• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    «Благословенны трудности, ибо ими растём», - сказал некогда Николай Константинович Рерих.

    Олимпиада как вид состязания известна с ещё незапамятных времён. Причём не только её спортивное направление, но «умственные состязания». В чём же состоит польза таких интеллектуальных боёв, есть ли супер действенные способы подготовки и что в принципе влияет на результат?

    Предметные олимпиады – это состязание учащихся (при этом не всегда только средне-образовательных учреждений), в котором участники демонстрируют свои навыки и знания по определённым дисциплинам. Началом современного олимпиадного движения в России принято считать олимпиаду по математике в 1934 году, организованную Ленинградским университетом.

    Сегодня в России в среднем в год проводится около 70 олимпиад различных масштабов и уровней. Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?

    В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Кроме того, участие в олимпиадах не только расширяет кругозор и улучшает абстрактное и логическое мышление, но и совершенствует творческие способности.

    Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.

    В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

    Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.

    Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это не только проверка школьных знаний, но и отличная тренировка и саморазвитие.


    Кроме того, победы в олимпиадах дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Самым крупным «бонусом» является поступление в любой ВУЗ страны без вступительных испытаний. Победители Всероссийской или международной олимпиады могут поступить в ВУЗы на специальность, соответствующую профилю предмета олимпиады, без вступительных экзаменов. Иные олимпиады могут включать другие льготы, к примеру, зачисление вне конкурса, 100 баллов по ЕГЭ или 100 баллов за дополнительные вступительные экзамены. Однако необходимо уточнять правила конкретного ВУЗа относительно «бонусов» и льгот при поступлении.

    Следующий вопрос, как же подготовиться к олимпиаде и есть ли универсальный метод решения олимпиадных задач? Поскольку олимпиадные задания славятся своей оригинальностью и требуют креативности в решении, единственного способа их решения не существует. Однако часто на олимпиадах встречаются задания, составленные по аналогии с прошлогодними. Следовательно, действенным способом тренировки является решение, решение и ещё раз решение заданий олимпиад прошлых лет.

    Немаловажным фактором при подготовке является и личность педагога, его взаимоотношения с учеником. Помимо широкого кругозора, увлечённостью своим предметом и стремления к высокому качеству работы, учитель должен быть немного психологом, чтобы найти индивидуальный подход к ребёнку.


    Зачем нужна олимпиада? 1 - 1 из 1
    Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все

    Ежегодно на сайте Министерства образования публикуется список школьных олимпиад. В 2016-2017 учебном году их количество достигло 88. Проводятся школьные олимпиады ведущими вузами страны. Общий перечень олимпиад школьников и уровни, указанные в нем, охватывают все многообразие данных состязаний.

    Кому и зачем нужны олимпиады?

    В чём смысл и практическая польза таких олимпиад? Большинство из них даёт возможность школьнику даже из самого отдаленного региона России попытать счастья в поступлении в любой из самых престижных университетов страны - от МГИМО и МГУ до Бауманки и Санкт-Петербургского госуниверситета.

    Если вы являетесь победителем или призером данного интеллектуального соревнования и набрали от 75 баллов и выше, об оценках за сдачу ЕГЭ можно не беспокоиться. Они никакого значения теперь не имеют.

    Как устроена система

    Существуют различные уровни олимпиад, всего их три. Причём присвоение идет отдельно по каждому из направлений. Как это выглядит на практике? Например, олимпиада "Ломоносов" проходит по числу направлений порядка двух десятков. Из них лишь пятнадцать обладают льготами первого уровня, предполагающего максимальный приз - поступление в любой профильный вуз вне конкурса.

    Оставшиеся же пять направлений принадлежат ко второму из уровней. По условиям участия победитель может занести в свой актив 100 баллов для профильного ЕГЭ. Такое же правило актуально и для олимпиады третьего уровня.

    Какой именно из льгот имеет право воспользоваться абитуриент, указывается в правилах приема конкретного вуза. Одни из них предоставляют отнюдь не маленькие льготы призерам 3-го уровня олимпиад. Другие (наподобие МГУ или МГИМО) обращают внимание лишь на олимпиады первого уровня из числа наиболее престижных.

