• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект летней беседы по теме: «Путешествие в Рыбье Царство» для детей старшего дошкольного возраста.

    Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
    Описание материала: предлагаю воспитателям конспект познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста. Данная беседа расширит представления детей о рыбах, а загадки и занимательная викторина уточнят и закрепят полученные знания. уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах; расширять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

    Словарная работа:

    плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

    Оборудование:

    рыбки - жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).

    Ход беседы:

    Организационный момент.
    Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
    Руки на месте!
    Ноги на месте!
    Локти у края!
    Спинка прямая!
    Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:
    Ходит город - великан на работу в океан. (Корабль).

    Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.


    Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку:
    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой.
    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток.

    Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
    Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
    А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
    1 остановка «Встреча с умным крабом».
    Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях - рыбах.


    Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
    А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
    У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
    Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
    Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
    Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы - меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы - сабли напоминает саблю, а у нож - рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
    Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле.
    А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
    Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.
    2 остановка «Встреча с лягушкой».


    Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
    - Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
    - Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
    - Из чего выводятся мальки - детёныши рыб? (Из икры).
    - Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
    Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
    А сейчас немного отдохнём.
    Физминутка.
    К речке быстрой мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три! Вот как славно освежились!
    От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!
    Он назад поплыл сначала: раз, два!
    А потом поплыл вперёд: раз, два!
    И поплыл, поплыл по речке,
    Набирая полный ход.
    Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».
    Маленькая лодочка по реке плывёт,
    На прогулку лодочка всех детей везёт.
    Пароход плывёт по речке,
    И труба дымит, как печка.
    Рыбки плавают, ныряют
    В чистой, свеженькой воде,
    Приплывают, уплывают,
    Зарываются в песке.
    А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.
    3 остановка «Золотая рыбка».


    Её задание: отгадать сложные - сложные загадки.
    1. На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.
    (Сом).
    2. У неё во рту пила,
    Под водой она жила.
    Всех глотала, всех пугала,
    А теперь в уху попала.
    (Щука).

    3. Колючий, да не ёж,
    Кто же это? … (Ёрш).
    4. В пруду или озере, больше нигде.
    В тихой, спокойной стоячей воде,
    Где буйная зелень на дне разрослась,
    Вот именно там обитает …
    (Карась).
    Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.
    Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам этих красивых рыбок (медальки).

    Алёна Хамова
    «Весёлые рыбки». НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы. Водоём»

    Цель : обобщение знаний о рыбах.

    Программное содержание :

    Образовательные задачи :

    Обогащать и активизировать словарь по теме «Рыбы . Водоём » .

    Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоёмах .

    Закреплять умения обобщать и классифицировать.

    Закреплять умения составлять и решать задачи.

    Уточнить представления о свойствах предметов данном случае об объёме) .

    Закреплять умения сравнивать предметы по объёму.

    Развивающие задачи :

    Развивать коммуникативные навыки (умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы; умение рассуждать, сравнивать и делать выводы).

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление.

    Развивать координацию движений на основе согласования действий со словами физминутки.

    Развивать мелкую моторику на основе пальчиковой гимнастики

    Воспитательные задачи :

    Совершенствовать произвольность регуляции поведения и концентрацию на деятельности.

    Развивать чувство партнёрства и сотрудничества.

    Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

    Материал : мяч, аквариум, условные мерки, игрушки – рыбки , декоративные камушки клеёнка, полотенца, алгоритм развития рыб, карточки к заданиям, кружки – для счёта мерок.

    Предварительная работа : чтение книги Т. Шорыгиной «Рыбы . Какие они?» , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

    Организационный момент :

    Доброго вам дня, дорогие ребята. Подарим друг другу частицу тепла и доброты. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Сделаем глубокий вдох, выдох. Откроем глаза. Скажем, друг другу все вместе «Я желаю тебе добра» . (Дети повторяют фразу) .

    Ребята, вы любите секреты? У меня для вас есть коробка с секретом. (потрясти коробку) . Что в ней, вы узнаете, когда выполните задание.

    Игра «Поставь точки по адресам. Соедини по точкам» .

    Прошу всех сесть на свои места за столы. Вам необходимо поставить точки по известным адресам-координатам, затем соединить их и вы узнаете, что в коробке. А Сева – соединит все точки от 1до 12 и тоже откроет секрет. Возьмём карандаши, начинаем работать. Будьте внимательны. (Воспитатель диктует координаты точек, а дети их отмечают в соответствующих клетках.)

    Что у вас получилось, кто угадал, что лежит в коробке?

    Интересно ребята для чего нам эти рыбки , что мы можем с ними делать? (предложения детей.) Ваши предложения мне очень нравятся. Но больше всего мне понравился вариант с аквариумом. Как вы думаете. Мы можем оформить аквариум в группе ?

    Но для этого, давайте все вместе вспомним всё то, что мы знаем о рыбах.

    Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ» . (игра с мячом)

    Какие животные называются рыбами?

