• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

    Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

    Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

    Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

    ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

    Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

    КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

    Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

    Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

    Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

    Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

    ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

    При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

    Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

    ПОДРОБНЕЕ:

    Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

    Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

    Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

    Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

    Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

    Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

    Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

    ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
    Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

    Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

    Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
    Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

    КОММЕНТАРИЙ
    Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

    Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

    В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

    В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

    ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
    Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

    Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

    Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

    Слово бандха с санскрита переводится как держать, удерживать, запирать, связывать, скреплять, останавливать, закрывать, перенаправлять. В йоге используют значение замок, сжатие.

    В Хатха Йога Прадипике описаны 3 основные бандхи: джаландхара бандха или горловой, или верхний замок, сжатие горла; уддияна бандха или брюшной, или средний замок, втягивание живота; “Корневой” или мула бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности).

    Комбинация всех трех бандх называется Маха бандха.

    Традиционно техники выполнения энергетических замков после того, как ученик уже освоит асаны, пранаямы и мудры. Эффективно и травмабезопасно эти практики можно освоить в Московском Университете Йоги на специальных тематических курсах.

    При выполнении замков, происходит мягкое и сильное сжатие определенных частей тела, как правило, с задержкой дыхания на выдохе или на вдохе. При таком сжатии происходит массаж внутренних органов, стимуляция кровообращения и движения лимфы в межклеточном пространстве (устраняет застойные явления в организме), стимуляция нервной и эндокринной систем.

    Бандхи называют энергетическими замкам. Хотя это и физические упражнения, бандхи работают с психикой и тонкими энергиями в теле человека.

    Это и есть их основное предназначение, подготовить практикующего к медитации, а также заставить кундалини подняться вверх к Сахасрара чакре.

    В теле человека проходит множество энергетических каналов нади. Из них самыми важными считаются: сушумна центральный канал, по которому должна подняться энергия Кундалини; ида нади левый, женский, лунный канал. Это ментальная энергия, мысленная, активность парасиматической вегетативной нервной системы, процессы синтеза, восстановления организма. Пингала нади правый солнечный, мужской канал. Активная энергия действия, активность симпатической вегетативной нервной системы, процессы диссоциации, расщепления и выработки энергии.

    Маха бандха это одновременное выполнение трех замков. Такая практика является хорошей подготовкой практикующего к медитативным техникам и является практикой призванной заставить энергию кундалини подниматься в срединном канале.

    Помогает устранить грандхи психические узлы, мешающие универсальной энергии Кундалини, свернутой в районе муладхара чакры в 3.5 оборота подниматься вверх. При выполнении нижнего замка происходит перекрытие срединного канала снизу, что не дает энергии (прана апана вайю) утекать вниз, апана прана поднимается вверх и смешивается с самана вайю в районе пупка. Верхний замок перекрывает Сушумна нади сверху, что заставляет удана-вайю прану двигаться вниз. Таким образом вся энергия оказывается запертой внутри центрального канала. Средний замок сжимает центральный канал, стимулирует манипура чакру. В результате все виды праны смешиваются и канал заполняется изначальной праной. Снятие замков вынуждает прану мощным потоком прокатываться по телу, что способствует прочистке энергетических каналов. По главному энергетическому каналу “Сушумна-нади” поднимается мистическая сила, символизирующая потенциал психики, – Кундалини-шакти.

    “Кундалини не является частью физического тела, хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни астральному телу. Кундалини находится в бессознательном причинном теле, в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объективности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность место, которое йоги называют муладхарой. Именно здесь скрыты все бессознательные силы и устремления человека. Замыкая и напрягая определенные мышцы на физическом уровне, на умственном и праническом запускается спонтанный процесс раскрытия. Когда кундалини-шакти пробуждается ото сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности”.

    Так же практика бандх является очень действенным способом поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Это и массаж внутренних органов, и сжатие эндокринных желез, и стимуляция кровообращения, работа с психикой посредствам стимуляции различных частей вегетативной нервной системы. А прочистка энергетических каналов обеспечит прекрасное здоровье, поскольку их загрязнение предшествует физическим болезням, являясь их причиной.

    Бандхи следует осваивать под наблюдением квалифицированных преподавателей постепенно и осознанно, понимая технику выполнения.

    Бандха – означает «замок». В данном случае мы говорим о телесных замках. При помощи замков мы смешиваем потоки двух энергий в теле, чтобы энергия Кундалини смогла усилиться и, начав двигаться вверх, а не вниз, по позвоночнику, открыть энергетические центры.

    При выполнении бандх мы задействуем энергию, которая течет в спинном и головном мозге. Благодаря этому телесные замки более эффек­тивны, чем простое напряжение мышц, например, рук или ног. Обычно мы делаем бандхи во время задержки дыхания на вдохе или на выдохе. При выполнении крийи первым условием является положение тела, вторым – замки.

