• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ставший чрезвычайно популярным среди любителей экстремальных дисциплин, сноукайтинг, сочетающий сноуборд с парашютом как называется на английском этот вид спорта, все больше набирает обороты. Хотя, его нельзя отнести исключительно к экстремальному виду спорта, прежде всего это вариант активного, увлекательного и захватывающего отдыха.

    Сноукайтинг, называют усовершенствованной и приспособленной к сноубордингу конструкцией воздушного змея, впервые запущенного в Китае в XII в. В более широком понятии, он относится к зимнему буксировочному кайтингу — использование воздушных потоков и гравитации, для преодоления больших расстояний. Достигается это при использовании сноуборда или горных лыж, как одного из основных элементов, дополненных парашютом или парапланом, подхваченным ветром, буксирующим человека по снеговому покрову.

    При сильных порывах ветра, сноукайтинг становится смертельно опасным занятием, в такие моменты избегают заниматься им даже профессионалы с большим опытом и самые рисковые экстремалы.

    История возникновения

    Рождение сноукайтинга произошло под влиянием его водного аналога, кайтсёрфинга — катания по волнам, с использованием того же принципа. Произошло это в 70-е годы, когда немец Дитер Стразилла и его помощник Андреа Кун, на альпийских склонах Швейцарии впервые использовали сочетание сноуборда и модифицированного парашюта. На начальном этапе зарождения этого вида спорта и активного отдыха, Стразилла много экспериментировал с разными вариантами крыла. А к началу 80-х у него появилось множество последователей, высоко оценивших его замысел.

    История в России

    В Россию эта «забава» пришла спустя 2 десятилетия после ее изобретения, в 1997 году. Пионером российского сноукайтинга стал Владимир Бобылев, неоднократный призер в соревнованиях по зимним видам спорта. Начиная с этого времени, он активно занялся развитием и популяризацией его на просторах СНГ. Создал кайт-клуб «Змеиное логово», на выставке «Спорт и отдых ‘99» представил свой вариант снаряжения и оборудования. А в 2000 году стал главным инициатором массового производства кайтов в рамках проекта «Batwing», под им же запатентованной торговой маркой «Skysnake».

    Сноуборд или лыжи?

    При выборе инвентаря, учитываются индивидуальные способности самого человека, в чем он больше преуспел: в горнолыжном спорте или сноубординге. Каждый сам решает, что ему проще и ближе, от этого и зависит правильность выбора. В случае если нет сноровки ни в том, ни в другом, следует обучиться сначала стоять на лыжах или сноуборде, а уже потом прицеплять к ним стропы кайта.

    На чем проще кататься?

    Здесь тоже всё зависит от умения и способностей самого человека. Инструкторы отмечают, что при ознакомлении и постижении азов сноукайтинга, начинать на горных лыжах несравнимо проще. В случае если опыта катания на сноуборде, или на кайтборде — летнем варианте, больше чем на лыжах, вопрос может считаться закрытым, имеющиеся навыки автоматически определяют наиболее подходящий инвентарь.

    Какой нужен сноуборд для катания на кайте?

    Выбирая сноуборд для кайта, нужно принять во внимание то, что сноубординг и сноукайтинг, отличительные во всем: в способах, приемах, технике катания, и физических принципах. А еще, существенно отличаются два вида спорта, в распределении массы тела на борд, во время движения — в этом полная противоположность. Поэтому, даже имея необходимую сноровку и опыт обращения со сноубордом, кайт сноуборд поначалу тяжело освоить, привыкнуть и перенастроиться на него. Для адаптации потребуется выбор по таким критериям:

    • лучше если это будет «Twin tip» — симметричный борд, одинаковый по жесткости и форме хвостовой и носовой части;
    • выбор следует остановить на модели «WIDE» — его ширина гарантирует комфортное катание по любому снегу;
    • хороший вариант, кайтснуборд с наименьшей приталенностью — максимальный радиус бокового выреза ускоряет разгон и скольжение по прямой линии;
    • прекрасным выбором будет средний по жесткости борд — он одинаково подходит и для простого катания и выполнения кульбитов;
    • лучший тип конструкции борда «Sandwich» — отличается качеством, надежностью и удобством при его использовании.

    Крепления для сноуборда

    Важно правильно выбирать не один сноуборд, параллельно следует позаботиться о креплениях. Это не менее важный момент, как и параметры самого борда, от чего зависит комфортное катание на кайте. Лучшие, в этом плане, крепления, имеют регулирующий угол задника (хайбэка), особо выделяют 2 варианта:

    1. Стрепы — самая распространенная система креплений, давно доказавшая состоятельность. Они удобны в использовании, просты в фиксации, надежны, что важно, стоят недорого.
    2. Flow — пожалуй, лучшие крепления для сноуборда, зарекомендовавшие себя в сноукайтинге. Существует несколько видов, отличающихся исключительным удобством при встегивании и фиксации.

    Как выбрать сноубордические ботинки?

    При выборе сноубордических ботинок, особое внимание нужно обратить на их жесткость, для удобства и комфорта она должна быть низкой или средней. Не стоит забывать про другие элементы специфической обуви. Важен угол наклона голенища ботинок, лучший вариант без наклона, либо с минимальным показателем. Грубейшая ошибка при выборе ботинок — приобретение обуви использующейся в фрирайде, у них высокая жесткость, доставляющая чувство дискомфорта, что недопустимо при катании на кайте.

    Какие горные лыжи выбрать для катания на кайте?

    Если в сноукайтинге сочетаются лыжи с парашютом, нужно уделить внимание первой составляющей, от этого многое зависит. Как и в случае со сноубордом, должны учитываться особенности и специфика специализированного инвентаря. Стоит выделить детали, актуальные при покупке:

    • лучшими считаются лыжи для фрирайда — имеют хорошую проходимость и скольжение по «диким» склонам с глубоким, топким снегом;
    • особо актуальны лыжи с шириной как минимум 80 мм — это тоже важно в случае катания в условиях заснеженности и сложного рельефа местности;
    • важная деталь, минимальная боковая приталенность — боковой вырез основополагающий при разгоне, с увеличением радиуса поворота до 100-150 м;
    • не меньше учитывается рост лыж — чем они длиннее (200-240 см), тем удобнее на длинных дистанциях и лучше их скоростные качества.

