• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур.

    Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца.

    Многочисленные ученики А.А.Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, — «Служение и защита Родине — России».

    Книги (12)

    Уникальное по своей полноте изложение научных основ "Системы выживания человека" как многофункциональной, полидисциплинарной системы.

    Раздел рукопашного боя изложен с подробными иллюстрациями и техническими примерами, демонстрирующими основы и принципы системы.

    Комментарии читателей

    вова / 8.01.2018 не знаю почему, но почему-то заинтересовал автор. Спасибо

    alesha / 14.06.2017 Это-гениально.Спасибо Кадочникову.

    Валерий / 17.09.2016 Леший, если Вы ещё бываете здесь (на сайте), откликнитесь, пожалуйста, в личку на [email protected]
    Я тоже на протезе и очень хотелось бы поподробнее узнать о Вашем опыте освоения СК.
    Если прочтёте эти строки, прошу ещё раз: откликнитесь на мой e-mail для установления контакта.

    Евгений / 21.07.2016 Я знаю одно изучал бокс не получалось изусил по Харлампиеву основатель бокса в России там все просто и на улице в драках стал выигрывать.Биомеханика Кадочникова описана в самбо Харлампиева родоначальника в простоте.Это очень рабочая система доказавшая себя в СССР и Емельяненко доказательство этому о чем спор не понятно.

    гость / 26.02.2016 Проблема всех этих систем в том,что они хороши лишь для спортзала.они все спортивные поэтому масса запрещённых ударов.в драке противников надо вырубить максимально быстро и чтоб они несмогли подняться.в спортзалах этому не научат-вырабатывается рефлекс""нельзя бить по яйцам" и так далее

    Гость / 17.02.2016 Соглашусь с одним из ранних комментаторов. Действительно, Кадочников заменил шизотерические термины "хара" "ци", "ки" и прочую лабуду терминами физическими. Научными то есть. За что Кадочникову честь и хвала. Но в практическом аспекте ни система Уэсибы (айкидо), ни Кадочникова, ни других создателей "мягких" стилей не выдерживают ни одной критики. Точнее ни одной проверки боем. Айкидошники неоднократно с терпели поражения, зачастую позорные. Как на этом видео: https://youtu.be/GJseId1GRyE. Вероятно, в этом и кроется категоричный отказ представителей СК выйти побиться с представителями других боевых направлений.

    Друг / 12.02.2016 Спасибо)

    Гость / 19.01.2016 то что объясняет кадочников не ново это объясняют и в восточных единоборствах и учат этой механике ч и в айкидо и в дзюдо. он объяснил это сухим языком физики и потерял душу этой механики.по его системе можно только научиться понимать и быстро запоминать приёмы накладывая их из других единоборств.мне кажется других целей автор не приследовал

    Костян1 / 10.01.2016 Система работает только на уровне реальных стимулов, а не пустой болтовни...

    Сергей / 20.10.2015 Совсем забыл. Ситема Кадочникова, по его собственным словам, берет свое начало от традиции Ознобишина - Спиридонова. Но от их методик СК бесконечно далека. Я бы сказал, что это искажение их стилей. Доведение их до полного идиотизма. Но в начале 90-х вышли несколько фильмов под названием "Боевое самбо. Победить может каждый". Приемы показывают некто Байбородов и Никулин (но не Юрий). Предлагаемые ими техники гораздо ближе к тому, что использовали Спиридонов, частично Ознобишин и другие забытые мастера 20-30 годов. В фильмах также очень много бесполезной кадочниковщины, не без этого. Однако и достаточно дельного, что можно взять на вооружение. Пожалуй это единственный полезный материал с пометкой Русский стиль, который мне когда либо приходилось видеть.

    Сергей / 20.10.2015 Евгению. Если бы только на ринге и в клетке. Этих чудо - бойцов нет и на улице. Ибо любой, хоть раз подравшийся, на своем горьком опыте убедиться в абсолютной бестолковости СК. Я один из таких, есть опыт. Даже против алкашни не прокатывала вся эта мура, что тогда говорить о схватке с подготовленным противником! Единственное, в чем действительно преуспели "сектанты", это в боксе по переписке. Здесь им и правда равных немного найдется. Сами можете убедиться, почтя даже здешние опусы СКашников. Особенно посты фэйковых спецназовцев, ГРУшников и КГБэшников с ФСБэшниками радуют. Им бы фантастические романы писать))) Так что рингом типичного кадочниковца является интернет, оружием же служат мышь и клавиатура.

