• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Поединки суматори (борцов сумо) проходят на дохе: специальном глинобитном помосте, покрытом мелким песком. В центре квадратного (7,27 x 7,27 м) помоста обозначен круг диаметром 4,55 м. Сумоист должен либо вытолкнуть соперника за пределы этого круга, либо заставить его коснуться поверхности круга любой частью тела – кроме ступней. Борцам запрещается наносить удары кулаками, ребрами ладоней и ногами, душить друг друга, дергать за волосы, – со стороны борьба сумоистов выглядит как настойчивое «толкание» друг друга. При этом поединки в сумо чрезвычайно скоротечны: обычно они длятся одну – две минуты, схватки продолжительностью более пяти минут – большая редкость.

    За ходом поединка следят 4 боковых судьи, главный арбитр и рефери на помосте.

    Для суматори немаловажен собственный вес. Современные сумоисты – люди крупной комплекции. А поскольку в технический арсенал этого вида борьбы не входят болевые приемы и агрессивные атакующие действия, основную массу тела сумоистов составляют не мускулы, а жировые отложения, что придает поединкам уникальную неповторимость: фактически перед зрителями выступают огромных размеров толстяки, большинство из которых не отличается атлетическим телосложением. Наряду с физической силой сумоист должен также обладать хорошей реакцией и чувством равновесия, удержать которое в ходе борьбы, – учитывая большой вес соперников, – весьма сложно.

    В экипировку борцов сумо входят лишь специальные пояса – маваси, которые повязываются через пах на талии. Отсутствие какой-либо одежды на сумоистах не случайно, этим подчеркивается «чистый» характер этой благородной, по японским меркам, борьбы: соперники не имеют возможности спрятать оружие в складках, например, кимоно, в которых выступают дзюдоисты. Маваси соперника нередко используется сумоистом при проведении захватов и бросков, поскольку ухватиться за большинство частей тела отягченного большой жировой массой спортсмена просто невозможно. Умышленно срывать пояс с соперника запрещено, а потеря пояса по вине самого борца приводит к его дисквалификации (правда, случается это крайне редко).

    Простым и незатейливым сумо кажется только непосвященному зрителю. Повалить великана – сумоиста на помост или вытолкать его за пределы круга нелегко. Этому мешает гигантский вес борцов. Кроме того, в сумо, как в любом другом виде борьбы, существует набор приемов, позволяющих спортсмену технически грамотно атаковать и защищаться. В современном японском сумо насчитывается 82 основных приема. К числу самых распространенных относятся такие приемы, как «йорикири» – проведение обоюдного захвата, при котором спортсмен, оказавшийся спиной к границе круга, вытесняется противником (в среднем, около 30% побед в современном сумо достигается именно этим приемом), и «какэдзори» – бросок соперника через бедро. Один из самых сложных и, одновременно, самых красивых и эффектных приемов – «иппондзой», захват обеими руками одной из рук соперника с последующим броском его через спину (за период с 1990 по 2001 этот сложнейший прием принес победу только одному сумоисту – Кайо, который при собственном весе 170 кг сумел перебросить 220-килограммового Мусасимару).

    В отличие от международных турниров по сумо, где поединки проводятся по весовым категориям, в классическом японском сумо в схватках участвуют борцы вне зависимости от своего веса. Это придает ему исключительную зрелищность – и наглядно демонстрирует, что в сумо важен не только вес, но и техника спортсмена.

    Поединок как ритуал.

    Японское сумо, будучи национальным видом спорта с давней историей, крайне консервативно по своей сути. Поединок проводится по сложившимся столетия назад традициям. Немаловажное значение имеет его обрядовая сторона.

    Перед началом схватки спортсмены обязаны исполнить традиционную церемонию отряхивания бренной пыли со своих рук: они складывают ладони перед собой, а потом разводят их в стороны, показывая тем самым намерение бороться «чисто». Затем борцы делают полуприседания, упираясь руками в полусогнутые колени и глядя в глаза друг другу (так называемая поза сонке). В настоящее время подобные движения не более, чем дань традиции, но в древние времена это был своеобразный психологический поединок борцов, пытавшихся суровым взглядом и грозной позой подавить соперника морально. Такое «психологическое противостояние» длится, как правило, несколько минут – в 3–4 раза дольше, чем сам поединок. Борцы по 2–3 раза присаживаются друг напротив друга, а затем распрямляются и расходятся в стороны, усиливая тем самым напряжение в зале. Эти церемониальные подготовительные действия сопровождаются бросанием соли: участники поединка горстями бросают ее перед собой на помост, что является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Лишь после такой – достаточно продолжительной – церемонии борцы присаживаются в последний раз, упираются кулаками в помост и по сигналу судьи бросаются друг на друга.