    Мулабандха – «Мула» означает «корень». Этот замок еще называют Корневой замок . Мы втягиваем мышцы ануса, половых органов и пупок в себя. Обычно выполняется на задержке дыхания на вдохе, либо на выдохе. С помощью корневого замка мы изменяем направления течения двух основных энергий в теле – Праны (энергии жизни) и Апаны (энергии выделения). Две энергии смешиваются и вызывают психический жар, высвобождающий энергию Кундалини. Она поднимается по позвоночнику к Пупочной чакре и не может теряться за счет того, что мы закрываем замком три нижние чакры. Ей остается двигаться только вверх по позвоночнику. Соответственно, замок способствует движению спинномозговой жидкости в позвоночнике. Мулабандха преобразовывает сексуальную энергию в творческую, а если ее недостаточно, то восполняет ее. В глобальном смысле этот замок трансформирует физическое, грубый план, в тонкий.

    Уддияна Бандха – этот замок может быть выполнен только при полном выдохе. Диафрагмальный замок достаточно сложный. Нужно подтянуть диафрагму вверх и грудная клетка автоматически приподнимается. Т.о. растягивается грудной отдел позвоночника. Несколько раз в своих лекциях Йоги Бхаджан говорил, что диафрагмальный замок – это одна из тех практик, которая является настолько сложной, что она может полностью правильно получиться только после долгих тренировок. Она дает не только контроль, но также понимание физической и энергетической природы грудной клетки и грудины (верхней части туловища). В общем в диафрагмальном замке грудная клетка поднимается, ребра выдвигаются вперед и диафрагма поднимается вверх.

    Диафрагма приподнимается из-за создания отрицательного давления в грудной клетке на выдохе. Т.к. диафрагма идет вверх, это создает избыточное давление на шею и голову, и это не очень приятные ощущения. Это давление может иметь и вредоносный эффект, если мы не удерживаем Горловой замок.

    С помощью Уддияна Бандхи мы помогаем пранической энергии дойти по позвоночнику до области шеи. Выполнение этого замка способствует массажу кишечника, сердца, стимулированию тимуса и омоложению всего организма. А также удержанию огненной энергии в Солнечном центре.

    Джаландхара бандха ( Горловой замок) – основной и наиболее часто используемый. Его применяют во время всех медитаций с многократным повторением мантр и во время большинства пранаям. Как правило, он используется еще и на задержке дыхания при вдохе и выдохе. Чтобы выполнить Горловой замок, нужно слегка опустить подбородок и толкнуть голову назад. Таким образом шея будет являться продолжением прямого позвоночника. Спина прямая и Сердечный центр раскрыт. Плечи расслаблены, не задираются вверх, язык и глотка расслаблены. Шейные позвонки немного вытянуты, голова находится точно в центральном положении. Это обеспечивает свободное течение праны в высшие энергетические центры. Также мы немного пережимает сонные артерии, чтобы не было кровяного удара в мозг при выполнении мощных динамических упражнений Кундалини йоги.
    Т.о., Джаландхара бандха обеспечивает связь головы с сердцем и регулирует кровяное давление. А также удерживает энергию Лунного центра, который находится в подбородке.

    Маха бандха – Великий замок . Очень важна последовательность его выполнения: сначала мы сжимаем Мулабандху, чтобы толкнуть энергию вверх, затем сразу же делаем Джаландхара бандху для того, чтобы открыть канал, чтобы энергия могла течь вверх через макушку головы, затем Уддияна бандха. И в конце мы надавливаем кончиком языка на верхнее небо и сводим глаза в точку Межбровья. Этот замок не запирает энергию внутри, как может показаться на первый взгляд. Это – открывающая практика, мы получаем прямую стрелу энергии вверх.

    Видео :

    ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

    Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

    Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

    Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

    ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

    Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

    КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

    Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

    Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

    Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

    Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

    ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

    При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

    Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

    ПОДРОБНЕЕ:

    Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

    Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

    Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

    Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

    Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

    Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

    Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

    ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
    Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

    Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

    Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
    Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

    КОММЕНТАРИЙ
    Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

    Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

    В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

    В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

    ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
    Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

    Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

    Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

    Что такое бандха?

    Перевод слова «бандха» («баддха») звучит как: замок, связь, связывать, останавливать, объединять, закрыть. В традиционных школах йоги, знание бандх предавалось ученику только после прохождения специального курса асан, пранаям и мудр, т.к. практика бандх - оказывает очень сильное воздействие на тело и сознание практикующего. На физическом уровне бандха - это осознанное сокращение определённых мышц тела, которое приводит к «раскрытию» определённых областей пранического и ментального тел. Наиболее известными бандхами являются: мула бандха, уддияна бандха и джаландхара бандха. В данной статье мы рассмотрим мула бандху - нижний или корневой замок.

    Как работает мула бандха?

