• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дзюдо - один из видов спортивной борьбы. Как и в любом другом боевом искусстве в дзюдо есть свой перевод: дзю - мягкость, до-путь. Главное в дзюдо не сила, а ловкость. Основной принцип - использование силы соперника. Спортсмен старается положить соперника на лопатки, тем самым одерживая победу.

    Борьба дзюдо берет свои истоки в Японии в XIX веке, как одна из модернизаций джиу-джитсу. В XX веке этот спорт распространяется за пределами Японии, а в 1964 году она входит в программу Олимпийских игр. В любом виде спорта нужны постоянные тренировки, требующие стопроцентной отдачи. В дзюдо так же. Спортсмен должен быть не столько сильным, сколько ловким и уметь падать. В дзюдо существуют различные техники падения.

    Основные законы дзюдо

    Основателем этого боевого искусства является Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать свою систему законов. Эта система была направлен на воспитание человека. Кроме того, он рассматривал эту борьбу как средство воспитания, а не как времяпрепровождение. Он разработал пять основных принципов, которые гласят следующее:

    1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от тренировок без серьезных причин.

    2. Свои поведением я постараюсь не уронить свое достоинство и достоинство учителя.

    3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.

    4. Обещаю не давать уроки без разрешения моего учителя.

    5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

    Техника дзюдо

    Дзюдо основано на изучении техники бросков, болевых приемов, удержаний и удушений как в стойке, таки и на полу. А вот удары изучают в системе ката. Ката - формализованная последовательность движений, связанных с принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. Принцип изучения ката прост: повторяя много раз движения, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в экстремальную ситуацию, тело само применяет эти движения уже на основе выработанных рефлексов. Именно ката является одной из трех составных частей дзюдо. Двумя другими принципами являются: рандори и сиай. Рандори - борьба по предварительно заданным правилам с елью обучения каким-либо техническим приемам. Сиай - соревнования.

    Дзюдо - искусство для самообороны

    Разберемся, какие качества развивает дзюдо. Во-первых, тренировки с противником, который сопротивляется в полную силу, служит выработке скорости, выносливости, силы и реакции. Во-вторых, наработка техники броска вырабатывает контроль положения противника при броске, что позволяет выбрать желаемую жесткость воздействия в ситуациях с самообороной. В-третьих, вырабатывается психическая и физическая готовность к падениям и ударам.

    Дзюдо-путь к самосовершенствованию, в отличие от других видов боевых искусств, таких как каратэ и бокса, основой являются не удары, а техника борьбы в стойке. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы и большим разнообразием технических действий, которые разрешены. Поэтому дзюдо подойдет как взрослым, так и детям.

    Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, искусстве рукопашного боя, который относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Основатель дзюдо – выдающийся японский общественный деятель и педагог, профессор Дзигоро Кано, родившийся 28 октября 1860г. в г.Микагэ на Японских островах.

    В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзю-дзюцу. В короткие сроки он сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу школ Тэндзин Синъё Рю (относительно новый стиль дзю-дзюцу того периода, основное внимание в котором уделялось атэми – поражению анатомически слабых точек и технике захвата) и Кито Рю (во времена Кано основное направление школы – нагэ-вадза, техники броска).

    При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать дзю-дзюцу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у занимающихся. Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие и исключив опасные для жизни приемы, он создал дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь» или «путь мягкости») – боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия.

    Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзю-дзюцу, но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не «Технику» (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзю-дзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи (конец 19 века) многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека. По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

    Отправной точкой дзюдо считается 1882 год. В это время Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в токийском буддийском храме Эйсёдзи. Это и был всемирно известный ныне Институт Кодокан (в переводе с японского «Дом изучения Пути»), который тогда разместился в четырех помещениях, самое большое из которых (4 на 6 м) отвели под додзё (в переводе с японского «Место где ищут путь»; места для тренировок, соревнований, аттестаций).

    Основав Кодокан, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

    В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйсёдзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами, поэтому Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который, хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал.

    В 1883 году Кано вводит разрядную систему. Первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан).

    В том же году Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

    В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, стали первыми учениками, удостоенными ранга сёдан (японское название первого дана).

