• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Технологическая карта урока

    в разделе Гимнастика

    по теме: «Кувырок назад, стойка на лопатках»

    Предметные:

    Метапредметные:

    Личностные:

    (объем освоения и уровень владения компетенциями):

    научатся: в доступной форме объяснять правила выполнения стойки на лопатках, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;

    получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.

    (компоненты культурно- компетентностного опыта (приобретенная компетентность):

    познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

    коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником;

    регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

    принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные
    учебные действия

    I. Организационный момент

    Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

    Построение; приветствие. Настроить детей на работу.

    Слушают
    и обсуждают тему урока.

    Обучающиеся проверяют подготовку мест к занятиям.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

    о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

    II. Актуализация знаний

    Вопрос. Ребята, какие элементы акробатических упражнений Вы знаете?

    Молодцы ребята.

    Сегодня мы будем с вами изучать кувырок назад и совершенствовать стойку на лопатках.

    Беседа по теме: «Что такое гибкость». Объясняет, что такое гибкость и какое значение она имеет для физической подготовки человека. Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.

    * класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров расчитайсь!»

    * выполнение строевых упражнений /повороты налево, направо, кругом на месте/

    Повторение правила Т/Б на уроках акробатики

    * направо, ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках

    (руки на пояс, спина прямая ).

    * на пятках (руки за головой, спина прямая )

    * бег в равномерном темпе

    Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.

    Настрой на урок.

    Самооценка готовности к уроку.

    Познавательные:

    Обще-учебные

    логические –

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить
    о причинах своего успеха или неуспеха
    в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

    Выполнение команд.

    Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На руки в стороны разомкнись!».

    * Комплекс ОРУ со скакалкой

    Выполняют упражнения.

    Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.

    Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
    и учета характера сделанных ошибок.

    III . Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

    Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка назад , стойка на лопатках.

    Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

    Познавательные:

    Обще-учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

    логические – осуществляют поиск необходимой информации.

    IV. Изучение нового материала.

    Формулирует задание, осуществляет контроль.

    Даёт команду построиться возле матов.

    Проводит подготовительные упражнения :

    * группировка из положения лёжа на спине,

    * перекаты в группировке,

    * перекат в группировке с опорой рук. (Повторить 4–6 раз.)

    Обратить внимание на положение головы.

    Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

    *Стойка на лопатках

    Выполнение элемента со страховкой.

    Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.

    Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

    V . Самостоятельное творческое использование

    сформированных УУД.

    Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, самостраховку.

    Из и.п. – лёжа на спине

    1 – группировка

    2 - раскрыться

    И.п – группировка сидя – перекатом назад – вперёд в упор присев.

    И.п. – упор присев

    1 – перекатом назад – стойка на лопатках

    2 – и.п.

    Ориентировать учащихся на согласованность действий

    при выполнении кувырков.

    Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

    Слушают, выполняют упражнение

    Познавательные: восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники выполнения стойки на лопатках.

    Коммуникативные:

    VI . Первичное осмысление и закрепление

    Проводит круговую тренировку. Поясняет задание, контролирует его выполнение.

    Объясняет правила выполнения диафрагмального дыхания. Проводит дыхательные упражнения

    Выполнение тестов норм ГТО

    -прыжок в длину с места

    -метание мяча в цель

    -сгибание.разгибание рук

    -наклон туловища

    Выполняют упражнения.

    Выполняют дыхательные упражнения

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

    Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

    V II . Рефлексия.

    Итоги урока.

    Игра на внимание «Класс смирно!»

    Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

    Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

    Обобщить полученные на уроке сведения. Проводит беседу
    по вопросам:

    Чему новому Вы сегодня научились?

    Какие упражнения для развития гибкости вы знаете?

    Как правильно выполнить диафрагмальное дыхание?

    /отвечают по поднятой руке/

    Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание

    Выполняют игру.

    Оценить процесс и результаты своей деятельности

    Отвечают на вопросы.

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

    Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

    Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности.

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    (2 votes, average: 5,00 out of 5)

    Акробатические движения являются прекрасным видом физической активности

    Акробатика проявила себя, как превосходный тип физической работы над своим телом. Воздушность гимнастов зачаровывает и восхищает, умиляет и обвораживает. Но за этой воздушностью скрываются нелегкие занятия и изматывающие тренировки. Эти занятия доступны не для всех.


