• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Все большую популярность набирают занятия в секциях самбо и дзюдо. Не секрет, что силовые структуры практически всех стран, используют техники именно этих единоборств. И родители подрастающего поколения наперегонки спешат отдать свое чадо в одну из вышеуказанных секций. Ведь в современном мире очень важно уметь постоять за себя. А занятия этими видами спорта, очень скоро научат всем необходимым приемам самозащиты. Своеобразная философия этих направлений, поможет укрепить характер. А так как эти единоборства довольно схожи между собой (на первый взгляд), бывает трудно определиться с выбором секции. Сейчас повсеместно открываются секции дзюдо и самбо, тем более, что в стремлении заниматься данными боевыми искусствами, взрослые не отстают от детей.

    Так что же такое самбо?

    Самбо характеризуется, как «самозащита без оружия «, согласитесь, такое название говорит о многом. Родителем данного вида единоборств стал СССР. Несмотря на то, что появилось самбо в 1920 году, лишь спустя 18 лет эта борьба получила статус вида спорта.

    Самбисты занимаются в специальных костюмах, состоящих из курточки с поясом и шорт. На ногах обязательно специальные ботинки. Существуют даже защитные бандажи для защиты особенно уязвимых частей тела.

    Самбо можно охарактеризовать, как «винегрет стилей «, потому что в сочетании приемов данной борьбы, присутствуют отобранные из различных боевых искусств наиболее эффективные приемы. А немалое количество приемов нападения и защиты, которые пришли в этот популярный вид спорта с Востока, делают стиль самбо довольно стремительным и даже немного жестоким. Большим плюсом является и то, что самбо заботится не только о красоте тела. Своеобразная философия этого вида единоборств способна воспитать в человеке такие качества:

    1. Самодисциплина.
    2. Упорство в достижении любой цели.
    3. Твердость характера.
    4. Жизненная стойкость.

    Так что, помимо умения постоять за себя и своих близких, самбо закаляет волю для преодоления любых жизненных трудностей и дает колоссальную веру в себя. А это самые важные составляющие характера успешного человека.

    Характеристика дзюдо

    Основание такого боевого искусства, как дзюдо, уходит корнями в Страну восходящего солнца. Ведь именно японскому мастеру принадлежит создание основных правил и принципов тренировок этого боевого искусства. Первая школа дзюдо была основана в 1882 году в Японии, именно этот год принято считать годом основания этого вида единоборств. К нам этот вид единоборств пришел в 1914 году. С тех пор дзюдо развивалось и набирало популярность.

    Дзюдо основано на трех важнейших принципах:

    1. Взаимопомощь и взаимопонимание
    2. Максимальное управление телом и духом
    3. Поддаваться для одержания победы.

    Известно два вида дзюдо: традиционное и спортивное . Данный вид боевого искусства богат на болевые приемы, броски, удушения и т.д. Совсем не нужно обладать особенной физической силой, чтоб в совершенстве овладеть техникой дзюдо. Ведь главное в этой борьбе, именно технические маневры, которых здесь не счесть. Необходимо добавить, что с 1964 года, соревнования по спортивному дзюдо, в обязательном порядке входят в программу Олимпийских игр.

    В чем заключаются главные различия между дзюдо и самбо?

    На первый взгляд дзюдо и самбо очень похожи захватами, болевыми приемами и многочисленными бросками. Но при ближайшем рассмотрении, становится очевидным, что эти два вида единоборств — слишком разные.

    А именно:

    1. Страна — родитель школы единоборств :

    • Дзюдо пришло из Японии.
    • Родина самбо — СССР.

    2. Дата рождения :

    • Дзюдо — 1882 год.
    • Самбо — 1920 год.

    3. Одежда для занятий :

    • Самбо — специальный костюм(шорты, курточка, пояс, специальные ботинки).
    • Дзюдо — кимоно(куртка, штаны), пояс и на ногах — ничего.

