• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Закаливающие процедуры после дневного сна в средней группе

    « Фантазеры»

    Цели: Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию,

    подготовить их к активной деятельности.

    Задачи:

    • Учить осознанному отношению к выбору закаливающей процедуры, учитывая свое самочувствие.
    • Закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки.
    • Закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений.
    • Воспитывать интерес к закаливающим мероприятиям .

    Сентябрь.

    Комплекс «Зайчики и белочки».

    1. Пробуждение (1 минута)

    Улетели сны в окошко,

    Убежали по дорожке.

    Ну, а мы с тобой проснулись

    И проснувшись, улыбнулись.

    Открывай один глазок,

    Открывай другой глазок!

    Будем мы с тобой сейчас

    Делать потягушечки,

    Лежа на подушечке.

    Зайчики и белочки.

    Мальчики и девочки,

    Начинаем мы зарядку!

    Носик вверх – это раз,

    Хвостик вниз – это два,

    Лапки шире – три, четыре,

    Прыгнем выше – это пять

    Все умеем выполнять!

    3. Бег (при температуре 18 – 20 градусов, 1 минута)

    «Одна лапка, другая»

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спину. Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой (5 раз)

    «Крепкие лапки»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед. Вернуться в и. п. (5 раз).

    «Веселые белочки»

    И. п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.

    Выполнить по два наклона вправо – влево.

    Вернуться в и. п. (5 раз) .

    «Шаловливые зайчики»

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз.

    Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов (4- 5 раз) .

    5. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута) .

    Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.

    6. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

    «Мы молодцы! ». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Мо-лод-цы! », вернуться в и. п. (5 раз) .

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Моем шею, моем уши.

    Затем вытремся мы все суше.

    Октябрь.

    Комплекс «Мы стараемся»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Чтоб скорей проснуться,

    Надо подтянуться

    Тянем ручки, тянем ушки.

    Ручкой облачко достали

    И немного выше стали!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье»(3 минуты)

    Мы стараемся, мы стараемся,

    Физкультурой занимаемся.

    Пусть будут ручки крепкими!

    Пусть будут ножки сильными!

    Мы будем все здоровыми,

    Веселыми, спортивными!

    3. Бег (3 минуты).

    «Крепкие руки».

    И. п. – ноги слегка расставить, руки. Руки через стороны вперед. Хлопок, руки на пояс. (5 раз).

    «Играют пальчики».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки в стороны. Через 5 – 6 секунд руки опустить. (5 - 6 раз).

    «Крепкие колени».

    И. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед (5 -6 раз) .

    «Короткие и длинные ноги» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные ноги» (5 раз) .

    5. Упражнения с шишками (1 минута).

    Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем левой.

    6. Дыхательная гимнастика «Дружно ножками шагаем!».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 - 6 раз, 2 минуты).

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате 3 минуты).

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико.

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток.

    Чтоб кусался зубок.

    Ноябрь.

    Комплекс «Вставать пора!».

    1. Пробуждение, повороты головы влево – вправо (1 минута)

    Смотри скорее, который час!

    Налево раз, направо раз!

    Тик – так, тик – так, тик – так!

    Бежит по рельсам паровоз,

    На зарядку нас повез.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке,

    Шагают наши ножки:

    Раз- два, раз – два!

    Шагают наши ножки,

    По кочкам, по камешкам…

    В ямку – бух!

    3. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Подтягивание»

    И. п. – ноги на ширине плеч, руки в замок над головой. Наклоны влево - вправо, вперед – назад (5 -6 раз) .

    «Надеваем шапочки»

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседаем с упором на левую ногу, имитируем надевание тапочек. Возвращаемся в и. п. руки на пояс, левую ногу ставим на пятку. Тоже правой ногой (5-6 раз)

    «Умываемся»

    И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Подскоки на месте, имитируем умывание лица (5 -6 раз)

    «На пробежку»

    И. п. – стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты в локтях. Бег с высоко поднятыми коленями, обращаем внимание на осанку.

    «Будильник»

    И. п. – ноги расставлены, руки опущены. Прыжки на месте, руки в стороны: «Динь – динь» (5 -6 раз) .

    4. Дыхательная гимнастика (1 минута).

    «Устали».

    И. п. – ноги шире плеч, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести: «Устали! » (5-6 раз) .

    5. Раскатывание карандашей между ладонями (2 минуты) .

    6. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты).

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Порошок зубной берем.

    Крепко зубы щеткой трем.

    Моем шею, моем уши,

    Затем вытремся мы суше.

    Декабрь.

    Комплекс «Валенки, валенки!»

    1. Пробуждение. (1 минута)

    Солнце глянуло в кроватки,

    Надо делать нам зарядку.

    Одеяло мы подняли,

    Сразу ножки побежали.

    Раз, два, три!

    Ну–ка, ножки догони!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Ваня в валенках гулял.

    Прыгал, бегал и скакал.

