках! Короткие крылья! Он поднялся на две тысячи футов над черной гладью моря и, не раздумывая ни секунды о неудаче или смерти, прижал крылья к телу и, выставив наружу лишь их острые кончики, ринулся в пике. Ветер ревел в ушах. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать и еще быстрей. Сейчас на скорости сто сорок миль в час напряжение на крыльях было намного слабее, чем прежде на семидесяти, лишь чуть-чуть повернув кончики крыльев, он вышел из пике и, словно живой снаряд, пронесся над волнами, освещенными луной. Прищурившись, чтобы ветер не так резал глаза, он ликовал. Сто сорок миль в час! И под контролем! А если начать пике не с двух, а с пяти тысяч футов, интересно, какую скорость я...”(Ричард Бах, Чайка Джонатан Ливингстон).

    В принципе, это все базовые дисциплины парашютного спорта. Естественно, чтобы заняться тем либо иным направлением, нужно иметь соответствующий опыт. Допустим, он есть. Что дальше? Ничего. Вы уже стали другим. Вы нацелены на небо, живете и дышите им. Возможно, вы и сами не заметили, как стали думать и чувствовать по-другому.

    Не исключено, что в будущем вы станете инструктором, чемпионом или изобретете новые парашюты либо направление парашютизма. Ведь здесь есть возможность для бесконечного роста и совершенствования. Или же просто летайте, падайте, получайте удовольствие от этого. Живите небом…

    ”Флетчер вздохнул и начал все сначала.

    Так... Ладно... - он критически оглядел собравшихся. - Начнем с Горизонтального полета. Произнеся эти слова, он внезапно понял, что в его друге и правда было не больше божественного, чем в самом Флетчере. Так ты говорил, что нет ничего невозможного, Джон?”

    Существует классическая схема, по которой осуществляется 1 прыжок с парашютом без участия инструктора. В качестве воздушного транспорта в данном случае выступает Ан-2, который поднимается до высоты не более 800 метров. Именно такая высота регламентирована правилами парашютного спорта относительно людей, которые решают осуществить свой первый прыжок самостоятельно. Для желающих совершить свой первый самостоятельный прыжок с парашютом перейдите в раздел " " .

    Высота 1-го самостоятельного прыжка с парашютом - 800 метров!

    В качестве парашюта используется Д-6 серии 4, более известные как круглые десантные парашюты, которые легки в управлении и вполне безопасны для новичков. В любом случае перед поднятием в воздух человек в обязательном порядке проходит предпрыжковую подготовку, которая длится около трех часов.

    Использующиеся круглые парашюты имеют площадь основного купола 83 квадратных метра и площадь запасного 50 квадратных метров. Они отличаются от других моделей простотой укладки и безопасностью. Начинающий спортсмен может только поворачиваться вокруг оси благодаря стропам. Такая низкая степень управляемости дает дополнительные гарантии безопасности новичков, они не могут управлять парашютом, поэтому приземляются в запланированном инструкторами месте.

    Оговоренная выше высота первого прыжка была выбрана совсем не случайно. Ее вполне достаточно для того, чтобы успеть применить запасной вариант, в случае если с основным случилась осечка. Кроме того, на уровне 800 метров ветер не так силен, и начинающих спортсменов не уносит от предполагаемого места приземления на десятки километров.

    На этапах подготовки к самостоятельному прыжку инструкторы уделяют особое внимание приземлению. Дело в том, что скорость парашюта составляет около пяти метров в секунду, по качеству приземления это будет походить на прыжок с барьера высотой полтора метра. В этом случае неправильное приземление может стать причиной серьезной травмы.

    Осуществление первого самостоятельного прыжка

    После взлета самолет достигает уровня, которому соответствует высота 1 го прыжка с парашютом без инструктора, затем открывается дверь и начинающие спортсмены шагают за борт. Через три секунды свободного полета срабатывает автоматическое раскрытие купола. Еще через несколько минут, после того как прошел гул в ушах и человек смог сориентироваться в пространстве, он приземляется на землю. В целом весь прыжок с момента выхода из самолета, состоящий из свободного падения и полета под парашютом в воздухе, занимает около двух минут.