    4. Коврик для соревнований :

    • У дзюдоистов квадратный татами.
    • У самбистов круглый татами.

    5. Олимпийские игры :

    • Самбо не является олимпийским видом спорта.
    • Дзюдо является постоянным участником Олимпийских игр с 1964 года.

    6. Удушающие приемы :

    • В самбо нельзя.
    • В дзюдо их довольно много.

    7. Болевые приемы направленные на ноги :

    • В самбо — можно производить.
    • В дзюдо — запрещается.

    8. Роль физической силы :

    • В самбо приветствуется.
    • В дзюдо физическая сила не так важна.

    9. Техника «вязкой борьбы» :

    • Имеет место в самбо(способствует использование низких стоек).
    • В дзюдо этой техники нет.

    10. Философия :

    • В самбо в наибольшем приоритете физическая сила, агрессивная тяга к победе. Исходя из этого и философия своеобразная, советская.
    • Дзюдо имеет свою философию, которая прежде всего учит уважать своего противника.

    11. Культура поведения в помещении предназначенном для тренировок :

    • Поклон тренеру и своему противнику на татами — отличает дзюдоистов.
    • В самбо не предусмотрены подобные традиции.

    Среди известных видов спортивной борьбы наиболее популярными являются самбо и дзюдо. На первый взгляд может показаться, что эти единоборства совершенно одинаковые, но это ошибочное мнение. Для того чтобы понять, чем отличается самбо от дзюдо, и сделать однозначный вывод, следует разобраться в истоках появления каждого спортивного состязания и принципах борьбы.

    Истоки появления борьбы

    История происхождения этих боёв имеет ряд существенных различий. Дзюдо появилось в эпоху Революции Мэйдзи, в один из сложных этапов становления державы на путь процветания. Советское самбо зародилось в тот период, когда необходимо было взять под жёсткий контроль подростков , с целью понижения уровня преступности и беспризорности, а также для улучшения подготовки работников правоохранительных органов.

    Дзюдо

    Дзюдо - популярный вид восточных единоборств. Дословно переводится с японского языка, как «мягкий путь». Относится к философским поединкам без использования оружия. В XIX веке японским мастером боевых искусств Кано Дзигоро на основе известной борьбы дзюдзюцу было положено начало совершенно новому виду восточных единоборств.

    Японский общественный активист и педагог начал увлекаться джиу-джицу с самого детства. По прошествии лет, набравшись необходимых знаний и опыта, Кано Дзигоро сформировал абсолютно новый вид поединков, принципиально отличавшийся от всех боёв, что были известны ранее.

    В 1882 г. появилась первая в мире школа дзюдо Кодокан. Из своих учеников Кано не планировал вырастить убийц, убрав из дзюдзюцу множество опасных приёмов. Новый вид борьбы должен был привести бойца к самосовершенствованию.

    С каждым годом дзюдо набирало свою популярность. Уже через пять лет в школу боевых искусств Кодокан приняли первых иностранных учеников. Ещё через пять лет американский президент Теодор Рузвельт пригласил из Японии известного мастера дзюдо Ёсиаки Ямасита для демонстрации основ восточной борьбы. После этого японский дзюдоист начал проводить обучение в одном из высших военных заведений США. Так на территории всего мира начали появляться клубы дзюдо.

    В Советском Союзе новая разновидность восточного единоборства появилась в 1914 году , благодаря умениям Василия Сергеевича Ощепкова, который несколько лет провёл в Японии и обучался технике борьбы. Он был в числе европейцев, которые первыми получили дан. Свои знания Ощепков передавал ученикам, которые в дальнейшем начали открывать собственные клубы и школы в разных уголках страны от Дальнего Востока до Москвы.

