• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дорога в тысячу миль начинается с первого шага… Китайская пословица.

    Чтобы эффект от занятий физической культурой был стойким, необходимо их сделать своим образом жизни! Нужно понимать, что не существует упражнений, комплексов, методик тренировок и концепций, которые идеально подходят всем, в каждом конкретном случае эти вопросы должны решаться индивидуально, под контролем спортивного врача или врача ЛФК.

    Вот основные правила, которые должны обязательно соблюдаться вне зависимости от уровня тренированности занимающегося и характера выполняемых упражнений.

    Регулярность. Для того, чтобы ощутить эффект от занятий физической культурой, порой бывает достаточно нескольких занятий, но чтобы этот эффект был стойким, Вам необходимо сделать подобные занятия своим образом жизни. Правильно выполненное физическое упражнение тем и отличаются от лекарств, что чем больше мы его используем, тем оно эффективнее, к нему не развивается привыкание и не отмечается побочных эффектов. Не обязательно заниматься каждый день, достаточно 3-4 раз в неделю, но это нужно делать регулярно: практика показывает, что самыми трудными в этом плане бывают первые 3 недели занятий, после этого Вы привыкаете к подобному ритму, и уже отсутствие физических нагрузок будет казаться необычным. Систематичность. Упражнения, которые Вы выполняете, должны быть строго регламентированы, с чёткой направленностью на решение конкретно Ваших задач и достижения определённых целей. В идеальном варианте систему тренировок должен разрабатывать врач-специалист, учитывая особенности Вашего организма, подобрать тот характер упражнений, а также объём и интенсивность нагрузки, которые подходят именно Вам. Занимаясь бессистемно, Вы подвергаетесь риску не просто не достигнуть желаемого эффекта, а даже, напротив, навредить своему здоровью.

    Адекватность. Прежде чем приступить к выполнению любого упражнения, Вы должны реально оценить свои силы. Для того, чтобы знать объективное состояние своего организма, необходимо проконсультироваться с квалифицированным врачом и пройти определённые диагностические обследования. Но, в любом случае, если предлагаемое упражнение кажется слишком сложным и Вы не уверены в правильности его выполнния, лучше от него отказаться или попробовать упрощенный вариант. Если нагрузка от упражнения, несмотря на всю правильность выполнения, кажется Вам чрезмерной или вызывает болевые ощущения, то от него также следует отказаться и выбрать что-то полегче. Кроме того, следует отказаться от выполнения любых упражнений, если у Вас накануне поднялась температура выше 37оС.


    Самоконтроль.
    Как уже отмечалось ранее, лучше всего, когда Ваши тренировки проходят под контролем квалифицированного спортивного врача, но так или иначе, Вы должны сами уметь определять, в какой Вы находитесь форме в настоящий момент, а также контролировать своё состояние в динамике. Самым простым и действенным способом для такого самоконтроля является проведение ортостатической пробы. Проснувшись утром, не вставая с кровати, измерьте свой пульс за 1 минуту, затем встаньте, достаточно резко, сразу же измерьте пульс за 10 секунд и умножьте полученное значение на 6. Затем сравните полученные результаты. В норме величина пульса в положении лежа должна отличаться от величины пульса сразу после того, как Вы встали, не более чем на 12-24 ударов в минуту. Наблюдая этот показатель каждый день, Вы сможете оценить, насколько эффективны тренировки. Если разница будет постепенно уменьшаться, а затем стабилизироваться на более низких значениях, чем до начала тренировок, значит Вы в хорошей форме. Если же в какой-то из дней Вы отметите увеличение показателя, то необходимо дать себе небольшую передышку, а если это не поможет, то пересмотреть систему тренировок.

    Приведём примеры упражнений, развивающих такие важные физические качества, как сила, выносливость и гибкость, а также рекомендации по их правильному выполнению. Ещё раз подчеркнём, что приводимые нами упражнения универсальны, насколько это возможно, и воздействуют на основные группы мышц, тем не менее, кому-то они могут не подойти. Упражнения для развития силы. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Упражнения на развитие силы могут быть с использованием массы собственного тела, а также с отягощениями. Очень важно не прерывать дыхание во время выполнения силового упражнения.