    После того как начинающий спортсмен оказывается снова на старте, ему выдается свидетельство о совершении им самостоятельного прыжка без инструктора.

    Несмотря на то что высота одного самостоятельного прыжка с парашютом всего 800 метров, в обязательном порядке перед прибытием к месту старта человек проходит медицинскую комиссию. Инструктор посвящает во все тонкости парашютного спорта, объясняет теорию и концентрирует внимание начинающих спортсменов на некоторых отдельных деталях. В том числе, как нужно вести себя в полете, что делать при возникновении непредвиденных обстоятельств и как правильно осуществить приземление.

    После выдачи парашюта новичок подгоняется под спортсмена. Инструктор проверяет то, как он одет и как подогнана подвесная система.

    Высота: 800 метров, 2 500 или 4 000 — это возможности роста начинающих парашютистов. Первый этап — 800 метров — высота, которой вполне достаточно, чтобы новичок смог ощутить удовольствие полета, но при этом не успел сильно испугаться или впасть в панику во время совершения прыжка. Именно для этого и разработана в конструкции парашюта автоматическая система раскрытия. Пока человек переживает новые чувства и эмоции, учится ориентироваться в полете, система выполняет самые главные действия вместо него.

    Противопоказания

    Для прыжков с парашютом имеются противопоказания, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать, особенно если человек, не имея опыта, собирается прыгать самостоятельно. В первую очередь это касается тех, кто страдает близорукостью.

    В этом случае очки должны быть заменены на линзы. Это позволит избежать травм при посадке.

    Если ранее уже имелись травмы опорно-двигательного аппарата, то прыгать необходимо только с инструктором. Люди, чей вес больше 90 и меньше 45 килограммов, не могут прыгать самостоятельно.

    Кроме того, запрещается осуществлять прыжки людям с давлением, проблемами среднего уха, сахарным диабетом, эпилепсией и тем, кто на момент прыжка простужен.

    Парашют - от французского parachute (от греческого para - «против» и французского chute - «падать») - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Парашюты используются для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов и т. п.

    Историки свидетельствуют, что впервые идея прыжков с парашютом пришла легендарному Леонардо да Винчи. И первое упоминание о безопасной возможности «спуститься с небес» есть в его рукописи (1495 год): «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».

    Сегодня у нас больше нет необходимости бросаться с неба с палаткой, а, взвесив все за и против, решиться на прыжок под руководством надежных инструкторов. Что для этого нужно, какие бывают прыжки и кому прыгать нельзя - все эти вопросы волнуют каждого желающего получить свою порцию небесного . Итак, два варианта прыгнуть с парашютом впервые.

    Самостоятельный прыжок с десантным парашютом

    В этом случае вы самостоятельно совершаете прыжок с военно-десантным парашютом на круглом куполе с принудительным открытием или трехсекундной задержкой перед открытием парашюта. Считается, что такой вариант выбирают по-настоящему смелые и решительные люди.

    Особенности прыжка:

    Перед прыжком вам необходимо пройти подготовку: оформление документов, медицинскую комиссию, обстоятельный инструктаж длительностью 3–4 часа (иногда более). Прыжок совершается с высоты 800 метров над землей, скорость самолета при выброске - 160 км/ч. Свободное падение длиться 3 секунды, скорость 50 м/с. Скорость падения при приземлении 5 м/с, именно поэтому этапу приземления уделяется особое внимание во время инструктажа. Невнимательное отношение к инструктажу может повлечь за собой довольно неприятные последствия!

    После инструктажа по команде выпускающего инструктора «На борт!» вас посадят в самолет (как правило, Ан-2, известный как «кукурузник») в порядке построения (первыми прыгают самые тяжелые). При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

    Ограничения по погоде: ветер не более 6 м/с. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют довольно трудно.

