• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КУНГ-ФУ

    Кунг-фу – путь к совершенству

    Кунг-фу – это единая система древних знаний, которая передается от учителя к ученику. Не существует книг, по которым можно выучить кунг-фу. Кунг-фу включает сочетающиеся между собой и дополняющие друг друга приемы. Это техники единоборств, системы питания, различные направления йоги, психотехники и медицины.


    Прежде всего кунг-фу – это образ жизни, способ мировосприятия, этика взаимоотношений с людьми и окружающим миром.


    Комплексы упражнений кунг-фу позволяют человеку настраиваться на ритмы природы для обретения силы и гармонии. Человек, живущий в гармонии с окружающим пространством, с природой, может чувствовать ее ритмы и учиться у нее высшему смыслу. Но на начальной стадии обучения он должен достичь здоровья и душевного равновесия.


    Упражнения кунг-фу задействуют мышечную систему человека, его связочный аппарат. Наша мышечная система способна накапливать и сбрасывать энергию. Умение брать и отдавать энергию позволяет полноценно взаимодействовать, общаться с окружающим миром, а эта способность, в свою очередь, гарантирует человеку здоровье.


    В процессе занятий кунг-фу приобретается уверенность в себе в первую очередь потому, что человек, подчиняя свое тело духу, учится им управлять.


    Владеть своим телом невозможно, не научившись контролировать свои чувства и мысли. Потому главным противником в кунг-фу являются наши слабости: вредные привычки, лень, сонливость.


    Даосы говорят, что кунг-фу (гунфу) – это время и силы, затраченные на освоение и мастерское применение техник накопления, преобразования и управления энергией человека.


    Даосизм зародился в III века до н. э. на базе древних культов, различных верований и философских учений. Даосские мастера кунг-фу рассматривали наш организм как сложную систему, состоящую из энергетических каналов, центров и резервуаров. По их мнению, тело человека имеет три системы внутренних маршрутов: кровеносную, систему вод и энергетическую, которая связывает поверхность тела с внутренними органами.


    Кратко говоря, суть даосских практик заключается в том, что человек, раскрывший себя, находится в среднем звене между Землей и Небом. Земля – это Инь, Небо – Ян. Мы постоянно находимся в этих энергетических потоках.


    Отличие оздоровительного кунг-фу от боевого состоит в том, что здесь не изучают и не отрабатывают приемы рукопашного боя и нагрузка варьирует с учетом возраста и физической подготовки тренирующихся.


    Поэтому с пользой для здоровья кунг-фу могут заниматься мужчины и женщины в возрасте от 25 до 60 лет. Это прекрасный способ избавиться от лишнего веса и заменить жировую прослойку упругой и эластичной мышечной тканью.


    Комплекс упражнений оздоровительного кунг-фу предназначен для мужчин и женщин, желающих улучшить фигуру, укрепить мышцы и связочный аппарат, избавиться от лишнего веса, улучшить координацию движений и стать гибкими и грациозными.


    Если вам приходится постоянно жить в состоянии стресса, если вы страдаете от хронической усталости и не можете избавиться от напряжения, попробуйте заниматься кунг-фу. Вы научитесь расслабляться, восстанавливать силы и правильно использовать резервы своей внутренней энергии для достижения максимальных результатов в жизни. Занимаясь кунг-фу, вы придете к пониманию того, какое это счастье – жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.


    Медитативные упражнения в кунг-фу

    Медитативные упражнения даосские мудрецы рекомендуют начинать с работы со зрением, слухом и памятью, а затем постепенно повышать нагрузки, подключая также и другие органы чувств.


    В частности, читая книгу или газету, попробуйте наряду с этим декламировать два стихотворения – одно про себя, а другое вслух. Попытайтесь одновременно писать по памяти правой и левой рукой два разных текста, вычерчивая правой и левой ногой разные геометрические фигуры, и при этом слушать и понимать речь двух-трех говорящих людей.


    Это весьма сложное упражнение, поэтому на первом этапе не делайте более трех дел одновременно. Например, смотрите телевизор, декламируйте стихи и вращайте обруч. Вариантов много – главное, чтобы у вас одновременно работали и мозг и тело.


    Сосредоточение сознания


    На первом этапе хороши упражнения, направленные на сужение сознания, на сосредоточение и остановку внутреннего диалога.


    Для начала попытайтесь сосредоточивать внимание на каком-нибудь простом предмете. Например, в течение 5–10 минут, не отвлекаясь на посторонние мысли, думать о карандаше, вилке, чашке.


    Затем можно усложнить упражнение. Попытайтесь вспоминать события прошедшего дня или прошедшей недели в прямом и обратном порядке. Или можно попытаться мысленно разбирать на части какие-нибудь механизмы, например автомат Калашникова или пятиступенчатую коробку передач. Главное, не забыть правильно собрать эти механизмы, не оставив без внимания даже маленький винтик.


    Пробуждение внутренней энергии


    Чтобы активизировать внутреннюю энергию, монахи Шаолиня практикуют упражнения, которые связаны с потряхиванием конечностей или всего тела с частотой от 120 до 200 колебаний в минуту. Кроме этого, они советуют практиковать похлопывания, постукивания и всевозможные вибрации тела.


    Благодаря данным упражнениям пробиваются энергетические «пробки», активизируется энергия, причем «грязная» энергия отделяется от «чистой» и здоровой.


    Если сильно потереть кожный покров на каком-либо участке тела, то там начнет активизироваться и накапливаться энергия. Накопление и циркуляцию энергии можно усилить, представив, что вы ощущаете в данном месте тепло, тяжесть и удары пульса. Одновременное произнесение определенных звуков и звукосочетаний усиливает эффект.


    При медитации такого рода необходимо помнить о правильном дыхании, ведь именно оно является основным поставщиком энергии духа и помогает управлять деятельностью нашего организма.


    Медитация «Вкус воздуха»


    Эта медитация проводится на свежем воздухе, желательно с утра, в удобной и теплой одежде, хорошо впитывающей пот.


    Используя естественное желание потянуться и зевнуть для вхождения в атмосферу занятий, попытайтесь поймать ощущение удовольствия, которое испытывает организм, почувствуйте все свое тело и начинайте непрерывно зевать, потягиваться и делать глубокие вдохи-выдохи. Поддайтесь интуиции, принимая именно такие позы, в которых вам хочется зафиксироваться в эти моменты. Это могут быть глубокие прогибы, усиливаемые отведением рук максимально назад или в стороны, наклоны в пояснице или сгибание верхней части корпуса, отведение ног назад или в стороны и многое другое.


    В момент фиксации позы происходит задержка дыхания после вдоха. Здесь важно почувствовать оптимальную длительность задержки, не доводя себя до головокружения. Задержка дыхания обеспечивается за счет интуитивно принимаемых «замков» тела (например, при напряжении шеи или втягивании живота), которые желательно снимать плавно во избежание резких изменений потоков внутренней энергии.


    Через некоторое время вы, возможно, захотите выполнить массажные движения (растирания либо продавливания некоторых зон) или какие-либо воздействия пальцами с напряжением тех или иных групп мышц. Ваше внимание будет концентрироваться то на пояснице, то на кистях, то на ногах, соответствующим образом будут изменяться и зоны активности.


    Когда вы промассируете активные зоны, ваши движения станут расслабленными и спокойными, вы начнете дышать глубоко и равномерно, возможно, вы начнете покачиваться и почувствуете внутри себя упругие потоки, которые и вызывают эти покачивания.


    На данном этапе вам может казаться, что воздух свободно проходит во все участки вашего тела, насыщая уже не только мышцы, но и более глубокие слои тела, внутренние органы и кости.


    При усталости можно сесть в удобную позу на заранее подготовленное место и перейти к медитации. К этому моменту в голове уже не должно остаться никаких мыслей.


    Можно принять и лежачую позу, например позу зародыша. Если вы уснете, то проснетесь обновленным. Такой сон, даже в течение 15 минут, бывает эффективнее нескольких часов обычного сна.


    Дыхательные упражнения

    При помощи дыхательных упражнений можно воздействовать не только на работу различных органов и желез внутренней секреции, но и на психику человека, управлять своими эмоциями. Дыхательные упражнения особенно эффективны в сочетании с воздействием на биологически активные точки тела, аутотренингом, различными двигательными упражнениями.


    Для регуляции нервно-психического состояния и повышения работоспособности, а также в критических ситуациях шаолиньские монахи практикуют специальные дыхательные упражнения.


    Эти упражнения, представляющие собой систему вдохов, выдохов и задержек дыхания, благотворно влияют не только на органы дыхания, но и на центральную нервную систему, органы кровообращения, пищеварения, выделения, эндокринную систему и на весь организм в целом, так как его функции прямо или косвенно связаны с дыханием.


    Суть дыхательных упражнений – в сознательном контроле над частотой, глубиной и ритмом дыхания. С древних времен на Тибете обращали серьезное внимание на дыхание и оно являлось предметом всестороннего изучения. Результатом этих исследований и стали современные представления о методах, используемых в кунг-фу.


