• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

    Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.

    История возникновения и развития художественной гимнастики

    Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

    В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

    В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).

    После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

    В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

    В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

    1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

    Правила художественной гимнастики

    Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

    Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

    Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:

    • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.
    • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.
    • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки.

    На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

    Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

    Предметы для художественной гимнастики

    Скакалка Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.

    Обруч для художественной гимнастики.Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес — 300 гр.

    Мяч для художественной гимнастики.Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.

    Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот).Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.

    Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр — 1 см в самом широком месте.

    Соревнования по художественной гимнастике

    • Олимпийские игры - самое престижное международное соревнование, проводится один раз в четыре года.
    • Чемпионат Мира по художественной гимнастике — международное соревнование, которое проводится с 1963 года (один раз в два года).
    • Чемпионат Европы по художественной гимнастике — международное соревнование, проводимое Европейским гимнастическим союзом (UEG). Первый чемпионат состоялся в 1978 году.
    2016-06-30

    Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Художественная гимнастика".

    Современная художественная гимнастика - это вид спорта, в котором содержатся элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики, которые выполняются под музыку.

    В своём становлении и развитии художественная гимнастика прошла долгий путь. Её танцевальные истоки уходят в глубокую древность, а, как известно, танец, как способ выражения эмоций и чувств, существует на протяжении всей истории человечества.

    Гимнастика как система телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии, была создана и развивалась в Древней Греции. Однако в средние века гимнастика была полностью забыта. Ее возрождение как системы физического воспитания началось в XIVв. Довольно заметную роль в этом возрождении в конце XVIII- начале XIX в. сыграла Германия, где возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделялось развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян.

    В России в XVIII веке преподавание физической культуры как учебной дисциплины ввела императрица Екатерина II, руководствуясь философией французских энциклопедистов-просветителей. Гимнастические упражнения, наряду с танцами, преподавались в обоих отделениях Смольного института - «для благородных девиц» и «для представительниц мещанского сословия».

    Но всеобщее распространение гимнастика получила лишь на рубеже ХХ века: гимнастика появилась везде - от четырёхклассных городских училищ до частных и государственных гимназий.

    На протяжении многих веков танец и гимнастика жили по своим правилам, развивались в своём темпе и ритме, чтобы встретиться на рубеже ХХ века и положить начало развитию одного из самых популярных, изысканных и зрелищных видов спорта - художественной гимнастике.

    Основатели художественной гимнастики

    В конце XIX - начале ХХ века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, танцевальной гимнастики Жоржа Демени, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.

    Франсуа Дельсарт (1811-1871) - французский певец и драматический актёр создал систему выразительной гимнастики, которая охватывала все стороны актёрского мастерства оперных певцов: умение выразительно петь, владеть жестом, мимикой, позами.

    Жорж Демени (1850-1917) - французский физиолог и педагог, доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

    Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) - швейцарский композитор, профессор консерватории, создатель системы ритмической гимнастики. Далькроз создал свою систему, использую на уроках сольфеджио такой методический приём, как отхлопывание трудно дававшихся ученикам ритмических сочетаний. Эта система стала настолько популярна, что в 1910 году в городе Хеллерау профессор открыл Институт ритма. Аналогичные институты, курсы перед Первой мировой войной открылись во многих городах Европы и Америки. Не обошло это течение и Петербург - в 1912 году искусствовед Сергей Волконский открыл курсы ритмической гимнастики - почти полное подобие Института в Хеллерау.

    Айседора Дункан (1977-1927) - известная американская танцовщица, открывшая новое танцевальное направление - выразительный танец в свободной пластике. Опираясь на древнегреческое искусство, изучая позы, запечатлённые на греческих вазах, Дункан отвергала строгие каноны классического балета, стремилась в танце к естественности, слитности воедино танца и музыки.

    В первой четверти ХХ века в России существовало множество школ и курсов, практиковавших преподавание самых различных видов гимнастики и художественного движения. С 1925 года представители школ начали искать способы организовать обмен опытом и наладить совместную работу. Всё чаще предпринимались попытки объединения разнонаправленных школ, ритмика и пластика перестали противопоставляться друг другу. Это желание понять, осмыслить и систематизировать накопленный опыт привели к тому, что в 1934 году в Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. И в этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой».

    В 1934 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения (ВШХД). Научить девушек раскрепощённо и изящно двигаться, свободно владеть своим телом - именно такую цель ставили перед собой создатели школы. Её первыми педагогами стали Роза Варшавская (выпускница Института ритма в Хеллерау), Анастасия Невинская (представительница Петроградского Института Ритма), Елена Горлова, Зинаида Вербова, Александра Семёнова-Найпак (бывшие руководители пластических студий), Паулина Конер (ученица нью-йоркской студии Михаила Фокина), а также ведущие мастера Мариинского театра. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики.

    Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике состоялся в Ленинграде в 1938 году. Юлия Шишкарёва, Анна Ларионова, Татьяна Варакина, Ариадна Башнина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева и другие стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её «генеральным штабом», во главе которого стоял первый заведующий кафедрой гимнастики и педагог Лев Орлов, обладавший тонким вкусом и прекрасно понимавший значение эстетической составляющей гимнастики.

    Соревнования, правила, чемпионаты

    Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде.

    В них участвовали студентки института и преподаватели различных спортивных обществ. Двумя годами позже преподаватели и выпускники Института разработали первую разрядную классификацию и нормативы по художественной гимнастике. В 1941 году в Ленинграде прошел первый чемпионат города по художественной гимнастике, победителем которого стала Юлия Шишкарёва.

    В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования - 1 Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала Ариадна Башнина (тренер Е. Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

    ПЕРВЫЙ КУБОК ЕВРОПЫ, ОН ЖЕ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

    В 1961 году на Гимнастраде в Штутгарде была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. К этому был подготовлен доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ (Международная федерация гимнастики) в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР.

    Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

    В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид - соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Победила шестёрка гимнасток Советского Союза.

    На протяжении своего существования в развитии художественной гимнастики несколько стран всегда занимали лидирующие позиции. В начале появления на мировой арене (с 1960 года) это был СССР, затем Болгария (НРБ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила в основном между гимнастками этих двух стран.

    Современная художественная гимнастика

    Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них - художественная гимнастика - подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом.

    В 1980 году после завершения Игр XXII Олимпиады в Москве на Конгрессе Международного Олимпийского комитета было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала Президенту ФИЖ Юрию Титову (ныне Почётный президент ФИЖ).

    В 1954 году художественная гимнастика была представлена в программе ХХIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). К сожалению, в олимпиаде не смогли принять участие ведущие спортсменки - гимнастки социалистических стран.

    Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады Лори Фанг. Первым олимпийским призёром в художественной гимнастике в Германии стала Регина Вебер, завоевавшая на Олимпиаде бронзовую медаль.

    Настоящий же дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска.

    В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева. В 1996 году в Атланте на Играх XXVI Олимпиады художественная гимнастика была представлена уже двумя дисциплинами: соревнованиями по многоборью в индивидуальных и групповых упражнениях.

    Начиная с XXVII Олимпийских Игр, состоявшихся в Сиднее в 2000-м году, российские спортсменки не отдавали олимпийское золото. Победителями Олимпийских игр в индивидуальном многоборье стали:

    Юлия Барсукова - XXVII Олимпиада в Сиднее

    Алина Кабаева - XXVIII Олимпиада в Афинах

    Евгения Канаева -ХХIX Олимпиада в Пекине и ХХХ Олимпиада в Лондоне

    Одна из самых ярких страниц в развитии художественной гимнастики связана с именем многократной чемпионки Европы и мира, Олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Став уже в 15 лет абсолютной чемпионкой Европы среди взрослых (1998 год), она является единственной гимнасткой в мире, вписанной в Книгу рекордов Гиннесса. С её именем в значительной степени связаны революционные изменения в художественной гимнастике, произошедшие в 90-х годах ХХ века.

    Благодаря выступлениям Алины весь мир увидел динамичную художественную гимнастику, с оригинальными авторскими, координационно сложными элементами, артистично выполненными под музыку и создающими выразительный художественный образ.

    Вместе со своим тренером Ириной Александровной Винер-Усмановой Алина создавала программы повышенного уровня сложности. Вслед за ней практически все гимнастки начали усложнять свои программы и технический комитет ФИЖ был вынужден отразить это в своих требованиях. Так, в правилах соревнований 2001-2004 основной акцент был сделан на усложнение элементов всех структурных групп.

    Успешное выступление российских спортсменок на всех мировых первенствах и Олимпийских играх свидетельствуют о том, что в России сложилась научно-обоснованная система подготовки высококвалифицированных гимнасток, которая обеспечивает удержание лидирующих позиций.

    Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры нашей страны - Ирина Винер-Усманова (главный тренер сборной России по художественной гимнастике), Вера Штельбаумс, Ольга Буянова, Вера Шаталина, Наталья Горбулина, Валентина Иваницкая, Наталья Тишина и многие другие.

    Популярность современной художественной гимнастики в мире очень высока. Стадионы и залы полны зрителей, которых привлекает уникальный характер этого вида спорта, сочетающего в себе танцевальное, акробатическое и цирковое искусство.

