• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Зимняя рыбалка для многих зимников не просто хобби, а жизненное кредо. Многие действия бывалых рыболовов автоматизированы, в том числе и само хождение по льду, избегание опасных участков и поведение на ледяной поверхности. Однако, из года в год несчастные случаи все еще происходят, и некоторые заканчиваются летальным исходом. Правила поведения на льду одинаковы для всех людей, без разницы, рыболовов или просто вышедших на прогулку. Безопасность на льду – это не только действия против проваливания. Помимо проваливания, на зимней рыбалке присутствуют и другие опасные факторы.

    Безопасная зимняя рыбалка – о чем нужно всегда помнить

    Правила безопасности на льду во время не взяты с головы просто так – они написаны на горе и несчастьях людей, которые уже попадали в опасные ситуации или не выжили. Безопасность на воде в зимний период – понятие комплексное. Низкая прочность льда – не единственный опасный фактор. Техника безопасности на льду должна “содержаться” в подкорке у каждого зимнего рыболова. Правила безопасного поведения на льду в один прекрасный момент не просто помогут решить сложную ситуацию, а позволят выжить в экстренном случае. В зимнее время правила поведения на льду помогут избежать следующих неприятностей:

    1. Проваливание, которое может привести как к банальному намоканию и простуде, так и к гибели.
    2. Угорание насмерть в зимней палатке от продуктов горения печки.
    3. Гипотермия, замерзание.
    4. Падение на скользкой поверхности, ушибы.
    5. Возможность заблудиться (в плохую погоду, на больших водоемах либо в состоянии алкогольного опьянения), в лучшем случае – потерять время, в худшем – замерзнуть.

    Проваливание

    Безопасное поведение на льду в зимний период – это не только правильное передвижение по прочной поверхности водоема. Опасность может подойти со стороны. Но начнем обзор с наиболее явной опасности – холодной воды подо льдом. В ней можно как утопнуть, так и получить смертельную гипотермию. Когда можно выходить на лед на зимнюю рыбалку?

    Безопасная толщина льда для рыбалки, общепринято, 7-10 см. Как известно, рыболовы умудряются ходить по льду почти сразу, как он встал, и не нарос еще более 5 см. Такое передвижение по льду может быть опасным. Среди бывалых рыболовов есть оговорка – нельзя выходить, если лед пробивается пешней с одного средней силы удара. Естественно, МЧС такие показатели ужесточает. Человеку небольшой массы аккуратно можно пройти и по 3 х-сантиметровому крепкому покрову, при этом поверхность будет прогибаться под весом и потрескивать. В этом вопросе лучше не испытывать судьбу и дождаться нормальной толщины. Помимо толщины немаловажный фактор – прочность. Прочность льда можно определить по ряду признаков. Обычно свежий, прозрачный лед перволедья – прочный, а тающий весной – слабый. Безопасная толщина льда для рыбалки (в расчете на человека весом 100 кг)- 7-10 см и больше. Даже в таких благоприятных условиях требования безопасности нужно соблюдать. Если же слой тоньше – то и подавно. Какой же лед безопасный для рыбалки полностью?

    Безопасный лед

    Безопасный лед

    По какому льду можно ходить на рыбалку? Официально допустимая толщина льда для передвижения по нему группы людей должна быть на рыбалке не менее 10 см. Это нарисовано на плакатах по технике безопасности. Минимальная толщина льда для рыбалки – 3-5 см, в зависимости от водоема, на свой страх и риск. По такому ходить нужно крайне осторожно, по всем правилам (об этом ниже). Заходить на глубины свыше 1.5 метров и далеко от берега не рекомендуется. 10 см выдерживают человека 100 кг весом и допускают передвижение группы людей.

    Таблица толщины льда для безопасного передвижения:

    При какой температуре становится лед на водоеме:

    Процесс нарастания панциря на водоемах с течением, крупных водохранилищах, озерах с родниками намного медленнее. Ледяной панцирь сковывает быстрые реки и глубокие озера в последнюю очередь. На картинке лишь примерные данные, применимые, например, к небольшому закрытому пруду.

    Прочная поверхность обычно прозрачная, с голубоватым или зеленоватым отливом. Мутность, пузырьки, желтизна – признаки непрочного ледяного панциря. Хороший слой намерзает в тихую морозную погоду. Замерзающий слой может занести снегом, который слипнется с водой в единую белую массу. Такая поверхность непрочная и хрупкая.