    Как пополняется список

    В 2016 году в список школьных олимпиад вошли несколько новых. Можно упомянуть "Робофест", школьную олимпиаду Университета "Иннополис", состязания по программированию. В турнирах участвовали и будущие управленцы, учащиеся музыкальных колледжей и многие другие. К данному перечню принадлежит и школьная интернет-олимпиада по физике, проводимая тремя питерскими вузами.

    Принять участие в столь престижных соревнованиях имеют право не только выпускники, но и учащиеся классом помладше. Цель их - не обеспечить себя льготами, а сделать попытку проверить собственные интеллектуальные возможности.

    Об изменениях

    Особняком стоит Всероссийская олимпиада школьников. Организатор ее - Минобрнауки РФ, а участники - свыше 6 млн учеников. В общий перечень она не входит, но результаты прохождения уровней Всероссийской олимпиады школьников действительны для поступления в любой без исключения вуз. Эти состязания - настоящий шанс для талантливых и трудолюбивых детей из любого региона. На муниципальный уровень олимпиады допускаются победители школьных состязаний. Здесь отбор значительно ужесточается.

    С 2014 года приказом номер 267 Минобрнауки РФ введён новый Порядок, содержащий подробную информацию о регламенте проведения и утверждении уровней олимпиад школьников. Не относится он лишь ко Всероссийской олимпиаде. И потому все предыдущие приказы, касающиеся утверждения порядков ежегодных состязаний, критериев отнесения их к тому или иному уровню, образцов дипломов призеров и победителей больше не актуальны. Они утратили свою силу.

    Что содержится в новом Порядке?

    Он определяет, в частности, сроки и цель каждой из олимпиад. Проведение их организуется для развития и выявления в среде учащихся интереса и способностей к творчеству и научной деятельности. Другие важные цели подобных мероприятий - пропаганда знаний и

    Сроки их проведения устанавливаются в рамках учебного года с сентября по март включительно. Каждая из олимпиад состоит не менее чем из двух этапов. Проведение заключительного допускается лишь в очной форме. Категорически запрещены любые денежные расчеты либо плата за участие в состязаниях.

    Кто их организует

    Организаторами олимпиады могут стать федеральные органы власти, ведающие управлением в сфере образования, а также органы власти субъектов РФ, кроме того, учебные заведения, реализующие деятельность согласно образовательным программам высшего уровня, научные и государственные организации, а также любые общественные организации, действующие в сфере образования.

    К проведению ее привлекаются все заинтересованные - от учебно-методических объединений до СМИ. Аналитическим и экспертным сопровождением процедуры организации каждой из олимпиад ведает РСОШ - таково краткое обозначение Российского совета олимпиад школьников, сформированного Минобрнауки РФ.

    Кто может стать участником олимпиады?

    Участие в данных состязаниях предполагается исключительно на добровольной основе, существует в индивидуальной форме и предполагает присутствие обучающихся по всем основным образовательным программам - как среднего общего, так и Таким же правом располагают лица, осваивающие образовательные стандарты самостоятельно или на условиях семейного обучения, а также за рубежом.

    Всероссийская олимпиада, уровни прохождения которой предполагают наиболее массовый охват участников, пожалуй, дает наиболее реальный шанс каждому.

    Каждый из последующих этапов предполагает участие победителей и призеров предшествующего. Тот, кто участвовал в олимпиадах в предыдущем учебном году, стал призером либо победителем и продолжает при этом оставаться школьником (или находиться на домашнем обучении либо самообучении), допускается в текущем году к участию без прохождения отборочного этапа.

    Что запрещается на олимпиадах?

    Во время их проведения никто из участников не имеет права пользоваться какими-либо средствами связи - электронно-вычислительной техникой, любой аппаратурой (фото-, видео- или аудио), а также справочными материалами, рукописными заметками и любыми прочими средствами, на которых возможны хранение и передача информации. Исключение касается отдельных предметов, включённых организаторами олимпиады в перечень разрешенных и отмеченных в требованиях и условиях ее проведения.

