• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №347 «Ладушки»

    Картотека пальчиковой гимнастики

    по лексическим темам

    Разработала воспитатель

    Мерзлякова Евгения Руслановна

    Новосибирск 2016г.

    Тема: «Наш Город».

    «Веселые щелчки»

    Во дворе у брата

    Бегали котята.

    Испугавшись щелчка,

    Разбежались кто куда

    Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить

    в подушечку большого пальца. Остальные пальцы

    поднять вверх. Указательный палец резким движением

    вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По

    аналогии выполнять щелчки средним, безымянным

    пальцами и мизинцем.

    Тема: «Овощи».

    «Капустка»

    (Движения прямыми ладонями верх - вниз, поочередное

    поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о

    кулачок. Сжимать и разжимать кулачок.)

    Мы капусту рубим-рубим,

    Мы капусту солим – солим,

    Мы капусту трём – трём.

    Мы капусту жмём – жмём.

    Тема: «Фрукты».

    «На базар за фруктами»

    На базар ходили мы,

    Кончик мизинца ритмично постукивает по мизинцу левойруки

    Много груш там и хурмы.

    Безымянные пальцы.

    Есть лимоны, апельсины,

    Средние пальцы

    Дыни, сливы, мандарины.

    Указательные пальцы.

    Но купили мы арбуз,

    Большие пальцы

    Это самый вкусный груз.

    Пальцы сжимают в кулак, большой отводят ввером .

    Тема: «Грибы, цветы, ягоды».

    «Ягодки»

    Чуть приподнять перед собой руку, так чтобы

    расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне

    лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

    С ветки ягодки снимаю

    Пальцами другой руки поглаживаем каждый пальчик от

    основания до самого кончика, как будто снимая с него

    воображаемую ягодку.

    И в лукошко собираю

    Обе ладошки сложить перед собой чашечкой .

    Будет полное лукошко

    Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой

    также сложенной ладошкой.

    Я попробую немножко

    Я поем еще чуть – чуть

    Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой

    рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в

    Легким будет к дому путь!

    Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на

    Тема: «Продукты питания».

    «Блины»

    Мама нам печет блины,

    Очень вкусные они,

    Встали мы сегодня рано,

    И едим их со сметаной.

    Левая рука касается стола ладонью, правая рука –

    тыльной стороной;

    Смена позиции. Теперь левая рука касается стола

    тыльной стороной,

    правая рука касается стола ладонью. Упражнение

    можно выполнять и на счет «раз - два».

    Тема: «Сезонная одежда, обувь».

    «Вяжем шарфик»

    То крючок, то петелька,

    Вяжем шарфик Петеньке.

    Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два

    крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии

    делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными,

    указательными и большим.

    Тема: «Осень».

    «Деревья»

    Расположить кисти рук перед собой, ладони к себе.Пальцы разведены в

    стороны и напряжены. Послевыполненияупражнения встряхнуть кисти рук.

    В поле дерево стоит,

    Ветер ветки шевелит

    Покачивать руками из стороны в сторону.

    Дует ветер нам в лицо,

    Закачалось деревцо!

    Покачивать руками вниз – вверх сгибая пальцы.

    Тема: «Домашние животные и их детеныши».

    «Повстречались»

    Повстречались два котенка

    Два щенка:

    Два жеребенка:

    Два тигренка:

    Два быка:

    Смотри, какие рога.

    На каждую строчку соединять поочередно пальцы

    правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю

    строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и

    мизинцы.

    Тема: «Подводный мир».

    «Рыбки»

    Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются

    волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

    Рыбки плавали, ныряли…

    В чистой тёпленькой воде.

    То сожмутся,

    На последнем слове пальцы

    Рук очень плотно сжимаются.

    Разожмутся,

    Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

    То зароются в песке

    Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете

    движения, как будто раскапываете песок.

    Тема: «Дикие животные и их детеныши».

    «Медведь»

    Бурыймишенька зимой

    Крепко спал в берлоге.

    Весною он проснулся,

    Зевнул и потянулся:

    «– Здравствуй, рыжая лисичка,

    – Здравствуй, белочка-

    сестричка!

    – Здравствуй, серенький

    волчонок!

    – Здравствуй, беленький

    зайчонок!»

    Кончиком большого пальца правой руки поочередно

    касаться кончиков указательного, среднего, безымянного

    пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

    Тема: «Домашние птицы и их детеныши».

    «Гуси»

    Гуси песни распевали:

    Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным,

    плотно сложенным вместе /как первое движение в

    песне «На танцующих утят быть похожими хотят» /

    Посидели

    Сжатые кулачки на коленях

    Поклевали

    Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и«клюём», по коленям.

    Маму с Димой пощипали:

    Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываемдруг друга.

    Но от них мы убежали.

    Шагаем всеми пальчиками обеих рук по коленкам, каксороконожки

    Тема: «Зимующие птицы».

    «Птичка клюет зернышки»

    Наклонилась, захватила,

    Подняла и проглотила.

    Исходное положение. Пальцы сложить "щепотью" – это"клюв".

    Не отрывая локоть от стола, "клювом"коснуться стола.

    Пощёлкать"клювом

    Тема: «Зима».

    «На прогулке»

    Раз, два, три, четыре, пять

    Загибаем пальчики по – одному

    Мы во двор пришли гулять,

    «Идем» по столу указательным и средним пальцем.

    Бабу снежную лепили,

    «Лепим» комочек двумя ладонями.

    Птичек крошками кормили,

    Крошащие движения всеми пальцами.

    С горки мы потом катались,

    Ведем указательным пальцем правой руки по ладони

    левой руки.

    А еще в снегу валялись.

    Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.

    Все в снегу домой пришли.

    Отряхиваем ладошки

    Съели суп, и спать легли.

    Движения воображаемой ложкой, руки под щеки.

    Тема: «Посуда».

    «Посуда»

    (Чередование хлопков в ладоши и ударов к4лочков друг о

    друга.)

    Раз, два, три, четыре,

    (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

    Мы посуду перемыли:

    (Загибаем пальчики по одному начиная с большого.)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку.