    Как начать заниматься спортивной акробатикой

    Для того чтобы выполнять подобные акробатические нужны следующие условия:

    • необходимо иметь крепкое здоровье;
    • иметь физическую подготовку;
    • постоянно упражняться с наставником.

    При желании, можно в каком угодно возрасте и с небольшой физической подготовкой, освоить отдельные акробатические элементы.

    Что же это за вид спорта акробатика?

    Акробатика – это одна из разновидностей гимнастики. Спортсмен должен обладать такими навыками, как:

    • ловкость;
    • гибкость;
    • сила;
    • прыгучесть;
    • балансировка.

    Приступают к занятиям по акробатическому мастерству с малых лет. Без постоянных занятий можно утратить навыки, наработанные за многие годы тренировок. Незначительный перерыв в процессе тренировочных упражнений может снизить степень подготовленности акробата. К примеру, если человек научится в детстве кататься на велосипеде или плавать, то спустя годы он не утратит эти навыки. С акробатическими упражнениями так не выйдет.

    Какие бывают разновидности акробатических занятий

    Спортивные, являются обособленным видом спорта. Спортивная акробатика имеет такой программный комплекс:

    • прыжковый;
    • парный;
    • групповой.

    Какие бывают разновидности акробатических занятий

    Прыжковая акробатика подразумевает выполнение элементов на особой дорожке, протяженность которой составляет 30 метров. Парная и групповая – это выполнение акробатических упражнений разной трудности парами или группами. Они бывают мужские, женские и смешанные.

    Цирковые , содержат в себе жанры акробатического мастерства:

    • воздушную;
    • прыжковую;
    • силовую и другие.

    Специальные, применяются для тренировок атлетов разных спортивных секций или всевозможных танцевальных направлений.

    Сюда входят разные акробатические элементы, которые используются в различных спортивных или танцевальных упражнениях, такие как:

    • прыжок;
    • перекат;
    • сальто;
    • падение и другое.

    Чем полезна акробатика для Вашего здоровья

    Акробатика , как и многие другие виды физических нагрузок, поможет удерживать фигуру спортсмена в отличной форме. Гимнастика не позволит набрать лишний вес. Отличительной чертой акробатов является прекрасная осанка и подтянутое тело. Можно выделить некоторые полезные качества акробатики:

    • это отличные для всех видов мускулатуры;
    • вырабатывает закаленность и сила;
    • делает тело гнущимся;
    • укрепляет иммунитет;
    • имеет благоприятное влияние на весь организм;
    • улучшает работу сердечной мышцы и кровеносной системы;
    • улучшает обменные процессы в организме.

    Акробатика для детей является прекрасным занятием по укреплению и развитию тела ребенка. Помогает воспитать трудолюбивого, настойчивого, уверенного в себе, ответственного человека с волевым характером. Перед началом тренировочного процесса ребенка необходимо полностью обследовать и проконсультировать у врача, на предмет противопоказаний к акробатическим занятиям.

    Ведь это очень травматический вид спорта. Не рекомендуется выполнять сложные элементы, не имея должной физической подготовки. Тренировки проводятся под присмотром опытного наставника и с соблюдением всех мер безопасности.


    Чем полезна акробатика для Вашего здоровья

    В недавнем времени акробатикой можно было заниматься лишь с юных лет. Акробатика 2018 года представляет новые возможности занятий, приступать к которым можно в любом возрасте. В любом городе Российской Федерации найдется секция как для малышей, так и для взрослых. Взрослые секции не предназначены для тренировок, которые приведут Вас к Олимпийским медалям. Но прекрасные занятия для своего удовольствия Вы получите в полной мере. Кроме того, существует множество танцев и видов спорта, в которых присутствуют акробатические элементы.

    Акробатика на батуте

    Данный вид гимнастики включает в себя базовые акробатические навыки и прыжки на батуте. Также можно посмотреть обучающие видео уроки в интернете. Тренер расскажет и покажет, как правильно выполнять те или иные элементы.


    Акробатика на батуте

    Сама тренировка включает в себя разминку на акробатическом треке и сама тренировка на батуте. Разминка заключается в разогреве всех групп мышц. Затем укрепление мышечного корсета, силовые , тренировка гибкости и выносливости. Понемногу тренер переходит к элементам акробатики, это:

    • перекаты,
    • группировки,
    • кувырки,
    • перевороты,
    • колеса,
    • стойки на руках и на лопатках.

