• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Йога Айенгара для начинающих хороша тем, что в ней каждая поза тщательно выстраивается. Этому уделяется максимум внимания и времени, а особенно важным считается сознательный контроль в практике.

    Если вы новичок, то этот метод именно для вас. Занятия построены так, что практикующий переходит от самого простого к сложному по мере своей готовности, а использование валиков, подставок, одеял, ремней облегчает и помогает правильно выполнять упражнение. Именно этот вид йоги рекомендуется пожилым людям и тем, кто имеет проблемы со здоровьем.

    Как появилась практика йоги Айенгара

    Метод йоги Айенгара, опирающийся на классическую Хатха-йогу основан на чётко построенной последовательности асан, обязательно сочетающихся с правильной техникой дыхания. Он самым лучшим образом подходит начинающим практикам, так как даёт понимание самых основ йоги. Правильно выстроенные при помощи дополнительных аксессуаров асаны помогают избавиться от многих проблем со здоровьем. Особенно рекомендуют заниматься такой практикам женщинам, пожилым людям и всем, у кого есть какие-либо болезни.

    Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар создал свой метод, основываясь на собственном многолетнем опыте практики. С самого рождения жизнь испытывала мастера на прочность. Едва не умерев от гриппа новорожденным, в тринадцать лет он заболел туберкулёзом, затем тифом и малярией. Семья, в которой родился Айенгар, была бедной, денег не было даже на самые необходимые лекарства, поэтому мальчик рос таким слабым, что не мог нормально учиться в школе.

    В шестнадцать лет Сундарам, как звали его в семье, отправился в Майсор, помочь своей старшей сестре, пока её муж по просьбе Махараджи отправился в Бомбей посмотреть, как там развивается йога. Прекрасно образованный, знаток Вед, полиглот, философ, Тирумалай Кришнамачар был ещё и учителем йоги. Вернувшись домой, он уговорил мальчишку остаться у них, показал ему несколько асан для укрепления здоровья, но Сундарам даже не мог дотянуться до колен руками, и учитель не стал заниматься с ним дальше.

    Однако по воле случая Кришнамачар был вынужден заниматься с родственником, так как его любимый ученик пропал за несколько дней до Международной конвенции по йоге, где должен был демонстрировать разные асаны. Айенгар за три дня освоил все сложные прогибы и успешно их показал на публике, но от сильной боли он чуть не плакал. С тех пор Сундарам стал заниматься у учителя в йога шале.

    В 1936 году во время поездки с учителем по Индии Айенгар получил приглашение от одного врача приехать в Пуну на полгода учить его йоге. Так молодой человек стал учителем, благодаря которому город спустя много лет стал Меккой йоги. А пока учеников было мало, денег не хватало, и он использовал любую возможность заработать. В 1943 году Сундарам женился на Рамамани, которая стала его верной спутницей и помощницей. В 1975 году после смерти жены он основал Институт йоги в Пуне, названный именем Рамамани.


    Только к 1947 году количество учеников начало расти. Многим йога помогла преодолеть болезни, и Айенгар стал известен по всей стране. А с 1954 года его начали приглашать во многие страны, йога начала приобретать популярность по всему миру. Помочь в практике йога Айенгара для начинающих может любая книга мастера, многие из которых изданы и на русском языке.

    Но практика самого учителя была трудной и развивалась медленно из-за слабого позвоночника, неразвитой грудной клетки и многочисленных болезней в детстве. До 1958 года были сплошные проблемы, он начал терять сознание в асанах, однако продолжал заниматься и упорный труд победил. И снова пришлось начинать всё сначала после аварии и несчастного случая в 1979 году. И после восьмидесяти лет Айенгар занимался по шесть часов в день. Умер учитель, когда ему было 95 лет.

