• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному , настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

    На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

    Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

    Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

    Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

    Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

    Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

    Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

    Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

    Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

    Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

    Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

    Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.


    Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

    Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

    «Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: "Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6,20)

    По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

    Святы отцы о физкультуре

    В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

    На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

    И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне ,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть ». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей ».

    К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

    Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

    Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

    Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

    Роль физкультуры в нашей жизни

    «Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

    Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

    Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно».

    По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

    «Безголовая педагогика»

    Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

    Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят : рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, - и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение - это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

    То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
    В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди". Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая - " безголовая" и однобокая.

    Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения - это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

    О православной культуре и культуре здоровья

    Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь …Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

    Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

    Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

    Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

    Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

    «Все мне позволительно, но не все полезно…»

    В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом ». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

    По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., - вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

    Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

    Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется - "культурно провести время". А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

    Каким видом спорта заняться?

    Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

    Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

    Заключение

    Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

    И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

    Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

    Внимание: C декабря в Академгородке организуются занятия по оздоровительной гимнастике для детей с нарушениями осанки и всех желающих укрепить свое здоровье. Тренер-преподаватель, инструктор ЛФК - Соколов Николай Николаевич. Расписание занятий и запись по тел: 213-27-12

    «Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

    Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

    Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

    Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

    Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: ) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

    Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

    Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

    Что может дать спорт православному христианину

    Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

    Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

    Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

    Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

    Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

    Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

    Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

    Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

    Каким спортом можно заниматься православному

    Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

    Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

    В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

    Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

    Граффити: арт-коллектив bs.as.stncl. www.bsasstencil.org

    Нет, церковь, конечно же, не предаёт анафеме спортсменов или просто тех, кто занимается силовыми тренировками для того, чтобы стать сильнее и красивее. Но совсем не одобряет чрезмерно увлекающихся: о духе надо думать, не о теле.

    Церковные СМИ о фитнесе и бодибилдинге

    Итак, для начала следует проникнуться слогом официальных церковных СМИ, когда они пишут о фитнесе и бодибилинге. Вот, к примеру, отрывок из статьи «Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!» опубликованной в ежедневном интерент-СМИ «Православие и мир»:

    «В здоровом теле - здоровый дух!» Казалось бы, нет ничего абсурднее, чем эта древняя поговорка. Попробуйте, произнесите её, глядя в полные злобой глаза молодцев скинхедовской группировки, качающих бицепсы в тренажёрном зале. Или на соревнованиях по бодибилдингу, среди надутых (в прямом и переносном смысле), часто с помощью допинга, манекенов (МАНЕКЕНОВ?!! — примечание Зожника). Или в палате для суицидных больных… Много ли здоровья духовного вы обнаружите в пустых лицах «бимбо» - «профессиональных» обитательниц фитнес-залов, у которых в жизни ничего не болело, кроме горла и стиснутой тесной туфелькой ноги?»

    Дальнейшие рассуждение автора о душе и теле статьи заканчиваются призывом: «Здоровье - слишком хрупкий идол, не стоит его создавать, а уж тем более ему поклоняться. Надо просто жить, не растрачивая этот талант, данный Богом, впустую, но и не зарывать его в землю, стараясь таким образом сохранить».

    Вот ещё одна цитата из статьи о христианском посте «Семь недель без наркоза», опубликованном в одобренном Синодальным информационным отделом РПЦ журнале «Фома»:

    «Есть такой странный вид спорта - бодибилдинг. Само название говорит о том, что главной целью в нём является строительство собственного тела, увеличение объёма мускулатуры. Ежедневно по несколько часов культурист мучает себя на тренажёрах, методично таскает железо, выполняет силовые упражнения, поглядывая в зеркало - есть ли результаты? Стало ли его тело более мускулистым, чем несколько дней назад? Культурист не стремится быть “самым-самым”. При равном весе штангист сильнее его, а уж отправить в нокаут стокилограммового качка может и квалифицированный боксер-средневес. Но это его не смущает, у него другая задача - он растет, он увеличивает мышечную массу.

    Для строительства тела ему нужен строительный материал, и культурист соблюдает определенный режим питания: ест мясо, жуёт молочные смеси для детского питания, пьёт протеиновые коктейли, одним словом - составляет свой рацион из продуктов, богатых животным белком. То есть как раз из тех, от которых христианин в пост отказывается. Такое различное отношение к одной и той же еде, очевидно, предполагает и различие поставленных целей. Культурист усиленно питается для того, чтобы нарастить мускулы и насладиться сознанием собственного превосходства над менее “раскаченными” согражданами. Христианин, напротив, ограничивает себя в пище и ослабляет своё тело для того, чтобы увидеть в своей душе грехи и недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние».

