• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Спрашивает Elena
    Отвечает Александра Ланц, 13.11.2011


    Мир вам, Елена!

    Чтобы понимать смысл библейских текстов, надо всегда рассматривать их не изолированно, а в том окружении, в котором они стоят (это «окружение» называется контекстом). Где начинается тот смысловой отрезок, которому принадлежат заинтересовавшие вас слова?

    Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

    Здесь видно, что Иисус отвечает на вопрос о том, что будет происходить прямо перед Его вторым пришествием: «какой признак Твоего пришествия?»

    Во всей полноте развернётся лжехристианство , прельщающее многих: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят».

    Большое количество войн и возможностей новых очагов военных конфликтов . Всё это приведёт к постоянной напряжённой вражде между государствами, голоду, морам. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней».

    До предела напряжённая и постоянная ненависть к истинным ученикам Иисуса «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое»

    В связи с этим внутри церкви начнется процесс отделения истинно уверовавших от тех, кто только называл себя «христианином», но так и остался человеком с каменным сердцем. Вот что будет происходить в самой церкви: «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

    Последний и главный признак того, что Христос может придти прямо сегодня – это то, что Евангелие окажется известным и проповеденным каждому жителю земли, без исключения. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

    Таким образом, слова Иисус, о которых вы спрашиваете, описывают один из признаков того, что конец нашего погрязшего во тьме мира уже совсем близок.

    С любовью во Спасителе,

    Читайте еще по теме "Толкование Писания":

    и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь

    Замечено, что развратники, завистники, скупцы отличаются большим бессердечием. У них нет жалости к людям, сострадания. Что причина этого? Грехи. Они опустошают нашу душу, лишают ее самого лучшего украшения – любви! Не то видим у христиан, чистых душою и телом. Вот дивный старец преподобный Серафим Саровский. Сколько любви у него к самым тяжким преступникам! Преподобный кланялся всем приходящим к нему, целовал руки, приветствовал радостно во всякое время года пасхальным: «Христос Воскресе!» А детей как любил святой старец! Он не мог равнодушно видеть детей, брал их на руки и целовал! Когда смотришь на окружающую жизнь, то приходишь в ужас, до какого состояния доходят теперь люди и даже дети… Пришлось мне зимою идти по улице нашего села не по середине, а с краю, где ходят все люди (тротуара не было в том месте, где я шел). На меня чуть не налетели сани. Лошадью правил мальчик лет 14-ти с худым, злобным лицом. Я ему говорю: почему ты не свернул немного в сторону, ведь тебе все равно, где ехать (по всей улице и во всем селе был большой снег и хорошая санная дорога). Но он зло ответил с криком: ты сам поворачивай! Я ужаснулся этому озлоблению почти ребенка. Сам ли он дошел до такого ожесточения, или его успели научить… Во всяком случае, факт знаменательный! Кто бы я ни был, как бы ни учили ненавидеть священников, однако если я на свободе, хотя бы и в ссылке, то ведь могу, как всякий гражданин, ходить по селу без опасения быть израненным! Что я сделал этому мальчику? Ведь он меня как личность вовсе не знает. Меня обличает разве лишь одежда… При том ведь он видит пред собой человека в летах, гораздо старше его. Неужели мы дожили до того, что школьники давят лошадьми епископа, хотя бы и ссыльного? Я шел и думал: что выйдет из этого молодого хулигана? Если он теперь не задумываясь готов задавить человека, то что стоит ему впоследствии убить человека? Да. Несомненно, это шаг к разбою! А где причина? Причина в воспитании, в распространении мнения о том, что никакого греха нет, что обман, разврат и прочее – это не грех, что грех – это вообще предрассудок, так что самое слово «грех» берется в нашей печати в кавычки, как насмешливое! А нет греха – значит все возможно. Так основою преступлений и связанных с ними жестокостей, бессердечия и злобы меж людьми является неверие, отрицание и попирание всякого Божеского закона, беззаконие. И никогда не будет любви и сострадания к той стране, где отрицается Божественный Закон. Христос Спаситель указал любовь как норму человеческой жизни. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34–35) .