    И большую поварешку.

    (Одна ладонь скользит по другой)

    Мы посуду перемыли,

    (Разгибаем пальчики по одному, начиная с большого.)

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть-чуть сломали,

    (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

    Так мы маме помогали.

    Тема: «Семья».

    «Моя семья»

    (Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

    Кто приехал?

    Быстро хлопают кончиками больших пальцев.

    Мы, мы, мы!

    Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а

    кончики остальных пальцев одновременно быстро

    хлопают

    Мама, мама, это ты?

    Да, да, да!

    Хлопают кончиками указательных пальцев.

    Папа, папа, это ты?

    Хлопают кончиками больших пальцев

    Да, да, да?

    Хлопают кончиками средних пальцев.

    Братец, братец, это ты?

    Хлопают кончиками больших пальцев

    Да, да, да!

    Хлопают кончиками безымянных пальцев.

    Ах, сестричка, это ты?

    Хлопают кончиками больших пальцев.

    Да, да, да!

    Хлопают кончиками мизинцев.

    Все мы вместе, да, да, да!

    Хлопают всеми пальцами.

    Тема: «Новогодний праздник».

    «Лыжник»

    Утром на лыжах кататься пошли,

    Быстро на лыжах до леса дошли,

    Время к обеду – весь лес обошли.

    Дружно на лыжах домой мы пришли.

    Указательный и средний пальцы вытянуть, опустить

    вниз и поставить на 2 плоские счетные палочки. Это

    «лыжник на лыжах». Мизинец, безымянный

    прижать к ладони большим пальцем. Не отрывая

    указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок

    «едет» скользящими движениями по столу.

    Тема: «Наше тело».

    «Моем руки»

    Ай, вода, вода, вода!

    Будем чистыми всегда!

    Ритмично потирать ладошки имитируя мытье рук.

    Брызги - вправо, брызги – влево!

    Мокрым стало наше тело!

    «Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжаты в кулачок,

    затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая

    водичку .

    Полотенчиком пушистым,

    Вытрем руки очень быстро.

    «Вытираем руки»: энергичны движения имитируют

    поочередное вытирание рук полотенцем.

    Тема: «Наша улица».

    «Яблонька»

    У дороги яблонька стоит,

    Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

    На ветке яблочко висит.

    Сжать запястья вместе

    Сильно ветку я потряс,

    Руки над головой, движения вперед-назад.

    Вот и яблочко у нас.

    Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

    В сладко яблочко вопьюсь,

    Соединить запястья, ладони развести.

    Ах, какой приятный вкус.

    Тема: «Транспорт. ПДД».

    «Мостик»

    Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить,

    расположить параллельно друг другу и соединить с

    большим и указательным пальцами правой руки.

    Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец)

    выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком

    положении.

    Мы над речкой из дощечек

    Строим мостик золотой.

    Через мостик человечек,

    На машине едет домой.

    «Пароход»

    Исходное положение. Обе ладони соединены "ковшиком",

    все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от

    себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены -

    это "труба".

    Пароход плывёт по речке,

    И труба дымит, как печка.

    Тема: «Профессии».

    «Веселые маляры»

    Красят домик маляры

    Для любимой детворы

    Если только я смогу,

    То им тоже помогу.

    Синхронно двигать кисти обеих рук из положения

    висящих кулачков до поднятых вверх кистей с

    раздвинутыми в стороны пальцами .

    Тема: «Мебель».

    «Мастерим стол и стул»

    Маленькие гномики

    Ловко строят домики.

    Чтоб гостей им пригласить,

    Надо столик смастерить.

    Чтоб гостей им посадить,

    Надо стул им смастерить.

    Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их

    подушечками под углом. Большие пальцы соединить по

    прямой линии, получится треугольная «Крыша» с

    «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к

    туловищу. Получится высокий дом

    Правую руку в положении кулачка зафиксировать на

    столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно

    прижатыми друг к другу, разместить на кулачке,

    получается стол.

    Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые

    пальцы плотно прижать друг к другу.

    Если упражнение выполняется легко, то можно менять

    положение рук попеременно на счет «раз», «два».

    Тема: «День защитника Отечества».

    «Вертолет»

    Быстро лопасти крути!

    Вертолёт, лети, лети!

    Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в

    положении плетеной корзинки. Указательные пальцы

    выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это

    «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять

    совместные быстрые круговые движения, как лопасти

    вертолёта.

    «Пальцы вытянулись дружно»

    Пальцы вытянулись дружно,

    А теперь сцепить их нужно,

    Кто из пальчиков сильнее?

    Кто других сожмёт быстрее?

    Дети сцепляют вытянутые пальцы обеих рук (без

    большого)и, не сгибая, сильно прижимают их друг к

    другу, зажимая каждый палец между двумя другими.

    Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют

    упражнение несколько раз.

    Тема: «Животные».

    «Крокодил».

    Как-то раз по речке Нил

    Плыл огромный крокодил.

    Рядом вынырнул другой,

    Закричал ему: «Постой».

    Дети на каждой руке соединяют попарно указательный

    и средний, мизинец и безымянный. Получаются два

    воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и

    закрывая пасти. Повторяют четверостишие несколько

    «В Зоопарке».

    Используется решетка для раковины, мыльница (плоская)

    с шипами. Дети «ходят» указательным и средним

    пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха

    делать шаг.

    В зоопарке мы бродили,

    К каждой клетке подходили,

    И смотрели всех подряд

    Белых мишек, оленят.

    Тема: «Комнатные растения».

    «Корни»

    Ладони опущены вниз и прижатыдруг к другу тыльной стороной.

    Пальцы разведены встороны и напряжены.

    Удерживать в таком положениикисти рук, потом встряхнуть

    Высокие красивые

    Растения здесь растут,

    (показать руками "растения")

    А корни под землёю

    Для них водичку пьют.

    (Показать руками "корни".)

    Тема: «Перелетные птицы».

