• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Коко Шанель удалось изменить мир моды, предложив дамам сменить корсеты и пышные юбки на джемперы и жакеты с брюками. Она одевала знать: герцогинь и баронесс – весь высший свет Франции. Придумывала им не только платья, но и шляпки, бижутерию, сумки и парфюм – все, что назовут стилем Шанель.

    Воспитанная монахинями в бедности, она мечтала о роскоши и любви. К 30-ти годам у нее все это было. Благодаря таланту, упорству и конечно, мужчинам. У нее были богатые любовники и покровители, подарившие ей не только счастье, но и вложившие в нее и ее бизнес немалые деньги. Каждому из них она была за это признательна и говорила, что в ее творчестве есть частичка ее сердечных переживаний. Маленькое черное платье она создала после трагической смерти возлюбленного, и украсила его жемчужным ожерельем, когда очередной роман принес ей разочарование. Она никогда не выйдет замуж, но с гордостью будет носить имя мадемуазель Шанель до самой смерти.

    Она прожила долгую жизнь, умерла в 87 лет в Швейцарии. Коко Шанель стала единственным модельером, вошедшим в список влиятельных людей прошлого века.

    Ее состояние оценивали в 160 млн долларов. А ее имя до сих пор приносит деньги владельцам Дома моды Шанель и не забыто ее поклонниками и приверженцами.

    Белошвейка

    Габриэль родилась в небольшом городке во Франции 19 августа 1883 года. Ее родители не состояли в браке и жили не богато, воспитывая четырех детей. Мать Евгения Деволь была дочерью плотника, занималась детьми и нигде не работала. Отец Альбер Шанель – мелкий торговец. Девочке исполнилось 12 лет, когда мать заболела и умерла. Отец отдал детей в приют при монастыре. До совершеннолетия Габриэль будут воспитывать монахини, научат ее вышиванию, шитью и терпению. Она будет мечтать о безбедной жизни и удачном замужестве. Может быть именно эти мечты и сподвигли ее на побег. Вместе с подругой они добрались до тетушки Габриэль, но та настояла на возвращении в обитель. Девушки отказались, тогда им предложили другие монастырские стены – в маленьком городке Мулен.

    Пансион был хорош тем, что можно было беспрепятственно его покидать, и барышни этим пользовались. Свободолюбивой натуре Габриэль требовалось пространство, она гуляла по городу, изучая окрестности и местных жителей. Через два года девушек устроили работать в маленький магазинчик, где продавали одежду и меха, сшитые здесь же. Так Габриэль начала зарабатывать деньги тем ремеслом, которое умела делать. По вечерам подруги частенько заходили в кафе, где вскоре стали завсегдатаями.

    Однажды им предложили попробовать спеть со сцены и с тех пор они выходили выступать все чаще, петь незамысловатые песенки. Одна из них с шутливым названием «Ко Ко Ри Ко» была популярна. Городок был гарнизонный и успех у военных был ошеломляющий. Веселой и общительной Габриэль это нравилось.

    Один из офицеров, богатый холостяк Этьен де Бальзан приметил хрупкую певичку и стал ей оказывать знаки внимания. Он был большой любитель скачек, имел собственный дом с конюшней и полями для гольфа, поэтому в Габриэль, которую называл Коко, благодаря ее песенкам, видел не только любовницу, но и наездницу. Он предложил ей переехать к себе и получил согласие.

    Коко и Бой

    Габриэль училась верховой езде не в амазонке, как было принято в то время, а в рубашках и жокейских брюках, перешитых ей из этьеновских. Ему было приятна ее женственность и непохожесть на дам его круга. К ней действительно относились как к странной особе, но это ее не обижало. Ей нравилось жить в замке, спать, сколько хочешь и иногда заниматься шитьем для себя и созданием шляп для богатых приятельниц Этьена. Конечно, она ждала перемен в своей судьбе, но по-прежнему оставалась лишь любовницей. Двери в высший свет для нее были закрыты, а самым страстным увлечением ее мужчины были лошади, а не она.

    Все изменилось, когда Габриэль влюбилась в друга Этьена, которого близкие называли Бой, и он отвечал ей взаимностью. Ей исполнилось 26 лет, ему 28. Британский промышленник, спортивного телосложения Артур Кейпел предложил ей не руку и сердце, а кров и собственный шляпный магазинчик, о котором она уже мечтала много лет. Она соглашается и в 1910 году получает подарок, адрес который вскоре станет известен всем модницам Парижа и его окрестностей.

    Артур будет помогать ей во всем: обеспечивать деньгами и заказами. Дело пойдет как по накатанной, для Габриэль это будут счастливые годы ее жизни. Через три года он посоветует ей открыть еще один бутик в Довиле. Морской стиль, который станет применять в одежде странная модистка, и соломенные шляпки станут вскоре популярными в этом курортном городке.

    Девушка работает не покладая рук, круг ее клиенток расширяется: дамы становятся все смелее в выборе одежды, оглядываясь на знатных особ, которые одеваются в магазинах Шанель.

    Успех приходит постепенно: ее коллекции украшают подиумы, пресса о них пишет как о революции в мире моды, платья Коко Шанель носит сама баронесса Ротшильд, которая предпочла ее знаменитому кутюрье Полю Пуаре.

    Коко шла к своим победам на подиумах и сколачивала состояние через войну 1914 года и русских «белых» эмигрантов, вкупе с богемой из мира музыки и балета. Она подружилась с Сергеем Дягилевым, который познакомит ее с Жаном Кокто, Паблом Пикассо, Игорем Стравинским, Львом Бакстом и многими другими. Она будет шить простые женские платья и костюмы из дешевой ткани джерси, мягко спадающие и открывающие лодыжки. Кружевам и рюшам не место в одежде военного времени: роскошь уступит свои позиции удобству и практичности. Для артистов балета она создает сценические костюмы, а впоследствии будет помогать Дягилеву финансировать постановки, и выполнять заказы на пошив для балетной труппы. Сегодня коллекции к спектаклям Русских сезонов от Шанель хранятся во многих музеях, в том числе в Санкт-Петербурге.

    В 1915 году Бой берет отпуск и везет на юг Франции, подальше от войны, в престижный городок у моря Биарицц. Сюда съезжаются богачи со всего мира, и именно здесь Шанель откроет свой Модный дом.