    По окончании поединка победитель опять занимает позу сонке – в ожидании официального решения судей. После его оглашения борец отводит в сторону правую руку ладонью вниз и лишь затем покидает помост.

    Профессиональное японское сумо.

    Соревнования.

    В современной Японии турниры по профессиональному сумо (или как его называют «одзумо» – букв. «большое сумо») во многом определяют общенациональный календарь, задавая циклический ритм жизни всей страны. Регулярность проведения турниров вселяет в японцев уверенность в незыблемости древних традиций и стабильности собственного существования. Турниры проводятся 6 раз в год (по нечетным месяцам, начиная с января). Постоянны и места их проведения: в январе, мае и сентябре – в Токио, в марте – в Осаке, в июле – в Нагое, в ноябре – в Фукуоке. Продолжительность одного турнира составляет 15 дней. Первым и последним днем турниров обязательно является воскресенье. Поединки проводятся в шести «рейтинговых» категориях с участием в общей сложности почти тысячи спортсменов. В высшую категорию – макуути – в настоящее время входят 40 суматори, которые проводят по одному поединку в день, борцы более низких «дивизионов» борются раз в 2 дня. Победителем турнира становится борец, добившийся наибольшего числа побед в поединках (максимально – 15). В случае, если два и более борцов одержали в ходе соревнований одинаковое число побед, между ними проводятся дополнительные поединки, определяющие сильнейшего. Поединки признанных лидеров сумо – «одзеки» (борцы 2-го ранга) и «екодзуна» (борцы 1-го или высшего ранга) начинаются, как правило, в 16.30 и заканчиваются к 18.00, когда выходит в эфир традиционный вечерний выпуск новостей телекомпании NHK, много лет владеющей эксклюзивным правом телевизионной трансляции турниров по сумо.

    Недостатком этих соревнований давно уже считается то обстоятельство, что в них не могут бороться друг с другом представители одних и тех же школ сумо (или «комнат» – яп. хэя). По традиции, представители той или иной «комнаты» (сейчас их насчитывается более 50) должны выступать только против борцов других школ, но не своих товарищей. Исключение составляют лишь дополнительные поединки в финале турнира.

    Помимо шести официальных турниров, профессиональные сумоисты в течение года принимают участие в показательных выступлениях в разных городах Японии и за рубежом.

    Екодзуна.

    Титул «екодзуна» (букв. великий чемпион) присваивается за великолепные спортивные результаты, которых борец добивается в течение длительного периода времени (не менее 3–5 лет), а также за выдающиеся заслуги в области сумо. Звание присваивает специальная комиссия, которая долго и придирчиво изучает каждую кандидатуру. В отличие от одзеки, екодзуна – звание пожизненное. Присваивается оно нечасто: за последние 300 лет его были удостоены лишь около 70 сумоистов.

    По правилам, в одном спортивном сезоне могут участвовать не более пяти екодзун. При этом бывают сезоны, когда в числе участников турниров не оказывается ни одного екодзуны.

    Если действующий екодзуна начинает «сдавать позиции», он должен уйти из сумо.

    Сумо – спорт толстяков.

    Считается, что «экстерьер» сумоистов отвечает представлениям японцев о мужском идеале. Подобно древнерусским богатырям, японские борцы сумо олицетворяют собой величие могучей плоти и доброго духа, облеченного в эту плоть.

    Надо заметить, что по-настоящему гигантским вес сумоистов стал только в последние десятилетия. Более того: вплоть до 1910 года японцы, весившие более 52 кг, к сумо не допускались. В 1926 выступать на турнирах разрешили тем, чей вес не превышал 64 кг, а в 1957 был официально введен минимально допустимый вес сумоиста – 66,5 кг, от максимального предела Ассоциация японского сумо (образов. в 1927) отказалась.

    В настоящее время в школы сумо принимаются подростки ростом не ниже 173 см и весом не менее 75 кг. Средний вес современного борца-профессионала колеблется в пределах 120–140 кг, хотя новейшая история сумо знает как неповторимых гигантов (например, гаваец Конисики в разные годы своей спортивной карьеры весил от 270 до 310 кг), так и бойких «малышей» (один из немногих сумоистов с высшим образованием Майноуми весил менее 95 кг).

    Основу питания сумоистов составляют, как правило, жирные наборные горячие супы с мясом и овощами, которые борцы едят два раза в день до 3 кг за один присест, запивая пивом.

    Как показывает практика, после окончания спортивной карьеры большинство сумоистов худеет: их вес опускается до 85–90 кг.

    Историческая справка.

