• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В программе древних олимпийских игр этот вид единоборства появился позже борьбы и кулачного боя (в 648 году до н.э.). Это дает основание некоторым исследователям считать, что причиной его появления стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нем почти не было ограничений. Похоже, запрещалось только кусаться. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

    Одна из особенностей панкратиона состоит в том, что к борьбе в стойке присоединяется борьба на земле после падения обоих борцов. Борьба на земле завершалась не в силу какого-то заранее определенного условия, как, например, после троекратного падения в античной борьбе, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшего поединка. Смысл схватки заключался в достижении такой ситуации, при которой продолжение ее соперником стало бы невозможным.

    При этом допускались удары кулаком или ладонью (без ремней и перчаток) по всем участкам тела, удары ногой, ступней, коленями, удушение, выкручивание суставов.

    Удары открытой рукой в панкратионе зачастую были призваны облегчить применение какого-либо борцовского приема. Если они и использовались в нападении, то представляли собой более резко и сильно выполненные приемы борьбы. Удары кулаком в этом виде единоборства ни в коем случае не могли быть такими же тяжелыми, как это было в кулачном бою, особенно когда они направлялись в голову. Ибо повреждения рук, вполне вероятные в этом случае, мало способствовали бы продолжению поединка, как и в кулачном бою, будь руки бойцов там не защищены.

    В то же время в обороне удар кулаком имел гораздо больше "прав на применение", даже если при этом спортсмен рисковал повредить руки. При многих приемах и во многих ситуациях в панкратионе удар кулаком в уязвимые точки (например, в нос или подбородок) мог быть последней попыткой избежать грозящего поражения. Когда необходимость вынуждает атлета с помощью удара кулаком избавить себя от невыносимой боли в до предела выкрученном суставе, он непременно нанесет удар, даже рискуя заплатить за это травмой руки. Такая же ситуация возникает при удушении, когда у атлета возникает страх смерти, когда он задыхается и просто не думает о возможной травме руки.

    Одним из важнейших и эффективных приемов классической борьбы являлся захват снизу. Правила Панкратиона чрезвычайно усложняли возможность применения этого приема. Если бы панкратиаст с помощью захвата снизу-спереди попытался приподнять соперника, то последний мог мощными ударами кулаком в неприкрытое лицо атакующего (удары ведь не запрещались), обе руки которого были задействованы в захвате, не только свести на нет его усилия, но и, нанеся ему травму, осложнить его дальнейшие действия или же сделать вовсе невозможным продолжение поединка. Хотя эти удары и несравнимы по силе с ударами кулачного боя (поскольку поднятый в захвате панкратиаст не имел такой свободы движений), тем не менее их было вполне достаточно, чтобы привести соперника в шоковое состояние, в котором он наверняка ослабил бы захват и рисковал тем самым попасть в довольно невыгодное для него положение.

    Бросок имел в панкратионе столь же малое значение, как и захват. Предшествующий броску наклон головы с целью защиты от захвата за шею можно было легко остановить превентивными ударами кулаков. Даже если одному из борцов удавалось схватить противника для броска, последний имел достаточно возможностей ударами ног в голову и лицо атакующего заставить его отказаться от приема. Если атакующему все же удавалось бросить соперника на землю, то для последнего, согласно правилам панкратиона, падение не означало проигранного раунда, как это имело место в классической борьбе.

    Итак, что же сохранилось в борьбе в стойке в панкратионе от классической борьбы? Опасность, с которой был сопряжен для панкратиаста захват соперника обеими руками, требовала от первого прежде всего предотвратить опасные удары кулаком по наиболее чувствительным участкам тела, то есть панкратиаст должен был сделать все возможное, чтобы нейтрализовать руки и кисти рук соперника. Это можно было осуществить, молниеносно схватив противника за руки и обезопасив себя от его ударов и приемов.

    Чаще случалось, что панкратиасту удавалось схватить только одну руку соперника. Скорее всего делал он это обеими руками. Затем, чтобы предотвратить ответный удар кулаком, уклониться от которого в данной ситуации гораздо труднее, чем в кулачном бою, он должен был быстро привести соперника в такое положение, когда тот не смог бы ударами кулака сорвать прием. Этого можно было добиться, приведя резким движением захваченную руку в такое положение относительно туловища, при котором соперник предпочел бы сдаться, нежели терпеть сильную боль (например, вывернуть его руку за спину, загибая ее вверх по направлению к голове). Если соперник оказывается наклоненным вперед или же на коленях — ничего другого ему и не остается; если он не желает признать поражение — в этом случае у атакующего появляется возможность удерживать соперника в таком положении одной только рукой, вторую же использовать каким-либо иным образом. Описанная ситуация представляет собой, очевидно, единственную в панкратионе возможность добиться победы уже на этапе борьбы в стойке. Но гораздо чаще исход поединка решался на земле.

    Схватка на земле предполагала падение обоих борцов из положения в стойке на песок, причем в панкратионе не имело значения, кто из атлетов вызвал падение. В этом состоит одно из важных отличий панкратиона от Классической борьбы. Обоюдное падение здесь еще ничего не решает. И если считать приемы, ведущие к нему в панкратионе маловероятными, то по другой причине.

    Бросок предполагает охват каким-либо образом тела соперника, причем в классической борьбе атакующий не рискует получить удар, ибо удары запрещены правилами. А в панкратионе такой охват легко предотвратить, действуя кулаками. Поэтому можно предположить, что в панкратионе броски, как и захваты снизу, были маловероятны и даже опасны, поскольку противодействие им было слишком эффективным.

    У панкратиаста, ухватившего соперника за руку или за кисть, в случае, если сила соперника или недостаток собственных сил не позволяли ему прибегнуть к выкручиванию суставов, оставалась в распоряжении только группа приемов-бросков, из них в первую очередь бросок через плечо. Осуществить его весьма удобно, держа соперника за руку. Этими бросками через плечо в основном и осуществлялся переход от борьбы в стойке к борьбе на земле. Рассматривая изображения этого приема на древних сосудах, остается лишь гадать, представлен ли здесь эпизод из панкратиона или из классической борьбы, и чаще всего точный ответ на этот вопрос будет невозможен. Помочь может разве что стремительность, с которой осуществляется бросок, если только эта стремительность отражена на рисунке.