    «Птенчики в гнездышке»

    Улетела птица мать,

    Малышам жучков искать.

    Ждут малютки- птицы

    Мамины гостинцы.

    Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

    Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки

    создает впечатление живых птенцов в гнезде

    Тема: «Дом и его части».

    «Дом»

    Я хочу построить дом,

    (Руки сложить домиком, и поднять над головой.)

    Чтоб окошко было в нем,

    (Пальчики обеих рук соединить в кружочек.)

    Чтоб у дома дверь была,

    (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

    Рядом чтоб сосна росла.

    (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем»пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял.

    (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

    Солнце было, дождик шёл,

    (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».

    Затем пальцы опускаем вниз делаем «стряхивающие»

    движения.)

    И тюльпан в саду расцвёл

    (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем

    пальчики – «Бутончик тюльпана».)

    Тема: «Бытовые приборы».

    «Фонарики»

    Мы фонарики зажжём,

    А потом гулять пойдём!

    Вот фонарики сияют,

    Нам дорогу освещают

    Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт

    "раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены,

    пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки

    выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять

    упражнение сначала медленно, затем ускорить темп.

    Тема: «Сад - огород».

    «Друзья садоводы»

    Палец толстый и большой

    В сад за сливами пошел-

    (Ладошка собрана в кулачок. Отгибаем большой пальчик,выпрямляем его,

    затем сгибаем наполовину. Сновасгибаем и так несколько раз)

    Указательный с порога

    Указал ему дорогу.

    Средний палец самый меткий,

    Он сбивает сливы с ветки.

    (Отгибаем средний палец, «сгибаем-разгибаем» его. При

    этом нужно стараться не сгибать указательный ибольшой пальцы)

    Базымянный подбирает,

    (Отгибаем также безымянный, постараемся нешевелить предыдущими

    пальчиками)

    А мизинчик-господинчик

    В землю косточки бросает!

    (отгибаем мизинчик)

    Тема: «Насекомые».

    «Паучок»

    (Руки скрещены Пальцы каждой руки «бегут» по

    предплечью, а затем по плечу другой руки)

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки.

    (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

    движения - дождик)

    Дождик с неба вдруг полил,

    (Хлопок ладонями по столу/коленям)

    Паучков на землю смыл.

    (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

    пальцы растопырены, качаем руками – солнышкосветит.)

    Солнце стало пригревать,

    (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

    Паучок ползет опять,

    (паучки ползают по голове)

    А за ним ползут и детки, чтобы погулять на ветке.

    Тема: «Лето».

    «Цветок»

    Набухай скорей, бутон,

    Распусти цветок – пион!

    Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки

    немного округлые. Получается «бутон».

    Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы

    широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть.

    Получается большой раскрытый «цветок»

    Через пальчиковые игры не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика руки и пальцев, что способствует развитию мышления, готовит руку ребенка к письму, позволяет импровизировать, сочетать слово с действием.

    Пальчиковые игры подобраны по лексических темах, которые можно использовать как на занятиях так вне их.

    Перед игрой мы с детьми обсуждаем содержание , отрабатываем необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это позволяет подготовить воспитанников к правильному выполнению упражнений, и создает необходимый эмоциональный настрой . Сначала дети растирают ладони до приятного ощущения тепла. Упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз .

    ШАРИК

    Быстро шарик надуваем.

    Он становится большой.

    Шарик лопнул, ой, ой, ой –

    Стал он тонкий и худой.

    (Ладони вместе. Пальцы обеих рук соприкасаются кончиками. В этом положении подуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит» - и они принимают исходное положение.)

    ШАРИК

    У меня есть шарик –

    Желтый, как фонарик.

    (Пальцы в кулак.)

    На него со всех поляночек

    Много садится бабочек.

    (Махи руками, которые лежат одна на другой.)

    Хотят сесть на мой шарик

    Тетя муха и комарик.

    (Пальцы одной руки собраны в кулак, пальцы другой - касаются него.)

    Сяду на него я…

    (На кулак кладётся ладонь.)

    Бах! - И шарика нет.

    (Пальцы распрямляются.)

    А. Ходонович

    МОИ ПАЛЬЦЫ

    Пальцы в прятки играли

    (Сгибают и разгибают пальцы.)

    И головки вжали.

    (Собирают пальцы в кулак.)

    Раз, два три,

    Раз, два три.

    Где головки?

    (Поворачивать кулаки в стороны.)

    (Показывают пальцы.)

    НАША МАША ЕЛА КАШУ

    Наша Маша ела кашу.

    (Показывают движениями как-будто едят ложкой.)

    Накормила кашей Маша: носик, ушки, глазки,

    Кругленькие щечки,

    И в буфете стенку,

    Табурет и дверь,

    Папины бумаги,

    Братцевы кроссовки

    И кота Воркота.

    (Загибают по одному пальцу.)

    Вот какая Маша,

    Не жалеет каши.

    (Хлопают в ладоши.)

    Г. Авласенко

    КОЛБАСКИ

    Пять вкусненьких колбасок

    (Показывает пять пальцев.)

    В магазине мы купили.

    Одна колбаска упала,

    (Хлопают в ладоши.)

    И стало их четыре.

    Колбасок уже четыре,

    (Показывают четыре пальца.)

    Поджарим их, друзья!

    Одну схватила собачка,

    И осталось три.

    Три вкусных колбаски,

    (Показывают три пальца.)

    Лежали на столе.

    Одну погрызла мышка,

    И остались две.

    Две вкусных колбаски

    (Показывают два пальца.)

    Лежали у окна.

    Одну стащила кошка,

    (Мяукают.)

    Колбаска уже одна.

    Последняя колбаска,

    (Показывать один палец.)

    Сказала нам с тобой:

    «Скорее меня съешьте,

    Мне скучно здесь одной!»

    (Гладит живот.)

    ОХОТА В ВАННЕ

    Я иду на охоту:

    Охота будет в ванне.

    (Пальцы «шагают» по столу или по коленям.)

    Там живут резиновый морж,

    Рыба-кит и рыба-ерш.