    Тело или дух

    В своих речах и текстах рупоры православия всё время повторяют разными словами вывод: увлечение развития тела мешает развитию духа. И выражение «в здоровом теле - здоровый дух» у них в зачёт не идет. В уже упомянутой статье в «Православие и мир» эта фраза разобрана и проанализирована. Исходный текст на латыни «Orandum est ut sit mens sana in сorpore sano», автор статьи переводит точнее: «Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был ещё и здоровый ум» или в более современном варианте: «Если бы бодибилдинг заодно развивал мозги!»

    Вывод, на взгляд Зожника, довольно несовременный, ведь к бодибилдингу, о котором так грубо отзывается церковь, в статьях приравнивается вообще любой профессиональный спорт. То есть как бы можно, но, как пишут в популярном твиттер-акаунте, «грешновато».

    Ответ одного из представителей православия на интернет-форуме:

    Или другой ответ — священника Константина:

    В то время как конкурент РПЦ в нише «христианство» - Католическая церковь - активно осваивает молодежь, официально одобряя брейк-дэнс, к примеру, православие активно это новое поколение теряет.

    Для полноты картины дополним тему другими высказываниями православных священнослужителей о фитнесе и бодибилдинге на форумах в интернете:

    «Ну, а если мужа не устраивает толщина жены. Может ли та поприседать со штангой для похудения?»

    Наконец, ещё пару слов о профессиональном спорте от мастера спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратного чемпиона России, обладателя Кубка мира, настоятеля храма Святого пророка Илии священника Сергия Поперечного.

    На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

    Сегодня мы бы хотели поговорить о том, нужны ли спорт и физическая культура православному человеку и насколько применима к христианину поговорка «В здоровом теле- здоровый дух». Понятное, что физическая культура и поддержание себя в здоровом состоянии необходимы любому человеку.

    Наш зритель пишет: «Спорт, безусловно, нужен каждому, он отрезвляет тело, закаляя его, как чтение делает это с мозгом». Но есть другая крайность: люди могут сказать, что подвижники, святые не были спортсменами, они за своим бренным телом не следили и зачастую могли целый день провести в посте и молитве, употребив один сухарик и запив его святой водой, а то и вообще не вкушая никакой пищи. Они спасались постом и молитвой, поэтому следить за своим телом (для чего,собственно, и существует физическая культура) не нужно. Хотелось бы разобраться в двух этих крайностях. Один вариант, когда все очень гипертрофированно и телу уделяется слишком много внимания, а другой, когда ему не придается никакого значения.

    На самом деле очень интересный и, наверное, самый актуальный на сегодняшний день вопрос, особенно для жителей мегаполисов, городов, в том числе и для молодых людей. Дело в том, что когда речь идет о подвижниках, мы должны помнить, как они трудились, что делали и в каких условиях жили. Например, еще 50-60 лет тому назад в жизни человека было очень много физического труда, он в редких случаях пользовался услугами автотранспорта, а многие вообще передвигались пешком. Поэтому физический труд и пешая прогулка с работы и на работу, 5-10 километров в день, по-моему мнению, вполне заменяли ту физическую подготовку, которой сегодня нет не только у многих молодых людей, но у современного человека в принципе. Наша жизнь очень сильно изменилась из-за комфорта, прогресса, давших возможность и передвигаться тоже сидя. Поэтому данная проблема и стала очень актуальной, требующей решения. И надо сказать, что Церковь, безусловно, поддерживает занятия физической культурой и правильное отношение к развитию своего тела. Более того, согласно учению Церкви, человек - это существо, состоящее из духа, души и тела, и тело как храм души должно поддерживаться в соответствующем виде.В этом плане для нас нет особых запретов для занятий спортом, физической культурой. Другое дело, что можно разграничить занятия профессиональным спортом и массовым, для поддержания своих физических сил и состояния. Здесь уже другой разговор.

    Да, нужно разграничить вопросы нашей беседы: спорт как профессиональное занятие человека и физическая культура, когда человек просто поддерживает себя в здоровом тонусе. Если говорить о спорте как профессиональном труде человека, а не просто как о некоем увлечении, когда может возникнуть ощущение, что это проявление некой самости: «Я могу лучше, я могу быстрее, я могу сильнее, я могу больше». К сожалению,мы очень редко встречаем, чтобы известные спортсмены говорили о своих достижениях не как о результате многодневных, многочасовых тренировок, а как о некоем синтезе - и о даровании Божьем, и о том стремлении, в котором, конечно, есть и заслуга самого человека. Как Вы считаете, не влечет ли это к проявлению тщеславия, самолюбия? И как их побороть?