    Одежда и аксессуары

    Отправляясь на заснеженные склоны, кроме кайта, лыж или сноуборда, необходимо позаботиться об экипировке, важном элементе снаряжения. Учитываться должна каждая деталь: одежда, в том числе нижнее бельё, на что обычно мало кто обращает внимания, обувь, в частности ее удобство, и дополнительная защита. Этот вид экстремального спорта небезосновательно относится к наиболее травмоопасным.

    Термобелье

    Хотя экипировка рассчитана для длительного пребывания в горных условиях, с преобладанием низких температур, термобелье нужно не для согрева. Цель путешествия — активный отдых, непосредственно связанный с потоотделением, а основной функцией термобелья будет регулировка температуры тела и отвод влаги. Выбирать следует смешанный вариант (шерсть + синтетика).

    Носки, майка и штаны

    Как и термобелье, носки, майка и штаны должны быть из смешанного материала, он предпочтителен для катания на кайте. Полностью натуральные материалы, проявляют согревающий эффект. Синтетические, не пропускают воздух, все это способствует высокому потоотделению. А смешанные, защитят от излишней влажности. Важно, чтобы эти элементы одежды были облегающими, создавая минимальную скованность движениям.

    Флисовая кофта

    Флис — легкий, прекрасно пропускающий воздух материал, позволяющий «дышать» телу, эффективно отводить влагу. Сохранять привычную координацию движений, не сковывая их, а потому незаменимый в альпийских видах спорта. Профессионалы используют флисовые кофты в виде второго слоя одежды, рекомендованы они как неизменная часть экипировки и международными спортивными ассоциациями.

    Костюм

    При выборе верхней одежды, главную роль играют сопутствующие факторы: во многом все зависит от носимой трапеции — сидячей или поясной. Исходя из этого, индивидуально подбираются варианты костюма — с раздельной курткой и штанами, или в виде цельного комбинезона. Важнее в этом материал: не слишком плотный, непромокаемый, водоотталкивающий.

    Перчатки

    Следует уделить внимание перчаткам, в этом случае, выбор проще остальных, и условий для этого гораздо меньше. Главное чтобы это были именно перчатки, а не варежки, в них рукам намного легче управляться со стропами кайта. А единственное требование — как и прочие принадлежности, они должны быть изготовлены из смешанного материала, пропускающего воздух.

    Балаклава

    В отличие от других частей тела, находящихся в движении и согревающихся, лицо способно пострадать в условиях низких температур. Чтобы защитить его от обветривания и обморожений, потребуется маска-балаклава, незаменимая в различных ситуациях. На фоне других предметов экипировки, следует выбирать изделие из согревающих, натуральных материалов, таких как шерсть.

    Защита

    В сноукайтинге травмы распространены и привычны, чтобы максимально себя обезопасить, нужно позаботиться о защитном комплекте. Прежде всего, это шлем, изготовленный из крепкого пластика или кевлара. Это самый важный элемент защиты райдеров. Поверх него очки, плотно прилегающие к лицу, и не стоит забывать о налокотниках и наколенниках — суставы больше других частей тела травмируются при падениях.

    Дисциплины и виды состязаний

    Основным видом состязаний в сноукайтинге, неизменно остаются гонки. Они интересны и участникам, и зрителям, собирают большое количество людей как среди райдеров, так и среди праздных зевак. Ставшие настолько популярными, соревнования проводятся организаторами на протяжении зимнего сезона, в выходные и праздничные дни.

    Фрирайд

    Фрарайд — самая распространённая дисциплина, разновидность альпийского фрирайда. Выражена в произвольном, демонстративном катании, ограниченным отведённой частью горного склона, с учетом времени. В нем используются те же оценочные критерии, основная — техника и стиль выполнения трюков.

    Полеты

    В отличие от предыдущей, эта дисциплина выражена не в скольжении, а в полетах и парении, на неограниченное расстояние по времени — основное, на чем основываются оценочные критерии. Проводятся соревнования в местах с большим перепадом высот, в случае полета, и небольших возвышенностях при парении, где оценивается время непрерывного пребывания в воздухе.

    Турнирные гонки

    Гонки из нескольких заездов, с минимальным количеством участников, по причине сложности включённой в них программы, трудновыполнимой и для профессиональных райдеров. Представляют собой безостановочный подъем по горному склону (Апхилл), а также гонку на короткой дистанции с элементами фристайла (Бэккантри-кросс).

    Приключенческие гонки

    Гонки на длинные дистанции по сложной, пересеченной горной поверхности, на отдельных участках без кайта, длящиеся на протяжении дня, от восхода до захода солнца. В них тоже принимают участие не так много райдеров, прохождение маршрута изнурительно, требует выносливости, самообладания и серьезной физической подготовки.

    Где можно кататься на кайте зимой

    Поскольку сноукайтинг настолько популярный вид экстремального спорта, в мире ежегодно появляется все больше площадок, оснащенных всем необходимым для катания. Самым знаменитым из таких мест называют австрийский курорт «Тальгау», где созданы условия и сложились благоприятные погодные условия. В России, лучшее место для катания на кайте, благодаря стойким ветрам и идеальному снежному покрытию в зимний сезон, Плещеево озеро, расположенное вблизи Переяславля-Залесского.

    Важно! Наиболее подходящие места для сноукайтинга, имеют плоскую, ровную поверхность, такие, как покрытые не слишком толстым слоем снега поля, или широкие замерзшие озера.

    Скользить на сноуборде с парашютом или парапланом по снегу, ни с чем несравнимые ощущения, незабываемые впечатления. Интересно наблюдать за этим даже со стороны, что уж говорить о чувствах людей, находящихся под куполом. Поэтому сторонников этого захватывающего вида спорта и одновременно развлечения, с каждым годом становится все больше.