    Где живут рыбы ?

    Какие бывают рыбы ?

    Какие части тела есть у рыб?

    Чем покрыто тело рыб?

    Что помогает рыбам плавать?

    Чем питаются рыбы ?

    Алгоритм развития рыб

    Ребята, всё живое вокруг нас растёт и развивается. И рыбы конечно не исключение. Предлагаю вам составить алгоритм развития рыб. Для этого вам нужно выбрать себе пару (воспитатель раздаёт каждой паре конверт с заданием) . Располагайтесь на ковре как вам удобно. Выполняем задание.

    Кто из вас готов рассказать этапы развития рыб. Мы составили алгоритм развития рыб из икринок. Но существуют и живородящие рыбы . Тогда какие части алгоритма будут лишними? Молодцы. Так развиваются рыбы .

    Игра «Чей дом»

    У каждого из нас есть дом и у рыб тоже. Вспомним ребята, где живут рыбы (дети называют) . Если рыба живёт в море, то она, если в аквариуме-, если в пресной воде- …

    Назовите водоёмы с пресной водой ? (река, озеро, пруд) .

    Для вас на столах лежать дома рыб. Ваша задача расселить всех рыб по своим домам.

    Молодцы, всех рыб расселили.

    Пальчиковая игра «Рыбка »

    Рыбка плавает в водице ,

    Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

    Рыбка , рыбка , озорница,

    Грозят пальчиком

    Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

    Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

    Крошку хлебную взяла

    Делают хватательное движение обеими руками

    Рыбка хвостиком махнула ,

    Рыбка быстро уплыла

    Снова «плывут» .

    Как известно рыбы быстрые , юркие, шустрые. Предлагаю поиграть с рыбками и отдохнуть .

    Физминутка :

    "Рыбка ".

    Рыбка рыбке говорила ,

    Плавничками шевелила :

    "Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хлоп направо, хлоп налево,

    Мы стройны, как королевы!

    Будем хвостиком вилять :

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Два подскока, три хлопка,

    Головою два кивка".

    (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    Игра «Логические таблицы»

    Воспитатель приглашает детей за стол.

    -Рыбы решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите таблицы, каких рыб не хватает? Подберите из предложенных каточек и разложите на свои места.

    Молодцы, всех рыб нашли.

    Игра «Составь и реши задачу»

    Рассмотрите внимательно задание. Вам необходимо составить по карточкам задачу, решить её. Напомню, что у каждой задачи есть условие и вопрос. Ребята, кто из вас желает задать свою задачу ребятам, а они её решат?

    Молодцы, составили и решили задачи.

    Игра «Родственные слова»

    Подберите картинки с родственными словами к слову рыба и назовите эти слова.

    (На ковре воспитатель раскладывает картинки, дети выбирают, называют слово и объясняют его.)

    Молодцы, подобрали слова-родственники к слову рыба.

    «Аквариум»

    Ребята, мы поговорили про рыб, поиграли с ними. Теперь предлагаю вам создать аквариум.

    Скажите, пожалуйста, какой формы бывают аквариумы?

    Какой формы наш аквариум?

    Какие аквариумы бывают по объёму, по тому, сколько вмещается в него воды?

    Как вы думаете, что нам нужно, что бы заполнить аквариум водой ? (вода, мерки)

    В аквариум необходимо налить 16 мерок воды. Вас 8 человек. По сколько мерок воды каждый из вас должен налить в аквариум, чтобы было поровну? (по 2 мерки) .

    Мерки все разные. Нам нужно выбрать одинаковые мерки по объёму. Как вы думаете, что необходимо для этого сделать? (сравнить мерки, выбрать одинаковые) . Выполняем.

    (Дети сравнивают мерки методом переливания воды, находят одинаковые.)

    Мерки определили. Теперь каждый из вас нальёт по 2 мерки воды в аквариум, при этом откладывая на стол за каждую мерку 1 кружок. Сколько всего мерок налили в аквариум? Чему равен объём аквариума?

    Поселим рыбок. Ульяна, Настя, Вероника – украсят аквариум камушками, осторожно не бросая их. А все остальные ребята – запустят рыбок в аквариум. (Дети любуются аквариумом.) .

    Итог : Мы с вами ребята выполнили все задания и теперь у нас есть аквариум. Подарим друг другу аплодисменты. Ребята, мне очень интересно, какой секрет может быть в коробке, но это узнаем в следующий раз. Всем спасибо.

    Публикации по теме:

    Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро» Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро». Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание.

    Домашнее задание «Рыбы» Родителям: рассказать ребенку о рыбах, где живут (в морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.); рассказать.

    Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.

    Екатерина Дунда
    Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

    Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

    Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.

    Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».

    Планируемый результат:

    Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.

    Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.

    Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.

    Физическое развитие – легко выполняют основные движения

    Ход занятия:

    Звучит шум моря.

    Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?

    Дети: Да. Это море.

    Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?

    Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.

    Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?

    Дети: ….

    Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?

    Дети: у нее необычные чешуйки.

    Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.

    Эта рыба - хищник злой,

    Всех проглотит с головой.

    Зубы показав, зевнула

    И ушла на дно. (акула)

    Плавает прозрачный зонтик.

    «Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

    Лапки у нее и пузо.

    Как зовут ее? (Медуза)

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    Он в самом омуте живет,

    У него огромный рот,

    Вы слыхали о таком?

    Ну конечно, это (сом)

    Опасней всех она в воде,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    Притом - такая злюка!

    Конечно, это (щука)

    Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).

    Дети занимают столы с изображением моря или реки.

    Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.

    Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?

    Дети: с номером 1.

    Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.

    Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом

    Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)

    Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.

    Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)

    Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети

    Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?

    Дети: с номером 2

    Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.

    Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.

    Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.

    Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.

    Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.

    Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб) .

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны) .

    Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

    (имитация ныряния) .

    Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем) .

    Третья сказала:- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо) .

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи) .

    Пятая крикнула:- здесь крокодил

    (руками имитируют пасть крокодила) .

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают) .

    Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?

    Дети: номер 3

    Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!

    1 команда – осьминог

    2 команда – краб

    3 команда – рак

    4 команда – дельфин

    (Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).

    Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!

    Воспитатель: Так, что же это?

    Дети: Части пазла.

    Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?

    Дети: может соединить части всех команд?

    Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.

    Дети: это схема

    Воспитатель: Что же хочет рыбка?

    Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.

    Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.

    Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.

    (Дети составляют рассказы).

    Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.

    Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.

    А есть что-то, что вы узнали только сегодня?

    Дети: ….

    Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?

    Дети:

    А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)

    Дети: ура!

    Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.

    Дети: спасибо, рыбка!

    (Дети усаживаются смотреть мультфильм).

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

    Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

    Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Отгадайте загадку:

    Без воздуха живёт,

    Холодная, как лёд,

    Не хочет пить, а пьёт.

    Бронёй блестит, но не звенит

    И всё молчит, молчит.

    Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

    Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

    Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

    Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

    Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

    Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

    А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

    Каких хищных рыб вы знаете?

    В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

    Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

    2. Физкультминутка

    Рыбка плавает в водице

    Рыбке весело играть

    Рыбка, рыбка озорница

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.

    И тог:

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

    Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:видеопрезентация

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем.

    Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    ЗАГАДКИ

    1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    3.Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    5.Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

    Цели:

    Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
    Учить детей считать до двух.
    Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
    Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
    Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

    Оборудование:

    Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
    Картонные круги синего цвета. Камешки.
    Таз с водой, таз с пшеном.
    Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
    Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
    Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
    Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
    Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
    Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
    Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
    Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
    Рыбка привязанная на веревочку.
    Подносы с манной крупой.
    Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

    Игры и упражнения:

    Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

    В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

    Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

    Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

    Найди рыбку. Где она спряталась?

    Дидактическая игра «Рыбка в озере»

    Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

    Аппликация «Рыбка в аквариуме»

    Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.


    Лепка барельефная «Корм для рыбок»

    А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
    На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.

    Физминутка «Пять маленьких рыбок»

    Пять маленьких рыбок плескались в реке.
    (Имитация движения рыб)

    Лежало большое бревно на песке.
    (Развести руки в стороны)

    Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
    (Имитация ныряния)

    Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
    (Грозят указательным пальцем)

    Третья сказала: мне хочется спать.
    (Руки сложить под ухо)

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
    (Потереть кистями плечи)

    Пятая крикнула: здесь крокодил,
    (Руками имитируют пасть крокодила)

    Плывите скорее, чтоб не проглотил.
    (Убегают)

    Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

    Дети слушают музыку.

    Пальчиковое рисование «Рыбка»

    Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

    Дидактическая игра «Цветные рыбки»

    Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.

    Экспериментирование «Плавает или тонет»

    В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

    Чтение стихотворения и инсценировка

    Рыбка рыбку догоняла,
    Рыбка хвостиком виляла.
    Ткнулась в брюшко: - Догнала!
    Эй, подружка! Как дела?

    Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

    А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

    Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

    Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

    Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

    Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

    Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

    Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


    Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

    Аппликация «Друзья для рыбки»

    Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
    Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
    - Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

    Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

    Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

    Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

    Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
    Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
    А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

    Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
    «Про рыбок»

    Дети двигаются под музыку.

    Упражнение «Одна или много рыбок?»

    В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

    Пальчиковая игра «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице.
    Рыбке весело играть.
    (Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

    Рыбка, рыбка, озорница,
    Мы хотим тебя поймать.
    (Ладони поочередно сжимаются в кулак)

    Рыбка спинку изогнула,
    Крошку хлебную взяла.
    (Хватательные движения щепоткой)

    Рыбка хвостиком вильнула,
    Быстро-быстро уплыла.
    (Помахать рукой)

    Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

    Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

    Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

    Ночью темень, ночью тишь
    Рыбка, рыбка, где ты спишь?
    Подойдем мы к ней, разбудим.
    И посмотрим, что же будет.

    Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.