    Надо сказать, что, к сожалению, каждый человек, живущий в этом мире, уже рождается с испорченной природой. А она как раз и проявляется такими нашими страстями, как: гордость, тщеславие и многие другие. Поэтому, чем бы ни занимался человек, все, даже добрые его занятия потихоньку будут отравляться тщеславием. Тем более не могу представить, чтобы человек занимался профессионально, у него это получалось, и он бы не тщеславился. Безусловно,будет тщеславиться. Другое дело, какие цели он перед собой ставит. Одно, когда человек зарабатывает этим себе на хлеб. Я знаю профессиональных спортсменов и поддерживаю с ними хорошие и добрые отношения, они иногда советуются, берут благословение на какие-то очень важные и ответственные соревнования, даже участвуя в олимпийских играх. Безусловно, очень многие спортсмены (те, кого я знаю, по крайней мере) прилагают колоссальный труд для достижения определенных результатов. Но вместе с тем они все-таки стараются уповать и на помощь Божию. И когда вдруг действительно получается что-то выдающееся или значимое для них, они однозначно расценивают это как помощь Божию. Но сказать так обо всех спортсменах, наверное, было бы преувеличением. В этом плане в профессиональном спорте надо смотреть на таланты и достижения. К сожалению, я видел примеры, когда человек, считавший, что у него выдающийся талант в каком-то виде спорта, тем не менее не достигал целей, которые перед собой ставил: стать знаменитым, занимать первые места. Получил травму и уже не смог восстановиться. А так как ничем другим в своей жизни не занимался, то не выходил из депрессии много лети в конце концов человек спивался или,хотя и находил какие-то развлечения, чтобы себя немножко развеять,но по сути дела умирал. Когда человек ставит перед собой ложные цели, ему бывает очень тяжело потом как-то перенастроиться на другую жизнь. Когда же человек понимает, что для него это средство заработать на жизнь, тогда это, хотя и с сожалением, но можно принять.

    Вы говорили об участии в соревнованиях. В любом случае это нечто азартное, то есть то место и то время, когда человек старается победить, надеется на это и находится в очень тревожном состоянии. Азарт не самое лучшее и вообще пагубное состояние. Не вредно ли человеку участвовать в соревнованиях? Или же, наоборот, в соревнованиях человек видит, что не он один хорошо плавает, бегает, прыгает, видит десятки и сотни таких же сильных людей, которые тоже могут победить. Может быть, это помогает задуматься над тем, что есть нечто высшее, что ему помогает в таком поприще?

    На самом деле занятие любым видом спорта без соревнований становится неинтересным. Даже у человека, который идет в фитнес-зал есть какой-то собственный интерес -привести себя в порядок, талию сделать более осиной либо что-то еще. И в этом тоже есть свой определенный азарт. И, конечно же, никакие соревнования, любого уровня не могут быть без азарта. Если мы будем судить этих людей за то, что они проявляют азарт, тогда никакого спорта в принципе не будет, и занятий никаких не будет, и самой физической культуры, наверное, не будет тоже. Потому что когда человек начинает заниматься физической культурой, он ставит перед собой какую-то цель и возникает желание,сильное или слабое.Когда желание сильное, тогда он достигает цели. Занятия спортом, физкультурой (знаю это из моего общения со спортсменами) на самом деле очень хорошо тренируют волю и терпение. Мы знаем, что и в духовной жизни без терпения и воли тоже мало что достигается. Преподобный Серафим Саровский, как-то отвечая на вопрос, почему в мире столько христиан, но мало кто спасается, ответил очень просто: «Потому что им не хватает мужества». А мужество воспитывается, когда человек действительно тренирует свою волю в достижении цели и умение терпеть. И хорошие воины именно этим отличаются - умением терпеть и хорошей волей. Например, очень интересно наблюдать человека, который имеет опыт военной службы или опыт бывшего спортсмена, он умеет достаточно быстро понять и настроиться на духовную жизнь(конечно, когда у него есть вера). С такими людьми гораздо легче работать: им гораздо легче объяснять какие-то нюансы духовной жизни, особенно там, где необходимо употребить терпение и волю. В этом плане в занятиях спортом тоже есть положительные стороны, помимо поддержания физического состояния, тонуса. Главное же, наверное, тренировка воли и терпения. И я за это.

    Есть еще экстремальные виды спорта, то есть те виды, где человек,тренируясь или участвуя в соревнованиях, имеет риск для здоровья. Хотя, наверное, спорт - это всегда риск для здоровья, причем повышенный. Допустимо ли подвергать себя риску в занятиях спортом?

