• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Аннотация к разработке урока физкультуры.

    Тема урока "Акробатика. Построение гимнастических пирамид".

    Урок в разделе "Гимнастика" для 6 классов. При планировании и проведении урока соблюдались все возрастные и индивидуальные особенности учащихся, поставленные цели и задачи. Также использовались следующие методы обучения: индивидуальный, групповой, метод соревнования, наглядный, метод упражнения. Тип урока: комбинированный.

    На уроке использовалась презентация, на которую сконцентрировано внимание учащихся, с помощью которой будет проведен урок, используется как дополнительный материал к уроку вместе с другими оборудованиями. В ходе урока учащимися реализовались такие качества как внимание, координация движения, гибкость, подвижность, активность, быстрота, взаимопомощь, дисциплинированность, умение слушать, анализировать и делать выводы к уроку. Использование ИКТ полегчает сам процесс проведения урока, а что касается обучаемых - оно привлекает внимание детей, на уроке работает не только двигательная активность учащихся, но и развиваются их умственные способности (слуховое восприятие, зрительная память).

    Урок правильно разделен на несколько этапов, рассчитан на 40 минут. Самостоятельность, активность, творческий подход учащихся играет важную роль в проведении урока, делает урок интересным, и самим учащимся это будет приятно, интересно и незабываемо.

    Урок проведен учителем физической культуры МБОУ Суг-Аксынской СОШ Монгуш У.А.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект открытого урока по физической культуре

    __________________________________________________________________

    Раздел : Гимнастика

    Тема: «Акробатика. Построение гимнастических пирамид»

    Класс: 6

    Цель: обучение учащихся использованию акробатических упражнений в построении гимнастических пирамид.

    Задачи урока :

    • совершенствовать технику кувырка вперёд, стойки на лопатках, «мост» из положения лёжа;
    • построение гимнастических пирамидах;
    • способствовать развитию творческих способностей, физических качеств, формированию осанки;
    • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, самостоятельность.

    Тип урока : комбинированный урок

    Методы обучения :

    • индивидуальный, групповой
    • метод соревнования,
    • наглядный,
    • метод упражнения.

    Продолжительность урока - 40 минут.

    Место занятия - спортивный зал.

    Материальное обеспечение: маты, цветные ленты (красные, синие), компьютерная техника (проектор, показ презентации), рисунки гимнастических пирамид

    Ход урока

    Дозиров-ка

    Организационно-методические указания

    Подготовительная часть урока 10 минут

    Построение, приветствие. Предлагается детям выбрать ленту, цвет которой соответствует их настроению. Завязать на левой руке.

    Обращение к словам «Гимнастика - душа и тело...».

    Что для вас значат эти слова?

    Сообщение задач урока.

    3 мин

    Оформление темы в презентации.

    Если дети затрудняются ответить на заданный вопрос, предлагается вспомнить виды гимнастики.

    По ходу урока учащиеся должны найти варианты ответа на заданную тему.

    Ходьба: вокруг зала шагом марш, на носках, руки вверх; на пятках, руки в стороны; в полуприседе, руки за головой.

    2 мин

    Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперёд, живот подтянуть).

    Следить за интервалом.

    Локти в стороны, спина прямая.

    Бег. Ходьба : бегом марш. приставным правым боком;

    Приставным левым боком;

    С высоким подниманием бедра;

    С махами прямых ног вперёд;

    С махами прямых ног назад.

    Спиной

    Команда учителя: «Класс! На месте - стой, раз, два!» «Налево!»

    2 мин

    Следить за технически грамотным выполнением составляющих элементов бега.

    ОРУ

    Упр. на формирование подвижности в верхнем плечевом поясе.

    1.Наклоны головы: вперед-назад, вправо-влево.

    2.Вращение рук: вперед, назад.

    3.Повороты туловища вправо, влево.

    4. Наклоны туловища вперед-назад, вправо-влево.

    3 мин

    По 4 раза

    Повороты глубже, наклоны ниже.

    Упр. на формирование подвижности в тазобедренных суставах .

    1.Круговые вращения в тазобедренных суставах.

    2.-и- с наклонами.

    3.Выпад вперед на правую, левую ногу..

    4-6 раз

    Выпад ниже, смотреть вперед.