    Изначально сумо представляло собой рукопашные поединки воинов-борцов, идентичные тем, что существовали в татаро-монгольских войсках. Его исторические корни до сих пор точно не определены, однако большинство исследователей склоняется к тому, что хронология сумо насчитывает не менее 2000 лет, а в Японию оно попало из Монголии в VI–VII веках. (Существует и «японская» версия происхождения сумо, согласно которой синтоистский бог Такамикадзути одержал победу в рукопашном поединке с варварским божеством, после чего небеса разрешили японцам поселиться на Хонсю – главном острове Японского архипелага.) Первое упоминание о сумо в японских исторических документах относится к 642 году.

    Начиная с XII века наблюдается разделение сумо на боевое и спортивное. В XIII–XIV вв. оно приобрело статус народной японской борьбы, соревнования проводились по сельскохозяйственному календарю – в связи с окончанием осенних полевых работ, а позже и по другим «хозяйственным поводам». Кроме того, турниры по сумо стали приурочивать к отдельным религиозным (синтоистским) праздникам.

    Расцвет сумо приходится на XVII век, когда десятки тысяч японцев стали его заядлыми болельщиками, а сумоисты превратились в любимцев публики. Соревнования проводились по случаю государственных и местных праздников. Именно в XVII веке полностью сформировались основные принципы сумо как спортивной борьбы, были четко регламентированы правила проведения турниров, которые соблюдаются и по сей день.

    Долгое время японское сумо оставалось спортом исключительно «для своих». Вплоть до конца 60-х гг. XX века неяпонцы туда не допускались: редкое исключение составляли натурализованные иностранцы – китайцы и корейцы. С конца 60-х гг. в японском сумо стали выступать и «обычные» иностранцы. Начиная со второй половины 80-х некоторые из них, – прежде всего выходцы с Гавайских островов, – стали добиваться заметных успехов на дохе.

    В конце XX века заметное развитие в разных странах получило любительское сумо. В 1992 создана Международная федерация сумо (ИСФ): первоначально в нее входили 25 стран, в 2002 их было уже 82. В том же 1992 году дебютировал и чемпионат мира по сумо. Три года спустя было впервые разыграно европейское первенство. Поначалу в подобных соревнованиях участвовали представители других видов единоборств, параллельно освоившие технику борьбы сумо, но уже к концу 90–х годов сложилась элита мастеров «чистого» сумо.

    Турниры любителей проходят в четырех весовых категориях: легкая (до 85 кг), средняя (85–115 кг), тяжелая (свыше 115 кг) и абсолютная (в поединках участвуют спортсмены независимо от их веса). У женщин-сумоисток те же категории: легкая (до 65 кг), средняя (65–80 кг), тяжелая (свыше 80 кг) и абсолютная. Соревнования любителей проводятся как в индивидуальном, так и в командном зачете.

    В настоящее время сильнейшими сумоистами в мире, – кроме самих японцев, – считаются борцы из Бразилии, Монголии, России, Польши, Германии и США.

    Сумо включено в программу Мировых игр (World Games – соревнования по спортивным дисциплинам, которые не входят в официальную программу Олимпийских игр, проводятся с 1980). Рассматривается вопрос о присвоении ему статуса олимпийского вида спорта. По правилам МОК, вид спорта объявляется олимпийским только в том случае, если в различных странах мира культивируются мужская и женская разновидности данной спортивной дисциплины. Сейчас женское сумо активно развивается в США, Германии, России и многих других странах – кроме Японии. Там сумо по-прежнему считается чисто мужским видом спорта. Отдельные сумоистки в стране есть, но пока они не могут рассчитывать на всеобщее признание и проведение собственных турниров. А потому скорое признание сумо олимпийским видом спорта весьма проблематично.

    Сумо в России.

    Первоначально при Федерации дзюдо России функционировала секция сумо. В 1998 году была учреждена Федерация сумо России, которая в настоящее время проводит чемпионаты Москвы и Санкт-Петебурга, ряд других региональных соревнований, а также разыгрывает общенациональное первенство.

    Наши сумоисты успешно выступают на международных соревнованиях по любительскому сумо. Команде России не было равных на чемпионатах Европы 2000-го и 2001-го гг., а также на первенстве мира–2000. Самые титулованные на сегодня российские сумоисты – Аяс Монгуш и Олеся Коваленко.

    В знак признания заслуг наших сумоистов Россия получила право провести у себя чемпионат Европы 2002 года и чемпионат мира 2003.

    В 2000 году 16-летний бурятский школьник Анатолий Михаханов первым из россиян дебютировал в профессиональном сумо – под именем Асахи Мицури. В 2002 году компанию ему составили еще два выходца из России – братья Сослан и Батраз Борадзовы.

    Александра Власова

    На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкаются в маленьком круге, а предварительная церемония обычно продолжительнее самого боя. Однако, копнув немного глубже, можно обнаружить уникальный и техничный спорт с богатой историей и борцами, чей строгий режим тренировок и самоотверженность не могут не впечатлить.

    Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.

    Происхождение и развитие

    Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

    Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

    Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

    Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

    После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

    Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

    Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

    Синтоистские ритуалы

    Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.

    Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.

    Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.

    Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.

    Площадка для борьбы

    Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.


    Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.

    Организация

    Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».

    Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.

    Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2018 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.

    Предварительный ритуал

    Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

    Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.

    По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.


    Поединок

    Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

    Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

    Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

    Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

    Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.


    Общий выход на ринг

    Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.

    Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

    Правила боя

    Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

    • хватание за волосы;
    • выдавливание глаз;
    • удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
    • удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
    • захват части маваси противника в области промежности.

    Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

    Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

    Участие иностранцев и женщин

    Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.

    В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.


    Самый длинный матч сумо продолжался 32 минуты, включая 2 мидзу-ири (короткими перерывами, которые объявляются, когда поединок заходит в тупик).

    Наибольшее количество побед подряд – 69 – одержал Футабаяма Сададзи (1912-1968).

    Самым тяжелым борцом сумо в истории был Орара Сатоси – российский спортсмен из Республики Бурятия, граничащей с Монголией, который весил 271 кг.

    Базовое вознаграждение сумоиста определяется его рангом. Екодзуна получает около 2,8 млн иен в месяц, а борцы дзюре – около 1 млн.

    После серьезной автокатастрофы с участием спортсмена Митоидзуми Ассоциация сумо запретила сумоистам сидеть за рулем автомобиля.

    Судьи гедзи, подобно борцам, вступают в профессию с 16 лет и остаются в ней до выхода на пенсию. Их традиционная одежда строго зависит от ранга, и по мере профессионального роста они получают почетные звания. Гедзи наивысшего ранга берет себе имя Кимура Сеносукэ, но, в отличие от екодзуна, носить его может только один.

    У каждого судьи есть короткий меч танто длиной 15–30 см. С его помощью он должен совершить ритуальное самоубийство в случае принятия неверного решения.

    В соответствии со строгими правилами, регламентирующими их жизнь, сумоистам запрещено выбирать себе одежду. Они должны отращивать волосы, чтобы можно было завязать их в узел тен-магэ, подобный тому, который был у самураев в период Эдо. Такую прическу, как и традиционную одежду, борцы сумо должны носить постоянно. При этом одежда начинающих сумоистов должна быть сделана из дешевого хлопка, а на ногах у них обязательно должны быть деревянные сандали гета, даже зимой. С повышением ранга борцам позволяется иметь все более дорогую одежду и даже выбирать ее самому.

    Описывая борьбу сумо, нельзя не упомянуть основной рацион сумоистов – тянко-набэ. Это богатое белками японское рагу, состоящее из рыбы, мяса и овощей в курином бульоне, специально разработанном для того, чтобы помочь рикиси набрать вес. Не обязательно быть борцом, чтобы его попробовать – есть рестораны, которые специализируются на этом блюде.

    За последнее время на Фишках было несколько постов о Сумо, немного не полностью (на мой взгляд) раскрывавших эту тему. Я попробую рассказать о Сумо действительно интересные вещи. Итак - начнем:

    За последнее время на Фишка было несколько постов о Сумо, немного не полностью (на мой взгляд) раскрывавших эту тему. Я попробую рассказать о Сумо действительно интересные вещи. Итак - начнем:
    Сумо в Японии, действительно - целый мир, искусство. Борцы Сумо в Японии почитаются представителями самых разных слоев населения - обычными жителями, бизнесменами, политиками, якудза и прочими. Считается, что если сумотори (борец сумо) возьмет на руки ребенка, то это дарует малышу здоровье, удачу и долгие лета.
    Борцы соревнуются на специальном глиняном помосте, который называется Дохё. Проигрывает тот, кто первый коснулся помоста внутри круга - любой частью тела, кроме стоп. Так же проигрывает тот, кто первым вылетел за пределы круга.
    В исторических Архивах Японии сохранились документы 7 века, повествующие о зарождении Сумо. Именно в то время при дворце Императора стали проводиться поединки между богатырями. Следует заметить, что в то время почти не было правил. Много позже появились первые правила, изменения в которые вносились на протяжение многих столетий.

    На сегодняшний день сформированы определенные правила для Сумо. Нельзя хватать за волосы, бить кулаком или в пах, давить на глаза. При этом разрешены пощечины, удары предплечьем, можно давить ладонью область шеи противника (но не сжимать). Учитывая средний вес борцов сумо высших лиг, составляющий около 160 кг - смею вас уверить, что сильный удар ладонью по лицу или предплечьем в область челюсти - запросто может нокаутировать соперника. так же широко применяются броски (да-да, эти великаны бросают таких же великанов как борцы), подножки и подсечки.