    Согласно правилам анатомии, от солнечного сплетения до нижней части живота проходят прямые мышцы. В сочетании с находящимися по обеим нижним сторонам живота боковыми мышцами они составляют единую часть тела. В низу живота по обе его стороны рядом с двумя нижними частями диафрагмы находятся точки соединения мышц, и именно там при вертикальном положении верхней части тела находится центр тяжести тела. Метод дыхания кунг-фу приучает сосредоточивать силу в низу живота.


    У современных людей дыхание неправильное, по большей части слабое, и именно это становится причиной многих заболеваний.


    Болезни желудка и кишечника, чрезмерная полнота, высокое кровяное давление и гипотония, неврозы и т. п. явления в значительной степени предотвращаются с помощью дыхательной гимнастики кунг-фу.


    Метод дыхания кунг-фу очень полезен – он служит здоровью и красоте человека, создает равновесие в его душе и незаменим при тренировках.


    Этот метод используется во время атак, он применяется для восстановления ритма дыхания, кроме того, очень важен именно для кунг-фу.


    Постоянный контроль над состоянием духа и правильная регуляция дыхания – это важнейшие факторы успешности в достижении высоких бойцовских качеств. Эффективное использование дыхательных упражнений улучшает работоспособность и обеспечивает хороший душевный настрой. Недаром скульптуры стражей в тибетских храмах имеют закрытый и открытый рот, что символизирует пассивное (вдох) и активное начало (выдох).


    Вдох необходимо делать носом, а выдох – ртом, губы должны быть слегка приоткрыты. Вдох приводит к расслаблению мышц, а выдох – к их напряжению. Поэтому во время боя вдох должен совпадать со стадией расслабления и подготовки к выполнению технических действий, а выдох – с моментом атакующих или защитных действий.


    Хороший боец способен сконцентрировать всю свою силу в определенной точке своего тела в момент соприкосновения с телом противника или сокрушения какой-либо преграды. Этому помогает сильный, концентрированный выдох, сопровождающийся особым выкриком.


    Упражнение «Ударное дыхание»


    Ударное дыхание имеет две фазы: вдох (Инь), который выполняется быстро (0,5–1 с) и через нос, и выдох (Ян), который выполняется более медленно (около 5 с) через рот и с большим напряжением всего тела.


    Такое дыхание предназначается для мгновенной подготовки к бою, включения резервных возможностей организма и восстановления боевого духа или используется при сбое дыхания, для быстрого снятия психоэмоционального напряжения, «самореанимации» после неудачного падения или сильного удара, а также для подавления острой боли, выхода из полуобморочного состояния или ликвидации опьянения.


    Исходное положение: встаньте прямо, ступни расположите на ширине плеч и поверните носками внутрь, руки опустите вниз, пальцы сожмите в кулаки (рис. 1, а).


    Поднимите руки вверх, наполняя легкие воздухом в следующем порядке: сначала – брюшной отдел, затем – отдел диафрагмы и наконец грудной отдел легких.


    Описав широкие дуги, скрестите предплечья перед грудью, большими пальцами рук прикройте уши (рис. 1, б) и произведите глубокий вдох так, чтобы почувствовать давление диафрагмы на брюшную полость. Напрягите сначала мышцы брюшного пресса, затем подмышки и наконец кончики указательных и средних пальцев. Концентрируйтесь на сосредоточении энергии до тех пор, пока тело не начнет дрожать.



    Рис. 1


    Завершая вдох, сожмите кисти в кулаки, максимально напрягите мышцы брюшного пресса ниже пупка.


    Разведите скрещенные руки в стороны и опустите их вниз, одновременно выдыхая через рот.


    В конце упражнения резким коротким выдохом полностью освободите легкие от оставшегося в них воздуха.


    Выдох должен быть очень мощный. Он сочетает в себе яростное шипение змеи с ревом тигра. Однако голосовые связки в этом звуке не участвуют. Вначале его можно выполнять тихо, постепенно усиливая мощь.


    Упражнение «Ровное дыхание»


    Плавное дыхание является методом очистительно-восстановительного дыхания, которое увеличивает физическую работоспособность, нормализует функции сердечно-сосудистой системы, стабилизирует психологическое равновесие, хорошо наполняет организм кислородом и увеличивает жизненную энергию.


    Исходное положение: встаньте прямо, ступни расположите на ширине плеч и заверните носками внутрь.


    Вытяните руки вперед на уровне груди, разворачивая ладони мизинцами наружу, а большими пальцами вверх-внутрь (рис. 2, а).



    Рис. 2


    Обратите руки ладонями вверх и подтяните их к груди, отводя локти назад, последовательно наполняя воздухом брюшной и диафрагменные отделы тела и сопровождая это движение быстрым и глубоким вдохом через нос.


    Поверните руки ладонями вниз и медленно опустите их (рис. 2, б), предельным усилием мышц произведите максимально медленный, бесшумный и глубокий выдох через рот, одновременно полностью расслабляя тело. Кончик языка при этом находится между зубами.


    Благодаря большой глубине вдоха и медленному выдоху диафрагменное дыхание снижает частоту сердечных сокращений, что, в свою очередь, уменьшает нервное напряжение, вызванное боевой обстановкой. Этот метод дыхания применяется для сохранения ровного дыхания во время поединка и в тех случаях, когда необходимо избежать атаки или агрессии со стороны других людей.


    Упражнение «Безмятежное дыхание»


    Исходное положение: встаньте прямо, ступни на ширине плеч и развернуты внутрь.


    Поверните руки ладонями вверх (рис. 3, а).


    Произведите глубокий резкий вдох и, сгибая в локтях руки, подтяните обе ладони к груди (рис. 3, б).


    Рис. 3 а, б



    Рис. 3 в


    Задержите дыхание на 4–5 с для концентрации волевых усилий. Поверните руки ладонями вниз и одновременно с мощным выдохом резко вытолкните их вперед (рис. 3, в).


    Разверните руки ладонями друг к другу, опустите их к бедрам, вернитесь в исходное положение и расслабьтесь.


    Этот метод дыхания используется для выработки хладнокровия при ожидании нападения противника.


    Быстрое устранение усталости


    Овладение основами правильного дыхания оказывает благотворное воздействие на дух и физическое тело человека независимо от его комплекции, физической силы или пола. Для быстрого устранения усталости и восстановления сил после изнурительной работы или поединка выполните следующие дыхательные упражнения:


    3–7 вдохов-выдохов ударного дыхания (для вентиляции легких и нормализации дыхания);


    3–7 вдохов-выдохов ровного дыхания (для стабилизации дыхания и замедления пульса);


    3–7 вдохов-выдохов безмятежного дыхания (для мобилизации и возбуждения нервной системы).


    Упражнения на равновесие


    В кунг-фу, чтобы враг не поразил вас, очень важно сохранять равновесие как при нанесении ударов, так и при их отражении. Поэтому, прежде чем приступить к изучению начального комплекса кунг-фу, научитесь держать равновесие.


    Упражнение «Цапля на болоте»


    Стоя на одной ноге, присесть и скрестить ноги, положив одну ногу на колено другой.



    Упражнение «Цапля на болоте-2»


    Другой вариант первого упражнения состоит в том, что при приседании на одной ноге следует держать другую ногу вытянутой прямо перед собой.


    Повторите упражнение 7–12 раз.


    Упражнение «Монах бьет поклоны»


    Наклонитесь вперед и сожмите лодыжку правой ноги обеими руками. Левую ногу в это время держите вытянутой назад и вверх.


    Повторите 7–12 раз для каждой ноги.


    Если у вас возникнут проблемы с равновесием, то вы можете прибегнуть к помощи партнера либо использовать в качестве опоры стул или даже стену.


    Упражнение «Стакан воды»


    Когда вы улучшите свое равновесие и координацию движений, то пробуйте как можно дольше удерживать стакан воды в вытянутой вперед руке, стоя на одной ноге, не пролив ни капли воды.


    Повторите упражнение 7–12 раз со сменой рук и ног.


    Упражнение «Поение злого зверя»


    Следующее упражнение – усложненный вариант предыдущего упражнения. Попытайтесь поставить стакан на вытянутую ногу и не пролить его.



    Упражнение «Два стакана воды»


    Когда вы уже научитесь делать предыдущие упражнения, начните отрабатывать равновесие в движении. Самое простое упражнение состоит в том, что вы держите два стакана с водой на разведенных в стороны ладонях и идете по прямой линии.


    Ваша задача – двигаться прямо и делать повороты в стороны и кругом, не проливая воды.


    Повторите упражнение 7–12 раз в каждую сторону.


    Упражнение «Ноги-крылья»


    Стоя на одной ноге и держа в руках стаканы с водой, попробуйте делать другой ногой махи вперед назад и в стороны.


    Главное – не пролить ни капли воды!


    Повторите упражнение 7–12 раз со сменой ног.