    Совсем скоро во Францию хлынет волна эмигрантов, бежавших от революции в России. Многие портнихи, которые шили для дворян, будут работать на Шанель, привнеся в ее коллекции знаменитые русские мотивы.

    Революционный год в далекой России станет поворотным и в Париже, только совсем другого рода. Коко Шанель жертвует свои длинные волосы в угоде своему новому стилю «двуполой моды». Она считает, что короткие волосы открывают длинную шею и очень идут мужским заимствованиям в женской одежде.

    Артур Кейпел во всем поддерживает свою пассию, он верит в Коко, в ее талант и успех так, как ни один мужчина в ее жизни.

    Еще немного и они поженятся, - думала Габриэль в объятиях своего Боя. А он хотел одного: с помощью брака получить вожделенный титул и наследников, а Габриэль не может иметь детей, не говоря о высоком положении в обществе.

    Спустя девять лет близких и безоблачных отношений, он объявляет, что женится на аристократке и в 1918 году объявляет об этом своей возлюбленной. Она его понимает, но сердце ее бьется на осколки. Бой объясняет, что ничего не хочет менять в их отношениях, они по-прежнему встречаются, несмотря на кольцо на его безымянном пальце.

    Но когда он ехал к ней праздновать Рождество, то его автомобиль потерял управление из-за лопнувшей шины и на большой скорости перевернулся. Через год после свадьбы он погиб.

    Знаменитое черное платье она создаст в память о нем, но носить его будут всегда, потому что для нее он так и останется непревзойденным, единственным любимым человеком. Немного погодя она возьмет себя в руки и сделает еще один шаг к своей популярности – удивит мир парфюмом, выпустив духи Coco Noir, которые посвятит памяти Боя.

    Слава и смерть

    Окончательно пасть духом Габриэль не дала работа, она окунулась в нее с головой. Ее успехи во всех направлениях мира моды заставляют о ней говорить как о блестящем стилисте. Появляются ее костюмы, строгого покроя, точно по фигуре, и в качестве завершающего штриха к образу капелька духов Chanel №5.

    Они появились благодаря князю Дмитрию, внуку Александра II. Дмитрий Павлович жил бедно и Габриэль взялась ему помочь, а потом влюбилась. Князь познакомил ее с известным парфюмером Эрнестом Бо. Он больше года работал по ее заказу над ароматом духов ее имени. Шанель выбрала пятый номер из представленных им. И не ошиблась, потому что до сих пор они творят чудеса для многих женщин.

    Дмитрий Павлович вскоре уедет в Америку, но будет благодарен своей спасительнице, они сохранят дружбу до самой смерти князя в 1942 году.

    Шанель часто повторяла, что ценит простоту и элегантность, прекрасная половина человечества видит в ее стиле неподражаемый и утонченный шарм.

    А у нее новый роман – эта женщина не умеет жить без мужского внимания. Она приютила на своей вилле семью русского композитора Игоря Стравинского, с которым уже была знакома много лет. Страсть будет тайной и непродолжительной, но окажет на творчество обоих сильное влияние.

    Когда Коко Шанель исполнилось 40 лет, она знакомится с герцогом Вестминстерским. От этих продолжительных отношений у нее остались бриллианты, дома, счастливые мгновения и разбитые надежды на брак.

    В ее жизни будут коллекции не только одежды, шляпок, духов, бижутерии, аксессуаров, сумок, но и мужчин. Она умело смешивала коммерческие и интимные отношения. Так было с художником Полем Ирибом, который придумал для нее серию ювелирных украшений. Их союз был плодотворным, но быстротечным из-за внезапного сердечного приступа.

    Ее не сломило ничто: ни кризис в экономике, ни война с фашистами, из-за которой пришлось закрыть бизнес, ни обвинения в сотрудничестве с фашистами, из-за чего ей пришлось уехать в Швейцарию.

    Обвинение в предательстве не подтвердилось, просто Габриэль в очередной раз влюбилась. Ей уже было 56 лет, когда ей повстречался немецкий барон, младшее ее на много лет. Она позволила ему заманить ее в дела политические, ведь не догадывалась, что тот был полковником вермахта. Он просто попросил ее поспособствовать встретиться с Черчиллем, с которым Габриэль приятельствовала. После войны ей это припомнили и даже арестовали по обвинению в пособничестве фашизму. Она отрицала, но власти Франции дали ей небольшой выбор: либо тюрьма, либо она покинет родину. Любовники вместе жили в Швейцарии почти 10 лет. Но она продолжала работать, не с европейскими домами моды, а с американскими. Огромным успехом пользовались ее наряды для голливудских звезд. Ее состояние росло, несмотря ни на что и в послевоенные годы перевалило за 150 млн долларов.

    Ее возвращение в Париж произошло в 1956 году, когда ей было семьдесят лет. Одинокая и бескомпромиссная она снова диктовала моду и прививала стиль. Одевала звезд кино и политический бомонд. Триумф шел за ней по пятам и она купалась в лучах обожания.

    Про нее сняты фильмы и написаны книги. Ее вклад в мировой контекст моды велик, она смогла сделать большее – изменить ментальность женщин, заставила их любить себя и всегда выглядеть красивыми.

    Смерть Коко Шанель наступила от сердечного приступа 10 января 1971 в отеле Ritz. Через 12 лет после этого ее дело продолжил Карл Лагерфельд, возглавив Дом моды Шанель.


    Имя: Коко Шанель (Coco Chanel)

    Возраст: 87 лет

    Место рождения: Сомюр, Франция

    Место смерти: Париж, Франция

    Деятельность: модельер

    Семейное положение: не была замужем

    Коко Шанель - биография

    Габриэль Коко Шанель удавалось то, что было не под силу никому другому в мире моды: заставить женщин обрезать длинные волосы, надеть брюки вместо корсетов и юбок, променять фамильные бриллианты на стекляшки. Что же особенного было в этой маленькой хрупкой женщине?

    Говорят, известная модистка носила на шее тесьму с привязанными к ней ножницами. Она часто отрезала от моделей платьев и жакетов какие-то детали, объявляя их лишними. А однажды прямо на клиентке распорола костюм от модельера-конкурента, заявив, что так он смотрится симпатичнее. Если бы Габриэль могла, она наверняка перекроила бы и свою биографию, отрезав и выбросив из памяти все тяжелые и бередящие душу моменты...

