• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений - тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

    Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

    Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» - нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

    Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

    Основная задача воинского цигуна - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружаю- -щей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

    На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

    Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4-5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

    Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

    Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

    Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

    «Железная бочка»

    Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

    Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

    Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

    Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18-24 дня.

    «Удары по бочке»

    Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

    Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

    При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

    На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

    Следующий этап - удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

    Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все - проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

    Долголетия и духовного роста. В каждой категории имеется множество стилей. Наиболее популярные методы чистого Цигун – это ицзиньцзин , созданный Да Мо , и бадуаньцзинь , или «Восемь кусков парчи».

    Самые популярные боевые стили Цигун – это Тайцзи, Синъи, Люхэбафа и Багуа. Здесь мы дадим лишь краткий исторический очерк и вкратце объясним их теорию. Для более глубокого изучения этих стилей следует обратиться к специальным изданиям и специалистам.

    Тайцзи-цюань

    «Тайцзи» означает «Великий Предел»; это философское понятие из учения об инь и ян (cтиль Тайцзи-цюань также часто сокращенно называют Тайцзи). Цюань – это кулак, кулачное искусство вообще или один из стилей этого искусства. Стиль Тайцзи-цюань отличается медленными, расслабленными движениями. Его формы представляют собой приемы рукопашного боя, исполняемые очень медленно и больше похожие на движения какого-то странного танца. Тайцзи еще называют «шисаньши» («тринадцать позиций»), «мянь-цюань» («мягкий кулак») и «чан-цюань» («длинный кулак»). Тринадцать позиций – это тринадцать основных технических приемов тайцзи, которые соответствуют Восьми Триграммам и Пяти Фазам (Элементам). Отражение, откатывание, нажимание, толкание, срывание, раскалывание, удар локтем и напор плечом соответствуют Восьми Триграммам; наступление, отступление, взгляд вправо, взгляд влево и центральное равновесие – Пяти Фазам. «Мягким» кулачное искусство Тайцзи называется из-за расслабленного и плавного стиля выполнения форм. Название же «длинный кулак» подчеркивает тот факт, что классические тренировочные комплексы в Тайцзи без оружия гораздо длиннее, чем в других боевых искусствах.

    Хотя исторических свидетельств о происхождении Тайцзи-цюаня мало, обычно создателем стиля признают Чжан Саньфэна . Считается, что этот отшельник-даос разработал техники Тайцзи на горе Удан в династию Сун, подражая боевым движениям змеи и журавля и применив к ним внутреннюю энергию. До середины XIX века Тайцзи-цюань был тщательно охраняемым секретом клана Чэнь. Ян Лучань (1780-1873) стал первым чужаком, который изучил это искусство, занимаясь у тогдашнего старшего мастера Чэнь Чансина. Потом Ян приехал в Пекин и вскоре приобрел известность как мастер боевых искусств. Он передал свою систему сыновьям, а те уже раскрыли ее широкой публике. Второй сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу (1837-1890), обучил семейному стилю многих людей, в том числе У Цюанью, а сын последнего У Цзяньцюань, видоизменив стиль Ян, создал свой собственный стиль У, особенно популярный в Гонконге, Сингапуре и Малайзии. Внук Ян Лучаня по имени Ян Чэнфу (1883-1935) придал окончательную форму тому, что мы сегодня называем Тайцзи-цюанем стиля Ян.

    В Тайцзи как Цигун имеется 2 аспекта. Первый – это динамическая медитация, которая состоит из 72-128 боевых форм (в зависимости от стиля и способа счета), выполняемых в медленном темпе. Во время выполнения упражнений тело расслаблено; при этом практикующий заставляет ци, накопленную в Даньтяне, циркулировать по всему телу. Второй аспект – неподвижная медитация. Медитация Тайцзи – это одна из форм даосской медитации. Самыми известными стилями Тайцзи в настоящее время являются Чэнь, Ян и У. Каждый из них подразделяется на более узкие направления.

    В Тайцзи также практикуются упражнения с мечом, саблей, копьем и посохом, в которых ци выходит за пределы человеческого тела.