    Под другое исключение попадают спецсредства технического характера для участников со статусом лица с ограниченными по здоровью возможностями (инвалида и т. п.). Если школьник нарушает данный порядок, а также любое из условий и требований, относящихся к проведению соревнования, организатор имеет полное право на удаление его из аудитории с аннулированием всех полученных результатов и лишением права на дальнейшее участие в текущем году.

    В качестве победителей и призеров всей олимпиады признаются те, кто стал таковыми на заключительном ее этапе. Их награждают дипломами соответственно первой, второй и третьей степени.

    Школьные олимпиады: уровни

    Теперь перейдем к вопросу, наиболее актуальному для школьников и их родителей. Какие существуют уровни школьных олимпиад, и по каким критериям они рассчитываются? К определяющим факторам относится:

    1. выдвинувших своих представителей для участия в состязаниях. На школьную олимпиаду каждый из них должен представить участников количеством не менее пяти.

    2. Возраст соревнующихся (учитывается процентное соотношение учеников невыпускных классов в соотношении к общему количеству).

    3. Уровни олимпиад также определяются сложностью заданий и их творческим характером.

    Рассмотрим подробнее, какие требования предъявляются к олимпиадам того или иного уровня.

    Уровень I

    В такой олимпиаде принимают участие субъекты Российской Федерации, число которых должно быть не менее 25.

    Что касается возрастного охвата участников, данный критерий имеет пороговое значение, равное 30% учащихся невыпускных классов в общем составе.

    Касательно уровня сложности и творческого характера предлагаемых заданий заключительный этап обязан содержать их объемом не менее 50%. Это относится к вопросам повышенного уровня сложности. И должно быть не менее 70% оригинальных заданий творческого характера.

    Уровень II

    Если вести речь о других уровнях олимпиад, то в данном принять участие обязаны представители не менее чем двенадцати субъектов РФ либо двух федеральных округов. При этом из регионов, которые входят в состав каждого федерального округа, представлено должно быть не менее половины участников.

    25% и более от числа соревнующихся обязаны составлять учащиеся невыпускных классов.

    По уровню сложности заданий соответствующего характера должно быть не менее 40%. Объем же творческих оригинальных заданий - половина и более. Всё это также относится к заключительному этапу.

    Уровень III

    В степени жесткости требований уровни олимпиад располагаются по убывающей. В данном случае в состязании обязаны принять участие субъекты Российской Федерации числом не менее шести. Другое пороговое значение данного критерия - половина и выше от количества регионов, которые входят в состав федерального округа, организующего олимпиаду.

    Возраст участников олимпиады должен соответствовать следующему критерию: пятая часть и более (т. е. от 20%) всех, кто участвует, обязаны обучаться в невыпускном классе.

    Что касается уровня сложности поставленных задач, то заключительный этап обязан содержать их не менее 30% от общего количества. Такой же объем отводится на обязательные оригинальные творческие задания.

    Полный перечень всех олимпиад 2016-2017, уровней и условий проведения был утверждён Министерством на текущий учебный период до даты 1 сентября. Этот же порядок соблюдается ежегодно. Наблюдателями на олимпиадах могут работать граждане, получившие аккредитацию в качестве таковых согласно регламенту, предусмотренному Минобрнауки РФ.

    Кроме того, в новом Порядке приводится подробное описание образцов, по которым изготавливаются дипломы для призеров и победителей.

    По каким критериям происходит отбор олимпиад, включаемых в перечень?

    Их немало:

    1. Организатор олимпиады проводит таковые два и более года, предшествующие тому, в котором подается заявка на участие. Если же олимпиада предлагается к включению в перечень впервые, обязано быть соблюдено условие не включения другого профиля олимпиады того же организатора в упомянутый список на протяжении предыдущих трех лет.