    Биография Коко Шанель берёт своё начало во Франции, где она появилась на этом свете. Весна в Париже - больше, чем просто смена времени года. Цветущие яблони и тюльпаны, аромат свежей выпечки, Марсово поле, Триумфальная арка, повеселевшие здания дворцов и соборов заставляют сердце каждого человека биться чаще. Так было и много лет назад, когда маленькая ножка юной Габриэль ступила на булыжную мостовую столицы.


    Кучер помог ей вынести из кареты небольшой чемодан - в нем лежало сменное платье, иголки с нитками и кое-какие дамские мелочи. Другого багажа, кроме, пожалуй, призрачных надежд и грез, у Габриэль не было. Ей исполнилось 18, позади смерть матери и предательство отца, приюты, интернаты и католический монастырь. Впереди - светлое будущее. По крайней мере, полная оптимизма девушка в это верила. Обучение в пансионе научило ее трем вещам: привычке довольствоваться малым, простоте в одежде и умению шить. Габриэль сняла крохотную комнатку в мансарде и устроилась певичкой в кабаре «Ротонда».

    Признаться, особого слуха и голоса у нее не было, так что о музыкальной карьере говорить не приходилось. Но таких требований и не предъявлялось. Стройные ножки, умение кокетливо вертеть подолом платья и развлекать посетителей-офицеров - вот все, что требовалось от девушек подобной профессии. Ну, а пару фривольных песенок она выучила. За одну из них, «Коко», она даже получила свое прозвище, которое останется с ней на всю жизнь. Видели бы ее тогда наставницы-монахини!..


    В тот вечер в кафешантане случился переполох. Помещение было переполнено красавцами офицерами в расшитых мундирах: в Париже остановился конный егерский полк. Веселые молодые военные сорили деньгами, пили без удержу и тискали смеющихся от их сальных шуточек девиц. Но Коко с ее мальчишеской фигурой не было места на этом празднике жизни: популярностью у сильного пола пользовались затянутые в корсет пышногрудые прелестницы.

    «Ну, вот, сегодня чаевых тоже не будет», - зло шепнула Коко товарке, после чего заметила: худощавый офицер с усами ей подмигнул, а затем приветственно помахал рукой. Это был сержант Этьен Бальсан, богатый наследник текстильных фабрик, прожигающий состояние и жизнь, как и многие его ровесники, за картами и выпивкой. Подруга подтолкнула Коко в спину, и та шагнула вперед - навстречу Бальсану и своей судьбе.

    Тонкий лучик света скользнул между плотными портьерами и пробежал по лицу Коко. Она проснулась, сладко потянулась и посмотрела на часы. Стрелки показывали полдень. Вот это называется -праздная жизнь! Еще совсем недавно она вставала до рассвета, не разгибала спины в швейной мастерской, а по ночам пела на сцене опостылевшего кабаре. Теперь ее окружает мир роскоши, и она часть этого мира - все благодаря Бальсану. И пусть ее называют содержанкой, ей все равно. Лишь бы спина не болела от тяжелой работы, а на пальцах не было болезненных мозолей.

    Коко Шанель - биография личной жизни

    Другая половина кровати была пуста. Этьен встал раньше - его смех слышался снизу. С кем это он там разговаривает? Габриэль накинула пеньюар и спустилась вниз. Спиной к ней стоял высокий статный мужчина. Этьен увидел ее и улыбнулся: «А вот и Коко! Знакомься, дорогая! Это Бой, мой английский друг». Незнакомец обернулся и поцеловал ее руку: «Мадмуазель, разрешите представиться -Артур Кэйпел». Мурашки пробежали по спине Габриэль. Боже, как он красив! Черные глаза, правильные черты лица, темные кудри. Сложен идеально: сразу видно - спортсмен.


    А эти длинные аристократические пальцы... И манеры -не чета остальным друзьям Бальсана! Коко застенчиво запахнула пеньюар. Словно птичка, она вспорхнула наверх, чтобы переодеться к обеду. Позже в своем дневнике великая Мадемуазель признается, что с первого взгляда влюбилась в англичанина. Конечно, она не была одинока в своих чувствах: девушки и женщины всех возрастов просто млели от одного его взгляда. А он был предупредителен и безупречно галантен со всеми дамами, однако сердце его оставалось свободным.

    Вернувшись в гостиную, Коко разочарованно вздохнула: гость уже уехал. Видимо, у него было какое-то срочное дело. Осторожно, чтобы не выдать нахлынувших чувств, Коко принялась расспрашивать Этьена о его друге. Англичанин, аристократ, миллионер. Унаследовал приличное состояние и собственными силами его приумножил. Лучший наездник и игрок в поло. Нет, он не женат и пока не собирается.

    Умен, образован, воспитан. Никогда не рассказывает о своей семье. Поговаривают, что он дитя неравного брака аристократки и самого короля Эдуарда. Но это сплетни, конечно. А почему все это вдруг так заинтересовало малышку Коко?

    Габриэль поняла: расспросы следует прекратить. С тех пор каждый миг Шанель искала встречи с Боем, а он, казалось, нарочно стал чаще наведываться в поместье друга. С Артуром Коко могла вести себя непринужденно и болтать обо всем на свете: о том, как ее бесят эти чванливые дамы полусвета в своих корсетах и головных уборах, похожих на торты; что мечтает совершить революцию в моде и тайком разрабатывает дизайны шляпок; что ей надоел статус содержанки и давно хочется независимости. Бой поддержал идею Коко о собственном магазине шляпок и даже предложил беспроцентный кредит. Это немного смутило Шанель, и она предпочла сначала обсудить свое начинание с Этьеном.

    Всю жизнь Мадемуазель подчеркивала свою независимость от мужчин, при этом умалчивая о том, что свою карьеру сделала благодаря деньгам и связям любовников. Этьену пришлась по вкусу идея с магазином, и он дал Коко на него денег, а также предоставил помещение - свою парижскую квартиру. Возможно, скучающее лицо Габриэль ему изрядно поднадоело, и таким незамысловатым образом он стремился избавиться от возлюбленной, ведь их отношения уже давно были лишены страсти. Но Шанель это не беспокоило.

    Она открыла магазин, воспользовавшись предложением Боя о кредите. Теперь под «прикрытием» бизнеса она могла видеться с ним чаще и к тому же наедине. Между Коко и Кэйпелом завязался роман. Англичанин долго не отваживался увести любовницу у друга, но после откровенного разговора и брошенной Этье-ном фразы: «Забирай, она твоя!» решился.


