• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Динамическая гимнастика для грудничков – это техника, предлагаемая для физического развития ребенка новоиспеченным родителям. В специализированных школах для молодых родителей, ее принципы часто освещают мамам и папам еще на этапе подготовки к родам. Но далеко не всегда инструкторы развернуто объясняют, что это за программа, и как она влияет на рост и развитие новорожденного ребенка.

    «Когда начинать динамическую гимнастику, что она даст моему крохе, не влечет ли техника за собой какой-либо опасности? » – у родителей возникает масса вопросов, на которые они подолгу не могут найти ответа. Мы ни в коем случае не агитируем вам применять данный способ и ни на чем не настаиваем. Но сегодня мы хотели бы осветить динамическую гимнастику для «начинающих » родителей с разных сторон, согласно нескольким точкам зрения ведущих педиатров страны.

    Что представляет собой принцип динамической гимнастики?

    Динамическая гимнастика входит в комплексную программу оздоровительных и развивающих мероприятий для грудничков, наряду с массажами, закаливаниями и играми. Данная система предполагает выполнение специальных развивающих упражнений, выполняемых в различных модификациях.

    Динамическая суставная гимнастика включает в себя элементы мануального массажа, физической зарядки и программу для раннего укрепления вестибулярного аппарата. Ее основное преимущество перед стандартной развивающей физкультурой для грудничков в том, что движения малыш совершает сам. Обычно происходит иначе: младенец преспокойно лежит на пеленальном столике, а мать или отец активно двигают конечностями и подрастающим туловищем за него.

    Самое необычное свойство такой зарядки – ее выполнение в воздухе, а не на горизонтальной плоскости. Вариантов сценариев много – от мягких, щадящих и плавных техник, до быстрого экстремального развития. Обычно взрослый захватывает младенца за одну или две руки, одну или две ноги, туловище.

    Среди активных движений наиболее распространены висы, качания, переворачивания, вращения. «Воздушные» техники развития двигательной активности новорожденных были впервые описаны еще в ХХ веке.

    Сегодня большинство молодых мамочек сознательно отказываются от подобных манипуляций в страхе за собственного ребенка. На самом же деле, от динамической дыхательной гимнастики грудничок получает особое удовольствие – так он может общаться с мамой или папой, одновременно познавая собственное тело.


    По крайней мере, об этом твердят ярые сторонники этой системы. Максимальная подвижность суставов ребенка помогает ему легко выполнять упражнения с первых дней его жизни.

    При правильном захвате и отточенной технике со стороны родителей, риск травматизма у грудничка невелик. Однако он все же существует.

    Баталии педиатров на этот счет просто неисчерпаемы. Ярые сторонники динамической гимнастики, кажется, хотели бы подвергнуть ей своих оппонентов, а противники методики постоянно уличают первых в некомпетентности и дефиците образования.

    Аргументы за и против

    Одной из самых злостных противниц данной техники является известный психолог-перинатолог Жанна Цареградская. Эксперт подвергает сомнениям не только пользу самой гимнастики, но и вменяемость родителей, которые твердо решают ее использовать. «Ваш ребенок нуждается в сильном стрессе? Что с ним происходит? » – спрашивает доктор с явным укором в сторону мам. «Мы не умеем строить мосты, вырезать аппендицит и водить самолет. И мы не позволяем себе делать этого.

    Но почему-то каждая считает себя специалистом в воспитании детей. Многие игнорируют врачебную и психологическую помощь, мотивируя все это материнским инстинктом, мол, мне самой известно, что нужно моему чаду».

    Врач убеждена, что в процессе динамической гимнастики, со всеми ее подбрасываниями, перевертываниями и раскручиваниями, ребенок подвергается сильнейшему стрессу. «Он всеми силами пытается противостоять парадоксальной, агрессивной реальности. Это способствует серьезным психическим и соматическим заболеваниям, которые вполне могут развиться в дальнейшем. Нельзя так просто вмешиваться в уязвимую нервную систему и закладывать в ребенка подсознательно негативное впечатление об окружающем мире. Повзрослев, он по-прежнему будет воспринимать его опасным …» – подчеркивает Цареградская.

