• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лошадей куют разными видами подков, это зависит от здоровья копыт и ног, «специальности» лошади, ее породы и т.д. Если ноги и копытный рог здоровые, то подковы будут обычные, какими их все привыкли видеть. Различается только размер, толщина, материал - бывают тяжелые (до 200 гр), а бывают из легчайшего алюминиевого сплава (у скаковых лошадей).

    Это лежат старые только что снятые подковы.

    Бывают подковы со специальными длинными шипами для лошадей, которые скачут по траве - трава скользкая, и на виражах лошадь может упасть. Такие шипы прикручиваются к подкове, а после соревнований их снимают, чтобы в деннике лошадь стояла уже без них. Потом можно снова прикрутить. Еще бывают подковы круглые, когда нет разрыва между двумя концами подковы - это ортопедическая подкова, которая удерживает кости, расположенные возле копыта, от излишней подвижности. Так же такая подкова бережет сухожилия.

    Спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях, не подразумевающих состязаний на траве или снегу, куют только на передние ноги. Полицейские лошади и те, что работают в городе по твердому грунту (камни, асфальт, булыжная мостовая) куются на все четыре ноги, зачастую с короткими шипами.

    Перековываются лошади обычно каждый месяц. Если хочется сэкономить, то можно и через шесть-восемь недель, но все-таки это будет зависеть от скорости роста копытного рога. Кто-то может два месяца пробегать с одними подковами, а у кого все отрастает быстрее.

    Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками.

    Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами.

    Кузнец снимает клещами старую подкову. Собственно, просто отрывает ее вместе с гвоздями.

    Копыто лошади, которую не расчищали полтора месяца. Расчистка - это конский педикюр. После снятия подковы сначала кузнец расчищает лошадь, т.е. удаляет отросший копытный рог и лишние куски стрелки, и только потом приколачивает новую подкову.

    Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы.

    Серый треугольник сверху - это стрелка, такая эластичная штуковина, работающая амортизатором и смягчающая удары, когда лошадь переносит вес на ногу.

    Вы ногти стрижете? Вот это - то же самое, только размерчик больше.

    Отстриженый «ноготь». Его, кстати, очень любят грызть собаки, даже те, которые никогда в жизни не видели лошадей даже по телевизору. И стрелку очень любят. А некоторые потом от нее тошнят.

    Пилочка для ногтей. Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп.

    Задние ноги расчищаются так же, хотя форма заднего копыта немного отличается от переднего.

    Гораздо красивее, чем было!

    Гвозди - новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно его уже не приколотить.

    Наковальня.

    Ящик с инструментами, которые не влезли в карманы кожаных штанов-фартука.

    А вот и карманы. У приличного кузнеца отдельный нож под правую руку и под левую.

    Примерка стандартной подковы.

    Кузнец знает размеры копыт каждой лошади, которую он кует не первый раз, но все равно каждую подкову нужно подогнать под форму копыта уже вручную.

    Гвозди прибиваются так: первый возле зацепа (передняя часть копыта), второй с другой стороны, потом снова с первой, потом снова со второй.

    Страшный вид: гвозди торчат наружу сквозь копыто. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так устроено, что боли нет - копыто хоть и живое в том месте, но не чувствует, примерно как если вы проткнете себе кусок ногтя в месте, где он не приросший к пальцу.

    Снаружи гвозди загибаются.

    Пока вот такой вид.

    Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту. Далеко не у всех подков есть такой лепесток. На подковах для задних ног этих лепестков два — по одному с двух боков копыта.

    Основная часть ковки закончена.

    Сейчас в дело идет специальный стояк, этакий большой железный штырь, на который кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги штырь ставится впереди коня, а для задней чуть сбоку живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этом штыре, некоторые с удовольствием в это время грызут или лижут потную одежду кузнеца или мусолят его волосы.

    Специальным инструментом удаляются концы гвоздей.

    Сейчас они не торчат, их специальными полукруглыми «пассатижами» «примяли» к копыту.

    Рашпилем сравниваются края копыта и подковы.

    У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с кучей инструментов. А в аптечке — легкий наркотик для особо буйных, которые боятся, не любят или пока не умеют стоять спокойно во время ковки.