    Бой снял для Шанель уютную квартиру неподалеку от ее ателье мод. И пусть он не мог представить ее своим родственникам и лондонским друзьям, а из ресторанов из-за вечной конспирации они выходили порознь, Коко впервые в жизни любила и была счастлива.

    Артур помогал Габриэль с бизнесом, рекомендовал ее богатым клиенткам, ненавязчиво занимался повышением уровня ее образования и воспитания. Именно он сделал из неизвестной ресторанной певички Коко великого модельера Габриэль Шанель. И однажды настал день, когда круг знакомых Шанель превзошел аристократичное общество Кэйпела: она была знакома с Ренуаром, Тулуз-Лотреком, Пикассо, Дягилевым, Стравинским и многими другими представителями парижской богемы.

    Приумножив свое состояние, Коко не только отдала Кэйпелу взятые в долг деньги, но и почти сравнялась с ним по своему капиталу. И все же в душе Шанель оставалась бедной девочкой: именно эти чувства не позволили ей принять предложение руки и сердца Кэйпела. Она понимала, что они -разного поля ягоды. Позже Коко кусала локти, особенно когда ее Артур взял в жены представительницу своего круга, богатую аристократку Диану Листер.

    Но прошлого не вернешь. А новость о беременности молодой супруги Боя просто убила Шанель. Особенно после того, как она потеряла их с Боем ребенка и выслушала приговор врача о том, что у нее больше никогда не будет детей. Однако Габриэль стойко перенесла все удары судьбы, с головой погрузившись в работу.

    Будучи жаворонком и трудоголиком, Габриэль Шанель требовала того же и от своих подчиненных. Она бредила своими идеями, работала буквально запоем. Каждое из ее нововведений совершало революцию в мире моды. «Ах, как я устала таскать ридикюль в руках!» -вздохнула Коко и прикрепила к маленькой сумочке длинную цепочку. «Кто сказал, что женщине нельзя носить брюки?!» - и вот уже тысячи француженок щеголяют в модных брючных костюмах от Шанель, стоивших целое состояние.

    «Как вульгарны эти меха и бриллианты!» - и Коко ввела в обиход бижутерию и искусственный мех. Желая походить на великую Мадемуазель, женщины туго заматывали пышную грудь бинтами и остригали длинные волосы. Ведь большинство фасонов Шанель было выполнено под ее мальчишескую фигуру.

    В ту роковую ночь Коко долго не могла заснуть. Она приняла снотворное, но ее все равно мучили кошмары. Асфальт, автомобиль, свет фар и визг тормозов, искореженный металл... Ее разбудил громкий стук в дверь собственной виллы. В зал вбежал незнакомый взволнованный мужчина: «Плохие известия...» Шанель все поняла и без слов. Реальность стала продолжением ее ночного кошмара. Бой разбился на машине. Сердце ее возлюбленного больше не билось...

    Скорее! Скорее! Одежду, машину, туда, туда... Маленькая худая женщина вдруг превратилась в огромную разъяренную львицу, пытаясь вырваться из удерживавших ее рук. Постепенно разум вернулся к ней. Куда?.. Зачем?.. Она ведь ему не жена и уже не любовница. Даже на похоронах ее появление будет неприличным.

    Единственный способ выплеснуть свои эмоции, который знала Шанель, это работа. На несколько дней она закрылась в мастерской, пока не сшила и не надела свой шедевр - маленькое черное платье. Это ее личный траур по любви всей ее жизни. По иронии судьбы, именно оно стало не только символом модного дома Шанель, но и эталоном безупречного вкуса и стиля. Забудут имя Артура Кэйпела, не будет в живых великой Мадемуазель, а миллионы женщин во всем мире разных возрастов и национальностей будут носить маленькое черное платье, даже не подозревая о его печальной истории.

    Жизнь продолжается. Спустя год после гибели Боя Шанель познакомилась с великим князем Дмитрием Романовым, кузеном самого императора Николая II. Шанель льстит внимание персоны, в чьих жилах течет голубая кровь. К тому же князь на семь лет ее моложе. Этоттемпераментный русский отогрел скорбящее сердце Габриэль. И пусть их роман длился меньше года, Романов сумел сделать для бизнеса Шанель не меньше, чем Кэйпел.

    Князь познакомил модистку с влиятельнейшими и богатейшими аристократами, а в качестве моделей и даже швей предложил русских барышень, представительниц известнейших родов, которые были вынуждены бежать от революции и искать в Европе работу. Погрузившись в русскую культуру, Шанель перенесла многие из ее элементов в свои модели. Но главное, что сделал Дмитрий Романов, - свел Коко с парфюмером Эрнестом Бо, который в будущем создаст для Габриэль знаменитые духи «Шанель №5».

    Габриэль давно привыкла, что постоянной единицей в ее жизни является лишь работа, а мужчины появляются и исчезают. Поэтому не удивилась ни отъезду Романова в США, ни его скорой женитьбе на состоятельной американке. Сама она была уже почти влюблена в другого представителя аристократии (на простых смертных Коко уже не смотрела!), герцога Вестминстерского. Их отношения длились долгих 14 лет, пока герцогом не овладела идея о наследнике, подарить которого Шанель ему не могла.

    Великой Мадемуазель приписывают много романов, в том числе с Игорем Стравинским и даже с некоторыми женщинами. Так или иначе, один факт остается бесспорным: став одним из самых успешных и высокооплачиваемых модельеров мира, Габриэль Шанель так и не смогла выйти замуж или хотя бы устроить свою личную жизнь.

    Неожиданно для всех Мадемуазель вдруг закрыла все свои французские бутики и переехала жить в Швейцарию. Причиной этого странногo поступка называли творческий кризис, давление конкурентов и даже политику. В жизни Коко наступила долгая депрессия. И виноват в этом был никто иной, как ее новый любовник - немецкий дипломат Ганс Гюнтер фон Динклаге, оказавшийся по совместительству... шпионом Гитлера. Он втянул Коко в свои политические игры, вынудив свести его с ее знакомым Уинстоном Черчиллем, а также передавать тайные послания другим высокопоставленным клиентам.

    В итоге правительство обвинило Шанель в пособничестве фашизму и выдворило за пределы Франции. Это было черное пятно на ее репутации. Габриэль понадобилось несколько лет, чтобы воспрянуть духом и набраться смелости вновь вернуться в индустрию моды. И она это сделала! Однако поклялась до конца жизни не заводить романов и слово свое сдержала.