    Разумеется, борьба в стойке в панкратионе не ограничивалась двумя описанными схемами (выкручивание суставов рук и бросок через плечо). Древние рисунки, на которых изображены "побочные" действия из панкратиона (например, захват части тела противника с одновременным ударом кулаком), свидетельствуют о том, что атлеты имели для атаки и другие возможности. Однако то, что изображено, является, по сути промежуточными стадиями борьбы, отвлекающими маневрами или более или менее удавшимися попытками уклониться от приемов соперника.

    По внешнему облику атлета-панкратиаста следует поставить между кулачным бойцом и классическим борцом. Он был тяжелее кулачного бойца, но не отличался его великолепной гибкостью и подвижностью. В то же время он отличался от классического борца меньшим весом, более мягким очертанием мускулов и более высокой подвижностью и ловкостью. Открытый, свободный стиль панкратиона, предпочтение толчкам и броскам, нежели захватам, зачастую непредсказуемые варианты перехода к борьбе на земле, отреагировать на которые атлет мог лишь ловкими и быстрыми движениями тела, — это те факторы, которые делали внешний вид панкратиаста гораздо более изящным, чем тело классического борца, как бы воплощавшего в себе вес и мощь. От кулачного бойца панкратиаст должен был отличаться большей подвижностью бедер, что было обусловлено бросками при борьбе в стойке и особенностями борьбы на земле.

    Столь подробное рассмотрение особенностей панкратиона связано с тем, что этот вид единоборства без всяких оговорок можно отнести к первому достаточно нам известному боевому единоборству, а также тем обстоятельством, что боевые единоборства многих европейских народов (и не только их, то же самое относится к Индии и Ирану) прямо восходят к нему и немало заимствовали из его технического арсенала.

    Со времен первобытнообщинного строя человек вступал в единоборство со своими противниками. В таких поединках, чтобы победить, ему требовалась не только физическая сила, но и ловкость, изворотливость, хитрость. Именно благодаря личному опыту ведения таких поединков, формировалась индивидуальная тактическая смекалка. Те приемы или движения, которые помогали одержать победу, человек запоминал и по возможности старался повторить и в других поединках. При воспитании своих детей или детей своего племени, лучшие бойцы передавали им свой опыт, обучали приемам, которые приводили их к победам. Таким образом, происходило формирование зачатков народных видов единоборств. Естественно наши предки не могли не заметить того чисто зрительского интереса, который проявляла молодежь, да и просто большая часть населения к состязаниям бойцов. Именно о популярности единоборств прошлого и говорят многие памятники искусства, так как летописцы и художники того времени не могли оставаться равнодушными к любимому народному состязанию. В этом отношении интересным памятником является гробница в селе Бени-Гассан в Египте. Этому уникальному творению более 4000 лет. На фресках изображено около полутора сотен приемов, которые применяли египетские борцы, причем многие из них существуют, и по сей день. Судя по изображениям, количество приемов было большим и отличалось разнообразием. Применялись приемы борьбы в стойке, партере, а так же болевые и удушающие приемы, удержания.

    Что касается техники выполнения ударов, то наличие таковой подтверждают изображения имеющие отношение примерно к 140 году до н.э.
    Как и в критском боксе, египтяне использовали удары руками, ногами, локтями и коленом. Однако в Египте развитие ударной техники носило более мягкий характер. Следует заметить, что именно египтянам принадлежит первенство в создании целого комплекса специальных гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости, подвижности в суставах.

    В отличие от Египта бросковая техника Вавилона носила менее амплитудный характер. Больше использовалась техника борьбы в партере, удержания. Броски чаще проводились с обвивом, при чем вместе с падением атакующего. Такая техника требует больше физических усилий, нежели отточенности технических действий. Работа рук также отличалась более силовым направлением. В поединках часто использовались удары наотмашь как кулаком, так и открытой ладонью.

    На острове Крит система физического воспитания большое место уделяла искусству единоборства. Критский рукопашный бой, в отличие от египетского и вавилонского, вобрал в себя мягкость египтян и жесткость вавилонцев. Кроме того манера передвижения критян отличается особой пластикой, гибкостью, схожей, пожалуй, с танцем. Критские поединки более носили соревновательный характер, чем боевой. Арсенал приемов, применяемый островитянами, был весьма разнообразным. Упавшего соперника разрешалось добивать ногами или руками, при этом он для защиты также использовал удары руками и ногами, зацепы и захваты даже лежа.

    Именно остров Крит является одним из главных центров формирования греческих, боевых танцев. Критянам же принадлежит и первенство в стилизации направлений развития рукопашного боя. Островитяне впервые использовали манеру движений журавля и змеи в своих боевых танцах и поединках. Окончательное же оформление эти два направления получили позднее в Греции, после того как были вывезены туда.

    Сурова была жизнь городов-государств Древней Греции. В условиях бесконечных, кровопролитных войн моряки и земледельцы, купцы и ремесленники должны были хорошо владеть оружием. Тяготы походов требовали от воинов большой силы и выносливости, а воинскую службу эллины несли до 60 лет. И поэтому постоянная тренировка стала для греков неизменным спутником с детских лет и до глубокой старости.
    Атлетика не только воспитывала физическую силу человека, она формировала и его нравственный облик. Красота тела воспринималась как признак общей культуры гражданина, своеобразное проявление мужества, доблести и физического совершенства.

    Популярность атлетики была так велика, что уже в YII-YIII столетии до н.э. появились общегреческие состязания, на которых выступали лучшие атлеты из многих городов Древней Эллады.

    Городок Олимпия, в живописной долине реки Алфей, у подножия священной горы Олимп стал местом проведения древних Олимпийских игр.
    Из единоборств, в программу античных олимпийских игр входили борьба, кулачный бой, а начиная с олимпиады 648 года до н.э. и панкратион. Кроме того, борьба входила в проводившиеся, начиная с 708 года до н.э., состязания по пентатлону. Пентатлон — многоборье, включавшее состязания по бегу на один стадий (длину стадиона равную 192,27метра), прыжки в длину, метание диска и копья, а так же и борьбу.

    В борьбе греки использовали броски, подсечки, причем очень жесткие, удержание, борьбу в партере, но не разрешались болевые приемы. Кроме того, разрешались удары в плечо или по руке — для освобождения от захватов.
    Одной из самых выдающихся личностей среди борцов является знаменитый Милон Кротонский. Этот атлет выигрывал соревнования по борьбе на семи олимпиадах подряд, при чем, участвуя в других состязаниях, проводившихся между этими семью олимпиадами, он сумел выиграть ВСЕ! Кроме того, о Милоне Кротонском можно говорить как о ярком примере гармонично сформированной личности: изучая философию, он был одним из лучших учеников Пифагора. А Пифагор в свою очередь имел не плохие успехи в палестрики.