    Для патрульных полицейских лошадей подковы нужны с шипами. Кузнец делает в подкове отверстия для шипов.

    И резьбу в отверстиях.

    Потом прикручивает шипы.

    Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

    Осталось только приколотить ее к лошади. Причем, ковать нужно на все четыре ноги.

    А это подкова лошади, которая защищала ее от обострений после старых травм, не давала сдвинуться «чипсу», небольшому кусочку отломанной после травмы косточки. Бывают готовые ортопедические подковы, а эту кузнец сделал сам, приварив часть одной подковы к другой.

    Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

    Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

    Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

    Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

    Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

    Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

    • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
    • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
    • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
    • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
    • гвоздевая дорожка;
    • внутренний и наружный боковые края;
    • отверстия под шипы;
    • гвоздевые отверстия;
    • пятка – закругленный конец ветви;
    • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

    В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

    Подкова — фото

    Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

    Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

    Разновидности подков

    Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

    Вид подков Характеристики

    Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

    Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

    Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

    Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

    Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

    Какие инструменты понадобятся

    Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

    • специальные клещи;
    • крючок;
    • рашпиль с двумя видами насечек;
    • обсечка;
    • ножик с загнутым концом (копытный);
    • молоток;
    • ключ.

    Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

    Как выполняется ковка

    Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

    Правильная ковка выполняется поэтапно:

    • удаляются изношенные подковы;
    • копыта очищаются от грязи и мусора;
    • снимаются мерки;
    • подгоняются и крепятся подковы.

    Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

    Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

    Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

    Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

    Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

    Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

    Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

    Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

    Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

    Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

    Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

    Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

    Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

    Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

    Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

    Видео — Зачем подковывают лошадей

    Представить современную скаковую лошадь без подковы практически невозможно. Сегодня, как и раньше, ни одна конюшня и ни один конноспортивный клуб не обходится без коваля. Эти железные полукруглые пластинки являются не только символом счастья, но и своеобразными «туфлями» для любого скакуна. Узнать, какие они бывают, а также как подковать лошадь, видео и фото помогут в полном объеме.

    Что такое подковы? Для многих из нас это обычные металлические пластины с отверстиями. Но для настоящего конника – это неотъемлемый атрибут экипировки лошади. Этот нехитрый, но вот уже столько столетий практичный предмет защищает копыта скакунов от стирания и обламывания. А если животное повредит копыто, то оно не сможет нормально ни ходить, ни бегать.

    Лошадей обувают в металлические пластины вот уже более двух тысяч лет. Как утверждают историки, впервые такой предмет стали использовать кельты и галлы. Более современный вариант появился примерно в VIII-IX веке в Италии и Франции. Изначально они использовались только для лошадей, которые передвигались по твердому покрытию городских дорог.

    Сама суть подковы заключается в том, что она защищает копыто от чрезмерного трения об твердую поверхность. Условия тяжелой работы и движение по твердому, каменистому грунту приводит к тому, что роговой слой стирается быстрее, чем растет новый. Это может причинять животному боль и страдания. Однако и неправильно подобранная подкова может больше навредить, нежели помочь. Именно поэтому важно знать какая «обувь» нужна непосредственно вашему коню.

    Виды

    Стандартные

    Стандартная подкова состоит из наружной и внутренней ветви, верхней и нижней поверхности, гвоздевой дорожки, гвоздевых отверстий и отворота. Раньше изготовление только одной металлической платины было очень сложным трудоемким процессом, требующим колоссального опыта кузнеца. Однако в современных условиях подковы часто создаются промышленным путем и имеют стандартные параметры.

    Различают 13 размеров стандартных подков от 00 – самый маленький, до 8 – самый большой (00; 0; 1; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 6; 7; 8). Для передних ног они имеют округлую форму, для задних – овальную. Также они могут комплектоваться шипами. Чаще их используют для рабочих лошадей и для зимы. Шипы различают двух форм: конусообразные и H-образные.

    Схема строения стандартной подковы

    Для скаковых лошадей

    Подковы для скаковых и спортивных лошадей, а также для рысаков делают по индивидуальным замерам ручным способом. Такая пластина должна быть легкой весом не более 80-120 грамм и тонкой – 8 мм. Ее изготавливают из специальной пружинной стали. Для соревнований на скользкой дорожке или по мокрому грунту применяют подковы для лошадей со специальным трапециевидным сечением.