    Самбо

    Самбо появилось в СССР в 1937 году, когда Василий Ощепков создал свою первую секцию на основах восточного единоборства. Название советской борьбы расшифровывается, как самооборона без оружия. Первостепенной задачей самбо было воспитать у молодёжи патриотический дух и волю. Развитием характера и физической формой начали увлекаться миллионы советских людей. Одни посещали секции и клубы, другие занимались дома самостоятельно. Большую роль в развитие самбо выполнил ученик Василия Сергеевича Ощепкова талантливый Анатолий Аркадьевич Харлампиев, который внёс значительные изменения в технику и силовые приёмы борьбы . Его интерес к боевым искусствам разных народностей позволил дополнить существовавшую ранее систему ведения боя.

    Во всех уголках СССР люди стали постигать основы самбо, на прилавках магазинов начала появляться литература по самообучению технике боевого искусства. Отметив высокое значение борьбы с целью обороны страны, самооборона без оружия вошла в нормативные акты ГТО.

    Современное самбо имеет два разделения: спортивное и боевое искусство.

    Техника боевых искусств

    С точки зрения техники, сделать однозначный выбор, что лучше из двух вариантов борьбы, невозможно. В каждой есть свои сильные и слабые стороны.

    В структуру обучения дзюдо включены три раздела:

    1. Набор обучающих упражнений.
    2. Свободные захваты.
    3. Соревнования.

    Основу программы составляют изучения стойкам, возможности перемещаться во время борьбы и специальной технике самостраховки и реанимации.

    Обладая обширным списком технических навыков, дзюдо имеет разносторонние обучающие направления:

    • Освоение бросков.
    • Правила обездвиживания соперника.
    • Изучение приёмов удушения противника.
    • Знание болевых точек и удары по ним.

    В японском единоборстве применяют броски через бедро, плечо или спину. Их можно совершать из стойки и используя падение. Исполнить бросок разрешается с помощью рук, ног, бёдер и поясницы.

    При помощи техники обездвиживания после броска упавшего конкурента удерживают спиной на мате.

    Болевые приёмы приходятся на все суставы, хотя в спортивном дзюдо разрешается использовать их только в отношении локтевого сустава.

    Удушающие приёмы разделяются на два вида. Один приём направлен на дыхательные пути соперника, в этом случае оппоненту перекрывают доступ кислорода, нажатием на грудную клетку или силовым давлением на горло. Второй приём выполняют посредством сдавливания сонной артерии.

    Удары по болевым точкам могут проводиться с использованием рук, ног или головы.

    Самбо , в отличие от дзюдо, имеет свои группы приёмов:

    1. Выполнение обезоруживание противника путём применения болевых в стойке.
    2. Два вида дисциплин (боевое и спортивное самбо).

    В спортивном самбо, как и в дзюдо, участники делятся по весовым категориям и возрастным группам. Применяется техника удержания, броски, а вот болевые приёмы разрешается применять на руки и ноги.

    В самбо запрещаются любые приёмы на удушения. В дзюдо, как известно, есть специальные разделы, обучающие этой техники.

    Броски используются с помощью туловища, рук и ног. Бедро и плечо, как в восточной борьбе, не задействуют.

    Сравнивая стойки спортсменов, можно отметить, что стойка дзюдоиста предусматривает прямую спину, самбисты используют более низкую стойку.

    Одежда

    Сами тренировки проводятся на прямоугольном татами, специальном напольном покрытии из тростника, набитого рисовой соломой. Это придаёт готовым матам упругость и мягкость.

    Спортсмены упражняются без обуви в тренировочном костюме, который называется дзюдоги . Костюм белого цвета включает в себя куртку, пояс и штаны. На международных соревнованиях могут использоваться дзюдоги не только белого, но и синего цвета.

    Одежда самбистов выглядит иначе. Куртки называются самбовки, могут быть синего и красного цветов с поясом. Вместо штанов короткие шорты. На ногах - специальная кожаная обувь .

    Тренировки проводятся на круглом, более мягком ковре, чем татами, в японской борьбе.

