• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

    Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

    Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

    Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

    Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

    Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

    Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

    Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

    Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

    Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!.

    Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

    “Ленивая кошечка”.

    Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

    “Задуй свечу”.

    Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

    Упражнения на расслабление мышц лица

    “Озорные щечки”.

    Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

    “Злюка успокоилась”.

    Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

    А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
    Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
    Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
    Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
    Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

    “Рот на замочке”.

    Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

    У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
    Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
    Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

    Упражнение на расслабление мышц шеи

    “Любопытная Варвара”.

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
    А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
    Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
    А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
    Возвращается обратно – расслабление приятно!
    Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
    А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

    Упражнения на расслабление мышц рук

    “Лимон”.

    Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

    Я возьму в ладонь лимон.
    Чувствую, что круглый он.
    Я его слегка сжимаю –
    Сок лимонный выжимаю.
    Все в порядке, сок готов.
    Я лимон бросаю, руку расслабляю.
    Выполнить это же упражнение левой рукой

    “Пара”

    (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

    Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

    “Вибрация”.

    Какой сегодня чудный день!
    Прогоним мы тоску и лень.
    Руками потрясли.
    Вот мы здоровы и бодры.

    Упражнения на расслабление мышц ног

    “Палуба”.

    Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

    Стало палубу качать!

    Ногу к палубе прижать!

    Крепче ногу прижимаем,

    А другую расслабляем.

    “Лошадки”.

    Замелькали наши ножки,
    Мы поскачем по дорожке.
    Но внимательнее будьте,
    Что вам делать, не забудьте!

    “Слон”.

    Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

    Упражнения на расслабление всего организма

    “Снежная баба”.

    Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

    “Птички”.

    Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

    “Бубенчик”.

    Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

    “Летний денек”.

    Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

    Я на солнышке лежу,
    Но на солнце не гляжу.
    Глазки закрываем, глазки отдыхают.
    Солнце гладит наши лица,
    Пусть нам сон хороший снится.
    Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
    Прогуляться вышел гром.
    Гремит гром, как барабан.

    “Замедленное движение”.

    Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:


    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
    Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
    Замедляется движенье, исчезает напряженье.
    И становится понятно – расслабление приятно!

    “Тишина”.

    Тише, тише, тишина!
    Разговаривать нельзя!
    Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,
    И тихонько будем спать.

    Взрослые, считающие жизнь дошколят простой и безоблачной, серьезно недооценивают уровень нагрузки, которая ложится на детский организм в физическом и эмоциональном плане. Объем информации, полученной всего за один день, способен спровоцировать серьезный стресс, вот почему правильная релаксация для детей является одним из обязательных пунктов в распорядке дня.

    Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно снимать накопившийся стресс, который постепенно накапливается и требует выхода. Если активный и доброжелательный карапуз стал быстро уставать, потерял интерес к любимым занятиям, мучается от бессонницы и начинает капризничать без причины, необходимо срочно подобрать для него оптимальный вариант релаксации.

    Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации

    Независимо от типа используемых упражнений, для детей дошкольного возраста все занятия должны проводиться в формате игры. Действия, направленные на расслабление мышц, лучше проводить непосредственно перед тихим часом. Это позволит погасить двигательную активность ребенка и улучшить качество сна. Дыхательную технику можно использовать в любой обстановке, каждый раз, когда кажется, что ребенок не может самостоятельно успокоиться после просмотра интересной передачи или активной игры.

    • Мышечная релаксация. Может подразумевать проведение массажа или непосредственно самостоятельные действия малыша. Благодаря многолетним наблюдениям ученым удалось доказать, что мышечные волокна, находящиеся в тонусе, не позволяют полноценно заниматься умственной деятельностью. Простые и доступные упражнения обеспечивают быстрое расслабление мускулатуры, при этом наличие специального инвентаря не всегда обязательно. Хороший эффект достигается путем сжимания и разжимания кулачков, напряжения и расслабления мышц живота.

    Совет: Полный комплекс манипуляций лучше проводить в расслабленной лежачей позе, в течение 10-15 минут. Чтобы быстрее достичь желаемого результата, необходимо обеспечить ребенку соответствующую обстановку. Это подразумевает чуть приглушенный свет (зашторенные окна), тихую музыку.