    Упражнение «Вращение земли»


    В положении стоя вытяните одну ногу вперед перед собой. Выполняйте этой ногой круговые вращения в тазобедренном суставе, сохраняя равновесие.


    Повторите упражнение 7–12 раз со сменой ног.


    | |

    Насмотрелась «Вонг Фей Хун - Мастер кунг-фу» х)

    «Изучающий кунфу движется от того, что имеет форму, к тому, что не имеет и следа, постигая в этом Небесном искусстве сокровенно утонченное начало».

    Чэнь Синь - мастер кунфу (XIX в.)

    Кунг-фу, оно же в Китае - «Гунфу» 功夫 , а в Японии - «Канфу».

    Одним из самых знаменитых трактатов по кунфу считается «Трактат об изменениях в мышцах» («Ицзиньцзин»), составленный, согласно легенде, самим Бодхидхармой.

    Гимнастическая система «Ицзиньцзина» состоит из двенадцати основных упражнений, выполняемых в общей сложности от получаса до часа. Описание упражнения давалось предельно кратко: рисунок и речитатив с равным количеством иероглифов в строке, что позволяло их проговаривать перед выполнением упражнения и представляло собой медитацию. Три первых упражнения назывались одинаково: «Вэй То протягивает палицу», остальные - «срывать звезды и перемешивать Большую Медведицу», «волочить за хвост девять коров», «выпустить когти и расправить крылья», «десять чертей крутят ножом для лошадей», «три уровня приседания», «черный дракон выпускает когти», «лежащий тигр бросается на пищу», «бить поклоны», «махать хвостом».

    Прием - это не просто отдельный блок или удар, это движение, состоящее из множества отдельных частей. Например, прием «два дракона выходят из воды» - парный удар локтями в разные стороны, производимый из стойки мабу («всадника»); «свирепый тигр вырывает сердце» - стремительный прыжок вперед с прямым ударом кулаком в живот. «Встречная ладонь архата» - толчок ладонью с переносом веса тела на заднестоящую ногу:

    Положение рук в Кунг-фу:

    1) Цюань (кулак) - все пять пальцев крепко зажаты, положение кулака ровное, большой палец давит на указательный, кончиком достает средний палец.

    2) Чжан (ладонь) - большой палец вытянут наружу или согнут, остальные пальцы руки вытянуты прямо и несколько назад.

    3) Гоу (крюк) - -запястье опущено вниз, все пальцы собраны вместе. Возможный вариант: большой, указательный и средний пальцы сомкнуты вместе, формируют устрашающий крюк.

    4) Чжао (когти):

    а. КОГТИ ДРАКОНА (Лунчжао) - ладонь смотрит вниз, запястье опущено вниз: указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец держатся вместе, вытянуты в сторону тыльной части кисти руки. Большой палец развернут прямо и подан назад в сторону предплечья.

    б. КОГТИ ТИГРА (Хучжао) - все пять пальцев растопырены, согнуты во второй и третьей фалангах в сторону ладони.

    в. КОГТИ ОРЛА (Инчжао) - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец сомкнуты вместе, вторые и третьи фаланги пальцев согнуты. Большой палец согнут, первые и вторые фаланги изогнуты.

    Захваты когтями:

    1) Чжуачжао (захват «когтями») - все пять пальцев крепко упираются в лицо или грудь соперника. Первоначально прием выполняется с помощью Инчжао, затем в ходе борьбы, переходит в Хучжао.

    2) Туйчжао (толчок) - рука выбрасывается молниеносно вперед от пояса или сбоку. В начале выполняется прием Хучжао. Главное - толчок вперед.

    3) Начжао (захват «когтями») - с помощью большого и других пальцев (или в основном большого и указательного) захватываются руки, запястья, плечи, горло, затылок и другие уязвимые места соперника, например, органы дыхания.

    4) Лучжао (выход из захвата) - приемом Инчжао захватывается запястье или предплечье соперника, движениями назад, вверх или вниз совершается обманное заманивание.

    5) Дяочжао (хватка) - приемом Инчжао соперник захватывается за руки, запястья, предплечья, плечи, волосы и приподнимается вверх, что создает выгодное положение для заманивания (например, чтобы ударить коленом).

    6) Аньчжао (остановка захвата) - движением сверху вниз (приемом Инчжао) останавливается приготовленная для удара рука соперника.

    «Шанбу чунцюань» (удар с выпадом):

    С упором на обе ноги корпус поворачивается направо на 180° в направлении юго-запада, центр тяжести смещается вперед на правую, немного согнутую ногу, носок повернут наружу. Левый носок повернут вовнутрь, упирается в пол. Одновременно правое предплечье в момент поворота корпуса делает поворот вовнутрь, согнутый локоть поднимается вверх, и «когти» правой руки делают захватывающее движение над головой с правой стороны. Правая ладонь повернута вверх. Левое предплечье круговым движением наружу опускается вниз, и «когти» опускаются до правых ребер. Левая ладонь повернута вверх. Корпус слегка наклонен вправо, голова повернута налево, глаза смотрят налево.

    Продолжение упражнения: левая нога делает выпад в левую сторону (в юго-восточном направлении), ноги полусогнуты в коленях и выполняют прием Баньмабу (полшага лошади). Одновременно левые «когти» сжимаются в кулак и с поворотом предплечья вовнутрь наносится сильный удар влево (в юго-восточном направлении), зев тигра (место между большим и указательным пальцами) направлен вверх. «Когти» правой руки сжаты в кулак, предплечье поворачивается наружу справа-вниз, а кулак располагается с правой стороны талии, центром вверх. Корпус слегка подан вперед, голова повернута влево, взгляд направлен влево

    «Ляньхуань саньцюань» (три непрерывных удара):

    Левый носок развернут наружу, центр тяжести перемещается на левую ногу с чуть согнутым коленом, корпус поворачивается налево. Правая нога находится сзади в состоянии готовности к выпаду. Одновременно правый кулак поворачивается вместе с предплечьем для нанесения прямого удара (в юго-восточном направлении), зев тигра сверху, кулак проходит впереди плеча. Левый кулак при согнутом локте возвращается назад и останавливается перед правым плечом. Туловище естественно наклонено вперед, взгляд направлен прямо вперед

    Продолжение упражнения: делается большой шаг вперед согнутой в колене правой ногой в юго-восточном направлении. Колено левой ноги касается пола. Одновременно кулак левой руки вместе с предплечьем поворачивается вовнутрь и наносит прямой удар при прямом предплечье, при этом ладонь находится сверху, кулак проходит впереди плеча. Кулак правой руки вместе с предплечьем поворачивается наружу, при согнутом локте возвращается назад и останавливается у талии с правой стороны, ладонь смотрит вверх. Туловище слегка наклонено вперед, взгляд направлен вперед

    Продолжение упражнения: правый кулак с согнутым предплечьем наносит прямой удар, рука чуть согнута в локте, центр приложения силы приходится на ударную поверхность кулака; левое предплечье согнуто в локте, кулак левой руки отводится назад к плечу справа. Туловище естественно наклонено вперед, глаза смотрят вперед

    рассмотренные три удара должны производиться непрерывно и мгновенно, удар усиливается за счет поворота в пояснице и приложения усилия плеч.

    « Цзибу тэнкун чжанчи» (нанести удар, взлетая в воздух с распростертыми крыльями).

    Развернутый наружу левый носок делает шаг вперед-вправо, при этом центр тяжести переместится немного вверх. Одновременно левая рука сгибается в локте, а «когти» направлены вниз для захвата и остаются сбоку у пояса. Правые «когти» устремляются вперед для захвата, рука в локте чуть согнута, правое плечо подается вперед. Корпус естественно наклонен вперед, взгляд направлен на правые «когти»

    Правая ступня делает шаг вперед-направо. Одновременно сгибается в локте правая рука, правые «когти» совершают захват вниз и останавливаются у пояса. Левые «когти», проходя над тыльной стороной правой ладони, совершают захват спереди, левая рука чуть согнута в локте, левое плечо подано вперед. Корпус естественно наклонен вперед, взгляд направлен вперед

    Левая ступня делает шаг вперед-влево, туловище поворачивается примерно на 45° в юго-западном направлении.

    При помощи толчка усилием правой ступни совершается прыжок вперед обеими ногами, а когда корпус находится в воздухе, правая нога выполняет пинок, задевает пятку левой ступни и опускается на пол. Левая ступня ставится впереди. Затем правая ступня делает новый шаг вперед с готовностью к прыжку. Одновременно «когти» рук поочередно совершают захват вперед: сначала правые «когти», а затем левые

    Отталкиваясь усилием правой ступни, корпус взлетает в воздух, ноги согнуты в коленях и находятся высоко в воздухе. Одновременно «когти» рук принимают положение «когтей» дракона (т. е. большой палец отделен от остальных пальцев); левая рука опускается вниз, проходит вдоль туловища слева и поднимается вверх налево. Правая рука взлетает вверх-направо, оба предплечья развернуты назад-вверх примерно на уровне горизонта, запястья обеих рук вогнуты, ладони смотрят вниз. Туловище подано вперед, грудная клетка сжата, взгляд устремлен вперед

    Из интереснейшей книги Ши Синъин «Уличное кунфу»

    Ну что ж, приступим к занятиям кунг-фу. Заниматься будет в чистом сухом помещении или на улице; если у вас есть уединённое место - лучше возле дерева, которое станет для нас первым спортивным снарядом. Расчистив предварительно место занятия, сделаем лёгкий поклон, символизирующий нашу готовность и уважение к старым мастерам, благодаря которым мы и имеем возможность погрузиться в древний мир боевых искусств.