    В России все больше набирает популярность новое увлечение - кайтсерфинг. Экстремалы катаются на сноубордах, цепляясь за парашют. Двукратный чемпион мира Артем Гаращенко дал мастер-класс сайт по экзотическому виду спорта и рассказал, как настраивать кайт «по циферблату», о «войне» между спортсменами и рыбаками и о выборе идеального льда.

    Профессиональный сноукайтер Артем Гаращенко на своем сноуборде буквально летает по снегу. Прицепившись к парашюту, на профессиональном языке — к кайту, он набирает скорость около 70 километров в час и прыгает в высоту на 15 метров. В свои 20 лет парень уже стал двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, России, а в начале января выиграл первый этап Кубка России в Казани.

    Сноукайтинг, зародившийся в 70-е годы на склонах Альп, появился в России в конце 90-х годов, а до Екатеринбурга дошел лишь к двухтысячным.

    Артем занимается этим экстремальным видом спорта уже десять лет. Сейчас застать его в Екатеринбурге с началом зимнего сезона практически невозможно. На днях он вернулся с соревнований из Татарстана, а на момент публикации уже отправился на следующие состязания. Но даже в те редкие моменты, когда спортсмен оказывается дома, он не оставляет свое увлечение и тренируется на Шарташе. Здесь его отец организовал кайт-серф станцию UBA, которая пользуется популярностью среди многих любителей парусного экстрима.

    Прежде чем отправиться на лед, мы с Артемом заходим на серф-станцию — в уютную комнату, где хранится множество медалей и кубков спортсмена, его аммуниция, тут же организован небольшой магазин аксессуаров. Первым делом Артем выдает мне защиту: наколенники, шорты, шлем. Кайт — вещь непредсказуемая, любое неправильное действие может стать причиной жесткого падения. Из одежды подходит обычный горнолыжный костюм, как для сноубординга.

    «Самое комфортное катание - при температуре от нуля до минус десяти градусов. При такой погоде не холодно, но и не сыро, лицо не обветривается. Когда минус пятнадцать, уже трудно заниматься», — рассказывает JustMedia Артем.

    Пока я переодеваюсь, Артем подготавливает для меня спортивный инвентарь: сноуборд, парашют, стропы. Все элементы мы укладываем в пластиковые сани. Я спрашиваю: «Теперь куда?». В ответ Артем неопределенно показывает мне куда-то вглубь заледеневшего озера.

    По словам Артема, кататься нужно на удалении от берега не только для того, чтобы не улететь на деревья или не врезаться в камни. Чем дальше от земли, тем ровнее и сильнее дует ветер. По дороге натыкаемся на елочную ветку, воткнутую в лунку во льду. Вдали на горизонте виднеются палатки. Как оказывается — рыбаки. Между кайтерами и удильщиками не редко происходят стычки.

    «Мы, видите ли, мешаем им рыбу ловить. Когда рядом проезжаем, распугиваем весь улов. Мы войну не разводим, но они оставляют после себя разбитые бутылки, ставят ледяные стены, которые в сумерках можно не увидеть и впечататься. Тогда ни тебе, ни сноуборду мало не покажется. Рыбаки не привязаны к какому-то клубу или обществу и никак воздействовать на них нельзя», — сетует Артем.

    Тем временем, преодолев немалую дистанцию, мы находим для себя подходящее место. Оставляем все вещи и приступаем распутывать стропы. Их длина 24 метров, на такую высоту парашют сможет подняться в воздух.

    «Длина строп варьируется от 19 до 32 метров, чем длиннее, тем больше амплитуда движения кайта и тем большей резкости от него можно добиться. Длинные стропы используют для гонок, для фристайла обычно подходят 22-метровые, на них удобнее всего прыгать», — замечает Артем.

    Сперва неудобно распутывать веревки в зимних перчатках, но руки привыкают. Опытные спортсмены все делают на автомате, говорит Артем. Затем начинаем раскладывать кайт. Как оказалось, Артем выбрал для меня свой чемпионский парашют, с которым он выиграл этап Кубка России в Казани. Площадь кайта 15 квадратных метров — один из самых больших парусов.

    «Сегодня ветер слабый, поэтому он отлично подойдет», — заявляет Артем.

    Накачав опорные элементы кайта до 8 атмосфер, мы начинаем крепить его к стропам. С левой и правой стороны по две веревки, которые позволяют направлять парашют и держать его под контролем.

    Последнее, что надо сделать при подготовке — прикрепить кайт к себе. На тело одеваю трапецию с крюком, за который и цепляется парашют. В случае чрезвычайной ситуации здесь предусмотрено два вида страховки. Первая при выдергивании опускает парашют на землю, вторая полностью отцепляет человека от неуправляемого снаряда.

    «Мне страховкой не часто приходилось пользоваться. В основном, когда с кем-нибудь перепутывался стропами, обычно с учениками, которые едут и не понимают, что делают. В итоге цеплялись, какая-нибудь стропа рвалась», — рассказывает спортсмен.

    Вся подготовка заняла около 30 минут, голова идет кругом от количества различных деталей. Но Артем шутит, это только начало. Он начинает объяснять, как удерживать парашют в воздухе. Прежде чем поднять его, определяем в какую сторону дует ветер. Пока сноуборд лежит в сторонке, но и без него удержать кайт оказывается не так-то просто. Особых физических усилий это не стоит, но требует сильной концентрации.

    «Траектория кайта в воздухе представляется нам в виде верхней части циферблата. Когда кайт находится строго над нами — это нейтральное положение — 12 часов. Уводим в левую сторону — 11 часов, ниже 10 и крайнее положение — 9 часов. Точно также справа, крайнее положение — это 3 часа, затем 2 и 1 час», — поясняет профессиональный экстремал.

    Постепенно начинает получаться управлять кайтом, появляется чувство, когда стоит ослабить тягу на стропы, а когда наоборот усилить, чтобы не дать ему опуститься вниз. После нескольких упражнений мне уже кажется, что я стал «богом кайтсерфинга», Артем несет мне сноуборд.