    Прыжок в тандеме с инструктором

    Затяжной прыжок с парашютом «крыло» в паре с тандем-мастером. Очень надежный вариант первого прыжка с парашютом. Здесь вам, возможно, не придется проявить самостоятельность и героическую смелость, однако вы сможете гораздо дольше и в другом качестве наслаждаться полетом.

    Особенности прыжка:

    Перед прыжком вас также ждет подготовка: оформление документов, медицинская комиссия, краткий инструктаж.

    Прыжок осуществляется с борта (самолета, вертолета), который позволяет набрать большую высоту (Л-410, вертолет Ми-8 и др.).

    На борту инструктор соединит ваши подвесные системы. Вы отделяетесь от вертолета (самолета) на высоте 3500–4000 метров(!). Свободное падение длится 50 секунд. Всю работу по стабилизации падения и раскрытию парашюта выполняет опытный инструктор. Вам остается наслаждать ощущениями и открывающимися видами почти минуту!

    Скорость падения при приземлении 1 м/с. По силе приземление можно сравнить с прыжком с дивана, поэтому ограничения по здоровью в тандемных прыжках менее строгие.

    Ограничения по погоде: ветер до 10–12 м/c, облачность почти не играет роли, так как завозят и выбрасывают по GPS навигатору. Во время прыжка разрешена фото- и видеосъемка.

    Осторожно, здоровье

    Разумеется, вы пройдете медицинскую комиссию перед прыжком. Но местный врач не может диагностировать множество заболеваний, о которых знаете вы. Поэтому будьте сознательны и внимательно отнеситесь к своему здоровью.

    Если вы носите контактные линзы, проблем нет. А вот очки необходимо заменить на очки с пластиковыми стеклами и резинкой вокруг головы. Если у вас сильная близорукость, от прыжка лучше воздержаться.

    Имея травмы опорно-двигательного аппарата в прошлом, вам необходимо получить консультацию врача. Возможно, в этом случае для вас подойдет только прыжок в тандеме. А при переломе ног нельзя прыгать с парашютом в течение года после полного срастания костей.

    Допустимый вес для самостоятельных прыжков с парашютом не менее 45 кг и не более 95. Для прыжков с парашютом в тандеме верхняя граница веса - 130 кг.

    Так что далеко не все могут по состоянию здоровья позволить себе такое экстремальное развлечение, как прыжки с парашютом. Противопоказания вы найдете в следующем разделе.

    Прыжки с парашютом: противопоказания. Кому прыгать нельзя?

    Людям, страдающим психическими заболеваниями.

    Больным сахарным диабетом.

    Глухим или страдающим острыми или хроническими заболеваниями среднего уха.

    К прыжкам с парашютом не допускаются люди с высоким артериальным давлением.

    Вас не допустят к прыжку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Что еще нужно для прыжка

    Подходящая одежда и обувь

    С поднятием на 1 км температура уменьшается на 6 градусов, поэтому одежда должна быть закрытой даже летом, например, спортивный костюм, или комбинезон, перчатки, защитные очки. Спортивная обувь - кроссовки (при прыжках с 800 метров нужны ботинки с высоким голенищем, или кроссовки плюс эластичные бинты). Все мелкие вещи вытащите из карманов и оставьте на земле.

    Состояние и настроение. Совершайте прыжок в хорошей физической форме - в здоровом состоянии тела и духа. Отдохните, выспитесь, накануне не пейте алкоголь. И впечатления, запомнившиеся на всю жизнь, вам обеспечены! Кто знает, может, вы откроете в себе талант воздухоплавателя?

    Интересные факты:

    Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия Томпсон, Хендерсон, Северная Каролина. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

    В настоящее время прыжки на точность приземления - одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см. При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол парашюта не «погас».

    14.06.2017 19:15 Итак, Вы решились! После всех тех страшилок, которые Вам рассказывали родители, после всех тех восторгов, которые Вы слышали от друзей, совершивших прыжок, Вы приняли решение: во что бы то ни стало прыгнуть. И сейчас мы предоставим Вам максимум достоверной информации, чтобы Вы были готовы ко всему. Следуйте этим рекомендациям, и Ваш прыжок будет максимально безопасным.