    • Дыхательные упражнения. Правильное проведение комплекса мероприятий позволяет добиться изменения состава крови у ребенка дошкольного возраста, что и приводит к его успокоению. Глубокий вдох не только насыщает кровь кислородом, но и способствует отвлечению малыша от тревожащих мыслей, объекта возбуждения. На фоне снижения уровня адреналина происходит полное расслабление и успокоение. Оптимальным вариантом для проведения манипуляции станет тихая комната, но при желании приемы подхода можно использовать в спокойном парке, на пустынной детской площадке. Всего 10 минут простых упражнений в определенной последовательности позволят вернуть ребенку ясность мышления, он опять сможет воспринимать новую информацию. Этот же подход позволит быстрее успокоить ребенка перед сном или тихим часом.

    Арсенал эффективных упражнений в данных сферах насчитывает десятки вариантов. Нужно только выбрать подходящие и соблюдать технику их выполнения.

    Правила проведения звуковой релаксации, аутотренинга, арт-терапии

    Взрослые люди подсознательно применяют акустическую или звуковую релаксацию для собственного успокоения. Они ставят любимые треки, которое отвлекают от проблем, расслабляют, настраивают на нужный лад. На детей дошкольного возраста музыка влияет не менее выражено, главное, правильно ее подобрать:

    1. Это не должны быть электронные треки.
    2. Лучше отказаться от столь популярных сегодня музыкальных игрушек на батарейках. Они издают слишком резкие и раздражающие звуки, негативно влияющие на состояние детской психики.
    3. Звуки, издаваемые всем забытыми свистульками или металлофоном, намного естественнее и не ассоциируются у детей с чем-то агрессивным.
    4. Оптимальным вариантом для релаксации дошкольников любого возраста считаются акустические композиции, имитирующие звук накатывания волн на берег, шум дождя или леса с птичьим пением.

    Вопреки распространенному мнению, дети очень хорошо воспринимают различные аутотренинги. Активно включаясь в любую игру, они с удовольствием попробуют спроецировать на себя спокойный образ. Так, путем самовнушения, они быстро успокаиваются и достигают максимальной степени расслабления. Главное, в момент занятия использовать понятные и знакомые малышу термины (не «морской бриз», а «легкий ветерок»).

    Арт-терапия является одной из самых востребованных техник релаксации среди детей дошкольного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, конструируют. При этом выполняется сразу несколько задач:

    • Стабилизируется состояние нервной системы.
    • У ребенка развиваются творческие способности и нужные навыки.
    • Удается задействовать не только зрительные функции малыша, но и тактильные.
    • Если хочется добиться быстрого и максимального расслабления, нужно правильно подбирать создаваемые сюжеты, подбирать неагрессивные цвета. От черного, алого и бордового лучше отказаться. Детей быстрее всего успокаивает создание лесных и зимних пейзажей, морского дна.

    Стоит учесть, что, если ребенок категорически отказывается от выполнения упражнений по одному из приведенных направлений, необходимо убедиться, что его ничего не беспокоит в физическом плане. Ни одна из техник релаксации не поможет, когда малыш просто плохо себя чувствует.

    Специфика упражнений на релаксацию для грудничков

    Звуковую технику рекомендуется использовать еще в период беременности, ведь научно доказано, что дети в утробе матери с определенного срока все прекрасно слышат. Необходимо учесть, что груднички довольно быстро начинают различать цвета, поэтому окружение для них нужно подбирать соответствующее.

    Пастельные оттенки из зеленой или голубой палитры быстро успокоят раскапризничавшегося младенца. А вот яркие, вибрирующие или громкие игрушки за час до сна нужно убирать. Что касается физической активности, то мышечное напряжение можно быстро снять с помощью упражнений на фитболе.

    Больше всего детям нравится имитация плавания, прыжков, раскачивания. Они вызывают сокращения мышц, предусматривающие их дальнейшее расслабление. Массаж стоп и кистей завершит комплекс действий, позволив быстро и без капризов уложить малыша.