    Йога Айенгара для начинающих - основы для самостоятельных занятий

    Методика занятий заключается в том, что асаны разделены на курсы - от начального к продвинутому, и сгруппированы так, чтобы их было удобно выполнять. К тому же рассчитано время, требующееся на их освоение. Например, первый курс занимает приблизительно восемь недель. На первых двух неделях мастер предлагает выполнять следующий комплекс:

    1. Тадасана. Поза учит правильно стоять, распределять вес равномерно на обе стопы, по всей их поверхности, чтобы избежать деформаций позвоночника. При правильном выполнении мышцы бёдер напряжены, живот втягивается, грудь направляется вперёд.
    2. Врикшасана - даёт тонус ногам, учит равновесию и устойчивости.
    3. Уттхита Триконасана - также помогает развить ноги, избавиться от жёсткости в тазобедренных суставах, раскрывает грудь, снимает боль и напряжение в спине и шее.
    4. Уттхита Паршваконасана - укрепляет ноги, облегчает боль в суставах, раскрывает грудную клетку, плюс помогает быстрее сжигать жир на животе и способствует лучшей работе кишечника.
    5. Вирабхадрасана І - хорошо сжигает жир на бёдрах и ягодицах, делает гибче спину, плечи и шею.
    6. Вирабхадрасана ІІ - помогает избавиться от судорог, делает ноги и спину гибче, приводит в тонус внутренние органы, расположенные в брюшной полости.
    7. Паршваттанасана - поможет избавиться от сутулости, сделать гибкими ноги, таз, позвоночник, запястья, улучшает работу внутренних органов.
    8. Саламба Сарвангасана І - положительно воздействует на щитовидную железу, лечит болезни горла, бронхит и астму, головные боли, успокаивает нервы, помогает избавиться от запоров и многих женских проблем.
    9. Халасана - действует подобно предыдущей позе, стимулирует работу всех органов, облегчает состояние при артрите позвоночника.
    10. Шавасана - расслабляет и восстанавливает силы.

    Асаны в Айенгар-йоге разделены на курсы

    Совет: для начинающих практиковать йогу Айенгара лучше скачать уроки, содержащие самые основы для самостоятельных занятий. Благодаря таким видео для начинающих, йога Айенгара будет понятней и полезней.

    Задерживаться в каждой позе надо семь-восемь циклов дыхания, но если вам это трудно, то начинать надо с нескольких секунд, постепенно увеличивая время. Для точного и правильного выполнения асан в домашних условиях желательно смотреть видеоуроки йога Айенгара для начинающих, которые можно скачать бесплатно, так как неверно выстроенные позы не дадут нужного эффекта. Например, многие не понимают важности Шавасаны, а она даёт полное расслабление и погружение в себя, поэтому игнорировать её не стоит. В этой асане можно использовать одеяла, валики, всё, что поможет самой глубокой релаксации.

    Использование вспомогательных приспособлений и опор позволяет правильно выполнить асану, избавляет от болевых ощущений, что позволяет правильно дышать и дольше в ней задерживаться. Всё это самым положительным образом сказывается на внутренних органах, помогает спокойно наблюдать за собой и своими ощущениями. Как и когда применять блоки, ремни и т.п., можно узнать из многочисленных видео по йоге Айенгара для начинающих и изучить основы для самостоятельных занятий.

    Практика йоги Айенгара для женщин

    Полюбив занятия йогой, многие женщины расстраиваются, когда наступают дни, в которые практиковать нежелательно. Перевёрнутые позы, оказывающие такое благотворное, оздоравливающее влияние на организм, в критические дни способны нанести ему вред. Соответственно надо тщательно подобрать комплекс на этот период. Асаны не должны мешать естественному очищению и помогать сохранить энергию. А вот после того, как кровотечение прекращается, можно начинать практику именно с них, чтобы восстановить гормональное равновесие.


    Унять боли и спазмы помогут Ардха Чандрасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана ІІ. При слабости, низком давлении лучше не практиковать Прасарита Падоттанасану, Собаку мордой вниз и Паршвоттанасану. Сохранить энергию помогают Супта Вирасана, Супта Баддха Конасана, Матьсьясана, Супта Сукхасана - облегчите выполнение ремнями, одеялами. Супта асаны хорошо помогают успокоить нервы, вывести жидкость из организма, облегчают боли в животе.