    Прыжки на координацию

    Прыжки с подтягиванием колен к груди.

    10-12 раза

    Прыжки выше, помогать руками.

    Ребята, обратите внимание на цвет вашей ленты на руке. Разделимся по цвету лент на команды

    Объединение в группы по цвету

    ленты.

    Назначение командира в группах (командах).

    Основная часть урока 21-23 минуты

    Ознакомление с основными терминами "гимнастика", "акробатика" и т.д.

    На слайде показаны основные

    понятия и их основное содержание.

    Гимнастика (греч. упражняю, тренирую) - один из наиболее популярных видов спорта и ф изической культуры .

    Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

    Памятка для работы в группах Кувырок вперёд.

    5 мин

    К видам гимнастики относятся: спортивная , художественная , акробатическая , эстетическая, командная , уличная.

    Оздоровительные виды гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:

    • Гигиеническая гимнастика - используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.
    • Ритмическая гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

    В соревнования входят три группы упражнений: акробатические прыжки женщин и мужчин, упражнения женских, смешанных и мужских пар, групповые упражнения женщин (втроём) и мужчин (вчетвером). В каждом виде программы спортсмены выполняют по два обязательных и произвольных упражнения: в акробатических прыжках - гладкое (включает сальто с поворотом не более чем на 180°) и винтовое (включает сальто с поворотом не менее чем на 360°); в парных и групповых упражнениях - статическое (с балансированием) и темповое (вольтижировочное). Выступления спортсменов оцениваются по системе, принятой в спортивной гимнастике. Все партнёры в паре или группе должны принадлежать к одной из возрастных категорий: до 11 лет, 12-14, 15-16, 17 и старше.

    Как олимпийский вид спорта спортивная акробатика возникла в 1932 году на 10-х Олим.играх, когда мужские акробатические прыжки (тамблинг) вошли в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид спорта (показательные соревнования по ним проводились на Олимпиадах 1996 и 2000 годов). С этого времени по ним стали проводиться соревнования в Великобритании, США и других странах. В СССР как самостоятельный вид спорта сформировалась в конце 1930-х годов. Первый всесоюзный чемпионат по спортивной акробатике состоялся в 1939 году. Женские соревнования проводятся с 1940 года, юношеские - с 1951 года.

    При кувырке обратить внимание на положение головы, круглую спину, слегка развёрнутые колени, локти прижаты, захват рук чуть ниже колен.

    Стойка на лопатках.

    2 мин.

    В стойке туловище должно быть прямым, носки вытянуть, локти широко не расставлять.

    «Мост» из положения лёжа

    2 мин.

    Обратить внимание на опору всей ступни, ноги врозь, кисти рук направлены под лопатки, голова назад.

    Предлагается образовать полукруг лицом к учителю, обращая внимание на рисунки с изображением пирамид. Гимнастические пирамиды строятся из акробатических упражнений, которые начали появляться в Греции 18 в. до н.э. И дошли до нас. Пирамиды могут быть разные по количеству исполнителей, сложности в построении и рисунку, и т.д. Беседа о использовании акробатических упражнений в построении пирамид, разбор и построение общей пирамиды. По необходимости показ учителем акробатических упражнений. Учащиеся работают в группах, устраняя ошибки, друг у друга и помогая добиться правильного выполнения. Командир группы, следит за совместной и дружной работой внутри группы.

    8 мин

    Знакомство с гимнастическими пирамидами.

    История возникновения, характеристика пирамид.

    Применение повторивших акробатических упражнений в построении.

    (Рисунки пирамид для оформления)

    вместе с учащимися.

    Творческое задание. Построить свою гимнастическую пирамиду каждой группе.

    2 мин

    Дать чёткую установку, что пирамида должна быть своя, но возможно использование упражнений с рисунков и акробатических упражнений, выполненных на уроке. Использовать музыкальное сопровождение - классика.

    Показ пирамид по группам.

    2 мин

    Построение пирамид по 2 группы

    одновременно.

    Отметить самую оригинальную

    пирамиду, пирамиду с применением

    сложного упражнения, пирамиду с

    творческим подходом, или присвоить

    номинации.

    Диалог с учащимися о применении пирамид, их значении.