    Стоит отметить, что для сноукайтинга нужен опыт занятий горнолыжными видами спорта, иначе обучение может продлиться гораздо дольше. К счастью, Артему не приходится меня учить кататься еще и на доске. Он объясняет: главное — всегда держаться на заднем канте (делать упор на пятки).

    «Хуже всего, если встанешь на передний кант», — с улыбкой говорит мой учитель.

    К его словам я уже сильно не прислушиваюсь, предвкушая долгую поездку на сноукайте по бескрайним просторам Шарташа. Но первый же порыв ветра в прямом смысле опускает меня на землю. Не смотря на все призывы тренера, я сделал наклон на передний кант, и парашют метров 10 тащит меня по земле. К счастью, на голове шлем.

    Оказавшись на земле, я сам ставлю перед собой непростую задачу — подняться на ноги с помощью тяги парашюта. Однако все мои попытки заканчиваются тем, что кайт поднимается в воздух и рушится на землю с огромной высоты. Артем успокаивает, от таких падений со снаряжением вряд ли что-то случится.

    «Райдеру среднего уровня, который выходит на лед только по выходным, одного кайта хватит, примерно, на три года. При более частом катании кайт изнашивается за сезон. Выветривается пропитка, он начинает пропускать воздух. Тогда его надо менять», — объясняет Артем.

    Пока он пытается мне дать какие-то советы, кайт продолжает меня мотать по снегу, горнолыжная экипировка оказалась весьма кстати.

    «Ты практически не упираешься кантом доски. Надо колени согнуть сильнее, боком доски упереться и давить ногами максимально. Тогда кайт тебя поставит», — советует экстремал.

    После нескольких неудачных попыток, когда ветер чуть ослабевает, я наконец управляюсь с непослушным кайтом и встаю на ноги. Ветер тут же придал мне скорость, и я буквально лечу по льду, за секунды оставив далеко позади своего наставника, идущего пешком. На скорости доска становится более управляемой, а парашют держится в воздухе то ли благодаря моим стараниям, то ли удачно пойманному порыву ветра. Я смог проехать на доске около 100 метров — мой личный рекорд. Но о том, чтобы попытаться прыгнуть на ней, речи даже и не идет. Кажется, что скорость я набрал приличную. Но Артем умеряет мои амбиции — 15-20 километров в час. Далековато до двукратного чемпиона мира. В 2013 году в Финляндии Артем смог разогнаться до 78 километров в час.

    «После 70 километров в час становится уже немного страшно, но что-то движет дальше, хочется разогнаться до максимума. Скорость зависит, в первую очередь, от силы ветра, во вторую, от покрытия, как снег лежит. Если он рыхлый, то сильно не разгонишься. Если чистый лед, то никакого сопротивления нет, доска скользит как коньки по льду. Последнее время то снег идет, то ветер сильный, то рыбаки хозяйничают, так что покрытие на озере стало неровным. Вот когда снег сойдет и лед будет ровный, тогда будет много рекордов», — размышляет Артем.

    Он замечает, для новичка я показал совсем неплохой результат. Обычно он ставит учеников на кайт, примерно, за 6 часов, мне же удалось поехать спустя 1,5 часа.

    «Если будешь тренироваться, то и до чемпиона мира недалеко», — шутит мой наставник.

    Правда, тренировки влетят в копеечку. Полный комплект обмундирования обойдется примерно в 100 тысяч рублей, на цены сильно подействовал экономический кризис, они выросли в два раза. Можно закупить подержанное оборудование, которого хватит ненадолго. Но потратившись, вы вряд ли пожалеете о покупке. От занятий кайтсерфингом захватывает дух. Огромный плюс кайтсерфинга в том, что ты можешь кататься безостановочно, тогда как при сноубординге склон горы всегда имеет конец.

    С парашютом на лыжах или введение в кайтинг

    «Как называется катание с парашютом на лыжах …». «На парашюте и доске по воде – что за спорт?». «Экстремальный спорт, где парашют и сноуборд – что это?». Лишь в 10% случаев авторы таких поисковых запросов имеют в виду «спидрайдинг». К тому же, там используется параплан. Остальные, мельком увидевшие воочию, но не знающие, что это такое – подразумевают кайтинг .

    Кайтинг (он же кайтсерфинг или сноукайтинг) медленно, но верно проникает в народные массы. В кайтинге для передвижения по суше или воде используется сила ветра, захваченная кайтом – огромным воздушным змеем. Именно кайт многие и принимают за парашют.

    Однако разница между кайтом и парашютом огромна – начиная с размеров и заканчивая формой и функционалом. Кайт меньше, проще, безопаснее, доступнее, практичнее. Если сравнивать кайт с чем-то привычным…То пожалуй – это сродни велосипеду. Просто он летает, и легко помещается в рюкзаке.

    Экстрима и дороговизны в кайтинге содержится ровно на столько, насколько вы решите сами. Как в случае с велосипедом, лыжами, коньками или санками. Именно поэтому он и становится достоянием самых обычных людей – таких, как вы. И превращает обычных людей в необычных.

    Почему кайтинг выбирают все чаще?

    • Кайтинг красив – пожалуй, никто не останется равнодушным при виде полета кайтов. Вами будут восхищаться так же, как когда-то восхищались вы, наблюдая эти полеты.
    • Кайтинг универсален — вам не нужны горы и подъемники, морские волны, яхты и круизы. Вам нужен лишь кайт, снаряд скольжения и ветер – и любое заснеженное поле или речная отмель станут курортом.
    • Кайтинг вне сезонов – вы можете заниматься в любое время года, меняя лишь снаряд скольжения. Серфовая доска, сноуборд или лыжи, маунтинборд – лишь бы поверхность была ровной.
    • Кайтинг вне возраста – самому старшему кайтеру перевалило за 80, а самый юный едва умеет говорить. Начиная в любом возрасте – вы начинаете вовремя.
    • Кайтингу учатся за 7 занятий: и вам не понадобится для этого ничего, кроме желания, ведь все учебное оборудование предоставляют кайт-школы. Крутая физподготовка тоже не требуется – она появится в процессе.