    Для конкypа и выездки

    Для этого вида спорта также используют тонкие и легкие подковы. При этом их толщина не должна превышать роговую стенку и выступать за пределы копыта. Пяточные ветви на передних пластинах также скошены внутрь. Для задних копыт применяют пластины со скошенными отворотами и прямой зацепной частью. Передние ноги можно ковать подковами Беpезовца.

    Для пробегов и конных игр

    Пробеги и игры, как правило, представляют собой сложные испытания на скорость и выносливость. Поэтому подковы для лошадей выбираются с учетом погоды. На сухую и теплую подирают утяжеленный вариант (до 300 грамм), для влажной погоды – угольные пластины с массивными ветвями. А вот с шипами подковы строго запрещены, так как они могут причинить травму.

    Для рысаков

    Для рысаков применяют легкие подковы, но с разной массой. Для передних ног всегда выбирают более тяжелые (210 грамм), для задних – 120-180 грамм. Это способствует правильному ходу рысаков. Ширина пластин выбирается не менее 8 мм и толщиной 4 мм.

    Ортопедические

    Такие подковы используют для поврежденных копыт для уменьшения нагрузки при ходьбе. Также такие пластины помогают исправить дефекты копыт или корректировать движения лошади. Специальные подковы подбираются индивидуально по назначению ветеринара.

    Учимся подковывать животное

    Правильная подковка лошадей – это не просто умение крепко прибить подкову, но, прежде всего, умение правильно обработать копыта. Этот процесс можно смело назвать маникюром для скакуна, так как подразумевает расчистку, обрезку и подпилку ороговевшего слоя. Даже если лошадь не ковать, каждые четыре или пять недель ей нужно опиливать и чистить копыта. Если сама подкова еще не износилась, ее можно подогнать снова. Это делается либо горячим, либо холодным способом.

    Интересно! Многие думают, лошадям больно, когда их подковывают, но это не так. Металлические гвозди вбиваются в ороговевший слой и абсолютно нечувствительную зону. Поэтому животное не чувствует никакого дискомфорта.

    Основы для кузнеца

    Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.

    Сегодня кузнеца можно найти в любом конном клубе и на любой конюшне. Также много мастеров занимаются частной деятельностью с выездом на дом. Прежде всего, у него должны быть специальные инструменты, без которых работа будет невозможной. Смотрите схему и видео. В больших конных комплексах куют лошадей в специально отведенных местах возле станка. В домашних условиях нужно будет найти сухое, хорошо освещенное и спокойное место.

    Пошаговая инструкция

    Прежде чем начать подковывать лошадь, копыта следует помыть, очистить специальным крючком от грязи. Только после этого можно животное подводить к станку. Большинство скакунов стоят спокойно, но возле нее не должны находится другие лошади или стоять еда. Для агрессивных и возбужденных лошадей применяют специальный станок с привязью.

    Все инструменты кузнеца условно можно разделить на две группы: для изготовления подков и для заправки копыт (сапожные). Так как подковы мы будем использовать готовые, то понадобятся только сапожные инструменты. Это молоток, кусачки, триммер, рашпиль. Все их можно увидеть на фото и видео.


    После ковки обязательно нужно посмотреть, как двигается лошадь, не хромает ли и равномерно ли наступает на все четыре ноги. Только после этого процесс подковывания можно считать завершенным. Более подробно смотрите на видео.

    Видео «Проверено на себе: как коня подковать?»

    В этом видео вы увидите весь процесс ковки лошадей. Все этапы, которые проходит каждый кузнец испытает на себе ведущий программы.

    Игорь Николаев

    Время на чтение: 4 минуты

    А А

    Основное назначение этого предмета конской амуниции – защита лошадиных копыт от повреждений. В естественных условиях животным подковы не нужны, поскольку роговой копытный слой хорошо приспособлен для конкретных земных поверхностей, характерных для региона обитания. Однако домашние лошади часто вынуждены ходить и бегать по таким поверхностям, которых в дикой природе просто нет. В результате их копыта стираются быстрее, чем успевают отрастать.