    Теперь небольшая настройка на занятие - медитация. Закрыв глаза, отгоним от себя суетные мысли, в этот миг для нас существует лишь мир боевых искусств. Дыхание выравнивается, становится спокойным. Постепенно все мысли исчезают, остаётся лишь решимость заниматься упорно и до конца. «Путь в тысячу ли начинается под ногами», - гласит китайская пословица. Ступим же на него.

    Не смущайтесь, если кто-то увидит вас в этот момент и не поймёт: постороннему человеку и не дано понять вас, если он сам не занимается.

    Сначала приступаем к разминке (). Выполняем упражнения плавно, без рывков, постепенно наращивая скорость движений так, чтобы это было вам приятно…

    Закончив разминку, восстановите дыхание, сделайте 9-10 полных дыхательных кругов: руки над головой - вдох через нос, руки по кругу вниз - выдох через рот.

    Проверим нашу изначальную готовность, наши стартовые позиции в боевом искусстве. Для этого подвесим небольшой мяч в авоське к потолку или к ветке дерева (рис. 1), если у вас нет специальной «груши», и произведём по нему несколько ударов кулаком. Затем несколько ударов ногой - так же из любого положения, как вам удобно.

    Проверим себя. Крепко ли сжат кулак? Не заносит ли нас при движении вперёд? Крепко ли стоим на ногах? Свободно ли двигаются руки и ноги, высоко ли поднимается нога? Если вы можете сильно бить по «груше» и ваша нога свободно достаёт до неё на уровне головы, если вы устойчиво стоите на ногах после удара да ещё можете попасть точно в намеченную точку на «груше», у вас очень хорошие начальные данные в координации и гибкости тела.

    Поработав от души на своём импровизированном снаряде, восстановите дыхание, завершите занятие повторной медитацией. Отдайте себе отчёт в том, как вы провели эти полтора-два часа вашей жизни.

    На сегодня достаточно в дальнейшем каждую тренировку начинаем и заканчиваем одним и тем же ритуалом.

    Большинство из нас, ещё с уроков физкультуры в школе привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т.д. Однако попробуйте так подышать некоторое время - голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащённом дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие.

    На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тань», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений - непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

    Начнём и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т.е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из лёгких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.

    Выдыхаем плавной струёй, через рот, также, не убыстряя выдоха. При выдохе тоже «сдувается» сначала нижняя часть живота, потом средняя и т.д. (рис. 2).

    Теперь упражнение немного усложним. После каждого выдоха делаем небольшую задержку дыхания - до тех пора пока не захочется вдохнуть. Медленно вдыхаем, на полном вздохе такая же задержка - до тех пор, пока очень не захочется выдохнуть. Медленно выдыхаем и т.д. Делаем 5-6 полных дыхательных циклов, можно помогать себе руками (рис. 3). Сначала помогаем себе и небольшим напряжением мышц пресса, затем этот тип дыхания входит в привычку.

    Остаётся добавить, что полное, с задержками, дыхание «животом» (йоговское трёхступенчатое дыхание) очень полезно делать рано утром (начиная с пяти часов) и на ночь, обязательно на свежем воздухе. Во время же тренировки дышим «животом» постоянно, концентрируясь на точке «дань-тань», стараясь, чтобы даже при самых больших усилиях дыхание оставалось плавным. После каждого упражнения необходимо восстановить дыхание, сделав 3-4 полных дыхательных круга, но без задержек на вдохе и выдохе - не будем насиловать свои лёгкие.

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Много тайн и загадок во всех боевых искусствах, но в кунг-фу, их в десятки раз больше.Одно из древнейших боевых искусств, которое несомненно возникло на заре цивилизаций...

    Для начала, перед тем как вы будите читать дальнейшие записи, хотелось бы немного поговорить о понятии слова КУНГ-ФУ. Китайский иероглиф обозначает это как человек - художник, человек - заказчик и исполнитель своего я. Человек, который не придерживается определенных рамок ведения поединка, а работает спонтанно судя по обстановке, которая складывается во время боя. Так что понятие КУНГ-ФУ очень растяжимо. Китаец, глядя на красивую картину, может сказать - «какое хорошее КУНГ-ФУ», и хорошее стихотворение тоже может вызвать это же слово.Значит можно сказать, что КУНГ-ФУ - это не только умение драться и все крушить, а это образ жизни. КУНГ- ФУ можно постигать всю свою жизнь, открывая в себе свой внутренний мир. И когда ты на правильном пути, то в тебе открываются все новые таланты и возможности, ты начинаешь сочинять стихи, музыку, писать картины. Ведь все великие мастера боевых искусств занимались не только боями, а еще имели высокое эстетическое развитие. Так что правильное занятие боевыми искусствами ведет тебя не к жестокости и убийству, то есть вниз, а все выше и выше к вершине мастерства ГУН-ФУ, и ты постигнешь многие секреты не только боя, но и жизни. И нельзя сбрасывать со счета свое здоровье, вы всегда будете находиться в отличной форме, забудете о болезнях и плохом настроении, ведь эти занятия дают бодрость, здоровье и силу на многие годы.

    Так что начинайте заниматься КУНГ-ФУ, ведь это никогда не поздно, но конечно это нужно делать в более юном возрасте, чтобы успеть достичь вершин, ведь жизнь очень мала. И не настраивайтесь, что вам не достигнуть вершины, ведь это дано не многим, но важней здоровья и отличного самочувствия ничего нет.

    В этих записях я собрал на мой взгляд самое необходимое для начала занятий КУНГ-ФУ из многих древних трактатов и из хорошей литературы о боевых искусствах востока. Не случайно здесь много философии, ведь без нее невозможно постичь истину.
    ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

    Не пить вино, не есть мясо, подавлять половые влечения, не отвлекаться на посторонние предметы, почитать наставника и старших учеников. Не допускать в отношениях с ними обмана, не хвастаться своими знаниями и не демонстрировать, не применять свое искусство только для самообороны, всячески уклоняться от схватки, не обучать людей недостойных. Тактика челнока - Бей подобно молнии, исчезай как ветер. Цзяо утвердил в кунг - фу подход к тактике боевого поединка как к способу малым победить великое. Цзяо Юань соединил технику школ Тигра, Дракона, Змеи, Леопарда, Журавля. На основе заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА.
    ПЯТЬ КАЧЕСТВ ВОИНА
    НЕЖНОСТЬ - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
    ПРЯМОТА - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
    БЕССТРАСТНОСТЬ - сохранение при любых обстоятельствах душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности.
    ГРАЦИОЗНОСТЬ - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
    КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.
    ЭНЕРГИЯ ДЖИН ЛЕК

    Скорее психического, чем физического характера, Джин лек проявляется в случае исключительной сосредоточенности. Только овладение этой внутренней энергией позволяет совершить невозможные поступки, не сбрасывая со счета атлетические возможности индивидуума. Джин Лек доступна лишь подлинным мастерам и продолжает действовать даже тогда, когда физические силы покидают их с возрастом. Такие люди способны остановить противника на расстоянии.

    КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭНЕРГИИ - недостаточно уметь создавать в себе прилив сил, готовый все сломать, - надо уметь правильно силу направить. Это зависит от правильной координации мышц. Концентрация энергии предполагает также концентрацию во времени (скорость движения) и в пространстве (завершение удара и поддержание силы на точках и ограниченных для его нанесения мест при использовании естественных частей тела и силы реакции).

    ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ - весь удар силы, сосредоточенной в руке или ноге и направленной в сторону противника, должен поразить его в намеченное место, так, словно он был бы сражен выброшенной с силой катапультированной массой, кинетическая энергия которой внезапно остановилась, превратившись в разрушительное действие ударной волны. Это очень короткое, но эффективное касание, в котором сосредоточены мобилизация телесных сил и умственная сконцентрированность. Этот момент иногда сопровождается коротким и сильным криком, который облегчает разгрузку.