    Однако, несмотря на всю выразительность и зрелищность, художественная гимнастика остаётся прежде всего спортом. И не просто спортом, а спортом высших достижений. Рекорды в художественной гимнастике - это максимальное проявление гибкости, координации, равновесия, вращательной подготовки, это также виртуозное владение предметом, творческое усложнение композиций, соответствие характеру, темпу и ритму выбранной музыки.

    Возникнув сравнительно недавно, этот вид спорта имеет интересную историю. Красота женщин в Древней Греции и Риме считалась неполноценной, если она не обладала искусством грациозной походки. Научить девушек раскрепощенно и изящно двигаться, свободно владеть своим телом - эту цель и ставили перед собой создатели художественной гимнастики. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики. Все они до прихода в ВШХГ имели свои студии или школы, где преподавали "эстетическую гимнастику" Франсуа Дельсарта, "ритмическую гимнастику" Эмиля Жака Дель-Кроза, "танцевальную гимнастику" Жоржа Демини, "свободный танец" Айседоры Дункан.

    В высшей школе все слилось воедино и с помощью мэтров балета Мариинского театра родился красивый вид спорта - художественная гимнастика.

    Выпускники школы и их учителя в апреле 1941 года провели первый чемпионат Ленинграда. И лишь после войны уже в 1948 году прошел первый чемпионат Советского Союза. Дальше развитие нового вида спорта пошло семимильными шагами. В 1954 году появляются первые мастера спорта - "художницы". Советские мастера начинают выезжать за рубеж с показательными выступлениями демонстрируют свое мастерство в Бельгии, Болгарии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Югославии. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия. А спустя три года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште прошел первый Чемпионат мира. Первой королевой художественной гимнастики - абсолютной чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. Сейчас позади уже более 20 мировых чемпионатов. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. Тогда в Мадриде первой обладательницей Европейской короны стала советская гимнастка, россиянка Галима Шугурова. И, наконец, олимпийская история художественной гимнастики началась с 1984 года. Первой в Лос-Анджелесе олимпийского золота была удостоена канадка Лори Фанд. Спустя 4 года в Сеуле олимпийской чемпионкой стала Марина Лобач, в Барселоне праздновала победу Александра Тимошенко, в Атланте – Екатерина Серебрянская, в Сиднее – москвичка Юлия Барсукова, в Афинах – Алина Кабаева, в Пекине – Евгения Канаева. Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них - художественная гимнастика - подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом, и не просто Санкт-Петербургом, а Академией физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

    Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет специальной подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

    Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием состоялся в Ленинграде в 1938 году. Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева и др. стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её "генеральным штабом".

    Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель".

    Первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике были разработаны преподавателями и выпускниками Института физической культуры Р.А. Варшавской, А. Ларионовой, Ю. Шишкаревой, Т. Варакиной, Л. Кудряшовой, Т. Марковой и др. в 1941 году. Первой победительницей официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время 1 разряду стала старший преподаватель Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева.

    В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами, была признана единой для всей страны, что было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года. Первая диссертация по художественной гимнастике была защищена в Ленинграде Р. А. Варшавской на тему "Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания" в 1946 году.

    В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования - I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллинне. В том же году Всесоюзным комитетом была утверждена первая типовая учебная программа для коллективов физкультуры, разработанная "генеральным штабом" ленинградских специалистов.

    Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница Института имени П.Ф. Лесгафта Ариадна Башнина (тренер Е.Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

    Первой официальной чемпионкой СССР в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Чемпионками СССР были также ленинградки Валентина Сивохина (тренер Ю. Шишкарева), Зинаида Третьякова (тренер А. Башнина), Дина Кабакова (тренер Т. Варакина) и Римма Постнова (тренер Е.Н. Горлова).

    Первое методическое пособие для преподавателей художественной гимнастики в ДЮСШ и школьных секциях было подготовлено Ю.Н. Шишкаревой и издано в 1950 году, второе - в 1954 году, написано Ю.Н. Шишкаревой в соавторстве с Р. Варшавской, Е. Горловой, 3. Вербовой, Т. Варакиной, А. Ларионовой и Л. Кудряшовой.

    Три первые всесоюзные классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954, 1960 гг.) с подробной записью, рисунками обязательных комбинаций с нотами музыкального аккомпанемента для гимнасток всех разрядов были подготовлены также, в основном, ленинградскими специалистами, их "генеральным штабом". Они же подготовили первые правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.

    Первые учебные пособия для институтов физической культуры были изданы в 1965 и 1973 г. г. коллективом ленинградских специалистов под общей редакцией Л.П. Орловой.