    Злой / 19.10.2015 Вот скептикам которые не верят в систему Кадочникова, почитайте довольно интересно http://www.vrazvedka.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=5168&hilit=%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

    евгений / 30.09.2015 Ребята! Что тут спорить нет этих чудо бойцов ни на ринге ни в клетке! Живут в своём мире играют в поддавки сами с собой создали собственную мифологию и сами в неё поверили! Какие законы физики и прочий бред? Перед тобой сильный противник быстро и точно бьющий и умеющий бросать через себя? Пока будешь ловить его конечности и делать заплетушки он просто сломается челюсть или шмякнет на пол...такова проза жизни! Как они ставят скорость или восприятие или умение двигаться и тд...непонятно! Одна показуха и поддавки! Пора свои мозги включать и не смотреть в рот бизнесменам от якобы боевых систем!

    Владимир / 30.09.2015 Я не знаком профессионально ни с какой восточной системой,ни с отечественными.Всегда мечтал освоить самбо,но неполучилось.В школе занимался конкуром, прыжками с трамплина,футболом,влаванием.С 5 класса решил стать офицером-подводником....и стал им в 1987г.командиром РПК СР.Понимаю,что рукопашный бой для подводника-это,просто,абсолютная блажь.Но никто не мешает вести секции во время обучения.Надеюсь,что в отделе образования МОдодумаются до такого"оригиналь ного"решения. С СК познакомился недавно.Прочитал,про- смотрел все,что можно и просто почувствовал,что это то,что нужно моим детям,внукам.Чтобы знали с малых лет,что добро должно ВСЕГДА побеждать зло,чтобы могли ВСЕГДА придти на помощь слабому,постоять за себя и наказать несущего зло.Посмотрел я сравнительные бои в Крыму.Александр все верно пишет о 12 поединках.Хочу, чтобы мои дети внуки через всю свою жизнь пронесли в себе веру в то,что ДОБРО ВСЕГДА победит зло.

    Леший / 19.09.2015 Спасибо Кадочникову.После ранения и потери ноги,что бы не спиться и не уйти в депресняк,стал досконально изучать систему.Когда более или менее изучил механику,начал ходить с протезом как с родной ногой.Внешне не заметно.Свой дефект я использую как эффективное оружие.Подработал себя под методику.Поверьте,проверено не РАЗ!!!Работает методика.

    Если вы хотите с полного нуля быстро овладеть боевыми алгоритмами эффективной самообороны, то Система Кадочникова - лучший выбор для Вас. Однако, прежде чем начать на практике овладевать боевыми навыками эффективной самообороны, в основе которой - методики «умного и хитрого» воздействия на противника, а не грубая физическая сила, вам необходимо хорошо усвоить некоторые вещи. В первую очередь понять, что реальная эффективная самооборона в корне отличается от спортивных единоборств и боевых искусств.

    Вы знаете, что Система Кадочникова в корне отличается от всех существующих боевых искусств и единоборств, проста и доступна в освоении. В этой статье мы покажем вам семь основных принципиальных отличий Системы Кадочникова от любых видов спортивных единоборств.

    Зная эти семь главных отличий вы без труда сможете определить, какая программа обучения подходит именно для вас и будете знать, какой результат вы получите после обучения.

    ПЕРВОЕ и очень важное отличие касается психической подготовки. Система Кадочникова готовит вашу психику к эффективной работе в экстремальных ситуациях, когда жизни и здоровью угрожает опасность.

    Любое спортивное единоборство готовит человека к участию в соревнованиях, где жизни и здоровью не угрожает опасность. За это отвечают судьи, врачи, тренер спортсмена, в зале, где проводятся соревнования присутствуют зрители и болельщики.

    Естественно, уровень нервно-психического напряжения в таких условиях совсем не тот, когда, например, вам нужно бороться за свою жизнь и здоровье на плохо освещенной безлюдной улице, да еще и против нескольких, а не одного, нападающих, каждый из которых может быть вооружен палкой, ножом или кастетом.

    Самым наглядным индикатором этих отличий является пульс. У подготовленного спортсмена в условиях соревнований пульс редко выходит за границы 140-145 ударов в минуту.

    В условиях экстремальной ситуации у любого человека, не прошедшего специальную подготовку, пульс моментально подскакивает до 180, а то и до 200 ударов в минуту. И спортмен, который уверенно действует в условиях соревнований, также беспомощен и подвержен страху в условиях, когда жизни и здоровью угрожает реальная опасность.