    Между тем, ее оппоненты считают, что некоторым младенцам такая «встряска », почти в буквальном смысле этого слова, остро необходимо. Особенно это касается «кесарят» . Показания и противопоказания при этом следует согласовывать с наблюдающим педиатром – разумеется, если имели место какие-либо акушерские патологии, ни о какой динамической гимнастике для новорожденных не может быть и речи.

    Если же грудничок абсолютно здоров, но по той или иной причине появился на стресс в результате хирургического вмешательства, гимнастика станет для него крайне полезной. Дело в том, что любой грудничок, рожденный в результате естественного родового процесса, перенес определенный стресс, который необходим для его последующей адаптации во взрослом мире.

    Малыши, которые родились при помощи кесарева сечения, были извлечены из матки спустя 3-5 минут с момента нанесения разреза на материнский живот. Закон теории адаптации гласит: родовой физиологический стресс необходим для нормального развития. Он активирует самый важный инстинкт – инстинкт выживания и самосохранения.

    Еще один противник динамической гимнастики, остеопат Владимир Совельев, выражается несколько мягче, нежели его соратница Цареградцева, однако также настаивает на отказе от экстремальных техник физического развития грудничков. «С точки зрения остеопатии, подобные манипуляции являются неестественными и необоснованно обходящими барьеры тканей, что, в свою очередь, способствует развитию гиперлабильности суставов » – говорит он.

    По его наблюдениям, у ребенка, подвергающегося динамической гимнастике, угасают важнейшие рефлекторные функции. Например, он разгибает ножки, будучи поставленным на стол (рефлекс реакции на опору). Он также отмечает, что у таких детей аномально похрустывают суставы, а значит, их адекватное развитие ставится под угрозу само по себе. Тем не менее, Совельев не отрицает, что такая гимнастика может быть полезной, правда, строго при условии ее выполнения квалифицированным инструктором.

    Дмитрий Райский, педиатр АГМА, более лояльно высказывается в отношении экстремальных техник развития. Он выражает свое опасение относительно повышенного риска получения ребенком травм. «Поймите, можно отделаться и безобидным синяком, и внутричерепным кровоизлиянием » – утверждает доктор, – «подобные занятия должны проводиться специально обученным профессионалом, в идеале, мануальным терапевтом. Но никак не родителями, которые никогда не сталкивались с подобным ».

    Дыхательная зарядка, динамическая гимнастика, бэби-йога – все эти техники вызывают у противников «агрессивных вмешательств в развитие новорожденного » настоящее негодование. Тем не менее, многие мамочки бесстрашно приступают к данной методике и… остаются очень довольными!

    Если вы все же решили повести своего малыша по экстремальному пути развития, мы дадим вам несколько рекомендаций относительно проведения динамической гимнастики для начинающих:


    • Когда начинать? Не ранее достижения ребенком двух-трехмесячного возраста;
    • Проконсультироваться с врачом необходимо в обязательном порядке! Существуют противопоказания, при которых такая «разминка » категорически воспрещена!;
    • Держать ребенка следует крепко, но мягко. Следует учесть, что подвижность детских суставов, хоть и хороша для выполнения «воздушных » упражнений, но так же и опасна: малейшее неловкое движение, и вы запросто можете потянуть нежные связки грудничка;
    • Начинать нужно постепенно и дозировано. Не стоит сразу приучать кроху к «американским горкам »;
    • Обязательно пройдите «курс молодого бойца » у квалифицированного специалиста. Пусть инструктор все покажет вам и даст свои ценные рекомендации.

    Бесспорный плюс гимнастики – постоянное общение с ребенком и непосредственный вклад в его всестороннее развитие. Но если вы не уверены в своих силах и способностях, имеет смысл подобрать для этого более консервативные, хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные временем способы.

    Динамическая гимнастика для грудничков – система развивающих упражнений, включающая наряду с «традиционными» элементами массажа, гимнастики, комплекс движений для развития вестибулярного аппарата (вращения, подбрасывания, качания и т.д.), при которых взрослый держит малыша за две или одну ручку, за две или одну ножку или обхватывает туловище ребенка руками.

    Комплекс этих упражнений был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. По их мнению, ранние активные физические тренировки с младенцем стимулируют более эффективное развитие его интеллектуальных способностей в дальнейшем, по сравнению с детьми, занятия с которыми не проводились.