    Кулачный бой в программу олимпийских игр был введен несколько позже борьбы. Отличительная особенность греческого бокса заключалось в том, что удары разрешалось наносить только руками, а атакуемой областью была лишь голова. Удары в корпус были запрещены, хотя разрешались удары по лопаткам, по затылку, в подмышечную впадину и по локтевым суставам. Поединки велись очень динамично, варьировалась дистанция, соперники активно перемещались. Во время тренировок греки использовали учебные спарринги с партнером, работу со снарядами (груша, мешок), бой с тенью. Одним из видных представителей греческого бокса был знаменитый кулачный боец Феоген, ставший к гордости современников и к удивлению потомков победителем около полутора тысяч различных соревнований. Кроме того, Феоген является единственным атлетом, выигравшим соревнования по пентатлону и по панкратиону на Олимпийских играх. Феоген, как и Кротонский является примером спортивного долголетия характерным для представителей Эллады.

    Панкратион (или всеборье, перевод с греческого) начинал свои состязания на четвертый день Олимпийских игр. В этих поединках действительно определялись самые сильные, ловкие и мужественные атлеты. Являясь самым оригинальным и самым трудным состязанием древних игр, панкратион сочетал в себе приемы борьбы в стойке и партере, подсечки и болевые приемы, удушения. Разрешалось наносить удары руками, локтями, коленями, ногами и головой. Удары выполнялись в голову и корпус, по ногам и рукам. Можно было добивать лежащего соперника, и в тоже время повергнутый на площадку противник имел право, защищаясь выполнять удары даже лежа. Именно в панкратионе атлеты впервые начали выполнять удары в прыжках и сочетать серии ударов с захватами для бросков.

    Соревнования проходили на специально подготовленной площадке — «мальфо», покрытой толстым слоем мелкого песка. Весовые категории отсутствовали, вел поединок элленодик — рефери, в функции которого входило осуществлять контроль, за ходом поединка и вовремя предотвращать нарушения правил (ударов в пах, попытку выдавить глаза или кусаться). Если один из бойцов сдавался, то он поднимал большой палец руки вверх, или похлопывал по телу соперника. Элленодик обязан был вовремя это заметить. Конечно, своевременно успеть остановить схватку удавалось не всегда, особенно если один из бойцов был явно сильнее другого. Известный атлет, трижды выигрывавший чемпионский титул на Олимпийских играх, Сострат Аркохерсит из Секиона прославился не только тем, что добился таких высоких спортивных успехов, но и тем как он это делал. Будучи отличным борцом, он мгновенно проводил болевые приемы и ломал либо кисть руки, либо стопу ноги. Он делал это настолько быстро, что элленодик не успевал остановить поединок.

    Разумеется, в панкратионе был элемент жестокости, опасности, но это не делало состязания грубыми.
    На эволюцию развития панкратиона оказали влияние стилевые различия предшественников этого вида единоборств — египетская борьба, вавилонский кулачный бой и критский бокс. Также свое влияние на панкратион оказали греческий кулачный бой и борьба. В свою очередь некоторые из этих видовых направлений получили свое дальнейшее развитие и эволюционировали в современные виды единоборств. Так, например, греческая борьба — проматерь сегодняшней греко-римской, а критский бокс является одним из проотцов современного бокса.

    В панкратионе греки видели отличное средство подготовки юношей к воинской службе, закалке их характера, физического развития. Победители Олимпийских игр в панкратионе становились национальными героями. Лучшие девушки Эллады удостаивались чести увенчать голову чемпиона лавровым венком.

    Методика подготовки бойцов, созданная в панкратионе эллинов, перешла в Древний Рим, где в императорские времена с ней познакомились «варварские» германские и галльские племена. Знания панкратиона через войско Александра Македонского, завоевавшего Персию и дошедшего до Индии, задолго до нашей эры было занесено в те самые места, откуда через несколько веков Бодхидхарма отправился в Китай.
    И так, панкратион начал свое победное шествие по планете с 648г. до н.э. Для сравнения: почти через 700 лет появился тайский бокс. Через 1000 лет в Корее начало развиваться искусство, получившее название таэквон-до. Почти через 1200 лет в Китае, в монастыре Шао-линь, Бодхидхарма стал культивировать среди монахов кунг-фу. Через 2100 лет на острове Окинава возникло карате-до.

    В течение последних двух тысяч лет панкратион развивался в разных странах как боевой раздел различных видов единоборств. Наиболее выражено он представляется в боевом самбо (Россия) и джиу-джитсу (Япония).

    Самобытность стилевых направлений панкратиона получила свое развитие в таких единоборствах как кунг-фу (Китай); виет-во-дао (Вьетнам); капаерра и валитудо (Бразилия); тхеквон-до (Корея); бокс (Англия); карате-до, айки-до и дзюдо (Япония); вольная борьба и савоте (Франция); кик-боксинг (США); классическая борьба (Греция); самбо (СССР). Именно в развитии национальных видов единоборств в панкратион влился колорит этнических систем физвоспитания и культуры народов, населяющих эти страны.

    Таким образом, панкратион расслоившись на свои стилевые направления, получил возможность своего развития в национальных пластах физической культуры и этики, а так же обрел статус боевого, оздоровительного, либо спортивного предназначения в соответствии с потребностями наций.
    Во времена возрождения Олимпийских Игр (1896 нашей эры), панкратион не получил статус олимпийского вида спорта. Еще в 1895 Кардинал города Лиона, оглашая свой официальный вердикт относительно восстановления спортивных состязаний Пьеру де Кубертену, основателю Современных Олимпийских Игр, заявил, «Мы принимаем все, кроме панкратиона «.

    В 60-х годах прошлого тысячелетия появились первые энтузиасты, организовавшие группы, культивировавшие возрожденный панкратион. Каждая из этих групп отличалась своим пониманием правил поединка, его практической целесообразностью, взаимосвязи панкратиона как единоборства с культурой древней Греции. В США это были Джон Тонсли и Джими Арвантис, в Греции Андреас Мазаракис. В Советском Союзе первая секция панкратиона появились в г. Гурьев, в 1963 году, ее открыли греки-эммигранты, принимавшие участие в строительстве железной дороги Гурьев — Макат — Байконур.