    Отжимания от пола. Это упражнение укрепляет основные мышцы рук, верхней части спины и груди. Из исходного положения “упор лежа” выполняются сгибания – разгибания рук. Если это упражнение кажется слишком тяжёлым, то можно упростить его, опираясь не на стопы, а на колени (особенно для женщин). Старайтесь удерживать туловище и ноги по одной линии и избегать прогибов в спине, для этого сосредоточьте своё внимание на работе мышц брюшного пресса.

    Сгибание туловища с поворотами. Это упражнение укрепляет основные мышцы брюшного пресса и нижней части спины. Из исходного положения лежа на спине, ноги на весу, согнуты под прямым углом, стопы скрещены, руки за головой, необходимо выполнять сгибание – разгибание туловища, поочередно приближая левый локоть к правому колену и правый локоть к левому колену. Если это упражнение кажется слишком тяжёлым, то можно совершать движения в том же направлении, но с меньшей амплитудой или совершать подъем торса по прямой. Старайтесь избегать избыточного сгибания в грудном отделе позвоночника.


    Приседания.
    Это упражнение укрепляет основные мышцы ног. Из исходного положения стоя, ноги чуть шире плеч выполняются сгибания – разгибания ног. Если это упражнение кажется слишком тяжелым, то можно поставить ноги ещё чуть шире или выполнять приседания с меньшей амплитудой (полуприседания). Старайтесь удерживать туловище прямо, не отрывать пятки от пола.


    Упражнения для развития выносливости.
    Выносливость – способность продолжать какую-либо работу без снижения её эффективности. С оздоровительной целью рекомендуется развивать выносливость с помощью тренировок продолжительностью не менее 30-40 минут, с удержанием пульса в определённом интервале (рассчитывается индивидуально, но средние значения составляют от 120 до 150 ударов в минуту). Это может быть хотьба, пробежки, плавание, велосипедные прогулки, занятия на велотренажёре и др.

    Упражнения для развития гибкости. Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости используются упражнения на растягивание мышц, сухожилий, связок. Для большей эффективности лучше выполнять менишее количество подходов, но несколько раз в день. Все упражнения на растяжения выполняются медленно и плавно, наибольшее растяжение можно осуществить во время выдоха. Растяжение мышц шеи. Это упражнение улучшает подвижность в шейном отделе позвоночника. Из исходного положения стоя правую руку, согнутую в локте, убираем за спину, левой рукой наклоняем голову в левую сторону до ощущения лёгкого натяжения в правой части шеи, затем меняем руки местами и выполняем упражнение в другую сторону. Старайтесь удерживать спину ровно и избегать поворотов и наклонов головы вперёд и назад.

    Растяжение мышц плечевого пояса. Это упражнение улучшает подвижность лопаток, увеличивает амплитуду движения в руках. Из исходного положения стоя пробуем соединить руки за спиной, между лопатками, левая рука снизу, правая рука сверху, затем меняем руки. Если невозможно добиться непосредственного контакта рук, можно использовать подручные средства (полотенце). Старайтесь удержить спину ровно, избегать наклонов и изгибов туловища.


    Растяжение мышц спины и задней поверхности ног. Это упражнение увеличивает подвижность в поясничном и грудном отделах позвоночника. Из исходного положения сидя на полу делаем наклоны туловища вперёд, пятаясь достать пальцами до стоп. Если это невозможно, то акцентируемся на растяжении поясницы.