    Приемы динамической гимнастики позиционируются как упражнения, развивающие гибкость, увеличение амплитуды движений в суставах рук и ног. Сторонники метода отмечают укрепление мышц ребенка и указывают на снижение детского травматизма (из-за развития у малыша способности адекватно реагировать на травмоопасную ситуацию). Занятия улучшают координацию движений, работу головного мозга, тренируют вестибулярный аппарат, что способствует лучшему умственному развитию, помогают при запорах, скоплении газов. У малышей отмечают ранние попытки перевернуться на живот, присаживаться, ползать и ходить. При выполнении упражнений активизируются обменные процессы в организме ребенка, стимулируется работа внутренних органов. Родители, занимающиеся со своими детьми динамической гимнастикой, замечают, что те реже болеют, увереннее переносят болезненные состояния.

    Во время тренировок важно установить доверительное общение ребенка со взрослым. Тогда скорее всего у малыша сформируются уравновешенный характер, уверенность в себе и доброжелательность. Специалисты рекомендуют заниматься на свежем воздухе. При проведении упражнений ребенок обычно обнажен: попутно происходит закаливание. Некоторые родители упражняются с ребенком в прохладном помещении, что способствует выработке более мощной адаптации организма к холоду.

    Держись, малыш!

    Движения могут быть самыми разнообразными. Скрещивание ручек на груди, разведение их в стороны (в дальнейшем – растягивания), круговые движения прямыми руками в плечевых суставах и сгибание в локтевых, вытягивание рук вверх над головой. Подобные упражнения проводятся и для ножек. Наращивание амплитуды движений идет постепенно. Наиболее перспективнымисчитаются те движения, применение которых позволит в дальнейшем приступить к освоению разнообразных висов, являющихся исходными для большинства упражнений динамической гимнастики (например, потягивания на себя ребенка за ручки и за ножки). Постепенно к занятиям добавляются главные движения – висы, качания, вращения, подбрасывания. Суть таких упражнений – вращение за ручки или ножки, при этом тело крохи как бы описывает круг вокруг взрослого, добавляются подъем и перенос малыша за ножку с одного места на другое, фиксация руки ребенка в ладонях взрослого и удержание его в воздухе вверх ногами за руки.

    ВНИМАНИЕ! Динамическая гимнастика не является официально признанной медицинской методикой. Обучают родителей «энтузиасты»: методисты, мануальные терапевты или врачи лечебной физкультуры в различных коммерческих оздоровительных клиниках или центрах семейной медицины, в учреждениях, практикующих мануальные методы лечения и развития. На самом деле эти упражнения в основном способствуют растяжению слабого от природы и только формирующегося связочного аппарата малыша. При выполнении приемов динамической гимнастики велика вероятность получения травмы – от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава. Из-за незрелости и слабости связочного аппарата при классическом массаже рекомендуется осуществлять плавные поглаживания, не затрагивающие области суставов.

    Внимание! Малышам с патологиями опорно-двигательного аппарата (например, вывихом или подвывихом бедра), повышенным мышечным тонусом занятия такой гимнастикой категорически противопоказаны. Если вы все же решили заниматься с ребёнком, прежде чем приступить к упражнениям, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом. Причиной, по которой нежелательно проведение методик, подобных описываемой, является также функциональная незрелость и высокая чувствительность детской кожи к механическим воздействиям. Нарушение ее целостности грозит возникновением воспалительного процесса. Слабость пупочного кольца, обусловленная незрелостью соединительной ткани, при таких активных нагрузках может привести к развитию пупочной грыжи – дефекта в области пупка, возникающего вследствие незакрытия пупочного отверстия, через которое из брюшной полости под кожу могут выступать внутренние органы. Плохо обученные или невнимательные родители, выполняя приемы динамической гимнастики без присмотра методиста, могут нанести малышу гораздо больший вред, чем при неправильном проведении обычного лечебного гимнастического комплекса.

