• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

    О пользе гимнастики

    Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

    1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
    2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
    3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
    Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

    По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

    Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома - раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

    Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

    Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

    О принципах физических упражнений

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

    • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
    • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений - в пределах 15 минут.
    • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

    Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.


    Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

    Как развивать малыша физически?

    В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

    В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

    • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
    • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

    Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

    Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

    Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может - бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

    1. Ползание - ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
    2. Эмбриончик - следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
    3. Ходьба - держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
    4. Велосипед - традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
    5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.

    Упражнения на фитболе - отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс - маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

    Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

    Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

    К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

    • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
    • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
    • Скользящие ступни - уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
    • Пловец - ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.

    Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

    Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

    Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

    Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

    Динамические упражнения

    Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

    1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
    2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
    3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

    Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

    Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

    Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

    Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

    Динамическая гимнастика для грудничков – система развивающих упражнений, включающая наряду с «традиционными» элементами массажа, гимнастики, комплекс движений для развития вестибулярного аппарата (вращения, подбрасывания, качания и т.д.), при которых взрослый держит малыша за две или одну ручку, за две или одну ножку или обхватывает туловище ребенка руками.

    Комплекс этих упражнений был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. По их мнению, ранние активные физические тренировки с младенцем стимулируют более эффективное развитие его интеллектуальных способностей в дальнейшем, по сравнению с детьми, занятия с которыми не проводились.

    Приемы динамической гимнастики позиционируются как упражнения, развивающие гибкость, увеличение амплитуды движений в суставах рук и ног. Сторонники метода отмечают укрепление мышц ребенка и указывают на снижение детского травматизма (из-за развития у малыша способности адекватно реагировать на травмоопасную ситуацию). Занятия улучшают координацию движений, работу головного мозга, тренируют вестибулярный аппарат, что способствует лучшему умственному развитию, помогают при запорах, скоплении газов. У малышей отмечают ранние попытки перевернуться на живот, присаживаться, ползать и ходить. При выполнении упражнений активизируются обменные процессы в организме ребенка, стимулируется работа внутренних органов. Родители, занимающиеся со своими детьми динамической гимнастикой, замечают, что те реже болеют, увереннее переносят болезненные состояния.

    Во время тренировок важно установить доверительное общение ребенка со взрослым. Тогда скорее всего у малыша сформируются уравновешенный характер, уверенность в себе и доброжелательность. Специалисты рекомендуют заниматься на свежем воздухе. При проведении упражнений ребенок обычно обнажен: попутно происходит закаливание. Некоторые родители упражняются с ребенком в прохладном помещении, что способствует выработке более мощной адаптации организма к холоду.

    Держись, малыш!

    Движения могут быть самыми разнообразными. Скрещивание ручек на груди, разведение их в стороны (в дальнейшем – растягивания), круговые движения прямыми руками в плечевых суставах и сгибание в локтевых, вытягивание рук вверх над головой. Подобные упражнения проводятся и для ножек. Наращивание амплитуды движений идет постепенно. Наиболее перспективнымисчитаются те движения, применение которых позволит в дальнейшем приступить к освоению разнообразных висов, являющихся исходными для большинства упражнений динамической гимнастики (например, потягивания на себя ребенка за ручки и за ножки). Постепенно к занятиям добавляются главные движения – висы, качания, вращения, подбрасывания. Суть таких упражнений – вращение за ручки или ножки, при этом тело крохи как бы описывает круг вокруг взрослого, добавляются подъем и перенос малыша за ножку с одного места на другое, фиксация руки ребенка в ладонях взрослого и удержание его в воздухе вверх ногами за руки.

    ВНИМАНИЕ! Динамическая гимнастика не является официально признанной медицинской методикой. Обучают родителей «энтузиасты»: методисты, мануальные терапевты или врачи лечебной физкультуры в различных коммерческих оздоровительных клиниках или центрах семейной медицины, в учреждениях, практикующих мануальные методы лечения и развития. На самом деле эти упражнения в основном способствуют растяжению слабого от природы и только формирующегося связочного аппарата малыша. При выполнении приемов динамической гимнастики велика вероятность получения травмы – от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава. Из-за незрелости и слабости связочного аппарата при классическом массаже рекомендуется осуществлять плавные поглаживания, не затрагивающие области суставов.