    1 мин

    Построение пирамид можно применить в качестве выступления на праздниках и т.д. Что построение пирамид развивает творческое воображение, гибкость тела, коллективизм, сложное построение -силу, улучшает координацию движений.

    Заключительная часть урока 5-7 минут

    Подвижная игра «День» и «Ночь»
    Место проведения: беговая площадка, спортзал.
    Инвентарь: флажки для разметки площадки.
    Основная цель – развитие внимания, реакции, ловкости, быстроты.
    Организация. На середине площадки чертят линию, на которой спиной друг к другу выстраиваются команды. "Красные" называется «День», "Синие" – «Ночь». С обеих сторон от средней линии на расстоянии 15м одна от другой размечают по одной линии.
    Проведение. Учитель, находящийся сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называет команды: «День», «Ночь», «День», «Ночь». Игроки стоят на местах и внимательно слушают. После небольшой паузы учитель неожиданно громко называет одну из команд. Ее участники бегут за финишную линию, а игроки другой команды догоняют их. Догонять можно только до финишной линии и только одного игрока. Если игрок наступающей догонит участника команды соперника и коснется его рукой, он приносит своей команде 1 очко..

    3 мин

    Обратить внимание на внимательность, скорость, коллективность учащихся, команд .

    Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, набравшая больше очков.
    Примечание. Учитель должен так организовать игру, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз

    -«В одну

    шеренгу - становись!». Построение в шеренгу.

    Ребята, вернёмся к словам «Гимнастика-душа и тело...» Что они для вас значат сейчас?

    2 мин

    Подводится обучающимися рефлексия урока.

    Эти слова говорят о том, что гимнастика является одним из способов эмоциональной зарядки, человек успокаивается, одухотворяется при занятии гимнастикой и поэтому " гимнастика - это душа ", и занятие гимнастикой это движение тела, означает гибкость, ловкость человека, из этого " гимнастика - это тело"

    Итог урока.

    Цель: обучение учащихся использованию акробатических упражнений в построении гимнастических пирамид.

    «Гимнастика - душа и тело...» ? ? ? ? ? ? ? ?

    ОРУ Упражнения: «Раз, два, три..» выполним

    Гимнастика - один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная.

    Оздоровительные виды гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:

    Гигиеническая гимнастика - используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности. Ритмическая гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

    Слово « акробатика » в переводе с греческого означает «хожу на цыпочках, лезу » Акроба́тика - раздел гимнастики c упражнениями на силу, ловкость, прыгучесть.

    Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

    Как олимпийский вид спорта спортивная акробатика возникла в 1932 году на 10-х Олимпийских играх, когда мужские акробатические прыжки (англ.) (тамблинг) вошли в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид спорта (показательные соревнования по ним проводились на Олимпиадах 1996 и 2000 годов). С этого времени по ним стали проводиться соревнования в Великобритании, США и других странах. В СССР как самостоятельный вид спорта сформировалась в конце 1930-х годов. Первый всесоюзный чемпионат по спортивной акробатике состоялся в 1939 году. Женские соревнования проводятся с 1940 года, юношеские - с 1951 года. Первый личный чемпионат мира по спортивной акробатике состоялся в Москве в 1974 году. Первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике прошли в Швейцарии в 1975 году.

    Кувырок вперёд Выполнение: после отталкивания держать ноги прямые, следить за плотной группировкой.

    после маха - быстрое соединение ног в стойке, сход в кувырок длинный (руки не гнуть, ноги ровные – прямые).

    Стойка на лопатках

    «Мост» из положения лёжа

    История возникновения гимнастических пирамид Гимнастические пирамиды строятся из акробатических упражнений, которые начали появляться в Греции 18 в. до н.э. И дошли до нас. Пирамиды могут быть разные по количеству исполнителей, сложности в построении и рисунку

    Гимнастическая пирамида

    балансирование Равновесие спортивная акробатика

    Задание! ! ! ! ! Построить гимнастическую пирамиду.

    Игра «День и ночь»

    «Гимнастика-душа и тело...» гимнастика является одним из способов эмоциональной зарядки, человек успокаивается, одухотворяется при занятии гимнастикой и поэтому " гимнастика - это душа ", и занятие гимнастикой это движение тела, означает гибкость, ловкость человека, из этого " гимнастика - это тело"

    Успехов в учебе, ребята! Благодарю за ваше внимание…


    2. ТЕХНИКА АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.