    Падения во время занятий могут стать причиной не только синяков и шишек, но гораздо более серьезных травм. Настораживают и сроки начала занятий. Есть приемы динамической гимнастики, которые рекомендуют проводить сразу после рождения. В официальной медицине существует другое мнение на этот счет. По данным последних исследований, гимнастику, массаж и закаливание не рекомендуется начинать в первые 3–4 недели после рождения малыша. Это обусловлено, прежде всего, перегруженностью систем адаптации маленького организма. Ведь рождение – переход из внутриутробного состояния в мир внешней среды, полный «потенциальных опасностей» – наверное, самый сильный стресс в жизни человека. Необходимо отметить влияние стрессов на развитие нервной системы новорожденного. Известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка в первые три года предопределено генетической программой. Помешать ее выполнению может стресс. Реакция организма на потрясение развивается на уровне нервной и эндокринной систем, проявляясь в повышении гормонов стресса. Их высокий уровень влияет на процесс развития различных органов и систем, задерживая его. Отрицательными последствиями могут стать нарушения в поведении, эмоциональные и психические расстройства. Головной мозг ребенка развивается очень активно, и переживаемые в этот период жизни стрессы (в том числе и от «экстремальной гимнастики») могут приводить к отставанию в развитии. Положительные эффекты динамической гимнастики те же, что и при обычном курсе классических методик лечебной гимнастики, массажа и плавания. Дело в том, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда являются оздоровительным фактором. На сегодняшний день существует большое разнообразие высокоэффективных методик и форм проведения занятий, основой которых является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Выполнение простых действий дает такой же положительный результат, как и нетрадиционные методики, без всякого вреда для маленького неподготовленного организма.

    Ниже приведен комплекс упражнений, по которым мы занимались с дочкой, а сейчас начнем с сыном. Сразу скажу, не все могут решится на подобные упражнения. Я вижу только плюсы от этих занятий.

    Мы начали занятия в месяц с лишним, и занимались до года. Дальше я не стала рисковать, потому что мнения расходятся насчет того, стоит ли выполнять подобные упражнения, так как риск травм возрастает. Лучше всего, если у вас есть возможность нанять инструктора, который все подробно вам объяснит. Прежде чем преступить, мы с мужем перечитали кучу информации и пересмотрели видео. Нужно быть полностью уверенными в себе и своих силах. И лучше, чтобы занятия делал папа, так как они менее нервозные)) Но мы с мужем чередовали, то он, то я. Если вы все-таки решили этим заниматься, то прочтите статью ниже. И так же ссылка на полезное видео: https://www.youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

    Динамическая гимнастика

    Что это такое?

    Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается.

    Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби- йога» синонимами, но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

    Как это появилось?

    Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

    Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

    Зачем это нужно?

    Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

    Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

    Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

    Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно- мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

    Что развивается с помощью динамической гимнастики?

    Опорно-двигательный аппарат. Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенка находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять.
    У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

    Пищеварительная система. Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

    Сердечно-сосудистая и иммунная системы. Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

    Психика. Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

    Как этим заниматься?

    Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

    Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

    И еще некоторые советы

    1. Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

    2. Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

    3. Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

    4. Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

    Когда начинать?

    Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

    Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

    Где, когда и с кем заниматься?

    Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей).

    Можно выполнять все упражнения друг за другом, в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием.

    Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец – матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

    Занятия проводятся ежедневно, во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

    Как подготовиться к динамической гимнастике?

    Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом.

    Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

    Динамические упражнения

    Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

    Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса содной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

    Поднимите малыша за руки и раскачивайте его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполнить покачивания вперед-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

    Упражнение 2. «Птичка»

    Исходное положение – малыш висит на ручках. Разведите их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями

    Упражнение 3. Тренируем пресс

    Прижмите ребенка спиной к своему животу. Одной рукой держите его за распрямленные колени, а другой поддерживайте в области груди. Медленно наклоняйте и распрямляйте малыша, чтобы он напрягал мышцы живота, спины и ног, старался удерживаться в вертикальном положении.

    Упражнение 4. Крутим-вертим

    Исходное положение – взрослый держит ребенка за две ноги, лицом от себя. Совершите несколько вращательных движения вокруг вертикальной оси – сначала по часовой стрелке, затем против

    Упражнение 5. «Обезьянка»
    Исходное положение – взрослый держит ребенка за левую ногу и правую руку.

    Приподнимает немного и покачивает. Затем меняет руку и ногу и повторяет движение. Потом упражнение повторяется за симметричные конечности (взрослый держит ребенка за левую руку и левую ногу, потом за правую руку и правую ногу).