    Ваня с горочки скатился,

    Валенок с ноги свалился.

    Ваня крикнул: «Эй, постой!

    В чем теперь пойду домой?».

    3. Бег (3 минуты) .

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут) .

    «Ручками похлопаем, ножками потопаем».

    И. п. – ноги слегка расставить, руки опущены. Выполнить четыре хлопка в ладоши, одновременно топая ногами; вернуться в и. п. (5 раз).

    «Посмотри на валенки»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу! ». Вернуться в и. п. (5 раз).

    «Нам в валенках не холодно»

    И. п. – ноги слега расставить, руки вниз. Восемь – десять подпрыгиваний (легких, скачки с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой) (4-5 раз)

    5. Дыхательная гимнастика (2 минуты).

    «Хорошо позанимались! »

    И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднимаем руки через стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Хорошо! », вернуться в и. п. (5- 6 раз).

    6. Раскатывание мячиков («снежных комочков») между ладонями (1 минута)

    Дорогие мои дети!

    Я пишу вам письмецо:

    Я прошу вас, мойте чаще

    Ваши руки и лицо.

    Все равно, какой водою:

    Кипяченой, ключевою,

    Из реки, иль из колодца,

    Или просто дождевой!

    (Ю. Тувим, перев. С. Михалкова).

    Январь.

    Комплекс «Елочка – елочка!»

    1. Пробуждение (1 минута)

    С кроваток быстро поднимайтесь,

    На зарядку собирайтесь!

    Будем с вами мы играть,

    Бегать, прыгать и скакать!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Наша елка зелена,

    И нарядна, и стройна.

    Сразу тысячи огней

    Ярко вспыхнули на ней.

    А под елкой хоровод

    И танцует, и поет.

    Всех друзей и всех подруг

    Приглашаем в круг.

    3. Бег (1минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5минут)

    «Колючие иголочки».

    И. п. ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки вперед пошевелить пальцами, сказать: «Колючие!». Вернуться в и. п. (6 раз)

    «Здоровается с нами елочка, машет нам иголочками»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Взмахи: Одна рука вперед, другая назад. Постепенно увеличивать амплитуду движения (6-7 раз) .

    «Мы очень любим елочку»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. (6 раз)

    «Спрячемся под елочкой» .

    И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать: «Спрятались!» вернуться в и. п., выпрямиться. Выполнять в умеренном темпе (6 раз).

    5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

    «Смолою пахнет елочка».

    И. п. ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом.

    Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах» (5 раз)

    6. Раскатывание шишек руками, между ладонями и пальцами рук (1 минута) .

    Ко мне, дети, подбегайте,

    Себе мыло выбирайте!

    Белое, душистое,

    Пенное, гладкое,

    Мойте руки с мылом –

    Будет все в порядке!

    Февраль.

    Комплекс «Веселая физкультура»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Кто спит в постели сладко?

    Давно пора вставать.

    Спешите на зарядку!

    Мы вас не будем ждать!

    Носом глубоко дышите.

    Спинку ровненько держите!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Нам весело, нам радостно,

    Не холодно зимой!

    Физкультурой заниматься

    Не скучно нам с тобой!

    Будем крепкими и смелыми,

    Ловкими, умелыми,

    Здоровыми, красивыми,

    Умными и сильными!

    3. Бег (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Ладони к плечам».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки к плечам, пальцами коснуться плеч, руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п. (6 раз).

    «Наклонись и выпрямись!»

    И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, руки назад - вверх, выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. (6 раз)

    «Птички»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами как клюёт птица, произнести: «Клюю - клюю! » вернуться в и. п. (6раз)

    «Мячики»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки на пояс. Восемь – десять подпрыгиваний, столько же шагов. Прыгать легко, мягко (5 -6 раз)

    5. Дыхательная гимнастика (1 минута.

    «Нам весело!»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «Ве–се–ло! ».

    6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута)

    7. Водные процедуры (2 минуты)

    Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться, нырять, кувыркаться,

    В ушате, в корыте, в лохане,

    В реке, в ручейке, в океане, -

    И в ванне, и в бане, всегда и везде –

    Вечная слава воде!

    (К. И. Чуковский).

    Март

    Комплекс «Очень маму я люблю!»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Подул весенний ветерочек.

    Раскрыл весенние цветочки.

    Цветочки ото сна проснулись

    И прямо к солнцу потянулись.

    И в танце легком закружились

    Потом листочки опустились.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Очень маму я люблю!

    Ей цветочки подарю –

    Разные – разные синие и красные

    Сегодня праздник - мамин день.

    Нам маму поздравлять не лень!

    Будь, мамочка, красивой,

    Здоровой и счастливой!

    3. Бег. (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Стираем»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки сжать в кулачки перед грудью. Приседать кулачками имитируем стирку. Вернуться в и. п. (5-6 раз).

    «Полоскаем»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Наклониться вниз, руками совершать маховые движения. Вернуться в и. п. продолжая движения руками (5 -6 раз) .