    Когда рядом нет судей, тренера и ему нужно бороться не за победу с соперником, приблизительно одного с ним веса и уровня обученности, а за свою жизнь или здоровье с теми, кто скорее всего будет превосходить его по весу и численности, не по правилам, которые он хорошо знает, а по закону джунглей, где лучшими приемами считаются самые коварные и жестокие.

    Как же реагирует наш мозг и тело, когда человек оказывается лицом к лицу с реальной опасностью?

    Наш мозг, встретившись с угрозой для жизни, резко сокращает масштаб и объем информации, которую нам надо обработать. Вот почему большинство из нас, оказавшись в стрессовой ситуации слишком возбуждаются.

    Перейдя определенную черту, наш организм перекрывает слишком много каналов поступления информации, и мы становимся беспомощными. Когда пульс переходит границу в 145 ударов в минуту - начинаются реальные проблемы управления своим телом.

    Сложные двигательные способности нарушаются. Надо сказать, что диапазон, в котором мы можем эффективно работать, колеблется в пределах 115-145 ударов в минуту. Причем его верхняя граница - 140-145 ударов в минуту, оптимальна для очень тренированных людей. Для обычных людей оптимальный рабочий диапазон 120-130 ударов в минуту.

    Но мы помним, что в стрессовой экстремальной ситуации наш пульс мгновенно подскакивает до 180 ударов в минуту и даже выше. Что происходит с нашим телом при этих показателях?

    При 175 ударах в минуту полностью прекращается обработка информации… Передняя часть мозга блокируется, а средний мозг - та его часть, которая идентична мозгу животного (а он есть у всех млекопитающих) - активизируется и берет на себя функции переднего мозга. Визуальное восприятие сужается до минимума. В этом состоянии у людей часто опорожняется кишечник, потому что при таком экстремальном уровне опасности наш организм считает такого рода физиологический контроль не существенным для целей выживания.

    В этом состоянии он сосредоточен на другом: кровь отливает от наружной мускулатуры и приливает к внутренней. Наш организм эволюционно предрасположен к этому на генетическом уровне, с целью превратить мышцы в подобие брони и сократить кровотечение в случае ранения. Но это делает нас практически неподвижными и беспомощными.

    В США, например, людям советуют тренироваться в наборе 911, потому что известно очень много случаев, когда люди в экстремальных ситуациях хватались за телефон, но не могли выполнить это простейшее действие - набрать 3 цифры.

    Полагаю, вы уже поняли, к каким ситуациям нужно себя готовить. Думать, что навыки, приобретенные в спортивном клубе можно с легкостью перенести на реальную экстремальную ситуацию по меньшей мере глупо, а по большому счету преступно, и в первую очередь по отношению к себе.

    Объем данной статьи не предусматривает описание реальных жизненных историй, в которых люди даже с феноменальной спортивной подготовкой оказывались абсолютно беспомощными в реальной ситуации, когда их жизни или здоровью угрожала опасность.

    Таких историй сотни, и при желании вы сами сможете их найти. Это и история знаменитого борца Ивана Поддубного, ставшего жертвой уличного ограбления, и история одного из основателей современного карате Масутацы Оямы, которого избили чернокожие бандиты в США (он сам ее и описал в своей автобиографии) и масса других аналогичных случаев. Возможно, у вас или ваших знакомых даже есть своя история на эу тему.

    ВТОРОЕ важное отличие - это правила.

    Какими бы жесткими не быди правила соревнований, они есть даже в таких видах, которые называются «бои без правил». Даже там нельзя выдавливать глаза, ломать суставы или бить в пах. Но ведь именно такие действия старается провести в первую очередь каждый человек, оказавшись в реальной рукопашной схватке.

    В спорте нужна зрелищность и эффектность, в реальном бою - эффективность. Значит, цели разные. А раз разные цели, то и обучение совсем другое. Ведь на улице или поле боя исход схватки будет определять не судья в щегольской бабочке и белой рубашке, а сама жизнь рассудит, кто лучше подготовлен и обучен.

    И здесь мы сталкиваемся с ТРЕТЬИМ важным отличием - содержанием и методикой обучения.

    Мы помним, что в ЛЮБОМ спортивном единоборстве есть правила. Следовательно, именно эти правила и определяют, чему и как нужно обучать спортмена. В боксе - ударам, защитам от ударов, маневру, тактике боя. В борьбе - броскам и сваливаниям стоя, борьбе в партере, тактике и т. д.