    СТОЙКИ - эффективность того или иного приема в большой мере зависит от принятой стойки. Стоики позволяют направлять в заданном направлении всю силу корпуса, с другой стороны они обеспечивают стабильные точки устойчивости, необходимые для концентрации энергии при нанесении и блокировании удара.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛЫ

    Всякое действие вызывает противодействие равной силы в обратном направлении. В кунг-фу, также как и в карате, желаемый эффект при каждом обмене ударов тот же. При каждом ударе корпус полностью напрягается на какой-то очень короткий промежуток времени не только для защиты, но и для ответного удара в обратном направлении. Следовательно получается двойной эффект при нанесении удара, ударная волна отбрасывается вперед благодаря устойчивости точек опоры и синхронному действию мышц. Тем самым увеличивается мощность удара в обратном направлении.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРЮШНОЙ СИЛЫ

    Точка ШИ ХАЙ - море дыхания - является источником обильной и продолжительной силы. На первом уровне основная задача - развитие мышц живота, понижающих центр тяжести тела. Можно сказать, что удар наносится животом и лишь дополнительно рукой или ногой. Второй уровень связан с изучением внутренних стилей. В жизненном центре человека существует источник, о котором мало кто подозревает, но который является неистощимым потому, что он связан со скрытыми силами вселенной. Это довольно метафизическое понятие, но только благодаря ему можно достичь вершин мастерства.

    СКОРОСТЬ
    Ничего не даст знание приемов или их предугадование, если выполнение затягивается. Техника должна сработать в тот же миг как она пришла в голову. У китайцев есть выражение - контр-нападение должно быть начато после нападения противника и закончится до него - в этом суть искусства. Выигрыш времени достигается только при полной расслабленности.

    СИЛА И ГИБКОСТЬ
    Необходимо обладать обеими, и силой и гибкостью, в зависимости от условий боя.

    ДЫХАНИЕ
    Тело проходит через фазы силы и слабости в зависимости от дыхательного периода: при вдохе мускулы расслабляются, появляется чувство легкости и, наоборот, при выдохе или задержке дыхания мышцы сжимаются - и можно наносить сильный удар.

    Дыхание должно быть брюшным как при внутренних стилях.

    УДАР, НАНЕСЕННЫЙ ПРАВИЛЬНЫМ ПРИЕМОМ - НЕВИДИМ.
    ПРОТИВНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВЕРГНУТ, НЕ ВИДЯ ТВОИХ РУК.
    ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ИССКУСТВОМ БОЯ, НАДО ПОСТИГНУТЬ ЕГО ФИЛОСОФИЮ,
    БЕЗ РАЗУМА ОНО НЕВОЗМОЖНО.

    Мысли не должны сосредотачиваться на одном, и не нужно быть полностью поглощенным в каждое свое движение. Практикующий кунг-фу должен быть в одно время автором и исполнителем своего я, добровольно погружаясь в работу своего тела. Следует отвлечься от окружающей среды, чтобы стать более восприимчивым к внутренним силам, которые управляют телом.
    ФИЛОСОВСКИЕ КОРНИ

    Человек - Вселенная. Что самое главное в жизни человека - это всегда придерживаться космического порядка. Человек - микрокосмос - всего лишь продолжение вселенной, макрокосма и его жизненная внутренняя энергия - лишь частица Вселенной, и если человек даст ей возможность свободно протекать, то словно вечная энергия космоса будет действовать через него.

    БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
    Избегать излишних волнений. Истина здесь рядом в сердце человека. Смысл всех вещей в спокойствии и умеренности. Следует жить в согласии с путем природы, из этого вытекают принципы внутреннего стиля Ву вэй - бездействовать, Вано - освобождаться, и Цуянь - эффективность, спонтанность.

    Все должно быть в равновесии, как ИНЬ и ЯНЬ.

    Все что является положительным, тоническим, мужским: жизнь, небо, солнце, день. И все, что умеряет жесткое: смерть, земля, луна, ночь. Но эти равновесия являются и находятся в постоянном движении, а истина находится в середине пути. Это фундаментальное философское положение представлено знаменитым символом ДАЙ ДЗИ.

    Таким образом, мы прошли небольшой курс о кунг-фу, теперь перейдем к главному: изучению внутреннего стиля Ву-вэй.

    Вместо удара в руки и ноги в первую очередь должно прийти дыхание - ци, которое переносится с кровью и является основой доблести и силы.

    Когда кончик языка поднимается к небу, дыхание ци становиться здоровым, а когда дыхание ци направляется в киноварное поле, Дух - Щень становиться сильным. Вниз дыхание должно доходить до центра стопы Юнь-Цуань, а вверх оно должно достигать горы Кунь-Лунь - макушки головы.

    Следуя этим китайским изречениям, вся сила в боевых искусствах заключается в правильном применении дыхания ци и направлении внутренней энергии путем напряжения и расслабления мышц во время блокирования или нанесения удара. Для того чтобы научиться этому, мы должны научиться правильно дышать, ощущать передвижение энергии Ци по малому и большому кругу, научиться наполнять энергией Ци киноварное поле Дан - Тянь и выбрасывать ее в ногу или в руку.

    В дыхательной гимнастике существует шесть разновидностей дыхания, которые представляют собой шесть этапов для более глубокого овладения дыханием.
    Естественное дыхание.
    Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (малый оборот небесного цикла).
    Циркуляция субстанций ИНЬ и ЯНЬ (большой оборот небесного цикла).
    Контроль и периодичность дыхания СИ-ТЯО.
    Горловое дыхание ХОУ-ШОУ ХУ-СИ.
    Внутреннее дыхание.

    Первый этап - это естественное дыхание. Во время вдоха между носом и губами существует небольшая щель, а верхние и нижние зубы касаются друг друга. Кончик языка прикасаеться к основанию нижних зубов. По мере того как делается вдох, брюшная полость выпирает. Во время выдоха рот плавно закрывается, язык опускается к нижнему небу и по мере выдоха живот подбирается. Это дыхание нужно тренировать каждый день в течение получаса. Однако начинать следует с трех - пяти минут, потом доходить до десяти минут и наконец до получаса.

    Все остальные этапы также требуют получасовой практики в день. После тридцати дневных занятий первым этапом увидишь результаты в том, что станешь сильнее, бодрее психически, увеличится мощность легких.

    Второй этап называется циркуляцией субстанций ИНЬ и ЯНЬ, малый небесный цикл. Согласно теории ЦИ-ГУН, передняя часть человеческого организма относится к субстанции ИНЬ, а задняя к субстанции ЯНЬ, и если субстанции ИНЬ и ЯНЬ охватывает один маленький небесный цикл, это значит, что дыхание ЦИ может расширятся, циркулируя в верхней части туловища, не достигая нижней части организма. И поэтому этот цикл называется малым небесным циклом.

    Циркуляция субстанции ИНЬ и ЯНЬ по малому небесному циклу также называется вдохом и выдохом обратного типа, так как в этом случае расширение и сокращение является противоположным относительно первого этапа естественного дыхания, на котором во время вдоха живот подбирается. Хотя дыхание осуществляется через нос, управлять циркуляцией дыхания ЦИ необходимо посредством ума, направляя его в верхнюю часть организма, то есть в данном случае ум управляет дыханием ЦИ.

    Во время выдоха в уме следует думать о том, как дыхание ЦИ с макушки головы опускается через грудную клетку в область киноварного поля. Во время вдоха нужно думать, как дыхание ЦИ из киноварного поля поднимается через копчик, по позвоночнику вверх, доходя до мозга. Во время вдоха необходимо втягивать анус.

    Если ты стоишь в боевой позиции, тогда во время вдоха следует напрягать пальцы ног, как бы захватывая землю. Это способствует поднятию дыхания ЦИ. Время тренировок этим способом составляет 90 дней. В результате этих занятий можно вылечить заболевание легких, кишечные заболевания, сердечные, пониженное кровяного давления и т. п.

    Третий этап называется циркуляцией ИНЬ и ЯНЬ по большому циклу. Он называется так, потому что дыхание распространяется и на нижнюю часть организма. В связи с тем что тренирующийся уже овладел двумя методами, научился дышать более глубоко и полно, циркуляцию ЦИ можно распределять на весь организм. Во время дыхания выдох делается через рот, а вдох через нос. Во время выдоха брюшная полость расширяется и в это время следует представлять, что дыхание ЦИ спускается с макушки через грудную клетку и киноварное поле в центр стопы, где расположена точка ЮНЬ-ЦЮАНЬ, или клокочущий источник. Во время вдоха следует думать, что дыхание ЦИ через точку ЮН-ЦЮАНЬ поднимается до копчика, дальше по позвоночнику и шее, проникая в мозг. Во время вдоха необходимо напрягать пальцы ног. Срок тренировки - 180 дней. Эффект такой же как и на втором этапе, кроме прочего этот тип дыхания укрепляет нервную систему.

    Четвертый этап называется контролем периодичности дыхания СИ-ТЯО, он также называется естественным дыханием.

    Он называется естественным потому, что здесь происходит последовательное расширение и сокращение брюшной полости, однако вдох и выдох являются более глубокими и долгими, чем на первом. Четвертый этап продолжается в течение 60 дней, он служит для гармоничного развития брюшной полости и для лечения кишечных заболеваний.

