• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект непосредственно организованной деятельности логопеда с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР по теме "Рыбы"

    Цели занятия:

    Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.

    Продолжить работу по дифференциации свистящих звуков.

    Задачи занятия:

    Коррекционно-образовательные:

    Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;

    Упражнять в согласовании существительных с числительными;

    Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Упражнять в дифференциации звуков [с] и [з]

    Закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

    Развивать общую и мелкую моторику;

    Развивать коммуникативные умения и навыки.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать познавательный интерес;

    Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

    Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

    Интеграция областей: коммуникация, социализация, здоровье, познание.

    Используемый материал:

    Ход:

    1 Игра «Угадай». Логопед предлагает детям назвать рыбку на картинке и сказать о том, где она живёт: в аквариуме, в реке, в море

    2 Логопед: Отгадайте загадку -

    Стеклянный домик на окне,
    С прозрачною водой,
    С камнями и песком на дне,
    И с рыбкой золотой.

    Дети: Это аквариум.

    Логопед: Правильно. Посмотрите, какой у нас большой аквариум на стене.

    Но он пустой. Давайте его заполним, а заодно и посчитаем.

    Дети заполняют аквариум и считают:

    Один камень, два камня, три камня, четыре камня, пять камней

    Одна травинка, две …и т.д.

    Одна ракушка, две … и т. д.

    Одна улитка, две улитки, … и т. д.

    Одна рыбка, две рыбки и т. д.

    Логопед: Какой красивый аквариум у нас получился. А теперь, закройте глаза.

    3 Логопед: Кто появился в аквариуме?

    Дети: Золотая рыбка.

    Логопед: Правильно, молодцы. Давайте назовём её части, что есть у рыбки?

    Дети: голова, тело, плавники, хвост.

    Логопед: Чем покрыто тело золотой рыбки?

    Дети: чешуёй

    Логопед: Правильно.

    4 Логопед: Рыбка очень хочет, чтобы вы назвали все предметы в аквариуме ласково. Игра с мячом - логопед бросает мяч и называет слово, ребёнок бросает мяч логопеду и называет это слово ласково

    Слова: рыба, вода, камень, трава, улитка, хвост

    5 Логопед: а теперь давайте сядем на свои места. Рыбки часто играют в прятки. Сегодня рыбки поиграют с вами - игра «Кто уплыл?»

    Посмотрите внимательно на рыбок. Давайте вспомним их названия.

    Дети называют рыб: меченосец, гуппи, скалярия, золотая рыбка, барбус

    А теперь, закройте глаза. Логопед убирает одну рыбку. Кто уплыл?

    Дети: Уплыла скалярия.

    И так несколько раз.

    6 Логопед: Про какую рыбку можно сказать это моя …

    Дети: скалярия, золотая рыбка

    Логопед: Про какую рыбку можно сказать это мой..

    Дети: меченосец, гуппи, барбус.

    Логопед: золотая рыбка предлагает нам немного отдохнуть

    Речь с движением - игра «Аквариум»

    Улитки ползут,

    Свои домики везут,

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот.

    А теперь, наоборот.

    Н.Нищева

    Логопед: Золотая рыбка предлагает нам посмотреть телевизор, но он испорчен - показывает одно, а говорит другое. Вы внимательно смотрите и запоминайте, что услышите. Игра «Испорченный телевизор»

    Логопед показывает до 15 картинок-открыток и называет слова-ассоциации к данным картинкам. Семь слов со звуком [с] и восемь слов со звуком [з].

    После просмотра картинок у телевизора "ломается" и звук. Логопед предлагает озвучить картинки по памяти.

    7 Логопед: А теперь, золотая рыбка перенесла нас на речку. И мы с вами стали рыбаками. Давайте узнаем, что можно выловить из реки. И все предметы со звуком [с] подарим скалярии, а со звуком [з] золотой рыбке.

    Игра «Рыбалка» дети с помощью удочки с магнитом, вылавливают разные предметы.

    Ребёнок: Я поймал сумку. Я подарю её скалярии.

    Ребёнок: Я поймал замок. Я подарю его золотой рыбке.

    И т. д.

    8 Логопед: И ещё одно задание приготовила вам рыбка.