    Техника релаксации для детей в возрасте до 5 лет

    В возрасте от 1 года до 5 лет можно использовать все перечисленные методики расслабления. Их сочетание только повысит эффективность подхода. Например, сначала можно порисовать под мелодичную музыку или заняться аутотренингом под шум дождя. Если напряжение слишком сильное, то сначала стоит попробовать что-то из физических упражнений и дыхательной гимнастики. Главное, не забывать, что для ребенка все это должно быть игрой. Занятие строим примерно так:

    • Предлагаем малышу представить, что его кто-то обидел и он должен напугать противника, скорчив страшную рожицу, сжав кулаки, крепко встав на ноги.
    • Примерно через минуту можно «простить» противника, улыбнуться ему, помахать рукой. Для большего эффекта блок из двух упражнений повторяется до 3-4 раз.
    • После «победы» полагается отдохнуть на лесной лужайке под пение птиц. Чем больше описаний ситуации услышит малыш, тем лучше (горит костер, варится уха, пахнет елками).

    При этом нужно понимать, какой цели мы пытаемся достичь. Если нужно просто успокоить ребенка и «нагулять» ему аппетит перед обедом, то включаем описания еды. Когда требуется усыпить малыша, выбираем наименее активные побочные действия, которые навевают сон (солнышко зашло, звери уснули, костер погас).

    Как научить расслабляться старшего дошкольника?

    В 5-6 лет психоэмоциональному состоянию ребенка нужно уделять повышенное внимание, иначе у него будут проблемы с контролированием своего поведения в коллективе. Научившись базовым дыхательным упражнениям, он сможет самостоятельно восстанавливаться после перемены и настраиваться на учебный лад. Для большего эффекта к ним нужно подключать аутотренинг.

    • Делаем глубокий и медленный вдох через нос, полный выдох через рот.
    • Представляем прыжок на парашюте, медленный и плавный спуск, парение в воздухе.
    • К моменту «прикосновения» ног к земле малыш должен полностью успокоиться.

    Во всех случаях работать нужно регулярно и последовательно, только в этом случае выработается привычка, необходимая для закрепления нужных навыков и их последствий. На это могут уйти месяцы, причем, дети не всегда повторяют одни и те же упражнения с большой охотой. Со стороны родителей требуются безграничное терпение, бурная фантазия, желание общаться с ребенком, возможность уделять данному направлению хотя бы по 10-15 минут в день.

    Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой родители не могут понять, что происходит с их маленьким чадом. Все очень просто: малыши практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня кроха получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться. Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении карапуза.

    Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики ребенку нужно уметь расслабляться.

    Релаксационные игры в детском саду

    Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста.Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

    Например, снять возбуждение и успокоить ребятишек перед тихим часом помогает дыхательная гимнастика. Ее лучше проводить на свежем воздухе, чтобы организм кроме упокоения получил еще и кислородное обогащение.

    Для расслабления мышц можно провести простое и несложное упражнение. Предложите малышам минут на 10 сжать кулачки или напрячь животики, а потом «отпустить» состояние напряжения. Для того чтобы результат был максимальным, релаксацию нужно проводить в полулежачей позе.

    Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

    Дети старшего дошкольного возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у малышей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

    Релаксационные упражнения для школьников

    Научить малыша расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние необходимо до школьного возраста. Первоклассник уже должен уметь самостоятельно успокаиваться после веселой перемены и сосредотачиваться на получении новой информации. Для младших школьников наиболее подходят дыхательная гимнастика либо метод аутотренинга.

    Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогает глубокое дыхание. Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, а вот выдох нужно производить ртом. Несколько таких упражнений – и ребенок готов к уроку!

    Что касается аутотренинга, то мысленный спуск на парашюте поможет школьнику переключиться на умственную деятельность еще до «воображаемого» приземления.

    Расслабление – это важная составляющая полноценного развития детей. Но умение расслабляться приходит не сразу. Для этого нужно ежедневно проводить релаксационные занятия. Всего 10-15 минут в день помогут исключить многие проблемы, с которыми сталкиваются дети школьного возраста.

    Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей

    Эдмунд Джекобсон, американский невролог, разработал комплекс релаксационных упражнений для мышечной системы. Постоянные стрессы и подавление эмоций приводят к мышечным зажимам. Автор методики обнаружил, что эмоциональное состояние и мышечный тонус очень тесно взаимосвязаны, поэтому его упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. И, что немаловажно, релаксация по Джекобсону полезна не только для детей, но и для их родителей.