    Безопасность на плохом ледяном покрове

    Рыболовы с нетерпением ждут момента становления перволедья. Самые отчаянные выходят на лед, как только он станет, пренебрегая требованиями безопасности. Первый лед опасен, в первую очередь, ввиду своей малой толщины. Официальное правило поведения на тонком льду одно – не заходить на него. При попадании в такие условия нужно соблюдать в точности все рекомендации безопасности и поведения.

    По перволедью определить толщину льда по цвету невозможно – он тонкий и прозрачный. Если пробивается пешней с одного удара – далеко от берега лучше не отходить, а сидеть рядом с прибрежными кустиками. На глубине лед укрепляется позже, поэтому выходить на середину водоема – опасно. Безопасность на тонком ледяном покрове – первоочередная задача рыболова, попавшего на водоем в таких условиях. Ежесекундно необходимо быть внутренне готовым уйти под воду, и реагировать уверенно и быстро. Состояние ледяного слоя на различных водоемах может разнится из-за множества факторов – силы течения, ветра, состава воды, наличия родников. Поэтому хороший покров вон на том пруду – не повод выходить на большое водохранилище, где еще вчера гуляли волны.

    Признак прочности льда и его безопасности – прозрачность, отсутствие трещин и пузырей, треска и продавливании при ходьбе. На тонком покрове каждому шагу должен предшествовать проверочный удар пешней или палкой. Проверять прочность, топая ногой и подпрыгивая, категорически нельзя! Рюкзак и ящик вешается на одно плечо, чтобы их можно было скинуть при проваливании.

    Как передвигаться по тонкому льду, если он начал трещать и прогибаться? В первую очередь – остановиться и осмотреться. Если прогибание происходит прямо на глазах – нужно моментально лечь, как можно мягче и плавнее, не ударяя по поверхности весом. Затем необходимо отползти по своим следам обратно. Если не так все фатально – нужно просто вернуться назад по своим следам плавными скользящими шагами, не отрывая ног. Вообще, лучше придерживаться проторенных троп и ходить по ним всегда. Потенциально опасные места:

    • Середина водоема, большие глубины, русловой поток.
    • Места соединения прямого и обратного течений.
    • Устья рек и ручьев.
    • Непосредственно у берега.
    • В зарослях камыша.
    • Около вмерзших в воду предметов.
    • Места слива канализации и отходов.
    • Узкие протоки с течением, быстрины между островами.
    • У закраин и промоин.
    • Акватории с частым изменением уровня воды и судоходством. Такое место может сыграть злую шутку – рыболова просто отрежет от выхода проходящее судно, оторвет на льдине от основного массива и унесет в море.
    • Болота и трясины – самые опасные места. Выделяющийся теплый газ может сделать слабым и тонким внешне нормальный и твердый покров.

    Избегайте перволедья, занесенного снегом – это может быть просто наст, а под ним – промоина. Не стоит в группе подходить друг к другу близко, собираться вместе. Двигаться нужно гуськом, не ближе чем за 5-7 метров друг от друга. Каждый человек должен иметь специальные спасалки на веревке, закрепленные удобно на груди для быстрого применения. Желательно наличие веревки с грузом, чтобы быстро можно было бросить провалившемуся. Нельзя сверлить много лунок сразу – такая перфорация ослабит и так ненадежную поверхность.

    Опасен также и рыхлый весенний лед. Оценить состояние льда весной визуально трудно, обычно все покрыто снегом. Выход – придерживаться тропы, нехоженные места проверять на каждом шаге, обходить темные, желтые участки, трещины и торосы.

    Как ходить по замерзшему водоему

    Меры безопасности на льду подразумевают определенные правила и рекомендации нахождения на нем и передвижения. Помимо опасности провала, на скользкой поверхности можно просто упасть и повредить себе что-нибудь, сломать кости или разбить голову. Особенно это актуально для крупных пожилых рыболовов. Как ходить по льду чтобы не упасть? Следующие меры предосторожности на льду уберегут от травм:

    1. Пользоваться обувью с противоскользящими подошвами или накладными шипами.
    2. Не совершать резких движений, держать равновесие и обращать внимание на каждый шаг.
    3. Резко не переносить вес. Сначала ставится нога, потом вес переносится на нее, плавно и размеренно. Колени полусогнуты, туловище расслаблено, готово к падению.
    4. В случае падения важно правильно сгруппироваться, упасть на бок, назад или на выставленные вперед полусогнутые руки, гася скорость ими. Важно контролировать положение головы, чтобы уберечь ее от удара. Безопасность падения отрабатывается на практике как физическое упражнение.

