• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

    Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

    Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Отгадайте загадку:

    Без воздуха живёт,

    Холодная, как лёд,

    Не хочет пить, а пьёт.

    Бронёй блестит, но не звенит

    И всё молчит, молчит.

    Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

    Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

    Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

    Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

    Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

    Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

    А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

    Каких хищных рыб вы знаете?

    В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

    Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

    2. Физкультминутка

    Рыбка плавает в водице

    Рыбке весело играть

    Рыбка, рыбка озорница

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.

    И тог:

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

    Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:видеопрезентация

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем.

    Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    ЗАГАДКИ

    1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    3.Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    5.Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Тема: Рыбы


    Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о рыбах. Закреплять навык классификации: внешний вид, питание, среда обитания. Продолжать учить видеть сходства и различия, выражать их в речи, используя нужные лексико-грамматические средства языка. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа родительного падежа. Образование относительных прилагательных от

    существительных. Совершенствовать навык составления предложений по сюжетным картинам, умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в связной речи путем моделирования. Расширять и активизировать словарь.

    Закреплять навык составления звуко-буквенных схем слов, схем предложений, определяя количество звуков в слове, слов в предложении.

    Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительный гнозис, общую и мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.

    Формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, предметные картинки с изображением стрекозы, сома, щуки, карася, окуня, ската, камбалы, меч-рыбы, карточка с тремя наложенными друг на друга буквами, касса букв, звуковые схемы, сюжетные картины, модели рыб: строение, среда обитания, питание, размножение.

    Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками рыб по количеству детей, кассы букв, звуковые схемы, графические схемы предложения.

    Методика проведения :

    Организационный момент:

    Приветствие.

    - Психогимнастика:

    Игра «Доброе животное» (дети встают в круг, берутся за руки, делают круг то уже то шире, имитируя биение большого сердца, улыбаются друг другу, садятся на свои места).

    Создание игровой ситуации:

    Приходит Незнайка. Замечает стрекозу под столом.

    Незнайка. Какая красивая рыбка!

    Дефектолог. Ребята, это рыба?

    Дети . Это стрекоза-насекомое.

    Незнайка . Но ведь она похожа на рыбку. У нее есть голова, усы, плавники, хвост. Это настоящая рыба.

    Дефектолог . Нет, Незнайка, ты не прав.

    Незнайка . Снова я все перепутал. Никогда не научусь отличать рыб от других животных.

    Дефектолог . Дети, давайте научим Незнайку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот смотри: (выставляются картинки с изображением сома, щуки, окуня, карася).

    Как называются эти рыбы? (дети отвечают).

    Незнайка . Я не запомню их всех!

    Дефектолог . Чтобы легче было запомнить, посмотрим что общее есть у рыб?

    Игра «Где живут рыбы?»

    Деф . Где живут все рыбы?

    Дети . Рыбы живут в воде.

    Деф . В реках живут какие рыбы? (речные).

    В реках и озерах вода какая? (пресная).

    В море живут какие рыбы? (морские)

    В море вода какая? (соленая).

    В аквариуме живут какие рыбы? (аквариумные).

    Игра «Части тела рыб»

    Деф . Я буду показывать, а вы называть части тела рыб (голова, туловище покрыто чешуей и слизью, плавники для того чтобы плавать, хвост для того чтобы задавать направление).

    Плавники на груди какие? (грудные)

    На спине какие? (спинные)

    На брюшке какие? (брюшные).

    Игра «Размножение рыб».

    Деф. Как размножаются рыбы?

    Дети . Весной рыбы мечут икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.

    Деф . А теперь посмотрим, чем отличаются рыбы друг от друга?

    Игра « Назови отличия»

    (сом и карась: форма, размер, окраска, повадки, питание).

    Пальчиковая гимнастика :

    Отправляемся на берег реки (показ волн).

    Там плавают рыбки (показ).

    Вдруг появилась щука (показ).

    Игра « Сложи целое»

    Дети складывают разрезные картинки (щука, карась, сом, окунь).

    Игра « Узнай про чью рыбку загадка?»

    На дворе зима ли осень,

    В глубине родной реки

    Мы тельняшки гордо носим

    Как лихие моряки.

    (окуни)

    Любим жить в прозрачных водах

    Каждый день в урочный час

    Возле берега охотно

    Рыболовы кормят нас.

    (караси).

    На дне где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    (сом).

    В воде проживает, хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

    (щука).

    Как догадались? (дети объясняют).

    Игра « Назови ласково»

    У меня большие рыбы, а у вас маленькие, как можно их назвать?

    Окунь-окунек

    Карась-карасик

    Щука-щучка

    Сом-сомик

    Игра «Один-много».

    Один сом, много кого?- сомов

    Окунь-окуней

    Карась-карасей

    Щука-щук

    Игра «Четвертый лишний»

    Проверим, как Незнайка научился не путать рыб?

    Рыбы - стрекоза,

    Речные рыбы - морская,

    Щука, окунь, сом, карась (м.б. карась, потому что все хищные, а он нет;

    М.б. сом, потому что у него нет чешуи, но есть усы).

    Физкультминутка:

    Представим, что мы рыбки.

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами.

    Игра « Угадай слово»

    Здесь зашифровано название рыбы (на карточке наложены буквы друг на друга М О С), какое слово написано? (сом)

    Выложим это слово из букв кассы (один ребенок у доски).

    Составим схему этого слова.

    Сколько слогов в слове СОМ? (один)

    Как определили? (один гласный звук О).

    - Сколько звуков в этом слове? (три)

    Какой первый?

    Второй?