    В 1886 году Кано переехал в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов. Здесь, впервые, ученики с уровнем дан начали носить черные пояса как знак своего статуса. Стоит отметить, что мастерам Кодокан, достигшим этого уровня, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной, они целиком и полностью основаны на теории акупрессуры – лечении и профилактики заболеваний через давление на определённые точки тела.

    С разрешения Министерства просвещения Японии в 1886 году был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзюцу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда, что ДЗЮДО - лучший вид единоборств! В результате дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях.

    К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований.

    Добившись долгожданного, но главное, официального признания у себя на родине, Дзигоро Кано приступил к осуществлению следующего грандиозного замысла - о дзюдо должен был услышать мир. Стремление "подарить" дзюдо всему миру подтолкнуло Кано развернуть свою деятельность в Европе. В 1889 году он лично открывает первую школу во Франции. Позднее дзюдо добирается до Великобритании и других Европейских государств.

    В 1906 году Кодокан вновь расширяется, на сей раз, он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзюдоги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам).

    Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо (современное фехтовальное искусство), в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

    В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и, в конце концов, добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр. Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства.

    В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

    В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

    В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо, он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

    В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

    Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих, то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

    Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. Но в 1948 году запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

    Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводит к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, её президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

    В 1956 году в Токио прошёл первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

    В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

    До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе защиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе. Начало развитию дзюдо в СССР положил Василий Сергеевич Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии. Он был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

    После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914г., 1917-1925г.), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года). В 1937 году В.С.Ощепков был репрессирован по грязному доносу своих приближенных, объявлен «врагом народа» и казнен. После этого дзюдо многие годы, как «чуждый нашим идеалам» вид единоборства, пребывало в забвении. При жизни Ощепков очень много сделал для популяризации дзюдо. Занимаясь в основном практическим дзюдо, он имел много теоретических разработок, но все рукописи в день ареста исчезли. После его смерти, ученики и соратники, страстные пропагандисты дзюдо, были вынуждены, используя свои знания о дзюдо, создать другой вид борьбы.

    Could not load widget with the id 10.

    В процессе «перелицовывания» дзюдо были изменены правила, форма одежды, а самое главное, исчез дух дзюдо. С введением в технику дзюдо всевозможных приемов из разных видов борьбыродилась другая, вольная борьба, а затем и самбо. Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. Они успешно проявили себя на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11-12 мая 1962 года, затем в 1963 году на предолимпийском турнире в Японии. А на Олимпиаде 1964 года в Токио наши спортсмены завоевали 4 бронзовые награды. Это был большой успех советских атлетов, любящих и умеющих бороться. Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене (олимпийским чемпионом стал уроженец города Гори Шота Чочишвили). Впоследствии победителями Олимпийских игр становились наши дзюдоисты Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

    В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР, преобразованная после 1990 года в Федерацию дзюдо России. В настоящее время Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо. На сегодняшний день членами Международной федерации дзюдо, являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. К сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему.

    В этой статье разговор пойдет о «гибком познании»… Нет, это вовсе не нудные пары по философии или логике. Речь о дзюдо, а также о том, почему этот вид спорта полезен, во сколько лет дети могут начинать им заниматься и сколько стоят занятия.

    Японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения – все это о дзюдо. Этот вид спорта часто привлекает детей и их родителей. И не зря: он прекрасно развивает ребенка как физически, так и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

    Со скольки лет?

    Дзюдо – мягкий, безударный вид единоборств, подходящий даже для самых маленьких деток. Поэтому начать обучение можно уже с 4 лет. Раннее начало боевого пути пойдет только на пользу: ребенок научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.

    Важно понимать, что в таком возрасте ребенка не будут учить делать захваты или наносить удары соперникам. В секции с четырехлетками начинают заниматься общей физической подготовкой, и только потом, уже укрепившихся и подготовленных, постепенно обучают основам дзюдо.

    Есть только одна проблема: четырехлетнего малыша могут не взять в секцию. Это особенно актуально для маленьких городов. В городах-миллионниках уже начинают открываться клубы, в которые можно отдать ребенка в столь юном возрасте.