    2. Если же другого профиля олимпиада упомянутого организатора в трехлетний предшествующий промежуток была включена в перечень, то организатор обязан проводить ее соответственно порядку не менее чем 1 год.

    3. Задания и испытания на олимпиадах обязаны носить творческий характер.

    4. Лица, перечисленные пунктом 15 Порядка, должны быть обеспечены свободным доступом к участию в мероприятии.

    Другие требования

    Официальный сайт организатора в интернете обязан содержать все существенные условия и требования, касающиеся проведения и организации соревнования. Там же должны быть размещены задания олимпиад прошлых лет, подробная информация о призерах и победителях прошлогодней (как минимум) олимпиады.

    Заявленное число участников не должно составлять менее 200 человек. Победителями и призерами на каждом этапе олимпиады могут стать участники количеством не свыше 25% от общего числа. Из них занявших первые места не может быть более 8%.

    Организатор олимпиады обязан располагать всеми необходимыми ресурсами для ее проведения - методическими, кадровыми, организационными, материально-хозяйственными и финансовыми. Это же требование касается наличия опыта проведения подобных мероприятий.

    Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.

    История

    Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика.

    Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Именно она положила начало олимпийскому движению на территории бывшего Союза. Спустя всего год, уже в 1935 году математическая олимпиада приобрела большое число участников, где наравне со студентами, пробовали свои силы 122 школьника.

    Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей. Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

    Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).

    Современное олимпиадное движение в России

    После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

    Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

    Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

    Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

    Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

    Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

    Льготы

    Призовые места во Всероссийской олимпиаде обеспечивают существенные льготы при поступлении и дальнейшем обучении в вузах. Участие в альтернативной олимпиаде дает большой шанс быть зачисленным в определенный вуз автоматически или так же предоставляет существенные льготы при поступлении.

    По статистике из 23 тысяч дипломантов 2012 года, воспользовались своими льготами всего 14 тысяч, а 8114 были зачислены в вузы автоматически, без вступительных экзаменов.

    На сегодняшний день, конкурсы и олимпиады проводятся в элитных детских садах, развивающих центрах и колледжах, даже среди детей младшего школьного возраста. Отношение к ним, как среди родителей, так и среди педагогов неоднозначное, участие проходит полностью на добровольной основе и может дать только льготы при поступлении в школьное учебное заведение, хотя показатели данных конкурсов не берутся за основу.

    Всероссийские и вузовские олимпиады являются бесплатными. Первые финансируются из бюджета, вторые существуют за счет спонсорских выплат. Если олимпиада организовывается не вузом и не школой, тогда обязательно нужно уточнять платным является участие в данной олимпиаде или нет.

    Подготовка

    Для подготовки к определенной олимпиаде, чаще всего, используются прошлогодние задания, которые либо издаются в печатном виде, либо размещаются на специальных сайтах. Задания идут вместе с ответами и разными вариантами решения задач. Все большей популярностью начинают пользоваться он-лайновые игры-тренинги и специальные тренажёры для подготовки участников.

    Достаточно просто зарегистрироваться на выбранном сайте и получить доступ ко всевозможным функциям, которые предоставляет данный сайт, так же популярны форумы, где все участники могут задавать вопросы и получать нужную информацию в режиме онлайн. Очень многие популярные вузы разработали свои официальные сайты, которые занимаются предварительным отбором участников и индивидуальной подготовкой к участию в олимпиаде.

    Именно на таком сайте можно узнать место и время проведения олимпиады, условия и критерии отбора. Так же можно дистанционно пройти начальный отборочный тур, а вот на заключительный этап требуется обязательное присутствие участника. По желанию самого человека он имеет право принять участие в нескольких олимпиадах одновременно. Такой случай имел место быть в 2010 году, когда школьница Анна Андреева стала абсолютной рекордсменкой, приняв участие в 13 олимпиадах и победив в них.