    2.1. Акробатические прыжки.

    2.2. Статические упражнения.

    2.3. Групповые акробатические упражнения.

    2.4. Парные упражнения.

    2.5. Пирамиды.

    2.6. Бросковые упражнения.

    Заключение.

    Список литературы.

    1.ХАРАКТЕРИСТИКА АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Акробатические упражнения развивают силу, ловкость, быстро­ту реакции, ориентировку в пространстве и являются отличным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобре­тенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях. Акробатиче­ские упражнения широко представлены в основной гимнастике для детей школьного возраста, используются в массовых гимнасти­ческих выступлениях. Для занятий акробатическими упражнения­ми не требуется сложного оборудования. Использование средств акробатики в подготовке спортсменов различных специализаций приобретает все больший размах. Это объясняется тем, что установлена прямая зависимость между акро­батической подготовкой спортсменов и спортивным мастерством в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки. Все акробатические упражнения подразделяются на три боль­шие группы: прыжки, балансирования, бросковые упражнения. Акробатические прыжки. Эту группу составляют прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т. е. опор­ные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразде­ляются на пять подгрупп.Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без перево­рачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в сто­роны, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты ис­пользуются как самостоятельные упражнения и как подготови­тельные при изучении более сложных упражнений. Они применя­ются в вольных упражнениях как связующие элементы некоторых соединений.Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполня­ются вперед, назад и в сторону; в группировке, согнувшись и про­гнувшись. Кувырки вперед могут выполняться и с полетом после толчка ногами.Перевороты - вращательные движения тела с полным перево­рачиванием и промежуточной опорой. Данная подгруппа включает в себя следующие разновидности: а) собственно перевороты с фа­зой полета (одной или двумя). Выполняются вперед, назад, с раз­бега и с места; б) перевороты колесом с последовательной опорой каждой рукой и ногой без фазы полета. Выполняются вперед, на­зад и в стороны; в) перекидки, характеризующиеся медленным, равномерным вращением тела с одновременной опорой руками, рукой, без фазы полета. Выполняются вперед и назад с варьирова­нием исходных и конечных положений.Полуперевороты. В отличие от переворотов не содержат полного вращения. Выполняются вперед и назад прыжком с одной части тела на другую.Сальто - наиболее сложные акробатические прыжки. Это без­опорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполня­ются с поворотами. Например: полпируэта, пируэт, двойной пи­руэт, твист.Балансирования. Данная группа объединяет акробатические уп­ражнения, в основе которых лежит сохранение собственного рав­новесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.Одиночные упражнения - стойки, мосты и шпагаты.Парные упражнения, - один партнер (нижний) не только со­храняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.Групповые упражнения - пирамиды втроем, вчетвером, впяте­ром и т. д.Бросковые упражнения. В основе этой группы упражнений ле­жит бросок и ловля одного партнера другим или несколькими партнерами.

    Акробатические пирамиды представляют собой разнообразные комбинации стоек, поддержек, выпадов, упоров, мостов и равновесий.

    Зрелищность пирамид достигается не только сложностью положений, но и логичностью всей композиции, гармоничным сочетанием ее отдельных частей. Музыкальное сопровождение групповых композиций служит средством воспитания выразительности движений и оказывает эстетическое воздействие на занимающихся.

    Пирамиды делятся на: 1) пирамиды, строящиеся непосредственно на земле (полу); 2) пирамиды, строящиеся на гимнастических снарядах, специальных приспособлениях, конструкциях.

    Доступность пирамид, выполняемых на земле, объясняет их широкое распространение. Трудность и число пирамидковых упражнений практически не ограничены. В пирамидах могут участвовать и дети, и юноши, и мужчины, и женщины.

    Для выполнения групповых упражнений существуют следующие хваты:

    Обычный хват (простой хват). Партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье, при выполнении стоек пальцы соединены.

    Лицевой хват. В этом хвате правя рука нижнего соединяется с левой рукой верхнего, причем кисти нижнего развернуты наружу, а верхнего – направлены прямо.

    Глубокий хват. Партнеры держат друг друга за запястье.