    А если нужны подробности, то на нашем сайте есть все, что вы хотели узнать о том самом спорте, который «с парашютом на лыжах», но не знали, где бы это найти:

    Кайтинг — что это такое: ликбез для новичков

    Здесь вкратце собрано все, что вы хотели бы «с налету» узнать о кайтинге. Обо всем понемножку – но о главном, чтобы белых пятен, вроде мифического «парашюта», не осталось совсем.

    Здесь вы узнаете почему кайтинг – спорт не для всех, но точно для вас. Оцените степени риска в кайтинге и сравните со своими страхами и возможностями. Убедитесь в его финансовой доступности. И возможно, уже сделаете вывод: подходит ли вам этот спорт.

    В этом разделе, как вы уже поняли, содержатся те самые бесценные советы. А в качестве бонуса – подробное описание, какие виды кайтов бывают.

    Разумеется, не для того, чтобы вас загрузить, а наоборот – чтобы помочь разобраться. Потому, что сакральный вопрос «Какой кайт выбрать» — преследует на определенном этапе каждого новичка.

    Возможно, эта статья убережет вас от скоропалительных решений и необдуманных трат. И совсем здорово будет, если именно она поможет сделать вам правильный выбор своего воздушного змея.

    Сноукайтинг и кайтсерфинг: Что? Где? Когда?

    Или все о сезонном кайтинге в суровых российских реалиях, которые на поверку окажутся не такими уж и суровыми. Вы узнаете, чем зимний кайтинг отличается от летнего, где в России можно отлично вкатить на кайте, а где кататься точно не стоит.

    А потом сами сможете сделать вывод, какой сезон наиболее благоприятен для начала именно вашего обучения.

    Обучение кайтингу: самые лучшие способы

    Научиться управлять кайтом максимально быстро и без лишних затрат нервов, денег и времени? Это вполне возможно, и доступно практически каждому.

    В наше время существует огромный выбор кайт-школ и выездных кайт-кемпов, в которых работают настоящие профессионалы, мастера своего дела. И они по-настоящему любят учить.

    Но учтите: не все способы обучения одинаково полезны. А есть вообще откровенно вредные, и даже опасные для здоровья. Как избежать распространенных ошибок при обучении и как найти свою, идеальную кайт-школу – вы узнаете в этой статье.

    Снаряжение для кайтинга: выбираем стафф

    Стафф – это и есть кайт-снаряжение. Важная деталь, или – вернее – несколько важных деталей в экипировке любого кайтера. В первую очередь это, конечно, трапеция и снаряд скольжения: без них вы далеко не уедете даже на самом лучшем кайте.

    И их тоже существует великое множество – а выбрать для начала надо что-то конкретное. Но не волнуйтесь: эта статья вам поможет.

    Кроме них кайтер обязательно должен обзавестись надежным шлемом. А также в зависимости от сезона – подходящей одеждой. Обо всем этом мы тоже кратко расскажем в разделе о стаффе.

    Одежда для кайтинга: гидрокостюм, комбинезон и прочие тапочки

    В этой статье мы подробно рассмотрим еще один элемент, без которого ваша каталка будет немыслима. Это — одежда для кайтинга. Казалось бы — не так уж важно, что на вас одето, был бы кайт — но не все так просто.

    Из этого раздела вы узнаете, что именно вам нужно будет обязательно приобрести, если вы решили подружиться с кайтингом надолго.

    Здесь по всем законам жанра – должно быть глубокомысленное заключение, но мы не будем тратить на него ваше время. Ведь ваше увлекательное путешествие в мир кайтинга только начинается!

    Мы не знаем, станет ли он частичкой вашей жизни: все зависит от вас. Но зато мы точно знаем, что вы больше не спутаете кайтинг «с парашютом на лыжах»!

    Не так часто в мире появляются новые спортивные дисциплины, особенно технические, со своим специальным снаряжением. Так, совсем недавно, около десяти лет назад, на стыке парапланеризма и парашютизма зародился новый вид спорта под названием граундланч. Возможно, уже в недалеком будущем в пеструю картину горнолыжных склонов добавят красок яркие купола спидглайдеров.

    О том, что собой представляет новый спорт и в чем его особенности, нам рассказал один из пионеров граундланча на Урале — Сергей Новоселов.

    —Так что же такое граундланч?

    —Значение слова граундланч — это, если дословно, «старт с ног» или «запуск с земли». Вообще, история появления этого вида спорта такова: начали отходить и от парашюта, и от параплана в сторону, так получился новый купол — спидглайдер. Вся суть отличий граундланча от парашютного спорта и парапланеризма сводится к разному отношению к рельефу. Например, при совершении парашютных прыжков спортсмену практически не важно, что происходит внизу, он приземляется на специально подготовленную площадку аэродрома. Парапланерист стремится после старта максимально отдалиться от земли, используя восходящие потоки воздуха. А спортсмен, пилотирующий спидглайдер, не только не стремится уйти от рельефа, но и наоборот, старается как можно ближе прижаться к земле, используя все неровности и препятствия для прокладывания собственного маршрута.

    После появления спидглайдера началось развитие граундланча, уже как самостоятельной единицы, в разных направлениях. Сейчас этот термин обозначает наиболее общее название дисциплины, включающее в себя несколько видов полетов. Выделяют спидфлай, спидрайдинг и пока что экзотический параглайдинг. Разница в понятиях возникает из-за того, что например парапланеристы считают спидглайдер таким же парапланом, только маленьким и быстрым. Парашютисты считают граундланч тем же парашютизмом (только ты не выпрыгиваешь из самолета, а разгоняешься с горы и взлетаешь), а спидглайдер — неким специальным парашютом.

    Спидрайдинг (этот вида так чаще называют в Европе) — это когда большую часть времени спортсмен едет на лыжах, и только иногда «подлетает». Они и крылья «затачивают» под это. Объяснение простое: в Европе много гор, отсюда и доступность, и популярность. В целом, конструктивно крыло для спидрайтинга — скорее, парашют.