    К началу 80-х годов 20-го века сложилась потребность в сравнении рациональности и продуктивности различных направлений единоборств, а так же определении практичности их боевого, либо оздоровительного применения. В различных странах мира появились энтузиасты, предлагавшие спортивным функционерам способы реализации этой задачи. Безусловным лидером этого движения был Александр Валдайцев. Именно этого человека можно назвать основателем современного панкратиона. Уже в 1979-ом году Валдайцев предлагал форму проведения состязаний по современному панкратиону, систему определения победителей и экипировку участников. А в 1984-ом году им был создан проект правил соревнований по современному панкратиону. В том же году в Москве в ЦК ВЛКСМ А. Валдайцевым была создана инициативная группа, в которую вошли Хаков Альфит, Кленьшев Владимир и Аркадий Литвинский. Перед этой группой Валдайцевым была поставлена задача определения основных путей развития панкратиона, как вида единоборств в СССР и в мире.

    В последующие четыре года благодаря инициативе этих людей панкратион получил свое развитие во всех республиках бывшего СССР, а так же в некоторых странах Западной Европы, в частности; Испании, Англии, Голландии, Дании, Финляндии. В 1989 году, в столице Литвы, Вильнюсе, был проведен первый чемпионат Европы. В 1991 году в России, в городе Барнауле впервые состоялся открытый чемпионат России, в котором приняли участие около четырехсот атлетов из 15-ти стран. С тех пор на территории Российской Федерации проведено более 20 чемпионатов страны, более 20 первенств, 26 всероссийских кубковых турниров, более 600 чемпионатов и первенств регионов.
    В 2002 году в Греции, в Афинах состоялся Всемирный Конгресс панкратиона, в котором приняли участие 128 стран. Конгресс был приурочен к учредительной конференции Всемирной Федерации Панкратиона, которая была зарегистрирована Международным Афинским Судом 10 октября 2002 года. Президентом Федерации был избран Андреас Мазаракис. В президиум Всемирной Федерации был включен Кленьшев Владимир Геннадьевич.
    В 2007 году в Министерстве Юстиции Российской Федерации зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация Панкратиона России». Начиная с 2007 года ежегодно, в рамках календарного плана, проводится 126 соревнований, начиная от чемпионатов и первенств регионов и заканчивая финальной частью чемпионата и первенства России.

    В том же 2007 году Всемирная Федерация Панкратиона вошла в состав FILA.
    В 2010 году FILA наделила полномочиями Федерацию Панкратиона России как единственную организацию, имеющую право на развитие панкратиона в Российской Федерации.

    В том же году Федерация Панкратиона России была принята в состав Российского Союза Боевых Искусств.
    Очень важным фактом движения панкратиона к заветной цели — Олимпийским Играм — является включение его, как дисциплины, в программу Всемирных Игр Боевых Искусств.

    Ученик Сократа и учитель Аристотеля .

    Панкратион начинал свои состязания на 4 день Олимпийских игр. Сущность этого вида спорта заключалась в проведении поединка двух невооруженных атлетов. Соревнования проходили на специально подготовленной площадке - «мальфо», покрытой толстым слоем мелкого песка. В этих поединках действительно определялись самые сильные, ловкие и мужественные атлеты. Являясь самым оригинальным и самым трудным состязанием древних игр, панкратион сочетал в себе приёмы борьбы в стойке и партере , подсечки и болевые приёмы, удушения. Разрешалось наносить удары руками, локтями, коленями, ногами и головой. Удары выполнялись в голову и корпус, по ногам и рукам. Можно было добивать лежащего соперника, и в то же время повергнутый на площадку противник имел право, защищаясь, выполнять удары даже лежа. Именно в панкратионе атлеты впервые начали выполнять удары в прыжках и сочетать серии ударов с захватами для бросков.

    Некоторые исследователи считают, что причиной появления панкратиона стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нём почти не было ограничений. Запрещено было только кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

    Если один из бойцов сдавался, то он поднимал большой палец руки вверх, или похлопывал по телу соперника. Судья обязан был вовремя это заметить. Конечно, своевременно успеть остановить схватку удавалось не всегда, особенно если один из бойцов был явно сильнее другого.

    Борцы не использовали какое-либо защитное снаряжение. Исход борьбы решался неспособностью одного из участников продолжать схватку или добровольным признанием собственного поражения.

    Древний панкратион - это единоборство с минимальными ограничениями. Ещё меньше ограничений было на соревнованиях, проводившихся в Спарте . Кроме того, в Спарте существовал не только мужской, но и женский панкратион.

    Победители в панкратионе становились народными героями. Лучшие девушки Греции удостаивались чести увенчать победителя Олимпийских игр лавровым венком. Такие победители заносились в особые списки. Во 2 в. до н. э., то есть почти за тысячу лет существования Олимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен.

    На развитие панкратиона значительное влияние оказали стилевые различия предшественников этого вида единоборств - египетской борьбы, вавилонского кулачного боя и критского бокса. Также своё влияние на панкратион оказали греческий кулачный бой и борьба. В свою очередь некоторые из этих видовых направлений получили своё дальнейшее развитие и эволюционировали в современные виды единоборств. Так, например, греческая борьба - праматерь сегодняшней греко-римской , а критский бокс является одним из праотцов современного бокса .

    Панкратион и другие единоборства

    Возрождение панкратиона

    Сегодня панкратион переживает вторую молодость. Возрождаемый вид борьбы безопаснее своего древнего предшественника. Поединки в нём проводятся с ограничением времени, с использованием легких, удобных и надежных защитных приспособлений, в значительной степени снижающих травматизм. При этом суть борьбы остается неизменной.

    Одна из первых школ панкратиона появилась в 60-е годы 20 века в США благодаря американцу греческого происхождения Джиму Арванитису. Система Арванитиса называлась «тау панкратион». Идея панкратиона легла в основу современных «боев без правил». Эта система ориентирована в основном на технику свободного боя и близка к системам рукопашного боя.

    В СССР первая самодеятельная секция по панкратиону была организована в г. Вильнюсе (Литовской ССР) в 1986 г. Александром Валдайцевым уроженцем г. Красноярска - выпускником Смоленского Государственного Института Физической Культуры и Спорта. Курсовая работа, Александра Валдайцева была - *Панкратион древности*, что помогло в дальнейшем создать форму и правила для проведения современных соревнований по панкратиону.