    Сам процесс нахождения на зимнем водоеме – мероприятие повышенной опасности. Обычно все зимники выполняют требования на инстинктивном уровне. Для начинающих полезно изучить правила безопасности поведения на льду:

    1. Нахоженные тропы – наименее опасные участки, так как явно видно, что по ним прошло много народу.
    2. Нельзя проверять прочность подпрыгиванием или ударами ногой. Делать это нужно палкой, жердью или пешней.
    3. Если вы заметили треск, фонтанчики воды из трещин, прогибание, желтоватый цвет или мокрые пятна на снегу – следует обойти это место (либо вернуться назад ползком, если уже зашли слишком далеко).
    4. Не следует передвигаться толпой и хаотично, близко друг к другу. Оптимальный вариант – гуськом на дистанции не менее 5 метров.
    5. При передвижении на лыжах крепления должны быть отстегнуты, чтобы можно было сбросить их при проваливании.
    6. Рюкзак и весь скарб носится на одном плече либо с расслабленными лямками, для возможности быстро избавиться от груза – важное условие безопасности перемещения.
    7. Категорически не рекомендуется выходить на водоем без специальных спасалок, шипов с ручками. Эти средства безопасности должны быть расположены на груди, чтобы ими можно было воспользоваться быстро в экстренном случае. По перволедью или весной лучше ходить на рыбалку в специальном непромокаемом костюме-поплавке. Он убережет от гипотермии и утопления при проваливании. Если поплавка нет – то нужно надеть хотя бы спасательный жилет.
    8. Наличие у кого-то в группе веревки 10-20 метров длинной с кошкой или грузом на конце.
    9. При необходимости преодолеть перспективно опасный участок не делать этого одному – только со вторым человеком, с веревкой или жердью для подстраховки. Естественно, при групповом перемещении такое место преодолевается по очереди.
    10. Нельзя ловить рыбу или ходить около закраин, промоин и полыней, трещин, торосов и провалов.

    Как выбраться, если провалился под лед

    Если вы провалились под лед – главное, не терять самообладание и не паниковать. Именно паника и неправильные действия – основные причины смертельных исходов. В 99% случаев можно выбраться, даже если у вас большой вес и плохая физическая форма. Человек подо льдом получит гипотермию за несколько минут, в результате чего подвижность снизится, и сам он выбраться уже не сможет. Поэтому действовать нужно быстро – 3 минуты. Важно соблюдать определенные правила поведения человека, провалившегося под лед. Эти правила спасения на льду отработаны многими случаями на водоемах. На вероятность удачного исхода и безопасность влияет и наличие средств спасения на льду – спасалок, веревок, жердей, страхующего. Современное общество таково, что вас в случае провала могут снимать на телефон и давать советы, но сами не полезут. Рассчитывать нужно только на себя. Если помогут – конечно хорошо, это облегчит процесс.

    Как помочь человеку, провалившемуся в воду

    Спасение провалившегося человека основывается на вышеперечисленных принципах безопасности. Главное – не угодить в воду самому спасателю. Сначала оповестите утопающего, что к нему идет помощь. Приободрите его, заставьте успокоиться и прекратить паниковать, дергаться и тратить силы зря. Если есть длинная веревка, то ее нужно кинуть с безопасного расстояния человеку. Но часто веревки с собой нет. Самый длинный предмет – бур и веревочки с санок-волокуш. Можно использовать их, связав между собой. К месту пролома подбираться можно только лежа, с собой лучше взять спасалки или нож. В течение процесса постоянно общайтесь с пострадавшим, инструктируйте его. Когда он ухватится за бур (веревку), вытащите его, предварительно закрепившись ножом, шипами либо спасалками за поверхность. Для облегчения процесса пострадавшему в воду нужно бросить жилет, спасалки и т.д. – что есть при возможности.