    Обычно рекомендуется отдавать детей на дзюдо с 7-8 лет. Это тот возраст, когда они становятся более собранными, целеустремленными и начинают осознавать, в чем суть этого вида спорта. А также в этом возрасте легче привыкнуть к строгим правилам на тренировках.

    Медицинские противопоказания

    Одно из самых безопасных единоборств, которое подойдет почти всем – это дзюдо для детей. Но есть и некоторые ограничения по состоянию здоровья.

    Основные противопоказания:

    • больное сердце;
    • плохое зрение;
    • заболевания опорно-двигательного аппарата;
    • болезни почек;
    • аномалии развития.

    Родителям стоит понимать, что дзюдо – это борьба. И хотя дети учатся не причинять сопернику боль, а лишь имитировать поединок, ваше чадо не застраховано от синяков и сильных ушибов. Поэтому стоит проконсультироваться с врачом или , чтобы быть уверенными, что тренировки не навредят.

    Узнать подробнее об .

    Мальчики и девочки

    Другой вариант перевода этого японского слова – «мягкий путь». Здесь важны не сила или умение «задавить» соперника, а ловкость и гибкость. Дзигоро Кано, создатель этого вида единоборств, вложил в свое творение основную идею: Необходимо поддаться, чтобы победить .

    Дзюдо прекрасно подойдет для девочек. Тренировки вырастят сильную, уверенную в себе, дисциплинированную, но женственную и нежную девушку.

    Если вы сомневаетесь, то вот еще несколько причин, чтобы отдать девочку именно на дзюдо:

    1. Ребенок приобретает навыки самообороны и учится защищать себя, что бывает иногда жизненно важным.
    2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как женская половина человечества от природы гибкая и склонная брать не напором, а хитростью и ловкостью.
    3. В конкуренция в женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском, поэтому это очень перспективное направление.

    Да что там говорить, девочка, которая способна уложить любого мальчишку, вызывает в кругу сверстников искреннее восхищение и даже преклонение.

    Плюсы

    Дзюдо для детей, как и любой другой вид спорта, полезен для здоровья, физического и умственного развития, а также приносит удовольствие и позволяет выпустить лишнюю энергию.

    Регулярные тренировки:

    • Развивают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл.
    • Тренируют реакцию . Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любое неверное действие противника становится преимуществом, которое нужно умело использовать.
    • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки по дзюдо – дело серьезное. Они приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу и даже разговаривать. В процессе обучения боевому искусству ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
    • Укрепляют здоровье. Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, уменьшают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, являются эффективным средством борьбы с ожирением.

    Минусы


    Несмотря на максимальную безопасность этого вида единоборств, травмы не исключены. Но не стоит бояться, что после первой тренировки ребенок придет с синяком или хуже – с переломом.

    На первых занятиях, а иногда и годы, малышей обучают, как избежать травм и сохранить все конечности в целости, затем с помощью упражнений укрепляют их тело, а только потом показывают приемы и ставят в спарринги.

    Сколько стоят занятия?

    Любой спорт, если им заниматься серьезно и основательно, требует постоянных затрат. Вот примерный список расходов и расценки:

    • Тренировки. Одно занятие с тренером обойдется примерно в 600 – 800 рублей. Однако можно найти и бесплатную секцию для детей с 7 – 8 лет.
    • Поездки на турниры. Вероятность того, что ребенок будет ездить на турниры за счет организации, есть, но стоит быть готовыми к тому, чтобы оплачивать дорогу, питание и проживание.
    • Экипировка. Кимоно необходимо покупать самостоятельно. Его примерная стоимость: от 2 000 до 15 000 рублей. Есть и бюджетный вариант – взять с рук.

    Как выбрать секцию?

    От секции и тренера зависит многое: результаты тренировок, настрой и мотивация, травмоопасность занятий. Поэтому к выбору подходящей организации стоит подойти серьезно.

    Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе секции:

    • Желание ребенка. Это главный фактор, о котором многие родители просто забывают. Если ребенок будет заниматься без желания, то никаких положительных результатов быть просто не может. Поэтому не бойтесь пробовать заниматься в разных клубах. Во многих платных секциях предлагается пробное бесплатное занятие. Пробуйте, и найдете то, что подойдет Вам и Вашему ребенку.