    Совет: многие сидячие позы снимают напряжение, к тому же в эти дни вы не обязаны выполнять весь свой обычный комплекс, а значит, можете больше уделить внимания связкам и суставам, действуя неспешно и глубоко.

    Вообще, лучшим выходом будет скачать курс асан йога Айенгара для начинающих, подобранный специально для женщин, самой подобрать и верно их выполнить будет довольно проблематично. При нарушениях цикла надо обязательно включать в свою программу перевёрнутые позы, скручивания, асаны, задействующие таз и промежность - это улучшит отток венозной крови и будет хорошей профилактикой варикоза вен малого таза, нормализует гормональный фон.


    Подробное объяснение в видеоуроках каждой позы, их воздействие на наше тело и его здоровье станет отличным подспорьем для начинающих и опытных практиков йоги Айенгара. Не пожалейте времени на просмотр и изучение каждой асаны. Многие люди, практикующие не один год, тоже найдут для себя много нового. Внимательно вникая в тонкости и нюансы, вы заметите, что ваш мозг вместо обычного перепрыгивания между различными мыслями, занят тем, что прислушивается к ощущениям и следит за выполнением упражнения. Но ведь именно этого мы и пытаемся достичь, занимаясь йогой, - концентрации и гармонии.

    Кому по силам йога Айенгара?
    Изучать йогу возможно в любом возрасте, подготовлены мы или нет. Даже если вы знаете многое или только собираемся постигнуть эту науку. Давайте попробуем определить: что же такое йога, зачем она нам нужна? Не секрет, что увлечение йогой Айенгара все больше набирает популярность среди активных современных людей.

    В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
    — Полезность и современность йоги;
    — Направления йоги;
    — Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений;
    — Йога Айенгара: видео уроки.

    Что такое йога?

    Данное понятие пришло от наших древних предков. Это одна из систем индийской философии. В культуре Индии, ее трактовали, как науку подчинения разума. Скрытый потенциал для управления всеми функциями организма. Неоспоримые авторитеты в области йоги, такие как Патанжали, Кришнамачарьи заявляют о возможности развития исключительных способностей людей – лечить, совершенствовать тело и дух. Итог – гармония внутри человека.

    Зачем нужна йога?

    В результате практики мы имеем:

    Улучшение здоровья,
    способность управлять своим телом,
    возможность предупреждения некоторых заболеваний,
    активную жизнь и работоспособность,
    долголетие.

    Регулярно занимаясь, мы:

    Избавляемся от головных болей, болей в спине и шеи,
    восстанавливаем работу щитовидной железы, поджелудочной, работу кишечника,
    укрепляем нервную систему.

    Йога увеличивает эластичность мышц, укрепляет их. Мышцы спины начинают держать позвоночник, боли исчезают. Сильные мышцы рук и ног позволяют достаточно долго, безболезненно переносить нагрузки.

    Для здоровья суставов полезны упражнения подвижности: скручивание, выгибание.

    Мы учимся управлять дыханием. Оказывается, именно правильное дыхание помогает устранять фантомные боли.

    Организм, нормализуя физиологию, начинает избавляться от лишних килограммов.

    В некоторых направлениях есть упражнения, для омоложения лица, шеи.

    Йога для беременных подготавливает женщину к родам.

    Такая философия как йога помогает справиться с тяжелой депрессией.

    Происходят изменения во всех жизненных аспектах. Меняется судьба!

    Существует множество видов: спокойная, легкая, спортивная, ближе к акробатической.

    Вот некоторые из них:

    Хатха:

    Наиболее известно. Если практиковать 1-2 раза в неделю, в короткое время можно стать стресcоустойчивым, научиться контролировать эмоции, обеспечить спокойный сон, хорошее настроение.

    аштанга-виньяса:

    Похоже на занятия аэробикой. В результате пользуется популярностью у тинейджеров. В течение часа получается сжечь 500 ккл.