    Внимание! Малышам с патологиями опорно-двигательного аппарата (например, вывихом или подвывихом бедра), повышенным мышечным тонусом занятия такой гимнастикой категорически противопоказаны. Если вы все же решили заниматься с ребёнком, прежде чем приступить к упражнениям, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом. Причиной, по которой нежелательно проведение методик, подобных описываемой, является также функциональная незрелость и высокая чувствительность детской кожи к механическим воздействиям. Нарушение ее целостности грозит возникновением воспалительного процесса. Слабость пупочного кольца, обусловленная незрелостью соединительной ткани, при таких активных нагрузках может привести к развитию пупочной грыжи – дефекта в области пупка, возникающего вследствие незакрытия пупочного отверстия, через которое из брюшной полости под кожу могут выступать внутренние органы. Плохо обученные или невнимательные родители, выполняя приемы динамической гимнастики без присмотра методиста, могут нанести малышу гораздо больший вред, чем при неправильном проведении обычного лечебного гимнастического комплекса.

    Падения во время занятий могут стать причиной не только синяков и шишек, но гораздо более серьезных травм. Настораживают и сроки начала занятий. Есть приемы динамической гимнастики, которые рекомендуют проводить сразу после рождения. В официальной медицине существует другое мнение на этот счет. По данным последних исследований, гимнастику, массаж и закаливание не рекомендуется начинать в первые 3–4 недели после рождения малыша. Это обусловлено, прежде всего, перегруженностью систем адаптации маленького организма. Ведь рождение – переход из внутриутробного состояния в мир внешней среды, полный «потенциальных опасностей» – наверное, самый сильный стресс в жизни человека. Необходимо отметить влияние стрессов на развитие нервной системы новорожденного. Известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка в первые три года предопределено генетической программой. Помешать ее выполнению может стресс. Реакция организма на потрясение развивается на уровне нервной и эндокринной систем, проявляясь в повышении гормонов стресса. Их высокий уровень влияет на процесс развития различных органов и систем, задерживая его. Отрицательными последствиями могут стать нарушения в поведении, эмоциональные и психические расстройства. Головной мозг ребенка развивается очень активно, и переживаемые в этот период жизни стрессы (в том числе и от «экстремальной гимнастики») могут приводить к отставанию в развитии. Положительные эффекты динамической гимнастики те же, что и при обычном курсе классических методик лечебной гимнастики, массажа и плавания. Дело в том, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда являются оздоровительным фактором. На сегодняшний день существует большое разнообразие высокоэффективных методик и форм проведения занятий, основой которых является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Выполнение простых действий дает такой же положительный результат, как и нетрадиционные методики, без всякого вреда для маленького неподготовленного организма.

    К активному развитию ребенка первого года жизни можно относиться по-разному. Кто-то подвергает только что родившихся детей экстремальному закаливанию, другие родители пеленают своих детей чуть ли не до полугода… Я за разумную нагрузку на организм новорожденного. Да, еще неразвитый и неокрепший, но вовсе не нежный и хрупкий, как фарфоровая ваза! А вот если мы будем его всячески оберегать и "дрожать" над ним, то у него есть все шансы таким стать.

    Мы занимаемся с сыном динамической гимнастикой с полутора месяцев. Для начала мы пригласили инструктора, которая, во-первых, аккуратно и осторожно показала нашему крохе, что такое динамические упражнения, затем ему эти упражнения стали доставлять удовольствие, в потом она и нас научила, как правильно заниматься с ребенком гимнастикой.

    Ежедневно перед купанием мы делаем такой комплекс:

    1. Раздеваем малыша догола.

    2. Поглаживаем ручки, ножки, животик. Разминаем, пощипываем, аккуратно крутим все, что крутиться (суставы, локти, колени).

    3. Налаживаем контакт "глаза в глаза". Ребенок должен смотреть на Вас с доверием и улыбкой, быть в хорошем, игривом (или хотя бы спокойном) настроении. Если кроха капризничает, устал или просто не в настроении, лучше откажитесь на сегодня от упражнений или, по возможности, перенесите на другое время.