    Плюсы участия в олимпиаде

    Поступление в вуз. Гораздо легче убедить ребенка в том, зачем ему нужно хорошо учиться, продемонстрировав конечный результат. Допустим, если ты будешь хорошо учиться, станешь директором, а если плохо дворником. Данный пример показывает ребенку наглядно, к чему ему нужно стремиться, мотивирует его и делает обучение более целесообразно.

    Так дело обстоит и с олимпиадой, если ребенок еще в средних классах поймет, для чего ему нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах, то определенная цель будет являться мотиватором к действию или обучению. Очень важно чтобы родители и учителя раскрыли для ребенка все преимущества участия в олимпиадах.

    Ведь начиная принимать участие с пятого или седьмого класса, ребенок набирается определенного опыта, тем проще, легче и увереннее будет его участие в старших классах, где на кону будет уже стоять поступление в престижный вуз.

    Душевное равновесие. Не секрет, что выпускники старших классов практически полгода находятся в паническом состоянии страха. Сначала они переживают о том, как сдадут выпускные экзамены, затем продолжают находиться в состоянии неизвестности при поступлении в вуз. Очень многие поддаются панике и не понимают, что они будут делать, если не поступят, кто-то будет вынужден идти в армию, кто-то работать.

    Весь этот стресс очень неблагоприятно отражается на общем эмоциональном состоянии ребят и не дает сосредоточиться и показать все свои знания во время сдачи вступительных экзаменов. Куда в более спокойном состоянии находится человек выигравший олимпиаду, он уже точно знает, что зачислен в определенный вуз или имеет льготы при поступлении.

    Можно спокойно отдохнуть за летний период и набраться сил для нового учебного года, ведь принимая участие в олимпиаде, ученик не просто показал себя, как умного абитуриента, а оградил от большого числа конкурентов. Идти к своей цели пошагово, гораздо легче, чем все оставить на последний момент и довериться, в некоторой степени, воле случая. Все вузы заинтересованы в талантливых и инициативных студентах, поэтому участие в олимпиаде поощряется даже участникам, занявшим второе и третье место.

    Расширение кругозора. Цель обеспечить себе льготное поступление в престижный вуз, появляется уже в старших классах, а вот что может дать участие в олимпиаде ребенку средних классов? Олимпиада в школе, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, прежде всего. Дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему очень интересна.

    Ученик, который попадает уже на городскую олимпиаду, имеет возможность познакомиться с единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, одними интересами. Если ребенок пошел еще дальше, то перед ним появляется еще одна возможность, это путешествия в другие города. Выиграв городскую олимпиаду, есть очень хороший шанс поехать в другой город на следующий этап.

    Таким образом, можно расширить свой кругозор в разных направлениях. В основном первыми кто поддерживает интерес ребенка к определенному предмету, является непосредственно преподаватель, далее его родители, которые так же прилагают усилия к тому, чтобы ребенок прошел все этапы олимпиады, обеспечивают материальную сторону этого вопроса (переезд, проживание и питание). Поддержка и вера в силы своего ребенка и ученика тоже играют очень большую роль в победе.

    Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.

    Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями.

    Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

    Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость. Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером.

    Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

    Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

    Участие в олимпиадах придает ребенку уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.

    Самый правильный путь в лучшие вузы лежит через олимпиады. Развитому и заинтересованному школьнику нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по математике и физике и активно участвовать в них.

    Абитуриентам ведущих вузов (МФТИ, ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, МИФИ) необходимо принимать участие:

    • во Всероссийской олимпиаде школьников по математике и физике (как минимум в школьном и муниципальном этапах, крайне желательно пройти на региональный этап, и совсем хорошо — на заключительный);
    • в олимпиадах РСОШ (также называемых перечневыми), которые входят в ежегодный Перечень РСОШ (Российского совета олимпиад школьников).

    Имея диплом перечневой олимпиады (не говоря уж о Всероссе), вы обеспечите себе существенные льготы при поступлении в вуз и получите серьёзное конкурентное преимущество перед другими абитуриентами.

    Боковое меню справа включает список основных перечневых олимпиад, заключительные этапы которых проходят в Москве. В нижеследующей указаны также уровни олимпиад и ссылки на их официальные сайты.