    «Выжимаем»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях перед собой. Наклониться влево- вправо руками имитируем отжим белья. Вернуться в и. п. (6 раз).

    «Сушим »

    И. п. – ноги на шири не плеч, руки на уровни груди. Подпрыгнуть руки вверх. Вернуться в и. п. (5 -6 раз) .

    «Гладим»

    И. п. – ноги слегка расставить, руки у груди, одна ладонь на другой. Наклониться вперед,прямые руки перед собой. Вернуться в и. п. (5-6 раз)

    5.«Дыхательная гимнастика (1 минута)»

    «Нюхаем цветы» делаем глубокий вдох носом, на выдохе произнесли «а- а - ах!»

    6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута).

    «Соберем крышки» собираем пальцами ног крышки в корзину.

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)

    Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до локтей, шею, а затем насухо растираются полотенцем.

    Моем, моем, трубочиста,

    Чисто, чисто, чисто, чисто!

    Будет, будет трубочист

    Чист, чист, чист, чист!

    (К. Чуковский) .

    Апрель

    Комплекс «Животные».

    1. Пробуждение (1 минута)

    Под сосной, где много шишек,

    Сладко спит малютка – мишка.

    Мишка, глазки открывай,

    День с зарядки начинай!

    Сначала мишка потянулся,

    Выгнул спинку и прогнулся.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Зайка – трусишка по полю бежал,

    В огород забежал, морковку нашел,

    Капусту нашел, сидит, грызет.

    Иди прочь – хозяин идет!

    3. Бег (1 минута) .

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут).

    «Слон»

    И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки полукольцами к ушам. 1-2 – соединить локти 3-4 – тяжелые шаги. 5-6- наклон вперед со звуком «у-у-у! »(5 раз) .

    «Лисички»

    И. п. – стоя ноги вместе, руки у груди. Прыжки влево, вправо на двух ногах(5раз)

    «Питон»

    И. п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, прогнуться влево, вправо, назад и вперед. Вернуться в и. п. (5 раз) .

    «Тюлень»

    И. п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги на ширине плеч. Повороты туловища влево и вправо (перекаты (5 раз).

    5. Дыхательная гимнастика (1 минута)

    «Поддувалочки».

    Дуем на поддувалочки.

    6. Раскатывание орехов между ладонями. (1 минута) .

    7. Водные процедуры.

    Да здравствует мыло душистое,

    И полотенце пушистое,

    И зубной порошок,

    И густой гребешок!

    (К. Чуковский) .

    Май.

    Комплекс «Бабочки»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Светит солнце ярко.

    Стало жарко – жарко.

    Бабочки проснулись,

    Детки улыбнулись.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Над полянкой, над цветами

    Кружит пестрый хоровод.

    Это бабочки – летуньи

    Ждали лета целый год.

    Они пыльцу с цветов собрали.

    Нектар попили, полетали,

    Под лепесточки спать легли

    До самой утренней зари.

    3. Бег (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Бабочки»

    И. п. – ноги слегка расставлены руки к плечам. Соединяем локти перед собой, возвращаемся в и. п. (5-6 раз) .

    «Бабочка готовится к полету».

    И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед. Прямые руки отвести назад. Вернуться в и. п. (5-6 раз) .

    «Бабочка отрывается от земли».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Подпрыгивать, одновременно делать махи руками (5-6 раз) .

    «Перелетаем с цветка на цветок»

    Короткие перебежки с остановкой по сигналу на счет 3, не забывая махать крылышками (6 перебежек) .

    5. Дыхательные упражнения (1 минута).

    Нюхаем цветы. Делаем вдох носом, выдох ртом.

    6. Раскатывание каштанов между ладонями и пальцами (1 минута) .

    7. Водные процедуры (2 минуты)


    Закаливающие процедуры после дневного сна.

    Сентябрь.

    Комплекс «Зайчики и белочки».

    1. Пробуждение (1 минута)

    Улетели сны в окошко,

    Убежали по дорожке.

    Ну, а мы с тобой проснулись

    И проснувшись, улыбнулись.

    Открывай один глазок,

    Открывай другой глазок!

    Будем мы с тобой сейчас

    Делать потягушечки,

    Лежа на подушечке.

    Зайчики и белочки.

    Мальчики и девочки,

    Начинаем мы зарядку!

    Носик вверх – это раз,

    Хвостик вниз – это два,

    Лапки шире – три, четыре,

    Прыгнем выше – это пять

    Все умеем выполнять!

    3. Бег (при температуре 18 – 20 градусов, 1 минута)

    «Одна лапка, другая» И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спину. Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой (5 раз)

    «Крепкие лапки» И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед. Вернуться в и. п. (5 раз).

    «Веселые белочки» И. п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.

    Выполнить по два наклона вправо – влево.

    Вернуться в и. п. (5 раз) .

    «Шаловливые зайчики» И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз.

    Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов (4- 5 раз) .

    5. Упражнения с использованием бросового материала (1 минута) .

    Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.

    6. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

    «Мы молодцы! ». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Мо-лод-цы! », вернуться в и. п. (5 раз) .

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Моем шею, моем уши.

    Затем вытремся мы все суше.

    Октябрь.

    Комплекс «Мы стараемся»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Чтоб скорей проснуться,

    Надо подтянуться

    Тянем ручки, тянем ушки.

    Ручкой облачко достали

    И немного выше стали!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье»(3 минуты)

    Мы стараемся, мы стараемся,

    Физкультурой занимаемся.

    Пусть будут ручки крепкими!

    Пусть будут ножки сильными!

    Мы будем все здоровыми,

    Веселыми, спортивными!

    3. Бег (3 минуты).

    «Крепкие руки». И. п. – ноги слегка расставить, руки. Руки через стороны вперед. Хлопок, руки на пояс. (5 раз).

    «Играют пальчики». И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки в стороны. Через 5 – 6 секунд руки опустить. (5 - 6 раз).

    «Крепкие колени». И. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться вперед, ладони положить на колени, сказать: «Крепкие! », смотреть вперед (5 -6 раз) .

    «Короткие и длинные ноги» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные ноги» (5 раз) .

    5. Упражнения с шишками (1 минута).

    Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем левой.

    6. Дыхательная гимнастика «Дружно ножками шагаем!».

    И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 - 6 раз, 2 минуты).

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате 3 минуты).

    Водичка, водичка,

    Умой моё личико.

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток.

    Чтоб кусался зубок.

    Ноябрь.

    Комплекс «Вставать пора!».

    1. Пробуждение, повороты головы влево – вправо (1 минута)

    Смотри скорее, который час!

    Налево раз, направо раз!

    Тик – так, тик – так, тик – так!

    Бежит по рельсам паровоз,

    На зарядку нас повез.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке,

    Шагают наши ножки:

    Раз- два, раз – два!

    Шагают наши ножки,

    По кочкам, по камешкам…

    В ямку – бух!

    3. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Подтягивание» И. п. – ноги на ширине плеч, руки в замок над головой. Наклоны влево - вправо, вперед – назад (5 -6 раз) .

    «Надеваем шапочки» И. п. – ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседаем с упором на левую ногу, имитируем надевание тапочек. Возвращаемся в и. п. руки на пояс, левую ногу ставим на пятку. Тоже правой ногой (5-6 раз)

    «Умываемся» И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Подскоки на месте, имитируем умывание лица (5 -6 раз)

    «На пробежку» И. п. – стоя, ноги чуть расставлены, руки согнуты в локтях. Бег с высоко поднятыми коленями, обращаем внимание на осанку.

    «Будильник» И. п. – ноги расставлены, руки опущены. Прыжки на месте, руки в стороны: «Динь – динь» (5 -6 раз) .

    4. Дыхательная гимнастика (1 минута).

    «Устали». – И. п. – ноги шире плеч, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести: «Устали! » (5-6 раз) .

    5. Раскатывание карандашей между ладонями (2 минуты) .

    6. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты).

    Льется чистая водица,

    Мы умеем сами мыться.

    Порошок зубной берем.

    Крепко зубы щеткой трем.

    Моем шею, моем уши,

    Затем вытремся мы суше.

    Комплекс «Валенки, валенки!»

    1. Пробуждение. (1 минута)

    Солнце глянуло в кроватки,

    Надо делать нам зарядку.

    Одеяло мы подняли,

    Сразу ножки побежали.

    Раз, два, три!

    Ну–ка, ножки догони!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Ваня в валенках гулял.

    Прыгал, бегал и скакал.

    Ваня с горочки скатился,

    Валенок с ноги свалился.

    Ваня крикнул: «Эй, постой!

    В чем теперь пойду домой?».

    3. Бег (3 минуты) .

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут) .

    «Ручками похлопаем, ножками потопаем». И. п. – ноги слегка расставить, руки опущены. Выполнить четыре хлопка в ладоши, одновременно топая ногами; вернуться в и. п. (5 раз).

    «Посмотри на валенки» И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу! ». Вернуться в и. п. (5 раз).

    «Нам в валенках не холодно» И. п. – ноги слега расставить, руки вниз. Восемь – десять подпрыгиваний (легких, скачки с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой) (4-5 раз)

    5. Дыхательная гимнастика (2 минуты).

    «Хорошо позанимались! » И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднимаем руки через стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Хорошо! », вернуться в и. п. (5- 6 раз).

    6. Раскатывание мячиков («снежных комочков») между ладонями (1 минута)

    Дорогие мои дети!

    Я пишу вам письмецо:

    Я прошу вас, мойте чаще

    Ваши руки и лицо.

    Все равно, какой водою:

    Кипяченой, ключевою,

    Из реки, иль из колодца,

    Или просто дождевой! (Ю. Тувим, перев. С. Михалкова).

    Январь.

    Комплекс «Елочка – елочка!»