    В современном японском профессиональном сумо (повторюсь, именно японском, так как есть еще различные европейские, азиатские, американские любительские организации) - различают шесть лиг:
    6 Дзенокути
    5 Дзенидан
    4 Сандаммэ
    3 Макусита
    2 Дзюрё
    1 Макуути.

    С 6 по 3 Лиги являются, скажем так, подготовительными.
    По-настоящему профессиональными являются только лиги Дзюрё и Макуути. именно там Борцы получают зарплаты, получают привилегии в своих Школах Сумо. И именно победитель турнира в лиге Макуути забирает главный приз турнира - Императорский кубок. К слову сказать - этот главный турнир проводится в Японии каждые 2 месяца, то есть 6 раз в году. Потому, после каждого турнира, почти нет времени на отдых. Нужно залечивать травмы и готовиться к следующему.

    в Японии немало школ Сумо. Иногда туда приводят детей, удовлетворяющим минимальным показателям роста, веса, состояния здоровья, с наличием аттестата об окончании 9 классов общеобразовательной школы. Иногда туда берут студенческие дарования - победителей студенческих турниров по Сумо. Иногда представители школ, а зачастую и руководители - устраивают смотрины, куда привозят одаренную молодежь не только из Японии, но и из других стран. Да, именно так. С некоторых пор - в японском Сумо разрешено тренироваться и выступать иностранцам по лимитам. Очень и очень успешны в японском Сумо представители Монголии, определенно успешны представители США, Болгарии, РФ, Эстонии, Грузии, и даже Египта, которые дома занимались вольной борьбой, дзюдо, самбо. К слову сказать - самый результативный борец в японском Сумо, победитель наибольшего количества Императорских турниров - это представитель Монголии Даваажаргал Мунхбат, он же Белый Феникс - ХАКУХО. В его "кармане" 38 Кубков Императора. Хакухо действующий борец Сумо, и количество его побед будет расти.

    В японском Сумо, а именно - в высшей профессиональной лиге Макуути - есть свои звания, или, правильнее сказать - Ранги. Но перед описанием рангов скажу, что все сумотори делятся на представителей Востока и Запада. Чисто географически это уже не имеет значения. Это всего лишь показатель ранга -
    представитель Востока по рангу выше представителя Запада.
    Так - низший ранг высшей лиги это "Маэгасира". Маэгасирам присваиваются порядковые номера, соответствующие их положению в турнирной таблице. Например - Маэгасира 8 выше по рангу, чем Маэгасира 16, а Маэгасира 5 Востока выше, чем Маэгасира 5 Запада.

    Итак - Звания:

    Маэгасира
    Комусуби
    Сэкивакэ
    Одзэки
    Йокодзуна

    Йокодзуна - это высшее иерархические звание в японском Сумо. если борец высшей лиги со любым званием кроме йокодзуны может потерять звание, выбыть в лигу пониже, затем с боями вернуться и снова завоевывать звания, то путь йокодзуны только вперед к победам. Йокодзуна, который не может показывать уровень побед, соответствующий своему высшему званию - может только покинуть профессиональное сумо навсегда. Йокодзуна это эталон не только борца, но и человеческого поведения в жизни вообще.

    На сегодняшний день всего 72 человека достигали звания Йокодзуна. И из них шестеро это иностранцы. Четыре представителя Монголии и два представителя США (Гавайи). И один из этих Гавайцев тот самый Мусасимару из знаменитого радиорепортажа "Воскресная схватка двух йокодзун".

    Так что же из себя представляет Борец Сумо?
    Мнение, что сумотори это жирный мужик, который должен толкнуть и повалить другого жирного мужика - не выдерживает никакой критики, если чуть поглубже изучить вопрос.

    Боец Сумо (а говорить мы будем о титулованных представителях высшей лиги) это мощного телосложения спортсмен, рост которого, в среднем 180-190 см, вес 140-160 кг, обладающий высокой гибкостью тела, физической силой, скоростью и с большим арсеналом изученных приемов борьбы. Схватка таких профи часто является поединком в скорости, мощи и хитрости.

    Йокодзуна Хакухо проив Йокодзуна Асасёрю

    Источник:

    Вес этих борцов - это неотъемлемая часть их жизни борца. Больший вес позволяет им сталкивать соперника с помоста, и не позволяет сопернику сталкивать с помоста его самого. Понятно, что при увеличении веса идет сильное снижение показателя скорости, потому, если у бойца получается регулировать свой вес, то он сам определяет нужный ему баланс. Некоторые бойцы не могут снизить вес, что сопровождается определенными проблемами в жизни и на дохё. Российский борец Сумо Анатлий Михаханов, выступающий в лиге Сандаммэ - испытывает проблемы с лишним весом, что не позволяет ему подняться выше, к сожалению..