    Содержание статьи

    ДЗЮДО («мягкий путь»), одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзюдзюцу).

    Историческая справка.

    Корни джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии . В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя.

    В 1882 молодой японский ученый Дзигоро Кано открыл в Токио собственную школу Кодокан («дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»). Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.

    Дзюдо развивалось в условиях жесткой, порой жестокой конкуренции со стороны других школ джиу-джитсу. Однако вскоре оно получило официальное признание властей, нашло применение в полиции и армии, а через несколько лет вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.Распространение дзюдо в мире началось в 1930-е годы. После Второй мировой войны американские оккупационные власти ввели запрет на боевые искусства в Японии, что приостановило развитие дзюдо. После отмены запрета интерес к дальневосточным боевым искусствам вспыхнул в мире с новой силой.

    В 1948 состоялся чемпионат Японии по дзюдо. Вскоре после этого была образована Всеяпонская федерация дзюдо. Международная Федерация дзюдо была создана в 1952, а первый чемпионат мира по дзюдо был проведен в Токио в мае 1956. Уже в 1964 дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, проводившихся в Токио, и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта.

    Подготовка дзюдоиста

    состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении.

    Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами». В настоящее время вместо соломы для татами используются современные материалы.

    Костюм дзюдоиста («дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются спереди узлом. Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней («кю»), начиная с 6-й (младшая) и кончая 1-й (старшая). В соответствии с присвоенной степенью ученики имеют право надевать пояса того или иного цвета: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс. Продолжая совершенствоваться, дзюдоист получает 1-й дан (первую степень мастера), а вместе с этим и право на ношение черного пояса. Всего в категории мастеров, обладающих черным поясом, существуют 10 степеней. Успешно выступающие борцы могут рассчитывать максимум на 7-й дан, поскольку более высокие степени присваиваются за административную деятельность и вклад в развитие дзюдо как спорта. Уровень первого дана соответствует примерно мастеру спорта по российской классификации.

    Дзюдо в России.

    Родоначальником отечественного дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892–1937). Он родился на Южном Сахалине, который после русско-японской войны был отторгнут от России в пользу Японии. Невольно став подданным японского императора, Ощепков переехал в Киото, где обучался в русской колонии. 29 октября 1911 был принят в знаменитый институт Кодокан-дзюдо, 15 июня 1913 ему был присвоен 1-й дан. Ощепков был первым русским и четвертым иностранцем, получившим степень мастера. 4 октября 1917 Ощепкову был присвоен 2-й дан, и вскоре он создал собственную школу дзюдо во Владивостоке. После установления на Дальнем Востоке советской власти Ощепков обучал первых советских милиционеров и чекистов азам боя, одновременно служил в штабе Сибирского военного округа. Его постоянно посылали за границу, где он не упускал случая пополнить свой арсенал приемов. Ощепков анализировал и дополнял арсенал дзюдо приемами из национальных видов рукопашного боя и постепенно выработал систему, которая впоследствии получила название «самбо». Термин «дзюдо не устраивал руководящий аппарат СССР, и о нем надолго забыли. В СССР о дзюдо заговорили лишь в начале 1960-х годов, когда стали проводиться первые чемпионаты мира и Европы по этому виду спорта. Федерация дзюдо СССР была создана в 1962 – в год проведения первого чемпионата Европы. На Олимпиаде 1964 советская команда по дзюдо была сформирована из спортсменов-самбистов, которые завоевали четыре бронзовые медали (А.Боголюбов, О.Степанов, А.Кикнадзе, П.Чиквиладзе). Первую золотую олимпийскую медаль принес советской команде Шота Чочишвили в 1972 на Олимпиаде в Мюнхене. Затем в Монреале в 1976 олимпийскими чемпионами стали Сергей Новиков и Владимир Невзоров, а в 1980 в Москве – Николай Солодухин и Шота Хабарели. В Барселоне в 1992, уже выступая за сборную СНГ, олимпийское золото завоевали Давид Хахалешвили и Назим Гусейнов. Огромных успехов советские и российские спортсмены добились, выступая на чемпионатах мира и Европы. Победителями и призерами этих соревнований стали Б.Мищенко, А.Цюпаченко, Г.Веричев, С.Косоротов, Х.Тлецери, Н.Ожегин, С.Космынин, Б.Вараев и др. В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире.