    Растяжение мышц передней поверхности ног. Это упражнение увеличивает амплитуду движения в ногах. Из исходного положения стоя держимся правой рукой за опору на уровне плеча, сгибаем левую ногу таким образом, чтобы захватить левой рукой стопу, опускаем колено левой ноги вниз до ощущения натяжения по передней поверхности бедра. Старайтесь не прогибать спину. Растяжение мышц внутренней поверхности ног. Это упражнение увеличивает подвижность в тазобедренном суставе. Из исходного положения стоя отводим правую ногу в сторону и ставим на стул, затем выполняем наклон вперёд до лёгкого ощущения натяжения на внутренней поверхности бедра. Старайтесь не сгибать опорную ногу.


    В заключении хотелось бы добавить, что не немаловажное значение в построении тренировки имеет положительный эмоциональный настрой на занятие. Если Вы спланировали свой тренировочный процесс таким образом, что получаете от него удовольствие, то результаты всегда будут превосходными. Наслаждайтесь!

    «В здоровом теле - здоровый дух» - знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

    Что такое физкультура

    Физкультура - это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

    Физкультура может быть лечебной и адаптивной. помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

    Спорт в жизни детей

    Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

    Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

    1. Здоровье.

    Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

    2. Волевые качества.

    Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

    3. Психологическая разрядка.

    Физкультура - это отличный способ Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

    Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура - это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

    Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

    Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

    Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК - лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

    ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

    Влияние физических нагрузок на организм

    Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

    Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

    • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
    • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
    • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
    • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

    Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура - это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.

    КАК ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ЛЮДЯМ С РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ?

    Главное заниматься регулярно. В процессе физической тренировки нужно руководствоваться принципом постепенного увеличения нагрузки. Наибольшая нагрузка должна быть в середине занятий. Одно из основных положений - рассеивание нагрузки: упражнения для рук, ног, туловища всё время чередуются между собой. Необходимо при занятии физкультурой придерживаться определённого времени. Лучше всего заниматься утром, сразу после сна на свежем воздухе. Заниматься нужно в лёгкой одежде, не стесняющей движений. Во время занятий необходимо следить за дыханием. Дышать нужно глубоко, ритмично. В комплекс упражнений должны входить: Упражнения для развития органов дыхания и кровообращения, для отдельных мышечных групп и укрепления суставов, для выработки правильной осанки. Хорошая осанка - это не только приятный внешний вид человека, но и одно из условий его здоровья. У людей с нормальной осанкой внутренние органы занимают правильное положение, сердце и лёгкие работают в нормальных условиях, живот всегда подтянутый, а это имеет большое значение для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта.

    Занимающийся физической культурой и спортом должен наблюдать за изменениями в своём состоянии и отмечать: самочувствие, настроение, аппетит, сон, работоспособность, пульс, дыхание. После занятий следует принять душ комнатной температуры или обтереть тело влажным полотенцем.

    Общая система воспитания и физической подготовки

    Занятия лишь тогда ведут кратчайшим путем к цели, когда основываются на верных принципах. Основной принцип, определяющий направленность и организацию физического воспитания в нашем обществе - это принцип всестороннего гармоничного развития личности. Есть, вместе с тем, ряд других принципов, являющихся обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, постепенное повышение требований. Однако в сфере физического воспитания последние принципы имеют свои особенности:

    Принцип сознательности и активности

    Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание сущности заданий и активно заинтересованное их выполнение способствует улучшению результатов, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности.

    Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Нередко, с педагогической точки зрения, эти мотивы случайны или малосущественны. Специалист призван заинтересовать студентов, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду.

    Принцип наглядности

    Наглядность - необходимая предпосылка освоения любого дела. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

    Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие принципов обучения и воспитания. Широкое использование наглядных способов для повышения интереса к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует скорейшему приобретению знаний и навыков.

    Принцип доступности и индивидуализации.

    В основе этого принципа лежит учет особенностей занимающихся и посильность предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же -- необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями каждого человека, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовки, а также индивидуальные различия способностей.

    Столь же важное условие -- постепенность в переходе от одних заданий - более легких, к другим - более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.

    Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений - общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, а специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности.

    Учитывать индивидуальные особенности не значит идти на поводу у них, поскольку индивидуальные характеристики поддаются направленному изменению.