    Христос Богочеловек зовет людей к любви полной и самоотверженной – как Я возлюбил вас (Ин. 13:34) , и дает силы нам исполняться этой любви через благодатные таинства, подаваемые в Церкви Божией. Чем ближе человек к Богу и Церкви, чем усерднее он молится и освящается таинствами Церкви: покаянием, причащением святых Христовых Таин, тем более он любит ближнего и выражает это вовне: в материальной помощи, в духовном утешении, молитве о нем. Кто гонит веру в Бога у людей и преданность Православной Церкви, в которой одной лишь благодатные таинства, тот закладывает фундамент общего озлобления, вражды, ненависти друг к другу. А кто сам верит в Бога, послушен Церкви и зовет к сему других, тот насаждает среди людей любовь, мир, радость, душевный покой – залоги внешнего преуспевания человеческой жизни.

    В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

    Как известно, в Новом Завете для обозначения слова «грех» использовано сразу шесть разных слов. Какие-то употреблялись чаще, какие-то реже. Мы уже писали про грех как – ἡ ἁμαρτία (hamartia), потом про грех как – τό παράπτωμα (paraptōma). Также в нашей рубрике вышли статьи про грех как – ἡ παρακοή (parakoē), и про грех как - ἡ παράβασις (parabasis).

    Другое слово из этого же ряда слов, каждое из которых обозначает грех и вскрывает новые смысловые грани в этом понятии – это ἡ ἀνομία (anomia), которое на русский язык переводится как беззаконие. Образовано оно от приставки ἀ- , которая в данном случае означает не-, отрицание, и существительного νόμος (nomos) – закон.

    Слово «аномия» встречается в Новом Завете 14 раз, например, здесь: (Мф. 7.23; 13.41; 23.28; 24.12; Рим. 4.7; Евр. 1.9). «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие». (1 Ин. 3.4).

    Конечно, закон здесь не следует понимать юридическим образом или как неизменный естественный закон природы. Законом Божиим принято называть заповеди духовно-нравственной жизни, которые дал людям Бог. Что главное в этом Законе? Когда к Христу подошел один «законник» из фарисеев, и искушая, спросил его, какая заповедь является бо льшей, Христос ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37– 40).

    И получается, что все заповеди и все добродетели свой первоисточник имеют в любви – к Богу и к ближнему. Грех, который есть беззаконие, происходит на самом деле от того, что в человеке охладела любовь. Охладела любовь к ближнему, и теперь его можно, например, обворовать, можно ему завидовать, а иногда получается, что его можно даже предать или убить. Интересно, что в Новом Завете Христос несколько раз говорит о грехе как беззаконии именно фарисеям и книжникам, которые внешне исполнены вроде бы всяческих достоинств, но не имеют главного – любви и того Божественного огня, который Христос пришел принести на Землю (Лк. 12.49). Он сравнивает их с поваленными гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всяческой нечистоты. Так и вы снаружи кажитесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23. 27–28).

    Можно ведь и пророчествовать, и совершать чудеса, и отдать на сожжение свое тело, но все это будет напрасно, если нет любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13. 1–3).

    Вот что, например, также говорил Серафим Саровский: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа: Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника».

    Так что по большому счету именно оскудение любви порождает грех и заставляет человека преступать Закон, причинять несчастья себе и своим близким.

    Тогда приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос’, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.

    «Приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Этот стих Евангелия следует сразу же после обличения Господом религиозных вождей Израиля, Его плача над Иерусалимом и уходом из Храма, в который Он больше никогда не возвратится. Его гневный, восьмикратно произнесенный приговор: «Горе вам» был как раскаты грома и «се, оставляется дом ваш пуст» – как удар молнии. Но, выйдя, ученики не могли сдержать восхищения перед великолепием Храма. Господь обращается к ним со словами, которые ясно показывают, что то, что Он говорил в Храме, не должно быть забыто. «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».

    Иерусалимский Храм был выдающимся явлением зодчества в древнем мире. Он был построен из белого мрамора и обложен золотом. Он так сиял на солнце, что на него с трудом можно было смотреть. У паломников, восходящих на Сионскую гору, он вызывал священный трепет и благоговение. Как были высечены и подняты на высоту эти колоссальных размеров камни, каждый весом в сто тонн, – остается загадкой для современных исследователей. И ученики – в большинстве своем простые галилейские рыбаки – не могли не быть потрясены величием Храма.