    инь-йога:

    Показано для офисных сотрудников. Полный рабочий день нередко проходит в напряжении физическом и умственном. Мы научимся разгружать свои мысли и успокаивать тело. Мозг после занятий расслабляется. С помощью правильного дыхания достигаем душевного, психологического комфорта.

    хатха, кундалини, сахаджа-йога:

    Нам хочется общаться с единомышленниками, делиться опытом, вместе практиковать что-то новое? Указанные направления проводят мастер-классы, семинары. Есть возможность получать знания в коллективе.

    Но, хочется остановить внимание на йоге Айенгара . Почему?

    Айенгар-йога

    История:

    Беллура Кришнамачара Сараджа Айенгара создал собственную систему преодоления недугов. Гуру в детстве был очень слаб здоровьем и решил изучить йогу знаменитого Кришнамачарьи. Айенгар бросил вызов проблемам. Благодаря вере и упорству, обрел успех в их решении. В последствие, помог многим нуждающимся в выздоровлении.

    Преимущества:

    Данный вид йоги подходит даже тому, кому простые асаны (позы) на первый взгляд, кажутся невозможными: людям после операций, травм, с хроническими заболеваниями, приобретенными проблемами здоровья, пожилым, детям, беременным. Его метод — научить ослабленного и неповоротливого управлять своим телом.

    Йога Айенгара является постепенной. Для безопасности и комфорта, гуру придумал подручные приспособления: одеяла, валики, ремни, деревянные кирпичи, маты. Это основное, что отличает метод занятий Айенгара, например, от аштанга-виньясы. С тем или иным дополнительным материалом можно достичь выполнения заданий.

    Очень важно, что противопоказаний для обучения нет.

    Достижения:

    На каждом занятии достигается терапевтический эффект. В тонус приходят все группы мышц, суставы. Йога Айенгара приводит к вытягиванию человеческого тела, что положительно действует на позвоночник. Смещенные позвонки встают на место. При регулярных уроках, возможно избавление от грыж. Мы становимся гибкими, суставы не болят. Даже если человек еще совсем немного практикует занятия, он начинает ощущать душевный комфорт.

    И так, цель учителя Айенгара – излечение от травм, реабилитация после операций, устранение хронических болезней, хорошее настроение и оздоровление организма .

    Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений

    Много людей открыли для себя йогу Айенгара! Занимаясь по методу оздоровительной программы гуру, мы добиваемся своих целей. Айенгар-йогу по праву можно назвать лечебной.

    Перемены в жизни как результат занятий.

    Каждый практикующий йогу Айенгара приводит свой ум в состоянии гармонии, что положительно влияет на эмоциональное состояние. Уравновешенный, спокойный, самодостаточный, здоровый человек мыслит позитивно. Ученые доказали — мысль материальна. Жизнь меняется к лучшему!


    Йога Айенгара: Видео уроки

    Своё название йога Айенгара получила в честь её создателя Б. К. С. Айенгара. Как и в классической хатха-йоге он стремится улучшить связь между мозгом и телом посредством асан и пранаямы. Айенгар родился в 1918 году в штате Карнатака, Индия. Он был учеником легендарного гуру йоги Т. Кришнамачарья.

    В возрасте 18 лет, Айенгар стал распространять свои знания в Пуне. Во время этого процесса, он экспериментировал с последовательностями и позициями, постепенно создавая собственный стиль йоги. Айенгар является автором нескольких книг по йоге. В целом, он написал 14 книг на тему йоги и философии, многие из которых стали международными бестселлерами. Студии йоги Айенгара можно найти во всём мире.

    Что такое йога Айенгара?

    Это разновидность . Как и другие её стили этот стремится объединить тело, разум и дух для здоровья и благополучия. Это способствует повышению физической силы, психического настроя и общего самочувствия. Многие люди считают йогу Айенгара эффективным методом управления повседневным стрессом, который мы испытываем в современной жизни.

    Отличие йоги Айенгара от хатха-йоги

    1. Упор на технику. Во время практики используют специальные приспособления такие как, блоки, стулья, ремни, одеяла и болстеры. Эти опоры помогают сосредоточиться на правильном выравнивании тела, а также безопасном и эффективном выполнении асан.