    Отпраздновав 71-й день рождения, Коко представила миру свою новую коллекцию, центром которой был знаменитый твидовый пиджак с юбкой. Ее клиентками стали жены высокопоставленных политиков и голливудские звезды, в том числе Элизабет Тейлор.

    Коко ненавидела воскресенья. Надо же, какая глупость: в этот день никто не работает! Ей 87 лет, а она не привыкла проводить время в праздности. Правда, в последнее время ее увлечением стали ставки на ипподроме. Вот туда-то она и отправится сегодня. На сборы ушло больше времени, чем обычно, ноги и руки вдруг стали плохо слушаться, словно чужие. Онемевшие пальцы выпустили флакон с лекарством, который разбился об пол шикарного номера отеля «Ритц». Надо позвать на помощь, а она не может сдвинуться с места. «Вот так и умирают...» Это были последние слова великой Мадемуазель.

    По‑прежнему находятся на пике популярности у it-girls. Мы сегодня решили рассказать тебе о жизни великой Габриэль Шанель, реформатора женского гардероба, и показать несколько архивных фотографий.

    Детство и юность Коко Шанель

    19 августа 1883 года в Богом забытом городке Сомюр на западе Франции у поденщицы Жанны Деволь и коммивояжера Альбера Шанель родилась девочка Габриэль. Семья жила крайне бедно и, не имея собственного дома, часто переезжала. После смерти жены Альбер отдал сыновей родственникам, а дочерей — в монастырский приют. Габриэль тогда было 12 лет. Ни она, ни остальные дети больше никогда не видели отца. Маленькая Шанель не могла поверить, что он их бросил. «Я не сирота! Скоро приедет папа и заберет меня!» , — так отвечала девочка на насмешки других воспитанниц приюта.



    Неприветливые стены приюта не сломили Шанель и не превратили еев сентиментальную мечтательницу. «Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти» , — произнесла однажды Габриэль уже в статусе мадемуазель Коко. В 18 лет она покинула монастырь. решив раз и навсегда вырваться из нищеты. Навыки рукоделия, полученные в приюте, помогли Шанель сделать первый шаг на пути к успеху: она стала швеей в магазине готового платья в городке Мулене. Работа приносила ей небольшой доход, появились частные заказы, однако Шанель хотелось шика и блеска. Она начала выступать в местном кафе, исполняя перед публикой непритязательные песенки: Qui qu`a vu Coco и Ко Ко Ri Kо. С тех пор имя Габриэль забыли: все стали называть Шанель просто Коко. Будем честны: Коко Шанель была неважной артисткой и исполнительницей, о карьере певицы или актрисы глупо было и мечтать! Но обаятельную брюнетку заметили нужные мужчины, а ведь именно этого она и добивалась.

    Мужчина — короткий путь к успеху

    Шанель приняла предложение молодого барона Этьена Бальсана стать его содержанкой. Коко училась у Этьена верховой езде, спала до полудня, завтракать в постели кофе с молоком и шоколадными конфетами… Фантазерка Коко, предоставленная самой себе, начала создавать сама для себя одежду и аксессуары, не имевшие ничего общего с модой тех лет. После очередной любовной ссоры Шанель переехала в парижскую холостяцкую квартиру Бальсана и на его средства открыла в 1909 году шляпный салон.

    « Раскручивать» свое дело Шанель решила смостоятельно. Маленькие круглые шляпки Шанель во время ее прогулок и выходов в свет привлекали внимание изяществом и полным отсутствием украшений. Так пришел первый успех — и новое чувство: Коко сблизилась с приятелем Этьена английским плейбоем Артуром Кейпелом, которому суждено было стать самой большой и, пожалуй, единственной любовью в жизни великой мадемуазель. Артур ввел Коко в свой круг, познакомил ее с банкирами, политиками, финансистами. Советы, связи и деньги Кейпела помогли Шанель открыть первый бутик в Париже, на улице Шамбон, а чуть позднее и первый филиал своего магазина в Довилле, который в 1919 году вырос до полноценного модного Дома, а ценники на платьях достигали 3 тысяч франков. Коко получила то, о чем мечтала — славу и роскошную жизнь. Платой за успех стала трагическая жертва личной жизнью. И Этьен, и Артур любили Шанель, но женились на аристократках. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель, но… 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине. Шанель вновь осталась одна и, чтобы заглушить боль потери, с головой ушла в работу.


    Бессмертный стиль

    Стремясь освободить моду от ненужной роскоши, Коко начала со шляп. Модистка убрала с них страусиные перья и бархат. А после взялась и за верхнюю одежду. Первая коллекция женской одежды от Шанель - это практичные, удобные и революционные в своем роде вещи. «Матросский костюм» для пляжного отдыха — тельняшка, широкие светлые брюки, берет — был сшит из приятного телу трикотажа, который раньше использовали только для нижнего белья. Также Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка.

    Шанель обвиняли в том, что она« ограбила» сильный пол и перекроила мужской английский классический стиль для женщин. Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов и платьев с турнюрами Коко предложила сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Кроме того, Шанель осмелилась« вывести в свет» бижутерию, короткие стрижки и загар. Кульминацией стиля от Шанель стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Это был наряд родом из детства Шанель: воспитанницы приюта, где она росла, носили черные платья с маленьким белым воротничком. Безупречные пропорции, аскетичная простота кроя, изысканность ткани, сдержанная цветовая гамма — Коко превратила цвет траура и бедности в символ элегантности и вкуса.

    «Мода выходит из моды, — говорила Коко, — стиль — никогда»

    Великая мадемуазель и любовница

    В окружении Шанель было немало известных русских эмигрантов: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский(летом 1920 года они пережили короткий, но бурный роман). Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, племянника Николая II.

    Дмитрий Романов позже женился на богатой американке, однако эта связь принесла Шанель знаменитое детище, которое обернулось миллионными доходами. Дмитрий устроил Коко, встречу с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо. Бо, по замыслу Шанель, создал смешанный цветочный аромат , чего никто еще не делал. Из нескольких вариантов будущих духов заказчица выбрала аромат под номером пять. Символично, что эту цифру Коко считала для себя счастливой и новые коллекции показывала публике только пятого числа. Так родился легендарный парфюм Chanel № 5.