    Первые международные матчевые встречи были проведены Ленинградом с командами Финляндии и Швеции в 1947 году, более регулярными они стали с 1955 года с командами Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии и Болгарии. В 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин в Лондоне Ю.Н. Шишкарева познакомила международную общественность с художественной гимнастикой.

    В 1958 году на конгрессе Международной федерации гимнастики (ФИЖ) в Москве был продемонстрирован показательный урок и выступления лучших художественных гимнасток страны. В 1959 году президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше посетила чемпионат СССР в Москве и побывала на учебных занятиях в ряде секций. В 1961 году на Гимнастраде в Штудгарте была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. В.Г. Батаен, М.В. Лисициан, Т.Т. Варакина подготовили к этому доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

    Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как и планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов техкомом ФИЖ было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

    С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 года по 1992 год, проводились чемпионаты Европы. Первой чемпионкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова. С 1992 года чемпионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно.

    К сожалению, ленинградские гимнастки не имеют высоких международных достижений в личном первенстве. "Коньком" ленинградских гимнасток стал другой раздел художественной гимнастики - соревнования по групповым упражнениям. В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид - соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Первой чемпионкой мира в групповых упражнениях в составе команды из 6 человек стала ленинградка, заслуженный мастер спорта Мария Кучинская. В 1973 году в Роттердаме аналогичный успех выпал на долю ленинградки Натальи Лащинской. В 1981 году серебряные награды в чемпионате мира в групповых упражнениях в Мюнхене была удостоена Татьяна Сац. В 1989 году на Чемпионате Европы среди юных гимнасток ленинградка Наталья Викторова стала серебряным призером. Интересно отметить, что все вышеназванные гимнастки были студентками Академии имени П.Ф. Лесгафта. А в 1993 году чемпионкой мира в групповых упражнениях стала также запасная команды России петербурженка Юлия Иванова.

    Поворотным для художественной гимнастики стал 1980 год. На Конгрессе МОК после завершения XXII Олимпийских игр в Москве было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежит Президенту Международной Федерации гимнастики (ФИЖ) Юрию Евлампиевичу Титову.

    В 1984 году, через 50 лет после рождения, художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (США). Но дебют был неудачен, так как не выступали ведущие спортсменки - гимнастки социалистических стран. Первой Олимпийской чемпионкой стала весьма посредственная гимнастка из Канады Лори Фанг.

    Настоящий дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала минчанка Марина Лобач. В 1992 году в Барселоне (Испания) на XXV Олимпийских играх чемпионкой стала киевлянка Александра Тимошенко.

    Но окончательная точка в прохождении художественной гимнастики на олимпийский помост была поставлена в 1996 году в Атланте, когда художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях. И вновь заслуга в этом принадлежит разумной, дипломатичной политике Юрия Титова, и в какой-то мере, достижениям соотечественниц Президента МОК Хуана Антонио Самаранча - испанским гимнасткам. Чемпионками XXVI в Атланте стали крымчанка Екатерина Серебрянская и гимнастки Испании.

    Художественная гимнастика - различные гимнастические упражнения (динамические и пластические), выполняемые под музыку. Для выполнения некоторых упражнений спортсменки используют различные предметы (ленту длиной около 6 метров, мяч диаметром 18-20 см, скакалку (цветную и без ручек), обруч диаметром 80-90 см и булавы, длина которых составляет 40-50 см).

    На выполнение упражнения гимнастка затрачивает от 57 до 90 секунд, причем завершение выступления должно совпадать с окончанием музыки (если спортсменка использует снаряд - на финальной ноте она должна обязательно его коснуться). Оценивание проводится по 20-бальной шкале.

    Первая Высшая школа художественной гимнастики появилась в России, в Ленинграде, при институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, в 1913 году. Как вид спорта упомянутая дисциплина сформировалась в середине прошлого века.

    С 1984 года художественная гимнастика причислена к Олимпийским видам спорта, а с 1986 года как индивидуальные, так и групповые состязания входят в программу всех Олимпиад.

    Спектр упражнений в художественной гимнастике достаточно обширен. Это действительно так. Ведь кроме упражнений без предметов (прыжки, волны, взмахи, равновесие и т.д.) и упражнений с предметами гимнастки исполняют элементы классических, народных, историко-бытовых и современных танцев, пантомимы, а также элементы основной гимнастики, акробатики, ритмики и упражнения из иных видов спорта.