    2. Второе отличие йоги Айенгара – это использование специальных последовательностей асан и пранаямы. Кстати, пранаямы (техника глубокого дыхания) здесь выполняется, только, после освоения асан. Почему так? Выполнение асан дисциплинирует вас и делает более гибкими. Ваше внимание и концентрация переключается на мельчайшие части тела, что позволяет осознать его и принять поток жизненной энергии без каких-либо блоков. И только после можно начинать осваивать пранаямы. Ведь это не просто форма глубокого дыхания. Вам придётся сидеть в одной позе в течение длительного времени, выполняя вдох и выдох с правильной техникой. Для этого должны быть готовы как ум, так и тело.

    3. Асаны в йоге Айенгара удерживаются более длительный период времени, чем в других формах йоги. Йога-гуру Б. К. С. Айенгар считает, что если находиться в позе долгое время, то можно получить максимальную пользу. Тело привыкает, и становиться стабильным в этом положении, а человек может сосредоточиться на дыхании.

    Асаны йоги айенгара

    Йога Айенгара включает более 200 поз йоги и 14 различные пранаямы. Последовательность асан – это особенно важный момент. Практикующие двигаются от простых поз к более сложным в чётко структурированном виде. Эта прогрессия позволяет выработать прочность, гибкость и чувствительность.

    В центре внимания во время занятий выравнивание тела. Это позволяет развиваться в анатомически правильном пути и минимизировать травмы и боль. Также здесь большое значение имеет использование дополнительных аксессуаров, ведь так вы практикуете безопасно и эффективно.

    Йога Айенгара включает в себя асаны стоя и сидя. Это и поза собака мордой вниз, стойка на голове, поза воина и поза треугольника. Использование асан стоя повышают жизненный тонус, укрепляют ноги, улучшают кровообращение и увеличить баланс. Эти навыки затем становятся основой для более сложных поз.

    Кому подходит йога Айенгара?

    Йога Айенгара приносит . Это , уменьшение симптомов и воспалений, преодоление депрессии и тревожности. Йога Айенгара улучшает общее состояние здоровья и успокаивает разум. Эта практика особенно полезна для улучшения осанки, укрепления сердца, повышения гибкости, удлинения позвоночника и избавления болей в спине. Йога Айенгара лучше всего подходит для тех, кто хочет развить глубокое понимание взаимосвязи между телом, разумом и духом. Это отличный вариант для пожилых людей или тех, кто восстанавливается от травм. Если вы хотите ощутить сильную нагрузку до «седьмого пота», то практика йоги Айенгара вам не подходит.

    Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

    С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

    Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

    Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

    Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

    Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

    Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

    Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

    Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

    С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

    И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

    Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

    «Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

    Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

    В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

    А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

    Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

    Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

    Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

    Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

    Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

    Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

    Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

    Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

    Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

    Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

    Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

    Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

    Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

    Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

    «Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

    И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

    Йога Айенгара для женщин

    Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

    Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

    Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

    Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

    В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

    1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
    2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
    3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
    4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
    5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
    6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
    7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

    Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

    Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

    Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

    Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

    «Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

    Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

    Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

    Успехов вам на этом Пути.

    Используемая литература:

    Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
    Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
    Николаева Мария «Ученик перед стеной».

    Древнейшая йогическая наука самосовершенствования души и тела появилась так давно, что имена ее создателей скрыты от нас тайной веков. Значение этой индийской духовной сокровищницы настолько велико, что упоминание о ней можно найти во всех древнейших трактатах индуизма, таких как Ригведа, Веды, Упанишады, Бхагавадгита.

    Создателями хатха-йоги считают Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха, заложивших в X-XI веке традицию натхов. Именно она послужила основой для развития в средневековой Индии ее классического варианта.

    У истоков хатха-йоги

    В этой практике делается акцент на очищении тела, приводящего к освобождению ума (ха) и увеличению жизненной энергии праны (тха) . В ней получили дальнейшее развитие асаны раджа-йоги Патанджали с добавлением к ним особых гимнастических элементов.