    После разучивания нужных упражнений на паркете, переходим к постижению батута. Первоначальные движения не сложные – это простые прыжки. Понемногу задачи будут становиться сложнее. Ведь необходимо постоянно тренироваться и повышать навыки, для достижения отличных результатов. В этом Вам придёт на помощь опытный тренер. Он найдет индивидуальный подход к каждому спортсмену, подстрахует при выполнении сложного элемента. Ведь люди пришедшие впервые на занятия должны научиться правильно группироваться и падать.

    Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

    Суть акробатики

    Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

    • силы;
    • балансировки;
    • ориентировки в пространстве;
    • гибкости;
    • ловкости;
    • прыгучести;
    • точности движений;
    • скорости совершения действий;
    • тренировки вестибулярного аппарата.

    Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:
    • исполнительность;
    • организованность;
    • ответственность;
    • смелость;
    • осторожность;
    • решительность;
    • сила воли;
    • согласованность с партнёром.
    Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
    • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
    • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
    • в комплексе занятий, связанных с похудением;
    • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

    Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

    Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

    Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

    • балансировку;
    • прыжки;
    • бросковые упражнения.

    Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

    Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

    Виды упражнений

    В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


    Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
    • перекаты;
    • кувырки;
    • полуперевороты;
    • перевороты;
    • сальто.
    Последний блок бросковых трюков включает:
    • броски партнёра;
    • ловлю партнёра.

    Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

    Основные группы

    Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

    Динамические упражнения

    Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

    Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

    • с опорой (кувырки);
    • с промежуточной опорой (перевороты);
    • без опоры (сальто).

    Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


    Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

    Статические упражнения

    Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

    К статической группе относятся:


    Условия и инвентарь

    Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

    • температура в помещении от +15 ℃;
    • влажность воздуха до 40%;
    • освещение от 200 лк.

    Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
    • лёгкая, из натуральных тканей;
    • удобная, не стесняющая движений;
    • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

    Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

    Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
    Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

    • гимнастический мат;
    • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
    • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
    • брусья;
    • батут;
    • трамплин;
    • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
    • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

    Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

    Функции акробатики

    Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

    1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
    2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

    Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
    • улучшает физическую форму;
    • тренирует все мышцы тела;
    • совершенствует контроль над телом;
    • укрепляет сердце и сосуды;
    • способствует повышению иммунитета;
    • нормализует метаболические процессы;
    • формирует правильную и красивую осанку;
    • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
    • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

    Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

    Упражнения для начинающих

    Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

    «Ласточка»

    «Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

    Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

    • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
    • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
    • замереть на 5 секунд;
    • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

    Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

    • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
    • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
    • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
    • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
    • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
    • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
    • задержаться в позиции на 5 секунд;
    • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

    Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

    «Корзинка»

    При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

    • занять позицию «лёжа на животе»;
    • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
    • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
    • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
    • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
    Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

    Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

    «Продольный шпагат»

    Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

    Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

    • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
    • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
    • принять положение «упор ладонями в пол»;
    • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
    • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
    • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

    Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

    Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

    «Поперечный шпагат»

    По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

    Техника выполнения почти одинаковая:

    • после разминки присесть на корточки;
    • сделать упор ладонями в пол;
    • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
    • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
    • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

    Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

    После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

    Организация акробатических занятий в школе

    Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

    Для малышей (1-4 класс)

    Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

    1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
    2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
    3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
    4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
    5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
    6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
    7. Висы на перекладине.
    8. Прыжки через скакалку.
    9. Прыжки в длину с места и с высоты.
    10. Перепрыгивание через бревно.

    Видео: акробатическе упражнения для малышей

    Для подростков (5-8 класс)

    Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

    • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
    • лазанье по канату;
    • прыжки через коня или козла;
    • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
    • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
    • размахивание на брусьях;
    • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
    • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
    • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

    Видео: акробатические упражнения для подростков

    Для старшеклассников (8-11 класс)

    Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

    • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
    • кувырок назад через стойку на руках;
    • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
    • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
    • кувырок с прыжком через преграду;
    • боковой переворот колесом.

    Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

    Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

    Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

    Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.

    Часто родители детей задают вопрос: «Чем акробатика отличается от гимнастики?» Тренеры регионального Центра развития видов гимнастики разъясняют специфику данных понятий.