    Плюс ко всему нужен хороший уровень функциональной и специальной физической подготовки, без которых невозможно выполнить многие сложнокоординационные действия или выстоять пять раундов на ринге, например.

    Поэтому в каждом виде спорта ОБЯЗАТЕЛЬНО есть программа многолетней подготовки, в которой все обучение и ТРЕНИРОВКА разделены на основные этапы. Начинают обучение с группы начальной подготовки, затем тех, кто справляется, переводят в учебно-тренировочные группы; затем наиболее способных переводят в группы спортивного совершенствования и лишь после этого самые одаренные переходят в группы высшего спортивного мастерства.

    Овладеть техникой и тактикой любого спортивного единоборства невозможно за три или даже за шесть месяцев. Рассчитывать нужно на годы занятий. Причем обучение строится по принципу пирамиды. В основании - максимальное количество приемов и их комбинаций, которое должен изучить спортсмен. Вверху - оптимальный набор технико-тактических комбинаций, подходящий кждому конкретному спортсмену. То есть учим как можно больше на начальных этапах, но используем только 20% из этого на этапе высшего спортивного мастерства.

    В Системе Кадочникова, даже если бы мы захотели пойти таким путем, мы бы все равно не смогли этого сделать. В спорте, благодаря ограничениям в виде правил, мы можем составить модель всех возможных технических действий и на основании этой модели готовить спортсмена.

    В реальной жизни это невозможно, так как противник может быть один, их может быть несколько, они могут быть вооружены и т. д. - вот почему мы не можем позволить себе формирование стереотипов в виде приемов и их комбинаций. У нас есть только один выход - научить свое тело двигаться таким образом, чтобы мгновенно реагировать и работать в любой ситуации с одним или несколькими противниками, против любых видов холодного оружия. И сделать это не за годы обучения и тренировки, а в максимально сжатые сроки.

    ЧЕТВЕРТОЕ отличие - объем и интенсивность физической нагрузки.

    В спорте задача - вывести спортсмена на пик физической формы к главному соревнованию года. Поэтому весь цикл тренировок в течение года разбит на определенные этапы - макро- и микроциклы, сочетающие периоды больших нагрузок, восстановление после них и следующие периоды нагрузок.

    Для достижения этой цели используются как педагогические, так и фармакологические средства и методы. Все это делается для достижения главной цели - победы на основном турнире года. Но к экстремальной ситуации нужно быть готовым всегда, в любое время дня и ночи.

    Такие экстренные ситуации невозможно расписать в календаре соревнований или попросить гопника: «Подожди 5-7 минут, мне нужно разогреть мышцы и сделать разминку». Поэтому обучение в Системе Кадочникова организовано так, чтобы любой человек: мужчина или женщина, слабый или больной, в отличной физической форме или с одышкой после подъема на пятый этаж мог работать в экстремальной ситуации, если придется бороться с жизнь и здоровье себя самого или своих родных и близких. А это достигается тем, что мы в работе используем только 25% своей силы. Вот мы и подошли к ПЯТОМУ отличию Системы Кадочникова от спортивных единоборств.

    Использовать не 100%, а 25% своей силы, чтобы эффективно работать в любом состоянии столько времени, сколько необходимо. Как работает это отличие очень хорошо показывает схема, приведенная ниже:

    ШЕСТОЕ отличие больше связано с процессами мышления, чем с двигательной деятельностью.

    Несмотря на то, что в спортивных единоборствах тактика имеет очень важное значение, и ее применение даже шире, чем просто тактика спортивного поединка (рассматривают и тактику соревновательной подготовки в целом), а в фехтовании, например, даже есть такое понятие как стратегическая доктрина фехтовальщика Ч она ограничена.

    Наверное, вы уже догадались, чем она ограничена? Правильно. Она ограничена правилами соревнований. В нашей Системе мы не можем позволить себе даже малейших ограничений ни в тактике, ни в стратегии. Потому что вся подготовка подчинена одной цели - выжить и выполнить задачу. Для вас, например, задачей может стать дать отпор хулигану, максимально снизить фактор травматизма при этом, избежав травм и повреждений.

    Для этого мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы в данный момент, принцип триединства сил (физических, духовных, интеллектуальных), межпредметную связь. У нас нет стереотипов (любых ограничений) и не должно их быть.

    Ну и наконец нельзя не сказать о СЕДЬМОМ важном отличии - работе в разных средах.