    4. Переворачиваем на животик и разминаем спинку.

    5. Первое упражнение "Наклончики". Берем ребенка "столбиком" перед собой, придерживая одной рукой под грудью. Вторая рука лежит на коленках и держит ноги ровно. Опускаем первую руку вниз, тело ребенка наклоняется вперед вслед за Вашей рукой. Сами не наклоняетесь, стойте ровно! Наклонились под 90 градусов и поднимаемся. Отдыхаем пару секунд и повторяем. Всего делаем 4 наклончика.

    6. Двумя руками возьмем ребенка за грудь лицом от себя, поднимем до уровня плеч влево, перевернем на бочок, потрусим. Опустим в исходное положение, передохнем. Поднимем аналогично к правому плечу, повторим.

    Если при выполнении первого упражнения наш сын улыбается, то на этом он уже хохочет!

    Повторяем по 3 раза на каждую сторону.

    7. Снова берем за грудь двумя руками, лицом от себя, но немного по-другому, Ваши большие пальца должны лежать параллельно, остальные держат малыша по бокам, как на фото

    Запрокидываем малыша к левому плечу, себе за спину, переворачивая лицом вперед. Смотрим фото

    Опускаем вниз, отдыхаем. Теперь так же на другую сторону. По 3-4 раза влево и вправо.

    8. Берем за две ручки и поднимаем вверх, разводя ручки в стороны. Опускаем. Повторяем 4 раза.

    Зрительный контакт продолжается. Смотрите одобряюще, говорите подбадривающие слова.

    9. Теперь возьмем ребенка за ручки и ножку, лицом от себя, и немного покачаем влево-вправо перед собой. Высоко поднимать не нужно, где-то на уровне своих коленей.

    Затем поменяем руки-ноги на другую пару и снова покачаем.

    10. В заключении расслабимся в позе Будды. Вложите ножки ребенка в свои ладони, соединив их с ручками. Разведите в стороны и подожмите к животику. Газики, если они накопились, отойдут и ребенку станет легче.

    "Полетайте" вниз, в стороны, над собой. Не спеша, не переутомляя малыша.

    Не забудьте дать крохе немного отдохнуть перед активным плаванием в ванной.

    Пусть полежит голенький пару минут, а Вы смотрите ему в глаза и рассказывайте, каким он только что был молодцом. Поощряйте и хвалите! Улыбайтесь:)

    Несколько важных правил

    Не делайте гимнастику на полный желудок.

    Ничего не начинайте без одобрения врача - есть противопоказания.

    Очень важно, чтобы ребенку нравилось заниматься. Он должен улыбаться, смеяться, хохотать! Если же есть напряжение или страх, значит, Вы где-то ошиблись. Лучше в таком случае пригласить инструктора и проработать программу под наблюдением.

    Не нужно наблюдателей - только Вы и Ваш ребенок. Оставьте напуганную бабушку и восторженных друзей за дверью. Это интимный семейный процесс. Это не только укрепление мышц, развитие гибкости и координации в пространстве, но и тактильный, и зрительный, и эмоциональный контакт ребенка с родителями.

    Начинать выполнение упражнений необходимо в раннем грудном возрасте, пока ребенок не набрал вес, иначе дадите большую нагрузку на неокрепшие суставы. Один-два месяца - оптимальный возраст для начала.

    Заканчивать, наверное, целесообразно, когда Вам станет тяжело крутить подросшее чадо в воздухе, а малыш, в свою очередь, подрастет настолько, что сможет тренировать себя сам - ползать, ходить, бегать...

    Напоследок хочу сказать, что я привела в пример лишь основные, начальные упражнения. Ваш комплекс может быть шире и насыщеннее со временем. Вы сами с помощью инструктора подберете упражнения, который будут приносить Вашему ребенку больше радости и больше пользы. Я лишь хотела подчеркнуть, что динамическая гимнастика - это не страшно, это хорошо, это полезно.