    Художественной гимнастикой занимаются только женщины. Ошибочное мнение. Параллельно с художественной развивается мужская ритмическая гимнастика. Зародился этот вид спорта в Японии, где в конце прошлого века большую популярность приобрели групповые упражнения мужчин-гимнастов, выполняемые под музыку. Из снарядов используются мужские булавы, скакалка и два маленьких обруча. В наши дни группы мальчиков-гимнастов появились во многих странах мира, в том числе в России (тренирует их специально приглашенный для этой цели тренер-японец).

    Начать заниматься художественной гимнастикой можно в любом возрасте. Это не совсем так. Лучше всего начинать заниматься данным видом спорта с 4-6 лет, пока опорно-двигательный аппарат не утратил гибкости. Однако бывают и исключения. Например, шестикратная чемпионка мира Амина Зарипова пришла в художественную гимнастику в возрасте 11 лет, но это не помешало ей добиться побед на многих состязаниях.

    Художественная гимнастика - одно из ответвлений спортивной гимнастики. Ошибочное мнение. В школе художественного движения (так именовалась первая школа художественной гимнастики, открытая в 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта) работали талантливые преподаватели ритмической гимнастики (Эмиль Жак дель-Кроз), танцевальной гимнастики (Жорж Демини), эстетической гимнастики (Франсуа Дельсарт) и свободного танца (Айседора Дункан). Именно в результате слияния этих направлений возник вид спорта, известный в наши дни под названием "художественная гимнастика".

    Соревнования по художественной гимнастике проводятся с 60-х годов прошлого века. Да, первая официальная международная встреча проходила в 1960 году в Софии. В декабре 1963 года в Будапеште были проведены первые международные соревнования по данному виду спорта, названные вначале Кубком Европы, но, во время подведения итогов, переименованные в чемпионат мира (поскольку выяснилось, что в состязаниях принимали участие не только спортсменки из стран Европы). Однако состязания по художественной гимнастике проводились и ранее - вначале только в Ленинграде (в апреле 1941 года), позже - на территории всего Советского Союза. С 1949 года ежегодно проводились чемпионаты СССР, а с 1965 спортсменки состязались за Кубок СССР.

    В наши дни чемпионаты мира и Европы по художественной гимнастике проводятся ежегодно. Такое положение вещей имеет место с 1992 года. Ранее чемпионаты мира проводились по нечетным годам, т.е. раз в 2 года (с 1963 по 1991 г.), а чемпионаты Европы - по четным годам, также раз в 2 года (с 1978 по 1992 г.).

    Решение о включении художественной гимнастики в число олимпийских видов спорта было принято в 1984 году. Олимпийская история данного вида спорта действительно начинается с 1984 года, когда на XXIII Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (США) был разыгран один комплект медалей в индивидуальном многоборье. Однако решение о причислении художественной гимнастики к олимпийским видам спорта было принято на конгрессе МОК после завершения Олимпиады в Москве, в 1980 году.

    В конце прошлого века сильнейшими гимнастками были канадки - ведь именно спортсменка из этой страны завоевала золотую медаль на Олимпиаде 1984 года. Нет, в то время наилучшие результаты демонстрировали спортсменки СССР и Болгарии (причем почти все время, исключая период с 1973 по 1977 г. первенство удерживала Болгария). Но из-за того, что московская Олимпиада бойкотировалась некоторыми капиталистическими странами, многие социалистические страны не прислали своих представителей на Олимпийские игры 1984 года, которые проводились в США. Вследствие этого за олимпийские медали состязались спортсменки, демонстрировавшие на других соревнованиях отнюдь не лучшие результаты. Например, обладательница золотой медали канадка Лори Фанг на чемпионате мира в 1985 году заняла всего лишь 9 место.

    Система оценивания выступлений гимнасток менялась несколько раз. Это действительно так. Изменение технического регламента было призвано подчеркнуть технические элементы и свести к минимуму возможность субъективности выставления оценок. Вплоть до 2001 года выступления спортсменок оценивались по 10-бальной шкале, в 2003 году была введена 30-бальная шкала, замененная в 2005 году на 20-бальную.

    Гимнастки не принимают допинги - ведь им нельзя увеличивать мышечную массу. Да, наращивать мышцы для занятий этим видом спорта не нужно. Но допинг-контроль спортсменки все же проходят. Дело в том, что для того, чтобы быстро похудеть перед соревнованиями, гимнастки часто принимают мочегонные средства (диуретики), считающиеся допингом и запрещенные антидопинговым комитетом.