    Подготовка человека к работе в одной среде, в одинаковых условиях, не позволит ему работать в ситуации, где условия окажутся менее комфортными. Падение тела на мягкий ковер совсем не то же самое, что падение на асфальтм или на лестницу в обычном подъезде. Умея работать с лестницей, подготовив свое тело сглаживать ее жесткие грани, с мягким полом вы как-нибудь совладаете, а вот наоборот - вряд ли.

    Мы рассмотрели семь основных отличий Системы Кадочникова от спортивных единоборств в рамках этой статьи. Отличий конечно больше.

    Data-medium-file="https://i1.wp..jpg?fit=300%2C178&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpg?fit=550%2C327&ssl=1" class="aligncenter size-full wp-image-18921" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg" alt="" width="550" height="327" srcset="https://i1.wp..jpg?w=550&ssl=1 550w, https://i1.wp..jpg?resize=300%2C178&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 550px) 100vw, 550px">

    Земную жизнь пройдя до половины,
    Я очутился в сумрачном лесу,
    Утратив правый путь во тьме долины

    Данте Алигьери

    Опять же довольно интересное упоминание про отработку «маятника» в Краснодарской школе Кадочникова — в статье

    По методике краснодарской школы Кадочникова для подготовки тела к его овладению надо повторить определенное упражнение 150 тысяч раз. И если прерваться хоть на день, придется все начинать сначала-“спидометр сбрасывается до нуля”. Автоматическое же применение “маятника” начинается лишь после накатки 300 тысяч упражнений!

    Насколько помню в «Системе Кадочникова» — "маятник и не рассматривался вообще никак. (Уж наверное если бы Алексею Алексеевичу Кадочникову и было знакомо такое упражнение, особенно которое нужно выполнять 150 — 300 тысяч раз, а при малейшей ошибке «спидометры бы сбрасывались до нуля» мы бы, как говорится — давно бы о нем знали.) И как и предполагалось «маятник Кадочникова» — в сети так же найти не удалось, нет вообще никаких упоминаний, а тем более видео, что собственно и не удивительно, этого вида «маятника» по всей видимости и не существуете в природе — просто в статье была наверное такая бравада: "Конечно знаем про маятник — и делаем, и получается все как у Таманцева, только секретно очень и тренироваться много надо — это не для всех, и вообще не у каждого получится.

    Единственное что удалось найти вот такое видео, про «маятник Лаврова» — о который подробно рассматривал в предыдущей статье под названием

    Как раз кстати Александр Лавров очень подробно и рассказывает про свой «маятник» и показывает как выполнять. Причем надо отдать должное совершенно ничего не скрывая и показывая по нескольку раз разнообразные нюансы и способы практического применения.

    И на самом деле, это и есть тот самый «маятник» Таманцева из книги Владимира Богомолова «Момент истины» — о котором и упоминалось в статье

    Но не знаю, поинтересовался «маятником» лишь постольку-поскольку, тем более разобравшись что он из себя представляет, даже и в исполнении такого авторитетного специалиста в боевых искусствах как Александр Лавров, никогда бы не воспринял такую технику сколько нибудь всерьез. А уж тем более и не стал бы отрабатывать 150 000 раз — что там может такого появиться удивительного, от повторения 150 тысяч раз ухода в сторону шагом, очевидно что ничего.(И на самом деле все эти лишь только доказывают, что в боевых искусствах чудес не бывает. И значительно более рационально выбрать для изучения самый что ни на есть или и пользы будет для познания боевых искусств, в разы больше. Да и техники «маятника», в том виде в котором представляет его Александр Лавров, в боксе являются на порядок более разработанными.)

    А такие приемы конечно же но только с детьми до 10, максимум до 14 лет — и их можно практиковать, но конечно очень осторожно — в игровой форме, для развития у ребенка чувства дистанции, навыков ведения «игрового боя», чувства тела и тому подобного.

    P.S. (от 01.01.2018)И в конце концов попалось таки «очень редкое видео» по насколько понял «маятнику Кадочникова» — по стрельбе и рукопашному бою. Понятно что стрельба должна бы основываться на этом самом «маятниковом движении» которое и должно отрабатываться эти самые «сотни и сотни тысяч раз». И вроде показывает один из лучших учеников Алексея Кадочникова легендарный Сергей Виноградов — но тоже совершенно никаких упоминаний о «маятнике Кадочникова», что-то обнаружить так и не удалось. Показал способы стрельбы из пистолета — с места, в движении и с такими своеобразными перекатами. (Стрельбой не увлекаюсь, но и мне очевидно слишком рискованно такие использовать — застрелят. Наверное для фильмов и подойдет — а в реальности на такие бы эксперименты и не рискнул бы.)