    Пятый этап называется горловым дыханием. Кроме того, он называется усиленным глубоким дыханием. Горло должно максимально расширяться, т.к. расширение горла позволяет усилить и углубить вдох и выдох. Почему слова, которые поют, хорошо слышны?.. Потому что горло полностью открыто, расширение и сокращение брюшной полости на этом этапе происходит также как на втором и третьем этапе. Кроме того, движение ЦИ нужно делать по всему телу. Время занятий - 90 дней. Очень хорошо укрепляет внутренние органы.

    Шестой этап называется внутренним дыханием: вдох через нос, живот во время вдоха подбирается, во время выдоха расширяется. Почему называется внутренним? Потому что во время вдоха не слышно звука дыхания, так что сам дышащий не слышит звука дыхания. Во время вдоха ЦИ опускается с макушки в киноварное поле, потом ниже. Время занятий - 300 дней.

    Развивая эти способы дыхания, надо не забывать, что параллельно должна развиваться мышечная система рук и ног, гибкость тела. Что составляет неотъемлемую часть при занятиях боевыми искусствами. После усвоения правильного дыхания и ощущения циркуляции энергии ЦИ по малому и большому кругу нужно учиться выбрасывать энергию через руки и ноги, для того чтобы наносить неотразимый энергетический удар, который называется черный удар ЯНЬ.
    ПОКОЙ, МЕДИТАЦИЯ

    Покой заключается в пустоте сердца, которое держит лишь образ единого, и десять тысяч вещей падают в пустоту, подобно камням, которые погружаются на морское дно.

    В расслаблении мышцы твои легкие, подобно зыбучему песку, в котором кровь вслед за дыханием ЦИ движется плавно вниз. Вдох и выдох должен быть глубоким, долгим, тщательным и уравновешенным, так чтобы долгота вдоха и выдоха не отличались не на йоту.
    РЕГУЛИРОВКА УМА

    Дыхание ЦИ должно соединятся с силой ЛИ, мозг должен сохранять единство с сердцем, сердце должно соединиться с умом, а ум должен руководить дыханием.

    Дыхание ЦИ укрепляет силу ЛИ, а сила является двигателем дыхания ЦИ. Посредством дыхания совершается усилие, а усилие должно достигать глаз и зрения.

    Действие должно совершаться плавно и постепенно, посредством резких движений не достигнешь успеха.
    ЕДИНСТВО ВДОХА И ВЫДОХА

    Тело движется подобно перекатывающейся волне, и руки вылетают, как катятся волны. И когда наносят удар, даже тени не видно, нужно быстро защищаться, нужно быстро нападать. Так что великий секрет искусства движения заключается в единстве вдоха и выдоха. ЦЗУН-ЦИ (главное дыхание).

    Если будешь долго и упорно заниматься, то сила твоя, подобно волне, сможет разрушить гору.
    КИНОВАРНОЕ ПОЛЕ

    Закон киноварного поля - это основа дыхательных гимнастик, и сила, которая исходит из киноварного поля, равна силе тигра. Все сто суставов человеческого организма движутся вместе и движение - устремление - усилие извергается подобно вулкану, энергия ЦИ пронизывает все суставы - сочленения организма, и сила его как удар грома, а скорость подобна молнии.

    Когда главное дыхание ЦЗУН-ЦИ, охраняющее дыхание ВЭЙ-ЦИ и изначальное дыхание ЮАНЬ-ЦИ всего организма сконцентрированы в киноварном поле ДАНЬ-ТЯНЬ, тогда организм способен обрушивать на противника огромную непреодолимую силу. Наилучшее время тренировки концентрации на киноварном поле - это на рассвете, с пяти до семи утра; утром, с девяти до десяти; после полудня с двух до трех и вечером, с девяти до одиннадцати. В начале заниматься десять-тридцать минут, а после одного года можно тратить 30-60 минут.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ ЦИ

    Управление дыханием Ци, способность умом направлять дыхание ЦИ в нужное место организма. Например, у вас болит печень и поэтому нужно, чтобы дыхание ЦИ поступало в печень. Понемногу концентрируйте дыхание ЦИ в необходимом месте.

    Вы можете направить дыхание ЦИ куда вам нужно. Кроме того, хороший способ управления дыханием ЦИ - это управление дыханием с помощью зрения. Если вы хотите, чтобы дыхание ЦИ направилось в головной мозг, нужно поднять глаза кверху. Если опустить в ноги, нужно смотреть вниз.
    Сердце - это изначальный наставник (полководец).
    Дыхание Ци - это движение вперед.
    Глаза - это стяги и знамена. Если в глазах мутится, зрение не сконцентрировано, тогда не видишь ясных указаний. В результате чего движения и покой теряют правильную последовательность, нарушается регулярное чередование вдоха и выдоха.
    Все движения тела, движения ног, повороты рук должны быть подвижны. А эта подвижность достигается посредством тренировки дыхания ЦИ. Быстрое движение, и со всей скоростью устремляется дыхание ЦИ. Если не нужно биться, то все нормально. А битва случается - одерживаешь в ней победу.
    ГЛАЗА

    В практике боевых искусств важное место занимают глаза. Оттачивай способность зрения видеть расположение и построения противника, ведь воля твоя следует поворотом глаз. Движение сердца должно приводить в движение все сто суставов сочленения организма, а сущностная сила человека проистекает из легких.

    Нужно регулировать и контролировать последовательность вдоха и выдоха движения и покоя, принимая вовнутрь дыхание ЦИ и концентрируя его в единый комок. Ведь каждое движение организма пронизано единым дыханием ЦИ, в результате чего и ноги, и руки становятся быстрыми и сильными как у обезьяны.

    И движется человек со скоростью вспышки молнии, и с радостным настроением проходит он, победив во всех схватках.
    ДЫХАНИЕ ЦИ И СИЛА ЛИ

    Дыхание ЦИ циркулирует в системе каналов и меридианов ЦЗИНЬ-ЛО в сухожилиях и каналах МАЙ. А источником силы ЛИ являются кровь, мышцы, кожа и кости. Если противник силен, то облик его, кожа и кости, выражают внешнюю силу, а внутренняя сила заключается в сухожилиях и каналах. Дыхание ЦИ и кровь действуют в виде внутренней силы, а кровь и сила ЛИ действуют как внешняя сила. И только в том случае если ты понимаешь смысл дыхание ЦИ и кровь, тогда будишь источник происхождения дыхания ЦИ и силы ЛИ.

    Сначала происходит движение дыхания ЦИ, из чего проистекает действие силы ЛИ, и если киноварное поле наполнено, тогда достаточно силы и дыхания.
    СЕКРЕТЫ КУЛАЧНОГО БОЯ

    Во время четвертой фазы нужно расправить суставы и удалить из организма отработанное дыхание ЦИ. 9 раз подняться и 9 опустится. Выдох подобен орлу, который хватает когтями рыбу, а вдох - это огромная птица пэн, что расправляет крылья. В час цзы упорно и настойчиво практикуй упражнение «ветер раскачивает иву» а упражнение «алмазный кулак» следует делать в час хай. После еды многократно повторяй упражнение «металлический палец», а затем ребром ладони разбивай деревянную куклу. С открытым сердцем тренируй упражнение «макушкой расколоть кирпич» а после полудня ударом локтя разбивай камень. Когда дыхание ЦИ достигает макушки КУНЬ-ЛУНЬ, делаешь упражнение «алмазная стопа». Когда голоден и устал, поднимай дыхание ЦИ, прыгая на стену. Подвесив мешочки с песком и камнями к ногам, проходи 1000 ли, а когда дыхание ЦИ выходит из киноварного поля, подметай двор. Когда дыхание ЦИ собирается в киноварном поле, поднимайся наверх, и подобно порыву черного ветра, вали на землю лес. Когда дыхание ЦИ выходит и доходит до точки БАЙ-ХУА, ветер движется вниз, проносится по рынку, натягивая свой лук, как лук выгибаешься вперед и наносишь удар ногой в позе тигра, концентрируешь дыхание ЦИ, возвращая в сердце, и направляя его в основание стопы. Дыхание ЦИ пронизывает обе стопы, и ты стоишь подобно всаднику, сидящему на лошади, устойчивый как гора ТАЙШАНЬ - лестница, ведущая на небеса. Если трансформируешь дыхание ЦИ, то в бою подобен пущенной из лука стреле, неуловимой силой духа пролетаешь со скоростью ветра неразгаданай тайной.

    Все это переводы с древних китайских трактатов боевых искусств. Каждое такое изречение идет как бы в закодированной форме, и каждый, кто будет это читать, должен сам додуматься, о чем здесь идет речь и как нужно правильно все это применять при тренировках. Рассмотрим дальше эти трактаты, в них пойдет речь о воспитании своих рук, доведении их до жесткости смертельного оружия.