    Занятия с юными гимнастками начинаются с растяжек, чаще всего очень жестких и болезненных. Растяжки действительно имеют место, но, во-первых, каждый тренер определяет уровень гибкости маленькой спортсменки и рекомендует те или иные упражнения для улучшения растяжки. Во-вторых, работу с юными гимнастками с жестких болезненных растяжек никогда не начинают - увеличение гибкости происходит постепенно. Однако с самого начала следует готовить ребенка к тому, что на тренировках придется прикладывать некоторые усилия, без которых серьезные достижения в данном виде спорта (как и в любом другом) попросту невозможны.

    Лучше всего отдавать ребенка в серьезную школу художественной гимнастики, тренеры которой подготовили немало чемпионок в этом виде спорта. Многое зависит от поставленной цели. Если родители мечтают о спортивной карьере для своего ребенка и уверены в способностях будущей гимнастки (без наличия которых даже с самым опытным тренером сложно добиться выдающихся результатов), действительно, следует отдать предпочтение серьезной школе с опытными тренерами. А заодно приготовиться к тому, что для достижения поставленной цели понадобится длительная кропотливая работа тренера, родителей и, конечно, самой юной спортсменки. Если же во главу угла ставится только развитие пластичности, координации движений, гибкости, обретение красивой осанки, а стремление к победе отодвигается на второй план - подойдет любая секция, например, при районном дворце культуры и спорта, где и требования, и нагрузки, и оплата меньше.

    Если юная гимнастка обучается в непрестижной секции художественной гимнастики - у нее нет шансов попасть в большой спорт. Ошибочное мнение. Если юная спортсменка продемонстрирует на соревнованиях хорошие результаты, на нее могут обратить внимание тренеры из серьезных школ художественной гимнастики или училищ, готовящих будущих олимпийских чемпионок.

    Снаряды и экипировка для занятий художественной гимнастикой стоят немалых денег. Да, если речь идет о купальниках для выступлений, расшитых стразами, и качественных мячах, булавах, лентах, обручах и т.д. Однако на первых порах приобретать вышеуказанные вещи совсем не обязательно. Достаточно купить обычный удобный купальник и чешки, а снаряды школа художественной гимнастики чаще всего предоставляет свои.

    В секции художественной гимнастики можно развить гибкость и пластичность, а также выработать красивую осанку. Это действительно так. Кроме того, юные спортсменки развивают чувство ритма, координацию движений, что легко позволяет им, к примеру, перейти к занятиям танцами. Во время занятий и особенно выступлений в художественной гимнастике (как и во всех зрелищных видах спорта) девочки учатся преподносить себя в наиболее выгодном свете, отрабатывая уверенные и красивые жесты, позы и мимику. Эти навыки необходимы каждой женщине и не только на соревнованиях, но и в повседневной жизни.

    Наиболее перспективен национальный вариант художественной гимнастики. Нет, по мнению тренеров для того, чтобы добиваться больших успехов на соревнованиях, следует не только развивать национальные черты данного вида спорта, но и учиться у соперников, обогащая выступления различными новыми элементами и техниками. Кроме того, для более глубокого обмена опытом серьезные школы художественной гимнастики порой приглашают тренеров из других стран. Например, в Россию приезжали тренеры из Болгарии (обучавшие гимнасток некоторым особенностям работы с предметами) и Японии, а русские тренеры вели занятия в Англии, США и т.д.

    Гимнастки стараются быть как можно стройнее и изящнее, питаются всегда недостаточно. Потому голодные обмороки в этом виде спорта - не редкость. Да, стройность и изящество фигуры в этом виде спорта чрезвычайно важны. Но о недостаточности питания не может быть и речи - ведь график тренировок спортсменок довольно напряженный, при таком уровне физической активности чересчур умеренный рацион может навредить организму. Потому для гимнасток (как и для всех спортсменов) разработана диета, позволяющая удерживать массу тела в пределах нормы и легко переносить большие физические нагрузки на тренировках и выступлениях.

    Даже в повседневной жизни гимнасткам приходится соблюдать целый ряд ограничений и запретов. Да, некоторые запреты действительно имеют место. Например, нельзя ходить на высоких каблуках, находиться слишком близко к кондиционеру, сразу после посещения бассейна выходить на улицу и т.д. Эти ограничения продиктованы исключительно заботой о здоровье и спортивной карьере юных гимнасток - ведь если спортсменка простудится или подвернет ногу, она не сможет посещать тренировки, а уж о выступлениях не может быть и речи.

    При большой интенсивности тренировок у гимнасток попросту не остается времени на личную жизнь. Да и тренеры против того, чтобы время и мысли спортсменок было занято чем-либо, не имеющим отношения к спорту. Ошибочное мнение. Тренеры стараются предоставить своим подопечным возможность посещать театры, кинозалы, различные вечера и т.д. Да и против влюбленности ничего не имеют - ведь взаимные чувства делают девушек более эмоциональными, открытыми, яркими.