    Перед тем как перейти непосредственно к упражнениям, стоит обратить внимание на важные условия релаксации:

    • удобное положение тела (лежа либо сидя);
    • напряжение мышц происходит на вдохе, а расслабление – на выдохе (не более 5 секунд);
    • каждое упражнение нужно выполнять дважды.

    А теперь предлагаем комплекс релаксационных упражнений для детей:

    • «Сосулька». Максимально сжимаем кисти рук, затем расслабляем.
    • «Дотянуться до облачка». Нужно вытянуть ручки вперед, как будто что-то нужно достать. Затем расслабляем их и опускаем на выдохе. После этого ручки поднимаем вверх и пробуем мысленно дотянуться к облачку и вновь опускаем их.
    • «Бабочка». Так, как бабочка складывает свои крылышки, так же детки должны свести свои лопатки. После чего они вновь расправляют свои «крылья».
    • «Черепашка». Предложите деткам ощутить себя черепашкой, которая пытается спрятать свою головку в панцирь (малыши поднимают свои плечики к ушкам), а затем высовывают ее из своего «домика».
    • «Пяточки – носочки». Сначала дети пробуют потянуть свои пяточки к коленкам, после чего расслабляют ножки. Затем тянут носочки и также на выдохе расслабляют.
    • «Сморщенное личико». Малыши морщат носик, лобик, щечки, глазки, как будто они скушали очень кислый лимон. На выдохе детки расслабляют мышцы лица.
    • «Улыбка». Предложите ребенку максимально широко улыбнуться. Выдыхая, он должен сделать губки трубочкой и издать какой-нибудь звук.

    Желательно, чтобы родители выполняли такие упражнения вместе со своими детками и не забывали при этом хвалить свое чадо.

    Релаксационные упражнения для агрессивных детей

    Уметь релаксировать важно всем малышам, но деткам с повышенной тревожностью и агрессивностью это просто необходимо.

    Для начала следует позаботиться о месте проведения занятий. Очень важно, чтобы тревожный ребенок чувствовал себя комфортно, поэтому уютная комнатка с нежной цветовой гаммой создаст нужную атмосферу и не вызовет агрессивность у малыша.

    Что касается релаксационных упражнений, то для такой категории малышей полезными будут занятия для расслабления мышечной системы. Например, «Драка». Предложите ребенку представить ситуацию, будто бы он поссорился со свои другом. Ребенок готовится к предстоящей драке, при этом ручки у него должны быть как можно сильнее сжаты в кулачки, а челюсти сомкнуты. Попросите его зафиксировавать такое состояние на несколько минут, а затем вспомнить хорошие поступки друга – и отпустить напряжение.

    Отлично снимает агрессию аутотренинг. Ведь, представляя себя спокойным человеком, мы в итоге ним и становимся. Мысленная прогулка по лесу либо морскому побережью снимет излишнее напряжение и подарит позитивные эмоции.

    Глубокая дыхательная гимнастика просто необходима деткам с повышенной агрессивностью. Поэтому несколько глубоких вдохов и выдохов помогут ребенку стать намного спокойнее и умиротвореннее.

    Очень важно, чтобы во время релаксационных упражнений присутствовал телесный контакт. Агрессивных малышей необходимо научить нормально воспринимать других людей и относиться к ним без злости и недоверия.

    Релаксационные упражнения для детей с заиканием

    Учеными доказано, что речевая деятельность и психика взаимосвязаны. Поэтому коррекция заикания у детей включает не только работу логопеда, но и релаксационные упражнения, чтобы расслабить мышечное и психоэмоциональное напряжение.

    Заикающийся малыш, пытаясь что-то рассказать, настолько сильно напрягает мышцы лица и горла, что в итоге напряжение испытывает вся мышечная система тела. Поэтому очень важно сначала провести упражнения, которые помогут снять общее напряжение, а уже потом провести занятия для расслабления речевого аппарата. Завершать комплекс упражнений нужно дыхательной гимнастикой. Кстати, для коррекции можно воспользоваться методикой Джекобсона.

    Релаксационные упражнения для детей с ДЦП

    Ребятишкам с детским церебральным параличем помогут расслабляющие и дыхательные упражнения, цель которых – снизить мышечную зажатость и снять эмоциональное напряжение. Кроме того, занятия помогут увеличить двигательную активность и повысить у детей уровень самоконтроля.

    Упражнение «Давай познакомимся!»