    Виноградов С.С. — Система Кадочникова — очень редкое видео — Cтрельба + рукопашка








    кл слова: Кадочников, рукопашный бой, русский стиль, книга8, САРБСК

    Алексей Алексеевич Кадочников, Михаил Борисович Ингерлейб

    Специальный армейский рукопашный бой (Система А. Кадочникова)
    Часть I

    Введение

    1 Основные понятия
    1.1. Сущность и классификация
    1.1.1. Определения
    1.1.2. Классификации признаки

    ________________________________________ _____________

    Введение

    Мир состоит из времени и пространства. В пространстве возникают все физические явления и жизнь проявляется комплексным. функционированием всех своих организмов в определенных условиях, обусловленных силами духовными, физическими, интеллектуальными.
    А раз человек есть психо-био-механическая система, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры в соответствующей фазе развития биологической, генетической и социальной, то он в жизни проявляется как феномен, миф, теоретик, философ, практик, творец, профессионал со своими искусством, религией, психологией, педагогикой.
    В данной книге рассматриваются научные основы и технические примеры системы выживания человека, которая стала известна широкому читателю под названием «система Кадочникова». В среде профессионалов за рукопашным боем описываемого стиля прочно закрепилось название «русский стиль рукопашного боя», и это уже само по себе является высочайшей объективной оценкой.
    Данная система — не просто система рукопашного боя. В составе системы выживания человека рукопашный бой составляет всего лишь один из ее функциональных элементов, выступает как раздел личной техники безопасности. С другой стороны, в рамках данной системы рукопашный бой представляет собой наиболее яркую и образную модель всех экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни человека и угрожать целям его выживания.
    Современная цивилизация наряду с целым рядом экономических, технических и иных достижений для блага человека и общества породила также и неблагоприятные явления, оказывающие вредные воздействия на жизнь человека. К этим явлениям относятся различные травмы, в результате которых резко снизился процентный состав здоровых людей, изменение экологической и социальной обстановки в нашей стране. Система выживания человека рассматривает возможность сохранения жизнедеятельности с учетом всех неблагоприятных факторов.
    Обратите внимание на следующие цифры, показывающие, сколько человек погибает в год в России вследствие чрезвычайных ситуаций:
    - в походах и экспедициях — 250-300;
    - при землетрясениях, наводнениях — 500-800;
    - в техногенных катастрофах — 1000-1500;
    - на воде — 9 000-12 000;
    - в авариях на транспорте — 40 000-45 000;
    - в криминальных происшествиях — 30 000-32 000;
    - в результате самоубийств — 55 000-65 000 (!);
    - при прочих обстоятельствах — 3 000-6 000.
    Итого, ежегодно в России в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций погибают около 140-150 тысяч.
    Число раненых можно оценивать как 1:10, то есть на порядок выше. Прибавим к этому инфаркты и инсульты (статистические данные по ним не поддаются реальной оценке), которые можно считать прямым следствием социальных экстремальных ситуаций. Цифра поражает воображение!
    Не вдаваясь в статистику других стран, можно смело констатировать: в этой области мы тоже прочно «впереди планеты всей» и около 1 % населения уходит из жизни в результате гибели в чрезвычайных ситуациях. Если же сравнить эту цифру с «результатом» афганской войны — примерно 2 % погибших от всего контингента, прошедшего через боевые действия, — то итог получится совершенно потрясающий: наша повседневная жизнь по сравнению с боевыми действиями менее опасна «всего» в 2 раза! И на этом фоне наше общество, наверное, наиболее пренебрежительно относится к проблеме обучения действиям в чрезвычайных ситуациях!
    Следует учесть, что реальные экстремальные условия зачастую представляют собой синтез нескольких сред. Какая из них будет определяющей — вопрос непредсказуемый! Подготовить же человека ко всем прогнозируемым условиям сразу абсолютно нереально. Поэтому, начиная подготовку человека к активному действию, невозможно и даже преступно определять сферу занятий человека, соответственно среду и разрабатывать специальное, узкоспецифическое снаряжение. Готовить надо к существованию во всех средах, изучать и выделять принципы выживания, единые для всех сред.
    Главным постулатом выживания, то есть живучести, есть обязанность, возможность и необходимость сохранения здоровья, сил, жизни для решения более значимых задач.
    Сегодня никто из нас не застрахован от катастроф, происшествий, физического или психологического нападения в общественном месте, транспорте и даже дома, когда здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой.