    Мула бандха - это сокращение мышц промежности и тазового дна, напрямую воздействует на нервную систему, а также на кровообращение, дыхательную и эндокринную системы. Сокращение мышц промежности посылает в головной мозг импульсы, запускающие определённые нейронные цепи и стимулирующие нервные центры головы, что в свою очередь влияет на состояние сознания.

    На уровне физического тела.

    Выполнение корневого замка мягко стимулирует симпатическую нервную систему, способствуя общему тонусу организма, однако при выполнении совместно с другими бандхами и техниками пранаямы, корневой замок гармонизирует и уравновешивает симпатику и парасимпатику, замедляет пульс, снижает артериальное деление, уменьшает комфортную частоту дыхания, приносит ощущение внутреннего покоя и целостности. Также оказывается положительное влияние на гипоталамус, управляющий эндокринной системой, а следовательно происходит постепенная нормализация всех биологических ритмов, а также эмоционального состояния практикующего.

    На уровне пранического тела .

    Йоги считают, что человеческий организм представляет из себя сложно устроенную, высокоорганизованную систему, на тонком уровне состоящую из взаимодействия различных энергетических потоков (праны). Считается, что нисходящий поток энергии (апана) не только отвечает за выделения тела, но и может воздействовать на понижение уровня сознания. Апана - делает ум более грубым, инертным и материалистичным, способствует понижению уровня энергии на верхних энергетических центрах, а также удовлетворению инстинктивных желаний, неосознанных эмоций, лени и.т.п. Мула бандха - перенаправляет поток энергии вверх, устремляя сознание к высшим уровням развития. Также выполнение корневого замка способствует очищению энергетических каналов (нади) от «тонкой грязи» физической и ментальной.

    На уровне сознания.

    Древние тексты по йоге указывают на то, что прана, дыхание и ум - очень тесно связаны между собой. Обретая контроль над одним, появляется возможность управлять другими двумя. Когда человек испытывает сильные эмоции, возбуждение, страх и.т.п. дыхание становится учащённым и поверхностным. Успокаивается дыхание - успокаивается ум. Замки - это метод контроля праны. Обычно бандхи выполняются совместно с кумбхаками (задержками дыхания) в результате происходит остановка внутреннего диалога. Ум затихает, а сознание практикующего становится ясным и открытым.Бандхи являются одним из подготовительных упражнений для медитации.

    Техника выполнения мула бандхи.

    «Мула» - означает корень. «Бандха» - замок. Мула бандха - сокращение мышц промежности (вокруг простаты) у мужчин и шейки матки у женщин. Для правильного выполнения техники необходимо развить мышцы тазового дна настолько, чтобы появилась возможность изолированно сокращать «тело промежности» - мышечно-сухожильный центр между половыми органами и анусом у мужчин, и область вокруг шейки матки у женщин.Обычно при напряжении промежности также напрягается также и анус, а также подтягивается сфинктер мочевого пузыря и половые органы. Освоение мула бандхи обычно разделяют на несколько этапов:

    1. Укрепление мышц. Сокращают все мышцы тазового дна одновременно. Выполняют несколько пульсаций, затем удержание максимального напряжения несколько секунд, затем расслабление, отдых. Можно сделать несколько таких подходов.

    2. Изолированное напряжения мышц вокруг ануса (ашвини мудра). Выполняется несколько пульсаций ашвини мудры, затем фиксация максимального напряжения. Отдых, расслабление. Можно сделать несколько таких подходов.

    3. Изолированное напряжение сфинктеров мочевого пузыря (ваджроли мудра). Выполняется несколько пульсаций ваджроли мудры, затем фиксация максимального напряжения, удержание максимального напряжения несколько секунд, затем расслабление, отдых.

    4. После освоения и проработки первых трёх этапов приступают к практике непосредственно мула бандхи, а именно изолированному, осознанному сокращению «точки промежности». Сокращение «точки промежности» является особым способом воздействия на корневой энергетический центр (муладхара чакру).

    5. После освоения мула бандхи на уровне мышц, учатся выполнять мула бандху только на праническом и ментальном уровнях. Это достаточно сложно и требует системных занятий пранямой и медитацией в течении длительного времени.Практиковать можно в любой сидячей асане или лёжа.

    Как я узнаю правильно ли я выполнил корневой замок?

    Достаточно просто проверить правильность выполнения этапа 4. Лягте на пол в шавасану. Расслабьтесь. Приготовьтесь к выполнению мула бандхи. Положите палец на «точку промежности». Сосредоточьтесь. Выполните замок. Если при выполнении точка, на которой стоял палец втянулась внутрь, а сфинктеры мочевого пузыря и анус остались расслабленными - вы успешно выполнили этап 4.

    Успехов в практике…

    Дмитрий Маров.