    Спидфлай отличается от спидрайдинга тем, что большую часть спуска пилот находится все-таки в воздухе, хоть и максимально близко от земли, обычно 2-3 метра. Конструкция крыла примерно такая же, как и в спидрайдинге, только сам купол больше.


    Параглайдинг — для него производители делают не спидглайдер как таковой, а параплан, только маленький. Если спидглайдер, и тем более парашют, не могут двигаться вверх на восходящих потоках воздуха, то параглайдер может. Он как параплан может двигаться, как минимум, без потери высоты и даже «подскакивать» вверх, иногда существенно. При этом конструктивно параглайдер имеет гораздо больше общего с парапланом, чем с парашютом.

    —Как давно вы занимаетесь спидфлаем? С чего началось увлечение?

    —Лет пять уже занимаюсь. Как раз с того времени, как граундланч только начал появляться в России. С тем, как я именно нача,л была целая история. Мой давний друг, Костя Яблоков, которого я когда то четырнадцатилетним пареньком таскал за собой в походы, учил ставить палатки, разводить костры, стал матерым альпинистом и потащил меня в горы. Однажды попалось на глаза — «Граундланч», и как-то зацепило!

    —То есть, по сути дела, в этот спорт вас привел друг?

    —Скорее, он обратил мое внимание на его новое увлечение. Костя с друзьями вообще были самыми первыми в России. Года на два, на три раньше граундланчем начали заниматься на Украине. Это не потому, что они ближе к Европе, просто, когда есть «вкусный» Крым под боком, грех не развиваться в этом направлении. В Крыму опять же много парапланерных школ, вот они-то и начали интересоваться новой техникой. Правда, по этой же причине и граундланч у них идет больше с упором на параглайдинг. Вв России же первыми были Яблоков и Цветков, которые прежде всего парашютисты. И, имея парашютные навыки и подготовку, они начали развивать граундланч в России уже в эту сторону. От них я узнал о существовании такого вида спорта, но на этом участие моих друзей практически закончилось. Я уже тогда занимался парашютным спортом и точно знал, что следующим этапом будет парапланеризм. Вышло так, что спидглайдер я начал осваивать даже раньше, чем параплан.


    —А как вы начали учиться, где-то есть школа или инструкторы?

    —Все полностью сам, с нуля. Когда я начал заниматься, в России еще только все зарождалось, а в Екатеринбурге никто даже и не слышал о таком направлении. Я перечитал все, что можно было найти по граундланчу, проштудировал все, до чего смог добраться. И понял, что вся эта информация большей частью бесполезна. Большинство статей того времени, да и большая часть доступных сейчас в свободном поиске материалов сводится к тому, что «ребят, лучше бы вам этим не заниматься вообще, ну, а если заниматься, то только с инструктором». А как быть? Инструкторов-то нет! Я взял всю известную литературу по параглайдингу и проштудировал ее, не разбирая, надо мне это или нет. Потом уже, приезжая на склон со всей снарягой, на месте понимал, что мне пригодится, а что нет. Вывод получился такой, что большинство информации, которую дают парапланеристы, подходит с некоторыми оговорками и для граундланча. Подъем купола, старт — все очень похоже. Спидглайдер на этом этапе не ведет себя как парашют — парашют всегда «тугой» в воздухе, а спидглайдер никогда. Пока он не наполнится воздухом, он живет своей жизнью.


    —Чем интересен граундланч, чем он цепляет?

    —Сейчас для меня самое привлекательное — это скорость. Хотя дорога была одна, но теперь точно разделяю: прыжки отдельно, параплан отдельно, спидглайдер отдельно. У них общего только то, что над головой тряпка с привязанными веревочками, а по ощущениям это вещи абсолютно разные. Для меня сейчас спидфлай — это, прежде всего, скорость и драйв. Для наглядности можно сравнить с лыжами. Тебе хочется попробовать, ты начинаешь как-то худо-бедно кататься в странной позе, кувыркаться, отбивать колени, локти и так далее. Потом что-то начинает получаться, и ты стараешься получить какие то новые ощущения. И начинаешь гонять по вешкам или просто гонять, но уже далеко не так, как учился. Вот и в граундланче самое интересное — это именно скорость и именно работа с рельефом. Повторюсь, в параплане рельефа нет вообще, спортсмен отрывается от земли и старается взлететь повыше, ну а потом остается только приземлиться на заранее выбранную площадку. Для парашютиста земля также не представляет особого интереса, как правило, это какая-то большая и ровная поляна на которую нужно приземлиться. Да, есть пилотирование скоростных парашютов, с огромной скоростью и длинными эффектными пролетами вдоль земли, но опять же, рельефа как такового там нет. А в граундланче как раз есть возможность работать на большой скорости с рельефом. Ты летишь между какими-то препятствиями, рядом с препятствиями, и это ощущение скорости и драйва как раз очень похоже на лыжные гонки, только свободы больше.

    —Какое необходимо снаряжение, и какова цена вопроса?

    —Ну, цена — это что то среднее между парапланом, парашютом и кайтингом. Средненький купол, скажем, украинский, будет стоить около тысячи долларов, европейский — около тысячи евро, хотя в плане цены, как говорится, нет предела совершенству. То есть можно и за две тысячи чего-нибудь найти и даже дороже. Подвесные системы по ценам сравнимы с парапланерными, даже чуть дешевле. Подвески для граундланча не такие массивные, как парапланерные, ну и «запаска» в них не предусмотрена, так как бессмысленно. Цена колеблется в районе восьмисот долларов. Остальное снаряжение — дело вкуса. Например, лыжи — это не обязательный атрибут, стартовать можно и «с ног». Просто если есть лыжи, то стартовать легче и кое-где можно проехаться по склону, ну и приземление удобнее. Из защиты все-таки я считаю обязательной каску, остальное — по вкусу.


    —Где вы обычно летаете?