    Наряду с информацией, представленной на этой странице, можно также почитать моё выступление на Летней школе учителей математики (ВМК МГУ, 25.08.17), посвящённое олимпиадам.

    Всероссийская олимпиада школьников

    Всеросс проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный (финал). На каждом этапе определяются победители и призёры (по количеству набранных баллов). Устанавливаются также проходные баллы на следующий этап; в Москве, например, можно стать призёром регионального этапа и при этом не попасть в финал.

    Школьный и муниципальный этапы интереса не представляют: достаточно подготовленный школьник должен становиться призёром второго этапа, и никаких льгот тут, разумеется, не предусмотрено.

    Победители и призёры регионального этапа тоже не имеют особых льгот при поступлении — разве что несколько баллов в МФТИ или ВШЭ при учёте индивидуальных достижений. Однако призёрство «на регионе» является показателем неплохого уровня, воодушевляет и поднимает самооценку; да и на собеседовании в МФТИ на вас уже будут смотреть как на приличного в целом человека;-)

    Льготу имеют только победители и призёры финала, и она максимальна — БВИ, то есть зачисление без вступительных испытаний (вне конкурса) в любой вуз по направлению, которое соответствует профилю олимпиады.

    Перечневые олимпиады: уровни, дипломы, льготы

    На перечневой олимпиаде можно получить диплом I степени, II степени или III степени. Обладатели дипломов I степени называются победителями олимпиады; обладатели дипломов II и III степени называются призёрами. Выиграть олимпиаду (так говорят в фольклоре) — это значит войти в число её победителей или призёров, то есть получить диплом.

    Каждая олимпиада имеет определённый уровень: первый, второй или третий. Уровни олимпиад фиксируются в Перечне. Чем выше уровень олимпиады, тем более весомые льготы имеют её победители и призёры. Уровень, которым обладает та или иная олимпиада, не связан напрямую со сложностью её выигрывания (а с чем именно связан — дело тонкое) и может меняться от года к году.

    Льготы, предоставляемые вузами, бывают трёх видов:

    • БВИ («без вступительных испытаний») — внеконкурсное зачисление отдельным приказом, выходящим до приказов о зачислении по конкурсу в первую и вторую волну (иными словами, первым делом зачисляются все подавшие документы БВИшники, а на оставшиеся бюджетные места будут претендовать остальные абитуриенты, ранжированные по убыванию суммы своих конкурсных баллов по профилирующим предметам);
    • засчитывание 100 баллов за ДВИ (дополнительное вступительное испытание — в МГУ, например);
    • засчитывание 100 баллов по предмету вместо результата ЕГЭ.

    Льготы на текущий учебный год объявляются вузами около 1 октября. Вид льготы может зависеть от уровня олимпиады и от степени полученного на ней диплома. Вузы сами решают, какие предоставлять льготы. В каждом вузе имеется своя специфика; смотрите примеры вузовских льгот в 2018/19 году — МФТИ , Вышка , МГУ .

    Если льгота сформулирована для олимпиады данного уровня (без указания конкретных олимпиад), то она относится ко всем олимпиадам данного уровня. Пусть, например, у вас есть диплом олимпиады «Физтех» по физике (которая имеет 1-й уровень), и при этом вы поступаете на ВМК МГУ. Среди льгот этого факультета видим: победители и призёры олимпиады по физике 1-го уровня получают 100 баллов в зачёт ЕГЭ по физике. Несмотря на то, что диплом у вас с олимпиады МФТИ, вам засчитывают на ВМК 100 баллов за ЕГЭ по физике. Точно так же в МФТИ вам дадут 100 баллов по математике за диплом не только «Физтеха», но и ряда других олимпиад (например, олимпиад «Ломоносов» или «Покори Воробьёвы горы!», которые проводятся в МГУ).

    Вместе с тем вузам разрешено устанавливать свой перечень олимпиад, по которым предоставляются льготы абитуриентам. МФТИ и ВШЭ используют эту возможность, МГУ — почти нет.