    Есть кальмары и дельфины,

    И пингвины!

    Черепах, конечно, три.

    И бобры, мои друзья.

    (Загибают по одному пальцу.)

    Эй, вы там, прячьте мордашку!

    Будет мокро, будут брызги!

    (Пальцы «прячутся» в кулак.)

    А. Ходонович

    ПОВЕСИМ ПОЛОТЕНЦЕ

    «Стучи-стучи, молоток!» -

    Напевает Ванёк.

    Он забил в стену гвоздь

    («Забивают гвоздь» то правой, то левой рукой.)

    И повесил своё полотенце.

    (Двумя руками «вешают» на гвоздь полотенце.)

    ГРИБЫ

    Мчится машина, дым из трубы -

    (Пальцы «шагают» по столу.)

    С дедом едем по грибы.

    (Ладонями делают букву Т.)

    Много грибов, что есть в лесу,

    (Пальцы разводят в стороны.)

    В моём ведёрке унесу.

    (Двумя руками делают «Ведерко».)

    Отхожу шаг от дорожки,

    (Пальцами прикасаются к столу.)

    Мне навстречу - сыроежки.

    Я беру одну и две,

    И еще одна в траве.

    Насобирал много грибов,

    (По очереди загибают пальцы.)

    У меня к ним любовь.

    (Руки прижимают к груди.)

    А. Ходонович

    СЕМЕЧКО

    На ладонь мою легло: семечко льняное.

    Как песчинка, все равно.

    Настоящий клад оно.

    (Пальцы поочередно прикасаются к ладони.)

    Ведь скрыты в нем -

    Слышали? -

    Скатерти, шапочки, рубашки,

    Словно радуги - полотенца.

    (Дети загибают по пальцу.)

    Только кто бы мог сказать,

    Как же их там нам достать?

    (Разводят руки в стороны.)

    К. Цвирко

    ЯБЛОКИ

    Большой пальчик яблоки трясёт.

    (Пальцы сжать в кулак, разогнуть большой палец.)

    Второй их собирает,

    (Разгибают указательный палец.)

    Третий домой их несет.

    (Разгибают средний палец.)

    Четвертый высыпает.

    (Разгибают безымянный палец.)

    Самый маленький - проказник.

    (Разгибают мизинец.)

    Все, все, все съедает.

    РЕПКА

    Бабка с Дедкой тянут репку,

    Зовут внучку,

    А за ней собачку Жучку.

    Потом кошку,

    Следом мышку-малышку.

    (Одноименные пальцы обеих рук касаются друг друга.)

    Вот и вытянута Репка.

    ГРЯДКИ

    Лады, лады, ладушки,

    Мы пололи грядушки.

    (Делают движения, якобы рвут траву.)

    Мы пололи сами,

    Своими руками.

    (Крутят руками.)

    От усердной работы,

    Выросли на грядке

    Вот такие свёклы,

    (Показывают их размер двумя ладонями, будто держат мячик.)

    Вот такие огурцы,

    (Разводят широко руки.)

    А капусты кочаны: вот такой величины.

    (Показывают руками размер.)

    СОБАКА

    У собаки острый нос,

    Есть и шейка,

    Есть и хвост.

    (Правая ладонь на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный, средний, безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается - «лает собака».)

    КОТ И МЫШИ

    Как, однажды, очень рано

    Вышла важно мышь гулять.

    (Пальцы «шагают».)

    И сказал: «Признаюсь,

    Более кота я не боюсь!»

    (Кивает указательным пальцем.)

    А. Старинчик

    НАША КУРИЦА

    Наша курица сильно квохчет,

    Снести нам яичко хочет,

    (Пальцы в кулак.)

    Мама напечет блинцов,

    Для маленьких молодцов.

    («Пекут» блины.)

    А. Старинчик

    СВИТОК ИЗ НИТОК

    Чтоб купил где ежик нитки,

    (Пальцами одной руки тянуть по очереди за кончики пальцев другой.)

    Есть иголок много,

    (Пальцы расправляют и максимально разводят.)

    Зайке он пошил бы свитер,

    («Шьют» свитер.)

    Зайка был бы очень рад.

    (Хлопают в ладоши.)

    С. Бестова

    ТРАМВАЙ

    Играют рельсы: та-ра-рай!

    Едет новенький трамвай.

    (Водят ребром ладони одной руки по другой.)

    Гру-гру-гру, - гремят пути.

    (Стучат ребром ладони по столу.)

    Едет старенький трамвай.

    (Хлопают в ладоши.)

    В. Бурлак

    ДОМ

    На полянке стоит дом,

    (Показывают ладонями домик.)

    И к нему мы идем.

    (Руками делают ворота.)

    Там ворота открываем,

    (Пальцы в кулак, выполняют повороты влево-вправо.)

    Всех в гости приглашаем!

    (Выполняют руками приглашающие движения.)

    КОМАРИКИ

    У горы, у горы

    Мак толкут комары.

    (Стучат кулаками друг о друга.)

    Эй, старайся же, артель, -

    (Кивает указательным пальцем.)

    Будет из мака крендель!

    (Показывают ладони.)

    Комарики

    Мак толкут –

    (Хлопают в ладоши.)

    Из той муки

    Блины испекут.

    («Пекут» блины.)

    К. Цвирка

    ЖАВОРОНОК

    Птица, птица, прилетай!

    Весну-красну зазывай!

    (Сгибать и разгибать пальцы.)

    Птица крыльями машет,

    Веселит детишек наших!

    (Показывают движениями рук, как летит птица.)

    Кто живет на дне реки?

    (Хлопают в ладоши.)

    Окуни и щуки,

    Красноперка, ерш и карп.

    Есть угри и есть лещи,

    И подводные пни,

    И пробитые мячи.

    (Загибает на обеих руках пальцы по одному.)

    Тихо, Таня, не пищи!

    (Кивает указательным пальцем.)

    А. Ходонович

    Использованные ресурсы:

    http://kazki.by/

    http://www.dzietki.org/

    К. Гиринович , Е. Шешко

    Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее ра

    В. М. Бехтерев.

    Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

    Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями,как Су-джок терапия и пескотерапия пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики.

    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

    Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

    • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
    • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
    • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
    • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
    • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики - это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
    • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
    • С помощью пальчиковых игр можно развить фантазию и воображение ребёнка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
    • После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

    Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

    С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

    Самыми первыми пальчиковыми играми для малыша могут стать следующие упражнения:

    Сорока.
    При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
    - Сорока-белобока
    - Кашку варила,
    - Детишек кормила.
    Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
    - Этому дала,
    - Этому дала,
    - Этому дала,
    - Этому дала,
    - Этому дала.

    или, как вариант:

    Этому не дала:
    - Ты воды не носил,
    - Дров не рубил,
    - Каши не варил -
    - Тебе ничего нет!
    При этом большой палец не загибается.

    ЗамОк!
    Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
    - На двери висит замок.
    - Кто его открыть бы мог?
    - Постучали,
    На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
    - Покрутили,
    Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .
    - Потянули
    Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
    - И открыли!
    Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

    Ягодки
    Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

    С ветки ягодки снимаю
    Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
    - И в лукошко собираю.
    Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
    - Будет полное лукошко.
    Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
    - Я попробую немножко.
    - Я поем еще чуть-чуть.
    Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
    - Легким будет к дому путь!
    Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

    Рыбки
    Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

    - Рыбки плавали, ныряли
    - В чистой тепленькой воде.
    - То сожмутся,
    На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
    - Разожмутся,
    Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
    - То зароются в песке.
    Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

    Для детей постарше можно применять следующие упражнения:

    ЩЕЛЧОК

    Один щелчок,

    Другой щелчок

    – Я так смогла,

    И ты так смог!

    Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.


    ЛАПКИ

    Стоит на задних лапках кот,

    И в гости мышек он зовет.

    Показывает лапки,

    А лапки – цап-царапки!


    Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

    Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

    Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!


    Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».


    КОМАРИК

    Комарик летит,

    Комарик пищит,

    Не нравится нам

    Его аппетит!


    Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».


    ЩЕНОК

    Крутит хвостиком щенок

    – Увидал в саду цветок.


    Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.


    ВЕРТОЛЕТ


    Вверх взлетает вертолет,

    Будь внимательным, пилот!

    Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

    Вертолет лети, лети,

    Лопасти быстрей крути.


    Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

    Ножки

    Вот бегут босые ножки

    Прямо к речке по дорожке


    Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

    Пальчиковые игры для дошкольников

    Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

    Мы капустку рубим - рубим,
    Мы капустку солим - солим,
    Мы капустку трем - трем,
    Мы капустку жмем - жмем. (Имитация движений.)
    «У Лариски – две редиски»
    у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
    У Алешки – две картошки.
    У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
    А у Вовки – две морковки.
    Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

    На базар ходили мы,
    Много груш там и хурмы,
    Есть лимоны, апельсины,
    Дыни, сливы, мандарины,
    Но купили мы арбуз –
    Это самый вкусный груз!
    Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
    При этом ладони не соприкасаются.
    -мизинцы
    -безымянные
    -средние
    -указательные
    -большие
    -пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

    Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

    Будем мы варить компот
    Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
    Будем яблоки крошить,
    Грушу будем мы рубить.
    Отожмем лимонный сок,
    Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
    Варим, варим мы компот.
    Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

    Пальчиковые игры по теме: «Семья»

    Как у нас семья
    Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
    Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
    Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
    Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
    Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
    Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

    «Детский сад»
    В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
    Самый младший- это я.
    Это Маша,
    Это Саша,
    Это Юра,
    Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

    Пальчиковые игры по теме: «Город. Страна»

    На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
    Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).
    Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
    В этот домик приглашаем. «Дом»

    Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»

    Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
    О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
    В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
    Они очень редко заходят сюда.

    Пальчиковые игры по теме: «Зима»

    Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
    Мы во двор пришли гулять.
    Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
    Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
    С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
    Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
    Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

    Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»

    Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
    Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
    Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
    Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
    Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

    Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»

    Мышка зёрнышко нашла,
    И на мельницу снесла.
    Намолола там муки,
    Испекла всем пирожки:
    Мышонку – с капустой,
    Мышонку – с картошкой,
    Мышонку – с морковкой,
    Мышонку – с морошкой.
    Для большого толстячка –
    Аж четыре пирожка:
    С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

    Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

    Пальчиковая гимнастика «Повар»
    Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
    А тут отключили свет.
    Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
    И опускает в компот.
    Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
    Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
    Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
    И очень доволен он. (Разводят руками)
    «Грибы»Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
    Мы идем грибы искать.
    Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
    Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик все съел,
    Оттого и потолстел.
    «Ягоды»Раз, два, три, четыре, пять,
    В лес идем мы погулять.
    За черникой,
    За малиной,
    За брусникой,
    За калиной.
    Землянику мы найдем
    И братишке отнесем.
    Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.

    Здравствуй, полянка большая!
    Здравствуй, трава – мурава!
    Здравствуй, ягодка лесная!
    Ты поспела и вкусна.
    Мы корзиночку несём –
    Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

    Пальчиковые игры по теме: «Дружба»

    Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
    Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
    Мы с тобой подружим
    Маленькие пальчики.
    Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
    Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
    Раз, два, три, четыре, пять
    Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

    В гости к пальчику большому
    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный и последний.
    Сам мизинчик-малышок,
    Постучался на порог.
    Вместе пальчики-друзья,
    Друг без друга им нельзя.

    Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

    Лепим мы из снега ком,
    (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
    Из комочков слепим дом.
    (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
    Звери будут в доме жить,
    (Хлопают в ладоши)
    Веселиться и дружить,
    Вместе домик сторожить
    (Соединяют руки в «замок»)
    Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
    Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
    Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
    И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
    Раз - подбросим, "Подбрасывают".
    Два - поймаем, "Ловят".
    Три - уроним "Роняют".
    И... сломаем. Топают.