    В ноябре 1988 г. в Вильнюсе был проведён первый Чемпионат среди Управлений Гражданской Авиации, в котором приняли участие - Эстонское, Белорусское, Украинское Литовское и Российское Управление Гражданской авиации. В этом же году, на съезде воинов - интернационалистов в Москве в ЦК ВЛКСМ - панкратион был включён в программу физической подготовки Военно - патриотических клубов. В инициативную группу по развитию панкратиона вошли Александр Валдайцев (Вильнюс, Литва), Альфит Хаков (Гродно, Беларусь), Владимир Кленьшев (Барнаул, Алтайский край).

    В 1990 году в Вильнюсе, Литва прошел первый Всесоюзный турнир посвященный созданию первой в Мире Спортивной Федерации Панкратиона Литовской республики, в турнире приняли участие 15 команд из 12 республик бывшего СССР.

    Весной 1991 года в России, в г. Барнауле (Алтайский край) - впервые состоялся открытый чемпионат России, организатор Владимир Кленьшев.

    В октябре 1991 г. состоялся первый Международный Турнир по панкратиону в г. Омск (Россия) организатор турнира - руководитель военно-патриотического клуба «Союз» Владимир Степкин.

    К 1993 году география развития и популяризации панкратиона вышла далеко за пределы СНГ. Возрождённый панкратион безопаснее древнего панкратиона. С тех пор на территории Российской Федерации было проведено более 20 первенств и чемпионатов и кубков страны, более 100 Всероссийских и международных турниров.

    Правила Александру Валдайцеву помог разработать профессионал - мастер спорта по борьбе, заслуженный тренер Юрий Фролович Стацура, которые с 1993 г. являются основными правилами современного панкратиона. Современные поединки по панкратиону проводятся по правилам, позволяющим максимально освободить соперников от определенных условностей и ограничений, максимально использовать весь технический арсенал невооруженных атлетов и, в то же время, в панкратионе присутствует кодекс чести и сохранены все моральные и этические нормы, присущие ныне действующим Олимпийским видам единоборств.

    Поединки проводятся с использованием лёгких, удобных и надёжных защитных приспособлений, в значительной степени снижающих травматизм. При этом суть поединка остаётся неизменной. Современный панкратион - это поединок, в котором разрешается применять практически весь арсенал технических действий борьбы вольной, греко-римской, самбо, дзюдо, бокса, тайского бокса и других видов единоборств (различные удары руками и ногами до полного контакта).

    В 1994г. для и координации панкратиона в мире был создан Всемирный Спортивный Центр «Панкратион». Центр зарегистрирован в Ирландии, Дублин - президент Александр Валдайцев.

    В 1995-96 гг. В Вильнюсе, Литва, Всемирным Спортивным Центром были организованы и проведены первые Чемпионат Европы и первенство среди детей младшего возраста.

    Панкратион в России

    1 сентября 1995 года в Министерстве Юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная Общественная Организация Спортивный Центр «Панкратион», в дальнейшем Российский Спортивный Центра «Панкратион» - президент Владимир Степкин Россия, Омск.

    Именно с этой организации началось активное развитие и популяризация панкратиона в Российской Федерации и странах СНГ. Российский Спортивный Центр «Панкратион» имеет более, сорока представительств в России и в странах ближнего зарубежья. Панкратион, как возрождаемый вид спорта, включает в себя два основных раздела - профессиональный и любительский. Регулярно проводятся чемпионаты и первенства страны, различные международные турниры, многие из которых стали традиционными.

    1. «Кубок Александра Невского» - г. Санкт-Петербург.
    2. Международный турнир «Кубок Золотого Шлема» г. Омск.
    3. «Кубок Вызова» - Барнаул, профессионалы.
    4. «Кубок Империя» - г. Казань, профессионалы.
    5. «Якутский Бриллиант» - г. Якутск, профессионалы.
    6. Международный турнир - «Байкальский Шторм» - Иркутск, профессионалы.
    7. «Кубок Каспия» - г. Каспийск, Дагестан, юноши.
    8. «Кубок Евроазиатских Чемпионов» - Россия, профессионалы.
    9. Международный турнир «Мемориал Владимира Зборовского» - Омск.
    10. «Кубок Содружества» - Россия, профессионалы.
    11. Открытый Кубок Москвы «MOSCOW OPEN» г. Москва, профессионалы.
    12. «Сталинградская Доблесть» - Волгоград, профессионалы.

    23 мая 1998 г в УСЗ ЦСКА, Россия, Москва Российский Спортивный Центр «Панкратион», и Международный Совет по абсолютным поединкам - президент Иншаков А. И., провели первенство Европы среди детей младшего возраста.

    29-30 апреля 1999 г. и 28-29 апреля 2000 г. в УСЗ ЦСКА, Россия, Москва Российский Спортивный Центр «Панкратион», и Международный Совет по абсолютным поединкам, в рамках чемпионата Мира среди профессионалов, провели первенство Мира среди детей младшего и среднего возраста.

    В 2000 году была создана и зарегистрирована Министерством Юстиции РФ Дальневосточная федерация современного панкратиона. Вдохновителем и куратором федерации является член всемирного совета по абсолютным поединкам. К. П. Н. Дмитрий Коньков.

    Дальневосточная федерация современного панкратиона зародилась на пороге нового тысячелетия. В 2000 году новое спортивное объединение начало свою работу. На тот момент хабаровчане (федерация получила прописку именно в Хабаровске) о боях без правил знали очень мало - в основном из зарубежных видеоматериалов. При этом Хабаровск можно было назвать столицей единоборств на Дальнем Востоке. Панкратиону предстояло занять свою нишу. В настоящее время федерация считается одной из ведущих федераций в России по проведению широкомасштабных турниров по профессиональному панкратиону.

    В 2007 году в Министерстве Юстиции Российской Федерации зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация Панкратиона России» - президент Владимир Кленьшев. (Свидетельство о регистрации от 27 ноября 2007 г.). В том же году Федерация панкратиона России была принята в состав Российского Союза Боевых Искусств.

    1 Сентября 2008 года была зарегистрирована Региональная Общественная организация «Федерация панкратиона города Москвы» - президент Зарщиков Дмитрий. Московская федерация в короткий период времени сумела провести ряд любительских турниров Российского уровня в г. Москве: «Кубок Тактарова», «20 лет спустя», «Герои Отечества», «Воины России», а также ряд турниров по правилам профессионального панкратиона «Кубок Атриум», «Кубок Атриум 2», «Кубок ИНГЕОКОМ», «Золотой кулак России». Совместно с промоутерской компанией FIGHT NIGHTS был проведен турнир в восьмиугольнике «Бои по правилам и без…».