    Принцип систематичности.

    Суть этого принципа - регулярность занятий и чередование нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий.

    Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

    Принцип постепенного повышения требований (динамичности).

    Этот принцип выражает необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

    Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия - в том числе если нагрузки не переступают грань, за которой начинается переутомление, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки.

    Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

    Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

    Каждое отдельное, относительно завершенное занятие является звеном общего процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны - прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физкультуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и задачи.

    Различают три уровня нормирования двигательной активности:

    Физкультурно-гигиенический минимум предлагает ежедневное выполнение зарядки, закаливающих процедур и гигиенической зарядки перед сном;

    Физкультурно-общеподготовительный минимум включает в себя обязательное условие выполнения физкультурно-гигиенического минимума, который дополняется ежедневным 30-минутным активным отдыхом с использованием физических упражнений, по возможности на открытом воздухе;

    Физкультурно-спортивный оптимум включает в себя первые два уровня и дополняется тремя часами физкультурных или спортивных занятий в неделю.

    Лучшей формой организованных физкультурных занятий является группа здоровья. Занятия проводятся квалифицированными инструкторами-методистами по определённым программам с учётом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. При занятиях физической культурой необходимо строго придерживаться принципа постепенного увеличения нагрузки.

    Если позволяет состояние здоровья, не запрещается заниматься и различными видами спорта

    Восстановительные упражнения при заболеваниях почек Николай Альбертович Онучин

    Как правильно заниматься лечебной физкультурой

    Лечебные физические упражнения назначают с учетом физической подготовленности больного, его возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

    Комплексы оздоровительной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через час после еды и за час-полтора до сна. Общая продолжительность занятий составляет 20–25 минут. Заниматься лечебной гимнастикой следует регулярно, с постепенным усилением физической нагрузки.

    Перед началом гимнастики комнату, где будут проводиться занятия, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку. Температура воздуха в комнате должна составлять 10–18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно встряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке.

    Следует заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку и пр.).

    Лечебной гимнастикой нужно заниматься в свободном, не стесняющем движения спортивном костюме. После гимнастики, если позволяет состояние, полезно применять закаливающие процедуры: утром – влажные обтирания тела, вечером – мытье ног прохладной водой.

    Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Необходимо также следить за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролировать смену движений рук, ног и туловища.

    Обычно комплекс лечебных упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчиваются занятия очень легкими упражнениями и ходьбой. После наиболее трудных упражнений целесообразно делать кратковременные паузы (отдых 30–40 секунд).

    При занятиях лечебной гимнастикой в домашних условиях обязательно нужно вести дневник самоконтроля (табл. 1). Это позволит вам правильно дозировать физическую нагрузку и избежать перенапряжений.

    Самоконтроль должен быть систематическим и длительным, наблюдения желательно выполнять в одни и те же часы, в сходных условиях: до начала занятий ЛФК и после их окончания. Проведение систематических самонаблюдений и их анализ позволит вам правильно регулировать физическую нагрузку.

    Данные самонаблюдений условно можно разделить на объективные (характеризуемые результатами каких-либо измерений и показаниями приборов) и субъективные (определяемые вашей личной оценкой).

    К объективным показателям самоконтроля относятся:

    Частота пульса;

    Артериальное давление;

    Частота дыхательных движений;

    Мышечная сила;

    Температура тела;

    Таблица 1

    Показатели самоконтроля при занятиях ЛФК

    К субъективным показателям самоконтроля относятся:

    Настроение;

    Самочувствие;

    Аппетит;

    Желание заниматься физическими упражнениями;

    Переносимость физической нагрузки;

    Потоотделение;

    Нарушение режима.

    Суммарно объективные и субъективные показатели самоконтроля характеризуют состояние вашего здоровья и эффективность проведения занятий ЛФК. Особо важную информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы и степени физической нагрузки дают пульс и артериальное давление. Их часто называют «индикаторами» или «зеркалом» здоровья.