    Йога Айенгара – авторская методика древнейшей практики хатха-йоги, названная в честь ее создателя . Точнее было бы говорить не об отличии, а о детальной разработке ее пранаям и асан, позволившей наиболее полно адаптировать древнюю технику для людей современности.
    Чтобы лучше понять особенности усовершенствованной им системы, надо знать историю и условия формирования личности ее основателя.

    Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, выходец из небогатой семьи брахмана, родился в 1918 г. в индийском штате Карнатака. Перенеся в детстве несколько тяжелых заболеваний, мальчик был настолько ослаблен, что решил исцелиться с помощью йоги. Однако, пройдя суровую и жесткую практику у своего учителя, он понял, что такой интенсивный метод может подойти далеко не всем. Приступив к самостоятельным урокам со своими учениками он попытался переосмыслить полученный опыт.

    В Индии в 30-х годах прошлого века йога не была широко развита как техника самосовершенствования, и в основном, к нему приходили люди, желающие улучшить свое здоровье. Не имея опыта в йоготерапии, юноша был вынужден изучить многие древние трактаты. Глубоко и детально он тренировался в мастерстве выполнения асан, уделяя занятиям по 10 часов в день.

    Тогда и начинает формироваться его авторский стиль, отличный от предыдущей жесткой практики. Айенгар кардинальным образом трансформирует технику выполнения асан. Избегая особо болезненных поз, он придает большое значение наклонам вперед, позволяющим сделать позвоночник сильным и стабильным.
    В течение долгих лет он проводит исследования лечебных эффектов асан и пранаям на организм человека.

    Свою первую поездку в Европу гуру совершил в 1954 году. Благодаря ему древнее искусство, не слишком распространенное даже на своей родине, переживает второе бурное рождение. Запад глубоко и по-настоящему открывает для себя йогу. Учениками Айенгара становятся выдающиеся люди своей эпохи – крупнейшие политики, известные писатели, актеры и даже Ее Величество Королева Бельгии.

    В 1966 г. в свет выходит его книга «Йога Дипика», которую повсеместно признают библией йоги.

    Неоценимой заслугой Б. К.С. Айенгара является то, что он сделал хатха-йогу не привилегией касты избранных, а доступной для людей разного уровня физической подготовки — не зависимо от их возраста, здоровья, пола и расы. Доказательством тому может служить, что его система развития является сегодня самым известным и востребованным направлением йоги во всем мире.

    Секреты йоги Айенгара

    1. Все гениальное просто

    Основным новшеством и отличием системы Айенгара от классической хатха-йоги является использование им для занятий особых приспособлений — пропсов . Так называются различные устройства в виде мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней и веревок. Именно они обеспечивают опору для тела, необходимую для достижения правильного и устойчивого положения в асане.

    Новички уже давно оценили незаменимую пользу этого арсенала. Например, если при выполнении Уттанасаны вы не можете сразу дотянуться руками до пола, достаточно опереться на поставленный перед собой кирпич. Не стоит расстраиваться и тем начинающим, кому на первом занятии для реализации этой асаны понадобится два кирпича. Постепенно, по мере совершенствования и увеличения гибкости вы сможете свести использование вспомогательных материалов к минимуму.


    Таким образом, большой ассортимент приспособлений и их сочетание позволяют:

    • Легко войти в практику людям с различной степенью подготовленности;
    • Учитывать особенности строения и гибкости суставов каждого человека;
    • Обеспечить комфорт и безопасность выполнения сложных асан.

    Наиболее продвинутым ученикам пропсы помогут правильнее отстроиться в асане и выполнить более длительные фиксации. Использование приспособлений улучшает результаты при раскрытии суставов в различных прогибах.

    В окончательном варианте они применяются только в упражнениях на расслабление или при их «пассивном» выполнении.

    Целительная сила этих приемов заключается в проработке и излечении даже самых больных частей тела, хранящих энергетическую информацию о боли, напряжении и стрессе.