    Обладатель диплома олимпиады может получить льготу при поступлении в течение четырёх лет, следующих за годом проведения данной олимпиады. Это означает, что для абитуриента имеют ценность дипломы, полученные начиная с 7 класса. Однако вуз вправе указать, за какие классы должен быть получен диплом, чтобы льгота была предоставлена. Как правило, льготы предоставляются по дипломам за 11 класс.

    Для получения льгот по перечневым олимпиадам школьнику нужно ещё не завалить ЕГЭ. В настоящий момент пороговый балл ЕГЭ для подтверждения льгот составляет 75 баллов.

    Почему нужно готовиться к олимпиадам?

    Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрироваться именно на олимпиадах.

    • Подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач. Такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе. Опыт показывает, что студенты МФТИ, МГУ или ВШЭ, которые в своё время готовились лишь к ЕГЭ, начинают испытывать проблемы по математике и физике в первом же семестре; в то же время те ребята, которые активно участвовали в олимпиадах (пусть и безуспешно), впоследствии гораздо легче усваивают вузовский материал. В этой связи интересны результаты исследования успеваемости студентов вузов , опубликованные Российским союзом ректоров. Главный вывод данного исследования гласит: только лица, поступившие как лауреаты олимпиад, демонстрируют устойчивую тенденцию к росту успеваемости при её уровне выше среднего .
    • Готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую подготовку к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне. Некоторые задачи олимпиад «Физтех», «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы» по виду напоминают задачи ЕГЭ, но в то же время являются более содержательными и трудными. Даже если не удастся выиграть ни одну из олимпиад, вы придёте на ЕГЭ спокойными, без дрожи в коленях — ведь за плечами у вас будет опыт решения гораздо более сложных задач. А спокойствие вкупе с накопленным мастерством обеспечит вам конкурентное преимущество на ЕГЭ и даст возможность получить максимально высокий балл.
    • Диплом олимпиады обеспечит вам льготы при поступлении, описанные выше (то есть как минимум 100 баллов в зачёт ЕГЭ). При этом стать призёром олимпиады — задача куда более реальная, чем получить те же 100 баллов на самом ЕГЭ (бесстрастная статистика: стобалльников ЕГЭ на порядок меньше, чем победителей и призёров олимпиад). Поэтому если ваш потенциальный ЕГЭ-уровень не меньше 80 баллов, то у вас имеется неплохой шанс выиграть какую-нибудь олимпиаду и положить в копилку 100 баллов за ЕГЭ по данному предмету.
    • Олимпиад несколько; не получилось на одной олимпиаде — возможно, получится на другой или третьей. В то же время ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут попросту перечеркнуть судьбу.
    • Может случиться (например, на некоторых специальностях МФТИ или Высшей школы экономики), что предъявлять одни только результаты ЕГЭ окажется бессмысленно — обладателей дипломов олимпиад, подавших документы, окажется больше, чем бюджетных мест, так что все места достанутся олимпиадникам.
    • Вступительные экзамены умерли, но дело их живёт. Олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы» по своему содержанию продолжают традиции вступительных экзаменов на мехмат, ВМК и физфак МГУ (существовавших до эпохи ЕГЭ). Аналогично, олимпиада «Физтех» унаследовала дух и специфику прежних вступительных экзаменов в МФТИ. Соответственно, методических материалов для подготовки — море, и в целом понятно, как и к чему тут следует готовиться (в наибольшей степени это относится к олимпиаде «Физтех»).

    Олимпиады по математике и физике в Москве

    Ниже вы видите список наиболее важных олимпиад по математике и физике, дающих льготы при поступлении (с указанием уровней олимпиад), в которых можно принять участие в Москве. Знакомьтесь с информацией, читайте официальные сайты олимпиад и выбирайте для себя наиболее подходящие.

    Олимпиада Сайт Уровень 2018/19
    Московская математическая олимпиада ММО Математика — 1
    Турнир городов ТурГор Математика — 1