    Это уже другой вопрос. Экстремальные виды спорта, особенно связанные с тем, что человек может покалечиться сам или покалечить другого человека, а то и вообще могут угрожать жизни, мы, конечно, приветствовать не можем. Потому что если человек искушает Бога тем, что рискует таким образом, это, конечно, уже на грани богоборчества, на грани того, что человек действительно ставит свое «я», свое тщеславие и славолюбие гораздо выше всего другого. К этому относится и такая страшная вещь, когда люди ради своего тщеславия(особенно это молодежь) пытаются сделать экстремальные селфи и это заканчивается трагически для них. И ведь это, действительно, мода и повальное увлечение. И в спорте, особенно в экстремальных видах, точно так же. При этом существуют виды спорта, которые тренируют мужество, мужество, которое необходимо. Например,мы знаем определенные виды войск, которым нужны хорошие спортсмены, боксеры, бойцы и т.д. Поэтому надо спрашивать: каковы цели, которые заставляют человека рисковать своей жизнью, своим здоровьем.

    Поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» сочтут правильной, наверное, в том числе и многие церковные люди. Если мы посмотрим на ее происхождение, то увидим, что она перефразирована, хотя смысл и сохранился, но стал отдаленным.Изначально в ней говорится, что надо молить Бога о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух. То есть это не означает, что без одного другого не будет. Как Вы считаете, насколько применим вариант, который у нас всех на слуху, для православного человека?По-моему, нам ближе изначальный вариант.

    Во-первых, изначальный вариант более точно отражает истинный смысл физических занятий. Как говорил один из святых, тело - это хороший слуга, но очень плохой господин. И действительно, в духовной практике, особенно в аскетике, тело имеет огромное значение, но оно должно стоять на своем месте: быть слугой, быть храмом для души, но главное - это развитие самой души. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности». Думаю, что в этих словах позицию нашей Церкви выражена исчерпывающе. И если мы не будем учитывать эту иерархию, то в здоровом теле не будет никакого здорового духа. Когда тело превратится в господина, то боюсь, в нем будет дух уныния, депрессии, гордыни, тщеславия, похоти и т.д.

    - Дух постоянного недовольства собой.

    Безусловно.

    Телезритель из Новосибирска, тренер с тридцатилетним стажем,говорит, что современная молодежь, посещая секцию, не занимается спортом и вообще не стремится к каким-то результатам, а приходит в спортзал только для того, чтобы провести время. При этом они считают, что занимаются спортом. Инфантильность современной молодежи огорчает.

    Я абсолютно согласен с этим мнением, и меня это тоже огорчает.Действительно, современная молодежь больше предпочитает сидеть за гаджетами, в соцсетях,нежели уделять внимание гармоничному развитию своей личности, и в том числе воспитанию тела. Поэтому организовывать в учебных заведениях разного уровня, в воскресных школах, массовые спортивные игры, для многих является сегодня, наверное,очень важной задачей, которая как раз и поможет преодолевать инфантилизм молодых людей. Хотя это касается людей и среднего, и старшего возраста, которые сейчас зажаты в каменных коробках и не знают, что им делать, кроме как сидеть в социальных сетях и смотреть телевизор.

    - Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Совместимы ли занятия спортом с постом?»

    Пост в первую очередь дает человеку возможность тренироваться в свободе от своих зависимостей. Наверное, пост может ясно показать, являются ли занятия спортом зависимостью или действительно идут на пользу человеку. Например, в нашем реабилитационном центре «Подвижник» я не советую нашим реабилитантам заниматься во время постов фитнесом и тому подобным, чтобы они могли больше внимания уделять своей душе. А кто все-таки жаждет этого, то возможны прогулки, пробежки, а поклоны заменяют множество физических упражнений, если это делается искренне, с молитвой и верой. Человеку достаточно сделать 20 земных поклонов с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», и он сразу почувствует и прилив сил и тот физический тонус, который необходим.

    Вопрос из группы «ВКонтакте»: «Можно ли одновременно выполнять физические упражнения и про себя молиться?»

    Человек может молиться и во время работы, может идти по улице и молиться, ведь Господь сказал нам:«Бодрствуйте и непрестанно молитесь, чтобы не впасть в искушение». Наверное, чтобы не впадать в искушение тщеславием и гордостью, было бы неплохо молиться даже и на тренировках. Я в этом не вижу ничего плохого.

    Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Мне 59 лет, не работаю, живу в городской квартире, имею серьезное заболевание позвоночника. Занятия спортом у меня во все дни недели: то фитнес, то бассейн. Молитвы дома стараюсь не пропускать, в храм хожу во все праздники и воскресные дни, также посещаю воскресную школу. Не слишком ли много я уделяю внимания своему телу, может быть, лучше помолиться о своем здравии ко Господу?»