    Шанель исполнилось сорок два, когда в ее жизни появился новый поклонник-аристократ. Герцог Вестминстерский был экстравагантен и баснословно богат. Он сходил с ума от Шанель, но на предложение руки и сердца Коко ответила отказом: «Герцогинь много, а Коко Шанель одна!» Она не захотела жертвовать Домом моды ради титула и замужества и осталась великой мадемуазель.

    Но самый таинственный роман Коко — это ее отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки С. С. Шанель вызвалась стать посредницей в переговорах немцев о мире с союзниками, но операция« Модная шляпка» провалилась. После освобождения Франции Коко выслали из страны за сотрудничество с оккупантами, и любовники уехали в Швейцарию. Шанель заботилась о Шелленберге до его смерти в 1952 году.

    Дисциплина как эликсир молодости

    Коко Шанель утверждала, что красота женщины зависит не от возраста и цены платья, а от образа жизни, манер, ухоженности и душевной гармонии: «В двадцать лет ваше лицо дает вам природа, в тридцать его лепит жизнь, но в пятьдесят вы должны заслужить его сами». Лучший способ выглядеть хорошо, по мнению Шанель, — любимое дело: «Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела». Неудивительно, что Шанель всегда была в отличной профессиональной форме: последнюю коллекцию она представила, когда ей было за восемьдесят.

    После напряженной работы Коко позволяла себе периоды полного безделья в загородном доме, наслаждаясь свежим воздухом, свободой и одиночеством. Шанель с удовольствием рыбачила, разводила цветы, заботилась об окрестных собаках, ездила верхом. Кстати, мадемуазель была« жаворонком» и сстрого следила за распорядком дня, отводя на сон не менее семи-восьми часов: «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем. Отправляться спать после полуночи — значит не щадить самих себя. Лично меня после двенадцати часов вообще ничего не интересует. Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои уши, щадите свои глаза, щадите свои мысли. Что вы слышали такого после полуночи, что вы считали бы ценнее собственного сна? Это всего лишь то, что вы так или иначе слышали, и к тому же раз сто…» . Коко считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты. До самой старости она сохраняла девичью стройность, предпочитая рацион из овощей, фруктов, рыбы. Единственной нездоровой слабостью Шанель было постоянное курение.

    Великая мадемуазель создала философию и образ новой женщины: «Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира».

    Текст: Алина Краснова.
    Фото: пресс-материалы Chanel, архивные фотографии.

    Легендарная Габриэль Шанель

    Жизнь Коко Шанель доказывает, что, несмотря на трудности, все можно пройти, многое перетерпеть, но достигнуть своего идеала, своей цели. Кто она – женщина-загадка? Даже зная о ней все, никогда не сможешь знать ее саму, ведь Мадмуазель Коко «решительно ни на кого не похожа».

    Просто факты: Википедия о Габриэль Шанель

    Первый модельер, вошедший в сотню наиболее значимых людей ХХ века по версии Time .

    Именно Коко Шанель ввела в моду загар в 1921 году.

    Еще при жизни великой француженки Кэтрин Хепберн исполнила ее роль в бродвейском мюзикле «Коко » в 1969 году.

    После долгого перерыва в 15 лет смогла вернуться в мир моды в 71 год и 3 сезона выдержала неудачи перед стремительным взлетом.

    Жила в номере «люкс» отеля «Риц », который находился напротив ее первого магазина и ателье на улице Камбон, 31 .

    Умерла в этом же отеле, похоронена в Швейцарии, где, по ее словам, ей было спокойно в годы изгнания.

    С 1978-го по 2011-й год было снято шесть фильмов о Коко Шанель.

    Написано 18 книг, 16 из которых переведены либо написаны на русском языке.

    После ее смерти в шкафу нашлось всего три, но, как бы сказала сама Шанель , «очень стильных наряда».

    Биография загадочной Габриэль Шанель

    «Коко» Шанель в детстве

    Из всех созданных образов верхом совершенства является ее собственный образ – образ самой Шанель . Свою жизнь она кроила, как и платье, отрезала все лишнее, ненужное, на первый взгляд, делала проще, но с таким особым шармом и роскошью. То, что было у нее, то она и отдала миру моды. А были у нее вначале лишь бедность и скромность.

    Родилась Габриэль Бонер Шанель в маленьком городке Сомюр в 1883 году, в семье очень бедной. Мать Габриэль ушла из жизни, когда девочке было всего 12 лет. Отец оставил детей на попечение монахинь из католического монастыря в Обусине . О детстве и юных годах Габриэль практически ничего не известно: она скрывала правду о себе, запутывала следы, нить истинных обстоятельств ее жизни практически невозможно распутать. Но известно, что уже в 12 лет маленькая Габриэль научилась выживать и, самое главное, шить.

    После выхода из приюта Шанель поселилась в городе Мулен , где недолгое время работала в небольшой лавке по продаже белья. По вечерам пела в кафе для офицеров и мечтала уехать в Париж и стать великой певицей.

    Первая ее мечта сбылась. После встречи с влиятельным офицером Этьеном Бальзаном Габриэль переезжает в Париж. В это же время она увлекается изготовлением шляпок, открывает небольшую мастерскую с помощью связей и средств Этьена . Но немолодой офицер не приветствовал начинания своей возлюбленной, и вскоре они расстались.

    По-настоящему изменил ее жизнь Артур Бой Копель . Всячески поддерживая Коко , он помог открыть ей первый бутик на курорте Довиль в 1913 году, а в следующем году – в Биарицце .

    Дух военного времени, желание женщин снять с себя неудобные корсеты и пышные юбки сделали необычно простую, практичную и в то же время элегантную одежду Коко Шанель очень популярной. В 1918 году Артур Бой погиб в автокатастрофе, и в коллекции Шанель появилось маленькое черное платье.

    Каждый роман Коко знаменовался ее нововведениями в мире моды. После знакомства с российским композитором Игорем Стравинским в 1920 году был создан аромат №5 . Роман с герцогом Вестминстерским длился десятилетие. Много раз он предлагал Коко руку и сердце, но свободолюбивая Габриэль отвечала: «Вестминстерских герцогинь было несколько, а Шанель – одна ».