    Какое единоборство выбрать для ребёнка

    Занятия спортом благотворно влияют на физическое здоровье ребёнка, поэтому среди родителей встаёт вопрос о сложности выбора спортивной секции. Хорошим решением будет борьба, ведь она помогает сформироваться неокрепшему организму, делая крепким тело и сильным дух. Дисциплинарные правила и основы самозащиты, помогут ребёнку стать уверенным в собственных силах.

    Бокс и карате, представляют собой более травмоопасный вид спорта, поэтому предпочтение лучше отдать самбо или дзюдо. Хотя разница между ними присутствует, стоит рассмотреть технику и стиль каждого вида единоборств. Очень важно разобраться в моральных ценностях, которые заложены в основу борьбы .

    Что лучше — самбо или дзюдо

    Техника дзюдо основана на глубокой восточной философии. Кано Дзигаро взял за основу несколько принципов:

    1. Помощь должна быть взаимной.
    2. Использовать необходимо не только тело, но и дух.
    3. Чтобы одержать победу, можно поддаться.

    В дзюдо необходимо не только превзойти соперника, но и сделать это технически грамотно и красиво. Бой не должен нести агрессию и применение грубой силы. Следование принципам дзюдо может помочь ребёнку получить не только физически сложенное тело, но и обрести глубокую жизненную мудрость.

    В отличие от дзюдо, в самообороне без оружия используется больше силовых приёмов. Сам стиль единоборства нисколько не уступает японскому боевому искусству, возможно, в чём-то и превосходит. В основу самбо заложены лучшие техники и приёмы разных народностей. Здесь якутский хапсагай, грузинская чидаоба, греко-римская борьба.

    Сделать однозначный выбор в пользу определённого единоборства достаточно сложно. Оба вида борьбы давно обрели своих почитателей. Важно определить конечную цель занятий.

    Если родители планируют сделать из ребёнка известного чемпиона, то предпочтение лучше отдать дзюдо, так как это олимпийский вид спорта с выходом на международную арену.

    Если цель тренировок - физическое здоровье ребёнка, то выбор можно сделать в пользу самбо . В этой универсальной системе обороны без применения оружия есть развитие тела, характера и необходимые навыки самозащиты.

    Занятия единоборствами лучше начинать с дошкольного или младшего школьного возраста, когда у ребёнка закладываются в сознании основы формирования собственной личности. Во времена потери жизненных ценностей и необоснованной агрессии в молодёжной среде важно обеспечить ребёнка необходимыми знаниями:

    Помимо вырабатывания моральных ценностей, плюсом тренировок является физическое здоровье, зарождаются лидерские качества. В каком именно единоборстве будет совершенствоваться ребёнок, выбирать только ему самому. Для этого можно посетить тренировки самбо и дзюдо, посмотреть, как проходят соревнования, и сделать однозначный выбор.

    В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



    Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


    Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
    за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

    Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


    Культурная и воспитательная составляющая
    Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
    прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
    принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
    принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
    гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

    И так далее.
    Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

    Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

    Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

    Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

    Теоретическая база борьбы


    Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

    Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
    В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

    При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

    Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
    «Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

    Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

    Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
    Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
    Почему?

    Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

    То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
    Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

    Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

    Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

    Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

    Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

    И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

    В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

    Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

    Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
    Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
    Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
    В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

    Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
    так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

    Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

    В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

    В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

    В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

    Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

    Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
    Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
    Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
    Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

    Продолжение следует.

    На протяжении истории сформировалась своя специфическая система самообороны. Некоторые из них не оправдали себя на практике в реальных боевых действиях и стали скорее элементом национальной самобытности. Другие же, наоборот, распространились по всему миру, завоевали множество последователей, породили ответвления и подшколы и даже стали частью олимпийской спортивной программы. Самой знаменитой японской борцовской системой является дзюдо. В Советском Союзе аналогом этой борьбы стала разработанная отечественными исследователями единоборств дисциплина самбо (самооборона без оружия). Так чем отличается самбо от дзюдо?