    Предложите ребенку присесть на коврик. Затем, сделав глубокий вдох, малыш должен медленно поднять ручки вверх, сомкнуть ладони над изголовьем и задержать дыхание. Выдох делаем через рот, при этом ребенок должен наклониться вперед и опустить ручки на пол. На выдохе нужно произнести свое имя, можно и фамилию.

    Упражнение «Растущий цветочек»

    Инструктор-садовник предлагает малышу представить себя маленьким и сморщенным семенем (ребенок сжимается в клубочек, прячет головку и прикрывает ее ручками). «Взрослый садовник», ухаживая за зернышком, гладит малыша по спинке, по головке – и «ребенок-цветочек» начинает расти. Сначала у него появляются стебелек и листочки (тело и ручки малыша медленно вытягиваются вперед), затем показываются бутоны (кисти сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветок расцветает (кулачки резко разжимаются).

    Упражнение «Надоедливая муха»

    Предложите малышу прилечь и закрыть глазки. Дальше он должен представить, что лежит на весенней траве, и его согревает солнышко. Но вдруг на лобик села муха. Предложите ребенку пошевелить бровями и согнать ее – муха не улетела, а пересела на одну щечку (ребенок надувает ее), а затем на другую (малыш надувает вторую щеку). Надоедливое насекомое кружится вокруг глаз, попросите его поморгать ими. Муха присела на подбородок – предложите подвигать челюстью.

    Упражнения для дыхания «Артист»

    Малыш делает глубокий вдох и медленно поднимает ручки над головой. Необходимо на несколько секунд задержать дыхание. Затем выдыхаем, произносим продолжительный звук [а] и опускаем ручки.

    Поднимаем медленно руки, только в этот раз фиксируем перед собой, задерживаем дыхание. Выдыхая, произносим продолжительный звук [у] – и опускаем ручки.

    Специально для - Марина Амиран

    Особенности выполнения релаксационных упражнений.

    Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми младшего дошкольного возраста: - Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут. - Большинство упражнений направлено на расслабление определенных групп мышц.

    Релаксация включает в себя как многоразовое выполнение одного упражнения, так и комплекса из 3-4 упражнений на разные группы мышц. - Завершение релаксации только на позитиве.

    Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

    Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут.

    В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД.

    Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц.

    Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.

    Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения.

    Завершение релаксации только на позитиве.

    Обучающее занятие (основы расслабления).

    Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться вместе с ребенком. Вы – рядом, но не касаетесь друг друга.

    1. Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе со мной несколько минут. Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем. Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой. Закрой глаза, и представь себе, что ты держишь в руках тяжелые мячики с песком. Сожми сильно «мячики» в кулачках, держи крепко, пока я считаю до десяти. Десять – отпусти «мячики» из рук. Ты чувствуешь, какие руки стали легкие? Расслабь кисти, пусть ладонь и пальчики отдохнут.

    2. Представь, что твои плечи стали крошечными, как у Дюймовочки. Сожми свои плечи, сделай их маленькими, прижми плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до десяти, а на «десять» - расправь свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы. Почувствуй, как напряжение (усталость) уходят из твоих плечиков.

    3. Снова закрой глаза. Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому открой свой ротик широко, как можно шире, а я считаю – раз, два, три – расслабь ротик, закрой его. Правда, хорошо? Подними язычок во рту вверх и прижми его к небу, крепко прижми и напряги челюсти, сильно! Раз-два-три – опусти язычок. Лицо стало спокойным и расслабленным. А теперь постарайся сделать «страшное лицо»! Сморщи свой носик, нахмурь брови, сердито сожми губы! – Раз, два, три – Улыбнись, ты же просто пошутил, правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуешь, как легко стало твоему личику?

    4. Закрой снова глазки. Представь, что тебе надо быстро-быстро пробежать по дорожке. Ноги напряглись, животик подтянулся, и ты «побежал»! Я считаю до десяти, а ты держи ножки и животик в напряжении, как будто ты все еще бежишь. Десять – ты прибежал, конец дистанции, ты – первый! Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый – отдохни, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся. 5. Глазки твои закрыты. Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты – отдыхаешь, расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации – «Звуки природы»). 6. Я сосчитаю от десяти до одного, и когда прозвучит «один» - ты откроешь глаза, и все силы вернутся к тебе, настроение будет радостным и бодрым.

    Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей.

    1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.

    2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

    3. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.

    6. Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.

    7. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.

    РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

    "Улыбнись" Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза. « Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись.

    "Слон" Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

    "Бубенчик" Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

    "Летний денек" Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

    Я на солнышке лежу,

    Но на солнце не гляжу.

    Глазки закрываем, глазки отдыхают.

    Солнце гладит наши лица,

    Пусть нам сон хороший снится.

    Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

    Прогуляться вышел гром.

    Гремит гром, как барабан.

    "Тишина"

    Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!

    Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

    И тихонько будем спать.

    "Кукушка"

    Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.

    "Дружные дети"

    Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».

    "Желание"

    Дети лежат на ковре лицом вверх. На потолке звезды. « Глазки смотрят на небо прекрасное. Видите сколько звезд на небе ясном. Можно их сосчитать, а можно выбрать одну. И желанье свое загадать. Раз, два, три желание звездочка мое прими!»

    "Рыбки" Дети сидят и смотрят на панно «Рыбы в море». «Море волнуется, море волнуeтся. Очень уж хочется с небом сразиться. Рыбки плывут все и без остановки. Глазки закрой и следом плыви. Глазки открой и эту же рыбку найди».

    "Дождик"

    Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

    "Игрушки"

    1. «Петрушка »: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное(15-20 сек).

    2.« Буратино»: все тело напряженное, твердое деревянное (10-15сек)

    3. Снова «Петрушка»

    РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

    Упражнения на расслабление мышц лица:

    "Рот на замочке" Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

    У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

    Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

    Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

    "Злюка успокоилась" Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

    А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

    Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

    Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

    Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

    Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

    Упражнения на расслабление мышц шеи:

    "Любопытная Варвара" Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

    А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

    Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

    Возвращается обратно – расслабление приятно!

    Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

    А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

    Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

    Упражнения на расслабление мышц рук:

    "Лимон" Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

    Я возьму в ладонь лимон.

    Чувствую, что круглый он.

    Я его слегка сжимаю –

    Сок лимонный выжимаю.

    Все в порядке, сок готов.

    Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.

    "Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

    Упражнения на расслабление мышц ног:

    "Палуба" Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

    Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

    Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

    Упражнения на расслабление всего организма:

    "Птички" Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

    "Замедленное движение" Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

    Замедляется движенье, исчезает напряженье.

    И становится понятно – расслабление приятно!

    «Потянулись – сломались» Встать прямо. На вдохе сильно потянуться вверх, вытягивая руки, напрягая тело. Постепенно выдохнуть воздух и расслабить тело. Сначала расслабить кисти рук, затем – в локтях, потом полностью (руки упали вниз). Расслабить шею (голова опускается на грудь). Расслабить мышцы спины и согнуться пополам. Туловище расслабилось и обвисло. Расслабить колени и мягко упасть на пол. Полежать так.

    «Левое и правое» Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Левая нога напряжена, правая расслаблена; правая нога напряжена, левая расслаблена. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать три круга по часовой стрелке, три круга – против. Зажмурить левый глаз, правым нарис

    овать три круга против часовой стрелки, три – по часовой стрелке.

    РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

    Облака”

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    Водопад” Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

    Шишки”

    Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

    Солнышко и тучка” Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышлоиз-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

    Игра с песком” Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

    Муравей” Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

    Пчелка” Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

    Качели” Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

    РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

    ГРУППЫ.

    "Воздушный шарик" Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.

    "Корабль и ветер" Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"Упражнение можно повторить 3 раза.

    "Подарок под елкой" Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

    "Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто, о чем мечтает.

    "Слепой танец" (Игра проводится под музыку). Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку". В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

    «Дерево» Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Держите позу 15-20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.

    «Лебедь» Цель: снять напряжение в спине, укрепить мышцы спины, улучшить кровообращение в позвоночнике и подвижность в плечевых уставах.

    Сядьте так, чтобы спина касалась спинки стула, или встаньте прямо. Руки опустите, плечи отведите назад. Руки за спиной возьмите в замок и медленно поднимайте их вверх, не наклоняя туловища. Обратите внимание на область между лопатками, почувствуйте тепло между ними и плавно опустите руки. Отдохните, сделав несколько спокойных вдохов и выдохов.

    Заключение.

    Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.