    Чем чаще и продолжительнее тренировки - тем выше результаты. По мнению специалистов, наилучших результатов можно добиться, если юная гимнастка будет посещать тренировки 3 раза в неделю. Продолжительность занятий варьируется с учетом возрастной категории: дети дошкольного возраста занимаются не дольше 45 минут, школьники - 1,5 часа. Максимально допустимые нагрузки - занятия по 1,5 часа 5 раз в неделю.

    На соревнованиях гимнастки выполняют упражнения как с предметами, так и без оных. Да, если речь идет о состязаниях на первенство области или страны. Однако на соревнованиях мирового класса в последнее время выступления без предметов не предусмотрены.

    Художественная гимнастика – это сложнокоординационный спорт, он заключается в развитии координационных способностей. Гимнастика представляет исполнение разнообразных хореографических и полу-акробатических элементов на ковре под музыку для художественной гимнастики. Кроме физических данных, таких как выворотность, гибкость и растяжка, спортсменки должны быть владельцами сильного характера, кроме того, немаловажным выступает соревновательный дух участниц.

    Зарождение данного спорта началось только в начале 19 века, поэтому художественная гимнастика считается одним из самых молодых видов спорта в мире. Однако за период развития гимнастика сильно видоизменилась и усложнилась.

    История возникновения

    Гимнастика, история которой началась в 19 веке, формировалась в течение долгого времени и продолжает видоизменяться.

    История возникновения гимнастики начинает свой путь в Париже благодаря ученому Жоржу Демени. Он аргументировал использование элементов, которые в будущем стали основой гимнастики. Такие элементы как упражнения со спортивным инвентарем, элементы на растягивание мышц, хореографические шаги и т. д.

    Следующим этапом зарождения гимнастики считается разработка французского ученого Дельмарта теории о навыке выразительного движения. В ней он доказал, что воспроизведение определенных движений может вызывать установленные эмоции у человека.

    Ключевым событием в истории возникновения гимнастики можно назвать создание Айседорой Дункан ее знаменитого свободного танца. Он состоял в отказе от классики в пользу импровизации.

    Интересный факт, что именно в нашей стране произошло окончательное становление художественной гимнастики как вида спорта. В 1913 году под влиянием вышеперечисленных факторов была открыта первая школа художественного движения.

    Олимпийская история

    Ключевой момент произошел в 1980 году, когда МОК решил включить художественную гимнастику в Олимпийские виды спорта. Гимнастика в истории Олимпиады берет свое начало в 1984 году в Америке. Первой высшую награду по гимнастике получила спортсменка из Канады. Советские гимнастки могли бы составить ей конкуренцию, но по политическим причинам СССР не принимали участие в чемпионате. Тем не менее уже на следующей олимпиаде золотая награда досталась спортсменке из Союза Марине Лобач.

    Художественная гимнастика в СССР

    Историю художественной гимнастики в Советском Союзе часто подразделяют на 2 периода. Первый отрезок времени длился с 1947 по 1963. В представленный момент времени советская гимнастика формировалась как вид спорта, а также с его помощью происходило физическое воспитание населения. Первые турниры по художественной гимнастике проходили в г. Тбилиси в форме смотров. Вслед за тем в 1949 году состоялся первый чемпионат мира по гимнастике.

    Гимнастика в СССР приобрела свежий виток развития после введения спортивной квалификации, которая была изобретена в 1950 году. Подразделение гимнасток по разрядам и введение нормативов имело большое значение в техническом развитии спорта. После этого в 1954 году были внедрены нормы для программы Мастеров спорта, что значительно увеличило шансы на успех у отечественных спортсменок.

    в 1980 году художественную гимнастику включают в программу Олимпийских Игр.

    Второй период берет свое начало в 1963 году. Данный период возник с создания технической комиссии. Благодаря этому спортсменки получают возможность участия в международных соревнованиях. В 1967 году происходит появление групповых упражнений по художественной гимнастике.

    Гимнастика зарабатывает все большую известность в мире, после чего в 1980 году художественную гимнастику включают в программу Олимпийских Игр.

    В 1985 году в Японии на Кубке Мира впервые выступила команда, состоящая из мужчин. Общественность всего мира была в шоке, никто не представлял какая бывает гимнастика. Однакояпонские зрители были в восторге.

    Развитие художественной гимнастики в России

    В новую эпоху Россия пришла с новыми тенденциями в художественной гимнастике. Международная Федерация Гимнастики в 21 веке уже три раза изменяла бальную шкалу оценивания художественной гимнастики. Последний раз Федерация гимнастики вводила изменения в правила судейства в художественной гимнастике в 2005 году, когда для снижения субъективного мнения была введена шкала оценивания в разрезе 20 баллов. В оценке участвуют 3 бригады судей.