    14-15 ноября 2009 г. в городе Омске Российский Спортивный Центр «Панкратион», совместно с Международной Федерацией панкратиона провел первый в России молодежный чемпионат Мира по панкратиону. В чемпионате приняли участие спортсмены из 15 стран - Австралии, Индии, Греции, Кипра, Ирана, России, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Казахстана.

    На базе спортивного Центра «Панкратион» была создана Общероссийская Общественная Организация «Всероссийская Федерация панкратиона», решение о регистрации принято Министерством Юстиции РФ 30 июля 2010 года. Президентом избран Владимир Степкин - первый вице- президент Всемирной Спортивной Федерации панкратиона (W.P.A.F.)

    Всероссийская Федерация панкратиона является единственным полномочным представителем Всемирной Федерации панкратиона (W.P.A.F.), имеет право на развитие, популяризацию и проведение соревнований различного ранга на территории Российской Федерации.

    За прошедшие четверть века формировалась школа современного панкратиона, Российская школа панкратиона по праву считается одной из самых лучших школ Мира.

    Наиболее яркими представителями, внесшими достойный вклад развитие панкратиона и формирование Российской школы, являются - Андрей Терентьев, семикратный чемпион России, чемпион Европы, двукратный чемпион Мира, в настоящее время старший тренер сборной команды «Союза ММА России».

    Азад Аскеров, неоднократный чемпион России, обладатель кубка России, чемпион Азии, многократный победитель международных турниров - «Кубок Вызова», «Якутский Бриллиант» и многие другие, в настоящее время - президент Азербайджанской федерации панкратиона.

    Александр Шлеменко - неоднократный чемпион России, обладатель кубка России, обладатель кубка «Евроазиатских чемпионов», двукратный чемпион мира по версии Bellator MMA.

    Самым титулованным бойцом современного любительского панкратиона является тяжеловес - Александр Румянцев, пятикратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы, двукратный обладатель Кубка мира. Россия, Омск.

    А главной звездой российского панкратиона является актёр и пропагандист здорового образа жизни Павел Болоянгов -неоднократный Чемпион России, Чемпион Европы, Чемпион Мира среди профессионалов по версиям Professional League of Pankration PLP и World Ultimed Full Contact.

    Панкратион признан Министерством спорта России в 2012 и аккредитован в качестве спортивной дисциплины в Федерации спортивной борьбы в России. Ведущие спортсмены Федерации панкратиона России имеют возможность выполнения нормативов массовых разрядов и Мастера Спорта РФ.

    Панкратион и Олимпиада

    Во времена возрождения Олимпийских Игр (1896 нашей эры), панкратион не получил статус олимпийского вида спорта. Ещё в 1895 кардинал города Лион, оглашая свой официальный вердикт относительно восстановления спортивных состязаний Пьеру де Кубертену, основателю Современных Олимпийских Игр, заявил: «Мы принимаем все, кроме панкратиона».

    Некоторые усилия по возвращению панкратиона в программу Олимпийских Игр были предприняты перед Играми 2004 года в Афинах. Греция, как страна-организатор, выбрала именно панкратион в качестве претендента на получение олимпийского статуса.

    В 1999 году была создана Международная Спортивная федерация панкратиона (I.F.P.A.) Президентом Федерации был избран - Панагиотис Кутрумпас, Греция.

    В 2002 году был проведен первый Всемирный конгресс панкратиона. Была создана Всемирная Спортивная Федерация Панкратиона (W.P.A.F.). Федерации Панкратиона, которая была зарегистрирована Международным Афинским Судом 10 октября 2002 года. Президентом Федерации был избран Андреас Мазаракис. В президиум Всемирной Федерации был включен Кленьшев Владимир Геннадьевич. Работая в тесном сотрудничестве с Министерством по спорту и Министерством по образованию и религии Греции, разработала программу возрождения панкратиона как Олимпийской дисциплины.

    В 2010 году для консолидации усилий, развитию и популяризации панкратиона во всем Мире, произошло объединение двух международных федераций I.F.P.A. и W.P.A.F.

    Президентом единой Всемирной Федерации панкратиона избран Андреас Мазаракис, Греция, первым вице-президентом Владимир Степкин, Россия. В настоящее время состав Всемирной Спортивной Федерации панкратиона входит 54 страны и члены её увеличиваются с каждым годом.

    Ведется активная работа по возрождению панкратиона не только, как вида спорта, но и как олимпийской дисциплины. МОК пристально следит за развитием массовых и зрелищных видов спорта, а панкратион - это прародитель стремительно развивающихся во всем Мире смешанных видов единоборств - ММА. Основными критериями развития любого вида спорта являются - массовость зрелищность - посещаемость зрителей, у панкратиона, ММА все это есть.

    Так же активно развивает панкратион FILA. По предложению FILA, сейчас это - Всемирный союз борьбы (UWW), панкратион был включен в программу Всемирных игр боевых искусств под эгидой «Спортаккорд» (ГАИСФ) и МОКа.

    Правила панкратиона

    • ruspankration.ru/index.php/pravila

    Напишите отзыв о статье "Панкратион"

    Примечания

    Ссылки

    • Российский спортивный центр «Панкратион».
    • www.ruspankration.ru/ Федерация панкратиона России.
    • История - ruspankration.ru/index.php/istorya

    Отрывок, характеризующий Панкратион

    – C"est un roturier, vous aurez beau dire, [Это проходимец, что бы вы ни говорили,] – сказал князь Ипполит.
    Мсье Пьер не знал, кому отвечать, оглянул всех и улыбнулся. Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.
    Виконту, который видел его в первый раз, стало ясно, что этот якобинец совсем не так страшен, как его слова. Все замолчали.
    – Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг? – сказал князь Андрей. – Притом надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. Мне так кажется.
    – Да, да, разумеется, – подхватил Пьер, обрадованный выступавшею ему подмогой.
    – Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
    Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

    Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
    – Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
    И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
    – В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
    Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
    – Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
    Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
    – Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
    Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
    – И весь свет узнал…
    Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

    Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
    Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
    – Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
    Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
    Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
    – Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
    Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
    – Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
    Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
    Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
    – Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
    – Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
    – Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.
    От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину.
    Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным.
    – Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом.
    Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету.
    – Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами.
    Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем.
    – Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
    – Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
    Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

    – Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
    Ипполит, фыркнув, засмеялся.
    – Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
    Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
    – Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
    Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
    – Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
    Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
    – Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
    Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
    – Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
    Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
    – Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
    – Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
    Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
    – Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
    – Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
    – Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
    Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
    – Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
    – Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
    Князь Андрей усмехнулся.
    – Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
    – Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
    – Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

    В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
    – Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
    – Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
    Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
    – Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
    Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
    – Когда вы едете? – спросил он.
    – Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
    Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
    – Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
    – Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
    – С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
    – Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
    Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
    – Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
    Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
    – Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
    – Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
    Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
    Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
    – Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
    – Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
    – Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
    – Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
    Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
    – Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
    Князь Андрей остановил его за руку.
    – Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
    – Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
    – Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
    Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
    – Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
    – Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

    Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
    – Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
    Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
    – Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…

    Первые сведения о панкратионе относятся к Олимпиаде — 648 до н.э. в отличие от бокса он тогда был действительно изобретен, а не просто узаконен.
    «Панкратион» переводится как «всеборье» и этим всё сказано. Разрешались любые приемы, кроме укусов и выдавливания глаз. Помимо боксёрских ударов – менее осторожных, так как не было перчаток – панкратионисты били локтем, ладонью, а также ногами (обычно прямой удар не выше уровня груди) в стойке, в прыжке и даже в падении. Прыжком они компенсировали недостаточную растяжку – иначе ногой и до грудей противника не дотянуться.

    Панкратион, как и кулачный бой, мог применяться и во время драк. Эта его прикладная разновидность называлась «бой ногами о бедра», что указывает на уровень и направление удара: в бедро или в подколенный сгиб, даже не в живот, как это бывало на соревнованиях!

    Цель ясна: вывести из равновесия. Как не странно, ударов в голень и само колено панкратион избегал. Очень, похоже, что постановка ударов ногами аналогично таковой же для рук: не обладая «вырубающей» силой, греки не решались работать босой ступней в кость.
    Зато широко применялся упор ногой в живот противника, проводимый одновременно с захватом – после чего следовало опрокидывание на спину с перебросом противника через себя.

    Возник панкратион скорее из борьбы, чем из кулачного боя. Но к ней были добавлены, кроме ударов, еще и некоторые приёмы, не применяющиеся даже профессиональными борцами, а не только пятиборцами. Обменявшись несколькими ударами, борцы, как правило, схватывались вплотную. Тот, кто сделал ставку исключительно на ближний бой, превратится в мешок с костями гораздо раньше, чем доберется до соперника.

    Кроме того, такая установка на ближнюю сцепку с противником исключает успешное действие одного против нескольких. Понятно, от чего «бой ногами о бедра» избегал длительного соприкосновения на дистанции схватки вплотную. Но только в этих условиях могла проявиться сущность панкратиона.

    В панкратионе удары не являлись самостоятельными приёмами: они должны были «подготовить почву» для лучшего проведения приёмов борьбы. Тем не менее, панкратион – единственное единоборство, знавшее принцип нанесения ударов сериями! Кулачным бойцам серии были почти недоступны из-за запрета бить по корпусу. А панкратиаст, таким запретом не связанный и – опять – таки в отличие от греческого боксёра – жаждущий загнать противника в глухую защиту, мог в начале боя обрушить на него шквал безостановочных ударов.

    Все соревнования в греческой палестрике проводились на площадках, посыпанных сухим песком. Только для панкратиона приходилось готовить специальную площадку, называемую «мальфо» -«мягкое поле».
    На неё насыпали очень толстый слой мелкого песка, поверхность которого увлажняли водой. Созданный таким образом аналог борцовского ковра несколько снижал травматизм при бросках на землю.

    Поединок на мальфо проходил в таких условиях, что заметить поднятый палец было просто не возможно. Сдаваясь, панкратиаст похлопывал победителя ладонью по телу. Если же никто из безнадёжно сцепивщихся в ближней схватке бойцов не мог провести решающий прём, то судья мог подсказать кому-либо из них, как следует осуществить болевой захват (или, наоборот: как освободиться от него).

    Не говорит в пользу панкратиона и отсутствие весовых категорий. Их, впрочем, не было и в кулачном бое (как и временных ограничений, либо отсчета очков). Но лишь в панкратионе это привело к полному исчезновению легковесов – они не могли рассчитывать на победу ни при каком уровне техники.
    Строго говоря, в панкратионе все решал не рост и вес, а мощность телосложения. Потенциальных панкратиастов можно было определить с детства: все они были широки в кости и обладали развитой мускулатурой. Конечно, мускулатуру надо было еще дополнительно развивать, да и технику боя оттачивать, но все это только при наличии генетического потенциала.
    И получалась странная вещь: панкратиасты высокого уровня оказывались неуязвимыми друг для друга. Если они взаимо воздерживались от «грубостей» и не попадались на болевой залом, то их тела, одетые в прочнейшую мышечную броню, могли выдержать любые удары и броски! Разве что удар в голову опасен – но перчаток-то ведь нет. А «режущие» удары, способные пробить мышечный корсет, грекам известны не были. В самой Олимпии на играх погибло множество кулачных бойцов. А панкратиаст за все время Олимпийских игр не погиб ни разу! Впрочем, если не жизнью, то здоровьем они рисковали. Ведь панкратион – единственный из олимпийских агонов, допускавший болевые приемы.

    А вот на периферии греческой цивилизации (например, в черноморских колониях) болевые приёмы распространились шире. К примеру, в Херсонесе проходили соревнования по таинственной «айксиломахии», представлявшей собой, видимо, борьбу с применением таких приемов, в в частности удушающих захватов. От панкратиона она отличалась только отсутствием ударов.
    Путь атлета и Путь воина в Древней Греции не полностью разделился (и то и другое – важный элемент общей культуры: именно культуры!), но уже и не полностью совпадали.

    Многие авторитеты древнегреческой палестрики считали, что в олимпийском движении есть две вершины: пятиборье — пентатл, который требовал гармоничного слияния силы, ловкости, выносливости и быстроты на «нормальном» уровне, и панкратион, добивавшийся той же гормонии на уровне «экстремальном». Но другие полагали, что эта экстремальность выводит панкратион из числа олимпийских агонов, ибо сама по себе разрушает гармонию.
    Эти точки зрения смогла бы примирить победа какого-либо чемпиона – панкратиаста в пентатле. Но такое за всю историю олимпиад случалось лишь один раз. Вероятно, этот победитель (некий Феаген) был поистине феноменальным и атлетом и воином. Однако кроме него обе вершины не покорились никому.