    Монахам Шаолиня запрещалось, носить с собой оружие, и поэтому они делали из своих рук и ног страшное оружие, доводя твердость их до твердости метала.
    НАБИВАНИЕ КУЛАКОВ

    Каждый день рано утром и перед сном сначала наноси удары кулаком по внутренней стенке или по деревянной доске. Каждый день делай по три комплекса, за один комплекс наноси 50-100 ударов. И только через три - пять месяцев начинаешь замечать какие-то результаты. В день следует делать три - четыре комплекса, а каждый комплекс состоит из 50 ударов. После трех - пяти месяцев, когда сможешь разбить кирпич, переходи к разбиванию камней.

    А сейчас мы узнаем, как это делали монахи Шаолиня.

    Во время четвертой стражи наноси удары по мешку с рисом, а вечером при свете звезд бьешь по доске. В полдень наноси удары по обеденному столу, а после обеда бьешь по стене. Лопается кожа и кровь разлетается брызгами, а ты и весной и зимой все продолжаешь свои тренировки.
    НАБИВАНИЕ ПАЛЬЦА

    Нужно стараться тренировать силу указательного пальца, а для этого дыхание Ци должно выходить из киноварного поля. Сначала следует бить пальцем в пшено, потом нужно бить пальцем в песок и гравий. И палец твой покраснеет и опухнет, но ты должен бить 3800 раз. После этого мясо на пальце превратиться в струпья и мозоли, тогда нужно бить им в железные опилки. После этого, как ударил девять раз по тысяче раз, будет лопаться палец и кровь выступать. Но мозоль покроет потом палец твой тройным слоем, и трижды должен смениться ноготь, и тогда станешь ты мужем, достигшим совершенства в боевом искусстве. Ударишь по стене, и вмиг образуется дырка, т.к. плоть на пальце превратилась в металл.
    РАЗБИВАНИЕ КАМНЕЙ ГОЛОВОЙ

    Сначала нужно встать в стойку трех кругов и пять раз привести в движение дыхание ЦИ. При этом оно должно выходить из киноварного поля и направляться в точку БАЙ - ХУА. После чего наносят себе удары по макушке и бьют себя по черепу кулаком, и постепенно удары становятся все сильней. Удары головой наносят по стене, можно разбивать деревянную доску. Это упражнение лучше делать в полдень. Когда тренируешься, язык должен касаться неба, рот закрыт, дыхание через нос. Дыхание ЦИ проходит через макушку головы, и когда дыхание ЦИ выходит, издается резкий звук. При этом нельзя расслаблять дыхание ЦИ.

    Следует заметить, что эти тренировки должны проходить под наблюдением опытного мастера, чтобы избежать всяческих травм и сотрясений.
    УПРАЖНЕНИЯ

    Давайте теперь рассмотрим, что дают нам различные упражнения, их очень много в боевых школах востока. Я приведу пример лишь немногих из них, которые чаще всего использую в своих занятиях.
    Почеши плечом ухо. Способствует нормализации тонуса сосудов головы, снятию усталости и раздражительности, устраняет скованность в плечевом поясе.
    Змея в танце. Разминка мышц поясницы, увеличивает подвижность позвоночника, оказывает эффект при болях головы.
    Массируйте колени. Оказывает тонизирующий эффект.
    Кольцо змеи. Увеличивает подвижность в тазобедренном суставе.
    Змея играет хвостом. Тонизирует нервную систему.
    Поверженный дракон. Укрепляет брюшной пресс.
    Удав готовиться к броску. Сопровождается массажем рефлексогенных зон поясницы и тыльной стороны кисти. Связано с деятельностью мочеполовой и центральной нервной системы. Способствует профилактике поясничных болей.
    Змея кусает себя за хвост. Массирующее воздействие на активные зоны на лодыжках и пальцах ног, связанных с деятельностью нервной системы органов зрения и слуха, желез внутренней секреции.
    Руки толкают небо. Используется для восстановления дыхания и умения напряжение и расслабление связать с вдохом и выдохом.
    Змея поднимает голову. Для разминки суставов рук отрабатывается движение: рука-змея используемое в боевых приемах.
    Брось взгляд назад. Для устранения переутомления и семи заболеваний (сердце, печень, селезенка, легкие и почки, а также от расстройства мочеполовой системы).
    ПАЛЬЦОВКА

    Считается что каждый палец связан с определенным космогоническим началом - это пять стихий традиционной китайской философии (металл, огонь, вода, дерево, земля).

    Либо что-то другое. Например в школах НИНДЗЮЦУ, Большой палец соответствовал пустоте - началу и конечной точке всех вещей. Указательный - ветру и любым газообразным субстанциям, отвечал за мудрость и добродетель.

    Средний палец - огонь и горение - представлял разум и агрессию. Безымянный - вода и жидкости - контролировал деятельность тела и эмоции. Мизинец - земля - связан со стабильностью человека в переменчивом мире.

    Правая рука позитивная - ИНЬ, отдающая энергию. Левая - пассивная, ЯНЬ, принимающая энергию. Замыкая в кольцо большой и безымянный палец, повышается приспосабляемость и гибкость сознания. Переплетение пальцев КУДЗИ-ИН, которое замыкает круговорот ЦИ по специальной траектории. Одна пальцовка успокаивает разум, другая дает силу, третья адаптацию в экстремальных условиях.

    БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УДАРАХ
    ИН-ТРОН - между бровями
    ШОКУ - переносица
    ТЬЯН-ТИН - сонная артерия
    ЛЯНЦЮАН - кадык, гортань, трахея
    ЦЮО - нижняя часть грудной кости
    УЖОНКОАН - солнечное сплетение
    СОНЛИ - на сгибе локтя
    УЖАНМЕН - свободная точка 11 ребра
    ЦЗЮЙКОАН - под ложечкой
    ШЭМЭН - подчревье
    ЦРИУРОН - складка паха
    КОНСУНЬ - внутренняя часть стопы
    ФОНФУ - затылок, основание мозжечка
    ВАЛАО - между 2 и 1 спинным позвонком
    ШЕН-ЧЖУ - между 3 и 4 спинным позвонком
    ШЕН-ДАО - между 5 и 6 позвонком
    УЖЭИАН - между 7 и 8
    ШЕНЛЮ - между 2 и 3 поясничным позвонком с обеих сторон позвоночника
    СЮЙАНЧУ - между 1 и 2 поясничным
    МИНМЭН - между 2 и 3 поясничным
    ЛАНЕОАН - между 4 и 5 поясничным

    Судя по этим описаниям болевых точек, можно сказать, что большая их часть находиться на спине и при правильном нанесении удара полностью парализует противника.

    Теперь перейдем к командам, которые подаются перед началом и по окончании занятий. Все это входит в ритуал занятий, и каждый занимающийся должен их знать. Без ритуала ничего не делай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала не двигайся с места.
    ДУЙСИН - постройтесь
    ЧЖАНЛИ - стоять прямо - смирно
    НИНЬХАО - здравствуйте
    ХАО - ответное приветствие
    ЧАНЬ-ЗО - медитация перед тренировкой
    ЦИНЬ-ЦЗО - садитесь
    ЦИЛАЙ - встаньте
    КАЙШИ - начинай
    СЕНЬ-ШЕН - учитель
    ЦЗАЙ-ЦЗЯН - до свидания
    ЛАНСИ - тренировка
    ЛЮВЕЙ - конец

    Так что команды перед началом будут звучать так; ДУЙСИН, ЧЖАНЛИ командует старший ученик, после этого перед строем выходит учитель и всех приветствует: НИНЬХАО, ХАО - отвечают ученики. Потом звучит команда ЧАНЬЗО, ЦИНЬ ЦЗО, все садятся на медитацию перед занятием.

    После 2 - 3 минут медитации звучит команда ЦИЛАЙ, и по сигналу учителя все вскакивают со своих мест. Звучит команда ЛАНСИ КАЙШИ и начинается тренировка, после тренировки старший подает команду ДУЙСИН ЧЖАНЛИ, все строятся, и учитель командует ЦЗАЙ- ЦЗЯН ЛАНСИ ЛЮВЕЙ, и на этом тренировка заканчивается.
    НАЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    ТЭУ-ГЕН-ДИ железный буйвол пашет землю.

    ГАН-ЦЗИНЬ-ЦЗЮАНЬ алмазный кулак.

    ФЭЙ-МАЙ-ЦЗЯО нога, летящая как перо.

    ДА-ТА-ДАЙ удары по мешку с песком.

    ДАЙ-ТЕ-ВА ношение железных обручей.

    ДА-МУ-ЖЕНЬ бить деревянную куклу.

    ТЭ-ГАНЬ-ТУЙ нога как железный столб.

    СЕ-ЦЗЫ-ЛОУ-ЛУ скорпион, ползущий по дороге.

    ПО-ИНЬ-ЧЖОУ локоть разбивает субстанцию ИНЬ.

    ТУЙ-ШАНЬ ЧЖАН ладонь толкает гору.

    ПЕ-ЧЖУ-ГАНЬ шест для ударов.

    ХЕЙ-ХУ-ТЯО-ШАНЬ черный тигр перепрыгивает гору.

