• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Последние изменения: Август 4, 2018

    Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

    Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.

    Гладиаторские бои – история возникновения

    Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – .
    Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.

    Фреска «Борцы» в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.


    Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.

    Фреска «Принесение в жертву пленных троянцев» , ок.IV до н.э.

    Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций

    Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.

    Гладиаторы. ок. II века н.э. Часть мозаики, найденной г. Злитен, провинции Мисурата в Ливии.


    В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.

    Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.

    Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.

    Колизей – главная арена гладиаторов

    Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того, как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений.

    Фреска с изображением Римской арены в г. Помпеи, построенной ок. 79г. до н.э.

    Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей. Он был открыт в 80 году н.э. как личный дар Императора римскому народу.

    Колизей, возведенный династией Флавиев, подаренный римскому народу императором Веспасианом


    Гладиаторские игры

    Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
    В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».

    Гладиаторы после боя. 1882г. Картина Хосе Морино Карбонеро, Музей Прадо


    На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.

    Это интересно!

    Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant» , т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя» . Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.


    Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями. Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.

    Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э. Музей мозаики в Стамбуле, Турция


    Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римкой империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Domnatio ad Bestia (Осуждение к зверям). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.


    Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме. Последним актом унижения было удаление трупов – их крючьями вытаскивали с арены Колизея, а растерзанные тела впоследствии лишали надлежащих языческих погребальных обрядов.

    Фрагмент мозаики «Domnatio ad Bestia», I век н.э., г. Злитен, Ливия


    Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.

    Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент. Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.

    Фрагмент мозаики «Бой гладиаторов», ок. 320г. н.э., галерея Боргезе, Рим, Италия


    Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение. Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти. Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.

    Картина Pollice Verso (лат. Пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером, 1872


    Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.

    Это интересно!

    Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии». Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.


    Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.

    Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.

    Запрет гладиаторских игр

    Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.

    Смерть Игнатия Антиохийского на арене в Риме


    В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
    • в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
    • в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
    • в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
    • в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
    • в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.

    Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.

    Это интересно!

    Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.


    Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.

    Бои гладиаторов в современной реконструкции

    Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

    Реконструкция гладиаторского боя


    Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

    Бои гладиаторов на арене Колизея: меч, кровь и восторг публики


    Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

    Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

    Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

    Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

    Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

    Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

    По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

    Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

    Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

    Виды гладиаторов

    В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

    • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
    • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
    • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
    • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

    Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

    Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

    Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

    Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

    Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

    Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

    Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.

    Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра. Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшею благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria). Состязания гладиаторов ведут свое происхождение от похоронных игр у этрусков , которые заменили собою человеческие жертвоприношения, совершавшиеся некогда в память умерших. Вследствие этого гладиаторские бои устраивались у древних римлян первоначально лишь на погребальных тризнах (ad rogum); первое упоминание о них относится к 264 до Р. Хр. С течением времени, однако, игры эти утратили значение жертв умершим и превратились в простое развлечение жестокого и гордого своею свободою римского народа, которому доставлял удовольствие вид бьющихся насмерть гладиаторов. В то же время в них стали видеть прекрасное средство для поддержания в народе воинственного духа.

    Такой характер этот обычай принял в последние времена республики . В эту эпоху эдилы, равно как и прочие должностные лица, в особенности при вступлении своем в должность, стали устраивать гладиаторские игры по поводу самых разнообразных событий, и для этой цели были даже выстроены особые амфитеатры с открытой ареной. Число пар сражавшихся гладиаторов постепенно возрастало. Юлий Цезарь , занимая должность эдила (65 до Р. Хр.) выставил 320 пар гладиаторов.

    Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

    Древнеримские императоры то ограничивали гладиаторские игры, то до безумия поощряли их. Август разрешил преторам давать гладиаторские бои не более двух раз в год, и притом с условием, чтобы в каждом из них участвовало не более 60 пар. На играх, устроенных им самим, по его собственному показанию, сражалось, в общем, не менее 10 тысяч человек. Запрещение Августа скоро было забыто. О Траяне рассказывают, что он в течение 123 дней давал различные игры, на которых сражалось 10 тысяч гладиаторов, а император Коммод ничем так не гордился, как славой искусного гладиатора, сотни раз выступавшего на арене. Скоро, впрочем, гладиаторские игры нашли доступ и в другие главнейшие города Римской империи . Так, по рассказу Иосифа Флавия , Ирод Агриппа I при открытии амфитеатра в Кесарии в один день выставил 700 гладиаторов. Даже в Афинах и Коринфе игры эти встретили сочувственный прием, а в позднейшее время едва ли существовал хоть один значительный город в Италии или в провинциях, не имевший собственного амфитеатра для гладиаторских игр.