    Во время Второй мировой войны модельер была вынуждена закрыть все свои бутики. Это было не время для моды, как она говорила позже. По данным историка Хэла Вогана, Шанель имела связь с атташе немецкого посольства Гансом Гюнтером фон Динклагом , даже числилась в немецкой разведке. Ее причастность к шпионажу не была доказана, но после войны Шанель была арестована по обвинению в коллаборационизме. Позже выпущена по наставлению У. Черчилля и отослана жить в Швейцарию.

    Это был долгий перерыв в 15 лет. В 1954 году 71-летняя Коко Шанель нашла в себе силы выйти на мировой подиум. Но здесь уже правили совсем другие силы: все кутюрье в основном были мужчины. Добиваться успеха ей пришлось три года, но классика Шанель победила и стала символом статуса нового времени. В преклонном возрасте Коко работала для многих кинокартин, одевала таких звезд, как Лиз Тэйлор и Одри Хепберн .
    Прожив долгую, насыщенную жизнь, Мадмуазель Коко умерла в возрасте 88 лет в номере своего любимого отеля «Ри ц» рядом с самым важным местом в ее жизни – магазином Chanel на рю Камбон, 31.

    Почему Габриэль Шанель получила прозвище «Коко»

    Юная «Коко» Шанель

    Прозвище «Коко » Габриэль выдумала себе сама. Его истоки кроются то ли в детстве, то ли в певческой карьере француженки. Пение в кабаре городка Мулен было ее хобби. В ее небольшой репертуар входило две песни: «Qui qu a vu Coco? » и «Ko Ko Ri Ko ». Поэтому офицеры в шутку стали называть ее «Коко », что значит цыпленочек. Сама же Коко говорила, что это ее детское прозвище: так любил называть ее отец.

    Фото лучших моделей (творений) Габриэль Шанель

    Нововведения Шанель неисчислимы. Именно она ввела в моду женский деловой костюм в его привычном для нас понимании – пиджак с юбкой или брюками, на подкладке, сшитый из одной ткани .
    Но, как призналась Шанель, самым большим ее достижением было создание практичного, элегантного, в духе минимализма маленького черного платья .

    Классика всех времен: маленькое черное платье

    Коко прочувствовала, как сложно деловой женщине менять костюмы от формального до вечернего в течение дня. Дресс-код утомляет, но женщине всегда нужно выглядеть презентабельно. Ведь то, как она выглядит, дарит женщине уверенность в себе, что очень важно. Маленькое черное платье дает женщинам такую уверенность. Оно спасает от многочисленных переодеваний, а с помощью аксессуаров, украшений и накидок актуально в любое время суток, как и в любом возрасте.

    Когда Мадмуазель Шанель надоело носить ридикюль , который она постоянно теряла, ей пришлось дополнить женскую сумку ремешком из цепочки . Теперь ее удобно было носить на плече, а руки оставались свободными. Сумка получила название Chanel 2.55 соответственно дате появления модели (февраль 1955 года ). Изначально сумочка представлялась только в черном цвете, но уже через год была выполнена из кожи всех цветов, шелка, а также крокодиловой кожи.

    Знаменитая сумочка Chanel 2.55

    Особенности сумки Chanel 2.55:

    Объемность изделию придает стеганый верх, что напоминает подушки в номере Коко Шанель в отеле «Риц ». Бордовая подкладка напоминает цвет одеяний монахинь из аббатства, где выросла Габриэль, а длинная ручка-цепь – их обыкновение носить ключи на цепочке. На задней стороне сумки, снаружи, размещен карман для денег. Известный замок в виде логотипа появился только в 80-х годах, первоначально же сумка закрывалась на «замок мадмуазель » – прямоугольную защелку.

    Chanel №5 – революционный аромат с революционной подачей, создан парфюмером Эрнестом Бо в 1921 году. Он первый отважился работать с летучими альдегидами, благодаря которым создал стойкий парфюм с нежным шлейфом.

    Духи Chanel №5

    Несмотря на тенденцию к замысловатым флаконам, Шанель предложила простой прямоугольный флакон, делая акцент на ценность содержимого, а не упаковки. Такой флакон несколько напоминал мужской, но Шанель многое позаимствовала у мужчин. Ведь ее духи для современной женщины, как парфюмерный аналог черного платья, отражает стремление к минимализму, чистой форме и постоянной востребованности.

    Стремление к простоте отразилось и на этикетке, которая сделана на контрасте чёрного и белого: белый прямоугольник с чёрными буквами Chanel . Круглая печать с нанесением эмблемы Дома Chanel – две переплетенные буквы С – привязана к пробке флакона.

    Самым известным свидетельством о духах Шанель стал ответ Мэрилин Монро одному из журналов на вопрос, что на ней надето, когда она ложится спать: «Несколько капель Chanel №5 ». Это выражение стало слоганом компании на долгие годы.

    Дом моды «Коко Шанель» – великое наследие Габриэль

    Логотип дома моды Шанель

    Дом моды как особое понятие также принадлежит Коко Шанель . Он включает одежду, украшения, аксессуары, духи и косметику. Сейчас компания Chanel принадлежит семье Алиана Вертеймера . Главным дизайнером Chanel является Карл Лагерфельд .

    В Париже семь бутиков Chanel , два из которых продают только украшения. Классический стиль каждого из них был создан Питером Марино . Дизайнер спроектировал более 90 бутиков для люксового бренда и сделал все, чтобы каждый из них был уникальным. Стиль магазинов строится вокруг классической цветовой комбинации бренда – черно-белой. Весь дизайн следует минимализму, ведь в бутиках Chanel главными звездами являются сумки, обувь и одежда.

    Главный магазин Chanel находится на улице рю Камбон, 31 в Париже, где он был основан еще самой Коко Шанель . Здесь представлен весь ассортимент: одежда и обувь, украшения, аксессуары, а также парфюмерия и часы. Доступны последние коллекции готовой одежды prêt-à-porter.

    Бутик Chanel на улице Камбон в 1915 году

    Недавно в Париже открылся бутик Chanel , где продается исключительно косметическая и парфюмерная продукция. Находится он на Rue Saint-Honoré, 362 , недалеко от оригинального магазина Chanel на Rue Cambon , который на данный момент закрыт на реставрацию до 2016 года.

    Современный вид бутика Шанель

    В бутике на Rue Saint-Honoré, 362 можно ознакомиться с последними коллекциями косметики бренда, с помощью косметологов подобрать нужный цвет бьюти-продуктов, а также заказать индивидуальный аромат.