    Плечевой хват. Партнеры стоят лицом друг к другу, нижний держит верхнего за плечи, верхний – нижнего под локти.

    Хват пальцами. Это обоюдный хват согнутыми пальцами.

    Хват за большие пальцы.

    Парные упражнения.

    Равновесия на коленях. Выполняются лицом друг к другу и лицом в одну сторону. Вход в равновесия на коленях можно делать наступая ногами поочередно, прыжком, переходом из другого равновесия, подниманием нижнего из положения лежа согнув ноги. Партнеры держат друг друга глубоким хватом.



    Стойки плечами на руках лежащего нижнего. Верхний должен приучиться сохранять неподвижное положение. Из этой стойки можно выполнять сход переворотом вперед на одну и обе ноги.

    Упоры согнув ноги и углом у лежащего и стоящего партнера. Эти упоры позволяют освоить основные хваты руками, движения для сохранения равновесия. Сход на пол можно выполнять медленно, силой, а также броском с фазой полета.

    Стойка ступнями на плечах. Партнеры должны научиться свободно выполнять вход на плечи и непринужденно стоять на них.

    Вход с бедра наиболее простой способ входа. Нижний, поднимая руки, тянет ими партнера на себя. Верхний, стараясь, все время находиться ближе к нижнему и подтягиваясь руками вверх, перешагивает с бедра на противоположное плечо и ставит ногу на другое плечо. Верхний стоит на плечах носками, опустив сомкнутые пятки вниз, голенями опирается о голову нижнего, колени слегка согнуты. Нижний держит верхнего за икроножные мышцы, прижимая голени к голове, Локти разводит в стороны, грудь старается приподнять вверх. Верхний слегка наклоняется всем телом вперед; нижний, наклоняя голову назад, сдерживает верхнего от падения вперед. Сход верхний делает вперед, опираясь на руки нижнего или спрыгивая. При значительной потере равновесия нижний должен опустить ноги верхнего, чтобы тот спрыгнул на пол.

    Пирамиды.

    Пирамиды разнообразны по количеству исполнителей, трудности и композиционному рисунку. Изучать пирамиды необходимо в определенной последовательности:

    1. Зрительное ознакомление с рисунком или схемой пирамиды.

    2. Определение мест и номеров каждого из участников пирамиды.

    3. Освоение пирамиды по частям (вначале осваиваются трудные положения, переходы, способы влезания на верхние этажи, групповые фигуры и т.д.).

    По количеству участников и технической сложности разнообразие пирамид безгранично. Наиболее популярны пирамиды с участием трех («тройки»), четырех («четверки»), пяти («пятерки»), шести («шестерки») человек.




    Бросковые упражнения.

    Обучение бросковым упражнениям и индивидуальным акробатическим прыжкам взаимосвязано. Часто бросковые упражнения используются для овладения аналогичными индивидуальными прыжками и наоборот.

    Полупереворот назад со спины с подбрасыванием нижним за ноги. Верхний, приняв исходное положение, вытягивает ноги вверх, затем сгибает, тотчас же резко выпрямляет их вверх и отталкивается руками от пола. Нижний направляет бросок вверх и от себя.

    Кувырок назад по спине партнера. Партнеры захватывают друг друга под плечи. При выполнении нижний спиной толкает партнера вверх, а верхний отталкивается ногами.

    Переворот через партнера. Перевороты через партнера представляют обширную группу упражнений с большим диапазоном трудности. К простейшим упражнениям относится переворот с опорой плечами о руки лежащего партнера, который выполняется с одной и обеих ног; на две, на одну ногу; быстро, медленно. Важно, чтобы нижний сопровождал руками партнера вперед по ходу движения, а верхний сохранял прогиб до приземления.

    Полет дугой. Полет дугой выполняется из положения, в котором верхний лежит спиной на полу в группировке, а нижний, стоя над ним, держит его за руки. Нижний проходит вперед, затем рывком поднимает партнера вперед-вверх. Верхний, разгибаясь ногами вперед-вверх, летит прогнувшись вперед и приземляется на ноги.

    Полупереворот назад из виса. Начало движения то же, что и в предыдущем упражнении. На каче вперед нижний переворачивается назад, опуская ноги, верхний отпускает его руки.

    Вопросы и задания.