    Давай, дружок, смелей, дружок!
    (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
    Кати по снегу свой снежок –
    Он превратится в толстый ком.
    (Рисуют в воздухе круг)
    И станет ком снеговиком.
    (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
    Его улыбка так светла!
    (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
    Два глаза, шляпа, нос, метла...
    (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
    Но солнце припечёт слегка –
    (Дети поднимают руки вверх)
    Увы! И нет снеговика!
    (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

    Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»

    Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
    Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
    Эти крошки – голубям,
    Эти крошки – воробьям.
    Галки да вороны, Ешьте макароны!
    «зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

    Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
    Мы расскажем. Две синицы, воробей,
    Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
    Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

    Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»

    Моя семья
    Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
    Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
    Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
    Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
    Это – бабушка моя, средний и большой)
    Это – папа,
    Это – дед.
    И у нас разлада нет.

    Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики
    Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
    Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
    Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,
    ладошкой левой крепко его обхватить.

    «Дружно маме помогаем –
    Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
    Мы белье теперь стираем
    Полощем, отжимаем.
    Подметаем все кругом –
    И бегом за молоком.
    Маму вечером встречаем,
    Двери настежь открываем,
    Маму крепко обнимаем».

    Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
    Всех их очень любят дети!
    Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
    Повар, милиционер,
    Швея, кондуктор и учитель,
    Врач, парикмахер и строитель –
    Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
    Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
    «Одежда, обувь, головные уборы»

    Маша варежку надела:
    «Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
    Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
    «Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
    Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
    Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
    «Обувь»

    Раз, два, три, четыре, пять
    Будем обувь считать:
    Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
    Два – сапожки,
    Три ботинки,
    Четыре – босоножки
    И, конечно, тапки – пять.
    Ножкам надо отдыхать.

    В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
    В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
    В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
    В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
    В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
    И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.

    Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
    На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви.
    Как у нашей свинки
    На ногах ботинки.
    Как у пса на лапках
    Голубые тапки.
    А козленок маленький
    Надевает валенки.
    А сыночек Вовка -
    Новые кроссовки.
    Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
    Новые кроссовки.

    «Не плачь, куколка моя»
    Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
    Не могу с тобой играть,
    Нужно мне перестирать:
    Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
    Свитер, варежки, жакет,
    Шапочку, цветной берет.
    Я налью воды чуток,
    В таз насыплю порошок.
    Пену снежную взобью, постираю и пойду.
    Пока светит солнышко,
    Натяну веревочку.
    К ней одежду прикреплю,
    Ветерком все просушу.
    Поработали вдвоем,
    А теперь мы отдохнем.
    Имитация укачивания куклы.
    Загибание пальчиков.
    Имитация по описанию в стихотворения.
    Положить руки на колени.

    Жили были в домике
    Маленькие гномики:
    (дети сжимают и разжимают кулачки)
    Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
    Стали гномики стирать:
    (трут кулачки друг о друга)
    Токи – рубашки, Чики – носочки,
    Пики – платочки, Мики умница был,
    Лики – штанишки, Всем водичку носил.
    (загибают пальчики, начиная с больших)

    Пальчиковые игры по теме: «Обувь»

    Посчитаем в первый раз,
    Сколько обуви у нас.

    Туфли, тапочки, сапожки
    Для Наташки и Серёжки,
    Да ещё ботинки
    Для нашей Валентинки,
    А вот эти валенки
    Для малышки Галеньки.
    (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
    «Новые кроссовки»
    Как у нашей кошки
    На ногах сапожки.
    Как у нашей свинки
    На ногах ботинки.
    А у пса на лапках
    Голубые тапки.
    А козлёнок маленький
    Обувает валенки.
    А сыночек Вовка -
    Новые кроссовки.
    (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
    Вот так,
    Вот так,
    Новые кроссовки.
    (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
    «Ботинки»
    Всюду, всюду мы вдвоём
    Неразлучные идём.
    (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
    Мы гуляем по лугам,
    По зелёным берегам,
    Вниз по лестнице сбегали,
    Вдоль по улице шагали,
    После лезем под кровать,
    (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
    Будем там тихонько спать.
    (укладывают ладони на стол)

    Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»

    Прилетела к нам вчера машут ладошками
    Полосатая пчела. на каждое название насекомого
    А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
    И веселый мотылек,
    Два жука и стрекоза,
    Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
    Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
    От усталости упали. роняют ладони на стол.

    Пальчиковые игры по теме: «Жук»

    Я веселый Майский жук.
    Знаю все сады вокруг,
    Над лужайками кружу,
    А зовут меня Жу-жу…

    Пальчиковые игры по теме: «Осы»

    Осы любят сладкое,
    К сладкому летят,
    И укусят осы,
    Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
    Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.
    Божьей коровки папа идёт,
    Следом за папой мама идёт,
    За мамой следом детишки идут,
    Вслед за ними малышки бредут.
    Красные юбочки носят они,
    Юбочки с точками чёрненькими.
    На солнышко они похожи,
    Встречают дружно новый день.
    А если будет жарко им
    То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки
    шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.

    Вот маленький улей, где
    пчелы спрятались.
    Никто их не увидит.
    Вот они показались из улья
    Одна, две, три, четыре, пять.
    З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
    Пальцы сжать в кулак, затем
    отгибать по одному.

    Пау – пау – паучок,
    Паутиновый бочок,
    Паучок всё вверх ползёт,
    Паутинку он плетёт.
    Паутинка хоть тонка –
    Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
    Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.

    Пальчиковые игры по теме: «Мебель, Посуда»

    В нашей комнате-столовой –
    Есть отличный СТОЛ дубовый,
    СТУЛЬЯ – спинки все резные,
    Ножки гнутые, витые.
    И ореховый БУФЕТ
    Для варенья и конфет.
    В комнате для взрослых – спальне –
    Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
    Две широкие КРОВАТИ
    С одеялами на вате
    И берёзовый КОМОД,
    Мама там бельё берёт.
    А в гостинной КРЕСЛА есть,
    Телевизор смотрят здесь.
    Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
    В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
    (на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
    «Много мебели в квартире».
    Раз, два, три, четыре,
    (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
    Много мебели в квартире
    (сжимают и разжимают кулачки)
    В шкаф повесим мы рубашку,
    А в буфет поставим чашку.
    Чтобы ножки отдохнули,
    Посидим чуть-чуть на стуле.
    А когда мы крепко спали,
    На кровати мы лежали.
    А потом мы с котом
    Посидели за столом,
    (загибают пальчики на каждое название мебели)
    Чай с вареньем дружно пили.
    Много мебели в квартире.
    (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

    Раз, два, три, четыре,

    Мы посуду перемыли:

    Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварёшку.