    Упражнение 6. «Крестик»

    Ручки висящего ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

    Упражнение 7. Забросы

    Начало упражнения аналогично упражнению «Маятник», но во время выполнения раскачиваний амплитуда движений постепенно увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. При этом рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются, и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья.

    Затем следуют возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

    Упражнение 8. Боковые прокруты

    Когда при выполнении упражнения «Маятник» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис. 32). После совершения одного прокрута следует повторить это же движение в другую сторону.

    Упражнение 9. Прямые прокруты

    Раскачивая висящего на руках ребенка вперед-назад, взрослый помогает ему совершить сальто назад между рук родителя. В конечной фазе движения нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша

    Чтобы вернуться в исходное положение, следует либо отпустить одну руку ребенка, либо сделать сальто в обратном направлении. Это упражнение первоначально делают два взрослых, один из которых медленно проводит ребенка по всей траектории движения, а затем фиксирует его тело в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

    Упражнение 10. Перебросы

    Исходное положение – ребенок висит на руках. Постепенно увеличивая амплитуду покачиваний вперед-назад, взрослый широким движением перебрасывает ребенка над своей головой и опускает у себя за спиной (рис. 34). При этом в верхней точке траектории ребенок уже полностью теряет скорость. Спуск в вертикальное положение за спиной должен быть очень мягкий. Чтобы уберечь ребенка от удара о спину взрослого, следует прогнуть спину и слегка согнуть колени. Чтобы вернуться в исходное положение, необходимо либо произвести движение в обратную сторону, либо провести ребенка через плечо.

    Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

    Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.

    1 2 535 0

    Динамическая гимнастика для новорожденных и грудничков включает физические упражнения, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата и состоит в элементах традиционного массажа, а также держания малыша за одну из конечностей или туловище.

    Сегодня существует масса споров о целесообразности и безопасности данных упражнений, ведь некачественное выполнение такой гимнастики с большой вероятностью может стать причиной травм и увечья ребенка.

    Занятия динамической гимнастикой противопоказаны для грудничков с повышенным тонусом мышц, врожденным вывихом бедра и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

    Такая гимнастика не является официально утвержденной медицинской методикой из-за высокого риска травмирования ребенка. Дело в том, что у малышей на первом году жизни еще не сформированы связки, и динамические движения могут стать причиной не только растянутых, но и разорванных связок и множества вывихов.

    Дорогие родители, если вы собираетесь заняться подобной гимнастикой для новорожденных или грудничков, не выполняйте движений, которые испытывают крепость детских суставов.

    Что такое динамическая гнимнастика

    Гимнастика для грудничков включает в себя большой комплекс, созданный специально для младенцев. Они направлены на то, чтобы укрепить мышцы малыша, развивать их гармонично и с учетом всех физиологических особенностей.

    Важным моментом является и то, что упражнения нужно делать в хорошем настроении и по желанию. Если ребенок не хочет заниматься упражнениями – значит, не стоит. Необходимо подобрать время, когда малыш будет веселым. Тогда гимнастика принесет хорошие результаты.

    Польза

    Комплекс положительно влияет на рост и развитие ребенка. Кроме того, у гимнастики множество плюсов:

    1. Малыш быстрее учится ориентироваться в пространстве.
    2. Происходит развитие гибкости, разрабатываются суставы и мышцы.
    3. Укрепляет иммунную и нервную системы.
    4. Происходит развитие вестибулярного аппарата.
    5. Снижается уровень травматизма.
    6. Родители отмечают, что после таких занятий у них повышается настроение и улучшается аппетит.

    Обязательные правила исполнения

    Если вы принадлежите к родителям-энтузиастам, и решились на практику динамических движений со своим малышом, придерживайтесь нескольких правил.

    1. Занимайтесь гимнастикой только с бодрствующим ребенком.
    2. Ребенок во время гимнастических движений должен быть сыт, однако после приема пищи должен пройти хотя бы час.
    3. Начинайте каждый сеанс гимнастики с медленных поглаживаний.
    4. Ваши руки должны быть чистыми, мягкими и теплыми.
    5. Поскольку динамическая гимнастика травмоопасна, позаботьтесь о мягкой поверхности под малышом.
    6. Лучшим вариантом осуществления подобных движений является обращение за помощью к специалисту.