    Ежедневно из средств массовой информации мы узнаем об убийствах, грабежах, кражах, насилии, различных происшествиях. Жертвами преступлений становятся не только «сильные мира сего», но все чаще и чаще рядовые граждане. В подобных ситуациях каждый должен использовать любой шанс, чтобы выжить.
    Чтобы предупредить опасность или хотя бы свести к минимуму ее возможные последствия, в настоящее время, пожалуй, как никогда раньше, важно знать и уметь применять эффективные средства самозащиты. Стержнем этих средств становится система самозащиты от экологических и техногенных катастроф, экономического хаоса в стране, психологических расстройств, болезней и травм и т. д.
    Система помогает развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте.
    Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, а при возникновении таковых — учит умению управлять внешними силами и использовать их в собственных целях.
    По своей сути она является логическим продолжением системы подготовки российских воинов, позволявшей успешно преодолевать экстремальные ситуации военного времени.
    16 февраля 2001 г. Правительством Российской Федерации утверждена «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 г.». Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
    Описываемая в книге система направлена на реализацию данных государственных актов и действует в соответствии с «Концепцией государственной безопасности РФ», постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Распространение и дальнейшее развитие системы опирается на поддержку Правительства РФ.
    Основываясь на целостном восприятии мира и человека как частицы этого мира, знаниях законов биомеханики, анатомии, физиологии, психологии, «Система выживания человека» позволяет добиваться в каждой двигательной задаче максимального результата при минимальных затратах энергии, что отвечает чаяниям среднестатистического россиянина.
    Часть I. Наука рукопашного боя

    1 Основные понятия

    Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски.
    Иван Ильин

    1.1. Сущность и классификация

    Задумаемся над тем, что же в современном мире представляет собой, что значит «... русский бой удалый, наш рукопашный бой». Кое-кто считает рукопашный бой видом спорта; немало тех, кто полагает, что это не что иное как увлечение, забава, просто хобби. Лишь немногие приверженцы рукопашного боя уверены в том, что он является одной из ветвей боевого искусства. Именно искусства! Ведь как бы то ни было, основой рукопашного боя является искусство владения собственным телом, искусство не менее благородное, чем искусство балета, художественной и спортивной гимнастики и акробатики...
    В повседневной жизни каждому из нас, к счастью, не так часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья, будь то на улице или дома. А если такое случается, обычно думают, что главную роль в обеспечении личной безопасности играют так называемые технические средства, например, газовый пистолет или газовый баллончик, различные электрошоковые устройства. При этом мало кто задумывается об умении защитить себя, будучи безоружным, только за счет умения владеть собственным телом. В формирование этого ошибочного мнения вносит свою лепту и кинематограф и средства массовой информации, нещадно эксплуатирующие малопривлекательный образ носителей этого искусства.
    Причины этого лежат достаточно глубоко, но складывается впечатление, что комплекс перечисленных факторов является одной из основных причин упрощенного взгляда нашего современника на рукопашный бой. Он делает это, скорее всего, неосознанно, в соответствии с субъективными представлениями о месте рукопашного боя в своей обыденной жизни. В конечном счете, сказанное, хотим мы этого или не хотим, порождает искаженное представление о рукопашном бое.
    В действительности рукопашный бой объективно является элементом вооруженной борьбы, еще точнее — разновидностью ближнего боя. Необходимость в рукопашной схватке возникает в реальной обстановке боя, например, в случае отказа (неисправности) оружия или при «работе» на дистанциях, неприемлемых для огневого контакта.
    Должно быть достаточно очевидно, что коль скоро в ходе ближнего боя может возникнуть необходимость в рукопашной схватке, это, естественно, обусловливает необходимость специальной профессионально-психологической подготовки воина. Однако было бы неверным думать, что комплекс проблем, связанных с изучением и постижением рукопашного боя, является непосредственной принадлежностью только воинского труда.
    Поэтому, когда заходит разговор о рукопашном бое, сразу возникает целый ряд вопросов, требующих профессиональных и совершенно однозначных ответов: «Что такое рукопашный бой? В каких условиях обстановки он необходим, а при каких обстоятельствах — неизбежен? На каких дистанциях ведется? Каково психическое состояние человека в таком бою? Какие требования следует предъявлять к психологической подготовке воина?».
    Ответы на поставленные вопросы читатель найдет в этой книге.
    1.1.1. Определения