    Мы посуду перемыли,
    (одна ладонь скользит по другой по кругу)
    Только чашку мы разбили,
    Ковшик тоже развалился,
    Нос у чайника отбился.
    Ложку мы чуть-чуть сломали,
    (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
    Так мы маме помогали.
    (удар кулачками друг о друга)

    Пальчиковые игры по теме: «День Победы»

    Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
    По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
    Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
    Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
    Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
    Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
    Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
    Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
    И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
    Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
    Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
    К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

    Аты - баты, аты - баты!
    (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
    На парад идут солдаты!
    Вот идут танкисты,
    Потом артиллеристы,
    А потом пехота –
    Рота за ротой.

    Пальчиковые игры по теме: «Народная игрушка, Фольклор»

    У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
    начиная с указательного, по левой ладони.
    По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
    чиная с указательного, по правой ладони.
    Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
    В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
    Курочка - в жилете,
    Петушок - в берете,
    Коза - в сарафане,
    Заинька - в кафтане,
    А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
    Корова в рогоже. удары кулачками.

    Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
    Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
    Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
    Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

    Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)
    Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев)
    Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)
    Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)
    Что ты рано встаешь,
    Что ты звонко поешь,
    Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)
    Солнышко-вёдрышко

    Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
    Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
    Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
    Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
    Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

    Пальчиковые игры по теме: «Неделя доброты»

    Если пальчики грустят –
    Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
    Если пальчики заплачут –
    Их обидел кто-то значит. трясем кистями
    Наши пальцы пожалеем –
    Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
    К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
    Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
    Пусть обнимутся ладошки,
    Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
    пальцы двух рук быстро легко стучат
    Каждый пальчик нужно взять
    И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке

    Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой
    И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу




    Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом
    Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями
    Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
    Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
    Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
    Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
    Птицы песенки поют ладони перекрестно - «птица»
    Зернышки везде клюют:
    Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
    Никому их не дают. ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
    Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
    Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
    Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
    Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
    Это дом, «крыша»
    А в нем окошко. «окно»
    Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши
    Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
    Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
    Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
    Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
    Мы немножко погостим руки «здороваются»
    И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу
    Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
    Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
    Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
    Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

    Доброе утро,здравствуй, Иван!
    Доброе утро,здравствуй, Степан!
    Доброе утро,здравствуй, Сергей!
    Доброе утро,здравствуй, Матвей!
    Доброе утро,здравствуй, Никитушка! Перекрещивают большие пальцы.
    Перекрещивают указательные пальцы.
    Перекрещивают средние пальцы.
    Перекрещивают безымянные
    пальцы.
    Перекрещивают мизинцы.

    Пальчиковые игры

    Тема: «Игрушки»
    Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

    На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и
    стучат кулаками.
    Куклы Танины сидят:
    Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
    И веселый Чиполино,
    И котенок, и слоненок.
    Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
    Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
    Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.

    Тема: «Осень»
    Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

    Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
    начиная с больших.
    Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
    кулачки.
    Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
    Листья рябины, больших.
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
    Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
    Н. Нищева

    Тема: «Овощи»
    Пальчиковая гимнастика «Овощи»

    Хозяйка однажды с базара Сжимают и разжимают пальцы.
    пришла,
    Хозяйка с базара домой
    принесла:
    Картошку, Загибают поочерёдно пальцы.
    Капусту,
    Морковку,
    Горох,
    Петрушку и свёклу.
    Ох!..
    Ю. Тувин

    Тема: «Овощи»
    Пальчиковая гимнастика «Капуста»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
    Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
    Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
    большой.
    Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
    Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
    столу.
    Перетерли, Трут ладони друг об друга.
    Посолили, Указательный и средний палец трутся о
    большой.
    И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
    Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.

    Тема: «Фрукты»

    Игра с массажными мячиками «Слива»

    Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
    Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
    Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.
    И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
    Н. Нищева

    Тема: «Фрукты»
    Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

    Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
    Много нас, а он один.
    Эта долька - для ежа. Останавливаются лицом в круг.
    Эта долька - для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
    Эта долька - для утят. руках, начиная с больших, на каждое
    Эта долька - для котят. название животного.
    Эта долька - для бобра.
    А для волка - кожура. Изображают пасть волка двумя
    руками.
    Он сердит на нас - Беда!!! Приседают. Закрывают голову руками.
    Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.

    Тема: «Фрукты»
    Пальчиковая гимнастика «Компот»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

    Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,
    Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки
    «мешают».
    Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная Грушу будем мы рубить, с большого.
    Отожмём лимонный сок,
    Слив положим и песок.
    Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
    Угостим честной народ.
    Н. Нищева

    Тема: «Фрукты»
    Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

    Знают взрослые и дети: Сжимают и разжимают пальцы.
    Много фруктов есть на свете!
    Яблоки и апельсины, Загибают по одному пальцу, начиная
    Абрикосы, мандарины, с мизинца.
    И бананы, и гранаты
    Витаминами богаты.

    Тема: «Грибы»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

    Топ - топ - пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
    В туесочке пять грибов. Переплели пальцы - сделали туесочек,
    Мухомор красный - гриб опасный. большие пальцы - ручка.
    А второй - лисичка, Загибают по одному пальцу на обеих
    Рыжая косичка. руках на каждое название гриба,
    Третий гриб - волнушка, начиная с мизинцев.
    Розовое ушко.
    А четвёртый гриб - сморчок,
    Бородатый старичок.
    Пятый гриб - белый,
    Ешь его смело!