    Пульс и артериальное давление.

    При занятиях ЛФК, особенно пожилым людям, необходимо тщательно следить за работой сердца и уровнем артериального давления. Для этого нужно систематически измерять частоту пульса и контролировать артериальное давление. Частоту пульса и артериальное давление определяют до начала занятий упражнениями ЛФК.

    Частоту пульса подсчитывают так: прикладывают подушечки ногтевых фаланг 2-го, 3-го и 4-го пальцев на лучевую артерию, которая прилежит к лучевой кости. Количество сердечных сокращений за 15 секунд умножают на 4. Полученная частота пульса сравнивается с возрастными показателями. Количество сердечных сокращений в покое у людей среднего и пожилого возраста в норме равно примерно 60–70 ударам в минуту.

    Артериальное давление измеряется с помощью специального прибора – тонометра. Если вы пользуетесь электронным тонометром, то прибор одновременно с уровнем артериального давления автоматически подсчитывает и частоту сердечных сокращений.

    Если уровень артериального давления и частота сердечных сокращений выше вашей возрастной нормы и вы ощущаете недомогание, вялость или головную боль, то в этот день лучше воздержаться от занятий ЛФК.

    Частота дыхания.

    Один из основных показателей самоконтроля. Обычно в покое человек не замечает своего дыхания. Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде, необходимом для окислительных процессов.

    В норме в спокойном состоянии взрослый человек производит 14–16 дыханий в минуту. Измерить частоту дыхания можно следующим образом: положите руку на грудную клетку или на живот и подсчитайте частоту дыхания в течение одной минуты. Подъем и опускание грудной клетки или живота (вдох и выдох) считаются за единицу.

    Недостаток веса тела указывает на недостаточность энергетических и строительных «материалов» в организме. Избыток веса свидетельствует о том, что приток питательных веществ в организм чрезмерен, а расход недостаточен. Избыток веса может быть также следствием наличия отеков.

    При систематических занятиях физическими упражнениями происходят существенные сдвиги в весе: более активно сначала «сгорает» жир, усиливается потоотделение, уменьшаются отеки, организм освобождается от излишков воды и соли. В результате вес снижается, а затем наступает его стабилизация на соответствующем возрасту уровне.

    Занятия лечебной физкультурой в значительной мере регулируют вес, предупреждая как его избыток, так и излишние потери.

    В домашних условиях ежедневно контролировать свой вес удобно с помощью приобретенных в магазине специальных напольных весов.

    Значительную информацию о состоянии вашего здоровья при занятиях упражнениями ЛФК дают и субъективные показатели самоконтроля:

    Настроение. Если вы жизнерадостны, бодры и с удовольствием занимаетесь физическими упражнениями, значит, нагрузка соответствует вашим физическим возможностям и состоянию здоровья. Если же вы вялы, чувствуете постоянную усталость, подавленное настроение, тогда объем занятий следует сократить и уменьшить физическую нагрузку.

    Самочувствие.

    Оно отражает общее состояние вашего организма и, главным образом, нервной системы. Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.

    При хорошем самочувствии отмечаются прилив жизненных сил, ощущение бодрости и свежести; при удовлетворительном – небольшая вялость, недомогание, легкая утомляемость; при плохом – выраженная слабость, головокружение, снижение трудоспособности, угнетенное состояние.

    Аппетит.

    Аппетит также является одним из важных признаков нормальной жизнедеятельности организма. При физических перегрузках, обострении заболевания, недосыпании может отмечаться ослабление или даже отсутствие аппетита. В дневнике самоконтроля необходимо отмечать особенности вашего аппетита: аппетит хороший, удовлетворительный, повышенный или отсутствует.