    Но Господь говорит им о скором и полном его разрушении, ибо наступает конец всему, что освящается этим Храмом. Время созидаться новому Храму из живых камней. Народ Божий будет Храмом Божия присутствия в мире, где бы он ни собирался. И ученики, естественно, задают вопрос: «Когда это будет?» Вернее, на горе Елеонской они приступают ко Господу с тремя вопросами: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

    Господь отвечает, но в Евангелии не сказано, в каком порядке. По всей видимости, Он начинает с последнего вопроса. Христос дает новое видение глубинного смысла истории. Трудность для учеников заключается в том, что Господь говорит одновременно о самых близких и о самых далеких событиях – о скором разрушении Иерусалима и о конце мира. Еще труднее для них увидеть будущее пришествие Сына Человеческого как завершение Его искупительного служения, которое должно совершиться уже через несколько дней в Распятии и Воскресении. Нам раскрывается непостижимое вечное присутствие со Своей Церковью Бога, ведущего человечество ко спасению. Потому нельзя смешивать скорое разрушение Иерусалима с Последним Судом в далеком будущем. Грозные катаклизмы, такие как войны, землетрясения и голод, ученики так же не должны принимать за признаки конца мира. Эти события – только родовые муки близящегося Царства Небесного.

    Христос начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Они ждут, что Он скажет им, когда это будет, – откроет им этот секрет, но Господь сдерживает их любопытство: «Что вам до этого?» Исполняйте свой долг, следуйте за Мной и не поддавайтесь соблазнам уклониться от истины. Соблазнители – более опасные враги, чем гонители. Трижды в этом Своем ответе Господь говорит о появлении лжепророков. Праведно будет со стороны милостивого Бога попустить уловление в сети лжепророков тех, кто убивал истинных пророков. А те, кто распинал истинного Мессию, будут обмануты и погублены лжехристами и антихристами. Эти соблазны станут испытанием для учеников Христовых в верности своему Господу, с тем, чтобы явились достойнейшие.

    Сатана действует большей частью обманом, являясь под видом ангела света. Под прикрытием величайшего добра часто действует величайшее зло. Лжепророки будут изображать, что говорят по божественному вдохновению, но это все будет ложь. Такими обманщиками явятся ересиархи. Соблазнители в Церкви – опасней всего, потому что они менее всего подозреваемы. Один предатель в осаждаемой крепости может причинить больше вреда, чем тысячи заклятых врагов. В наше время мы все стали свидетелями, каким грандиозным может быть предательство, и какую разрушительную работу оно может производить. Господь говорит, что многие лжехристы придут под именем Христовым, присваивая себе это единственное Имя и говоря: «Я Христос». Это произойдет, когда бедствия будут столь велики, что люди будут искать избавления от них любой ценой. А сатана воспользуется этим для обмана. Врагу будет попущено преуспеть: «и многих прельстят». Диавол и его слуги зайдут далеко в обмане душ человеческих. Немногие найдут узкие врата, но многие предпочтут широкий путь.

    Господь говорит о гонениях на Церковь, об общем отступничестве от веры, и как следствие этого – нравственном распаде в мире. Крестный путь Церкви обозначится с невиданной силой. Узы и темницы ждут учеников Христовых, их будут предавать на мучения и убивать. И они будут «ненавидимы всеми народами» за имя Христово, как и раньше Он говорил им. Мир, отвергающий Бога, замешан на квасе вражды и злобы по отношению к христианам. Что мы можем ждать от этого мира, когда к лучшим из людей он нередко относится наихудшим образом? Сколько мучеников и исповедников Христовых произвел недавно этот мир, и какие еще испытания ждут Церковь в будущем! Но кровь мучеников – семя и крепость Церкви. Для них не может большего утешения, чем сознание, что они ненавидимы за имя Христово.

    И Господь говорит о соблазне Креста для многих. Когда исповедание истины начинает дорого стоить, «тогда соблазнятся многие» и отпадут от веры. Нет ничего нового в том (хотя это никогда невозможно понять), что однажды познавшие путь правды оставляют его. Времена испытаний отсеивают многих, и среди бури нередко падают те, кто твердо стоял среди ясной погоды. И Господь снова говорит о предательстве. Те, кто отступит от верности Христу, будут предавать тех, кто хранит ее. Из числа отступников обыкновенно выходят самые жестокие гонители. Времена гонений обнажают все. Волки в овечьих шкурах сбрасывают маски, и являются перед всеми как волки.