    Багуа-чжан

    У стиля Багуа-чжан («ладонь Восьми Триграмм») достаточно короткая история. Его создал в Пекине между 1866 и 1880 гг. Дун Хайчуань , уроженец провинции Хэбэй. По некоторым историческим свидетельствам, Дун научился этому искусству на горе Цзюхуа у некоего Би Чэнся. Багуа-чжан сочетает в себе лучшие черты таких стилей, как Шаолинь (буддийский) и Удан (даосский). Особое значение придается круговым движениям. Сознание практикующего контролирует поясницу, а поясница управляет всеми движениями тела при ходьбе вокруг воображаемого центра. Результатом движений на трех уровнях (низком, среднем и высоком) является рост координации, силы и энергичности.

    Система включает в себя 2 комплекса техник для ладони: иньский и янский. Высший уровень практики Багуа-чжан называется Формой Дракона. В этой форме практикующий не только движется вокруг воображаемого центра, но и вращается вокруг собственной оси. Круговые движения Багуа-чжан очень непохожи на прямолинейную атаку в Синъи-цюане, но быстрый темп и принцип тренировки внутренней силы у них общие и делают эти 2 стиля отличными от Тайцзи и Люхэбафа.

    Синъи-цюань

    Для стиля Синъи-цюань характерны быстрые удары руками. Выделяются 5 главных ударов, основанных на 5-ти базовых движениях: разрубании – пи , сверлении – цзуань , растягивании – бэн , взрывании – пао и пересекании – хэн . При их выполнении мышцы сначала расслаблены, а потом напрягаются; при нанесении удара практикующий обычно движется по прямой. Китайское слово «син» означает «форма», a «и» – «сознание». Итак, «синъи» можно перевести как «сознание определяет форму». Обычно создателем этого стиля называют воеводу Юэ Фэя (1103-1141), хотя весомых подтверждений этому не имеется. Документированная история Синъи начинается с конца династии Мин (1644). Мастер боевых искусств по имени Цзи Лунфэн из провинции Шаньси утверждал, что однажды он посетил некоего отшельника на горе Чжуннань и получил в дар книгу Цюань-цзин («Канон кулачного искусства»), написанную Юэ Фэем. В ней описываются боевые техники, подражающие движениям дракона, тигра, обезьяны, лошади, аллигатора, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского страуса, орла и медведя. Изучив эту книгу, Цзи применил к ней свои собственные познания и придал завершенность этому стилю. За 300 лет, прошедших с тех пор, появились новые стили Синъи-цюаня. Мастера Синъи часто работали охранниками караванов в начале XIX века.

    Люхэбафа

    Предание относит создание стиля Люхэбафа («Шесть сочетаний, восемь методов») к династии Сун (960-1279) и связывает его с именем Чэнь Бо , отшельника, жившего на горе Хуашань. Это боевое искусство сочетает в себе стратегию и техники Тайцзи, Синъи и Багуа. В ходе тренинга отрабатывается «мягкое в жестком» и «жесткое в мягком». Передвижения могут быть как прямолинейными, так и круговыми. Используются все 3 дистанции боя (короткая, средняя и длинная), но высокие удары ногами не играют важной роли. Обычно Люхэбафа обучаются те, кто уже освоил 3 предыдущих стиля.

    Лю хэ («шесть сочетаний») составляют теорию стиля, а ба фа («восемь методов») – основу практики. 6 сочетаний таковы:
    1. Сочетание и координация тела и сознания.
    2. Сочетание и координация сознания и мысли.
    3. Сочетание и координация мысли и внутренней энергии – ци.
    4. Сочетание и координация ци и духа – шэнь .
    5. Сочетание и координация духа и движений.
    6. Сочетание и координация движений и Вселенной.

    Эти 6 сочетаний достигаются 8-мью методами:
    1. Ци (дыхание) – управление дыханием путем сосредоточения.
    2. Гу (кость) – укрепление силы в костях.
    3. Син (форма) – подражание различным формам и позициям.
    4. Суй (следование) – плавное, текучее реагирование на движения противника.
    5. Ти (поднятие) – ощущение того, что ты подвешен на нити, выходящей из макушки головы.
    6. Хуань (возвращение) – равновесие движения и позы.
    7. Лэй (связывание) – поддержание полного спокойствия в сознании.
    8. Фу (скрытность) – воздержание от преждевременной демонстрации своих намерений.