    Первое, главное и основное, что стоит помнить при совершении любого прыжка - это дисциплина. Если правильно и вовремя выполнять все напутствия инструктора, прыжок с парашютом становится не опаснее, чем переход дороги по регулируемому перекрестку. Поэтому внимательно слушайте инструктаж и выполняйте все задания, какими бы нелепыми или смешными они Вам ни казались. Постарайтесь не прикрывать свой страх и нервозность излишней говорливостью и дурачеством. Если Вы что-то не поняли или не расслышали – переспросите. И переспрашивайте до тех пор, пока не поймете или расслышите.

    Второе – адекватный контроль над состоянием собственного здоровья. Перед прыжком, скорее всего, Вас осмотрит врач. Померит давление, взвесит, оценит общее состояние. Но в остальном – Вы берете ответственность на себя. Настоятельно не рекомендуется прыгать с заболеваниями нервной системы, сердечно-сосудистой системы, проблемами с костями и суставами. Нельзя прыгать в течение года после переломов. Если у Вас проблемы со зрением – проконсультируйтесь у офтальмолога. Прыгать в очках можно, в серьезных клубах Вам выдадут ветрозащитные очки, которые можно надеть поверх корректирующих очков, но лучше все же надеть линзы. Категорически запрещается прыгать в состоянии алкогольного или любого иного опьянения.

    Третье – одежда. Какой-то особенной одеждой стоит озаботиться лишь в том случае, если Вы собрались прыгать долго и всерьез. Для одного-двух прыжков будет достаточно одеть обычную, не стесняющую движений одежду. Не зависимо от времени года, выбирайте одежду закрывающую руки и ноги. Скорее всего, при приземлении Вы упадете на бок (Вас научат это делать правильно). Поэтому выбирайте такую одежду, которую можно немного испачкать.

    Отдельно поговорим про обувь. Идеальной обувью для прыжков с парашютом можно назвать кожаные ботинки с высоким берцем, то есть высокие ботинки на шнуровке с крепкой подошвой. Не у всех есть такие, поэтому для прыжка могут подойти и обычные кроссовки на толстой подошве (не кеды). Обувь должна плотно сидеть на ноге, защитить Вашу ногу при приземлении от веточек, маленьких камешков и прочих природных мелочей. В сандалиях, туфлях или обуви на высоком каблуке Вас просто не пустят в самолет.

    Самостоятельный прыжок

    Как это видно из названия, происходит самостоятельно, то есть без инструктора.

    Инструктаж перед таким прыжком длится от 3 до 10 часов, в зависимости от парашютной системы, которой Вы будете пользоваться.

    Самая простая, купольная система, которая используется в десантных войсках, требует меньше всего инструктажа. Но и недостатки этой системы очевидны: Куполом практически невозможно управлять, и любой порыв ветра или восходящий поток может унести Вас в лес или болото. Второй недостаток – достаточно высокая вертикальная скорость приземления. По ощущениям – примерно как спрыгнуть на землю из окна второго этажа. Суть инструктажа заключается в последовательном выполнении простых действий:

    1.Выход из самолета. Нога на срезе двери, руки скрещены на кольце. Тот самый ШАГ…

    2.Раскрытие парашюта. Обычно учат проговаривать про себя цифры: 221, 222, 223. Как только затихло слово «три» - самое время дергать кольцо. В случае, если парашютист не дернул кольцо сам, за него это сделает специальный прибор.

    3.Контроль купола и отключение запасного парашюта. После того, как купол вышел из ранца, надо убедиться, что он полностью открылся. Убеждаемся в этом визуально и вынимаем контрольный шнур из автомата раскрытия запасного парашюта. Этот автомат сработает на высоте 500 метров, и, если не вынуть шнур, придется спускаться на двух куполах. Это хоть и замедляет снижение, но достаточно неудобно, и влечет за собой финансовые потери за доп. укладку запаски. Если вдруг что-то пошло не так, запаску в любой момент можно активировать аварийным кольцом. Кстати, кольцо тоже стоит денег, поэтому постарайтесь его не потерять.