    «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Хотя мир всегда лежит во зле, но бывают времена, когда беззаконие умножается. Так было во времена безбожного коммунизма, но атеизм на наших глазах сменяется сатанизмом. Охлаждение любви – следствие умножения беззакония. Подлинное благочестие, сутью которого является любовь ко Христу, будет встречаться крайне редко. И многие, именующие себя христианами, охладеют в своей вере – в то время как враги Церкви покажут, насколько они горячи в своем нечестии. Там, где нет любви ко Христу, не может быть и братской любви друг ко другу. Когда нечестие умножается – соблазняющее других, гонящее истину нечестие – благодать любви друг ко другу во многих охладевает.

    Однако Господь не говорит, что любовь охладеет во всех, но только во многих. В худшие времена Бог сохраняет остаток верных, ревнующих по истине, как это было во дни Илии, когда пророку казалось, что он остался один. И хотя эта любовь охладеет во многих, она не умрет. Пройдет зима, и жизнь, таящаяся в корнях, явит себя.

    «Претерпевший же до конца спасется», – говорит Христос. В этих словах – великое утешение для нас. Хотя многие соблазнятся, но всегда будут те, кто претерпит до конца. В этих словах – утешение для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания, – они спасутся. Эти слова созвучны с тем, что Господь говорит в Откровении Ангелу Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3, 21). И Ангелу Пергамской Церкви: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И Ангелу Фиатирской церкви: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (Откр. 2, 21). И Ангелу Сардийской церкви: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр. 3, 5). И Ангелу Филадельфийской церкви: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12).

    Вообще все то зло, которое человек в своей жизни делает, в результате всегда оказывается бессмысленным. Бессмысленно затеваются революции, бессмысленно затеваются войны. В нашей стране ежегодно убивают несколько миллионов детей. Родители рассуждают так: если прикончим ребеночка, нам будет жить полегче. С одним-то трудно, с двумя еще тяжелее, а трое - это совсем непосильная ноша. Значит, нужно одного или двоих родить, а от остальных избавляться. И думают, что от этого они будут лучше жить, меньше на питание тратить, а то ребенок очень много может съесть, и придется уже из холодильника пищу не выбрасывать, как это обычно бывает, а все до конца доедать. Придется старое пальто не выбрасывать, а другому отдать. И у людей возникает такое ощущение, что сейчас все рухнет. Обстоятельства складываются так, что обязательно надо это дитя убить. Ну а какой результат? А результат оказывается нулевой, и лучше никому не стало, потому что на убийстве, на крови ничего хорошего не может быть построено: брак рассыпается, а на детей, которые остались в живых, падает кровь убитых младенцев.

    Сказано в Писании, "по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь". Это действительно так, и сейчас, в нашей жизни, мы почти не встречаем людей, которые эту любовь являют. Поэтому нам, собственно, не от кого зажигаться, и этот огонь угасает. Потому что огонь этот, любовь - это есть святость, а не просто чувство. Но у нас все понятия о любви испорчены, смешаны, мы любовь воспринимаем только через себя. Даже в нашем языке существует только одно слово для обозначения любви: люблю сыр, люблю конфеты - и люблю ребенка, люблю жену, люблю родину. Но ведь каждый понимает, что любить сыр и любить родину - это понятия совершенно разные, хотя глагол-то звучит одинаково.

    И вот в этом все и дело, что у нас осталась та любовь, которую можно назвать словом "нравится": мне нравится сыр. То есть мы воспринимаем любовь только как чувство, которое нас каким-то образом тешит и ублажает. Что значит: я ее люблю? Как понимает это современный среднестатистический человек? Значит, она мне нравится: она красивая, она умная, заботливая, послушная, ласковая, трудолюбивая, у нее красивые ручки, ножки, ушки, глазки. То есть ее вид, ее поведение доставляют мне удовольствие, поэтому я люблю. На самом же деле никакой любви здесь нету, а есть ублажение себя. Истинная любовь, наоборот, независимо от того, каков человек сам по себе, но если я его люблю, то готов для него что угодно, все, что сердце повелит, делать. Я его люблю, поэтому готов стирать, готов за ним убирать, готов у его постели тридцать лет провести, готов для него пожертвовать собой, готов все отдать, готов пойти куда угодно. Вот это и есть любовь, но этого как раз и не встречается, каждый стремится угодить себе. Поэтому вокруг постоянно ссоры, драки, ненависть, недоброжелательство, непонимание, взаимное подозрение, потому что никто, собственно, и не знает, что такое любовь, она оскудела, и человеку даже невдомек, что же нужно делать, чтобы ее достичь.