    Безопасность при переохлаждении

    Далее первая помощь на льду (себе или пострадавшему) не заканчивается. Главная опасность – гипотермия, переохлаждение. Нужно сразу снять верхнюю одежду и отжать ее. Вставать голыми ногами нужно не на снег, а, например, в санки. Если сменки нет – то надеть, в первую очередь, шерстяные изделия или качественное термобелье. Эти предметы греют даже мокрыми. Надо постоянно двигаться. Первая помощь провалившемуся под лед может спасти ему жизнь. А если на улице мороз -30 и до теплого укрытия (машины) несколько километров? Если есть горячий напиток – выпить. Алкоголь употреблять нельзя (только после окончательного согревания и переодевания). При наличии хорошего сухого чистого снега можно растереться им (людям с нормальным уровнем закалки и физической формой). При гипотермии озноб начинает прекращаться, пульс замедляется, артериальное давление падает. Происходит это, когда температура тела падает до 30 градусов. После этого начинается замерзание, которое может привести к летальному исходу. Далеко до машины – бегите бегом. Главное – не останавливаться.

    Меры безопасности от угорания в зимней рыболовной палатке

    Каждый год эта печальная статистика пополняется новыми случаями. Вина – личная безалаберность. Нельзя находится в дешевой не дышащей палатке с печкой или газовой горелкой с закрытой дверью. Всегда важно продумывать отвод продуктов горения печки наружу через дымоход при ночевке в палатке. Даже от свечек в наглухо закрытой дешевой китайской палатке через некоторое время начинает болеть голова – первый признак недостатка кислорода и отравления угарным или углекислым газом. Основные правила поведения на льду зимой не касаются этого вопроса, а зря. Случаи смертей повторяются среди рыболовов-ночников из года в год. Человек просто засыпает и не просыпается. Если у вас возникли подозрения насчет безопасности в соседней палатке – лучше загляните. Вдруг это спасет кому-то жизнь.

    Поведение и безопасность при потере ориентации на местности

    На больших водоемах в качестве ориентиров выступают далекие предметы на берегу. Когда начинается снегопад и метель – их не видно, следы заносит. Поэтому важно не потерять чувство пространства и безопасности. Хорошо если есть компас или навигатор. Когда никаких средств навигации с собой нет – нужно идти, чтобы не замерзнуть, пить горячее, есть. Нельзя валиться в сугроб и засыпать – это приведет лишь к замерзанию. Поэтому о географии лучше позаботиться заранее, перед выходом, обеспечив себе безопасность.

    Многие рыболовы предпочитают летней рыбалке зимнюю, с нетерпением ждут наступления холодов, чтобы сделать лунки и выловить долгожданную рыбу.

    При этом многие забывают, что зимняя рыбалка довольно специфическая, требует соблюдения правил безопасности. Важно знать, какая безопасная толщина льда для рыбалки, иначе любимое хобби может обернуться крайне плачевными последствиями.

    Если игнорировать характеристики ледового полотна, во время рыбалки легко оказаться под водой. Некоторые рыболовы рискуют еще больше – не желая идти пешком, к месту рыбалки они добираются на транспортном средстве, в итоге прибывшим на место спасателям приходится доставать из воды не только рыболова, но и его автомобиль.

    Время формирования льда в России

    Большинство регионов нашей страны находится в холодных широтах, где зимний период часто длится больше 3 положенных месяцев. При этом первый лед, способный выдерживать взрослого человека, появляется в закрытых и проточных водоемах примерно в конце ноября.

    Лед, который способен выдержать вес легкового автомобиля, появляется на водоеме только в середине января. При этом стоит учитывать, какие погодные условия были весь этот период. Если температура воздуха повышалась до 0 и держалась около 3-4 суток, прочность льда снижается на 25%.

    В середине января начинают работать специализированные переправы по льду через водоем. В основном на подобных участках толщина для безопасного прохождения сохраняется вплоть до начала весны, если в зимний период не случалось кратковременных оттепелей. Пересекать водоем желательно именно по переправе, так как специалисты всегда следят за толщиной льда в данном месте и при возникновении опасности перекрывают движение.

    Важно! Помните о том, что лед в разных регионах нашей страны устанавливается в разное время. Чтобы не попасть в опасность, перед рыбалкой стоит промониторить прогноз погоды в районе, а также ознакомиться с официальными заявлениями властей по поводу толщины льда.

    Какой должна быть минимальная толщина покрова?

    В большинстве регионов нашей страны рыбаки на лед выходят в случае, если толщина льда на водоеме превышает 7 сантиметров, при этом самым безопасным считается лед, толщина которого превышает 10 сантиметров.