    На самом деле это очень полезные занятия, тем более при заболевании позвоночника. Поэтому лучше всего заниматься. Это помогает продлить не только активную физическую деятельность и жизнь, но и в то же время укрепляет волю. Это очень полезно. Поэтому я бы посоветовал не бросать занятия. А поскольку телезрительница каждую неделю бывает в храме и молится дома, то думаю, что она правильно распределила свои силы, возможности и свое время. Пусть и дальше продолжает именно в таком духе.

    Если исходить из этого вопроса, нужны ли ограничения в ситуации, когда телу уделяется уже слишком много внимания?

    Мы опять должны говорить о том, какую цель ставит человек. В примере телезрительницы мы видим, что есть проблемы с позвоночником и соответствующие физические занятия помогают снять боли, обеспечивают нормальную жизнедеятельность.Может быть,у человека цели другие: заработать денег на этом или кому-то что-то продемонстрировать, доказать и так далее? Пусть он сам честно ответит на вопрос, каковы его цели. Если они расходятся с главными целями христианина, тогда, наверное, действительно стоит подумать о сокращении времени на такого рода занятия.

    - Все нам дозволено, но не все полезно.

    Безусловно.

    Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Моя внучка занимается танцами, у нее хорошо получается. И поневоле, бывает, гордишься ее успехами.Это грех гордыни?»

    Когда один человек радуется успеху другого - это на самом деле очень хорошо. Когда человек начинает унижать другого, например достоинствами своей внучки, своих детей - вот это недостойно, вот это и есть проявление гордыни. Если телезрительница искренне радуется успехам своей внучки без унижения других - это замечательно, пусть радуется. Но если она будет на каждом углу говорить, что «мой ребенок гораздо талантливее ваших детей» и смеяться над другими, приводя ее в пример, то это уже действительно серьезная проблема.

    - Юная телезрительница задает вопрос, можно ли ей в 10 лет заниматься танцами?

    Не можно, а нужно, если есть такая возможность.

    Немного уточню вопрос: есть танцы классические, которые красивы с эстетической точки зрения, есть танцы спортивные, а есть танцы, сообщения о которых которые потом попадают во все средства массовой информации: «там-то поставили такой танец» (не будем сейчас говорить где это и что это).

    Этот важный момент касается родителей и воспитания, есть ли у них эстетический вкус, вера, понимание христианской этики. Ведь ребенок не сам по себе живет, не в джунглях, ас папой, мамой, пусть она посоветуется с ними и они подскажут ей, достойно ли то, чем она занимается или нет. Я имею в виду те танцы, которые действительно развивают. Девочке нужно развиваться, танцы будут давать ей возможность укрепляться и физически, и эстетически. Но это определяют родители.

    Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В фитнес клубах в крупных городах чаще всего играет американская «кислотная» музыка. Насколько она губительна для христианина? Где грань между спортом и фанатизмом? Есть ли примеры подвижничества у святых в молитве и физической культуре? Ведь Илья Муромский упражнялся в физических упражнениях, то есть сначала развивался физически, затем стал воином, но достиг и духовного совершенства. Как расти физически и духовно одновременно?»

    В пример я могу привести святителя Николая Японского, который благословил создание того боевого вида спорта, который мы сегодня называем самбо. Это действительно благословение святителя Николая, ныне канонизированного святого, который и сам интересовался восточными единоборствами. Опять же, польза всего этого зависит от того, где находится грань. А определяется так: если это делает тебя добрее, милостивее, делает тебя более жертвенным в отношениях с ближними твоими, как говорит апостол Иоанн: «Если ты говоришь, что Бога любишь, а людей ненавидишь, значит, ты лжец». Мне кажется, самое главное определение в том, как ты начинаешь относиться к людям. Если спорт в тебе возбуждает гордыню, тщеславие и так далее, то, безусловно,это будет отторгать всех тех,кто тебе мешает или недооценивает твои достижения, на которые ты тратишь столько силы и средств. Поэтому пусть каждый честно себя спросит: «Как я отношусь к ближним своим?» Бывает, люди из-за увлечения спортом (у меня есть такие примеры) забывают о родителях, забывают о своих близких: на первом месте у них спорт, а родители и все остальные - на втором. Вот это как раз показатель, и касается не только спортсменов, но любого человека, который занимается бизнесом или искусством, чем угодно. Меряйте себя по своему отношению к тем, за кого вы несете ответственность, кто находится рядом с вами, потому что по любви можно понять все: какой ты человек и к чему ты стремишься.