    2. От простого к сложному

    Еще одной отличительной особенностью школы Айенгара является построение постепенного развития практики. Он разработал многоуровневую структуру занятий, состоящую из подготовительного и четырех базовых уровней.

    В программе каждого уровня осуществляется поэтапный переход от самых простых к более сложным асанам, с дальнейшим подключением пранаямы.

    Посвятив много времени более углубленной и утонченной практике простых асан для начинающих, он придавал им особую роль в укреплении тела и подготовки к более высоким этапам тренировки.
    Благодаря своей продуманной доступности она заслужила репутацию одной из самых мягких йогических техник, которая подходит даже людям с ослабленным здоровьем. Будучи в детстве очень болезненным ребенком, гуру доказал в результате многолетней практики исцеляющую и развивающую силу своего особого метода.

    3. Метод вытяжения

    Своеобразной чертой йоги Айенгара является углубленное раскрытие метода вытяжения тела в статичной позе. Асаны в этом стиле удерживаются более долгое время, чем в классической хатха-йоге.

    Отличием от медицинских и спортивных методик является то, что вытяжение не принудительное, а основано на осознанных усилиях практикующего. Сокращение мышц приводит к усилению кровотока во всем организме, что позволяет ликвидировать застойные процессы и запустить систему самооздоровления.

    Этому способствует и особая техника дыхания, детально разработанная Айенгаром для каждой асаны . Более глубокое дыхание не только вызывает усиленное снабжение крови кислородом, нормализует окислительные процессы в организме, но и восполняет запасы тонкой энергетической субстанции – праны. Праническое дыхание по методу Айенгара порождает положительные изменения и на ментальном плане. В результате уходят негативные эмоции, сознание человека успокаивается. Гармоничный внутренний настрой помогает увидеть окружающий мир в новом радостном свете и обрести новый смысл в жизни.

    4. Женская йога

    Революционным достижением этого направления является развитие «женской» йоги. Она основана на особом подходе к занятиям женщинами, отличающимся от общей системы хатха-йоги.

    Интересно, что первыми учениками Айенгара в годы его юношеской практики были женщины, которые не могли заниматься под наставничеством взрослого мужчины. В те времена совместные занятия мужчин и женщин были не приняты. Женщины настояли, чтобы их обучал молодой человек, поэтому Шри Кришнамачар поручил своему ученику взять эту миссию на себя. Таким образом, юноша, сам недавно начавший практику, стал учителем в 17 лет.

    Неоценимую роль в разработке методики сыграла дочь основателя Гита Айенгар. На протяжении всей своей жизни она изучала, как влияет практика на женский организм и здоровье. Результаты этого труда она описала в книге «Йога - драгоценность для женщины».

    В женском варианте модифицирована техника асан и пранаям таким образом, чтобы они наилучшим образом воздействовали на женский организм и природу. Поэтому заниматься ею можно даже во время беременности и «особых» дней. Разработан также специальный комплекс упражнений для лица, направленный на укрепление и расслабление лицевых мышц. Такие занятия помогут женщине не только поддерживать физическое и душевное здоровье, но и сохранять внешнюю красоту долгие годы.

    5. Йоготерапия

    Глубоко проработанные Айенгаром механизмы воздействия различных асан на отдельные системы организма позволили создать специальные комплексы для их оздоровления. Они с успехом на протяжении долгого времени применяются в специальных терапевтических классах.

    Такие заболевания как гипертония, остеохондроз, варикозная болезнь, почечная недостаточность, женские болезни и многие другие можно с успехом лечить, используя рекомендованные учителем асаны.

    Важным моментом здесь выступает развитие осознанности в понимании процессов, происходящих в теле. Польза физических упражнений зависит напрямую от тренировки духа. Беспокойный ум порождает разбалансировку телесных процессов. Йоготерапия занимается гармоничным сочетанием и тончайшей настройкой каждого органа.

    Когда Айенгара спросили, может ли помочь йога вылечить заболевание, он ответил, что она полезна в двух смыслах: то, что можно вылечить – излечивается, то, что вылечить нельзя – становится выносимым.