• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Занятие на тему «Рыбы» в старшей группе

    Задачи:

      формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

      формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

      активизация и обогащение словарного запаса детей.

      вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

      воспитывать интерес к природе.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

    2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

    3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
    4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
    5. Рисование Рыбки в аквариуме».
    б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

    7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

    Игра «Рыбка плавает в водице»

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

    Ответы детей.

    Физминутка: «Путешествие по дну моря»

    Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

    Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Дети: Это рыбы.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

    Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

    Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

    Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

    Дети: Скользкая.

    Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

    Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

    Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

    (Высказывания детей.)

    Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

    Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

    Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

    Рассматривание модели «Рыба»

    Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

    Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

    Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

    Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

    Рассматривание модели.

    Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

    Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

    Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

    Игра «Мы – рыбки».

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

    Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

    РИСОВАНИЕ

    «Что бы ты попросил у золотой рыбки»

    Программное содержание:
    Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя». Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение.

    Оборудование:
    Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, тонированные голубым цветом. Палитра с разноцветной гуашью. Оборудование для рисования.

    Предварительная работа:
    Наблюдение за рыбками в аквариуме. Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке».

    Ход занятия :
    Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Черное море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

    А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде:
    Я слова найду везде –
    И на небе, и в воде,
    На полу, на потолке,
    На носу и на руке.
    Вы не слышали такого?
    Не беда! Сыграем в слово!
    Дидактическое упражнение «Найди слова»

    Найдите слова на небе.
    (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.)
    Найдите слова в море.
    (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)

    В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.
    У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать.
    Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

    Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Если это рыбка – у нее улыбка.
    Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
    Если это рыба – у нее … (улыба).
    Если это рыбина – у нее … (улыбина).
    Если это рыбища – у нее … (улыбища).

    Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
    Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина

    В третий раз закинул он невод, -
    Пришёл невод с одною рыбкой.
    С непростою рыбкой, - золотою.
    Как взмолится золотая рыбка!
    Голосом молвит человечьим:
    "Отпусти ты, старче, меня в море,
    Дорогой за себя дам откуп:
    Откуплюсь чем только пожелаешь".
    Удивился старик, испугался:
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
    Отпустил он рыбку золотую
    И сказал ей ласковое слово:
    "Бог с тобою, золотая рыбка!
    Твоего мне откупа не надо;
    Ступай себе в синее море,
    Гуляй там себе на просторе".

    А сейчас поиграем. Выходите на ковер.

    Динамическая пауза "Море волнуется"
    Море волнуется раз,
    Море волнуется два,
    Море волнуется три,
    Как рыбки плывут, покажи!
    (Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны)

    Рыбки плавали, ныряли
    В голубой морской воде.
    То сойдутся-разойдутся,
    То зароются в песке.
    (Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).

    А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку.
    Рисование «Золотая рыбка»
    Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка?
    Что есть у рыбки?
    Показ выполнения работы.
    Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую.
    А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться.
    Показ выполнения работы.
    Выполнение работы детьми под фоновую музыку.
    Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.

    Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?

    Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка

    Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

    Задачи:

    Коррекционные:

    • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя); обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
    • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
    • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
    • развивать наблюдательность, мышление;
    • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
    • активизировать познавательную деятельность:

    Образовательные:

    • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
    • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
    • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
    • совершенствовать естественно-научные представления

    Воспитательные:

    • повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
    • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

    Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

    Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры), мяч;

    Раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

    Организация образовательной деятельности:

    I. Организационный момент

    Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

    Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

    II. Основная часть

    Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то?

    Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

    — Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? (дети перечисляют)

    Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

    (Видеовставка моря — слайд № 2)

    На Земле - четыре океана-

    Омывают континенты, страны.

    Суши меньше в нашем мире, чем воды,

    Под водой растут волшебные сады.

    Они дивных обитателей полны

    Разных формы, цвета и величины.

    — Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

    — А где же дома у рыб? (слайд № 4)

    Логопед: Волны и кораллы, и песок морской

    Для рыбешек разных милый дом родной!

    Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы - нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам - они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов с загадками № 5-12)

    Дети отгадывают название рыбы.