    Относительно музыки могу сказать, что человек - существо уникальное, и музыка на нас влияет самым что ни на есть уникальным образом. Знаю, что есть музыка, вдохновляющая человека на прекрасное, есть музыка, которая зовет человека к борьбе, вызывает различные страсти. Я не знаю, о чем именно идет речь: что такое «кислотная» музыка, но тем не менее нужно всегда помнить, что человек - существо, реагирующее и на прекрасное, и на плохое. А так как наша испорченная природа быстрее реагирует все-таки на худшее, то нужно очень и очень опасаться музыки, которая действует на мое сознание и подсознание. Безусловно, у человека должна быть музыкальная культура, также как культура принятия пищи, одежды и т.д. Поэтому я могу посоветовать только одно: если есть возможность регулировать прослушивание этой музыки, то необходимо это сделать. Например, своим прихожанам и ребятам из реабилитационного центра я всегда советую в пост стараться не слушать никакой музыки, тем более развлекательной. В крайнем случае можно послушать хорошие духовные, церковные песнопения, которые настраивают человека и на молитвенный лад, и на самоанализ своих поступков,желаний, мыслей. И когда кому-то удается избежать прослушивания музыки во время поста, они потом неизменно признают, что это было полезно. А уж от «кислотной»музыки воздерживаться в любом случае нужно.

    Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Я тренер по борьбе самбо, призерка по самбо, тренирую детей. Можно ли в пост возить детей на соревнования? Как их настроить на победу, потому что, как правило, перед выходом на схватку они сильно трусят, хотя физически намного сильнее противника? Как развить дух и научить детей не бояться?»

    Это очень важный вопрос. Дело в том, что устроители соревнований не согласуются с церковным календарем и устраивают соревнования исходя из собственных возможностей и удобства, и это может попадать на пост. Если дети действительно занимаются этим видом спорта, наверное, не стоит избегать соревнований, потому что как раз соревнования помогают ребенку утвердиться в тех достижениях, которые он имеет. И настраивать их нужно именно так: «Иди и побеждай». Как говорит Святейший Патриарх, если православный христианин чем-то занимается, то он должен быть в этом деле асом, должен профессионально владеть им. Поэтому «иди и побеждай».

    Вопрос телезрителя из г. Набережные Челны: «Я занимаюсь бодибилдингом. Многие из моих коллег употребляют различные виды допинга. Допустимо ли это?»

    Если человек занимается таким видом спорта для себя и своего здоровья, думаю, никакие допинги не нужны. Когда же люди профессионально зарабатывают на этом деньги, там им приходится кушать допинги. И здесь вопрос, насколько вредит это твоему личному здоровью. Слышал,что недавно был опрос спортсменов и им предлагали очень интересный вопрос: «Если вы будете знать, что этот допинг поможет вам выиграть соревнование, но очень сильно повредит вашему здоровью, будете вы его употреблять или нет?» И очень многие спортсмены говорили: «Да, мы будем его употреблять, потому что главная цель - выиграть, заработать». Вот это уже грех. Поэтому,профессионально занимаясь бодибилдингом, употреблять допинги, чтобы достичь цели и заработать денег, и вредя при этом своему здоровью, - это грех. Это также, как курение, алкоголь и наркотики: мы же знаем, что они только вредят здоровью и нисколько не помогают в духовной жизни. Точно также и здесь.

    - Телезрительница из Волгограда спрашивает, не грешно ли заниматься вокалом?

    А что же тут грешного? Ради Бога занимаетесь. В церковных хорах нужны профессиональные вокалисты, которые могут красиво петь, помогая на богослужении. Что тут плохого? Вообще, если у человека есть определенный талант, который явно заметен, его надо развивать. Господь ведь сказал: «Если ты зароешь свой талант, то потом отберется и то, что ты имел». Таланты нужно развивать. Если ты получил талант, то нужно приносить проценты, согласно евангельской притче, рассказанной Господом.

    Опять же важно намерение человека, который этим занимается. Одно дело, когда это только для себя (на самом деле непонятно, что именно означает это «для себя»), и другое- когда человек, к примеру, с помощью своего пения может привести людей к Богу.

    Если бы не было профессиональных вокалистов, не было бы хороших церковных хоров. А если бы не было хороших церковных хоров, тогда богослужение состояло бы из бесчинных воплей. И это было бы не богослужение. В то же время, когда человек приходит в храм и слышит стройное, правильное пение на клиросе, оно действительно вдохновляет его на молитву, вдохновляет на духовную жизнь. И в этом плане профессионализм очень нужен.

    Вопрос телезрителя из г. Стародуб: «Почему для монахов нельзя ввести зарядку для поддержания физического здоровья? Или она есть, но о ней никто не знает?»