    —Обычно на горнолыжных базах, правда, не все горнолыжки это терпят. Львиную долю времени я провожу в Михайловске, потому что это место, где терпят совершенно всех. Там и парапланелисты, и кайтеры теперь тоже летают с гор. В общем, нормальный полигон, пока, слава богу, каких либо происшествий не случалось. Бывало, что на каких-то хороших горах мне просто запрещали летать. На других горах можно было летать только в будние дни. Ну, это понятно — в выходные там реально небезопасно, очень много народу.

    —А из условий на горе что необходимо? Подъемник, например?

    —Подъемник и нужен, и не нужен. Летом тоже бывают «вкусные» полеты, просто качество другое у них. Были облетаны многие склоны в Башкирии, на которых даже парапланелисты нечасто бывают. Такие полеты вроде коллекционных получаются. Вот ты один раз поднялся — улетел, второй раз — с другого места улетел. Это всегда интересно, это другой рельеф. А вот потренироваться летом не получится, подъем в гору отнимает не только силы, но еще и время. А на горнолыжке по времени точно так же, как катание, только разве что чуть медленнее. К примеру, в Михайловске я успевал за день сделать двадцать спусков, а это двадцать стартов и столько же приземлений. Сейчас я на пятидесяти уже бросаю считать, это как тренажер — механическая наработка навыков. Конечно, от одного и того же места со временем начинает подташнивать, но тем не менее отрицать пользу бесполезно. Механизм простой, спустился, собрал купол в охапку и на подъемнике вверх, и все по новой.


    —Насколько популярен граундланч в мире в целом и в Екатеринбурге в частности?

    —Скажем так, в мире — популярно, в России — только набирает популярность, а в Екатеринбурге непопулярно совсем. Это, конечно же, не леность местных жителей, а прежде всего отсутствие условий. Во-первых, занятие не из дешевых. Тот же кайт в два раза дешевле. Во-вторых, я не знаю людей, которые пришли в граундланч с нуля. Все они либо парашютисты, либо парапланеристы, то есть люди, имеющие какие-то навыки, а школы или инструкторов в Екатеринбурге попросту нет, все самоучки. Ну и третье, самое важное, — мало мест для полетов. Если в Европе все горнолыжные курорты уже выделяют специально склоны для спидглайдеров, то в России их почти нет и о них никто не думает. Развиваются в основном Москва и Питер: первые могут ездить куда-то, а вторым повезло с местами. Рядом с Санкт-Петербургом есть город Кировск, там не столько высокие горы, сколько очень много снега. У нас же в городе нет практически никого, кто бы занимался граундланчем. Был у меня опыт, двое друзей парашютистов, молодая пара, обратились: «Научи!». Я взялся, вспомнил свой опыт, наложил это на уже появившиеся материалы, методики обучения, которые трансформируются с параглайдинга на спидфлай, все это освежил, накидал свою программу, составил план, и мы за сезон шикарно ее отработали. И как результат, люди к концу сезона начали летать. В глазах появился огонек. Начальную программу они освоили, дальше только совершенствоваться.


    —Какие-нибудь забавные случаи у вас были?

    —Самое забавное происшествие было, когда я «намотался» на елку. Это была явная ошибка, даже не геометрическая, а тактическая. Я не просто зацепился за ветку, я в ненужное время вошел в ненужное место, попал под нисходящий поток воздуха, купол «просел», одним «ухом» (купол сшит таким образом, что ткань образует трубы или сопла, крайние трубы купола называются ушами — прим. автора) зацепился, ну и с размаху практически полностью намотался на раскидистую елку. Часа три я потратил на то, чтобы снять с нее купол, зато повеселил немногочисленных катающихся и парапланеристов. Пришел к выводу, что елки — это очень безопасно.


    —Насколько это травмоопасный вид спорта?

    —Я учился «с ног», поэтому синяков было будь здоров. Естественно, покупал себе защиту, наколенники, налокотники и так далее. Теперь у меня полная «черепаха», то есть комплект: голени, колени, бедра, локти, грудь, спина, — в общем, все-все-все. Я понимал, что могу себе позволить кувыркаться как угодно без риска получения серьезной травмы, не говоря уж о мелких царапинах. Как следствие — ни одной серьезной травмы я не получил за все то время, что я занимаюсь граундланчем. Зимой надеваю самые мягкие налокотники и наколенники. Еще можно пододеть плоский наспинник. Зимой падения точно такие же, как на лыжах, если падаешь, то катишься и кувыркаешься по снегу. Вдобавок купол спасает, он же находится сверху и тянет вверх, то есть на руки упасть или головой вперед полететь не так просто.


    Но я понимаю, что это занятие — потенциально опасное. Человеку с улицы, если у него нет парашютного или парапланерного опыта, просто невозможно научиться самостоятельно. Если почитать форумы Москвы или Питера, то там люди с печальной регулярностью получают травмы. Это происходит просто: появляется «тело», начинает что-то получаться, спортсмен берет «на октаву выше» — и все, привет, больничная койка. У парашютистов есть поговорка: «Самый страшный отказ — это отказ головы». Не стоит забывать о том, что мы не бессмертные и что занимаемся потенциально опасным видом спорта, тогда многих проблем можно избежать. Самая сложность состоит в том, что в воздухе человек теряется. Он, допустим, всю жизнь рулил, а тут ему дали в руки две клеванты (стропы управления куполом — прим. автора) и сказали: лети, а руки привыкли с точностью до наоборот работать. Человек может просто не понимать, что он делает и что с ним происходит. А когда поймет, может статься, что уже поздно.

    —А проводятся соревнования по граундланчу?

    —Проводятся, за рубежом они в настоящее время очень популярны. Многие соревнования по лыжам или фрирайду проходят параллельно с спидрайдингом. В России приняты правила, заимствованные за рубежом. В них граундланч не делится на дисциплины, выделено лишь несколько упражнений. Из этих правил понятно, что, если относиться к граундланчу как к спорту, то это, безусловно, зимний вид спорта, хотя повторюсь, летать можно и летом.