    1. Характеристика, значение, особенности и классификация акробатических упражнений.
    2. Классификация акробатических прыжков.
    3. Особенности техники выполнения акробатических прыжков.
    4. Особенности техники выполнения упражнений в балансировании.
    5. Особенности техники выполнения бросковых упражнений.
    6. Техника выполнения и методика обучения группировке, перекатам. Помощь и страховка.
    7. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед. Помощь и страховка.
    8. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад. Помощь и страховка.
    9. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад и перекатом назад стойке на лопатках. Помощь и страховка.
    10. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад согнувшись в стойку на руках. Помощь и страховка.
    11. Техника выполнения и методика обучения кувырку прыжком через препятствие. Помощь и страховка.
    12. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад в полушпагат. Помощь и страховка.
    13. Техника выполнения и методика обучения кувырку назад в упор стоя ноги врозь. Помощь и страховка.
    14. Техника выполнения и методика обучения кувырку вперед в стойку на лопатках. Помощь и страховка.
    15. Техника выполнения и методика обучения длинному кувырку. Помощь и страховка.
    16. Техника выполнения и методика обучения стойке на лопатках. Помощь и страховка.
    17. Техника выполнения и методика обучения из положения лежа на спине «мост». Помощь и страховка.
    18. Техника выполнения и методика обучения стойке на голове. Помощь и страховка.
    19. Техника выполнения и методика обучения стойке на голове силой из упора присев. Помощь и страховка.
    20. Техника выполнения и методика обучения - «мост» и поворот кругом в упор присев. Помощь и страховка.
    21. Техника выполнения и методика обучения стойке на руках махом одной и толчком другой. Помощь и страховка.

    Техника выполнения и методика обучения перевороту в сторону. Помощь и страховка.

    Литература:

    1. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.

    2. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.

    3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.

    4. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.

    5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.

    6. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.

    7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.

    8. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

    9. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение», 1971.

    10. Акробатика. Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: «Ф и С»,1978.

    11. Гимнастика в школе. А.Н.Мартовский. – М.: «Ф и С»,1976.

    12. Гимнастическая терминология. А.Т.Брыкин. – М.: «Ф и С», 1989

    13. Книга учителя физической культуры. Под ред. В.С.Каюрова. – М.: «Ф и С»,1973.

    14. Координационные способности школьников.В.И.Лях . – Минск.: «Полымя»,1989

    15. Обучение спортивным движениям. А.Н.Лапутин. – Киев.: «Здоров’я»,1986.

    16. Тренировка вестибулярного аппарата гимнаста. Ю.П.Кобяков. – М.: «Ф и С»,1976.

    17. Техника гимнастических упражнений. М.Л.Укран. – М.: «Ф и С»,1967.

    18. Юный гимнаст. Под ред. А.М.Шлемина. – М.: «Ф и С», 1973.

    19. Методика физического воспитания учащихся начальных классов. А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек. – Киев.: «Радянська школа»,1997.

    20. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: «Ф и С»,1998.

    21. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Физическая культура». 1–11 классы. Рекомендовано Министерством просвещения Украины. – Киев.: «Перун»,1998.

    22. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

    23. Энциклопедия физических упражнений. Ежи Палага. – М.: «Ф и С»,1998.

    24. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.

    25. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

    26. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Э.Я. Степаненко. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

    Что это — спорт или искусство? Этого наверняка не могут сказать даже сами castells, участники, строители и строительный материал «живых сооружений». Пирамидами построенных из живых людей уже давно никого не удивишь. Но когда эти «живые башни» становятся национальным помешательством, частью национального колорита, традицией и предлогом гордости Каталонии, это наводит на мысли. (Хорошо, что традиционное перетягивание каната на Руси осталось лишь народной забавой) И действительно, практически каждый поселок, деревушка, не говоря уже о городе, имеет свою colla — группу кастельеров (castellers). Да и каждый уважающий себя испанский теле- и радио канал или газета считают своим долгом осветить моменты происходящего.

    Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

    Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

    Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.


    Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера — faixa. Это — черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

    Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это — верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана — это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса — тут все ясно — это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

    В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.


    Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия — завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.


    Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» — pinya. Он же назначает и «иглу» — agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos — представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.


    Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

    На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.


    Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos — два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador — некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8-9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он — «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.