• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Тема: «Речные рыбы»

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

    Развивающие:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия

    Тема: «Речные рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

    Развивающие:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование : картинки с изображение речных,морских,аввариумных рыб; карточки с речными рыбами.

    Ход занятия:

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.

    Логопед: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Логопед: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Логопед: Давайте посмотрим картинки и определим, что это за рыба.

    Сом - крупнейший хищник наших водоемов. У него удлиненное тело, покрытое мелкой плотно сидящей чешуей, огромная голова. пасть оснащена щетками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и четыре покороче - на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объему и весу (однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбешка, моллюски и раки).

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала мо¬жет менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

    Щука - одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскирован¬ная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она не¬подвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими ос¬трыми зубами.

    Логопед: А теперь, я загадаю вам загадки и проверю как вы запомнили.

    На дне один

    Лежит плоский блин. (Камбала.)

    Хвостом виляет,

    Зубастая, а не лает. (Щука.)

    Живу глубоко,

    Плыву легко.

    Зубастая, большая,

    Я рыба морская. (Акула.)

    Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете рыб, обитающих в речке? (карп,сазан,язь,лещ,плотва и.тд)

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь? (скользкая)

    Физминутка:

    Рыбки плавали, плескались (движения руками)

    В прохладной морской воде.

    То погружаются, то сплывают, (приседания)

    То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Логопед: Я сейчас вам буду называть рыбок, а вы скажите какая из них лишняя и почему

    Плотва, окунь, лещ, кит

    Акула, медуза, дельфин, сом

    Игра «На дне». Координация речи с движением, развитие общей моторики. Логопед. Вставайте в круг. Вспомним игру «На дне».

    Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спину.)

    Свои домики везут. Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)

    На рыбок глядят. Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями.)

    Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево, вправо и на оборот.)

    А теперь наоборот.

    Рисуем рыбку

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили?


    Конспект занятия «Обитатели воды - рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа - сравнения по плану.

    Развивающая:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательная:

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

    Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

    Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

    Жива в воде она,

    Поймаешь, вытащишь ее -

    Умрет она тогда.

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь.

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    О ком эти загадки? (о рыбах).

    Характеристика рыб (по тексту загадок)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите - отгадки.

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно (сом)

    Колюч, да не еж

    Кто это? (ерш)

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Рыбка... (золотая)

    Ярко - красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый хвостик носит

    И зовется... (меченосец)

    На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

    Работа с карточками.

    Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

    Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

    Рассказ - сравнение.

    Чем они отличаются и чем похожи?

    «Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

    У сома - усы, а у сомика - усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

    Физкультминутка

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Дети изображают резвящихся рыбок.

    Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

    В гости приходит Незнайка.

    Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

    Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

    А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

    Как вы догадались, где какая рыба?

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Занятие окончено.

    Литература

    1. Интернет - ресурсы

    2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика - синтез» 2011г

    3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

    Жупикова Ирина Анатольевна

    Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

    Учитель-логопед

    Тема: Рыбы

    Цели:

    Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

    Совершенствование грамматического строя речи

    (образование существительных с уменьшитель-

    но-ласкательными суффиксами, согласование

    существительных с прилагательными в роде,

    числе, падеже); синтаксической стороны речи

    (договаривание предложений)

    Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

    Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

    ки, пространственной ориентировки.

    Профилактика зрения, развитие межполушарного

    Взаимодействия.

    Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

    шивать до конца ответы товарища.

    Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

    Ход занятия

      Орг. Момент

    Придумал кто-то просто и мудро

    Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

    Доброе утро, солнце и птицы!

    Доброе утро, веселые лица!

    Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

    Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

    1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

    Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

    Дети: Рыба

    Логопед: Правильно, это рыба.

    2-е задание: Каких рыб вы знаете?

    Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

    Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

    Дети: Аквариумные

    Логопед: В реке живут…

    Дети: Речные рыбы.

    Логопед: А в море?

    Дети: Морские.

    3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

    Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

    Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

    Динамическая пауза

    Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

    Рыбки плавают, резвятся

    В чистой, тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке

    Дети выполняют соответствующие движения.

    4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

    Логопед: Что рыбы делают в воде?

    Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

    5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

    Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

    (солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

    6- задание: Развитие фонематического восприятия.

    Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

    Дети: Звук Р

    Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

    Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

    Тихо посидим немножко,

    Закроем глаза ладошкой.

    Сразу сделалось темно…

    Руки убираем, смотрим в окно

    И снова ладошкой закрываем глаза.

    Смотрим направо, а там – стена!

    Часто-часто моргают глаза,

    А теперь все смотрим на меня.

    7-е задание: игра «Закончи предложение»

    Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

    В море плавает много (рыб).

    В аквариуме живут разные (рыбки).

    Мама сварила уху из (рыбы).

    Рыболов поймал на крючок (рыбу).

    Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

    8-е задание: развитие связной речи.

    Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

    Дети: Нет.

    Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

    Ответы детей

    Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

    Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

    Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.

    «Подводное царство»

    Старшая группа, воспитатель

    Цели:

    Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

    Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организация занятия.

    Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

    Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

    Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

    Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

    Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

    Где живут рыбы?

    Почему им хорошо в водичке?

    Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

    Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

    2. Пальчиковая гимнастика.

    Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

    волнообразные движения, вращая в запястьях

    в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

    Рыбка золотая,

    Посмотрите на неё –

    Красивая какая.

    3. Работа с иллюстрациями.

    Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

    Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

    Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

    Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

    Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

    Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

    А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

    На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

    А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

    4. Беседа по содержанию стихотворения.

    Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

    Ночью темень, ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

    Где спят эти животные?

    Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

    Почему не видно следов рыбок на воде?

    5. Игра «Назови ласково».

    Рыба - …

    Икра - …

    Сом - …

    Река - …

    Лягушка - …

    Хвост - …

    Вода - …

    Улитка - …

    6. Анализ слова рыба.

    Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

    Какой звук вы слышите первым?

    Какой звук следует после р?

    Следующий звук? (звук б)

    И последний звук? (звук а)

    Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

    6. Игра «Поймай рыбку».

    Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

    Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

    1 ребенок. У меня две рыбки.

    2 ребенок. У меня одна рыбка.

    3 ребенок. У меня четыре рыбки.

    4 ребенок. У меня пять рыбок.

    5 ребенок. А у меня три рыбки.

    Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

    делают ими плавные движения,

    имитируют движения плавников.)

    Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

    Делают движения двумя ладонями.)

    Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

    взмахи ладонями.)

    По четыре раза в сутки

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

    8. Игра «Представь, что ты… »

    Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

    Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

    Изобразите жадную старуху.

    А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

    А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

    9. Индивидуальная работа за столами.

    Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

    10. Итог занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.


    Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

    Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
    Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

    Образовательная область: Речевое развитие
    Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
    Задачи
    Образовательные
    Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
    Совершенствовать навыки словообразования.
    Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
    Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
    Развивающие
    Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
    Воспитательные
    Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
    Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
    Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
    Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
    Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
    Сообщение темы занятия
    Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

    Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
    1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
    Воспитатель: Где водятся рыбы?
    Дети: В воде.
    Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
    Дети: Чешуей.
    Воспитатель: Чем дышат рыбы?
    Дети: Жабрами.
    Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
    Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
    Воспитатель: Какие рыбы?
    Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
    Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
    2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
    3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

    Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
    Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
    Дети: Рыбка.
    Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
    Дети: Рыбонька, рыбочка
    Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
    Дети: Рыбина.
    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
    Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
    Воспитатель: Куда пошел рыбак?
    Дети: На рыбалку.
    Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
    Дети: Рыбачит.
    Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
    Дети: Рыболовный.
    Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
    Дети: Рыбный.
    Воспитатель: А жир рыбы, какой?
    Дети: Рыбий.
    Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
    Дети: Рыбацкий.
    Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

    Физкультурная минутка «Рыбы»
    Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
    Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
    А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
    В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
    Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
    В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
    Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
    Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
    Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

    Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

    Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
    Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
    Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

    Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

    Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

    Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
    И последний пункт плана? (чем питается)

    Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
    Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
    Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
    Маршруты
    Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

    После обсуждения команды собираются вместе.
    Воспитатель: Послушаем первую команду
    Примерный рассказ о щуке
    Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя.
    А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

    Воспитатель: Послушаем вторую команду
    Примерный рассказ о золотой рыбке
    Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
    А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

    Воспитатель: Послушаем третью команду
    Примерный рассказ о морском коньке
    Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
    Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

    Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
    Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

    Рефлексия
    Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?