    Появление городов привело к строительству дорог с твердыми покрытиями, которые не являются для этих животных привычными. Риск возникновения травм в результате стирания рогового копытного слоя значительно вырос, а такое повреждение приводит к потере работоспособности и мешает полноценной жизни животного.

    Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

    В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

    История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

    Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

    Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

    Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

    И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

    Обязательно ли подковывать лошадь?

    Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

    Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

    Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.

    В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

    В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

    Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.

    И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

    В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

    • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
    • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
    • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

    Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

    Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

    Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.

    Как куют коней?

    Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

    Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

    Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

    После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

    Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

    Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.

    Одна из базовых задач коневладельца – уход за копытами, включающий регулярное подковывание. Диким лошадям копыта никто не куёт, и у новичков иногда возникают сомнения в необходимости этой манипуляции. О том, зачем подковывают лошадей и как это происходит, пойдёт речь в статье.

    Уход за копытами лошадей — важная и очень ответственная процедура.

    Подкова – средство защиты копытного рога от повреждений и преждевременного износа, а чувствительных тканей копыта – от болезней.

    В природных условиях процессы истирания и регенерации копытного рога уравновешены и протекают параллельно друг другу. Необходимость в защите возникла, когда лошадь стала получать неестественную нагрузку. Давление на спину – это одновременно и давление на ноги. С развитием цивилизации и появлением твёрдых покрытий на дорогах износ копыт усилился ещё больше, и уже в античные времена люди стали «обувать» своих лошадей.

    Старинные подковы тех времён ещё не были похожи на нынешние. Римляне, например, надевали коням на ноги гиппосандалии – железные пластины-подошвы, закреплённые ремнями. Прибивать набойки гвоздями европейцы стали значительно позже. До сегодняшнего дня подобный способ крепления остаётся самым простым и надёжным.

    Современная ковка лошадей выполняет такие задачи:

    • защищает копыто от механического истирания;
    • придаёт животному устойчивость на скользких поверхностях;
    • минимизирует риск травмирования ног;
    • корректирует ортопедические нарушения (неправильный постав копыта и т. д.).

    Подавать ногу для подковывания жеребёнка начинают приучать с трёх месяцев.

    Чтобы лошадь можно было подковать, животное должно уметь подавать ногу для осмотра. Приучать к этому жеребёнка начинают в трёхмесячном возрасте.

    Когда можно не ковать

    При пастбищном способе содержания лошадей не подковывают. На это есть две причины.

    Во-первых, когда животные весь день гуляют на выпасе, процессы износа и регенерации сбалансированы. Иногда даже случается, что копытный рог не успевает истираться, и его приходится подрезать.

    Во-вторых, в большом табуне животные часто играют, а жеребцы устанавливают иерархию с помощью копыт. Подковы в таких ситуациях травмоопасны, и лошадям не нужны.

    Однако при стойловом способе содержания ковка обязательна.

    Новички-коневладельцы подчас задумываются, больно ли лошади, когда её подковывают? Волнения напрасны: гвозди забивают в копытный рог – мёртвую ткань без нервных окончаний. А вот ходить на сбитых копытах лошади действительно больно.

    Как выбрать подкову

    Современные подковы для лошадей делятся на два основных вида: стандартные и спортивные. Выбор для конкретного животного определяется тем, какую работу оно выполняет, весом тела и «размером ноги».

    Сначала лошади измеряют копыта по длине и ширине. На верхней поверхности подков производители обычно размещают маркировку с указанием номера. Здесь действует то же правило, что и при выборе обуви для человека: чем больше нога, тем больше цифра на подошве. Для самых маленьких копыт подходят № 0 или № 00.

    Рядом с номером на набойке есть пометка, для каких ног предназначена подкова. Передние и задние копыта лошади имеют разный контур подошвенного края, поэтому подковы для них будут отличаться очертаниями.

    Существует большое разнообразие размеров, видов и форм подков в зависимости от их назначения.

    Лошадиная подкова может быть гладкой (туфельной) и шипованной. Выбор зависит от характера грунта, по которому придётся ходить животному. Шипованные обычно ставят зимой.