    Уступая по физическим показателям многим животным, человек умудрился разработать массу методов, позволивших ему занять почетную нишу «царя зверей». Так возникла гимнастика. Так в мир пришла йога. Так появился цигун.

    Порой человеку удавалось выходить за рамки сугубо практического применения боевых систем. Желание человека стать сильным и неуязвимым вряд ли можно оспорить.

    Что такое цигун

    Цигун - изобретение китайское. Само слово состоит из двух иероглифов. «Ци» - жизненная сила, энергия и «гун» - практика, работа. Это обширное направление включает в себя множество различных школ и методик, объединенных так называемой внутренней работой, когда весь акцент переносится на невидимые со стороны эффекты.

    Несмотря на многовековую историю, цигун и сегодня не потерял актуальности. Афиши пестрят объявлениями об ускоренных курсах и шоу заезжих «мастеров». Даже не прошла мимо и предлагает свои программы. Так, что же такое цигун - набор трюков, эффективная боевая система или утонченный метод самосовершенствования?

    Боевая гимнастика цигун

    Как и подавляющее большинство гимнастических систем, цигун обязан своим появлением различным школам боя. Но не только. Во многом он получил свое развитие благодаря институту горных отшельников. И это не какое-то сугубо китайское изобретение.

    Отшельники были, и до сих пор являются неотъемлемой частью любой религиозной культуры.

    И всегда они не просто уходят проводить жизнь вдалеке от цивилизации, но еще и практикуют различные системы самосовершенствования. Правда, лишь на Востоке основным методом стал рукопашный бой.

    В большинстве своем китайские «горные старцы» были даосами. Именно в их среде возникла наука о внутреннем строении человека и его связи с небесным макрокосмом, развился и нашел практическое применение тезис о борьбе и взаимодействии противоположностей Инь и Ян.

    Все это и было отражено в многочисленных практиках цигун.

    БОЕВОЙ ЦИГУН – “ЖЕСТКИЙ ЦИГУН” (ИН ЦИГУН).

    “Жесткий цигун” также называется цигуном у-шу (военного искусства). Он официально получил это название в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну и после этого получил распространение по всей стране. До этого он был известен под названием “нож и ружье не берут”, “накидка золотого колокола”, “железная рубаха”, “железная ладонь” и т.д. Однако все разновидности жесткого цигуна* основываются на внешней тренировке покровов мышц, костей и кожи (т.е. закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.д.) и внутренней тренировке дыхания (т.е. перемещении ци в любую часть тела). Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов. Такой цигун и называется “жестким цигуном”.

    Необходимо отметить, что главной целью занятий “жестким цигуном” является укрепление своего собственного здоровья и тела, а вовсе не нанесение вреда другим людям.

    В разных школах и направлениях “жесткого цигуна” есть некоторые различия в методиках. Имеются упражнения одиночные и парные; методы базовые и специальные; есть упражнения на полусогнутых ногах, а есть и с нанесением ударов; есть упражнения по развитию силы пальцев и рук, а также по тренировке силы (крепости) макушки. Обычный порядок занятий “жесткого цигуна” таков.

    Первый шаг: обучение основным упражнениям, таким, например, как стойки в “позе всадника”, в “позе лучника” и др., обучение ударам ногами при сгибании поясницы, и т.д.; это система закаливания организма.

    Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения развивать силу пальцев и ладоней. Например, втыкать пальцы и ладони в кучу зеленых бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

    Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносить удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

    Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, даньтяню, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

    Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела или даньтянь. В это время совместить внутреннюю работу по перемещению ци и внешнюю работу частей тела так, чтобы они слились в одно целое; при касании громко выдохнуть (хэ). Тренироваться до тех пор, пока это не будет происходить естественно.

    Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать (голову, шею, грудь, живот или руки и ноги), проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары. Это и означает овладение искусством “нож и ружье не берут” (“пуля и нож не входят”, “сила, способная остановить тысячу цзиней”).

    Методика “жесткого цигуна 18 архатов”, объясненная Сунь У, включает в себя перемещение ци в макушку головы, извержение ци и заглатывание ци. Эти три способа взаимосвязаны, дополняют друг друга. Конкретные упражнения таковы.