    СУмотори Орора (Аврора - Анатолий Михаханов)

    Источник:

    А бывает и наоборот, когда талантливый боец Сумо не может набрать вес, в следствие чего ему крайне тяжело бороться против более тяжелых соперников, несмотря на свой богатейший технический арсенал и скорость. Посмотрите на этого парня из Чехии, пробившегося в высшую лигу. Павел Бояр

    Согласно японской легенде само происхождение японской расы обязано исходу поединка сумо . Верховенство японской нации на островах было установлено в тот момент, когда бог Таке-микадзуси выиграл турнир сумо у лидера соперничающего племени. Однако если отбросить легенды в сторону, история этого вида спорта берет начало около 1500 лет назад, когда поединок сумо был религиозным обрядом.

    Игры сумо

    Согласно правилам, турнир сумо выигрывает тот борец, кому удается вытеснить противника за внутренний круг ринга или выбросить его за пределы «dohyo» (глинобитного ринга). Спортсмен, который коснется земли любой частью своего тела, будь то колено или кончик его пальца, также считается проигравшим. Использовать кулаки, тянуть за волосы, выдавливать глаза, бить в живот или грудь строго запрещено. В сумо также запрещено хватать за повязку, прикрывающую важные органы. В сумо не существует весовых различий, поэтому в поединке можно встретиться с оппонентом, превосходящим себя по весу в 2 раза и более.

    Сумо называют «феодальной системой, в которой 9 из 10 не получают зарплату». Борцы, занимающие ранг ниже juryo получают месячное жалование около 700 $, что составляет около 5 % от сумы, которую зарабатывают борцы высшей лиги. Это служит мотивационным фактором для продвижения выше по рангу. Достигнув чемпионского титула “йокодзуна” спортсмен может рассчитывать на жалование в 30000 $ в месяц, которое он теряет, если спускается в лигу нижнего ранга.

    День сумоиста

    «Начинать день на голодный желудок – одно их правил успешных тренировок борцов сумо», - говорит Тецухиро Мацуда, менеджер Takasago Sumo stable.
    День борца сумо начинается в 5 часов утра с утренней тренировки. Борцы направляются в тренировочный зал сразу после пробуждения. Интенсивные тренировки на голодный желудок усложняют сжигание калорий. Около 11 часов утра спортсмены проводят свою первую трапезу. Молодые борцы помогают повару готовить чанко-набе, густое жаркое в горшочке.

    Набор веса для борцов сумо является основополагающим фактором для побед и достижений. Согласно сведениям Японской ассоциации борьбы сумо, 40 из 42 борцов в «макуучи» (высшей лиге) весят более 140 кг. В 2011 году ринг покинул самый тяжелый борец сумо за всю зафиксированную историю этого вида спорта - Ямамотояма Рююто весил 265 кг. Дневная калорийность рациона борца сумо составляет около 8000 килокалорий, что более чем в 2 раза превосходит дневной рацион мужчины в Японии.

    Сразу после завтрака борцы направляются в спальню и проводят несколько часов в дневной дреме. Это помогает им набрать вес, так как все съеденные калории запасаются в виде жировых отложений. Следующая трапеза у гигантов состоится около 6- часов вечера.

    Чанко-набе - главное блюдо для сумоиста

    Для приготовления чанко-набе сгодится практически все содержимое холодильника. Различные сорта мяса, овощи и рыба готовятся в кипящем курином бульоне. Чанок-набе богат протеинами и обычно подается борцам в больших количествах вместе с другими сопутствующими блюдами.

    Практика употребления чанко-набе борцами сумо берет свое начало в эпоху Мейдзи. Это блюдо легко приготовить и подать большому количеству спортсменов с минимальными затратами. Благодаря интенсивным тренировкам рано утром и перед сном и двум объемным трапезам в течение дня, организм спортсменов настраивается на режим сохранения жировой ткани. История хранит воспоминания о спортсменах, которые могли съесть 5 кг мяса или 10 мисок риса за один присест.

    Если вы хотите попробовать чанко-набе, отправляйтесь в стадион Ryogoku Kokugikan во время сезона сумо-турниров. Стойки с чанко-набе вы найдете на 2 этаже сопутствующего здания, одна миска этого блюда обойдется вам всего в 250 йен. И не волнуйтесь: чанко-набе – это очень полезное и здоровое блюдо. Вы не наберете вес, конечно, если вы не собираетесь поглощать чанко-набе в огромных количествах подобно борцам сумо.