    Во-первых, монахи очень много трудятся, возможно, именно об этом не знает наш телезритель. У любого монаха есть свое послушание, это достаточно серьезный и продолжительный труд. И поэтому монаху не всегда нужны какие-то физические упражнения. На самом деле очень многие монахи имеют достаточно хорошую физическую форму. Кстати, в прошлом году я был на Афоне и меня удивил один очень интересный факт: перед самым входом в Андреевский скит, справа я увидел небольшую баскетбольную площадку. Я этим очень сильно заинтересовался, попытался спрашивать, кто играет. Явно, это сделано не для паломников. Мне никто так и не ответил, и я уехал с недоумением, но сфотографировал эту площадку. Мне думается, что послушники или молодые монахи иногда позволяют себе поиграть в баскетбол, даже на Афоне. Так я думаю. Вот такой небольшой ответ.

    Отец Сергий, знакомы ли Вы с дыхательной гимнастикой Стрельниковой? Одна из телезрительниц спрашивает про нее.

    Нет, я не знаком, к сожалению.

    Но если из вопроса убрать фамилию Стрельниковой и поговорить вообще о дыхательной гимнастике:не противоречит ли она духовной жизни?

    Если такая гимнастика необходима в целях поддержания здоровья, например, люди с заболеваниями легких и еще некоторыми, как раз вынуждены проводить такую гимнастику, для того чтобы все время тренировать легкие. У меня был прихожанин с очень серьезным заболеванием легких, и врачи заставляли его постоянно надувать воздушные шарики, чтобы он постоянно тренировал легкие, чтобы они находились в рабочем состоянии. У него это была целая практика. Вполне возможно, что если это необходимо для здоровья, в этом нет ничего плохого.

    Уточню, что мы говорим не о какой-то конкретной гимнастике, чтобы потом не говорили, что на «Союзе» сказали, что такая-то конкретная гимнастика… Наверное, главное, понять, что в этой гимнастике нет каких-то духовных подтекстов.

    Да, я говорю не о конкретной гимнастике, а о том, что я в своей практике видел.Еще раз повторю: важно, какая ставится цель и какая от этого польза. Если это необходимо для здоровья, для профилактики каких-то заболеваний, то в этом нет ничего плохого.

    Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «При занятиях борьбой необходимо снимать нательный крестик. Как быть?»

    Если не снимать, то можно порвать и потерять этот крестик. Как быть? А как первые христиане?Они вообще без крестиков ходили. Бывает даже, что некоторые люди, когда в бане идут в парилку, тоже снимают металлические крестики, чтобы они не обжигали. Поэтому, здесь нужно подходить разумно.

    Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Являются ли грехом занятия спортом не только для здоровья, но и для поддержания хорошей фигуры?»

    Я думаю, что здесь греха нет, потому что все девушки мечтают хорошо выйти замуж, и если молодой человек смотрит только на фигуру, но не смотрит ни на разум, ни на душу, ни на сердце, тогда это хорошая ловушка для молодого человека. Девушке всегда хочется выглядеть лучше- это понятное чувство. Что ж, иногда и для поддержания своей формы неплохо позаниматься.

    Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В спортивных клубах есть занятия, где делают упражнения из йоги, но без какой-либо теории и учения. Как воцерковленный человек, могу ли я ходить на такие занятия в целях поддержания здоровья, потому что это помогает после трудового дня, полностью проведенного сидя на стуле?»

    Вообще вопрос о йоге очень актуальный, потому что иногда в Интернете можно встретить такую приманку, как «православная йога». Люди думают, что такая действительно существует, а на самом деле это целая духовная практика.

    Это действительно духовная практика. У меня был очень серьезный пример: очень близкий мне человек серьезно увлекался йогой, даже без всякой философии, без всякого рода медитаций, но все упражнения, асаны исполнял как положено. Проблема была в том, что, несмотря на то, что это, казалось бы, дает ему равновесие, человек не мог справляться со своей психикой. Он был настолько раздражительным и вспыльчивым, что это просто удивляло. И когда я посоветовал ему прекратить занятия йогой и заняться любым другим видом спорта для поддержания своей физической формы, ему пришлось почти полгода отвыкать, чтобы прийти в более-менее нормальное состояние, в том числе психическое.Не знаю, как происходит в данном случае с подобными упражнениями. Например, есть упражнения на растяжку, есть упражнения на определенные движения и так далее, на сегодняшний день существует очень много предложений по разным потребностям. Все-таки в восточных практиках и в первую очередь о йоге не миновать определенного психического и духовного настроя, которые, к сожалению, не всегда совместимы с нашим христианским духом.

    Чем йога может быть опасна для человека? Еще одна телезрительница спрашивает, можно ли православному христианину вообще заниматься йогой?