    Подготовить пояс длиной 5,5 чи и шириной примерно в 2 цуня. Перед началом занятия туго обмотать им поясницу, встать ровно, затем слегка ослабить пояс так, чтобы можно было засунуть два мизинца.

    (1) Перемещение ци в макушку головы (дин ци).

    Методы тренировки.

    1) Стоять прямо, ноги расставить на ширину плеч. Левую руку положить на пояс, правую опустить вниз, кончик языка с напряжением упереть в нёбо.

    2) Вдохнуть. Вдох должен быть медленным, глубоким и долгим, грудь при этом естественно приподнимается.

    3) Ци всего тела концентрируется в правой и левой руках (от локтя до предплечья). Правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, ладонь обращена влево, пальцы направлены вперед; перемещают ладонь до нижней части живота, затем пальцы перемещаются вверх, вдоль средней линии живота поднимаются до уровня глаз и затем до макушки. Одновременно с поднятием рук вверх к макушке выполняются легкие покачивания головой в обе стороны.

    Требования.

    1) При перемещении ци к макушке важно обратить внимание на то, чтобы вся имеющаяся в организме энергия ци переместилась в точку бай-хуй.

    2) При выполнении упражнения следует максимально концентрировать мысли на макушке.

    3) Стойка должна быть прямой, голова поставлена также прямо, обе щеки слегка втянуты внутрь.

    4) На начальном этапе занятий возможны неприятные ощущения в голове, отечность и покраснение лица, другие симптомы. Это обычное явление, после полумесяца занятий они исчезнут. Однако концентрацию внимания на точке бай-хуй лучше всего проводить под руководством преподавателя*.

    Практические занятия в мини-группе оздоровительному и боевому цигун, в т.ч. с практикой комплексов с палкой и мечом для здоровья и боевого применения.

    Серия с практиками разделов мастера-наставника Виктора Тимофеева - это полная система дисциплин для совершенствования Тела, Ума и Духа.

    Уникальность заключается в том, что вы выполняете техники вместе с мастером, исключая их неправильное исполнение.

    Семь позиций серии посвящены Боевым Искусствам.

    Комплексы:

    1. Большое дерево - Да Шу Гун и Столбовое стояние – 2 упр.
    2. и лечебный комплексы семейной школы ушу и цигун «Лунванмэнь» – более 30 упр., в т.ч.:

    • тренировка каналов – от 9 упр.
    • энергия человека – от 3 упр.
    • энергия Стихий – от 5 упр.
    • лечение – от 5 упр.

    3. Комплекс цигун с палкой – более 10 упр.
    4. Комплекс с палкой тай-бо – более 10 упр.
    5. Комплекс 5 стихий тибетского бон-по – 5 упр.
    6. Комплекс суставной-сухожильный – более 12 упр.
    7. Цигун с цзянь – система упражнений направленная на наработку навыка проявления внутренней энергии в оружии – более 8 упр.
    8. «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лье Цзи Цзё – 6 упр.
    9. Восемь кусков парчи или Бадуань Цзинь – 8 упр.
    10. Айнские ритуальные комплексы с катаной для очищения мест проведения ритуалов – 8 упр.
    11. Боевой жёсткий цигун – набивка поверхностей для укрепления здоровья и боевого применения – от 8 упр.
    12. Лёгкий цигун – после занятий возникает ощущение легкости, бег подобен полету, даже когда спокойно сидите, кажется, что тело может свободно воспарить в воздух и т.д. – от 8 упр.

    Как говорил мастер Чиа: Если вы это делаете, то она у вас есть. Если вы этого не делаете, то у вас её нет.

    Вы отвечаете за свой собственный процесс. Вы сами себе хозяин и сами для себя решите, насколько далеко вы продвинитесь в своих занятиях – так же как и в своей собственной жизни.

    Цигун боевой

    Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений - тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

    Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

    Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» - нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

    Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

    Основная задача воинского цигуна - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

    На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

    Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4-5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

    Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

    Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

    Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

    «Железная бочка»

    Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

    Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

    Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

    Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18-24 дня.

    "Удары по бочке"

    Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

    Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

    При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

    На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

    Следующий этап - удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

    Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все - проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».