    МАО-ЧЖАН размалывающая ладонь.

    ФЕН-ЧЖАН ветреная ладонь.

    ЧЕНЬ-ЧЖУАНЬ-ЧЖАН ладонь, размалывающая кирпич.

    И-ЧЖИ-ЦЗИНЬ палец твердый как метал.

    ДУКИ-КАО-ХУ встав на одну ногу оседлать тигра.
    ТОЧКИ ВЫБРОСА ЭНЕРГИИ ПРИ УДАРАХ И ЛОМАНИИ ПРЕДМЕТОВ

    ВАЙ-ГУ-АНЬ расположена на тыльной стороне кулака на 2 цуня выше сустава.

    ХОУ-СИ расположена на ладони на 1 цунь выше сустава.

    БАЙ-ХУА макушка головы.

    ШОНЬ-ЧЖУН середина грудной клетки.

    ЦЗЮЙ-ЧЮЭ точка на уровне сердца на 6 цуней выше пупка.

    ЮНЬ-ЦЗЮ-АНЬ клокочущий источник, расположена на середине стопы.
    НАЗВАНИЕ УДАРОВ И БЛОКОВ

    ЦЮАНЬ кулак.

    ГОУ рука-крюк.

    ХУ-ЧЖАН рука - лапа тигра.

    ЛУН-ЧЖАН рука - лапа дракона.

    ИН-ЧЖАН рука - лапа орла.

    ШЯКУ удар, нанесенный снизу вверх.

    ТИН-ЧЖУ удар, нанесенный локтем.

    ЦА-ЦЮАНЬ рука-молот.

    ЦХЫАНЕЙ-ГУН боковой удар кулаком.

    НЫДАН блок рукой вовнутрь.

    ВЭКО блок рукой наружу.

    СЯАН блок рукой вниз.

    Ю правая сторона.

    ЦЗО левая сторона.

    ЮЦЗО-ФЕН-ЗУН удары правой и левой ногой.

    ЛУ-ДА-ГУНЬ удар ногой назад (удар осла).

    ШАН-ЦЗЯН блок рукой вверх.

    ЛОУТО сметающий блок ногой.

    ШИШИКО-ДАН сбив ногой вовнутрь.

    ШИЦЗЯ-ШОУ скрещенные руки.

    ХУ-КОУ- рука - пасть тигра.

    УДАЙ-ТУЙ боковой удар ногой.

    ДЕН-ТУЙ прямой удар пяткой.

    ТУЙ-ЧЖАН удар ладонью.

    ЧУНЬ-ЦЮАНЬ удар железный кулак.
    СТОЙКИ

    БИМБУ фронтальная стойка.

    МАБУ стойка всадника.

    ГНУНБУ стойка лучника.

    СЮЙБУ стойка пустая нога.

    ПУБУ стойка нижняя дракона.

    ДУЛИМБУ стойка на одной ноге.

    СЕБУ скрученная стойка (обезьяна в кустах).

    ГАЙБУ стойка ножницы.

    ЦЗЯН-ЧА продольный шпагат.

    ХЕН-ЧА поперечный шпагат.

    Теперь перейдем к секретам китайской медицины. Я хочу рассказать о секретах китайских пилюль, состав которых я приведу дальше. У китайцев немаловажную роль всегда играла их особая народная медицина, которая большей частью основана на природных компонентах и биоэнергетике организма. Секреты этой медицины идут из самых древних корней восточной цивилизации. Ведь известно что она самая древняя на земле. Развитие боевых искусств древнего востока и развитие медицины всегда шло бок о бок, ведь одно без другого немыслимо.
    ШАОЛИНЬСКИЕ ПИЛЮЛИ, ВОЗВРАЩАЮЩИЕ МОЛОДОСТЬ

    Берется по 120 грамм горца многоцветкового (сваренного в вине) и дерезы китайской, 120 грамм семян повилики китайской, 120 грамм плодов блестящей бирючины, 60 грамм черных семян кунжута восточного, 180 грамм дудника разнообразного, 240 грамм корня наперстянки обыкновенной, 120 грамм эклипты черной, 60 грамм женьшеня, 60 грамм пиона бело-цветкового, 60 грамм семян целозии серебристой, 180 грамм диоскореи японской, 60 грамм куркулиги орхидеи видной, 60 грамм семян кардамона, 60 грамм дендробиума благородного, 60 грамм чудесных дожей,30 грамм цедры. Все перемалывается в порошок, потом берется мед высшего качества и готовятся пилюли величиной с пулю, которые покрываются оболочкой из воска. Каждый раз применять по 1 - 2 пилюли (два раза в день, запивать холодной кипяченой водой). Можно применять в течение многих лет. Укрепляют печень и почки, восстанавливают естественный цвет волос, улучшают цвет лица, улучшают зрение и слух, укрепляют зубы. При применении нельзя есть свинину, масло и сало, сырое мясо и рыбу, острые блюда.
    ШАОЛИНЬСКИЙ ОТВАР ПЯТИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

    Берется 30 грамм диоскореи японской, 30 грамм суньшаньского женьшеня, 120 грамм соевых бобов, 30 грамм астрагала Хуан-чи, 120 грамм свежего корня наперстянки, 10 штук китайских фиников. Все за исключением фиников помещают в глиняный горшок и варят в течении 1-2 часов до тех пор, пока не останется одна чашка. Оставшуюся жидкость выпить в два приема, заедая финиками. В месяц применять 10 раз. Очень хорошее средство при занятиях боевыми искусствами, увеличивает энергетическую силу и способствует быстрому восстановлению организма при интенсивных занятиях.

    Это одна из составляющих кунг фу, видимая невооруженным глазом. Большинство ошибочно принимают ее за все кунг фу целиком. Многие мастера кунг фу часто поэтически называют внешнюю форму кунг фу его "телом".

    Двумя наиболее типичными проявлениями формы кунг фу являются приемы и их комбинации. Приемом называется определенное положение и/или движение рук, ног, головы и туловища человека. Иногда приемом может называться короткая серия определенных движений. Например, человек может широко раскинуть обе руки, поджать под себя правую ногу и резко выбросить ее вперед, внешним ребром стопы наружу. Вот такое действие называется приемом, известным в кунг фу как "Белый журавль расправляет крылья".

    Комбинации складываются из нескольких последовательно собранных приемов. Некоторые комбинации могут быть очень короткими и состоять примерно из 36 приемов. Комбинации, насчитывающие около 72 приемов, называются средними. Самые большие комбинации, как правило, насчитывают примерно 108 приемов.

    Для занятий кунг фу используется простая, свободная одежда/форма, лучше хлопчато-бумажная, и спортивная обувь (кроссовки, кеды и т.п.).

    Все приемы отбираются и складываются в устойчивые комбинации по следующим причинам:

    • для удобства запоминания. Это основная причина, из-за которой приемы кунг фу изучаются в цепочках комбинаций гораздо чаще, чем поодиночке, как это принято, например, в дзюдо;
    • ради боевого применения. Каждый конкретный прием используется в зависимости от той или иной конкретной боевой ситуации. Очевидно, что чисто технически большинство приемов гораздо удобнее выполнять именно в определенной четкой последовательности, в которую они сами собой сложились за многие века истории кунг фу;
    • для силовой тренировки. Неискушенные ученики нередко удивляются тому, что во многие комбинации кунг фу включаются целые серии приемов, не имеющих, как кажется на первый взгляд, реального боевого применения. Это делается именно для наращивания большей мускульной силы человека, повышающей эффективность всей комбинации.

    Старые опытные мастера кунг фу часто продолжают совершенствовать свое умение в различных, очень узких, почти личных стилях, выработанных ими и их предшественниками внутри общего направления кунг фу монастыря Шаолинь, таких как, например, "Стальная ладонь", "Не отбрасывающие тени удары ногами" или "Захваты и сжимания". Поэтому в некоторых комбинациях приемы подобраны специально для максимально эффективного использования возможностей конкретного стиля. Хорошим примером здесь может служить комбинация под названием "Пять обезьян".

    Вышеперечисленные принципы, по которым приемы складываются в комбинации, в реальном кунг фу могут комбинироваться друг с другом в любых возможных вариациях. Например, знаменитая комбинация "Приручение тигра", которая по своему прямому назначению является боевой, на начальном этапе включает в себя серию приемов, направленных исключительно на повышение физической силы и мощи.

    В процессе занятий кунг-фу уверенность приобретается, прежде всего потому, что человек, подчиняя Духу свое тело, учится им управлять. Владеть своим телом невозможно, не научившись контролировать свои чувства и мысли. Потому главным противником в кунг-фу являются слабости человека: вредные привычки, лень, сонливость. Для человека, интересующегося боевой стороной кунг-фу, должно быть ясно, что противостоять человеку, внутренне сильному, очень сложно. Внутренняя сила - это сила Духа. Главный смысл не в количестве приемов в арсенале бойца, а в качествах человека, ими владеющего.