    Покидая ринг, борцы сумо очень часто вкладывают свои сбережения в ресторанный бизнес. Многие из бывших спортсменов содержат свои собственные рестораны, специализирующиеся на чанко-набе. Об одном из таких ресторанов «Каппа Есиба» мы писали в одном из выпусков новостей. Всего пару минут ходьбы от стадиона Кокугикан и вы попадете в аутентичное место с отменным чанко-набе, рецепт которого проверен поколениями борцов сумо.

    Борцы сумо "на пенсии"

    Уходя из сумо борцы работают билетерами, швейцарами или охранниками во время матчей, они обязаны пройти через процесс унижения после своего решения оставить борьбу. Даже “йокодзуна” должны пройти через это. Пенсионные выплаты борцов сумо зависят от количества и уровня побед, совершенных за всю карьеру.

    Некоторые борцы никогда не заканчивают свои тренировки. Они посвящают свою жизнь тренировкам во время юности, строят свою карьеру, повышая свое место в рангах, и увольняются в возрасте 30-35 лет, становясь тренерами, основывая свою школу, или же сбрасывают вес и начинают новую карьеру.

    Негативные последствия тяжелых тренировок и избыточного питания настигают спортсменов в зрелом возрасте. Многие из них получают тяжелые поражения печени, заболевают диабетом, страдают от высокого давления и подвержены сердечным приступам. Средняя продолжительность жизни борца сумо составляет 60-65 лет, что более чем на 10 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни у японских мужчин.

    Сегодня сумо – это верность традициям, бизнес и развлечение для тысяч зрителей, и вряд ли кто-либо из спортсменов действительно осознает кратковременность успеха и суровую реальность «феодальных порядков» одного из старейших видов единоборств на земле.


    Родина борьбы сумо – Япония , где этот вид единоборства причислен к боевым искусствам. Традиция борьбы сумо восходит к давним временам, поэтому каждое состязание проводится в сопровождении многочисленных ритуалов. Япония – это единственная страна, где организовываются соревнования профессиональных сумотори (так называют борцов сумо).

    История борьбы сумо

    История борьбы сумо начинается приблизительно с 7-го века , когда в 642 году во дворце Императора был проведен турнир среди борцов, посвященный корейскому послу. С тех самых времен каждый год проводились соревнования, связанные с датой завершения полевых работ и сбора урожая.

    Первые единоборства по борьбе сумо носили религиозный характер , а не спортивный, поэтому обязательно сопровождались театрализованными представлениями на тему религии, молитвами и ритуальными плясками. Техника борьбы сумо на тот период не предполагала фактически никаких запрещенных элементов, поэтому борцовские броски и захваты перемежались боксерскими приемами.

    Однако самое первое документальное свидетельство о борьбе сумо датировано немного более поздним периодом – 712-ым г., когда оно было вписано в книгу Кодзики – древнейший источник письменности японского народа. Упомянута борьба (как сумаи) и в других письменных источниках 8 века. Она ассоциировалась с религиозным ритуалом Синто, поэтому и в наши дни в некоторых японских монастырях можно ознакомиться со схваткой бога и человека.

    Базовые правила единоборства сложились в период с 794 по 1185 года, в эпоху правления Хэйан. На тот момент возникли и первые ограничения: сумотори было запрещено бить соперника в голову, пинать ногами и тянуть за волосы. С того времени на борцах появилась и форменная одежда, которая сводилась к единственному элементу – набедренной повязке.

    В ходе становления воинского сословия роль борьбы сумо резко изменилась. Поединки все больше отходили от религиозности и с возникновением междоусобиц его приемы заострялись под применение в боях и служили для воспитания воинов. Это происходило с 1192 по 1573 года, в эпоху Муромати и Камакура.

    Современная борьба сумо ведет отсчет примерно с 1603-го г., с периода Эдо, когда войны стихли и воцарился мир. Единоборство стало превращаться в новое развлечение знати и имущих сословий. Именно в то время в нем окончательно сложились порядка 70 канонических элементов, стал неизменным ритуал и установились правила ведения боя, дошедшие до наших дней почти неизмененными.

    В период Эдо возникло звание главного чемпиона – «йокодзун», оформилась существующая ныне борцовская иерархическая лестница. В 18 столетии (в середине) появилась традиция ежегодного проведения 2 турниров по борьбе сумо – в Эдо (Токио) и Осака.

    Худшие времена наступили для борьбы сумо после 1868-го года, когда с открытием Японии в ней появились другие спортивные развлечения . Тогда начались гонения на сумотори, а сама борьба была признана пережитком феодализма. Спасение пришло с народной поддержкой и личной благосклонностью Императора. С тех пор турниры снова вошли в традицию и уже никогда не прерывались – даже на момент военный действий.