    Третий?

    Игра «Придумай предложение по картине»

    Придумать предложение-ответ на вопрос: что умеют делать рыбы?

    Рыбы умеют плавать.

    Рыбы умеют искать корм.

    Рыбы умеют закапываться в песок….

    Определить количество слов в предложении: Рыбы умеют плавать. (Три.)

    Какое первое слово? (Рыбы.)

    Какое второе слово? (Умеют.)

    Какое третье слово? (Плавать.)

    Составим схему предложения.

    Составление рассказа по модели:

    Деф . Все ли запомнил о рыбах, Незнайка?

    Незнайка. Не совсем, все перепуталось в голове.

    Деф . Придется ребятам еще раз рассказать тебе о рыбах, чем они отличаются от птиц, животных и насекомых, а ты смотри и слушай. Рассказывать будем по модели (выставляется модель: среда обитания, строение, питание, размножение.)

    Дети. Рыбы живут в воде. У рыб есть голова, туловище покрытое чешуей и слизью, плавники, хвост. Рыбы питаются водорослями, мелкими рыбами, червями, насекомыми. Весной рыбы мечут икру, из которой появляются мальки.

    Незнайка . Ну теперь я хорошо запомнил рыб. Спасибо, вам ребята, до свидания.

    Дети . До свидания, Незнайка.

    Итог: - О ком сегодня говорили?

    Что понравилось?

    Покажите щуку на пальчиках.

    Спасибо, молодцы.


    Жупикова Ирина Анатольевна

    Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

    Учитель-логопед

    Тема: Рыбы

    Цели:

    Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

    Совершенствование грамматического строя речи

    (образование существительных с уменьшитель-

    но-ласкательными суффиксами, согласование

    существительных с прилагательными в роде,

    числе, падеже); синтаксической стороны речи

    (договаривание предложений)

    Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

    Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

    ки, пространственной ориентировки.

    Профилактика зрения, развитие межполушарного

    Взаимодействия.

    Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

    шивать до конца ответы товарища.

    Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

    Ход занятия

      Орг. Момент

    Придумал кто-то просто и мудро

    Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

    Доброе утро, солнце и птицы!

    Доброе утро, веселые лица!

    Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

    Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

    1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

    Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

    Дети: Рыба

    Логопед: Правильно, это рыба.

    2-е задание: Каких рыб вы знаете?

    Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

    Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

    Дети: Аквариумные

    Логопед: В реке живут…

    Дети: Речные рыбы.

    Логопед: А в море?

    Дети: Морские.

    3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

    Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

    Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

    Динамическая пауза

    Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

    Рыбки плавают, резвятся

    В чистой, тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке

    Дети выполняют соответствующие движения.

    4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

    Логопед: Что рыбы делают в воде?

    Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

    5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

    Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

    (солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

    6- задание: Развитие фонематического восприятия.

    Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

    Дети: Звук Р

    Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

    Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

    Тихо посидим немножко,

    Закроем глаза ладошкой.

    Сразу сделалось темно…

    Руки убираем, смотрим в окно

    И снова ладошкой закрываем глаза.

    Смотрим направо, а там – стена!

    Часто-часто моргают глаза,

    А теперь все смотрим на меня.

    7-е задание: игра «Закончи предложение»

    Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

    В море плавает много (рыб).

    В аквариуме живут разные (рыбки).

    Мама сварила уху из (рыбы).

    Рыболов поймал на крючок (рыбу).

    Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

    8-е задание: развитие связной речи.

    Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

    Дети: Нет.

    Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

    Ответы детей

    Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная:

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    — Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    — Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    — И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    — Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    — Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    — Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    — Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    — Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    — А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    — Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    — Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    — Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    — Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    — С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    — Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    — Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    — Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    — Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    — Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    — Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    — Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    — Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    — А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    — Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

    Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    — Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    — Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    — Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    — Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    — Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    — Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    — Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    — Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка — рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    — А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    — Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    — Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    — Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    — Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

    Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

    Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
    Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

    Образовательная область: Речевое развитие
    Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
    Задачи
    Образовательные
    Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
    Совершенствовать навыки словообразования.
    Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
    Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
    Развивающие
    Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
    Воспитательные
    Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
    Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
    Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
    Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
    Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
    Сообщение темы занятия
    Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

    Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
    1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
    Воспитатель: Где водятся рыбы?
    Дети: В воде.
    Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
    Дети: Чешуей.
    Воспитатель: Чем дышат рыбы?
    Дети: Жабрами.
    Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
    Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
    Воспитатель: Какие рыбы?
    Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
    Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
    2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
    3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

    Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
    Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
    Дети: Рыбка.
    Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
    Дети: Рыбонька, рыбочка
    Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
    Дети: Рыбина.
    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
    Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
    Воспитатель: Куда пошел рыбак?
    Дети: На рыбалку.
    Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
    Дети: Рыбачит.
    Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
    Дети: Рыболовный.
    Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
    Дети: Рыбный.
    Воспитатель: А жир рыбы, какой?
    Дети: Рыбий.
    Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
    Дети: Рыбацкий.
    Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

    Физкультурная минутка «Рыбы»
    Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
    Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
    А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
    В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
    Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
    В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
    Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
    Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
    Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

    Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

    Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
    Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
    Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

    Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

    Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

    Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
    И последний пункт плана? (чем питается)

    Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
    Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
    Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
    Маршруты
    Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

    После обсуждения команды собираются вместе.
    Воспитатель: Послушаем первую команду
    Примерный рассказ о щуке
    Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя.
    А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

    Воспитатель: Послушаем вторую команду
    Примерный рассказ о золотой рыбке
    Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
    А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

    Воспитатель: Послушаем третью команду
    Примерный рассказ о морском коньке
    Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
    Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

    Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
    Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

    Рефлексия
    Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?