    Пешие переправы через водоем можно разрешить, если толщина льда превышает 15 сантиметров.

    Санкционированная переправка транспорта по льду становится доступна только в том случае, если толщина превышает 30 сантиметров.

    Стоит помнить о том, что лед одинаково толстый не во всех местах. Даже при достижении оптимальной толщины в центральной части водоема, возле берега, а также в районе слияния рек наблюдаются тонкие участки, представляющие опасность.

    Как определить толщину для рыбалки?

    Есть несколько способов, позволяющих проверить толщину льда на водоеме самостоятельно и обезопасить себя от проваливания под воду.

    Важно! Выходя в зимний период на лед, в не зависимости от того, рыбак вы или человек, который просто хочет сократить путь, нужно брать с собой обычную палку. Ломкость льда впереди всегда проверяется палкой, так как удары ногой могут спровоцировать мгновенное падение в воду.

    Проверяется лед палкой следующим образом: постучите по замерзшей поверхности и проследите за появлением воды. Если вода на поверхности появилась, лед еще не успел достаточно замерзнуть и ходить по нему совсем небезопасно. Уходить с тонкого льда стоит определенным образом: передвигайтесь медленно, ни в коем случае не паникуйте и не делайте слишком резких движения, ступни ног должны скользить по поверхности и не отрываться.

    Еще один способ определения толщины – цвет льда. Самым крепким и безопасным считается прозрачный лет. Если поверхность имеет синеватый или зеленоватый оттенок, вставать на такой лед можно – толщина достигла минимально допустимых безопасных значений.

    Самым небезопасным считается матовый лед имеющий желтоватый оттенок, он очень быстро разрушается, хождение по такой поверхности может обернуться плачевными последствиями.

    Избегать стоит и участков льда, на котором нет никаких следов. Если в данном месте до сих пор никто не ходил, скорее всего, толщина недостаточная.

    Признаки непрочности замерзшей воды

    К основным признакам непрочного льда можно отнести:

    • лед имеет рыхлую структуру и непрозрачный цвет;
    • из лунок начинает вытекать вода;
    • во время рыбалки вы слышите треск и хлюпанье воды;
    • часто опасные участки припорошены снегом, лучше будет их избегать, чем подвергать свою жизнь опасности.

    Безопасные показатели


    Не рискуйте своей жизнью и не выходите на первый лед, полотно находится на стадии формирования, любое необдуманное действие может стоить вам жизни. В зависимости от толщины, лед на водоемах принято разделять на несколько категорий:

    • минимальная толщина – около 7 сантиметров. Такой толщин в среднем хватает, чтобы выдержать вес человека. Выходить на такой лед крайне нежелательно, но если вы все же оказались на водоеме, начинайте двигаться в сторону берега, не отрывая ступней от поверхности;
    • безопасная толщина – 10 и более сантиметров (минимум 15 сантиметров для водоемов с соленой водой);
    • опасная толщина – менее 5 сантиметров. Попадая на такой лед, вы с большей вероятностью провалитесь под воду.

    Стоит помнить о том, что даже в середине января лед не всегда достаточно плотный, чтобы выдержать вес человека. Согласно наблюдениями, если около 3 дней температура повышалась до 0 градусов, лед становится небезопасным.

    Опасные участки

    Всем любителям зимней рыбалки стоит дождаться, когда толщина льда на водоеме достигнет 10-сантиметровой отметки. При этом стоит помнить о том, что на озере или реке всегда есть участки, где лед сохраняет опасную толщину на протяжении всей зимы. К таким участкам можно отнести:

    • поверхность, покрытая толстым снежным слоем;
    • участки, где наблюдается сильное течение;
    • места подводных родников;
    • места, в которых сливаются реки, либо происходит впадение реки в водоем;
    • места сброса в воду сточных вод.