    Болевые ощущения. Во время занятий лечебной физкультурой, особенно у пожилых людей, могут отмечаться боли в мышцах, в области правого подреберья и в области сердца. Болевые ощущения во время занятий физическими упражнениями чаще всего говорят о повышенной физической нагрузке или могут быть признаком обострения заболевания. Нередко может беспокоить чувство внутреннего дискомфорта, тяжесть в области поясницы, приливы крови к голове и лицу. Очень важно наблюдать за собой и записывать в дневник самоконтроля, при каких обстоятельствах появляются болевые симптомы и неприятные ощущения. Если они связаны с выполнением тех или иных упражнений, необходимо уменьшить нагрузку или исключить эти упражнения из комплекса гимнастики.

    Переносимость физической нагрузки.

    В дневнике самоконтроля вы обязательно должны отметить, выполнена ли запланированная нагрузка или нет. Если нет, то следует отметить причину.

    Переносимость физической нагрузки оценивается как хорошая, удовлетворительная или неудовлетворительная. Неудовлетворительная переносимость нагрузки может быть связана с обострением заболевания или слабым уровнем физической подготовки.

    Сон является одним из самых чувствительных «индикаторов» состояния здоровья и переносимости выполняемых физических упражнений. Если вы вечером быстро засыпаете, спите спокойно и глубоко, а утром чувствуете себя бодрым, полным сил и энергии, то ваш сон нормальный.

    При нарушении сна (синдром бессонницы) могут отмечаться длительное и трудное засыпание, беспокойный, с частыми пробуждениями, сон, тяжелые, кошмарные сновидения, головные боли, плохое самочувствие после сна и снижение работоспособности. Нарушение сна свидетельствует о чрезмерных физических нагрузках или об ухудшении течения заболевания. В таких случаях необходимо временно прекратить занятия ЛФК и показаться врачу.

    Во время занятий лечебными физическими упражнениями необходимо также учитывать внешние признаки утомления (табл. 2).

    Таблица 2 Внешние признаки утомления при занятиях ЛФК

    При средней степени утомления нужно уменьшить количество повторений упражнений, амплитуду и скорость движений, а также сократить общее время занятий. При признаках переутомления необходимо временно прекратить занятия и посоветоваться с врачом.

    Для достижения положительных результатов заниматься ЛФК нужно в течение 5–6 месяцев, причем систематически и без длительных перерывов. Если занятия лечебными упражнениями будут проводиться от случая к случаю, пользы они не принесут.

    При резком ухудшении состояния, подъеме температуры, обострении заболевания, плохом самочувствии занятия лечебной гимнастикой нужно временно прекратить. После улучшения состояния занятия возобновляются.

    Из книги Секреты долголетия автора Ма Фолинь

    Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера Лебедева

    Где заниматься Очевидно, что оптимальным местом является площадка на природе, в парке, на берегу реки или озера, в роще, где ничего не отвлекало бы вас. Однако столь идеальное место не всегда оказывается рядом. Поэтому не стоит предпринимать каждодневных долгих походов в

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

    Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Ольга Николаевна Родионова

    Причины, которые мы находим, чтобы не заниматься физкультурой Всем хорошо известно, сколько пользы физические упражнения приносят и телу и душе. Так отчего мы так редко появляемся в гимнастическом зале? Мои пациенты приводили самые разные причины. Вот навскидку

    Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

    Особенности занятий физкультурой при выраженной близорукости Дозированная физическая нагрузка полезна при большинстве глазных заболеваний, протекающих без осложнений и ухудшения состояния больного. Симптомы близорукости диагностируются у большинства людей, имеющих

    Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

    57. Как заниматься Лечебные физические упражнения назначаются с учетом физической подготовленности больного, его возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.Комплексы дыхательной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

    Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

    3. Питайтесь правильно, чтобы думать правильно. Следите за тем, что едите Еда - это лекарство, и она может помочь вам стать подтянутым, полным сил, счастливым и сконцентрированным или же сделать вас толстым, медлительным, печальным и тупым. Она также способна поддерживать