    Занимайтесь со своими детьми, развивайте их, и Вам окупиться сторицей.

    Ниже приведен комплекс упражнений, по которым мы занимались с дочкой, а сейчас начнем с сыном. Сразу скажу, не все могут решится на подобные упражнения. Я вижу только плюсы от этих занятий.

    Мы начали занятия в месяц с лишним, и занимались до года. Дальше я не стала рисковать, потому что мнения расходятся насчет того, стоит ли выполнять подобные упражнения, так как риск травм возрастает. Лучше всего, если у вас есть возможность нанять инструктора, который все подробно вам объяснит. Прежде чем преступить, мы с мужем перечитали кучу информации и пересмотрели видео. Нужно быть полностью уверенными в себе и своих силах. И лучше, чтобы занятия делал папа, так как они менее нервозные)) Но мы с мужем чередовали, то он, то я. Если вы все-таки решили этим заниматься, то прочтите статью ниже. И так же ссылка на полезное видео: https://www.youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

    Динамическая гимнастика

    Что это такое?

    Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

    Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби- йога» синонимами, но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

    Как это появилось?

    Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

    Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

    Зачем это нужно?

    Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

    Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

    Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

    Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно- мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

    Что развивается с помощью динамической гимнастики?

    Опорно-двигательный аппарат. Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенка находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять.
    У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

    Пищеварительная система. Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

    Сердечно-сосудистая и иммунная системы. Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

    Психика. Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

    Как этим заниматься?

    Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

    Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

    И еще некоторые советы

    1. Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

    2. Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

    3. Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

    4. Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

    Когда начинать?

    Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

    Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

    Где, когда и с кем заниматься?

    Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей).

    Можно выполнять все упражнения друг за другом, в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием.

    Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец – матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

    Занятия проводятся ежедневно, во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

    Как подготовиться к динамической гимнастике?

    Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом.

    Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

    Динамические упражнения

    Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

    Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса содной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

    Поднимите малыша за руки и раскачивайте его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполнить покачивания вперед-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

    Упражнение 2. «Птичка»

    Исходное положение – малыш висит на ручках. Разведите их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями

    Упражнение 3. Тренируем пресс

    Прижмите ребенка спиной к своему животу. Одной рукой держите его за распрямленные колени, а другой поддерживайте в области груди. Медленно наклоняйте и распрямляйте малыша, чтобы он напрягал мышцы живота, спины и ног, старался удерживаться в вертикальном положении.

    Упражнение 4. Крутим-вертим

    Исходное положение – взрослый держит ребенка за две ноги, лицом от себя. Совершите несколько вращательных движения вокруг вертикальной оси – сначала по часовой стрелке, затем против

    Упражнение 5. «Обезьянка»
    Исходное положение – взрослый держит ребенка за левую ногу и правую руку.

    Приподнимает немного и покачивает. Затем меняет руку и ногу и повторяет движение. Потом упражнение повторяется за симметричные конечности (взрослый держит ребенка за левую руку и левую ногу, потом за правую руку и правую ногу).

    Упражнение 6. «Крестик»

    Ручки висящего ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

    Упражнение 7. Забросы

    Начало упражнения аналогично упражнению «Маятник», но во время выполнения раскачиваний амплитуда движений постепенно увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. При этом рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются, и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья.

    Затем следуют возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

    Упражнение 8. Боковые прокруты

    Когда при выполнении упражнения «Маятник» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис. 32). После совершения одного прокрута следует повторить это же движение в другую сторону.

    Упражнение 9. Прямые прокруты

    Раскачивая висящего на руках ребенка вперед-назад, взрослый помогает ему совершить сальто назад между рук родителя. В конечной фазе движения нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша

    Чтобы вернуться в исходное положение, следует либо отпустить одну руку ребенка, либо сделать сальто в обратном направлении. Это упражнение первоначально делают два взрослых, один из которых медленно проводит ребенка по всей траектории движения, а затем фиксирует его тело в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

    Упражнение 10. Перебросы

    Исходное положение – ребенок висит на руках. Постепенно увеличивая амплитуду покачиваний вперед-назад, взрослый широким движением перебрасывает ребенка над своей головой и опускает у себя за спиной (рис. 34). При этом в верхней точке траектории ребенок уже полностью теряет скорость. Спуск в вертикальное положение за спиной должен быть очень мягкий. Чтобы уберечь ребенка от удара о спину взрослого, следует прогнуть спину и слегка согнуть колени. Чтобы вернуться в исходное положение, необходимо либо произвести движение в обратную сторону, либо провести ребенка через плечо.

    Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

    Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.

    Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

    Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, . Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

    Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

    Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из "воздушных" упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения ("вверх ногами"), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

    Для чего нужна динамическая гимнастика?

    Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

    Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем "внутриутробной" — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как "вспышки": возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками "лепит" тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

    Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

    Для кого предназначена динамическая гимнастика?

    Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — "кесарятах". Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки ("рождается") на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает "с корабля на бал", не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

    В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным "входящего" опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

    Основные правила динамической гимнастики

    Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

    Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

    С чего начать?

    Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

    Сила рождается там, где нет усилий!

    Елена Зуева
    акушер-гинеколог, к.м.н.,
    врач-психотерапевт, перинатальный психолог


    Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

    Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье "Лечение... пеленками", опубликованной в №9 журнала "9 месяцев"), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

    Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

    Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

    С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

    В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

    Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

    Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все "за" и "против".

    Елена Зуева
    Дмитрий Райский

    Обсуждение

    динамическая гимнастика и плавание для детей
    дорогие родители!!
    хочу предложить вам свои услуги в качестве инструктора по динамической гимнастике с детьми от 0 до 1года;по плаванию и нырянию в любом возрасте.обучу вас работе с детьми.индивидуальная разработка спортивных комплексов и тренажеров.консультации по слингам и закаливанию.Сертификат РАЕН с правом на работу инструктором по динамической гимнастике и плаванию с новорожденными.Возможен выезд на дом к ребенку по Москве и МО.
    egorchenko(собака)inbox.ru
    тел 8 926 186 15 74
    ICQ 236491607
    Елена

    01.12.2008 16:29:35, Елена

    статья интересная и у меня возник вопрос: какие же упражнения могли бы вы посоветовать дома для меня и ребенка,т.к. инструктора мне не найти по близости
    спасибо

    28.06.2007 17:17:00, Ольга

    Я раньше ничего не слышала про динамическую гимнастику как какую-то специальную систему упражнений, хотя, как оказывается, мы ею занимаемся. Дело в том, что всякие висы, подбрасывания, летания, кручения-верчения - это очень нравится нашему малышу (нам 4,5 месяца), вызывает у него дикий восторг. Даже если малыш капризничает, стоит его взять за кисти и поднить, чуть дав упор на ножки, сразу улыбка, и так может продолжаться часами. К вечеру я никакая просто, но я рада заниматься, так как и для меня это тренировки. И малыша уже прорисовываются бицепсы-трицепсы на ручках, ножки очень сильные. Расстроило меня только то, что нельзя заниматься при дисплазии - у нас еще не окостенели ядра. но думаю мы уже не сиожем без этого.

    У нас данамичкой с сыном занимается папа, потому что мне его уже так не покрутить, тяжелый. Он занимался и с со своей старшей дочерью, которой почти восемь. Замечательная здоровая и хорошо развитая физически девочка, правда папа крутит ее до сих пор: ей жутко нравится. Младшенькому то же нравится, он улыбаемся и хохочет (кстати, после приема невропатолога первый раз в три месяца) он очень советовал динамичку, соответсвенно для детей без неврологических паталогий.

    Скажу честно - занимаюсь динаммикой с обоими своими детьми. Они у меня погодки, поэтому вижу как по-разному у них идет восприятие этих занятий. Мое личное мнение - динамика нужна и полезна. Только обязательно начинайте заниматься с инструктором. И (мое личное мнение) ни в коем случае не консультируйтесь с врачами.