    1. Пробуждение (1 минута)

    С кроваток быстро поднимайтесь,

    На зарядку собирайтесь!

    Будем с вами мы играть,

    Бегать, прыгать и скакать!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Наша елка зелена,

    И нарядна, и стройна.

    Сразу тысячи огней

    Ярко вспыхнули на ней.

    А под елкой хоровод

    И танцует, и поет.

    Всех друзей и всех подруг

    Приглашаем в круг.

    3. Бег (1минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5минут)

    «Колючие иголочки». И. п. ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки вперед пошевелить пальцами, сказать: «Колючие!». Вернуться в и. п. (6 раз)

    «Здоровается с нами елочка, машет нам иголочками»

    И. п. – ноги врозь, руки опущены. Взмахи: Одна рука вперед, другая назад. Постепенно увеличивать амплитуду движения (6-7 раз) .

    «Мы очень любим елочку» И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. (6 раз)

    «Спрячемся под елочкой» . И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать: «Спрятались!» вернуться в и. п., выпрямиться. Выполнять в умеренном темпе (6 раз).

    5. Дыхательная гимнастика (2 минуты)

    «Смолою пахнет елочка». И. п. ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом.

    Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах» (5 раз)

    6. Раскатывание шишек руками, между ладонями и пальцами рук (1 минута) .

    Ко мне, дети, подбегайте,

    Себе мыло выбирайте!

    Белое, душистое,

    Пенное, гладкое,

    Мойте руки с мылом –

    Будет все в порядке!

    Февраль.

    Комплекс «Веселая физкультура»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Кто спит в постели сладко?

    Давно пора вставать.

    Спешите на зарядку!

    Мы вас не будем ждать!

    Носом глубоко дышите.

    Спинку ровненько держите!

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Нам весело, нам радостно,

    Не холодно зимой!

    Физкультурой заниматься

    Не скучно нам с тобой!

    Будем крепкими и смелыми,

    Ловкими, умелыми,

    Здоровыми, красивыми,

    Умными и сильными!

    3. Бег (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Ладони к плечам». И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки к плечам, пальцами коснуться плеч, руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п. (6 раз).

    «Наклонись и выпрямись!» И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед, руки назад - вверх, выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. (6 раз)

    «Птички» И. п. – ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами как клюёт птица, произнести: «Клюю - клюю! » вернуться в и. п. (6раз)

    «Мячики» И. п. – ноги слегка расставить, руки на пояс. Восемь – десять подпрыгиваний, столько же шагов. Прыгать легко, мягко (5 -6 раз)

    5. Дыхательная гимнастика (1 минута.

    «Нам весело!» И. п. – ноги врозь, руки опущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «Ве–се–ло! ».

    6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута)

    7. Водные процедуры (2 минуты)

    Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться, нырять, кувыркаться,

    В ушате, в корыте, в лохане,

    В реке, в ручейке, в океане, -

    И в ванне, и в бане, всегда и везде –

    Вечная слава воде! (К. И. Чуковский).

    Март

    Комплекс «Очень маму я люблю!»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Подул весенний ветерочек.

    Раскрыл весенние цветочки.

    Цветочки ото сна проснулись

    И прямо к солнцу потянулись.

    И в танце легком закружились

    Потом листочки опустились.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Очень маму я люблю!

    Ей цветочки подарю –

    Разные – разные синие и красные

    Сегодня праздник - мамин день.

    Нам маму поздравлять не лень!

    Будь, мамочка, красивой,

    Здоровой и счастливой!

    3. Бег. (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Стираем» И. п. – ноги слегка расставить, руки сжать в кулачки перед грудью. Приседать кулачками имитируем стирку. Вернуться в и. п. (5-6 раз).

    «Полоскаем» И. п. – ноги врозь, руки опущены. Наклониться вниз, руками совершать маховые движения. Вернуться в и. п. продолжая движения руками (5 -6 раз) .

    «Выжимаем» И. п. – ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях перед собой. Наклониться влево- вправо руками имитируем отжим белья. Вернуться в и. п. (6 раз).

    «Сушим » И. п. – ноги на шири не плеч, руки на уровни груди. Подпрыгнуть руки вверх. Вернуться в и. п. (5 -6 раз) .

    «Гладим» И. п. – ноги слегка расставить, руки у груди, одна ладонь на другой. Наклониться вперед,прямые руки перед собой. Вернуться в и. п. (5-6 раз)

    5.«Дыхательная гимнастика (1 минута)»

    «Нюхаем цветы» делаем глубокий вдох носом, на выдохе произнесли «а- а - ах!»

    6. Упражнения с бросовым материалом (1 минута).

    «Соберем крышки» собираем пальцами ног крышки в корзину.

    7. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты)

    Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до локтей, шею, а затем насухо растираются полотенцем.

    Моем, моем, трубочиста,

    Чисто, чисто, чисто, чисто!

    Будет, будет трубочист

    Чист, чист, чист, чист! (К. Чуковский) .