    Особенность панкратиона заключалась в том, что это единоборство оказалось как раз в промежутке между двумя Путями. Это могло стать его достоинством, но стало скорее недостатком: оба мира, и воинский и спортивный, относились к нему без особого восторга. Воины – как к «баловству», польза которого проявляется весьма редко. А спортсмены – олимпийцы – как к «грубой игре», в которой почти невозможно осуществить чистые, красивые приёмы борьбы или даже бокса.
    И тем не менее панкратион ближе, чем остальные искусства олимпийской программы, подходил к воинским, а не спортивным единоборствам. Он, собственно выделился из воинской практики в обозримом для самих эллинов прошлом.
    Тот же 648 г. до н. э. Можно считать «изобретением» панкратиона лишь в том смысле, что тогда он был окончательно осознан как безоружное единоборство, а не как последний ресурс обезоруженного воина.

    Определённая ограниченность всех признаваемых в Олимпии единоборств связана с их абстрагированием от боевой действительности. Можно сказать, что в каждом из них как бы «вынесен за скобки» финальный этап: применение оружия.

    Панкратион – это древнее единоборство, которое представляло собой подобие современных боёв без правил. И если сегодня в таких боях существует ряд правил, ограничивающих свободу бойцов, то в панкратионе их было всего два. Это не кусаться и не выдавливать сопернику глаза. К тому же, было абсолютно не важно, кто в какой весовой категории – бойцы боролись и дрались. А если судья видел нарушения правил, то он бил их палкой, чтобы разнять.

    Впервые упоминание о панкратионе относится к 648 году до нашей эры, когда этот вид борьбы был включён в программу древнегреческих олимпийских игр.

    Так как панкратион возник намного позже, чем кулачный бой и борьба, то некоторые исследователи связывают его появление, как вида спорта с тем, что в данных единоборствах довольно часто были нарушения правил. Их объединили и получили зрелищное единоборство с отсутствием правил.

    Одна из особенностей панкратиона – это переход из боя в стойке в борьбу на земле. И это могло повторяться сколько угодно, в зависимости от динамики противостояния. Причём, не имело значение, кто из бойцов реализовал падение. Если в античной борьбе, соперник считался поверженным в результате троекратного падения, то в панкратионе бой мог завершиться, если противник повержен или сам отказывается от продолжения состязания. Древний панкратион имел одну цель – достичь такой ситуации, при которой противник не мог продолжать поединок.

    По своему стилю, древний панкратион был открытым и свободным способом ведения борьбы. Панкратионисты предпочитали использовать толчки и броски, захваты же не пользовались особой популярностью. Поединки в панкратионе отличались своей непредсказуемостью, резким переходом к борьбе на земле. Своевременно на такие изменения отреагировать мог лишь ловкий и быстрый атлет. Поэтому спортсмены, практикующие панкратион, отличались от борцов, которые воплощали в себе мощь и силу, более изящным телом, а от кулачных бойцов – более подвижными бёдрами, так как это помогало при бросках в стойке и в борьбе на земле.

    Панкратион сегодня

    В Древней Греции победителей в панкратионе почитали, как героев. Но до наших дней панкратион не сохранился в своём изначальном виде по причине того, что жестокие условия проведения боёв приводили к нанесению тяжких травм для здоровья атлетов.

    Включавшийся в древние олимпийские игры и сумевший сохраниться до сих пор, этот вид единоборств получил сегодня второе рождение. Современный панкратион менее опасный, чем древний прообраз. Для снижения травмирующего фактора, в нём стали активно использовать различные средства дополнительной защиты, которая является необходимой экипировкой спортсмена, выходящего на ринг. Но при этом основа панкратиона не изменилась. Участники вправе использовать практически все навыки ведения боя, которые применяются или являются основой других контактных единоборств.

    Благодаря активным действиям, связанным с возрождением панкратиона, он получил широкую популярность, и уже в 1988 году был проведен первый турнир по панкратиону международного масштаба в Литве в городе Вильнюсе. В турнире участвовало больше 20 команд, численность которых составила почти 300 участников из стран Западной и Восточной Европы, а так же из Средней Азии. А с 1991 года стали регулярными Чемпионаты России и Европы среди разных возрастных категорий, Международные турниры, из которых стали традиционными «Кубок Золотого Шлема» (среди юношей) и «Кубок Александра Невского» (среди взрослых).

    Сегодня большую популярность панкратион получил в России, Украине, Белоруссии, Киргизстане, Казахстане и в других странах Азии, Европы и США. На сегодняшний день в мире насчитывается боль 200 спортивных федераций, которые культивируют и развивают этот вид борьбы.

    Панкратион. Правила

    Сегодня это древнее единоборство возрождается, но с учётом современных условий и моральных принципов, панкратион обрёл ряд правил, помимо тех, что были приняты в древности. И если изначально панкратион не предполагал ограничения по раундам, то сегодня оно есть. Бои проводят в два раунда по две с половиной минуты, между которыми одноминутный перерыв. В профессиональном панкратионе раунд длится минут, а на отдых даётся две минуты. Помимо этого, бойцы стали экипироваться защитными средствами: это маска, шлем, перчатки, ножные наладки, бандаж (предохраняющая раковина).

    Наносимые удары оцениваются системой очков, сумма которых в результате и определяет победителя. При этом во время поединка запрещается применять такие приёмы, как удары в пах, горло, в позвоночный столб, затылок, проводить болевые приёмы на суставы ног или рук, бить лежащего противника, проводить захват на горло пальцами, хватать за маску и находиться спиной к атакующему противнику. Если спортсмен получает одно замечание, то с него снимают два очка. При трёхкратном предупреждении - дисквалификация.

    Панкратион можно сравнить с такими боями, как «К-1», так как здесь так же применяются во время боя такие виды единоборств, как бокс, кикбоксинг, самбо, вольная борьба, каратэ, и т.д.

    Панкратион – это одно из самых ярких и самых трудных состязаний, которые подарили нам древние олимпийские игры. Современный панкратион, как губка, вобрал в себя всё, что могут дать существующие единоборства, используя этот арсенал техник в поединках без оружия. Поэтому сегодня спортсмены, практикующие тот или иной вид боевых искусств, пробуют своё мастерство в панкратионе.