    15.07.2005 03:33:49, Алексей

    Один коммент на эту тему: желающие делать динамику своему ребенку пообщайтесь с теми, кто ее своим детям делал и эти дети достигли лет 5-7 уже. Спросите, каковы впечатления от динамики, последствия и будут ли они ее другим детям делать. 70% мам, делавших динамику, с которыми я общалась, вторым детям ее не делают. Хотя и не отрицают полезности ее для первых, все же видят достаточное кол-во минусов. В дальнейшем развитии ребенка, естественно. (я в их числе тоже). Основное: при регулярных занятиях динамикой организм ребенка привыкает к получению постоянного адреналина. И уже требует его. Когда родители уже не в состоянии подбрасывать вверх и крутить ребенка, необходимо искать дальнейшие выходы для его получения. Выхода два: родители постоянно ищут выход (спортивные секции, бассейн, походы и т.п.) или же ребенок их находит в различных других вариантах, вынужденных (прыжки с большой высоты с дальнейшими проблемами, истерики, некоторая агрессивность, явные проявления холеричного темперамента и т.п.). И еще: динамика не всем детям подходит. Не у всех хороши суставы и связки от рождения. Я не категорический противник динамики, а просто предлагаю перед тем, как что-то навязывать своему ребенку, подумать. И проанализировать варианты и свои дальнейшие возможности. (еще раз уточню: старшей дочке мы с рождения "крутили" динамику и до того момента, пока могли ее поднимать - где-то месяцев до 8-9 (она была довольно крупная). И еще: дольше 10 минут мы ее не делали и всегда делали только тогда, когда дочке нравилось это).

    Думаю, что динамическая гимнастика - вещь крайне полезная. Я занималась с ребенком с 3-недельного возраста и до тех пор, пока я его еще могла удерживать на весу. Хорошо развивает двигательные навыки, укрепляет мышечную систему, снимает тонус, помогает при коликах. Однако, есть и другая сторона. Наверное, было ошибкой с моей стороны резкое введение гимнастики в жизнь ребенка. Мне ее показали в школе для беременных, где я занималась. Инструктор приехал к нам домой и в течение 1,5 часов показывал, что и как надо делать непосредственно на ребенке. На следующий день мой спокойный до этого малыш стал очень плохо спать и много плакать. Успокаивался только на руках у мамы или когда ест. И потом уже сон так и не наладился, зато добавилось еще дрожание ручек, и невропатолог стал нашим другом до года. Так что здесь, как мне кажется, очень важна постепенность и осторожность - тогда будет польза.

    14.10.2004 14:22:33, Наталья

    Комментировать статью "Динамическая гимнастика"

    Согласна с Марией Д. - есть достаточно много статей о том, что динамическая гимнастика не так полезна, как считается.

    Обсуждение

    В три месяца начинать - самое оно! Мы динамичку (те упражнения, которые нравились детке) делали с рождения до того момента, как у меня спина начала отваливаться (где-то в год). Несомненные плюсы, которые уже видны: Сашка довольно бойко поползла, рано пошла (10 месяцев), в год уже носилась так, что только держи, прыгала, поднималась по лестнице. Сейчас ей 2 года 5 месяцев. Она говорит сложноструктурированными предложениями ("Мама, я уверена, что мне пора пить сок. Слезь, пожалуйста со стульчика, надень тапочки, принеси апельсин и сделай мне сока немедленно!"). Не уверена, конечно, что это заслуга динамической гимнастики - но в комплексе, наверное. Главный плюс, очевидно связанный с динамичкой - Сашу абсолютно не укачивает в транспорте, отменно работает вестибулярный аппарат. Ни в машине, ни в самолете у нас не возникает никаких проблем вообще. При том, что я сама с трудом переношу машину (кроме как за рулем).
    Мы начинали так: сначала нам показала акушерка легкие упражнения (Сашин возраст - 9 дней), потом мы сходили на одно занятие к Л.Китаеву (3 месяца). Потом, выучив основные захваты, можно слегка поимпровизировать.

    27.01.2004 10:54:12, Зойка на работе

    Мне мой доверенный ортопед сказал, что кроме вывихов никакого результата от динамической гимнастики он в своей практике не видел. Массаж, обычная гимнастика, плавание - дело хорошее, а вот динамичка...