    С древних времен до появления огнестрельного оружия бой как вооруженное столкновение воюющих сторон представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.).
    Словарь В. Даля так трактует понятие рукопашного боя: «Рукопашь, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой — драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками».
    В Толковом словаре С. И. Ожегова издания 1955 года читаем: «Рукопашный бой — бой (схватка), производимый холодным оружием, штыками и прикладами».
    Рукопашную схватку с применением штыка как холодного оружия и ружейного приклада называют штыковым боем. Штыковой бой начал развиваться во Франции в качестве одного из видов фехтования после изобретения штыка в 1676 году, а в войнах XVII-XIX веков считался главным видом ближнего боя.
    Особенно большое значение штыковому бою придавал генералиссимус А. В. Суворов (1730-1800), при котором штыковая атака достигла верха совершенства. Штыковой бой развивался, как правило, на ограниченных участках местности, был непродолжительным, жестоким и кровопролитным.
    С изобретением огнестрельного оружия появилась возможность нанесения урона противнику еще до начала рукопашной схватки, притом со значительного расстояния. Бой начинался с поражения противника огнем, затем следовали сближение и завершающая стадия боя — рукопашная схватка.
    Сравнивая два вида оружия пехотного солдата, Суворов подчеркивал все преимущества штыка: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко... Пуля — дура, а штык молодец!»
    Такой взгляд основывался на реальной оценке оружия того времени, поскольку дальность, скорострельность и меткость стрельбы из гладкоствольного ружья были незначительны. Однако Суворов уже тогда не исключал применения в рукопашном бою «огневого контакта» при непосредственном соприкосновении с противником: «Береги пулю в дуле! Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему — штыком карачун».
    С появлением автоматического оружия штыковой бой утратил свое прежнее значение. В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и других экстремальных ситуациях.
    Советская военная энциклопедия (том 1) дает такое определение: «Рукопашный бой — ближний бой, в котором противоборствующие стороны поражают друг друга, как правило, холодным оружием; применяется также огонь из ручного стрелкового оружия».
    Но наиболее полное и точное определение, по нашему мнению, дано в Боевом уставе Сухопутных войск: «Рукопашный бой есть разновидность ближнего боя с применением противоборствующими сторонами приемов единоборств различными видами оружия, предметами снаряжения, подручными средствами, а также без них на дистанциях непосредственного соприкосновения с задачей поражения друг друга».

    1.1.2. Классификации признаки

    Рукопашный бой различают по составу участников, технической оснащенности, дистанции, разновидности действий и т. д. Одним из основных параметров рукопашного боя является дистанция. Рукопашная схватка начинается с дистанций, на которых гарантировано поражение противника оружием и любым из подручных средств. Дистанция выбирается в зависимости от тактики боя и технической оснащенности.
    Известный специалист в области боевых единоборств 1920-30 годов Н. Н. Ознобишин выделял шесть дистанций рукопашного боя:
    - на 4-6 шагов, в сфере действия пистолета, а также метания ножа, камня и др.;
    - на 3-4 шага, в сфере действия большой саперной лопаты, трости или цепи;
    - на 2-3 шага, в сфере действия ударов ступнями ног;
    - на 1-2 шага, в сфере действия ударов кулаками и пальцами;
    - на 1 шаг или вплотную без обхвата, в сфере ударов локтями, коленями, головой;
    - вплотную с обхватом (это уже борьба, имеющая в основном силовой характер).
    Сейчас эти дистанции рассматриваются в очень похожей формулировке, но формулируют их различие на основе эргономических знаний, которые дальше будут подробно объяснены.
    В рукопашном бою принято различать ударные, контрударные и защитные и комбинированные действия. Это помогает разъяснить часто возникающую путаницу между понятиями «самооборона» и «рукопашный бой». Зачастую даже профессионалы не находят между ними принципиальной разницы. Однако рукопашный бой включает в себя не только способы защиты, но и приемы нападения. При этом защита может быть средством поражения, а нападение — средством защиты или ее логическим продолжением.
    Как правило, рукопашный бой длится не более 1-1,5 минуты и начинается в стойке (когда противники сближаются), а заканчивается обычно на земле, если один из противников не был до этого действительно и гарантированно поражен.