    История дзюдо

    Родоначальником дзюдо является японский мастер Дзигоро Кано (1860-1938). Кано практиковал джиу-джитсу - многостилистическую систему японского рукопашного боя, и стремился создать нечто уникальное, что соответствовало бы старым японским боевым традициям и одновременно являлось инновационным направлением.

    В 1822 Кано основал свою школу "Кодокан", а искусство назвал дзюдо. Название означает путь мягкости и гибкости. Кано разрабатывал стиль, который позволит оборачивать силу и массу соперника против него самого, используя правильные рычаги и технику. Приоритетом в его технике является достижение максимальной эффективности при минимальных затратах. Помимо боевой составляющей, искусство Кано должно было воспитывать и качества личности, такие как дисциплина, стойкость и воля.

    Через четыре года искусство Кано получило признание на государственном уровне и стало преподаваться в полицейских академиях и вузах. В дальнейшем, уже после смерти Кано, оно получило международную славу. Японских мастеров приглашали в Америку и Европу, открывались школы, а с 1964 года японская борьба вошла в олимпийскую программу.

    Как появилось самбо

    Советская история самообороны без оружия берет начало в 20-30-х годах двадцатого века. В пору строительства новой страны у руководства СССР был запрос на собственную систему самообороны, способную стать скрепляющим нацию институтом. Преподавать методику начал Виктор Афанасьевич Спиридонов. Параллельно с ним работали Василий Сергеевич Ощепков и его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

    Родоначальники построили дисциплину на основании школы "Кодокан" (Ощепков обучался в ней) и местных советских борцовских стилей, таких как азербайджанский гюлеш, узбекский кураш и др. Первые соревнования прошли на стадионе "Динамо" в 1923 году.

    С 1939 года стали проводиться регулярные чемпионаты СССР. В 1966 году самбо признали международным видом борьбы. С тех пор стали проводится чемпионаты мира и Европы.

    Сравнение самбо и дзюдо

    Из сказанного выше можно сделать вывод, что дисциплины являются родственными. Так оно и есть. Дзюдоисты нередко выступают на самбистских соревнованиях и наоборот, оба вида спорта часто находятся под эгидой одной федерации. Да и визуально чем отличается самбо от дзюдо, сможет определить не каждый. Следовательно, выбор между секцией самбо и секцией дзюдо сделать достаточно сложно. Основные сходства заключаются в следующем:

    1. Спортсмены соревнуются в экипировке.
    2. Стилистическая основа - подсечки и броски.
    3. Применяются болевые приемы.
    4. Отсутствуют удары.

    Также присутствуют и принципиальные различия.
    В дзюдо:

    • Правила запрещают болевые на ноги.
    • Акцент сделан на борьбу в стойке.
    • Татами круглой формы.
    • Экипировка - кимоно без обуви.
    • Уровень мастерства определяется поясами и данами.
    • Включено в олимпийскую программу.
    • Правила запрещают удушения.
    • Развита борьба в партере.
    • Татами квадратной формы.
    • Экипировка - легкая куртка и обувь.
    • Уровень мастерства определятся разрядами и званиями (1 разряд, мастер спорта и т. д.).

    Все это показывает, чем отличается самбо от дзюдо и в чем их сходства.

    Что лучше: самбо или дзюдо?

    На этот вопрос не существует однозначного ответа. Обе дисциплины снискали популярность во всем мире: дзюдо изучают полицейские в США, самбо - во Франции. Основатель самбо А. А. Харлампиев на вопрос, чем отличается самбо от дзюдо и что лучше, отвечал, что часть не может быть лучше целого, имея в виду, что самбо вобрало в себя лучшие элементы дзюдо и дополнило их приемами из других видов борьбы. Секции самбо более распространены в России, и отечественные спортсмены явно доминируют в этом виде спорта на мировой арене (конкуренцию им могут составить разве что борцы с постсоветского пространства).