    Гимнастика считается очень похожей на акробатику, часто подразумевается, что это слова синонимы. Но разница между ними в ряде контекстов весьма значительна.

    Под современной гимнастикой чаще всего понимается спортивная дисциплина, предполагающая проведение соревнований между атлетами, которые заключаются в том, что они выполняют различные упражнения со специальными снарядами. Если спортсмен участвует на официальных соревнованиях, то по итогам выставляется судейская оценка.

    Главный критерий оценки и фокус, за счет которого выполняются все элементы упражнений – это сила спортсмена. Если ее будет недостаточно, то эффектность и качество его выступления будут невысокими. В некоторых случаях гимнасту нужно также показывать и ловкость, которая является, в свою очередь, атрибутом другого занятия - акробатики.

    Акробатика – особый раздел гимнастики. Он представляет собой атлетические занятия и выступления, в основе которых - выполнение упражнений на ловкость. Кроме того, в акробатике важны прыгучесть, способность балансировать, а также сила - как и в случае с гимнастикой в целом.

    Акробатика бывает частью спортивной или цирковой гимнастики. Основные элементы спортивной акробатики - соревновательные упражнения в виде прыжков, перекатов, сальто. Циркачи способны выполнять очень большое количество акробатических трюков, которые могут сопровождаться, например, жонглированием, скачками на лошадях.

    Главное отличие гимнастики от акробатики в том, что первый термин соответствует всему комплексу занятий, выполняемых за счет силы и ловкости, а второй - упражнениям, в основе которых, прежде всего, ловкость. Акробатика - важнейшая часть современной гимнастики - как спортивной, так и цирковой. Рассматриваемые категории упражнений во многих случаях взаимно дополняются.

    Подытожим все сказанное: акробатика - часть современной гимнастики, оба рассматриваемых занятия во многих случаях взаимно дополняются.

    Основное отличие гимнастики от акробатики в том, что гимнастика включает в себя упражнения в самом широком спектре - силовые, на ловкость, на балансирование, а акробатика как часть гимнастики предполагает выполнение атлетами упражнений главным образом на ловкость и балансирование.

    Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

    Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

    (рис. 182-183). Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

    Перекаты (рис. 184) - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

    Рис. 182. а - сидя; б - в приседе; в - лежа на спине

    Рис.


    Рис. 184. а - из упора присев; б- из седа; в - лежа на спине; г - круговой перекат; д - вперед прогнувшись

    Перекаты

    • 1. Перекаты в группировке назад, вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
    • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
    • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
    • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот : из стойки на лопатках в упор присев.
    • 5. Круговой перекат - из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
    • 6. Перекат вперед прогнувшись - из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

    Кувырки (рис. 185-187) - вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

    Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

    Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

    Из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

    При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

    Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

    Из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.


    Рис. 185.


    Рис. 186.


    Рис. 187.

    Кувырок назад через плечо - из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

    В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед - кувырок прыжком вперед ноги скрестно - поворот кругом в приседе - кувырок назад - кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

    (см. рис. 116-119, 188)

    Стойка на лопатках - из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,


    Рис. 188. Стойки: а - на груди; 6 - на плече; в - на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

    Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

    Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

    Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

    Перевороты (см. рис. 119-121) характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

    Переворот в сторону (см. рис. 121) - из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

    «Мосты» (см. рис. 122-126). «Мост» - максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

    Примерные упражнения:

    • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
    • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
    • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

    «Шпагаты» (см. рис. 127-130). Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

    Подготовительные упражнения:

    • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
    • 2) «полушпагат» на полу;
    • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
    • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
    • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
    • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
    • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

    Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

    Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

    • 1. И.п. - основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
    • 2. И. п. - упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
    • 3. И. п. - основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
    • 4. И. п. - упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

    При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

    при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина - слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота : потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

    при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

    При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

    Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

    Парные упражнения (рис. 190-192). Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты (рис. 189):


    Рис. 189. Акробатические хваты: а - простой; б - лицевой; в - за большие пальцы; г - пальцами; д - глубокий; е - плечевой

    • - простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
    • - лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого - направлены прямо;
    • - хват за большие пальцы",
    • - хват пальцами ;
    • - глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
    • - плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой - под локоть.

    Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

    Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки. Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).


    Рис. 190.


    Рис. 191.

    Рис. 192.

    (см. рис. 190). Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2-3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

    Поддержки (см. рис. 191, 192). Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.