    Из книги Азбука экологичного питания автора Любава Живая

    Правильно питаться - правильно мыслить «Уж лучше голодать, чем что попало есть …» Омар Хайям Зачем изменять свое питание? В современном мире вопрос питания человека выходит на первый план. И это объяснимо, ведь за последние 100 лет мир претерпел серьезные

    Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования автора Петр Кузьмич Анохин

    Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Инна Тихонова

    74. Физкультурой – по еде Научный факт: интенсивная 45-минутная физическая нагрузка не повышает, а снижает аппетит. После занятий спортом нервный отклик на аппетитные блюда оказывается слабее, а не сильнее, как бывает после сброса энергии. При этом после физической

    Из книги Секреты людей, у которых не болят суставы и кости автора Олег Ламыкин

    Из книги Как улучшить сон автора Роман Вячеславович Бузунов

    Глава 2. Повседневная жизнь и сон. Правильно работаем, правильно отдыхаем Рабочий день бизнесмена или топ-менеджера наполнен не только реализацией заранее намеченных планов, но и хаосом важных встреч, ответственных решений, срочных телефонных переговоров и неожиданных

    Из книги Следующие 50 лет. Как обмануть старость автора Крис Кроули

    Программа занятий физкультурой «Моложе с каждым годом» для всех и каждого Мы надеемся, теперь вам уже точно ясно, что эта книга – не пособие по физкультуре. Это пособие по изменению всей вашей жизни. Но нас так часто спрашивают, с чего начинать, что мы решили наконец дать

    Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

    Тот, кто правильно дышит, тот и правильно думает «Среди всех факторов, влияющих на дыхание, необходимо отметить нравственность, поскольку данный фактор обладает особыми свойствами, которых лишены другие факторы, – пишут в своей книге „Теория Бутейко о ключевой роли

    Из книги Скульптурная гимнастика для мышц, суставов и внутренних органов. автора Анатолий Ситель

    Оптимальное время суток для занятий физкультурой Разделение людей на «жаворонков» и «сов» не выдумка сочинителей. Это серьезные психофизиологические характеристики и констатация разных биологических ритмов, которые сложились от рождения и действуют во всей жизни

    Из опыта работы учителя физической культуры. Зачем нужна физическая культура

    Физкультура является одной из главных составляющих здорового образа жизни. Недостаток движений ослабляет организм, и именно физическая нагрузка помогает поддерживать в работоспособном состоянии сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему .
    Во время занятий физкультурой организм потребляет гораздо больше кислорода, чем в спокойном состоянии. Это благоприятно сказывается на работе всех органов. При регулярных тренировках возрастает объем легких, улучшается газообмен, что приводит в тонус сердечно-сосудистую систему, способствует снижению артериального давления, препятствует возникновению инсультов и инфарктов . Физическая нагрузка активизирует центральную нервную систему, в результате чего ускоряются не только обменные, но и психические процессы. Дети, которые занимаются физкультурой, лучше усваивают школьный материал.
    Физкультура является отличным средством для профилактики различных заболеваний. Упражнения стимулируют выработку инсулина, что помогает организму поддерживать в норме уровень сахара. Людям, страдающим диабетом, физкультура помогает контролировать болезнь. Кроме того, умеренные физические нагрузки способствуют повышению защитных сил организма, что помогает ему противостоять респираторным заболеваниям. Занятия физкультурой способствуют развитию воли. Они учат преодолевать различные трудности и добиваться поставленной цели. Эти качества наиболее важны для подростков, а также пассивных по натуре людей. Физические упражнения укрепляют костно-мышечную систему . Они благотворно влияют на двигательный аппарат, препятствуют развитию возрастных изменений . Умеренные тренировки усиливают приток лимфы к позвоночнику, а это является отличной профилактикой остеохондроза . Лицам, страдающим теми или иными заболеваниями, не стоит ограничивать себя в физической нагрузке. Если общеукрепляющие занятия противопоказаны, на помощь придет лечебная физкультура. Моделирование воспитательно-образовательной работы в детском саду по физическому развитию в условиях