    Поединок гладиаторов ретиария и мирмиллона. Современная реконструкция

    Гладиаторы набирались по большей части из военнопленных, которых массами доставляли в Древнем Риме многочисленные войны. Множество рабов присуждалось к состязаниям на арене в виде наказания. Немало было также среди гладиаторов и свободных граждан, отчаянного и обедневшего люда, не имевшего иных средств содержать себя. Гладиаторы, которым удавалось выйти победителями из состязания, не только приобретали громкую славу и увековечивались в произведениях поэзии и искусства, но получали также за каждое представление значительную плату (auctoramentum), так что могли надеяться провести остаток жизни состоятельными людьми. Эти свободные гладиаторы назывались auctorati и должны были дать клятву в том, что позволят себя «сечь розгами, жечь огнем и умерщвлять железом».

    Бой гладиаторов ретиария и секутора

    Во время римской империи учреждены были императорские школы для гладиаторов (ludi gladiatorii), одна из которых найдена была в Помпеях . Здесь гладиаторов держали в строжайшей дисциплине и сурово наказывали за малейшие проступки, но зато относились с большой заботливостью к их телесному благосостоянию. Гладиаторы упражнялись в своем искусстве под руководством учителя фехтования (ланисты). Начинающие пользовались особой рапирой (rudis), которая давалась также заслуженному гладиатору (rudiarius) после удачного боя, в знак полного освобождения от гладиаторской службы.

    По вооружению гладиаторы Древнего Рима делились на несколько родов. В полном вооружении сражались так называемые самниты (samnites), которые носили продолговатый щит, прочный рукав на правой руке, набедренник на левой ноге, прочный пояс, шлем с забралом и гребнем и короткий меч. Ретиарии (retiarii – «бойцы с сетью»), главным оружием которых была сеть (rete), выходили почти без одежды; защитой им служил лишь широкий пояс да кожаный или металлический нарукавник на левой руке. Кроме того, они были вооружены трезубцем (fuscina) и кинжалом. Искусство их состояло в том, чтобы набросить сеть на голову противника, а затем заколоть его трезубцем. Противниками их являлись обыкновенно гладиаторы-секуторы (secutores – «преследователи»), вооруженные шлемом, щитом и мечом. Кроме секуторов в бой с ретиариями вступали нередко также мирмиллоны (myrmillones), вооруженные по галльскому образцу шлемом, щитом и мечом. Особый род гладиаторов составляли фракийцы (thraces), вооруженные по-фракийски, небольшим, обыкновенно круглым щитом (parma) и коротким кривым мечом (sica). Часто упоминаются также эсседарии (essedarii), сражавшиеся на боевой колеснице (esseda), запряженной парой лошадей, тогда как гладиаторы-андабаты (andabatae) сражались верхом на коне, в шлемах, с забралом без отверстий для глаз и, вооруженные круглым щитом и копьем (spiculum), устремлялись друг на друга, ничего не видя.

    Вооружение гладиатора-фракийца. Современная реконструкция

    Тот, кто устраивал гладиаторские игры, назывался editor muneris или munerarius. Он назначал заранее день игр и издавал их программу (libellus). Эти libelli, в которых приводилось число гладиаторов и перечислялись по именам наиболее выдающиеся из них, старательно распространялись; часто также держали пари по поводу ожидаемой победы того или другого бойца. В начале представления гладиаторы проходили торжественной процессией по арене, приветствуя римского императора упоминаемой Светонием фразой: «Ave, Imperator (Caesar), morituri te salutant» («Слава тебе, император, идущие на смерть приветствуют тебя!». Светоний, «Vita Claudii», 21).

    Расставленные затем попарно ланистой, гладиаторы начинали примерное сражение (prolusio) тупым оружием, часто под музыку. Но вот труба давала сигнал к серьезному бою, и гладиаторы устремлялись друг на друга с острым оружием. Свирели и флейты заглушали стоны раненых и умирающих. Отступавших гнали в бой плетьми и раскаленным железом. Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде. Исполнение просьбы (missio), в позднейшее время предоставлявшееся обыкновенно императору, возвещалось маханием платков, а также, вероятно, поднятием пальца, тогда как поворачивание большого пальца требовало смертельного удара. Древнеримский народ выказывал участие к храбрым бойцам, трусость же вызывала в нем ярость. Павших гладиаторов волокли особыми крюками через Porta Libitinensis («ворота смерти») в так называемый сполариум (spolarium) и здесь добивали тех, у которых сохранились еще признаки жизни.