    Как и другие виды спорта, гимнастика подвержена допинговым скандалам. Однако в отличие от других гимнастки принимают препараты не для наращивания мышечной массы, а для похудения. Одним из самых громких скандалов в современной истории является скандал с Алиной Кабаевой и Их наказание состояло в дисквалификации на 2 года, кроме того они обязаны были постоянно в течение года проходить тесты на допинг.

    Каждый год в последнюю субботу октября в мире празднуется день гимнастики. Современная история гимнастики в России характеризуется победами наших спортсменок. На сегодняшний день в России среди гимнасток очень жесткая конкуренция. Спортсменки уверены, что победитель получает все.

    Существует даже фильм с аналогичным названием. В нем повествуют о второй стороне золотой медали: о титаническом труде спортсменок. «Победитель получает все» — это кинокартина, показывающая то, как в мире гимнастики нарастает напряжение в связи с постоянным лидерством Российской команды. Как несмотря ни на что юные спортсменки показывают мастерство на ковре и завоевывают высшие титулы. Огромная заслуга в этом принадлежит Ирине Винер-Усмановой, она знает все о художественной гимнастике.

    В гимнастике многое зависит от таланта тренера. Только опытный и тренер сможет поставить упражнение так, чтобы все преимущества спортсменки были приукрашены, а изъяны скрыты. Недаром даже в гимне художественной гимнастики упоминается:

    «Заслуженный тренер немного суров,

    Но пусть не терзают сомнения.»

    Кстати, одно из самых знаменитых имен в истории развития художественной гимнастики в России – это . Это имя опытного тренера, ученицы которого постоянно являются фаворитами всех международных соревнований.

    Ирина Винер постоянно находится в поиске новых талантов. С этой целью она патронирует открытый конкурс «Путь к пьедесталу». Участницы данных соревнований имеют возможность пройти тренировку с лучшими тренерами России и показать свой талант самой Ирине Винер.

    Известные гимнастки

    О художественной гимнастике сегодня знает практически каждый гражданин России. В нашей стране это один из самых популярных видов спорта. Гимнастки, которые добиваются определенных успехов всегда на слуху у людей. Кроме того, после окончания спортивной карьеры многие из них добиваются немалых высот и в других сферах деятельности.

    Самой именитой гимнасткой в России является Особо зрителей восхищали выступления Алины с булавами и обручем. После завершения спортивной карьеры Алина добилась хороших результатов в политической карьере общественной жизни и в бизнесе.

    Слева-направо: Евгения Канаева, Ирина Винер-Усманова, Алина Кабаева.

    Известной во всем мире является гимнастка , именно ей впервые удалось завоевать титул Олимпийской чемпионки два раза. После завершения спортивной карьеры Евгения полностью окунулась в семейную жизнь.

    Одной из самых популярных гимнасток в наше время является . Шестикратная Чемпионка Европы за время спортивной карьеры одержала немало оглушительных побед. После полученной в 2002 году травмы ушла из большого спорта и стала осваивать сферу телеведущей. Также, она является постановщицей и идейным вдохновителем нескольких танцевальных шоу, автором автобиографичной книги, любящей женой и заботливой мамой двоих детей.

    Гимнастика не перестает развиваться и дарить нам свежие лица среди спортсменов нашей страны. Это по-настоящему Российский вид спорта и наши спортсменки доказывают это год за годом. На каждом чемпионате внимание зрителей приковано к . Никто, кроме них, не может даже представить то эмоциональное напряжение, когда вся страна искренне верит в твою победу, а соперники надеются на проигрыш.

    Гимнастика прошла длинный и тяжелый путь от «свободного танца» Дункан и теории Дельманта к серьезному и тяжелому спорту. Правила гимнастики постоянно переписывались и терпели изменения. Тенденция в нововведениях точно прослеживалась, и это была постоянная тенденция на усложнение. По большей части, элементов высокой трудности постоянно становится все больше.

    Ключевым событием в истории возникновения гимнастики можно назвать создание Айседорой Дункан ее знаменитого свободного танца.

    В этом есть заслуга и наших спортсменок. Несколько элементов в гимнастике даже названы в честь наших спортсменок. Таким образом, в честь названы 4 элемента. Немаловажным считается вклад Алины Кабаевой, она выступает за рост количества сложных элементов для повышения зрелищности спорта. Также, она борется за увеличение комплекта наград, который разыгрывается на Олимпиадах.