    Дзюдо — это традиционное боевое искусство, зародившееся и получившее свое распространение в Японии. Это один из видов спортивного единоборства, которым занимаются без использования какого-либо оружия. Дзюдо могут заниматься как дети, так и взрослые люди.

    Проследить истоки зарождения этого боевого искусства и узнать ее историю не тяжело. Известно, что дзюдо, как отдельное направление было выделено на основе дзю-дзюцу, называемого также « » (и даже являлось синонимом этого слова). А это искусство, в свою очередь, дает начало от древней формы традиционного сумо.

    История дзюдо

    Дзюдо положило свое начало в 1882 году, когда Дзигоро Кано основал свою первую школу «Кодокан» в Токио. Школа Кодокан имела общую площадь всего лишь 22 м² . Однако Дзигоро Кано сделал все возможное для того, чтобы данное спортивное направление получило известность.

    Уже в 1887 году Дзигоро Каном была сформирована техническая база стиля «Кодокан дзюдо». В 1900-м году уже были сформулированы правила, необходимые для судейства на соревнованиях по дзюдо.
    В 1888 году основы дзюдо стали преподавать в военно-морском училище и других военных и полицейских учебных заведениях. А уже в 1907 году дзюдо включили в обязательную, общую программу образования средних школ. В связи с этим значительно увеличилось внимание к данному боевому искусству и сторонников данного направления стало больше. Вскоре дзюдо под руководством Кано стало одной из самых влиятельных спортивных организаций в Японии.
    В 1889 году учение о дзюдо распространилось во Франции, где Кано успешно открыл одну из школ. Постепенно данное направление распространилось в Великобритании и в других странах Европы.

    Направлением заинтересовался даже тогда действующий президент США Теодор Рузвельт. В Белом доме было специально оборудованное помещение, в котором президент осваивал навыки данного искусства с доверенным посланником Кано.
    Со временем, в 1926 году, в Кодокане открывается секция дзюдо для представительниц женского пола. Организатором этого направления среди женщин считается супруга Кано.
    В 1932 году во время Олимпийских игр Кано и еще около двух сотен его учеников продемонстрировали базовые приемы дзюдо и провели показательные выступления.
    Во времена Второй мировой войны распространение дзюдо немного приостановилось. Это боевое искусство признали запрещенным, однако со временем, в 1948 году данный запрет был снят, а дзюдо снова включили в программу физической подготовки в школах.
    Позже направление настолько было развито, что летом 1951 года была основана Международная федерация дзюдо. Ее руководителем стал сын Дзигоро Кано — Рисэй.
    Затем дзюдо распространяется фактически во всех странах, и уже в 1956 году в Токио был проведен первый чемпионат мира по дзюдо. В чемпионате принимало участие более 20 стран. Важно отметить, что на чемпионате отсутствовало разделение участников по весовым категориям. Первый раз спортсменов разделили по весовым категориям в 1961 году на чемпионате мира в Париже, который уже был третьим по счету.
    Что касается женского чемпионата мира по дзюдо, то он прошел несколько позже, в 1980 году.
    На сегодняшний день в Международную федерацию дзюдо входит 178 стран. В самой Японии к этому искусству приобщилось более 8-ми миллионов человек, во всем мире — более 20 миллионов.

    Сегодня дзюдо входит в четверку наиболее популярных мировых направлений спортивной борьбы. Наряду с дзюдо стоят: , вольная борьба и греко-римская борьба.
    Итак, данное направление прошло все этапы развития и доказало миру, что имеет право на существование и право быть.

    Технические особенности дзюдо

    Как и во многих других боевых искусствах, борцы перед началом схватки кланяются друг другу. После окончания боя также необходимо совершить поклон. В общем количестве, борцы должны показать свое уважение к противнику 7 раз.

    Существует три технических раздела в стиле дзюдо. К ним относят:

    • Ката — набор упражнений, выполнение которых происходит в парах.
    • Рандори — борьба с установленными правилами для обучения каким-либо приемам.
    • Сиай — соревнования между борцами.