    Ценовая категория продукции Chanel относится к люксовому уровню. Туфли-лодочки со стеганой платформой и выполненные из кожи козы обойдутся от 1600 евро . Часы в среднем стоят 7-8 тысяч евро. Популярные классические сумки стоят от 2,5 до 7 тысяч евро , клатчи – 2 тысячи евро , эксклюзивная сумка из кожи питона, инкрустированная кристаллами Сваровски, – 12 тысяч евро . Цена на сумки от Chanel постоянно растет, что свидетельствует о неугасимом интересе к творению великой Шанель. Так, в 1955 году, когда сумка была только выпущена, она стоила 220 долларов – по тем временам немалые деньги. Как с тех пор менялась цена на знаменитый аксессуар, видно на графике.

    Ценовой график на продукцию Шанель

    Наряды от Chanel не имеют верхней планки цены. В бутике платье в среднем стоит 5 000 евро . На красной дорожке встречаются и очень дорогие экземпляры. Так, в этом гору Джессика Бил надела вечернее платье от Chanel , которое стоило 100 тысяч долларов .

    Джессика Бил в платье Шанель

    Наиболее часто на светских раутах и в повседневной жизни в платьях от Chanel появляется Кира Найтли. Роберт Паттинсон – звезда «Сумерек » – демонстрирует часы J12 Chromatic от Chanel . Также и политиков не обошла любовь к Chanel. Хилари Клинтон проводит предвыборную кампанию в брендовых часах.

    Кира Найтли в образе от Chanel

    Роберт Паттинсон демонстрирует часы J12 Chromatic от Chanel

    Габриэль Бонер Шанель – секрет стиля

    Ежедневно Шанель стремилась к одному – к простоте. До конца дней оставалась самой прекрасной моделью – худенькой, высокой, стройной – и создавала одежду прежде всего для себя. Дух ее стиля – это по-настоящему практичная одежда: такая удобная, что о ней можно забыть и сосредоточиться на окружающем. «Роскошь обязана быть удобной, иначе это уже не роскошь », – часто говорила Коко .

    Шанель пользовалась простым методом – представляла себя в роли бизнес-леди. Старалась думать о нуждах каждой женщины, о том, как она хочет чувствовать себя в одежде, как желает выглядеть. Своей задачей считала создание красивых и удобных нарядов для женщин, которые много трудятся. Будучи очень трудолюбивой, всегда стремилась к идеалу: выбирала высокое качество материала, пошива, швов.

    Стиль Шанель

    Понятие «стиль Шанель » стало нарицательным, символизирующим простоту, удобство и элегантность. Любые созданные ею модели: немнущиеся юбки-плиссе, вязаные свитера и пуловеры, прямые юбки с карманами и эластичные жакеты – отличались безупречной посадкой и удобством в носке.

    Женщина не должна чувствовать стеснения в карьере и в наряде. Средний каблук, удобная в носке сумка с длинным ремнем и, конечно, всегда уместное маленькое черное платье. Черный цвет – это верх элегантности от Шанель . При этом в тщательно подобранном одеянии должен быть легкий элемент небрежности, чтобы кропотливая работа женщины по созданию своего стиля была невидимой. Дополнением к любому образу, его невидимым аксессуаром являются духи.

    «Шанель – это не мода, Шанель – это стиль»: простые цитаты о главном от Габриэль Шанель

    Габриэль Бонер Шанель

    Габриэль говорила, что именно бедность в детстве и юности дала ей желание достичь того, что многие считали невозможным и недостижимым. Она стремилась доказать, что сможет навсегда изменить женскую моду и создать настоящую сенсацию. Квинтэссенцией ее стиля стало равенство скромности и роскоши.

    Ее основная цель: женщина никогда не должна выглядеть неуместно. Часто повторяла, что ваша внешность – в ваших руках. Пусть в двадцать лет лицо дано вам природой, но каким оно будет в 50, зависит только от вас. Преобладало ли для Коко внешнее над внутренним? Однозначно нет. Она говорила: «Ищите женщину внутри платья, без женщины нет и платья! ». Наряд – лишь маленький штрих, который дополняет тебя особенную, такую, какая ты есть на самом деле.

    Ведь что такое истинная роскошь? Когда изнанка выглядит так же красиво, как и лицо. У этого высказывания «двойное дно». Шанель всегда стремилась к совершенству. В строчке на платье и в собственной душе. Она говорила: «Заботясь о внешней красоте, начните с сердца, а иначе самая лучшая косметика не поможет ». Прожив долгую жизнь, многого достигнув, Коко Шанель призналась: «Теперь я знаю, что такое слава: это одиночество »…


    Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.

    Коко Шанель - история успеха и биография

    Коко Шанель (фр. Coco Chanel).


    Коко Шанель - её настоящее имя - Габриэ́ль Бонёр Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
    Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия - об этом знают все.

    А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель - Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке - ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.

    Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием - ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.

    Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие - всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала - шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать - всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.

    Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.

    Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным - настоящим чудом портновского искусства

    «Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».

    Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.

    Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
    Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.

    Идеи, которые она создала в начале ХХ - го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.

    Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки

    Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
    В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».

    Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества - она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.

    Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 - 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.

    Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
    Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
    Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо.

    Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.

    Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
    Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.

    Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани- лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.

    Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
    Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
    При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе - созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…

    Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С - Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.

    с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.

    Шанель была ценительницей прекрасного, умела создавать красивые вещи и благодаря этому ее квартира в Париже выглядит как настоящий музей. Кроме красивых зеркал в квартире много книг, наверное иначе и не могло быть, ведь Шанель была очень мудрой женщиной, которая оставила после себя не только сумочки и духи, но и много афоризмов.

    Цитаты Коко Шанель

    Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

    Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин
    это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда
    оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

    Женщины могут выглядеть смешными. Разумеется, я говорю о немногих
    женщинах. Смешной же мужчина - конченый человек, если он не гений.

    Где следует душиться? Там где вы хотите, чтобы вас поцеловали.

    Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать
    им только случай.

    В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать -
    как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то
    лицо, которое заслужили.

    Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.

    За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

    Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.

    Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

    Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

    Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

    Не выходите замуж за мужчин с для мелочи.

    Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги - не самоцель, а того, что человек не ошибся.

    Прекрасное остается, красивое проходит.

    Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

    Самое лучшее в любви — это заниматься ею.

    Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.

    Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.

    Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

    Уход за собой обязан начаться с сердца, в противном случае никакая не поможет.