    «Пальцы вниз». Картина Ж. Л. Жерома на тему гладиаторских боёв

    В Италии родиной упомянутых выше гладиаторских школ была Кампания и огромная масса рабов, собиравшаяся для обучения в этих школах, неоднократно создавала своими восстаниями для Древнего Рима серьезную опасность (см. Восстание Спартака). В междоусобных войнах Отона с Вителлием , гладиаторы служили в войсках и оказали большие услуги в рукопашных схватках. Христианство хоть и восстало против гладиаторских игр, но долгое время было не в силах искоренить в Древнем Риме пристрастие к этим зрелищам. Окончательно прекратились они, по-видимому, лишь в царствование Гонория (404).

    Художественные изображения гладиаторских боев встречаются нередко. Важное значение имеет найденный в Помпеях большой барельеф, представляющий различные сцены из древнеримских гладиаторских сражений. Изображения подобных же боевых сцен сохранились на найденном в Ненниге (в округе Трира, Германия) мозаичном полу.

    Гладиаторы — римские бойцы-рабы, участвовавшие в поединках на радость публике в Римской империи на протяжении почти 700 лет. Одно из первых упоминаний об этом явлении — бои трех пар гладиаторов на Коровьем рынке Рима в 264 году до н. э., а последнее — указ императора Гонория об их запрете.

    Как жили гладиаторы, чем они занимались помимо сражений, а также другие не менее интересные истории о древних бойцах Великой империи, — в новом материале сайт.

    Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане. Эти товарищи, нестарые и хорошо развитые, попадали в школы гладиаторов, где они под руководством управляющего проходили военную подготовку. Гладиаторы занимались каждый день с тренерами и учителями, которые обучали их владению разнообразным оружием. Также к услугам гладиаторов были повара, врачи и гетеры.

    Гладиаторы Древнего Рима жили гораздо лучше, чем простые рабы


    Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.

    Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало. Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).



    Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители. Известный жест — большой палец вниз или вверх — решал судьбу поверженных. Однако считается, что жесты были иные: пальцы, сжатые в кулак, — жизнь, большой палец, отставленный в сторону, — смерть.

    Если проигравшие гладиаторы выживали, их судьбу решали зрители


    Римские гладиаторы делились на типы, и каждый из них был по-своему вооружен и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены как представители одного из завоеванных Римом народов или, как некие выдуманные персонажи. Однако не смотря на все это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием.

    Интересные факты:

    1) Жизнь гладиатора ценилась очень высоко. На то, чтобы воспитать отличного бойца, уходило много времени, сил и денег, и такой боец приносил огромный доход его владельцу.

    2) Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов, и стать гладиатором — огромный позор для римского гражданина. Но не редки были случаи, когда простой гражданин Рима шел в гладиаторы — иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи.

    Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов


    3) Во всех фильмах гладиатор выглядит как культурист, но это было не так. За два-три месяца до боев, гладиаторов кормили обильно и жирной пищей, поскольку толстый слой жира защищал внутренние органы .

    4) Существует миф, что гладиаторы — лучшие бойцы Рима. Бойцы — да, но не солдаты. Они не умели сражаться организованно в строю, как легионеры, не знали тактики построений и т. д. В этом была беда Спартака. Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и имело место быть, но солдатами — нет.

    Есть миф, что гладиаторы — лучшие бойцы Рима. Бойцы — да, но не солдаты


    Основные типы гладиаторов:

    — Сагиттарий — конный лучник, вооруженный гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию, одет в тунику и без доспехов.

    — Мирмиллон — был в шлеме со стилизованной рыбой на гребне.

    — Андабат — названы так потому, что сражался верхом на лошади.

    Эквит — легко вооружённый гладиатор.

    — Пегниарий — использовал кнут, дубину и щит, который прикреплялся к левой руке, а вот доспехами и шлемом не пользовался.

    Рудиарий — гладиатор, заслуживший освобождение, но оставшийся гладиаторам


    — Ретиарий — вооружен трезубцем, кинжалом и сетью, кроме набедренной повязки не имел никакой одежды, в том числе и шлема.

    — Прегенарий — выступавший в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу.

    — Тертиарий — гладиатор с самым разнообразным оружием и доспехами.

    — Галл — был вооружен копьем, шлемом и небольшим галльским щитом, одет в кожаный пояс и тканевые повязки на руках и ногах.

    — Бустуарий — любой тип гладиатора, сражавшийся в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.