    Апрель

    Комплекс «Животные».

    1. Пробуждение (1 минута)

    Под сосной, где много шишек,

    Сладко спит малютка – мишка.

    Мишка, глазки открывай,

    День с зарядки начинай!

    Сначала мишка потянулся,

    Выгнул спинку и прогнулся.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Зайка – трусишка по полю бежал,

    В огород забежал, морковку нашел,

    Капусту нашел, сидит, грызет.

    Иди прочь – хозяин идет!

    3. Бег (1 минута) .

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут).

    «Слон» И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки полукольцами к ушам. 1-2 – соединить локти 3-4 – тяжелые шаги. 5-6- наклон вперед со звуком «у-у-у! »(5 раз) .

    «Лисички» И. п. – стоя ноги вместе, руки у груди. Прыжки влево, вправо на двух ногах(5раз)

    «Питон» И. п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, прогнуться влево, вправо, назад и вперед. Вернуться в и. п. (5 раз) .

    «Тюлень» И. п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги на ширине плеч. Повороты туловища влево и вправо (перекаты (5 раз).

    5. Дыхательная гимнастика (1 минута)

    «Поддувалочки». Дуем на поддувалочки.

    6. Раскатывание орехов между ладонями. (1 минута) .

    7. Водные процедуры.

    Да здравствует мыло душистое,

    И полотенце пушистое,

    И зубной порошок,

    И густой гребешок! (К. Чуковский) .

    Комплекс «Бабочки»

    1. Пробуждение (1 минута)

    Светит солнце ярко.

    Стало жарко – жарко.

    Бабочки проснулись,

    Детки улыбнулись.

    2. Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 минуты)

    Над полянкой, над цветами

    Кружит пестрый хоровод.

    Это бабочки – летуньи

    Ждали лета целый год.

    Они пыльцу с цветов собрали.

    Нектар попили, полетали,

    Под лепесточки спать легли

    До самой утренней зари.

    3. Бег (1 минута)

    4. Общеразвивающие упражнения (5 минут)

    «Бабочки» И. п. – ноги слегка расставлены руки к плечам. Соединяем локти перед собой, возвращаемся в и. п. (5-6 раз) .

    «Бабочка готовится к полету». И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед. Прямые руки отвести назад. Вернуться в и. п. (5-6 раз) .

    «Бабочка отрывается от земли». И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны. Подпрыгивать, одновременно делать махи руками (5-6 раз) .

    «Перелетаем с цветка на цветок» Короткие перебежки с остановкой по сигналу на счет 3, не забывая махать крылышками (6 перебежек) .

    5. Дыхательные упражнения (1 минута).

    Нюхаем цветы. Делаем вдох носом, выдох ртом.

    6. Раскатывание каштанов между ладонями и пальцами (1 минута) .

    7. Водные процедуры (2 минуты)

    "Рижский" метод закаливания

    Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, есть несколько вариантов. Применяется в младших группах для детей от 1,5 до 4 лет.

    Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

    Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

    "Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной, типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

    Обширное умывание

    Настоящий метод используется в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

    Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
    После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

    на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

    на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

    на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;

    на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

    на счет "5" - обтираем лицо и уши.

    По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

    В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

    Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

    Хождение босиком

    Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому ее проводят с раннего возраста.

    Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

    Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длится 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

    Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:

    Ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

    Ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

    Ходьба по сухому коврику;

    Ходьба по "Дорожке Здоровья".

    Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

    Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры.
    В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
    Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
    Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

    При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

    Гигиенический душ

    В летний период с целью закаливания используется душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
    Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
    Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
    Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

    Точечный массаж "Волшебные точки"

    (по А.А.Уманской)

    Массаж повышает защитные свойства оболочки слизистой носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

    Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

    Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

    Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

    Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновремен­но слизистую оболочку гортани.

    Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

    Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

    Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

    Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

    Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

    Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

    Техника выполнения массажа

    Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего

    пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

    Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

    Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

    Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

    Закаливание воздухом

    Проветривание помещений

    Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

    · С 1 до 3 лет - +20 о С

    · С 3 до 7 лет - + +18 о С, +20 о С

    Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

    Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

    Прогулки – способ закаливания воздухом

    Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).

    Температурный режим проведения прогулок в зимнее время

    Возрастная

    1 младшая группа

    2 младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Температура воздуха

    без ветра

    без ветра

    без ветра

    без ветра

    без ветра

    Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

    Полоскание полости рта

    Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

    Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

    На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

    Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению "простудных" заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Умывание - самый доступный вид закаливания водой. Детям 4- 5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны. Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 сек водой с температурой 38 °С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 сек водой с температурой 18 °С, а часто болеющих, незакаленных- 28 °С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором - трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.

    Прекрасной закаливающей процедурой для детей среднего дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием, благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом.

    Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Закаливание воздухом детей среднего дошкольного возраста проводится в виде воздушных ванн, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 °С, после чего умывается холодной водой (руки до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже -10 °С. Одно из самых эффективных закаливающих средств - солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 мин, каждый день она может увеличиваться на 1-2 мин.