    Тренировки по дзюдо проходят на специальных матах из полимерных материалов или прессованной соломы, которое называются татами. Все дзюдоисты занимаются без обуви, босиком. Одеждой дзюдоистов является кимоно — дзюдоги. Это штаны, куртка и пояс традиционно белого цвета. На международных соревнованиях дзюдоисты одеваются в дзюдоги белого и синего цвета.

    Первые приемы, которые были утверждены Кано в 1895 году содержали 40 бросков, которые выполнялись со стойки.
    В начале ХХI века были выделены такие технические разделы дзюдо как:

    1) Нагэ-вадза (техника бросков).

    2) Катамэ-вадза (техника обездвиживания) включающая удержания (осаэкоми вадза), болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приемы.

    3) Атэми-вадза (техника нанесения ударов по уязвимым точкам).

    Именно на основе этих разделов строится большинство техники в дзюдо.
    В дзюдо можно использовать броски через спину, плечо, бедро, подножки, подхваты, отхваты. Также существует два стиля выполнения бросков: броски со стойки (тати вадза) и броски с падением (сутэми вадза). Броски, которые осуществляются со стойки, также имеют свои подвиды. В частности, их можно разделить на броски с использованием преимущественно рук (тэ вадза), броски через бедро (коси вадза) и броски со стойки с использованием ног (аси вадза). Броски с падениями тоже разделяются на падения, осуществляемые на спину (масутэми вадза) и на бок (еко сутеми вадза).
    В технике дзюдо используют болевые приемы: рычаги (разгибания конечностей в суставах) и узлы (скручивание конечностей в суставах). Дзюдоист может применять болевые приемы на любые суставы противника, однако, в спортивном дзюдо принято использовать их только на локтевом суставе. Это делается с целью минимизации возникновения травм. Ведь известно, что по уровню травматизма среди всех видов спорта, дзюдо находится на 15 месте. Чаще всего травмы в дзюдо случаются по собственной вине: тот, кто плохо умеет страховать себя, тот и получает травмы. Это и не удивительно, ведь искусство дзюдо направлено на то, чтобы предотвратить любые травмы и научиться правильно защищаться.

    Почему стоит заниматься дзюдо?

    Рекомендуется заниматься дзюдо с детства, в возрасте 5-6 лет. Однако, если вам уже далеко не 5 и вы испытываете спортивный интерес к данному виду, то можете смело покупать себе дзюдоги. Ведь существует много случаев, когда люди даже в зрелом возрасте достигают отличных результатов в данном виде спорта. Но если вы — заботливый родитель, который планирует приобщить ребенка к спорту, то стоит выделить несколько основных факторов, которые помогут вам определиться с выбором направления в спорте.
    Во-первых, дзюдо прекрасно стимулирует спортсменов к духовному и физическому развитию. Ваш ребенок научится совмещать работу разума с телом, что поможет ему эффективнее осознавать себя и окружающих людей.

    Во-вторых, дзюдо развивает гибкость. Это позволит им избежать около половины травм. Ведь если ребенок споткнется, то он тут же сможет удержать равновесие благодаря техникам, изученным на занятиях по дзюдо.
    В-третьих, на занятиях по дзюдо ребенок сможет значительно повысить уровень своей концентрации и внимания. Ведь там дети учатся бороться так, чтобы не травмировать ни окружающих, ни себя. Также ребенок должен правильно защищать себя, а для этого следует быть внимательным к действиям противника.
    И, в четвертых, дзюдо — это искусство самозащиты. Вашего ребенка не научат обороняться с помощью оружия, которое является очень опасным. Здесь ваш ребенок научится контролировать свои действия и обездвиживать противника. Стоит отметить, что все эти умения и навыки по самозащите могут пригодиться на протяжении всей жизни.
    Также, даже если вы находитесь уже в зрелом возрасте, то это не является преградой для занятий дзюдо. Гибкость, подтянутость, смелость, ловкость, душевное здоровье — это все, вы сможете приобрести или развить, занимаясь одним из лучших боевых искусств — дзюдо. И тогда у вас будет еще один повод для гордости собой, и еще один повод для того, чтобы другие гордились вами!

    Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.