    Тема: «Грибы»
    Пальчиковая гимнастика «Грибы»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

    Мы идём дорожками, Сжимают и разжимают кулачки.
    Мы идём тропинками,
    Мы идём с лукошками, мы «Шагают» пальчиками по столу.
    Идём с корзинками.
    Прямо за опушкою вдруг Загибают по очереди пальцы.
    Нашли волнушки мы
    И пенёк с опёнками под
    Рябиной тонкою.
    Крепкий подберёзовик вырос
    Под берёзою,
    Красный подосиновик вырос
    Под осиною.

    Тема: «Грибы»
    Пальчиковая гимнастика «Грибы»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Мы в лесок пойдём, Сжимают и разжимают пальцы.
    Мы грибок найдём Из рук складывают грибок: одна рука
    сжата в кулак, другая накрывает кулак
    сверху.
    В шапочке нарядной, Сжимают и разжимают пальцы.
    Светло - шоколадной.
    Я по лесу по зелёному бреду, Пальцами «шагают» по столу.
    Я грибочки в кузовок соберу, Одной рукой имитируют корзину,
    другой складывают в неё грибочки.
    Я в осиннике рыжики беру, Поочерёдно загибают пальцы.
    По берёзничку - подберёзовики
    По сосновым пням - опята,
    А под ёлкой - белый гриб - боровик.

    Тема: «Хлеб»
    Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Шел Саша по шоссе, Пальчики «шагают».
    нес сушки в мешке.
    Сушку - Грише, сушку - Мише, Массаж пальцев левой руки.
    Есть сушки Проше, Васюше, Антоше.
    Еще 2 сушки Нюше и Петруше, Массаж пальцев правой руки.
    Еще 3 сушки Паше, Танюшке, Ванюшке.

    Тема: «Одежда»
    Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Я перчатку надеваю, Поглаживают по очереди одной рукой
    Я в нее не попадаю. другую, как будто надевают перчатку.
    Сосчитайте-ка ребятки, Ритмично сжимают и разжимают
    кулачки.
    Сколько пальцев у перчатки.
    Начинаем вслух считать: Загибают пальчики на обеих руках,
    «Раз, два, три, четыре, пять!» начиная с больших.

    Тема: «Обувь»

    Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки»

    В кроссовках нарядных Катят мяч вперёд.
    Весёлые ножки
    Вприпрыжку бегут Катят мяч назад.
    По песчаной дорожке.
    Н. Нищева

    Тема: «Дом»
    Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Туки - туки молотком, Стучат кулаками одним по другому.
    Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом,
    Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются.
    Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь».
    Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши.
    Мышку, зайчика, лису.

    Тема: «Бытовая техника»
    Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Мы компьютер покупаем, Сжимают и разжимают пальцы.
    Ждал его я целый год! Хлопают в ладоши.
    Но одно меня смущает: Сжимают и разжимают пальцы.
    Мышь в компьютере живет. Пальцы «бегут» по столу.

    Тема: «Мебель»
    Пальчиковая гимнастика «Мебель»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).


    Будем мебель мы считать: Сжимать и разжимать пальцы.
    Кресло, стул, диван, табуретка, Загибать пальцы на правой руке,
    начиная с мизинца.
    Полка, шкаф, кровать, этажерка. Загибать пальцы на левой руке,
    начиная с мизинца.

    Тема: «Мебель»
    Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

    Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают
    Много мебели в квартире. кулачки.
    В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с
    А в буфет поставим чашку. больших, на каждое название мебели.
    Чтобы ножки отдохнули,
    Посидим чуть - чуть на стуле.
    А когда мы крепко спали,
    На кровати мы лежали.
    А потом мы с котом
    Посидели за столом.
    Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
    Много мебели в квартире. стучат кулачками.

    Тема: «Посуда»
    Пальчиковая гимнастика «Помощники»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

    Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки.
    Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
    Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на
    И большую поварёшку. каждое название посуды.
    Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
    Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
    Ковшик тоже развалился,
    Нос у чайника отбился,
    Ложку мы чуть - чуть сломали.
    Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в
    ладоши попеременно.

    Тема: «Человек. Части тела»
    Пальчиковая гимнастика «Тело»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Есть на пальцах наших По ходу чтения указывают на
    ногти, упоминаемую часть тела.
    На руках - запястья, локти.
    Темя, шея, плечи, грудь
    И животик не забудь.
    Есть колени. Есть спина,
    Но она всего одна.

    Тема: «Человек. Части тела»
    Пальчиковая гимнастика «Рано - рано по утру»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

    Водичка, водичка, Дети имитируют стряхивание воды с
    ладоней.
    Умой моё личико, Показывают, как умывают лицо.
    Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному
    Чтобы щёчки горели, пальцу на обеих руках.
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Тема: «Человек. Части тела»
    Пальчиковая гимнастика «Голова»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Есть у нас на голове Указывают на упоминаемую часть
    Уха два и мочки две. тела.
    Брови. Скулы и виски,
    И глаза, что так близки.
    Щёки. Нос и две ноздри,
    Губы, зубы - посмотри!
    Подбородок под губой.
    Вот, что знаем мы с тобой!

    Тема: «Новый год»
    Пальчиковая гимнастика «Подарки»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

    Дед Мороз принёс подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.
    Буквари, альбомы, марки, На каждое название подарка
    Кукол, мишек и машины, загибают по одному пальцу: сначала
    Попугая и пингвина, на правой, потом на левой руке.
    Шоколадок полмешка
    И пушистого щенка.
    Н. Нищева

    Тема: «Новый год»
    Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

    (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

    Утром дети удивились, Разводят руки в стороны, подняв плечи.
    Что за чудеса случились
    Этой ночью новогодней.
    Ожидали что угодно, Сжимают и разжимают пальцы.
    А увидели парад:
    В ряд снеговики стоят, Руками рисуют в воздухе три круга.
    Глазки весело горят, Закрывают и открывают ладонями
    глаза.
    А перед ними ёлочка Хлопают в ладоши.
    Пушистая, в иголочках.
    Г. Утробин

    Тема: «Зима»
    Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

    (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

    Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
    Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и
    средним пальчиками.
    Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
    Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальцами.
    С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой
    руки по ладони левой руки.
    А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то
    другой стороной.
    Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
    Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой;
    руки под щёку.