    Чем быстрее двигается конь, тем меньше должен быть вес подковы, поэтому спортивных лошадей ставят на специальные виды подков. При этом подковывание имеет свою специфику, и коваль учитывает множество параметров. Например, скакунов и рысаков куют по-разному.

    При выборе нужно учитывать, что у российских и зарубежных производителей может быть разная система размеров. Соответствие параметров копыта и номера подковы узнают из специальных таблиц.

    Пластик, резина или металл

    Подковы сегодня изготавливают из разных материалов. Старый, испытанный временем вариант – металлические сплавы. Новейшие «девайсы» делают из пластика и резины.

    Резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества:

    • дают лучшую амортизацию;
    • облегчают уход за копытом;
    • для их крепления не требуются гвозди.

    В качестве возражения раздаются мнения, что клеевые составы, на которые «сажают» такие подковы, вредят копыту больше гвоздей. Однако многие специалисты считают, что мягкие «ботинки» облегчают состояние лошадей, страдающих ламинитом – заболеванием соединительной ткани между костью и копытной стенкой.

    Современные подковы совсем не похожи на привычные всем формы и не требуют забивания гвоздей.

    Для здоровья копыт необходимо ежедневно очищать их от камешков, грязи, соломы и навоза с помощью копытного крючка. Эта процедура называется «раскрючковывание».

    Процесс подковывания

    Как коня подковать так, чтобы не причинить вреда здоровью лошади, знают ковали. Лучшие специалисты обычно работают в конноспортивных клубах, и с ними можно договориться об оказании услуг «на выезде». Многие хорошие кузнецы умеют не только изготовить подкову, но и знают, как подковать лошадь.

    Ковка – тяжёлый физический труд. Если лошадь нервничает и плохо приучена к ней, то ещё и травмоопасный. Поэтому процесс всегда начинается с фиксации животного. Смирную лошадку можно просто привязать за недоуздок, буйную придётся ставить в станок. Только после этого приступают к процедуре:

    1. Снятие подковы . Старая набойка убирается с помощью ковочного молотка, обсечки и клещей. Обломанные гвозди обязательно удаляют.
    2. Расчистка копыта . Копытным крючком и щёткой вычищается весь мусор, затем копытному рогу придаётся правильная форма.
    3. Снятие мерки . Копыто обмеряется по длине, ширине между стенками и ширине в пятках.
    4. Подгонка подковы . Если она неидеально подходит к копыту, коваль дорабатывает её на наковальне.
    5. Прикрепление . Подкова укладывается на копыто и крепится подковными гвоздями (ухналями). Острия, которые вышли наружу, откусываются вблизи копытного рога. Под них ставят клещи и молотком заплющивают, чтобы плотно подтянуть набойку к копыту. Острые края зашлифовывают рашпилем.

    Процедура подковывания включает в себя расчистку копыта, снятие мерки, подгонку подковы и её прикрепление.

    После ковки лошадь следует провести сначала на шагу, а потом на рыси, и посмотреть, не захромала ли она.

    Неправильная ковка способна превратить лошадь в инвалида. Выполнять её самостоятельно могут только опытные коневладельцы. Новичкам лучше сначала поучиться у грамотного коваля, как расчищают копыта и как подковывают лошадей.

    Изготовление подков

    Ковка подковы занимает у двух кузнецов 15 минут. Сначала они замеряют копыто и переносят измерение на стальную планку. Затем обрезают её, разогревают, охлаждают в воде и обковывают концы. Раскалив заготовку ещё раз, мастера придают ей нужную форму уже без охлаждения.

    Выкованный «серп» размечают с помощью циркуля в местах, где пройдёт канавка для гвоздей. Снова разогревают, продавливают канавку и пробивают отверстия под ухнали. Изделие тщательно шлифуют.

    Чтобы выковать подкову одному, потребуется больше времени и сноровки.

    Резюме

    Чтобы сохранить здоровье лошади, ковать её нужно регулярно. На сроки перековки влияет степень износа подков и состояние копыт, в среднем подковы меняют каждые 30 дней. Делать интервал длиннее 45 дней не рекомендуется. Слишком частые или редкие перековки приводят к заболеваниям копыт.