    Как увеличивается толщина льда в зависимости от температуры

    Температура воздуха, °С Толщина льда на водоеме, см
    Менее 10 10-20 20-40
    Прирост льда за сутки, см
    -5 4 1,5 0,5
    -10 6 3 1,5
    -15 8 4 2
    -20 9 6 3

    Правила передвижения

    • переходя водоем, старайтесь придерживаться тех участков, где тропа уже протоптана. Вступая на чистый лед без следов, обязательно прощупывайте поверхность перед собой палкой;
    • если вы рыбачите группой, стоит распределиться друг от друга на некотором расстоянии;
    • передвигаться до места бурения лунок желательно на лыжах;
    • если с собой вы взяли рюкзак со снаряжением, носить его стоит только на одной лямке. Это позволит в случае проваливания под лед быстро отбросить груз в сторону;
    • обязательно берите на рыбалку с собой веревку, оптимальная длина – 20-25 метров. На один конец веревки привязывается груз и делается петля. Это позволяет оказать помощь провалившемуся под лед рыбаку в случае необходимости.

    Желательно на зимнюю рыбалку не ходить самостоятельно. Важно также предупредить близких о том, в каком именно месте вы планируете рыбачить.

    Правила поведения при попадании в воду

    • постарайтесь успокоиться, не делайте слишком быстрых движений руками и ногами;
    • ни в коем случае не мочите голову;
    • громко зовите на помощь;
    • старайтесь зацепиться за лед;
    • попытайтесь выбраться на ледяную гладь, помогая себе ногами. Не прекращайте попыток, если они не дают результатов;
    • если удалось выбраться, медленно ползите к берегу, не вставая на ноги;
    • не останавливайтесь на отдых на улице, важно добраться до теплого помещения.

    Полезное видео

    Смотрите полезный видеоролик, в котором говорится о толщине льда, способной выдержать автомобиль:

    Зимняя рыбалка – довольно приятное времяпрепровождение. Чтобы она не обернулась чрезвычайной ситуацией, необходимо тщательно подготовиться и больше узнать о толщине льда на водоеме, где вы планируете ловить рыбу.

    «Я впервые собираюсь на зимнюю рыбалку. Читал у вас, что лед еще тонкий, и выходить на него опасно. Как определить, можно ли выходить на лед?»
    (СМС)

    ОТ РЕДАКЦИИ: ответ на этот вопрос нам предоставили в пресс-центре МЧС по Челябинской области.

    «В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно - по частям: сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах), а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда. Даже на одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
    Скрепленный вечерним или ночным холодом, в период с ноября по декабрь лед еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
    Каковы же признаки так называемого «тонкого льда»? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый - такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Лед может быть непрочным около стока вод; на течении (особенно быстром), на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. Следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше, к тому же снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.
    Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда не менее 7 см; массовой пешей переправы - не менее 15 см; для транспортного средства весом 0,8 тонн требуется лед толщиной 20 см; для автомобиля весом 3,5 тонны разрешается переправа при толщине льда 25 см.
    Чтобы измерить толщину льда, надо пробить лунки по сторонам переправы и промерить их. Следует иметь в виду, что состоит из двух слоев: верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного и прочного). Измерить точную толщину можно, лишь очистив сначала верхний (мутный) слой от снегового, совсем уже непрочного льда. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре, превышающей ноль градусов в течение трех дней, прочность льда снижается на 25 процентов.
    Чего нужно избегать в период становления льда:
    * не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости (если есть туман, снегопад, дождь);
    * не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палки покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при потрескивании льда и образовании в нем трещин».

    В данных советах нет ничего сложного. Однако за их несоблюдением кроются безвременно потерянные человеческие жизни. Это надо понимать и помнить постоянно.