    Хвостом виляет,
    Зубастая, а не лает. (Щука.)

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно. (Сом)

    Колюч, да не ёж

    Кто же эта рыба? (Ёрш)

    Меня все и всегда узнают без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

    Ну а братец мой морской

    Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

    Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

    — А тех, которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

    На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

    Живу глубоко, плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    — А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

    Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16)

    — Как вы думаете, почему их так назвали?

    Отгадайте, о ком эта загадка:

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Эта рыбка… (золотая)

    Ярко – красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый меч он носит

    И зовется … (меченосец)

    Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

    — Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

    Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

    Загадка про рыбью чешую:

    Логопед: У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Помогите отгадать,

    Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя) (слайд № 18)

    — Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд № 19)

    — Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши — мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.

    — А без чего не могут жить все рыбы? (Без воды) — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

    Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

    Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
    Рыбка, рыбка, озорница,
    (Грозят пальчиком.)
    Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
    Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
    Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
    Рыбка хвостиком махнула, (Изображают хвостик)
    Рыбка быстро уплыла.
    (Снова «плывут».)

    Артикуляционные упражнения:

    1. «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

    2. «Рыбки разговаривают» - дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

    Открывает рыбка рот,

    Но не слышно, что поёт.

    3. «Щука» - показать зубы, оскалиться.

    Щука — хищная, зубастая,

    Для лещей, плотвы опасная.

    Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

    Исходное положение - стоя.

    Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

    Мимические упражнения:

    1.Испугаться при виде акулы.

    2.Обрадоваться золотой рыбке.

    3.Огорчиться уплывшей рыбке.

    Игры с мячом: «Семейка слов»

    Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

    1-й ребенок. Рыбка.

    Логопед: Как еще?

    2-й ребенок. Рыбешка.

    Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

    3-й ребенок. Рыболов.

    Логопед: А еще как?

    4-й ребенок. Рыбак.

    Логопед: Что делает рыбак?

    1-й ребенок. Рыбачит.

    Логопед. Куда ходит рыбак?

    2-й ребенок. На рыбалку.

    Логопед: Какой суп варят из рыбы?

    3-й ребенок. Рыбный.

    Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

    4-й ребенок. Рыбина.

    Логопед: Чей хвост у рыбы?

    5- ребёнок. Рыбий.

    Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

    А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

    — Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

    Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

    Логопед предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

    — Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

    Игра «Четвертый лишний» (слайды № 21-23)

    Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

    Игра «Нелепицы» : (Слайд № 24)

    — Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька) Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки .(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать. И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

    Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

    Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

    Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт в аквариуме).

    Логопед: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

    Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

    Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

    III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

    Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой.

    В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

    Где же мы были?

    Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

    Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

    Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

    Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

    Цели:

    Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

    Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организация занятия.

    Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

    Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

    Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

    Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

    Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

    Где живут рыбы?

    Почему им хорошо в водичке?

    Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

    Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

    2. Пальчиковая гимнастика.

    Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

    волнообразные движения, вращая в запястьях

    в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

    Рыбка золотая,

    Посмотрите на неё –

    Красивая какая.

    3. Работа с иллюстрациями.

    Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

    Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

    Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

    Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

    Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

    Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

    А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

    На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

    А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

    4. Беседа по содержанию стихотворения.

    Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

    Ночью темень, ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

    Где спят эти животные?

    Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

    Почему не видно следов рыбок на воде?

    5. Игра «Назови ласково».

    Рыба — …

    Икра — …

    Сом — …

    Река — …

    Лягушка — …

    Хвост — …

    Вода — …

    Улитка — …

    6. Анализ слова рыба.

    Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

    Какой звук вы слышите первым?

    Какой звук следует после р?

    Следующий звук? (звук б)

    И последний звук? (звук а)

    Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

    6. Игра «Поймай рыбку».

    Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

    Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

    1 ребенок. У меня две рыбки.

    2 ребенок. У меня одна рыбка.

    3 ребенок. У меня четыре рыбки.

    4 ребенок. У меня пять рыбок.

    5 ребенок. А у меня три рыбки.

    Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

    делают ими плавные движения,

    имитируют движения плавников.)

    Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

    Делают движения двумя ладонями.)

    Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

    взмахи ладонями.)

    По четыре раза в сутки

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

    8. Игра «Представь, что ты… »

    Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

    Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

    Изобразите жадную старуху.

    А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

    А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

    9. Индивидуальная работа за столами.

    Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

    10. Итог занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.

    Екатерина Дунда
    Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

    Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

    Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.

    Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».

    Планируемый результат:

    Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.

    Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.

    Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.

    Физическое развитие – легко выполняют основные движения

    Ход занятия:

    Звучит шум моря.

    Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?

    Дети: Да. Это море.

    Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?

    Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.

    Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?

    Дети: ….

    Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?

    Дети: у нее необычные чешуйки.

    Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.

    Эта рыба - хищник злой,

    Всех проглотит с головой.

    Зубы показав, зевнула

    И ушла на дно. (акула)

    Плавает прозрачный зонтик.

    «Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

    Лапки у нее и пузо.

    Как зовут ее? (Медуза)

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    Он в самом омуте живет,

    У него огромный рот,

    Вы слыхали о таком?

    Ну конечно, это (сом)

    Опасней всех она в воде,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    Притом - такая злюка!

    Конечно, это (щука)

    Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).

    Дети занимают столы с изображением моря или реки.

    Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.

    Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?

    Дети: с номером 1.

    Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.

    Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом

    Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)

    Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.

    Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)

    Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети

    Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?

    Дети: с номером 2

    Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.

    Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.

    Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.

    Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.

    Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.

    Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб) .

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны) .

    Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

    (имитация ныряния) .

    Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем) .

    Третья сказала:- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо) .

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи) .

    Пятая крикнула:- здесь крокодил

    (руками имитируют пасть крокодила) .

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают) .

    Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?

    Дети: номер 3

    Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!

    1 команда – осьминог

    2 команда – краб

    3 команда – рак

    4 команда – дельфин

    (Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).

    Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!

    Воспитатель: Так, что же это?

    Дети: Части пазла.

    Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?

    Дети: может соединить части всех команд?

    Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.

    Дети: это схема

    Воспитатель: Что же хочет рыбка?

    Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.

    Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.

    Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.

    (Дети составляют рассказы).

    Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.

    Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.

    А есть что-то, что вы узнали только сегодня?

    Дети: ….

    Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?

    Дети:

    А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)

    Дети: ура!

    Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.

    Дети: спасибо, рыбка!

    (Дети усаживаются смотреть мультфильм).

    Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

    Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.

    «Подводное царство»

    Старшая группа, воспитатель

    Цели:

    Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

    Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организация занятия.

    Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

    Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

    Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

    Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

    Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

    Где живут рыбы?

    Почему им хорошо в водичке?

    Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

    Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

    2. Пальчиковая гимнастика.

    Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

    волнообразные движения, вращая в запястьях

    в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

    Рыбка золотая,

    Посмотрите на неё –

    Красивая какая.

    3. Работа с иллюстрациями.

    Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

    Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

    Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

    Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

    Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

    Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

    А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

    На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

    А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

    4. Беседа по содержанию стихотворения.

    Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

    Ночью темень, ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

    Где спят эти животные?

    Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

    Почему не видно следов рыбок на воде?

    5. Игра «Назови ласково».

    Рыба - …

    Икра - …

    Сом - …

    Река - …

    Лягушка - …

    Хвост - …

    Вода - …

    Улитка - …

    6. Анализ слова рыба.

    Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

    Какой звук вы слышите первым?

    Какой звук следует после р?

    Следующий звук? (звук б)

    И последний звук? (звук а)

    Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

    6. Игра «Поймай рыбку».

    Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

    Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

    1 ребенок. У меня две рыбки.

    2 ребенок. У меня одна рыбка.

    3 ребенок. У меня четыре рыбки.

    4 ребенок. У меня пять рыбок.

    5 ребенок. А у меня три рыбки.

    Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

    делают ими плавные движения,

    имитируют движения плавников.)

    Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

    Делают движения двумя ладонями.)

    Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

    взмахи ладонями.)

    По четыре раза в сутки

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

    8. Игра «Представь, что ты… »

    Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

    Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

    Изобразите жадную старуху.

    А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

    А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

    9. Индивидуальная работа за столами.

    Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

    10. Итог занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.