    4.Осмотр и удобное расположение на подвесной системе. Вот второй захватывающий момент, которого все очень ждут. Все необходимые действия сделаны, до приземления еще метров 600, можно оглядеться по сторонам, удобно разместиться в подвесной системе и наслаждаться плавностью и спокойствием спуска. Главное – чтобы в непосредственной близости от Вас не оказался товарищ по прыжкам. В этом случае надо переместить центр тяжести на одну из строп и отдалиться от коллеги.

    5.Приземление. Самый ответственный момент любого прыжка, да и любого полета! Когда до земли остается совсем немного, создается обманчивое впечатление, будто скорость снижения увеличивается. Это не так, просто сужается поле зрения. Самое время сжать ноги так, как Вас учили на тренировках и сгруппироваться для приземления.

    Такой парашют называется параплан, потому как может планировать и перемещаться не только вертикально вниз, но и горизонтально. Для первых прыжков используются только самые надежные, студенческие парапланы с системой принудительной расчековки. По-английски это звучит как Static Line. Эта система автоматически раскрывает крыло после выхода парашютиста из самолета. Свободного падения практически не будет, зато у Вас будет прекрасная возможность управлять полетом, и приземлиться с невысокой вертикальной скоростью. Но и инструктаж так в двух словах не описать. Он длится от 6 до 10 часов. Поэтому будьте готовы – прыжок может состояться на следующий день, или вообще через неделю после инструктажа.

    Прыжок в тандеме

    Самый безопасный способ приобщиться к парашютному спорту. Прыжок производится в паре с опытным инструктором, который будет управлять парашютом, делать выход и посадку. Инструктаж на такой прыжок длится очень недолго – 10-15 минут. Дело в том, что за пассажира все сделает инструктор, и вся суть инструктажа сводится к тому, чтобы научить пассажира не мешать тандем-мастеру.

    Но и впечатления от этого прыжка совсем другие. Если самостоятельные прыжки делаются с высот 800-1000 метров, то тандемный прыжок осуществляется с 3-4 тысяч метров! А это около 40 секунд только свободного падения! Плюс возможность съемки этого вашего приключения на камеру.

    Общие моменты.

    1.ВСЕ парашютные системы оборудованы запасным парашютом, который автоматически раскроется, если что-то пойдет нештатно.

    2.Получить себе повреждения при приземлении на самостоятельных прыжках тем сложнее, чем более тщательно Вы выполняете инструкции.

    3.В тандемном прыжке получить травму практически не реально.

    4.Фотографировать себя в самостоятельных прыжках категорически запрещено. На парашютисте не должно быть никаких посторонних предметов. Это не вопрос вредности администрации, это вопрос безопасности парашютиста.

    5.Прыжок, даже тандемный, может занять весь день. А иногда даже переносится на следующий день. Самолетам надо подниматься в воздух и приземляться, место в самолете ограничено, а желающих прыгнуть, обычно, очень много. Плюс ко всему может меняться погода. Поэтому будьте готовы к ожиданию. Возьмите с собой перекус, воду, друзей…

    6.Вот собственно и всё. Выполняя эти несложные правила, Вы сделаете свой прыжок безопасным и получите максимум положительных эмоций!


    Главное, чтобы в этот момент за спиной был проверенный и верный друг-парашют, а душа не дрогнула в последний момент.

    Приступим!

    Самое первое, что хотелось бы посоветовать «перворазнику», это не забывать, что вы пока всего лишь новичок. Никаких безрассудных поступков, всё по инструкции и только после команды.

    Первый ваш прыжок вполне может сразу стать самостоятельным, то есть с 800 метров, без инструктора и с принудительным раскрытием парашюта, либо всё же в тандеме с инструктором, но с большей высоты. Всё будет зависеть только от вашего понимания и восприятия ситуации.