    Принципы динамической гимнастики

    1. Будьте уверенны в своих движениях. Как сказал мудрец: «Боишься – не делай. Если уже делаешь – не бойся». Итак, если вы настроились делать гимнастические движения с ребенком, сделайте так, чтобы вам никто не мешал, в том числе и с расспросами о целесообразности, ведь в этот момент вы должны быть сконцентрированы на ребенке. Позитивный настрой позволит стать с малышом одним целым, ведь дети как никто другой чувствуют настроение родителя и перенимают его.
    2. Нарастание сложностей. Начните занятия с наиболее простых движений, чтобы организм привык к серьезной нагрузке, а динамическая гимнастика для малыша является именно таковой. С каждым сеансом не спеша увеличивайте скорость движений, амплитуду и продолжительность.
    3. Не переутомляйте. Исполняя движения, вы находитесь в постоянном зрительном и эмоциональном контакте с ребенком. Если вы заметите, что малыш испугался, переутомился, остановитесь на некоторое время и обнимите крошку, пусть он почувствует любовь и безопасность.

    Не забывайте, что движения, которые предусматривает динамическая гимнастика, являются стрессовыми для столь юного организма.

    1. Регулярность сеансов. Выполняйте гимнастику каждый день в одно и то же время, желательно, если это будет в первой половине дня. Пусть малыш привыкнет к тому, что он просыпается, переодевается, проходит разминку (массаж), динамическую гимнастику, завтракает и т.д. После такого распорядка крепкий сон малышу обеспечен.

    Подготовительные движения

    Начинайте гимнастику с нежного прикосновения. Посмотрите малышу в глаза, пусть он ощутит заботу и внимание. Дальше можно исполнять медленные поглаживания.

    Положите свои пальцы малышу в ладошки, он, в свою очередь, сразу их ухватит. Практикуйте легкое потягивание вверх, чтобы ребенок старался поднять головку, сесть.

    Затем крепко возьмите кулачки ребенка себе в руки и поднимите его, чтобы дите провисло в воздухе. Первое упражнение сделано!

    В это время стоит внимательно наблюдать за крошкой, если ему нравится упражнение, позвольте повисеть несколько секунд.

    Перевороты

    Когда ребенок научится висеть лицом к вам, можно осуществлять это же движение, только лицом от вас.

    Возьмите ребенка спинкой к себе, пусть он ухватиться кулачками за ваши пальцы. Когда вы поймете, что ребенок держится уверенно, осуществите покачивания влево-вправо, перенося вес малыша из одной руки на другую.

    Когда крошка привыкнет к этому элементу гимнастики, вы можете начинать осуществление покачиваний вперед-назад. С каждым дней увеличивая амплитуду, вы сможете раскачать вперед малыша таки образом, что он закинет ножки вам на плечи, а головкой будет смотреть вниз. Аккуратно помогите ребенку принять первичное положение.

    С самых первых дней жизни вашего малыша необходимо помогать ему развиваться. Особенно физически, так как он только-только начинает познавать мир вне утробы матери и для него владение собственным телом пока даётся очень тяжело. Самым эффективным средством была и остаётся гимнастика.

    Гимнастика для новорождённого

    Любые физические нагрузки очень важны для тела человека вне зависимости от возраста. А особенно они полезны грудничкам, так как помогают правильному развитию.

    Польза гимнастики

    • Развивается и укрепляется мышечная система;
    • Улучшается координация движений;
    • Улучшается кровообращение и тонизируются сосуды;
    • Развиваются рефлексы;
    • Помогает работе желудочно-кишечного тракта;
    • Формирует нервную систему;
    • Улучшаются взаимоотношения между матерью и ребенком за счет ласкового обращения, улыбки и мягких прикосновений.

    Конечно же, перед началом гимнастических упражнений необходимо обсудить их с ведущим педиатром – так как он точно знает о том, как развивается ваш малыша, и может подсказать, на что необходимо обратить внимание в первую очередь. Неплохо было бы попросить врача показать несколько вариантов упражнений и техник, чтобы вашему ребенку занятия приносили как можно больше пользы.