    Она хочет, чтобы вы выложили её портрет из палочек. /каждому ребёнку дан образец/

    Логопед обходит всех детей и выясняет, в какую сторону плывёт рыбка у каждого ребёнка.

    9 Логопед: Вам понравилось сегодня в гостях у золотой рыбки? Что вам особенно понравилось?

    Дети отвечают.

    Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная:

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

    Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

    ГБОУ СОШ № 1375

    Дошкольное отделение

    Структурное подразделение №4

    Конспект открытого занятия

    в старшей/подготовительной группе

    Жупикова Ирина Анатольевна

    Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

    Учитель-логопед

    Тема: Рыбы

    Цели:

    Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

    Совершенствование грамматического строя речи

    (образование существительных с уменьшитель-

    но-ласкательными суффиксами, согласование

    существительных с прилагательными в роде,

    числе, падеже); синтаксической стороны речи

    (договаривание предложений)

    Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

    Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

    ки, пространственной ориентировки.

    Профилактика зрения, развитие межполушарного

    Взаимодействия.

    Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

    шивать до конца ответы товарища.

    Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

    Ход занятия

      Орг. Момент

    Придумал кто-то просто и мудро

    Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

    Доброе утро, солнце и птицы!

    Доброе утро, веселые лица!

    Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

    Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

    1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

    Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

    Дети: Рыба

    Логопед: Правильно, это рыба.

    2-е задание: Каких рыб вы знаете?

    Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

    Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

    Дети: Аквариумные

    Логопед: В реке живут…

    Дети: Речные рыбы.

    Логопед: А в море?

    Дети: Морские.

    3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

    Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

    Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

    Динамическая пауза

    Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

    Рыбки плавают, резвятся

    В чистой, тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке

    Дети выполняют соответствующие движения.

    4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

    Логопед: Что рыбы делают в воде?

    Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

    5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

    Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

    (солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

    6- задание: Развитие фонематического восприятия.

    Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

    Дети: Звук Р

    Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

    Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

    Тихо посидим немножко,

    Закроем глаза ладошкой.

    Сразу сделалось темно…

    Руки убираем, смотрим в окно

    И снова ладошкой закрываем глаза.

    Смотрим направо, а там – стена!

    Часто-часто моргают глаза,

    А теперь все смотрим на меня.

    7-е задание: игра «Закончи предложение»

    Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

    В море плавает много (рыб).

    В аквариуме живут разные (рыбки).

    Мама сварила уху из (рыбы).

    Рыболов поймал на крючок (рыбу).

    Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

    8-е задание: развитие связной речи.

    Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

    Дети: Нет.

    Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

    Ответы детей

    Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

    Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

    Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Отгадайте загадку:

    Без воздуха живёт,

    Холодная, как лёд,

    Не хочет пить, а пьёт.

    Бронёй блестит, но не звенит

    И всё молчит, молчит.

    Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

    Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

    Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

    Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

    Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

    Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

    А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

    Каких хищных рыб вы знаете?

    В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

    Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

    2. Физкультминутка

    Рыбка плавает в водице

    Рыбке весело играть

    Рыбка, рыбка озорница

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.

    И тог:

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

    Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:видеопрезентация

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем.

    Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    ЗАГАДКИ

    1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    3.Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    5.Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

    Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

    Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

    Организационный момент.

    Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

    Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

    Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

    Что такое водоем?

    Какие водоемы вы знаете?

    Дети: Река, озеро, пруд.

    Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

    Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

    Дети: На дне где тихо и темно

    Лежит усатое бревно (сом).

    Хвостом виляет

    Зубаста, а не лает (щука).

    В пруду, или в озере, больше нигде,

    В тихой, спокойной стоячей воде,

    Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

    С длинным телом серебристым,

    Обитает в речке быстрой.

    Многим рыбам – страшный враг

    Догадался? Нет? (судак)…

    Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

    Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

    Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

    Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

    Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

    Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

    Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

    Физкультминутка

    Улитки ползут,

    Свои домики везут.

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот,

    А потом наоборот.

    Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

    Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

    Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

    Воспитатель: А у леща?

    Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

    Воспитатель: А у ерша?

    Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

    Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

    Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

    Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

    Дети: У сома хвост маленький.

    Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

    Дети: Мелкая.

    Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

    Дети: Чтобы дышать.

    (Дыхательная гимнастика)

    Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

    (Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

    Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

    Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

    Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

    Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

    Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

    Дети: Чтобы плавать.

    Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

    (Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

    Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

    Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

    Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».