    26.01.2004 14:42:28, Марkиза

    С 3-х мес. мы занимаемся динамической гимнастикой и плаваньем.Дочке упражнения и плаванье очень нравелись - она веселилась во всю.

    Обсуждение

    Лариса, Вы куда-то потерялись и не пишете мне давно. Или это мой почтовый сервер шалит?

    Лариса. Нашей девочке скоро уже 2 года. Плаваем и занимаемся с ней динамической гимнастикой все это время.

    Мы не уменьшали температуру воды, а сразу обливали максимально холодной. Но похожие проблемы все равно были. Мне кажется, что связаны они с самочюствием ребенка в воде (например, может щипать или чесаться что либо). Мы не настаивали на обливании и купании. И несколько дней просто окунали дочку в теплую воду, смотрели на ее реакцию. Если ей не нравилось, то быстро мыли и обтерали полотенцем.Через некоторое время проблема ушла сама собой. Эта проблема возникала несколько раз в разном возрасте и решали ее мы аналогично.

    Мы начали заниматься димамической гимнастикой с 3-х месяцев. Раньше ребенок не хотел. Мне кажется, что относится к динамической гимнастике, как к физическим упражнениям не верно. Это общение родителя с ребенком, а для ребенка это еще и клевая игра. Так зачем ее прерывать. Эти мнадо занимать ся столько, скольку у тебя или папы хватит сил. У нас сейчас в дочке больше 10 кг. Большенство упражнений делать уже сложно, но большенство простых дочка сама просит делать.

    09.01.2000 00:47:23, Алексей&Танюха

    Обсуждение

    Делали, примерно с 5-ти дневного возраста, естессно сначала на коленках поглаживали, головку тихонько поворачивали в стороны, ручки поднимали-разводили, потом понемногу повисеть, качнуть, приподнять... Учил Леня Китаев, дитя было довольно, да и сейчас иногда (ему 3 года) на папе повисает, типа покрути, ну папа и качнет его пару раз вверх-вниз:)) у меня сил только на кувыркания хватает:))) Главное для ребенка по мнению Китаева, к коему присоединяюсь, 1.Постепенно, 2.Чуствовать дитя и его реакции, 3.Не делать того, что вызывает сопротивление (мышечные зажимы, плач, плохое самочуствие)

    Всем доброго времени суток! То, что я буду ходить на курсы, я решила давно, так как, во-первых, я из тех будущих мамочек, которые не могут войти нормально в новый режим с книгой, кино и послеобеденным сном (это я про декретный отпуск), во-вторых, еще раз услышать то, о чем там вещают, не повредит, в-третьих, общение, общение и еще раз общение, которого, может. не хватать во время двухмесячного "отпуска по уходу за собой". Дошла я, правда на них на 34 неделе и решила за месяц взять все и сразу...

    ✿ Упражнения для мамы с ребенком младше 6 месяцев Если при выполнении этих упражнений у вас возникнут трудности, на первых порах повторяйте каждое из них примерно по 10 раз, а затем постепенно доведите количество повторений до 15 - 20 раз. Все упражнения выполняются плавно, без рывков. 🔷 Упражнение для бицепсов (мышц плеча). И.п. – стоя, ребенок, лежащий на согнутых в локтях руках мамы, поддерживается кистями и предплечьями (в начале, когда вы еще только тренируетесь, для...

    Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой - 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений. Посмотреть на Яндекс.Фотках Лучше всего проводить занятия...

    Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это интересное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу Во серебряную. Посмотреть на Яндекс.Фотках Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт. Выше бережка головушку несёт...

    Массаж живота - поглаживание Розовый животик, мурлычит словно котик, Заурчал щеночком, забулькал ручеёчком, Ах, животик, ты живот, Кто в животике живёт? Кто мешает баиньки маленькому заиньке? Мы погладим пузики толстые арбузики. Спит щеночек, спит котёнок, улыбается ребёнок! Гладим головку и лицо У меня такой вопрос, где у нас курносый нос? Где же глазки наши, нет их в мире краше. Где же наши щёчки, щёчки-лепесточки? Где же наши ушки, ушки лопаушки? Где у нас головка, покивем ловко! Где у нас...