    В результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в груп

    Список использованной литературы.

    1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

    2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.

    3. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.

    4. Шмигель Н.Е. Управляешь дыханием – управляешь жизнью // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 10. - С.15 - 18.

    Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно провести в любой момент, почувствовав, что чадо после активной игры не может успокоиться, а расслабляющий массаж сделать непосредственно перед тихим часом, помогая погасить двигательную активность.

    Мышечная

    Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Эти закономерности детально описал американский врач Э. Джекобсон. Разработанная им методика достаточно проста и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышцы расслаблением. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.

    Упражнения на мышечную релаксацию задействуют мышцы рук, ног, пресса, груди и спины. На 10-15 минут ребенку предлагается сжать кулачки или напрячь живот, а затем «отпустить» это состояние и прочувствовать его. По возможности ребенок должен находиться в удобной полулежащей позе, но при необходимости небольшое занятие можно провести в любой обстановке.

    Дыхательная

    Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться.

    Для применения техники дыхательной релаксации не обязательно выбирать конкретное время или место. Естественно, пешеходная дорожка вдоль оживленной трассы не подойдет для выполнения упражнений, но аллеи городского парка будет достаточно. Дома можно принять удобную позу на диване или в мягком кресле и максимально расслабиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет ясность ума и способность воспринимать новую информацию. Такая же релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.

    Звуковая

    Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.

    Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:

    1. дождь;
    2. шум леса с птичьими трелями;
    3. морской прибой.

    Аутотренинг

    Основа методики аутотренинга - самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.

    Основное условие успешности аутотренинга для дошколят - использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.

    Арт-терапия

    Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.

    Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.

    Упражнения для релаксации

    Выбор методики релаксации для конкретного возраста должен учитывать возможности ребенка и его склонности.

    От рождения до года

    Акустическая релаксация рекомендована мамочкам еще до рождения малыша. Те же приемы можно использовать и для грудничков. Мелодии детских песенок в акустическом переложении и звуки природы помогут уснуть и привлекут внимание раскапризничавшегося карапуза.

    Цветовая гамма детской должна успокаивать, пастельные тона и голубо-зеленая гамма влияют умиротворяюще. Перед отходом ко сну у ребенка аккуратно изымаются яркие и громкие игрушки.

    Мышечный тонус помогут снять упражнения с большим мячом. Имитация плавания и прыжков вызовет необходимые для последующей релаксации сокращения мышц. Массаж стоп и кистей позволит быстрее расслабиться.

    От 1 до 5 лет

    Эта возрастная группа способна воспринимать любые методы релаксации. Их симбиоз усилит эффект процедуры. Рисование под музыку или аутотренинг под звуки прибоя помогут быстрее избавиться от стресса, как и чередование физических упражнений с дыхательными. Блок занятий на релаксацию может выглядеть таким образом:

    • Ребенку предлагается представить ссору и напугать соперника страшной позой: оскал, сжатые кулаки и напряженные ноги. Через минуту необходимо «простить» соперника и с улыбкой помахать ему рукой. Повторяется 3-4 раза.
    • После драки надо отдохнуть. Ребенок должен представить поход с костром и шашлыками. В положении лежа с закрытыми глазами он глубоко дышит носом, представляя ароматы хвои, реки или вкусной пищи. Перед обедом это упражнение будет особенно актуально.

    Старший дошкольный возраст

    Научить ребенка контролировать свое психоэмоциональное состояние необходимо до поступления в школу. К первому классу он уже должен уметь успокоиться после перемены самостоятельно. Наиболее актуальны дыхательные упражнения и аутотренинг.

    Сосредоточиться и переключиться на мыслительный процесс помогут глубокий медленный вдох через нос и выдох через рот. Переключиться с двигательной активности поможет мысленный спуск на парашюте. Необходимо представить прыжок, зависание и медленное приближение к земле. В момент мысленного касания земли ребенок практически готов к занятиям.

    В заключение

    1. Умение расслабляться - важное условие полноценного развития ребенка. Не стоит рассчитывать, что этот навык появится быстро, разовое упражнение действия практически не окажет. Залог успешности занятий на релаксацию в повседневной работе;
    2. Выделяя несколько раз в день по 10-15 минут для упражнений с дошкольником, можно исключить многие свойственные этому возрасту проблемы.