    Лучшая пора для закаливания - лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.

    Прогулки на свежем воздухе- также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в "кружевной тени" (под деревьями). Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок.

    Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.

    Во время прогулки не следует закрывать детям нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т.д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух - хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде.

    Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

    • * если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
    • * если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
    • * повышенная температура у ребенка.
    • * страх у ребенка перед закаливанием.

    Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

    Комплексное планирования повседневного закаливания:

    Солнечные (воздушные) ванны Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара. Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

    Прогулки на свежем воздухе Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

    Закаливание горла Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36?, а затем после привыкания снижать на 1?, каждые 5 дней доведя до 16-18?.

    Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней. Обтирание Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры - перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27?, то есть близкой к температуре голой кожи.

    Закаливающее дыхание

    Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

    Массаж волшебных точек ушей

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

    Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

    «Поиграем с ушками»

    1. Организационный момент.

    Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

    2. Основная часть.

    Упражнения с ушками.

    «Найдём и покажем ушки»

    Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

    «Похлопаем ушками»

    Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

    «Потянем ушки»

    Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

    «Погреем ушки»

    Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

    3. Заключительный момент

    Дети расслабляются и слушают тишину.

    Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

    Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Ушки ты свои найди И скорей их покажи. А потом, а потом Покрутили козелком. Ушко кажется замёрзло Отогреть его так можно. Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

    Г имнастика после дневного сна :

    Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания.

    Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастика после сна направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может, начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

    Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

    Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

    • 1-й комплекс «Весёлый котёнок»
    • 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
    • 2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
    • 3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).
    • 4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
    • 5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
    • 6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
    • 2-й комплекс « Прогулка по морю»
    • 1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
    • 2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
    • 3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
    • 4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
    • 5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
    • 6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
    • 3-й комплекс «Прогулка в лес»
    • 1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
    • 2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
    • 3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
    • 4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
    • 5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.
    • 6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

    И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

    • 4-й комплекс «Дождик»
    • 1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала - кап!

    То же проделать другой рукой. И вторая прибежала - кап!

    2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

    Мы на небо посмотрели,

    Капельки «кап-кап» запели,

    Намочились лица.

    3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

    Мы их вытирали.

    4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

    Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

    5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем

    И все капельки стряхнем.

    • 6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
    • 7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
    • 5-й комплекс «Прогулка»
    • 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
    • 2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
    • 3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
    • 4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
    • 5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
    • 6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

    Точечный массаж

    Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

    Комплекс закаливающих мероприятий после дневного сна в средней группе

    (2-я половина учебного года)

    Г. Лянтор 2010 г.

    Побудка.

    Дети просыпаются:

    Просыпайся, глазок просыпайся, другой!

    Поздороваться солнышко вышло с тобой.

    Посмотри, как оно улыбается

    Снова день, снова день продолжается!

    Это кто уже проснулся?

    Кто так сладко потянулся?

    Потягуни – потягушечки

    От носочков до макушечки.

    Мы потянемся, потянемся,{

    Маленькими не останемся.

    Вот уже растем, растем, растем…

    Дети поднимаются, идут в туалет и возвращаются в спальню. Выполняют упражнения по тексту.

    Ну-ка встаньте, улыбнитесь

    Выше, выше потянитесь!

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево – вправо повернулись

    Руками коленей коснулись

    Сели – встали, сели – встали

    И на месте побежали!

    Затем дети идут по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры

    18-40-18 градусов. По сигналу бубна дети поочередно ступают в тазы с : прохладной водой на 2-3 секунды, с горячей воды на 6-8 секунд.

    ■горячей водой на 6-8 секунд.

    Ожидая остальных детей , выполняют сухое растирание, топая по ковру. Затем выходят в коридор, где проводят пробежку с препятствиями или медленный бег без препятствий 4-5 минут. Возвращаясь в группу, восстанавливают дыхание и садятся на ковер, складывая ноги «по-турецки». Спина ровная, руки на коленях, говорят:

    По-турецки мы сидели

    Чай пили, сушки ели.

    По-турецки говорили

    Все допили, все доели.

    Пальчиковая гимнастика «Стираем носки»

    Мылом мылю я носки Кулаком правой руки трут левую ладонь. Крепко трутся кулаки. Соответственно.

    Сполосну носочки ловко Ладо ни ребром друг к другу от себя к себе .

    И повешу на веревку. Руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

    Массаж биологически активных зон

    « Неболей-ка ».

    Массаж ушных раковин «Зайчата»

    На полянке, на лужайке Дети щи плют ушную раковину С низу вверх

    Целый день скакали зайки.

    И катались по траве. Г ладят уши двумя пальцами сверху вниз

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали. Щипают, загибают ушную раковину к голове

    Но напрыгались, устали.

    Стала гладить и ласкать. Г ладят ушн ые раковины от щек к затылку Всех зайчат зайчиха – мать.