    1. Пьянство на зимней рыбалке недопустимо! Теряется контроль над собой и окружаюшими. Принижается чувство самосохранения и "тянет на подвиги". Нетрезвый может не только провалиться под лед и утонуть, но и просто потеряться и замерзнуть. Шумное, неадекватное поведение черевато конфликтами с другими рыбаками, которые в последствии, обидевшись, могут не сразу прийти на помощь. Время и мороз играют против рыбака, вариант отлежусь, протрезвею и выбирусь не работает как летом.
    2. На тонкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случайно попав на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
    3. Прочный, безопасный лед - это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный - ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
    4. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника, берега и на течении.
    5. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. Под снегом не видно трещин и других препятствий.
    6. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
    7. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах. Лед над ними размывается и опасен.
    8. В устьях речек и ручьев лед, подмываемый течением, часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
    9. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
    10. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние - 2-3 м. друг от друга. По последнему льду не следует ходить и гуськом. Там, где пройдет один, второй может провалиться.
    11. Выходя на лед, обследуйте (прощупайте) его впереди себя пешней или палкой. Лед, который пробивается пешней с одного удара опасен.
    12. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке. В случае нужды, так легче от него освободиться.
    13. Не собирайтесь на тонком льду группами. держитесь на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Но не разбредайтесь по водоему на значительные расстояния. Вы должны прийти на помощь другому как можно быстрее.
    14. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них можно легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Еще можно упасть и пробить тонкий лед своим телом.
    15. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
    16. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Переходить опасное место надо с большим шестом, держа его поперек тела.
    17. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, быстро, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на безопасное место. Бежать, а тем более прыгать, нельзя.
    18. Если все же случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
    19. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни или ледобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
    20. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
    21. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
    22. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
    23. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
    24. Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледостава, он крошится и проваливается.
    25. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
    26. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
    27. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
    28. Опасен и крепкий скользкий лед. Можно поскользнуться, упасть и довольно неудачно. При достаточном удалении от цивилизации сломанная нога может превратиться в серьезную проблему, усугубляемую быстро наступающими сумраками и усиливающимся холодом.

    Когда можно выезжать на лед на автомобиле.

    Лед толшиной в 15 см вполне в состоянии выдерживать автомобиль весом до 2 тонн. Конечно, характер льда вносит свои коррективы. На потрескавшийся лед не стоит выезжать даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать. Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30% Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.


    Таблица. Удерживаемый вес автомобиля в зависимости от толщины льда.

    Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Немалую проблему представляет не только сам лед, но и заснеженный выезд обратно на берег. Машина может просто забусовать, а дополнительные нагрузки на и без того менее прочный лед у берега увеличивают проблему. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Двери автомобиля желательно держать открытыми. Во всяком случае они не должны быть блокированны центральным замком и каждый пассажир должен быть готовым немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.

    В любом случае прежде чем выходить на лед, всем необходимо прочитать этот печальный рассказ . И всегда помнить чего может стоить беспечность и надежда на авось...

    Примеры:

    02.03.2013. Финский залив. Как сообщили «Фонтанке» в Северо-Западном региональном центре МЧС, в 10.40 поступило сообщение о том, что в районе 33 километра Приморского шоссе не могут добраться до берега 4 рыбака. На место отправились сотрудники РПСО и ПСС. В результате любителей подледного лова доставили на берег в районе поселка Пески. Кроме того, был начат мониторинг льда Финского залива, в ходе которого 50 гражданам сообщили о существующей угрозе и предложили вернуться на берег. Позднее спасателями были доставлены на берег еще шесть человек.

    По данным ведомства на 17.00, на льду Финского залива находилось на менее 100 человек. Всего для спасения рыбаков привлекли 5 катеров на воздушной подушке. Напомним также, что сегодня спасали людей и в районе Толбухина маяка: днем во льду образовалась трещина, преградившая путь на берег любителям зимней рыбалки. Спасатели с помощью катеров на воздушной подушке «Хивус» переправили через промоину более тридцати человек. Однако до конца ситуация не разрешена: на льду остаются более десятка автомобилей, лишенных возможности преодолеть водную преграду. С ними остаются и их хозяева, которые отказываются бросить свое имущество.

    16.01.2013. Ладога, поселок Черное. В районе 16:00 отрыв большого участка льда. Направление трещины от мыса "Сосна" на острова Зеленцы и Каредж. Расстояние от берега 2км. К месту происшествия выехала дежурная смена поисково-спасательного отряда г. Шлиссельбурга на судне на воздушной подушке "Славир". Три рыбака-любителя были сняты со льдины и в 19:10 доставлены на берег.