    О подготовке

    Спешу заметить, что самый первый ваш прыжок не обойдётся без предварительной подготовки в школе парашютизма либо в аэроклубе.

    Вы обязательно должны будете пройти короткий инструктаж на поле. Если в ваших планах всего один прыжок, то данной экспресс-подготовки будет вполне достаточно. С обыкновенным десантным парашютом типа Д1−5у или Д6 всё намного проще. Но если всё-таки вы по-настоящему загорелись стать профессионалом в данной области и прыгнуть с «крылом», то подобных «полевых учений», конечно же, не хватит.

    Инструктор — он же учитель

    Во время инструктажа внимательно слушайте всё, о чём говорит инструктор. От этого может зависеть, насколько удачным окажется ваш прыжок. На собственном примере могу сказать, нештатные ситуации, к сожалению, случаются. И нужно знать, как из них выйти достойно, либо вообще не допустить оных. Так что не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы специалисту. Он просто обязан отреагировать на них и всё разложить по полочкам.

    Не пейте для храбрости…

    Нельзя упускать из виду и тот факт, что при осуществлении парашютных прыжков существуют противопоказания . Укажу основные из них.

    1. Соискатель (вы) не должен быть обременён какими-либо серьёзными хроническими заболеваниями, например, такими как сердечно-сосудистые и психические.

    2. Из ряда вон плохое зрение также не есть хорошо. Очки могут повредить глаза, а линзы могут быть выбиты сильным потоком воздуха. Скорость падения с высоты 800 метров равна 5−8 метрам в секунду.

    3. После любых недавних переломов в течение года прыжки также противопоказаны.

    4. Ни о каком прыжке с парашютом не может идти речи, если вы употребили алкоголь, и неважно в каком количестве.

    5. Сахарный диабет — существенное препятствие на пути к вашей мечте, равно как эпилепсия и любые проблемы, связанные с координацией движения.

    6. Вес и возраст также играют важную роль. Надо знать, что парашютные прыжки разрешены соискателям не младше 6 лет и имеющим вес не менее 40 и не более 95 кг.

    Помните, укладывать ваш парашют должен именно ваш инструктор. Набирая в свою группу желающих, он отвечает за каждого своего подопечного.

    Экипировка — не последнее дело

    Не лишним будет напомнить об экипировке. Неважно, лето на улице или зима, плотная и удобная одежда с длинными рукавами и длинными брючинами, заправленными в высокие берцы, — лучшее спасение от любых нештатных ситуаций. Обувь должна быть прочной и на толстой подошве, надёжно фиксирующей голеностоп. И не забудьте про перчатки, они вам очень пригодятся.

    Собственно, сам прыжок

    Прыжок скорее всего будет осуществляться с самолёта (Ан-2(12) или Яка), хотя кое-где и с вертолёта Ми-8. Всех парашютистов инструктор рассадит, согласно их весовой категории — самые тяжёлые идут первыми. Самолёт по кругу набирает высоту. Инструктор после сообщения командира экипажа о соответствующей высоте (2 коротких сигнала зуммера) открывает люк и знаками показывает очерёдность прыжков.

    Перед прыжком руки должны быть скрещены на груди. По команде инструктора — прыжок вперёд. Открытие парашюта сопровождается небольшим рывком вверх. Поднимаем голову, убеждаемся, что парашют вышел правильно. Стягиваем чулки на стропах вниз — для увеличения площади купола. Вот и всё. Наслаждайтесь красотами с высоты птичьего полёта.

    Приземляйтесь правильно

    Перед приземлением приготовьтесь, сомкнув ноги, слегка расслабив и полусогнув в коленях. Подбородок обязательно прижать к груди. Посадка должна быть осуществлена на обе ноги одновременно. Она подробно отрабатывается еще до вылета, примените свои знания.

    Всё, сгребайте парашют в сумку и отправляйтесь к месту укладки.

    Поздравляем! Вы стали ещё одним покорителем небесного океана.