    Борцы сумо

    Борцы сумо не только должны иметь крупное телосложение и большой вес – требования к ним крайне строги и взыскательны и накладывают уйму ограничений относительно индивидуальной жизни спортсменов. Борцы сумо обязаны вести морально- и нравственно-чистый образ жизни, обладать превосходным здоровьем и иметь образование не ниже среднего (9 кл.). Рост борцов сумо должен быть от 167 см и выше, а масса тела составлять не меньше 67 кг.

    К профессиональному уровню допускаются только борцы, достигшие 23-летнего возраста. Как исключение – спортсмены, показавшие небывало высокие результаты в любительской или в студенческой борьбе сумо. Им разрешено приступить к профессиональному единоборству даже в 25 лет. Великие борцы сумо пришли в этот спорт именно из студенческой среды.

    Для того чтобы проявить себя на профессиональном поприще, борцы сумо обязаны вступить в одну из т. н. комнат, то есть школ. Но туда они могут попасть лишь по завершении среднего образования. Любители, продемонстрировавшие превосходные результаты, приступают к борьбе сразу с 3-го макусита (дивизиона).

    Далее жизнь борцов сумо приобретает еще большую аскетичность, и молодые люди добровольно отрекаются от обычных человеческих удовольствий. У них нет частной жизни – вся она протекает под бдительным вниманием ассоциации и ояката (наставника). Причем ведется забота не только о нравственно-моральном облике борца сумо, но и о его физическом здоровье.

    У борцов сумо нет ни собственного дома, ни семьи . Единственно с кем они общаются – это такие же сумотори как и они сами. День их обычно начинается невероятно рано с монотонных, выматывающих тренировок. После завершения многочасовых упражнений они обедают, а затем отдыхают на обязательном тихом часе. Задача наставника – помочь равномерно нарастить жировую и мышечную массу, с тем чтобы удачно выступать на состязаниях.

    Вес борца сумо

    Представление о борце сумо как о толстом и неуклюжем человеке совершенно ошибочно. Безусловно, на поле «боя» можно наблюдать схватку более чем 200-килогрммовых великанов, но это скорее всего исключение, чем правило. Стандартный вес тела борцов сумо достигает 130…180 кг . Причем по окончании поединка спортсмены сбрасывают до нескольких десятков килограммов, и тогда тяжеловеса можно с трудом узнать в комментаторе хода очередного поединка.

    Вес борца сумо наращивается не только за счет накачивания мышц, но и благодаря жировым отложениям, накопленным с помощью проработанной десятилетиями особой диеты. Подавляющая часть борцов сумо весит около ста килограммов и более (кроме начинающих), а представители наивысших дивизионов – от 120 кг. В противном случае им нельзя рассчитывать на победу.

    Техника борьбы сумо

    В борьбе сумо запрещается бить по глазам и по зоне паха. Удары допускается наносить только открытой ладонью, а не ребром. Техникой борьбы сумо также запрещается хватать противника за масави (набедренную повязку), пальцы, уши и волосы. Нельзя предпринимать и захваты с удушением. Все остальные приемы разрешены к применению, поэтому базовый арсенал борцов сумо включает:

    • подсечки;
    • подножки;
    • броски;
    • захваты;
    • толчки;
    • пощечины.

    Однако из-за очень большого объема приемов редкий спортсмен владеет всеми ими, поэтому борцы сумо предпочитают определенные приемы и бойцовские тактики – как, например, захват и борьба в поясе или борьба толчками на расстоянии. Но любой поединок, как правило, начинается с рывка спортсменов друг к другу со столкновением. Лучшая тактика ведения боя – наступательная.

    Правила борьбы сумо

    Правила борьбы сумо сформировались еще во времена Хэйан – с 794-го г. по 1185-й г. Для выявления победителей схватки применяются 2 базовых определения:

    1. проигравшим считается тот, кто первым коснется площадки вне круга;
    2. проигравшим признается первый прикоснувшийся к земле любой областью тела, за исключением стоп.

    Площадка для ведения боя выглядит как помост квадратной формы высотой 34…60 см и носит название дохё. Его делают из утрамбованной глины, которая покрыта поверх небольшим слоем песка. Непосредственно поединок разворачивается в круге, ограниченном строгим диаметром в 4,55 метра. По краям он обложен тавара – плетением из рисовой соломы.

    По правилам борьбы сумо стартовые позиции спортсменов обозначаются на дохё 2 белыми полосами. До начала каждого турнира песок, обрамляющий круг, тщательно подметают вениками и разравнивают – чтобы можно было точно выяснить, коснулся или нет борец площадки вне круга. В целом, в правилах борьбы сумо имеется еще множество ритуальных атрибутов, которые восходят к синтоистским традициям и символам.

    (без темы)

    Прочитала внизу в ветке обсуждение классификации людей по типам по Мак-Вильямс. То, что специалисту это надо знать и понимать у меня вопросов не возникает. А надо ли «клиенту» точно осознавать как …