    Сразу хочу объяснить по поводу оторванного льда, те не отрыв льда, а то что там остались люди машины и даже одна (Гранд Чероки) утонула, тк трещина прошла как я понял прямо под ней. Диагноз произошедшего такой: Все знают что лед каждый год и не раз за зимний сезон рвет от мыса на Зеленцы (хотя бывают вариации). Все знают что лед после трещины, "припай" так называемый, 10-20 см. Все были в курсе, что ветер о берега... И все равно как бараны поперлись на тонкий припаяный лед. Вывод какой если люди "дураки", то им, видимо, ведро окуней может заменить машину, "собаку", буран или недай бог жизнь. Исходя из написанного получилось следующее: Мыы приехали в Черное с точной точкой остановки машины (координаты дал знакомый) тк дальше лед тоньше торосы, незаметный "припай" нового льда ну и тд. Кстати, зная данную информацию мы не пошли ни за окунем ни за плотвой в потенциально опасное место. и весь день в лунке был опущен "маяк", который показал бы что происходит движение льда, его поворот ну и тд. Соответственно 90% случаев с затоплением машин ну и прочих бед происходит от незнания и БЕЗОЛАБЕРНОСТИ рыбаков. Кстати, "свиней" на льду не уменьшилось... брошенные бутылки пакеты хабарики... Я так понимаю, что людей учит только жизненный опыт. Пример. Ну вот допустим рвет лед вы жмете на газ чтобы свалить и перед самым краем трещины врубаетесь колесом в бутылку... Дальше все будет плачевно.

    Взято с fisher.spb.ru.

    Край промоины влечет к себе рыболова-подледника, хотя опасность того, что вблизи открытой воды лед окажется явно непрочным, присутствует всегда. Условиями безопасного передвижения по льду являются знание рисков и надлежащее снаряжение. Приведенные здесь сведения обязательно помогут обеспечить Вашу безопасность.

    Осенью первыми покрываются льдом мелкие озерки, а затем – прибрежные воды и неглубокие заливы озер. Замерзание водоемов происходит от берегов к плесам. Наиболее глубокие места могут оставаться не замерзшими еще месяц-два после того, как прибрежные участки уже покрылись льдом, поскольку большая водная масса остывает медленнее.

    В море затягивание льдом архипелагов и открытых морских участков зависит как от продолжительности морозных периодов, так и от ветра и течений. В открытом море ледовый покров «живет» на протяжении всей зимы. Вследствие перемещения и растрескивания ледяных полей, между льдинами могут возникать коридоры практически лишенные льда, в которые рыболов – блеснильщик и рискует провалиться.

    Факторы влияющие на прочность льда

    Сначала лед образуется неравномерно, но по мере дальнейшего остывания воды он нарастает в спокойную погоду со скоростью 2,5 мм в сутки на один градус мороза. Если, например, температура воздуха составляет – 4 градуса, то можно сказать, что за сутки может образоваться лед толщиной в сантиметр.

    Приведем для наглядности таблицу прироста льда, в зависимости от температуры окружающей среды.

    Температура воздуха < 10 см 10-20 см 20-40 см
    Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см Прирост за сутки, см
    -5 4 1,5 0,5
    -10 6 3 1,5
    -15 8 4 2
    -20 9 6 3

    Мнение эксперта

    Александр Петрович

    участник Чемпионата России по ловле на поплавочную удочку

    Стоит учесть, что мутная или солоноватая вода замерзает хуже чистой и пресной, и, соответственно, прирост толщины льда происходит медленнее.

    Большое влияние оказывают и другие факторы:

    • глубина водоема;
    • сила течения;
    • толщина снежного покрова;
    • сила ветра и т.п.

    Мощность ледяного покрова обычно увеличивается со столь прямой зависимостью на небольших мелких озерках. В крупных озерах, не говоря уж о море, большая масса воды на глубоких участках замедляет замерзание и скорость нарастания мощности льда невозможно определить с берега.

    Снег, ложащийся на прозрачный, толщиной один – два сантиметра ледок – это еще одна опасность для рыболова – блеснильщика. Уже небольшой слой снега замедляет нарастание льда или даже прекращает его полностью.

    Если же снега наметет на первый лед как следует, то мощный снежный покров прижимает лед к поверхности воды. Через трещины на поверхность льда вытекает вода. Передвижение по льду при этом становится трудным и весьма опасным, поскольку лед может проломиться или даже растаять в воде под снегом.

    Вода, вытекшая на лед, впитывается в снег, образуя слякоть. На этих слякотных участках после их замерзания возникают наледи. Несущая способность ноздреватого и хрупкого льда на участках наледи наполовину меньше, чем у обычного.

    Разница температур между верхней и нижней поверхностью льда в особенности при резком похолодании обусловливает неравномерное увеличение ледяного покрова и образование полыней. Вода поднимается через полыньи на лед и замерзает. При потеплении замерзшая в полыньях вода препятствует расширению льдин до их исходного размера. В ледовом покрове возникают внутренние напряжения, которые выталкивают лёд на берег, вследствие чего создаются нагромождения льда, торосы.