    Дзюдо же является более старым и традиционным видом борьбы, несущим в себе многовековую японскую спортивную философию. Дзюдо получило более широкое признание, и если спортсмен хочет достичь высшего эшелона и стать олимпийским чемпионом, то ему стоит остановиться на дзюдо.

    Стили-преемники дзюдо и самбо

    Пожалуй, самым распространенным ответвлением спортивного самбо является боевое единоборство. Эта дисциплина до 90-х годов XX века была закрыта и преподавалась только среди силовых спецслужб. Главным отличием боевого самбо от спортивного является ударная система. По сути, это близкий к ММА вид спорта, с разницей в экипировке и начислении баллов (баллы начисляются только за броски, а не за удары).

    Мастера дзюдо, путешествующие по всему миру, создали множество самостоятельных школ. Самой знаменитой сегодня является школа бразильского джиу-джитсу, созданная выпускником Кодокан Мицуэ Маедой и членами семьи Грейси. Этот вид борьбы сегодня является основным направлением в подготовке большинства бойцов ММА.

    Дзюдо и самбо в ММА

    В мире смешанных единоборств дзюдо и самбо вошли в подготовительную практику бойцов наряду с боксом, борьбой и муай-тай.

    Наиболее известными представителями самбо являются выходцы из России и стран бывшего СССР. Впервые о самбо на мировой арене громко заявили братья Емельяненко, Олег Тактаров, Игорь Вовчанчин, Михаил Илюхин, Волк Хан. Их умение сражаться в стойке, а затем молниеносно переводить соперников в партер и там добивать или проводить приемы продемонстрировало универсальность представляемой ими дисциплины. Сегодня в UFC в стиле самбо сражаются и побеждают Хабиб Нурмагомедов, Рустам Хабилов, Алексей Олейник и др.

    Красоту дзюдо в бойцовской клетке демонстрируют такие бойцы, как Гектор Ломбард, Йошихиро Акияма, Чен Сон Джон, Каро Парисян, Манвел Гамбурян и Ронда Роузи. Бронзовая медалистка олимпийских игр в Пекине Ронда Роузи выиграла 8 первых боев, проводя исключительно бросок и рычаг локтя из дзюдо.

    По своим принципам практически полностью схожа с таким видом единоборств как дзюдо. Хотя на самом деле это далеко не так. В этой статье мы вместе с вами, уважаемые читатели, постараемся разобраться, чем же отличаются друг от друга два этих единоборства.

    Самбо.

    Говоря об истории возникновения данного единоборства, стоит отметить, что оно было разработано на территории Советского союза, причём платформой для его создания послужило дзюдо и целый ряд других спортивных единоборств. Всё это делает самбо более эффективным средством самозащиты. Если вы хотите начать изучать боевое самбо в Москве, то в этом случае клуб смешанных единоборств «ZALEEV FIGHT TEAM » ждёт вас.

    Дзюдо.

    На сегодняшний день дзюдо делится на несколько направлений — спортивное и традиционное, а самбо — на боевое и традиционное. При этом нельзя не сказать о том, что дзюдо входит в программу летних Олимпийских игр. Занятия боевым самбо ведутся у полицейских Франции, а копы и военнослужащие Северной Америки владеют дзюдо.

    Само собой разумеется, что отличаются между собой и правила присутствующие в спортивном Самбо и спортивном Дзюдо. Так, например, если говорить о самбо, то в нём разрешено проводить болевые приёмы на суставы ног, а в дзюдо данные приёмы запрещены. Помимо этого стойка самбиста более низкая. Дзюдоисты борются на квадратных татами, а самбисты на круглых. Если затрагивать тему спортивной экипировки, то стоит сказать о том, что костюм самбиста более открыт, чем у человека занимающегося дзюдо.