    Еще раз говорю: пожалуйста, занимайтесь любыми физическими упражнениями - на растяжку и так далее, всем, что необходимо. Но дело в том, что занятия йогой и вообще восточными практиками приводят к такому самосознанию, что я есть центр всего мира, всё притягивается ко мне, в том числе я есть и бог, согласно восточной философии. Поэтому как бы человек ни говорил, что не занимается духовной практикой, тем не менее я видел, как у такого человека гордыня развивается семимильными шагами. Хотя я не могу сказать, что у православных не развивается гордыня - у нас тоже этого хватает, но мы с ней боремся, а там она культивируется и считается высочайшим достижением своего личностного роста. Вот это и есть самое главное противоречие в этих практиках.

    Вопрос телезрительницы из Рязани: «Я спортивный тренер. Можно ли применять синтетическое белковое питание? Как к нему относиться?»

    На сегодняшний день существует множество специализированных магазинов, в которых продают различные смеси, типа детского питания, только для взрослых, которые позволяют людям лучше себя чувствовать, восстанавливаться после тренировок. Как относиться к таким продуктам?

    Такое помогает человеку восстановиться, нарастить мышечную массу быстрее, чем это идет естественным порядком. А что будет, когда человек отменит это питание? Задайтесь этим вопросом. Или Выбудете питаться им вечно? Я думаю, что если человек готов ответить на вопрос, что будет дальше, сколько он собирается этим питаться, он разберется. Поэтому мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие ставятся цели. Если человек хочет очень быстро нарастить мышечную массу, тогда встанет вопрос: а что будет потом, когда ты отменишь это питание? Куда эта мышечная масса будет уходить?

    - Вопрос телезрительницы: «Можно ли практиковать лечебное голодание?»

    Лечебное голодание можно применять только по совету лечащего врача. Если человек занимается самоврачеванием, пользы это никакой не принесет. Лечебным голоданием мы признаем только воздержание по уставу во время поста. Скоро наступит Рождественский пост,это замечательная возможность воздерживаться от скоромной пищи и побольше уделять внимание своей душе и молитве.

    Вопрос телезрителя: «Какие стоит знать и читать молитвы, чтобы на соревнованиях ничего не случилось и хорошо выступить?»

    Вопрос не в том, какие Вы будете знать молитвы, и не в том, какие молитвы Вы прочитаете.

    В любом случае, что бы ты ни прочитал, это не означает, что ничего не случится или человек выступит хорошо. То есть чего-то магического ожидать не стоит.

    В том-то все и дело. В этом вопросе заключается языческий магизм: какую формулу мне произнести, чтобы со мной ничего не произошло. Человек приходит к вере и в Церковь не для неких магических упражнений, которые заставят Бога или ангелов служить ему, но приходит затем, чтобы иметь возможность строить взаимоотношения с Богом и ближними своими на условиях любви. А любовь жертвенна. Поэтому, если человек искренне молится Богу, готов принять волю Божию и со смирением согласиться с ней, тогда все будет на пользу.У меня были примеры, когда человек говорил: «Я молился перед экзаменом, пошел на экзамен, а мне поставили пару, значит, Бога нет, я обиделся и вообще не буду ходить в церковь». Бог не компьютер, на котором можно набрать алгоритм и заставить появиться какую-то программу. В первую очередь мы должны искать как раз исполнения воли Божией. Искренний, настоящий христианин и человек скажет: «Господи, да будет воля Твоя, а не так, как я хочу». Воля, которую он принимает от Бога, действительно идет ему на пользу. Мы видели очень много примеров спортсменов, которые не выигрывали соревнований, проигрывали, но это давало им возможность собраться, правильно оценить свои поступки, оценить свои ошибки и достичь потом соответствующего успеха. Так же и мы в своей жизни: мы можем постоянно делать ошибки, но если мы их анализируем, то потом мы выигрываем, достигаем определенных благих целей.

    А есть ли вообще какие-то специальные молитвы для таких дел? Когда человек полагается на Господа, когда просит у Бога благословения на участие в соревнованиях.

    Есть замечательная молитва на начало доброго дела, в том числе молитва Святому Духу «Царю Небесный» Даже просто: «Господи, благослови на доброе дело, и да будет святая воля Твоя». Если человек согласится с волей Божией в своей молитве, это уже будет великим достижением, которое он получит.

    Отец Сергий, сердечно благодарю Вас за то, что пришли к нам в студию и за такую интересную, живую беседу. Ждем Вас в гостях еще, наши двери открыты. Может быть, скажете еще одно короткое наставление для наших зрителей?

    Дорогие братья и сестры! Самое главное в нашей жизни - ставить правильные цели и избирать правильные средства для их достижения. Если средства будут правильные, то мы будем делать добро и для своей души, и для ближних своих. Помоги вам Господь в этом направлении.

    Ведущий: Дмитрий Бродовиков
    Расшифровка: Нина Кирсанова