    Виды гимнастики

    Для грудничков и малышей постарше существует несколько видов гимнастики. Классическая, более всего напоминающая массаж, динамическая, и на мяче.

    С первых дней жизни (лучше всего через неделю), стоит начинать легкими движениями разминать тело ребенка. В первую очередь необходимо помнить о том, что все движения должны быть очень легкими и мягкими, чтобы не напугать малыша и не навредить ему. Всегда нужно двигаться к центру: ручки разминать от кистей к шее, ножки – от стоп к паховой области, животик – к пупочной области. При каждом движении необходимо воздействовать на рефлексы малыша, не перенапрягая его мышцы и пока ещё хрупкий скелет. Нельзя насильно выпрямлять или сгибать конечности – это может привести к негативным последствиям.

    Гимнастику и массаж (которые обязательно должны идти вместе), необходимо проводить несколько раз в день по 5-10 минут.

    Условия при которых можно проводить гимнастику

    • Помещение необходимо хорошо проветрить, температура воздуха не менее 20 градусов;
    • Проводить процедуры необходимо в одно и то же время, чтобы создать режим;
    • Ребенок должен быть в хорошем настроении, но при этом после последней кормежки не ранее, чем через час, и не менее, чем за 30 минут до следующей;
    • Руки родителя должны быть мягкими и теплыми;
    • Занятия нужно проводить ежедневно;
    • Упражнения делаются на ровной жесткой поверхности – на пеленальном или обычном столике;
    • Во время гимнастики маме нужно сохранять позитивный настрой и проговаривать малышу все действия - это поможет ему успокоиться и почувствовать себя комфортно.

    Классическая гимнастика

    Классическая гимнастика предполагает движения руками и ногами, развивает их параллельную работу и владение всем телом. Эту гимнастику каждая мама делает с малышом, по сути на подсознательном уровне. То есть все наши простые зарядки и представляют собой гимнастику. Конечно же существуют и другие виды гимнастики. Например, динамическая.

    Динамическая гимнастика

    Это особый вид гимнастики, который стал популярным в последнее время и вызывает массу споров между родителями и врачами.

    Динамическая гимнастика – это своего рода спорт для новорожденного ребенка. Она предполагает активные упражнения, чаще всего в воздухе, где малыш принимает больше участия в процессе, чем при классическом виде.

    Плюсы динамической гимнастики

    • Мышечная система развивается гораздо быстрее, благодаря интенсивным нагрузкам;
    • Тренируется вестибулярный аппарат;
    • Она положительным образом влияет на психоэмоциональное состояние детей;
    • Способствует укреплению опорно-двигательного аппарата;
    • Помогает ускоренному формированию нервной системы;
    • Укрепляет иммунитет;

    К динамической гимнастике стоит переходить не раньше 1,5 месяцев – в этот период у малыша уже появился определенный баланс и познание собственного тела. Заниматься такой гимнастикой необходимо, когда малыш бодрый и в хорошем настроении, не ранее, чем через час после кормления.

    Динамическая гимнастика подразумевает под собой комплекс упражнений, во время которых малыш находится не на спине, как во время классического варианта, а в руках у родителей. Этот вид физических нагрузок подразумевает подбрасывания, кручения, повороты вокруг своей оси, «полеты» с держанием за ручки и ножки. Перед началом занятия ребенка необходимо «разогреть» – сделать легкий массаж и обычную классическую гимнастику, чтобы тело уже было готово к нагрузкам.

    Минусы динамической гимнастики

    Минусами в такой системе гимнастики можно считать травмаопасность. Суставы и мышцы грудничка ещё плохо сформированы, и можно нанести вред ребенку. Однако, если предварительно получить консультацию, и пройти несколько занятий у специалиста (мануального терапевта или инструктора по динамической гимнастике), можно добиться потрясающих результатов.

    Такие подвижные и активные занятия очень нравятся самим малышам, они получают полную свободу действий и массу положительных эмоций. Также, во время динамической гимнастики новорождённые учатся взаимодействовать с родителями и полностью им доверять.

    Как показывают исследования, у детей, с которыми родители занимаются именно динамической гимнастикой, быстрее появляются навыки и желание ползать, ходить и бегать. Малыши становятся более оживленными и любознательными, и меньше получают травм во время первых самостоятельных активных действий.