    Упражнения с мячом «Ежиком»

    Я мячом круги катаю Круговые движения между ладонями

    Взад-вперед его гоняю. Вперед и назад

    Им поглажу я ладошку Соответственно

    Будто я сметаю крошки. Смена рук

    Я сожму его немножко Соответственно

    Как сжимает лапу кошка. Смена рук

    Каждым пальцем мяч прижму Соответственно

    И другой рукой начну. Смена рук

    А теперь последний трюк Перебрасывание мяча из руки в руку

    Дети вдыхают глубоко через нос, выдыхают, медленно произнося звуки «СА» и «СУ». Ударным является звук «У» и «А» в конце выдоха.

    Очищение дыхательных путей.

    Дети делают глубокий вдох через нос, выдыхая, стучат кулачками по груди и приговаривают: « Я, птица говорун, самый сильный и сообразительный.»

    Дети прикладывают указательные пальцы к крыльям носа. Делают вдох, на выдохе ритмично постукивают пальцами по крыльям носа.

    Водные процедуры.

    Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до плеча, грудь и шею сзади, а затем насухо растираются полотенцем.

    План-программа закаливания

    Закаливание в детском саду проводится по трем принципам: систематичность, постепенность, учет особенностей организма каждого ребенка.

    СТАРШАЯ ГРУППА

    Специальный этап закаливания (с учетом сезонных и температурных условий)

      пульсирующий микроклимат (разница в температуре от 6-8 градусов) пробежки по коридору

      полоскание горла кипяченой водой, соляным раствором (чередуя) 36-37 градусов

      точечный массаж, самомассаж

      дыхательная гимнастика

      гимнастика пробуждения

      разминка после дневного сна:

        • с предметами и без предметов;

          в равновесии;

          обыгрывание потешек и стишков;

          сюжетные или игровые;

          с простейшими тренажерами (гантельками);

          имитационного характера;

          на формирования свода стопы и осанки;

          на развитие координации движений;

          на развитие мелкой моторики

      прогулки в любую погоду

      проведение физкультурного занятия в облегченной одежде на улице

      дневной сон без маечек

      гигиенические процедуры (мытье шеи, рук до локтей, обтирание груди)

      сухое и влажное растирание тела (40-50 градусов) рукавичкой -/

      босохождение:

        • по ковру;

        • по соляным дорожкам;

          с использованием природного материала.

    Одежда детей при проведении физкультурных занятий:

    Летом

    Холодный период
    +6 - -6 град. C

    Зимой
    -7 - 15 град. C

    Трусы и майки,
    на ногах полукеды

    Спортивный костюм, майка, футболка с длинными
    рукавами, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке,
    простые носки, шерстяные носки, кеды

    Спортивный костюм, май-
    ка, рубашка фланелевая
    с длинными рукавами,
    колготы, шерстяная шапка
    на матерчатой подкладке,
    шерстяные носки, кеды,
    варежки; при ветре надевается куртка из непродуваемой ткани

    Закаливание летом

    Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:

    Рациональная одежда;

    Длительное пребывание на воздухе независимо от погоды

    Привычка к прохладной воде.

    Летом дневной сон осуществляется без маек, с легким одеялом. После дневного сна в детском саду проводятся следующие закаливающие процедуры: гимнастика после сна, умывание лица и рук холодной водой, полоскание горла и рта водой комнатной температуры, воздушные ванны. При провождении комплекса гимнастики после сна используются различные массажные коврики и дорожки, включая влажные полотенца.

    Закаливание в осенне-зимний период

    Основные формы закаливания в повседневной жизни детей в условиях осени и зимы сводятся к следующему:

    Создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

    В комнате, в присутствии детей, на время открывают форточки, и как только температура воздуха снизится на 2 – 3 (а позже на 4) градуса, закрывают их снова, - такой прием повторяют несколько раз. Способ этот применяют даже в яслях.

    Рациональная одежда;

    В помещении с температурой воздуха 18 - 20° дети должны носить одежду, состоящую не более, как из двух - трех слоев: хлопчатобумажное, платье из полушерстяной или толстой хлопчатобумажной ткани, колготы, для старших дошкольников гольфы, на ногах туфли.

    Длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

    Утренний прием детей на воздухе. Опыт работы показывает, что при умелом подходе воспитателя и правильном подборе материала для игр и занятий, дети охотно остаются на воздухе и не мерзнут даже в морозную погоду.

    Прогулка до обеда 1,5 – 2 часа.

    Послеобеденный сон с доступом свежего воздухе.

    Прогулка во вторую половину дня.

    Привычка к прохладной воде.

    В зимних условиях правило «не больше одной сильнодействующей процедуры в день» имеет большее значение, чем летом и должно строго соблюдаться.

    В зимний период детские одеяла должны быть достаточно теплыми, чтобы под ними температура достигала +39˚С. В присутствии детей не должно быть никаких сквозняков. Как только дети выходят на прогулку или в спортивный зал, помощник воспитателя проводит сквозное проветривание. За несколько минут до возвращения детей, окна закрываются