    Фотограф: Артем Никитин, Александр Новоселов

    Или доске по снежной поверхности под воздействием силы ветра с помощью воздушного змея (кайта, англ. kite). Также этот вид спорта называют сноукайтинг, кайтбординг, снокайтбординг, но эти слова с трудом выговариваются в русском языке, и поэтому мы о них забудем:).

    Зимний кайтинг — наперегонки с ветром

    Кайт состоит из купола и прочных строп длиной около 25 м, которые с одной стороны крепятся к куполу, а с другой стороны – к специальной планке управления, которая находтся в руках у райдера, и к трапеции , которая опоясывает спортсмена.

    Катание происходит так:

    1. спортсмен подготавливает купол
    2. разворачивает купол и стропы на снегу
    3. закрепляет на ногах лыжи или сноуборд
    4. закрепляет стропы на своей трапеции и на планке, берет в руки планку, особым образом подтягивает стропы, кайт взлетает в воздух и начинает тянуть райдера
    5. далее происходит движение по снегу, направление и скорость движения регулируются кайтом (руками) и лыжами/сноубордом
    6. для опытных спортсменов возможно за счет подъемной силы кайта.

    Опытные спортсмены могут выполнять различные трюки на кайте

    Оборудование для зимнего кайтинга

    Для занятий сноукайтингом вам понадобится:

    • кайт для сноукайтинга,
    • трапеция,
    • доска (сноуборд) или лыжи,
    • правильная одежда и экипировка.

    Прогресс не стоит на месте, и с тех пор, как кайтинг на снегу получил свое развитие, снаряжение для кайтинга становится все более безопасным и удобным.

    Как выбрать кайт для зимы

    Профессионалы советуют покупать всесезонный универсальный кайт, так как его можно будет использовать и летом для катания по воде.

    Однако если вы новичок, для начала для освоения принципов управления кайтом вам понадобится пилотажный или тренировочный кайт – это кайт небольших размеров, который поможет овладеть необходимыми навыками управления. Эти навыки пригодятся вам для маневрирования большим кайтом.

    Полноценные спортивные кайты бывают двух видов:

    Надувные кайты обладают жесткой формой, которая задается с помощью надувного каркаса, который необходимо надувать с помощью насоса. Надувной кайт зимой может лопнуть от сильного мороза или от наезда на препятствие. Такие кайты нельзя использовать при морозе ниже -25 градусов. Но вместе с тем они более безопасны, имеют более высокую управляемость, чем парафойлы, будь это катание по воде или суше.

    Парафойл-кайты устроены по принципу параплана, они легче надувных и не требуют насоса, более износостойкие, занимают меньший объем для переноски, легко собираются. Для сравнения, в 1 рюкзак для переноски надувного кайта может вместиться до 4 парафойлов. Для запуска и посадки парафойла не нужен напарник, с этим заданием можно справиться и в одиночку. Парафойлы не предназначены для воды, после падения в воду его нельзя заново запустить в воздух.

    Выбор сноуборда или лыж

    Есть несколько отличий между или лыжах с горы и катанием на кайте. Эти различия обуславливают соответствующую разницу в снаряжении.

    • При катание на кайт райдеру важно сохранять прямолинейное движение, прыгать и приземляться, поэтому для экстремальных райдеров доска длиннее, шире и жестче. Для обычного спокойного катания можно использовать обычный твин-тип сноуборд.
    • Лыжи для зимнего кайтинга предпочтительно выбирать универсальные (all-mountain), длиной от 190 см, с большим радиусом поворота. Однако если кайтер предпочитает фристайл, лучше купить твинтип лыжи для фрирайда, они обеспечат улучшенную маневренность.

    Одежда и аксессуары

    Вам понадобится специальная или одежда для сноуборда:

    1. термобелье, отводящее влагу
    2. слой флисовой одежды, в случае сильных морозов
    3. специальная куртка и штаны. Не забудьте, вы катаетесь при ветре, поэтому верхний слой должен быть максимально ветрозащитным!
    4. теплые ветрозащитные перчатки с большими манжетами
    5. шлем обязателен, так как возможны падения, наезды на препятствия, столкновения с другими райдерами
    6. горнолыжные очки
    7. не повредит защита локтей и коленей.

    Для зимнего кайтинга подойдет замерзший водоем или заснеженное поле

    Где можно кататься на кайте зимой

    Кайтинг зимой возможен в самых разных местах, это может быть замерзший водоем, поле или склон. Если ваш выбор пал на замёрзшее озеро, необходимо убедиться, что лед имеет толщину от 10 см. Такой вариант имеет свои минусы: снежный покров может быть неравномерен, возможны нагромождения льда и другие неожиданные опасные препятствия, например рыбацкие снасти.

    Поле — наиболее оптимальный выбор, т.к. здесь обычно ровный ветер и достаточный снежный покров. Небольшие различия в рельефе местности, сделают катание на снегу более увлекательным. Старайтесь вовремя замечать возможные препятствия в виде кустарников и камней. Обращайте внимание на линии электропередач.!

    Если вы уже набрались мастерства и стали профессионалом в зимнем кайтинге, можете обратить свой взгляд на горы. Но нужно учитывать, что ветровые условия в горах сложные, ветер постоянно меняет направление и от кайтера требуется большое мастерство.

    Обучение кайтингу

    Можно начать осваивать зимний кайт в январе — феврале, и тогда за один зимний сезон вы вполне сможете набраться хорошего опыта. Можно учиться самостоятельно, с помощью более опытных друзей либо с помощью инструктора.

    Большой плюс зимнего кайтинга в том, что для него можно найти условия практически в любом регионе средней полосы России. Здесь в основном равнинная местность, долгие и снежные зимы. В отличие от , нет необходимости искать подходящий водоем либо ехать в теплые морские края за тридевять земель.

    Еще один большой плюс для начинающих – освоение азов техники управления кайтом проще на снегу, чем на воде, и ветер для этого требуется меньше.

    Для катания на кайте зимой нужны только ветер, равнина, кайт и доска (лыжи). И вперед, ловить свежий ветер и непередаваемые впечатления!